Рабочая программа по географии, 8 класс, УМК: Баринова И.И.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: |
География 8 Баринова И.И. 70 |
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета, составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089,базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
Авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений. Под ред. И. И.Бариновой.- М: Дрофа, 2011 г.
В календарно–поурочный план по географии для 8 класса включен региональный компонент.
Основная цель регионального компонента в курсе «География России» 8 класса:
-создать у школьников целостное представление о своей малой Родине – Воронежской области;
-раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов;
-познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Воронежской области, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.
География Воронежской области изучается в конце раздела II «Природные комплексы России» (федеральная программа под редакцией И.В. Душиной).
Базовый учебник: Баринова И.И «География России. Природа» 8 кл.– М.: Дрофа, 2010.
Количество часов: всего 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников.
Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:
- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);
- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;
- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».
Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами
Содержание учебного материала.
№ темы |
Название темы |
Количество часов |
Тема 1. |
Введение |
(4 часа) |
Тема 2. |
Пространство России |
(5 часа) |
Тема 3. |
Рельеф и недра России |
( 6часов) |
Тема 4. |
Климат и климатические ресурсы |
( 5часов) |
Тема 5. |
Внутренние воды и водные ресурсы |
(4 часа) |
Тема 6. |
Почва и почвенные ресурсы |
( 4часа) |
Тема 7. |
Растительность и животный мир |
(4 часа) |
Тема 8. |
Природное районирование |
( 7часов) |
Тема 9 |
Природа регионов России |
(18 часов) |
Тема 10 |
География Воронежской области – региональный компонент |
( 8 часов) |
Тема 11. |
Человек и природа |
(5 часов) |
Итого |
70 часов |
Календарно-тематическое планирование по географии 8 класса ( 2часа в неделю, 70 часов в год)
п/п |
Тема урока |
Основной материал |
Дополнительные средства обучения |
Практическая работа. |
Домашнее задание |
Дата календарная |
Фактич. |
||||||||||||||||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|||||||||||||||||||||||||||
ВВЕДЕНИЕ (4+5 ч.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||
4/4 |
Что изучают в курсе „Природа России“. Источники географической информации. |
Вводная часть. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Место и границы России на карте Евразии. Сухопутные и морские границы России. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
с.3-6§1 |
|||||||||||||||||||||||||||||
5/5 |
Географическое положение России. П.р «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран» |
П/р «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран» |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6/6 |
Моря, омывающие территорию России. |
12 морей России. Физико-географические характеристики морей. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§2 |
|||||||||||||||||||||||||||||
7/7 |
Россия на карте часовых поясов. П.р «Определение поясного времени для разных пунктов России» |
Сколько часовых поясов на территории РФ, поясное и местное время, их роль в хозяйстве и жизни людей. |
П/р «Определение поясного времени для разных Пунктов России» |
§3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
8/8 |
Как осваивали и изучали территорию России. |
История освоения Российского государства, Русские путешественники и морепроходцы. Проходы русских в Западную Сибирь. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§4 |
|||||||||||||||||||||||||||||
9/9 |
Итоговый урок по теме |
§1-4 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА. РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/10 |
Особенности рельефа России. |
Основные формы рельефа |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§5 К/К с.38-39 З.:2,3 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2/11
|
Геологическое летоисчисление |
Геология- наука, изучающая горные породы, полезные ископаемые и внутреннее строение Земли. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§6 РТ с.9-10 З.:1-2 К/К с.38-39
|
|||||||||||||||||||||||||||||
3/12 |
Геологическое строение территории нашей страны. |
Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. |
§6, табл. |
||||||||||||||||||||||||||||||
4/13 |
Минеральные ресурсы России. П.р. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.» |
Минерально-сырьевая база, виды ресурсов. Горообразование, образование новых форм рельефа в эпоху древнего оледенения. |
Физическая карта России, географический атлас |
П/р Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений ПИ от строения земной коры. |
§7 К/К с.40-41 З.:1-4§8 К/К с.38-39 З.:2,3 |
||||||||||||||||||||||||||||
5/14 |
Развитие форм рельефа. |
Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры. |
§8, в.1-4 |
||||||||||||||||||||||||||||||
6/15 |
Итоговый урок по теме |
§1-8 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА . КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ( 5 ч.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/16 |
От чего зависит климат нашей страны. |
Формирование климата. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Области низкого и высокого давления |
Физическая карта России, географический атлас 8кл., климатическая карта. |
§9 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2/17 |
Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны. |
§9 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3/18 |
Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны. |
Влияние холодных арктических масс Характеристика типов климата. Полюс холодного Северного полушария. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. Климатическая карта России |
§10 с.60-63 |
|||||||||||||||||||||||||||||
4/19 |
Типы климатов России. П.р. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.» |
П/р «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории нашей страны» |
§10-11 |
||||||||||||||||||||||||||||||
5/20 |
Обобщающий урок по теме. Проверочная работа. |
Суровость климата определенных территорий России |
Климатическая карта России |
§9-11 |
|||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/21 |
Разнообразие внутренних вод России. Реки. П.р. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.» |
Равнинные и горные реки |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§12, К/К с.44-45 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2/22 |
Озёра. Болота.Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. |
Типы озер, покровные ледники, их формирование Экология водоемов. Использование вод, пути сохранения их качества и объёма. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§13§14 |
|||||||||||||||||||||||||||||
3/23 |
Водные ресурсы. Охрана вод. |
§14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4/24 |
Обобщение темы П.р «Составление характеристики одной из рек России»» |
§12-14 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/25 |
Образование почв и их разнообразие. |
Строение и состав почвы |
Схема учебника, рисунок |
§15 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2/26 |
Закономерности распространения почв. |
Образование и распространение почвенного покрова Типы почв России |
Почвенная карта, Физическая карта России, географический атлас 8кл |
§16 |
|||||||||||||||||||||||||||||
3/27 |
Почвенные ресурсы России. |
§17 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4/28 |
Обобщение темы |
||||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА . РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 часа) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/29 |
Растительный мир России. |
Разнообразие и распространение растительности |
Карта растительного мира России |
§18 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2/30 |
Животный мир России |
Разнообразие и распространение животного мира |
Карта животного мира России |
§18 |
|||||||||||||||||||||||||||||
3/31 |
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. |
Значение и охрана биологических ресурсов |
Карты растительного и животного мира России |
§19,К/К с.46-47 |
|||||||||||||||||||||||||||||
4/32 |
Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме |
§20 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА . ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7ч.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/33 |
Разнообразие ПК России. Природное районирование.. |
Природные комплексы, их виды. Моря России – крупные ПК. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§21 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2/34 |
Моря как крупные природные комплексы |
§22 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3/35 |
Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра. |
Зональность, связанная с широтой места. Крупные природные комплексы России – леса. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
П/р «Сравнительная характеристика двух природных зон России» |
§23 |
||||||||||||||||||||||||||||
4/36 |
Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса. |
§24 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5/37 |
Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни. |
Характеристика данных природных комплексов. Горообразующий фактор. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§25 |
|||||||||||||||||||||||||||||
6/38 |
Высотная поясность. |
§26 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7/39 |
Обобщение темы П.р. Сравнительная характеристика двух природных зон России. |
П.р. Сравнительная характеристика двух природных зон России. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
ТЕМА . ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (18 ч.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/40 |
Русская (Восточно-Европейская) равнина. |
Географическое положение и особенности природы Охрана памятников природы.. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§27, К/К с.49,49,50§28 |
|||||||||||||||||||||||||||||
2/41 |
Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы. |
§28 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3/42 |
Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины. |
Экология и охрана окружающей среды Образование и рост гор.. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§29, К/К с.51 |
|||||||||||||||||||||||||||||
4/43 |
Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России. |
§30 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
5/44 |
Природные комплексы Северного Кавказа. |
Высотная поясность. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§31 |
|||||||||||||||||||||||||||||
6/45 |
Урал - „Каменный пояс“ земли Русской. |
Старые горы России, географическое положение. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§32, К/К с.52 |
|||||||||||||||||||||||||||||
7/46 |
Своеобразие природы Урала. |
Части Урала и своеобразие растительного и животного мира. Охрана окружающей среды. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§33 |
|||||||||||||||||||||||||||||
8/47 |
Природные уникумы. |
§34, подготовить презентации по теме |
|||||||||||||||||||||||||||||||
9/48 |
Природные уникумы. Экологические проблемы Урала. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл |
§34 |
||||||||||||||||||||||||||||||
10/49 |
Западносибирская низменность: особенности природы |
Географическое положение и особенности природы |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§35, К/К с.53 |
|||||||||||||||||||||||||||||
11/50 |
. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения. |
Минерально-сырьевая база Западной Сибири. |
§36 |
||||||||||||||||||||||||||||||
12/51 |
Восточная Сибирь: величие и суровость природы. |
ГП. Состав территории, история освоения. Восточной Сибири. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§37, К/К с.54 |
|||||||||||||||||||||||||||||
13/52 |
Природные районы Восточной Сибири. |
Районирование территории |
§38 |
||||||||||||||||||||||||||||||
14/53 |
Жемчужина Сибири- Байкал |
Физическая карта России, географический атлас 8кл |
§39 |
||||||||||||||||||||||||||||||
15/54 |
Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения. |
Растительный и животный мир, минерально-сырьевая база ГП. Состав территории, история освоения. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§40, К/К с.55 |
|||||||||||||||||||||||||||||
16/55 |
Дальний Восток – край контрастов. |
§41 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
17/56 |
Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы. |
Районирование территории. Растительный и животный мир, минерально-сырьевая база |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
§42 |
|||||||||||||||||||||||||||||
18/57 |
Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
П/р «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России» |
§43 |
|||||||||||||||||||||||||||||
Тема. География Воронежской области – региональный компонент (8часов) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/58 |
Географическое положение Воронежской области |
Особенности географического положения Воронежской области. Влияние географического положения на жизнедеятельность населения. |
Физическая карта России Воронежской области, географический атлас 8кл. |
Записи в тетр. |
|||||||||||||||||||||||||||||
2/59 |
Тектоническое и геологическое строение. |
Особенности строения зеленой коры на территории Воронежской области. Минерально-сырьевая база. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Основные формы и типы рельефа Воронежской области. Влияние на рельеф строения земной коры и экзогенных процессов |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
Записи в тетр. |
|||||||||||||||||||||||||||||
3/60 |
Особенности рельефа и полезные ископаемые. |
Записи в тетр. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
4/61 |
Климат. Агроклиматические ресурсы Воронежской области. |
Факторы, определяющие особенности климата. Закономерности распределения основных элементов климата на территории Воронежской области. Неблагоприятные метеорологические условия. Климат города. Влияние климата на жизнь и деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Загрязнение атмосферного воздуха. |
Климатическая карта России. |
Записи в тетр. |
|||||||||||||||||||||||||||||
5/62 |
Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области |
Речная сеть Воронежской области, комплексная характеристика р. Обь. Озера, болота, подземные воды и особенности их размещения. Минеральные ресурсы озер и болот, возможности их использования. Влияние деятельности человека на водные ресурсы области. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
Записи в тетр. |
|||||||||||||||||||||||||||||
6/63 |
Почва и почвенные ресурсы области |
Зональные типы почв. Мелиорация земель Воронежской области. Почвенные и земельные ресурсы, их экологическое состояние. Охрана почв. |
Почвенная карта Воронежской области. |
Записи в тетр. |
|||||||||||||||||||||||||||||
7/64 |
Природные зоны. Особоохраняемые территории Воронежской области |
Природная широтная зональность на территории Воронежской в области. Особенности размещения природных зон. Редкие и исчезающие растения и животные в Воронежской области. Особоохраняемые природные территории. Изменение природных зон под влиянием деятельности человека. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
Записи в тетр. |
|||||||||||||||||||||||||||||
8/65 |
Обобщающий урок. |
Записи в тетр. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 ч.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
1/66 |
Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека |
Экология и здоровье человека Охрана окружающей среды |
§44 |
||||||||||||||||||||||||||||||
2/67 |
Антропогенное воздействие на природу. |
§45 |
|||||||||||||||||||||||||||||||
3/68 |
Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России. |
Восстановление природной среды. Экология городов и других населенных пунктов. |
Физическая карта России, географический атлас 8кл. |
П/р «Характеристика экологического состояния одного из регионов России» |
§46-§47 |
||||||||||||||||||||||||||||
4/69 |
Итоговый урок. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5/70 |
Резерв |
Знания и умения обучающихся Тема 1. Введение |
Уметь использовать различные источники географической информации |
Тема 2. Пространство России
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ. |
Тема 3. Рельеф и недра России
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи. |
Тема 4. Климат и климатические ресурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации. Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей. |
Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ. |
Тема 6. Почва и почвенные ресурсы
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель. |
Тема 7. Растительность и животный мир
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека. |
Тема 8. Природное районирование
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах. |
Тема 9 Природа регионов России
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека |
Тема 10 География Воронежской области – региональный компонент
Требования к уровню подготовки Обучающихся |
Называть и показывать территории, окружающие Воронежскую область. Оценивать особенности географического положения Воронежской бласти и влияние его на природные условия территории, жизнь и деятельность населения. Называть и показывать по карте виды полезных ископаемых, формы и типы рельефа. Оценивать зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и истории ее формирования; влияние геологического строения и экзогенных процессов на формирование современного рельефа. Описывать местные овраги и принимать участие в борьбе с ними. Прогнозировать изменение рельефа под влиянием антропогенного фактора. Называть и показывать на карте основные виды внутренних вод области. Описывать водный объект по карте, вести наблюдения за состоянием воды в реке, озере. Оценивать экологическое состояние водоемов и возможность их использования населением. Прогнозировать обеспеченность водными ресурсами Воронежской области в будущем. |
Тема 11. Человек и природа
Требования к уровню подготовки обучающихся |
Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране. Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы. |
Литература:
Учебник: Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.
Используемый УМК:
1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2008.
Дополнительная литература:
1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.
2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.
3. Интернет – ресурсы.
4. Мультимедийные обучающие программы:
География 8 класс. Природа России.
Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.