12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Хлытина Татьяна Юрьевна286 Куратор печатного сборника «Сборник методических разработок и педагогических идей» |
Рабочая программа по географии, 8 класс, УМК: Баринова И.И.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | География 8 Баринова И.И. 70 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета, составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089,базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений. Под ред. И. И.Бариновой.- М: Дрофа, 2011 г.
В календарно–поурочный план по географии для 8 класса включен региональный компонент.
Основная цель регионального компонента в курсе «География России» 8 класса:
-создать у школьников целостное представление о своей малой Родине – Воронежской области;
-раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов;
-познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Воронежской области, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.
География Воронежской области изучается в конце раздела II «Природные комплексы России» (федеральная программа под редакцией И.В. Душиной).
Базовый учебник: Баринова И.И «География России. Природа» 8 кл.– М.: Дрофа, 2010.
Количество часов: всего 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников.
Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами
Содержание учебного материала.
№ темы | Название темы | Количество часов |
Тема 1. | Введение | (4 часа) |
Тема 2. | Пространство России | (5 часа) |
Тема 3. | Рельеф и недра России | ( 6часов) |
Тема 4. | Климат и климатические ресурсы | ( 5часов) |
Тема 5. | Внутренние воды и водные ресурсы | (4 часа) |
Тема 6. | Почва и почвенные ресурсы | ( 4часа) |
Тема 7. | Растительность и животный мир | (4 часа) |
Тема 8. | Природное районирование | ( 7часов) |
Тема 9 | Природа регионов России | (18 часов) |
Тема 10 | География Воронежской области – региональный компонент | ( 8 часов) |
Тема 11. | Человек и природа | (5 часов) |
Итого | 70 часов |
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класса ( 2часа в неделю, 70 часов в год)
п/п | Тема урока | Основной материал | Дополнительные средства обучения | Практическая работа. | Домашнее задание | Дата календарная | Фактич. | ||||||||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | |||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (4+5 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
4/4 | Что изучают в курсе „Природа России“. Источники географической информации. | Вводная часть. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Место и границы России на карте Евразии. Сухопутные и морские границы России. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | с.3-6§1 | |||||||||||||||||||||||||||||
5/5 | Географическое положение России. П.р «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран» | П/р «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран» | |||||||||||||||||||||||||||||||
6/6 | Моря, омывающие территорию России. | 12 морей России. Физико-географические характеристики морей. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §2 | |||||||||||||||||||||||||||||
7/7 | Россия на карте часовых поясов. П.р «Определение поясного времени для разных пунктов России» | Сколько часовых поясов на территории РФ, поясное и местное время, их роль в хозяйстве и жизни людей. | П/р «Определение поясного времени для разных Пунктов России» | §3 | |||||||||||||||||||||||||||||
8/8 | Как осваивали и изучали территорию России. | История освоения Российского государства, Русские путешественники и морепроходцы. Проходы русских в Западную Сибирь. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §4 | |||||||||||||||||||||||||||||
9/9 | Итоговый урок по теме | §1-4 | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/10 | Особенности рельефа России. | Основные формы рельефа | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §5 К/К с.38-39 З.:2,3 | |||||||||||||||||||||||||||||
2/11 | Геологическое летоисчисление | Геология- наука, изучающая горные породы, полезные ископаемые и внутреннее строение Земли. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §6 РТ с.9-10 З.:1-2 К/К с.38-39 | |||||||||||||||||||||||||||||
3/12 | Геологическое строение территории нашей страны. | Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. | §6, табл. | ||||||||||||||||||||||||||||||
4/13 | Минеральные ресурсы России. П.р. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.» | Минерально-сырьевая база, виды ресурсов. Горообразование, образование новых форм рельефа в эпоху древнего оледенения. | Физическая карта России, географический атлас | П/р Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений ПИ от строения земной коры. | §7 К/К с.40-41 З.:1-4§8 К/К с.38-39 З.:2,3 | ||||||||||||||||||||||||||||
5/14 | Развитие форм рельефа. | Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры. | §8, в.1-4 | ||||||||||||||||||||||||||||||
6/15 | Итоговый урок по теме | §1-8 | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА . КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ( 5 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/16 | От чего зависит климат нашей страны. | Формирование климата. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Области низкого и высокого давления | Физическая карта России, географический атлас 8кл., климатическая карта. | §9 | |||||||||||||||||||||||||||||
2/17 | Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. | §9 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3/18 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. | Влияние холодных арктических масс Характеристика типов климата. Полюс холодного Северного полушария. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. Климатическая карта России | §10 с.60-63 | |||||||||||||||||||||||||||||
4/19 | Типы климатов России. П.р. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.» | П/р «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории нашей страны» | §10-11 | ||||||||||||||||||||||||||||||
5/20 | Обобщающий урок по теме. Проверочная работа. | Суровость климата определенных территорий России | Климатическая карта России | §9-11 | |||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/21 | Разнообразие внутренних вод России. Реки. П.р. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.» | Равнинные и горные реки | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §12, К/К с.44-45 | |||||||||||||||||||||||||||||
2/22 | Озёра. Болота.Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. | Типы озер, покровные ледники, их формирование Экология водоемов. Использование вод, пути сохранения их качества и объёма. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §13§14 | |||||||||||||||||||||||||||||
3/23 | Водные ресурсы. Охрана вод. | §14 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4/24 | Обобщение темы П.р «Составление характеристики одной из рек России»» | §12-14 | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/25 | Образование почв и их разнообразие. | Строение и состав почвы | Схема учебника, рисунок | §15 | |||||||||||||||||||||||||||||
2/26 | Закономерности распространения почв. | Образование и распространение почвенного покрова Типы почв России | Почвенная карта, Физическая карта России, географический атлас 8кл | §16 | |||||||||||||||||||||||||||||
3/27 | Почвенные ресурсы России. | §17 | |||||||||||||||||||||||||||||||
4/28 | Обобщение темы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА . РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 часа) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/29 | Растительный мир России. | Разнообразие и распространение растительности | Карта растительного мира России | §18 | |||||||||||||||||||||||||||||
2/30 | Животный мир России | Разнообразие и распространение животного мира | Карта животного мира России | §18 | |||||||||||||||||||||||||||||
3/31 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. | Значение и охрана биологических ресурсов | Карты растительного и животного мира России | §19,К/К с.46-47 | |||||||||||||||||||||||||||||
4/32 | Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме | §20 | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА . ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/33 | Разнообразие ПК России. Природное районирование.. | Природные комплексы, их виды. Моря России – крупные ПК. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §21 | |||||||||||||||||||||||||||||
2/34 | Моря как крупные природные комплексы | §22 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3/35 | Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. | Зональность, связанная с широтой места. Крупные природные комплексы России – леса. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | П/р «Сравнительная характеристика двух природных зон России» | §23 | ||||||||||||||||||||||||||||
4/36 | Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. | §24 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5/37 | Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. | Характеристика данных природных комплексов. Горообразующий фактор. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §25 | |||||||||||||||||||||||||||||
6/38 | Высотная поясность. | §26 | |||||||||||||||||||||||||||||||
7/39 | Обобщение темы П.р. Сравнительная характеристика двух природных зон России. | П.р. Сравнительная характеристика двух природных зон России. | |||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА . ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (18 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/40 | Русская (Восточно-Европейская) равнина. | Географическое положение и особенности природы Охрана памятников природы.. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §27, К/К с.49,49,50§28 | |||||||||||||||||||||||||||||
2/41 | Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. | §28 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3/42 | Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. | Экология и охрана окружающей среды Образование и рост гор.. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §29, К/К с.51 | |||||||||||||||||||||||||||||
4/43 | Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России. | §30 | |||||||||||||||||||||||||||||||
5/44 | Природные комплексы Северного Кавказа. | Высотная поясность. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §31 | |||||||||||||||||||||||||||||
6/45 | Урал - „Каменный пояс“ земли Русской. | Старые горы России, географическое положение. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §32, К/К с.52 | |||||||||||||||||||||||||||||
7/46 | Своеобразие природы Урала. | Части Урала и своеобразие растительного и животного мира. Охрана окружающей среды. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §33 | |||||||||||||||||||||||||||||
8/47 | Природные уникумы. | §34, подготовить презентации по теме | |||||||||||||||||||||||||||||||
9/48 | Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. | Физическая карта России, географический атлас 8кл | §34 | ||||||||||||||||||||||||||||||
10/49 | Западносибирская низменность: особенности природы | Географическое положение и особенности природы | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §35, К/К с.53 | |||||||||||||||||||||||||||||
11/50 | . Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. | Минерально-сырьевая база Западной Сибири. | §36 | ||||||||||||||||||||||||||||||
12/51 | Восточная Сибирь: величие и суровость природы. | ГП. Состав территории, история освоения. Восточной Сибири. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §37, К/К с.54 | |||||||||||||||||||||||||||||
13/52 | Природные районы Восточной Сибири. | Районирование территории | §38 | ||||||||||||||||||||||||||||||
14/53 | Жемчужина Сибири- Байкал | Физическая карта России, географический атлас 8кл | §39 | ||||||||||||||||||||||||||||||
15/54 | Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. | Растительный и животный мир, минерально-сырьевая база ГП. Состав территории, история освоения. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §40, К/К с.55 | |||||||||||||||||||||||||||||
16/55 | Дальний Восток – край контрастов. | §41 | |||||||||||||||||||||||||||||||
17/56 | Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. | Районирование территории. Растительный и животный мир, минерально-сырьевая база | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | §42 | |||||||||||||||||||||||||||||
18/57 | Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | П/р «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России» | §43 | |||||||||||||||||||||||||||||
Тема. География Воронежской области – региональный компонент (8часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/58 | Географическое положение Воронежской области | Особенности географического положения Воронежской области. Влияние географического положения на жизнедеятельность населения. | Физическая карта России Воронежской области, географический атлас 8кл. | Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||
2/59 | Тектоническое и геологическое строение. | Особенности строения зеленой коры на территории Воронежской области. Минерально-сырьевая база. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Основные формы и типы рельефа Воронежской области. Влияние на рельеф строения земной коры и экзогенных процессов | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||
3/60 | Особенности рельефа и полезные ископаемые. | Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||||
4/61 | Климат. Агроклиматические ресурсы Воронежской области. | Факторы, определяющие особенности климата. Закономерности распределения основных элементов климата на территории Воронежской области. Неблагоприятные метеорологические условия. Климат города. Влияние климата на жизнь и деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Загрязнение атмосферного воздуха. | Климатическая карта России. | Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||
5/62 | Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области | Речная сеть Воронежской области, комплексная характеристика р. Обь. Озера, болота, подземные воды и особенности их размещения. Минеральные ресурсы озер и болот, возможности их использования. Влияние деятельности человека на водные ресурсы области. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||
6/63 | Почва и почвенные ресурсы области | Зональные типы почв. Мелиорация земель Воронежской области. Почвенные и земельные ресурсы, их экологическое состояние. Охрана почв. | Почвенная карта Воронежской области. | Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||
7/64 | Природные зоны. Особоохраняемые территории Воронежской области | Природная широтная зональность на территории Воронежской в области. Особенности размещения природных зон. Редкие и исчезающие растения и животные в Воронежской области. Особоохраняемые природные территории. Изменение природных зон под влиянием деятельности человека. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||
8/65 | Обобщающий урок. | Записи в тетр. | |||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 ч.) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/66 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | Экология и здоровье человека Охрана окружающей среды | §44 | ||||||||||||||||||||||||||||||
2/67 | Антропогенное воздействие на природу. | §45 | |||||||||||||||||||||||||||||||
3/68 | Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. | Восстановление природной среды. Экология городов и других населенных пунктов. | Физическая карта России, географический атлас 8кл. | П/р «Характеристика экологического состояния одного из регионов России» | §46-§47 | ||||||||||||||||||||||||||||
4/69 | Итоговый урок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
5/70 | Резерв |
Знания и умения обучающихся Тема 1. Введение |
Уметь использовать различные источники географической информации |
Тема 2. Пространство России
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ. |
Тема 3. Рельеф и недра России
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи. |
Тема 4. Климат и климатические ресурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. |
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ. |
Тема 6. Почва и почвенные ресурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель. |
Тема 7. Растительность и животный мир
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека. |
Тема 8. Природное районирование
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах. |
Тема 9 Природа регионов России
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека |
Тема 10 География Воронежской области – региональный компонент
Требования к уровню подготовки Обучающихся |
Называть и показывать территории, окружающие Воронежскую область. Оценивать особенности географического положения Воронежской бласти и влияние его на природные условия территории, жизнь и деятельность населения. Называть и показывать по карте виды полезных ископаемых, формы и типы рельефа. Оценивать зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и истории ее формирования; влияние геологического строения и экзогенных процессов на формирование современного рельефа. Описывать местные овраги и принимать участие в борьбе с ними. Прогнозировать изменение рельефа под влиянием антропогенного фактора. Называть и показывать на карте основные виды внутренних вод области. Описывать водный объект по карте, вести наблюдения за состоянием воды в реке, озере. Оценивать экологическое состояние водоемов и возможность их использования населением. Прогнозировать обеспеченность водными ресурсами Воронежской области в будущем. |
Тема 11. Человек и природа
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы. |
Литература:
Учебник: Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2008.
Дополнительная литература:
1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
3. Интернет – ресурсы.
4. Мультимедийные обучающие программы:
География 8 класс. Природа России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.