12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хлытина Татьяна Юрьевна286
Куратор печатного сборника «Сборник методических разработок и педагогических идей»

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

География

8

Баринова И.И.

70

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета, составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии, федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004г. № 1089,базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.

Авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений. Под ред. И. И.Бариновой.- М: Дрофа, 2011 г.

В календарно–поурочный план по географии для 8 класса включен региональный компонент.

Основная цель регионального компонента в курсе «География России» 8 класса:

-создать у школьников целостное представление о своей малой Родине – Воронежской области;

-раскрыть своеобразие ее природных условий и ресурсов;

-познакомить учащихся с основными этапами заселения и освоения территории Воронежской области, условиями жизни и деятельности населения, с изменениями окружающей природы под воздействием антропогенного фактора.

География Воронежской области изучается в конце раздела II «Природные комплексы России» (федеральная программа под редакцией И.В. Душиной).

Базовый учебник: Баринова И.И «География России. Природа» 8 кл.– М.: Дрофа, 2010.

Количество часов: всего 70 часов из расчёта 2 часа в неделю.

Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников.

Изучение географии в 8 классе школы направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений:

- тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня);

- ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач;

- показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества».

Формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные и практические работы, географические диктанты, работы с контурными картами


 

Содержание учебного материала.

темы

Название темы

Количество часов

Тема 1.

Введение

(4 часа)

Тема 2.

Пространство России

(5 часа)

Тема 3.

Рельеф и недра России

( 6часов)

Тема 4.

Климат и климатические ресурсы

( 5часов)

Тема 5.

Внутренние воды и водные ресурсы

(4 часа)

Тема 6.

Почва и почвенные ресурсы

( 4часа)

Тема 7.

Растительность и животный мир

(4 часа)

Тема 8.

Природное районирование

( 7часов)

Тема 9

Природа регионов России

(18 часов)

Тема 10

География Воронежской области – региональный компонент

( 8 часов)

Тема 11.

Человек и природа

(5 часов)

Итого

 

70 часов

Календарно-тематическое планирование по географии 8 класса ( 2часа в неделю, 70 часов в год)

п/п

Тема урока

Основной материал

Дополнительные средства обучения

Практическая работа.

Домашнее задание

Дата

календарная

Фактич.

1

2

3

4

5

6

7

ВВЕДЕНИЕ (4+5 ч.)

1/1

Повторение курса 7 класса

           

2/2

Повторение курса 7 класса

           

3/3

Контрольная работа

           

4/4

Что изучают в курсе „Природа России“. Источники географической информации.

Вводная часть. Роль географической информации в решении социально-экономических и экологических проблем страны. Место и границы России на карте Евразии. Сухопутные и морские границы России.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

с.3-6§1

   

5/5

Географическое положение России.

П.р «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран»

   

П/р «Характеристика ГП России. Сравнение ГП России с ГП других стран»

     

6/6

Моря, омывающие территорию России.

12 морей России. Физико-географические характеристики морей.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§2

   

7/7

Россия на карте часовых поясов.

П.р «Определение поясного времени для разных пунктов России»

Сколько часовых поясов на территории РФ, поясное и местное время, их роль в хозяйстве и жизни людей.

 

П/р «Определение поясного времени для разных Пунктов России»

§3

   

8/8

Как осваивали и изучали территорию России.

История освоения Российского государства, Русские путешественники и морепроходцы. Проходы русских в Западную Сибирь.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§4

   

9/9

Итоговый урок по теме

     

§1-4

   

ТЕМА.

РЕЛЬЕФ, ГЕОЛОГИЧЕСКОЕ СТРОЕНИЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ (6 ч.)

1/10

Особенности рельефа России.

Основные формы рельефа

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§5 К/К с.38-39 З.:2,3

   

2/11


 

Геологическое летоисчисление

Геология- наука, изучающая горные породы, полезные ископаемые и внутреннее строение Земли.

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины. Геологическое строение территории России.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§6 РТ с.9-10 З.:1-2

К/К с.38-39


 

   

3/12

Геологическое строение территории нашей страны.

Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Горы и равнины.

   

§6, табл.

   

4/13

Минеральные ресурсы России.

П.р. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.»

Минерально-сырьевая база, виды ресурсов. Горообразование, образование новых форм рельефа в эпоху древнего оледенения.

Физическая карта России, географический атлас

П/р Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений ПИ от строения земной коры.

§7 К/К с.40-41 З.:1-4§8 К/К с.38-39 З.:2,3

   

5/14

Развитие форм рельефа.

Развитие форм рельефа под влиянием внутренних и внешних процессов. Движение земной коры.

   

§8, в.1-4

   

6/15

Итоговый урок по теме

     

§1-8

 

ТЕМА

. КЛИМАТ И КЛИМАТИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ( 5 ч.)

1/16

От чего зависит климат нашей страны.

Формирование климата. Климатообразующие факторы. Влияние географического положения на климат. Солнечная радиация и радиационный баланс. Области низкого и высокого давления

Физическая карта России, географический атлас 8кл., климатическая карта.

 

§9

   

2/17

Атмосферные фронты, циклоны, антициклоны.

     

§9

   

3/18

Закономерности распределения тепла и влаги на территории нашей страны.

Влияние холодных арктических масс Характеристика типов климата. Полюс холодного Северного полушария.

Физическая карта России, географический атлас 8кл. Климатическая карта России

 

§10 с.60-63

   

4/19

Типы климатов России.

П.р. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.»

   

П/р «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков на территории нашей страны»

§10-11

   

5/20

Обобщающий урок по теме. Проверочная работа.

Суровость климата определенных территорий России

Климатическая карта России

 

§9-11

   

ТЕМА

ВНУТРЕННИЕ ВОДЫ И ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

1/21

Разнообразие внутренних вод России. Реки.

П.р. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования.»

Равнинные и горные реки

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§12, К/К с.44-45

   

2/22

Озёра. Болота.Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

Типы озер, покровные ледники, их формирование Экология водоемов. Использование вод, пути сохранения их качества и объёма.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§13§14

   

3/23

Водные ресурсы. Охрана вод.

     

§14

   

4/24

Обобщение темы

П.р «Составление характеристики одной из рек России»»

     

§12-14

   

ТЕМА

ПОЧВА И ПОЧВЕННЫЕ РЕСУРСЫ (4 ч.)

1/25

Образование почв и их разнообразие.

Строение и состав почвы

Схема учебника, рисунок

 

§15

   

2/26

Закономерности распространения почв.

Образование и распространение почвенного покрова Типы почв России

Почвенная карта, Физическая карта России, географический атлас 8кл

 

§16

   

3/27

Почвенные ресурсы России.

     

§17

   

4/28

Обобщение темы

           

ТЕМА .

РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР. БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ (4 часа)

1/29

Растительный мир России.

Разнообразие и распространение растительности

Карта растительного мира России

 

§18

   

2/30

Животный мир России

Разнообразие и распространение животного мира

Карта животного мира России

 

§18

   

3/31

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира.

Значение и охрана биологических ресурсов

Карты растительного и животного мира России

 

§19,К/К с.46-47

   

4/32

Природно-ресурсный потенциал России. Итоговое обобщение по теме

     

§20

   

ТЕМА .

ПРИРОДНОЕ РАЙОНИРОВАНИЕ (7ч.)

1/33

Разнообразие ПК России. Природное районирование..

Природные комплексы, их виды. Моря России – крупные ПК.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§21

   

2/34

Моря как крупные природные комплексы

     

§22

   

3/35

Природные зоны России. Арктические пустыни, тундра, лесотундра.

Зональность, связанная с широтой места.

Крупные природные комплексы России – леса.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

П/р «Сравнительная характеристика двух природных зон России»

§23

   

4/36

Разнообразие лесов России: тайга, смешанные и широколиственные леса.

     

§24

   

5/37

Безлесные зоны на юге России: степи, полупустыни и пустыни.

Характеристика данных природных комплексов.

Горообразующий фактор.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§25

   

6/38

Высотная поясность.

     

§26

   

7/39

Обобщение темы

П.р. Сравнительная характеристика двух природных зон России.

   

П.р. Сравнительная характеристика двух природных зон России.

     

ТЕМА .

ПРИРОДА РЕГИОНОВ РОССИИ (18 ч.)

1/40

Русская (Восточно-Европейская) равнина.

Географическое положение и особенности природы Охрана памятников природы..

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§27, К/К с.49,49,50§28

   

2/41

Природные комплексы Русской равнины. Памятники природы.

     

§28

   

3/42

Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины.

Экология и охрана окружающей среды Образование и рост гор..

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§29, К/К с.51

   

4/43

Северный Кавказ – самые молодые и высокие горы России.

     

§30

   

5/44

Природные комплексы Северного Кавказа.

Высотная поясность.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§31

   

6/45

Урал - „Каменный пояс“ земли Русской.

Старые горы России, географическое положение.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§32, К/К с.52

   

7/46

Своеобразие природы Урала.

Части Урала и своеобразие растительного и животного мира. Охрана окружающей среды.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§33

   

8/47

Природные уникумы.

     

§34, подготовить презентации по теме

   

9/48

Природные уникумы. Экологические проблемы Урала.

 

Физическая карта России, географический атлас 8кл

 

§34

   

10/49

Западносибирская низменность: особенности природы

Географическое положение и особенности природы

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§35, К/К с.53

   

11/50

. Природные ресурсы Западной Сибири. Проблемы их освоения.

Минерально-сырьевая база Западной Сибири.

   

§36

   

12/51

Восточная Сибирь: величие и суровость природы.

ГП. Состав территории, история освоения. Восточной Сибири.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§37, К/К с.54

   

13/52

Природные районы Восточной Сибири.

Районирование территории

   

§38

   

14/53

Жемчужина Сибири- Байкал

 

Физическая карта России, географический атлас 8кл

 

§39

   

15/54

Природные ресурсы Восточной Сибири, проблемы их освоения.

Растительный и животный мир, минерально-сырьевая база ГП. Состав территории, история освоения.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§40, К/К с.55

   

16/55

Дальний Восток – край контрастов.

     

§41

   

17/56

Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы.

Районирование территории. Растительный и животный мир, минерально-сырьевая база

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

§42

   

18/57

Природные ресурсы Дальнего Востока, освоение их человеком

 

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

П/р «Оценка природных условий и ресурсов одного из регионов России»

§43

   
               

 

 

Тема.

География Воронежской области – региональный компонент (8часов)

1/58

Географическое положение Воронежской области

Особенности географического положения Воронежской области. Влияние географического положения на жизнедеятельность населения.

Физическая карта России Воронежской области, географический атлас 8кл.

 

Записи в тетр.

   

2/59

Тектоническое и геологическое строение.

Особенности строения зеленой коры на территории Воронежской области. Минерально-сырьевая база. Зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры. Основные формы и типы рельефа Воронежской области. Влияние на рельеф строения земной коры и экзогенных процессов

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

Записи в тетр.

   

3/60

Особенности рельефа и полезные ископаемые.

     

Записи в тетр.

   

4/61

Климат. Агроклиматические ресурсы Воронежской области.

Факторы, определяющие особенности климата. Закономерности распределения основных элементов климата на территории Воронежской области. Неблагоприятные метеорологические условия. Климат города. Влияние климата на жизнь и деятельность населения. Агроклиматические ресурсы. Загрязнение атмосферного воздуха.

Климатическая карта России.

 

Записи в тетр.

   

5/62

Внутренние воды и водные ресурсы Воронежской области

Речная сеть Воронежской области, комплексная характеристика р. Обь. Озера, болота, подземные воды и особенности их размещения. Минеральные ресурсы озер и болот, возможности их использования. Влияние деятельности человека на водные ресурсы области.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

Записи в тетр.

   

6/63

Почва и почвенные ресурсы области

Зональные типы почв. Мелиорация земель Воронежской области. Почвенные и земельные ресурсы, их экологическое состояние. Охрана почв.

Почвенная карта Воронежской области.

 

Записи в тетр.

   

7/64

Природные зоны. Особоохраняемые территории Воронежской области

Природная широтная зональность на территории Воронежской в области. Особенности размещения природных зон. Редкие и исчезающие растения и животные в Воронежской области. Особоохраняемые природные территории. Изменение природных зон под влиянием деятельности человека.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

 

Записи в тетр.

   

8/65

Обобщающий урок.

     

Записи в тетр.

   

РАЗДЕЛ IV. ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА (5 ч.)

1/66

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека

Экология и здоровье человека Охрана окружающей среды

   

§44

   

2/67

Антропогенное воздействие на природу.

     

§45

   

3/68

Рациональное природопользование. Экологическая ситуация в России.

Восстановление природной среды. Экология городов и других населенных пунктов.

Физическая карта России, географический атлас 8кл.

П/р «Характеристика экологического состояния одного из регионов России»

§46-§47

   

4/69

Итоговый урок.

           

5/70

Резерв

           


 

 

Знания и умения обучающихся

Тема 1. Введение

Уметь использовать различные источники географической информации

Тема 2. Пространство России

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь показывать и называть факторы, определяющие географическое положение России; показывать на карте крайние точки страны; показывать границы России и пограничные страны, оценивать значение границ для связей с другими странами; определять разницу во времени по карте часовых поясов, проводить примеры воздействия разницы во времени на жизнь населения; показывать на карте субъекты РФ.

Тема 3. Рельеф и недра России

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь читать тектоническую, геологическую карты, геохронологическую таблицу, выявлять взаимозависимость тектонических структур и форм рельефа, полезных ископаемых на основе сопоставления карт; показывать на карте основные формы рельефа, выявлять особенности рельефа страны, наносить их на контурную карту; определять, как рельеф влияет на жизнь людей; приводить примеры изменений в рельефе под влиянием различных факторов; показывать на карте и называть районы интенсивных тектонических движений; объяснять влияние рельефа на природу и жизнь людей; показывать месторождения полезных ископаемых; оценивать значимость полезных ископаемых для развития хозяйства, оценивать условия добычи.

Тема 4. Климат и климатические ресурсы

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать закономерности распределения суммарной солнечной радиации.

Уметь приводить примеры влияния климата на жизнь людей, сравнивать Россию с другими странами по получаемому количеству тепла; давать оценку климатических особенностей России; приводить примеры изменения погоды под влиянием циклонов, антициклонов, атмосферных фронтов; объяснять влияние разных типов воздушных масс, постоянных и пе6ременных ветров на климат территории; определять по картам температуры воздуха, количество осадков, объяснять закономерности их распределения в разных регионах России; называть и показывать климатические пояса и области, давать краткое описание типов погоды; давать оценку климатических условий для обеспечения жизни людей.

Тема 5. Внутренние воды и водные ресурсы

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь показывать реки России на карте; объяснять основные характеристики реки на конкретных примерах; приводить примеры использования реки в хозяйственных целях; показывать на карте озера, артезианские бассейны, области распространения вечной мерзлоты; приводить примеры хозяйственного использования поверхностных вод и негативного влияния на них человеческой деятельности; давать характеристику крупных озер страны и области; показывать на карте и объяснять значение каналов и водохранилищ.

Тема 6. Почва и почвенные ресурсы

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь объяснять понятия: земельные ресурсы, сельскохозяйственные угодья; называть факторы почвообразования; называть свойства основных типов почв; давать оценку типов почв с точки зрения их хозяйственного оценивания; объяснять необходимость охраны почв, рационального использования земель.

Тема 7. Растительность и животный мир

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь приводить примеры значения растительного мира в жизни людей, использования безлесных пространств человеком; перечислять ресурсы леса; объяснять причины изменения лугов, степей, тундры под влиянием человека; прогнозировать последствия уничтожения болот; объяснять значение животного мира в жизни человека.

 

Тема 8. Природное районирование

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь описывать природные условия и ресурсы природно-хозяйственных зон на основе чтения тематических карт; объяснять и приводить примеры рационального и нерационального природопользования; описывать виды хозяйственной деятельности людей в природных зонах.

 

Тема 9 Природа регионов России

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Уметь определять особенности географического положения, состав и особенности природы крупных регионов России. Объяснять зависимость природы района от географической широты, характера подстилающей поверхности, общей циркуляции атмосферы, зависимость характера рельефа от строения земной коры; закономерности развития растительного и животного мира территории; характеризовать и оценивать природные условия и природные ресурсы крупных природных регионов в жизни и деятельности человека

Тема 10 География Воронежской области – региональный компонент

Требования к уровню подготовки

Обучающихся

Называть и показывать территории, окружающие Воронежскую область. Оценивать особенности географического положения Воронежской бласти и влияние его на природные условия территории, жизнь и деятельность населения. Называть и показывать по карте виды полезных ископаемых, формы и типы рельефа. Оценивать зависимость размещения полезных ископаемых от строения земной коры и истории ее формирования; влияние геологического строения и экзогенных процессов на формирование современного рельефа. Описывать местные овраги и принимать участие в борьбе с ними. Прогнозировать изменение рельефа под влиянием антропогенного фактора. Называть и показывать на карте основные виды внутренних вод области. Описывать водный объект по карте, вести наблюдения за состоянием воды в реке, озере. Оценивать экологическое состояние водоемов и возможность их использования населением. Прогнозировать обеспеченность водными ресурсами Воронежской области в будущем.

Тема 11. Человек и природа

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Знать законы об охране природы; антропогенное воздействие на природу; рациональное природопользование, особо охраняемые территории, памятники Всемирного природного и культурного наследия в нашей стране.

Уметь объяснять значение природы в жизни и деятельности человека, роль географической науки в рациональном природопользовании; составлять географические прогнозы; анализировать экологические карты России; уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы.

 

Литература:

Учебник: Баринова И.И.. География России. Природа. – М.: Дрофа, 2008.

Используемый УМК:

1. Географический атлас. 8 класс. – М.: Дрофа,2008.

Дополнительная литература:

1.Алексеев А. И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа, 2007.

2.Дронов В. П., Баринова И. И., Ром В. Я., Лобджанидзе А. А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа 2004.

3. Интернет – ресурсы.

4. Мультимедийные обучающие программы:

География 8 класс. Природа России.

Библиотека электронных наглядных пособий по курсам географии.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.