Рабочая программа по географии для 6 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12 Г.ВОЛГОДОНСКА
__________________________________________________________________
«Утверждаю»
Директор МБОУ СШ №12
г.Волгодонска
_________________С.А.Симонихина
Приказ от31.08.2020.№142
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по географии
Уровень общего образования (класс) основного общее образование (ФГОС ООО),
6 класс
Количество часов: 65
Учитель: Симонихина Светлана Анатольевна (педагогический стаж – 41 лет)
Программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основногообщего образования и авторской программы А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, «Просвещение», Москва 2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 6класса составлена на основе нормативных документов:
· Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
· Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от17.12.2010 года №1897)
· Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждениясредней школы №12 г. Волгодонска на 2020-2021 год;
· Учебного плана МБОУ СШ №12 г.Волгодонска на 2020-2021 год
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 28.12.2018 г. № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Письмо Минобрнауки РФ от 07.05.2015 г. № НТ-530/08 «О примерных основных образовательных программах».
- Авторской программы линии «Полярная звезда». Авторы: А.И. Алексеев, Е.К. Липкина, В.В. Николина, «Просвещение», Москва 2016 г.
Рабочая программа по географии 6 класса составлена в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по географии.
В программе соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования, в том числе и в использовании основных видов учебной деятельности обучающихся.
Вклад географии как учебного предмета в достижение целей основного общего образования трудно переоценить. География – предмет, содержание которого одновременно охватывает в единстве и во взаимосвязи многие аспекты естественного и гуманитарно-общественного научного знания. Такое положение географии обеспечивает формирование у обучающихся:
- комплексного представления о географической среде как среде обитания (жизненном пространстве) человечества на основе их ознакомления с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях;
- целостного восприятия мира в виде взаимосвязанной иерархии природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определённым законам;
- умений ориентироваться в пространстве на основе специфических географических средств (план, карта и т.д.), а также использовать географические знания для организации своей жизнедеятельности;
- умений организации собственной жизни в соответствии с гуманистическими, экологическими, демократическими и другими принципами как основными ценностями географии;
- предпрофильной ориентации.
Общая характеристика учебного предмета
География в 6 классе основной школы формирует у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, об основных закономерностях развития природы, об особенностях и о динамике главных природных, экологических, социально-экономических, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия природы и общества, об адаптации человека к географическим условиям проживания.
Целями изучения географии в 6 классе основной школы являются:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- формирование целостного географического образа планеты Земля на разных его уровнях (планета в целом, территории материков, России, своего региона и т.д.);
- понимание особенностей взаимодействия человека и природы на современном этапе его развития с учётом исторических факторов;
- познание основных природных, экологических процессов и закономерностей, происходящих в географическом пространстве России и мира;
- формирование системы интеллектуальных, практических, универсальных учебных, оценочных, коммуникативных умений, обеспечивающих безопасное, социально и экологически целесообразное поведение в окружающей среде;
- формирование общечеловеческих ценностей, связанных с пониманием значимости географического пространства для человека, с заботой о сохранении окружающей среды для жизни на Земле;
- формирование опыта жизнедеятельности через усвоенные человечеством научные общекультурные достижения (карта, космические снимки, путешествия, наблюдения, традиции, использование приборов и техники), способствующие изучению, освоению и сохранению географического пространства;
- формирование опыта ориентирования в географическом пространстве с помощью различных способов (план, карта, приборы, объекты природы и др.), обеспечивающих реализацию собственных потребностей, интересов, проектов;
- формирование опыта творческой деятельности по реализации познавательных, социально-коммуникативных потребностей на основе создания собственных географических продуктов (схемы, проекты, карты, презентации);
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.
Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.
Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.
Содержание учебника для 5—6 классов нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородности и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо-картографических знаний и умений, позволяющих осознать, что план и карта — выдающиеся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.
Место предмета в учебном плане
На изучение географии в 6 классе отводится 2 часа в неделю, курс рассчитан на 70 часов. Рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса составлена в соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий МБОУ СШ№12 г Волгодонска на 2020-2021 учебный год и будет реализована в 6 классе за счёт блочной подачи материала и уроков повторения учебная программа по географии в 6 классе выполняется в полном объеме.
В рабочую программу включается материал по использованию электронного обучения на учебно-образовательном портале «ЯКласс» и др. Электронное и смешанное обучение направлено на формирование мобильной среды в рамках реализации ФГОС общего образования.
1. Планируемые результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами являются:
• готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;
• сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание;
• способность ставить цели и строить жизненные планы;
• способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;
• знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегаюших технологий;
• реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
Личностные УУД:
• понимать смысл своей деятельности;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Регулятивные УУД:
• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
• выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
• составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
• работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии опенки.
Познавательные УУД:
• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выявлять причины и следствия простых явлений;
• осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
• строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
• создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
• составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
• выделять все уровни текстовой информации;
• уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
• овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
Коммуникативные УУД:
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
- понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственного, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
- уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметные результаты
Осознание роли географии в познании окружающего мира:
• объяснять роль различных источников географической информации.
Освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
• объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
• объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
• выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
• определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
• различать видовое разнообразие компонентов природы в пределах географической оболочки;
• выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
• выделять причины стихийных явлений в геосферах;
• использование географических умений:
• находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
• составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
• применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы;
• использование карт как моделей;
• определять на карте местоположение географических объектов.
Понимание смысла собственной деятельности:
• формулировать свое отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
• использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
• приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
В результате изучения географии ученик должен знать/понимать
- основные географические понятия и термины; различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
- уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их экологических проблем;
- приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды,
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;
- учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Тема1. Земля как планета (5 часов)
Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса.
Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты.
Персоналии: Клайд Томбо.
Тема2. Географическая карта (15 часов)
Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека.
Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки.
Тема3. Литосфера (10часов)
Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм.
Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана.
Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы.
Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы.
Тема4. Атмосфера (10часов)
Атмосфера: ее состав, строение и значение. Нагревание земной поверхности и воздуха. Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды.
Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям.
Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат.
Тема5. Гидросфера (10часов)
Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо действие океана с атмосферой и сушей.
Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные).
Основные понятия: гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.
Тема6. Биосфера (10 часов)
Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. Приспособление живых организмов к среде обитания в разных природных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП.
Основные понятия: биосфера, Красная книга.
Персоналии: В.П.Вернадский
Тема 7. Почва и геосфера (10 часов)
Почва как особое природное образование. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке.
Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Географическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека.
Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности.
Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский.
3.Тематическое планирование по географии 6 класс
№п.п. | Тема | Количество часов | |
всего | практ.р. | ||
1. | Введение. Что такое география. | 3 | |
Земля, как планета. | 8 | 2 | |
2. | Географическая карта | 9 | 3 |
3. | Литосфера. | 9 | 1 |
4. | Атмосфера. | 11 | 2 |
5. | Гидросфера. | 9 | 3 |
6. | Биосфера. | 4 | 1 |
7. | Почва и географическая оболочка | 7 | 3 |
8 | Обобщающее повторение курсу «География. Начальный курс». | 9 |
Календарно-тематическое планирование по географии 6 класс
№ п/п | Тема раздела, урока | Дата проведения | Элементы содержания | Формируемое понятие | Номенклатура | Материал учебника |
1. | Введение. Что такое география. | 01.09.2020 | География как наука. Предмет географии. Источники получения географических знаний. Развитие географических знаний человека о Земле. Выдаю щиеся географические открытия и путешествия. Путешественники древности. Открытие морского пути в Индию. Первое кругосветное плавание. Русские кругосветки. Открытие Антарктиды русскими моряками. | География как наука | №1 | |
2. | Из истории географических открытий. | 04.09.2020 | №2 | |||
3. | Обобщающий урок по теме «Введение» | 08.09.2020 | ||||
4 | Тема1.: Земля как планета. Планеты Солнечной системы. | 11.09.2020 | Солнечная система. Планеты Солнечной системы. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Форма, размеры и движения Земли. Суточное вращение вокруг своей оси и годовое вращение вокруг Солнца, их главные следствия. Дни равноденствий и солнцестояний. Тропики и полярные круги. Градусная сеть, система географических координат. Распределение света и тепла на поверхности Земли. Тепловые пояса. | Основные понятия: Солнечная система, эллипсоид, природные циклы и ритмы, глобус, экватор, полюс, меридиан, параллель, географическая широта, географическая долгота, географические координаты. | №3 | |
5 | Форма, размеры и движение Земли | 15.09.2020 | №4 | |||
6 | Система географических координат. Практ. работа №1. Обучение определению направлений по карте; определение географических координат по глобусу и карте. | 18.09.2020 | №5 | |||
7 | Времена года. | 22.09.2020 | ||||
8 | Практ. работа №2. Организация и обучение приёмам учебной работы: наблюдение за погодой , измерение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу. | 25.09.2020 | №6 | |||
9 | Пояса освещённости. | 29.10.2020 | ||||
10 | Обобщающий урок по теме «Земля как планета» | 06.10.2020 | №7 | |||
11 | Тема 2: Географическая карта. ТУЗ по теме: Земля как планета. | 09.10.2020 | Способы изображения местности. Ориентирование на местности, определение направлений. Азимут. Способы определения расстояний на местности, их изображение. Масштаб. Условные знаки: значки, качественный фон, изолинии и ареалы. Абсолютная и относительная высота. Изображение рельефа: изолинии, бергштрихи, послойная окраска. Понятие о географической карте, различие карт по масштабу. Шкала высот и глубин. Географические координаты. Понятие о плане местности. Составление простейших планов местности. Значение планов и карт в практической деятельности человека. | Основные понятия: географическая карта, план местности, стороны света, румбы, масштаб, легенда карты, горизонтали, условные знаки. | №8 | |
12 | Масштаб карты. | 13.10.2020 | №9 | |||
13 | Виды условных знаков. Практ. работа №3. Топографический диктант. | 16.10.2020 | №10 | |||
14 | Стороны горизонта. | 20.10.2020 | №11 | |||
15 | Практ. работа №4. Ориентирование на местности. | 23.10.2020 | ||||
16 | Практ. работа №5. Изображение рельефа на карте. | 06.11.2020 | №12 | |||
17 | Определение объектов местности по плану , направлений и расстояний. | 09.11.2020 | ||||
18 | Обобщающий урок по теме «Географическая карта» | 13.11.2020 | ||||
19 | Тема 3: Литосфера. Строение земного шара. | 16.11.2020 | Внутреннее строение Земного шара: ядро, мантия, литосфера, земная кора. Земная кора – верхняя часть литосферы. Материковая и океаническая земная кора. Способы изучения земных недр. Горные породы, слагающие земную кору: магматические, осадочные и метаморфические. Полезные ископаемые, основные принципы их размещения. Внутренние процессы, изменяющие поверхность Земли. Виды движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Основные формы рельефа суши: горы и равнины, их различие по высоте. Внешние силы, изменяющие поверхность Земли: выветривание, деятельность текучих вод, деятельность подземных вод, ветра, льда, деятельность человека. Рельеф дна Мирового океана. Особенности жизни, быта и хозяйственной деятельности людей в горах и на равнинах. Природные памятники литосферы. | Основные понятия: земное ядро, мантия (нижняя, средняя и верхняя), земная кора, литосфера, горные породы (магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические). Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, вулкан и его составные части, полезные ископаемые (осадочные и магматические). Рельеф, горы, равнины, выветривание, внешние и внутренние силы, формирующие рельеф, техногенные процессы. |
| №13 |
20 | Виды горных пород. | 20.11.2020 | №14 | |||
21 | Полезные ископаемые. | 23.11.2020 | №15 | |||
22 | Движения земной коры. | 27.11.2020 | №16 | |||
23 | Выветривание горных пород. | 30.11.2020 | № 17 | |||
24 | Рельеф суши и дна океана. Практ. работа №6. Обозначение на контурной карте названных объектов рельефа. | 04.12.2020 | ||||
25 | Обобщающий урок по теме «Литосфера» | 07.12.2020 | ||||
26 | Тема 4: Атмосфера. Строение атмосферы. | 11.12.2020 | Температура воздуха. Особенности суточного хода температуры воздуха в зависимости от высоты солнца над горизонтом. Атмосферное давление. Ветер и причины его возникновения. Бриз. Влажность воздуха. Туман. Облака. Атмосферные осадки. Погода, причины ее изменения, предсказание погоды. Климат и климатообразующие факторы. Зависимость климата от географической широты и высоты местности над уровнем моря Адаптация человека к климатическим условиям. | Основные понятия: атмосфера, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы, тепловые пояса, атмосферное давление, ветер, конденсация водяного пара, атмосферные осадки, погода, воздушные массы, климат. | №18 | |
27 | Температура воздуха. | 14.12.2020 | №19 | |||
28 | . Температура воздуха. К.Р. | 18.12.2020 | №20 | |||
Атмосферное давление | 21.12.2020 | |||||
29 | Движение воздуха. | 25.12.2020 | №21 | |||
30 | Практ. работа №7 Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков. | 28.12.2020 | №22 | |||
31 | Вода в атмосфере. | 11.01.2021 | №23 | |||
32 | Погода. Климат. | 15.01.2021 | №24 | |||
33 | Практ. работа №8 «Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовка облаков, описание наблюдаемой погоды» | 18.01.2021 | №25 | |||
34 | Обобщающий урок по теме «Атмосфера» | 22.01.2021 | ||||
35 | Тема 5: Гидросфера. Единство гидросферы. | 25.01.2021 | Гидросфера и ее состав. Мировой круговорот воды. Значение гидросферы. Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Виды морей: окраинные, внутренние и межостровные. Движения воды в океане. Течения. Взаимо действие океана с атмосферой и сушей. Воды суши. Подземные воды (грунтовые, межпластовые, артезианские), их происхождение , условия залегания и использования. Реки: горные и равнинные. Речная система, бассейн, водораздел. Пороги и водопады. Озера проточные и бессточные. Болота. Природные льды: многолетняя мерзлота, ледники (горные и покровные). | гидросфера, Мировой океан, круговорот воды, внутренние и окраинные моря, заливы, грунтовые, межпластовые и артезианские воды, речная система, исток, устье, русло и бассейн реки, проточные и бессточные озера, ледники, айсберги, многолетняя мерзлота. |
Озера: Каспийское, Аральское, Байкал, Ладожское, Виктория, Танганьика, Великие Американские озера. | №26 |
36 | Мировой океан. | 29.01.2021 | №27 | |||
37 | Практ. работа №9. Определение географического положения объектов. | 01.02.2021 | №28 | |||
38 | Воды суши: реки и озёра. | 05.02.2021 | ||||
39 | Практ. работа №10 «Описание по карте одной из крупнейших рек Земли» | 08.02.2021 | ||||
40 | Воды суши: подземные воды и природные льды. | 12.02.2021 | ||||
41 | Практ. работа №11 «Определение окраинных, внутренних и межостровных морей» | 15.02.2021 | ||||
42 | Обобщающий урок по теме «Гидросфера» | 19.02.2021 | ||||
43 | Тема 6: Биосфера. Царства живой природы. | 22.02.2021 | Царства живой природы и их роль в природе Земли. Разнообразие животного и растительного мира. При способление живых организмов к среде обитания в разных природ ных зонах. Взаимное влияние живых организмов и неживой природы. Охрана органического мира. Красная книга МСОП . | Основные понятия: биосфера, Красная книга. Персоналии: В.П.Вернадский | №29 | |
44 | Биосфера и охрана природы. | 26.02.2021 | №30 | |||
45 | Практ. работа №12 «Ознакомление с наиболее распространёнными растениями и животными своей местности» | 01.03.2021 | ||||
46 | Обобщающий урок по теме «Биосфера» | 05.03.2021 | ||||
47 | Тема 7: Почва и геосфера. Почва. | 12.03.2021 | Почва как особое природное образова ние. Плодородие - важнейшее свойство почвы. Условия образования почв разных типов. Понятие о географической оболочке. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Взаимосвязь между всеми элементами географической оболочки: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Закон географической зональности, высотная поясность. Природные зоны земного шара. Геогра фическая оболочка как окружающая человека среда, ее изменения под воздействием деятельности человека. | Основные понятия: почва, плодородие, природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера, закон географической зональности. Персоналии: В.В. Докучаев, В.П. Вернадский. | №31 | |
48 | Практ. работа №13 «Изучение строения почвы на местности» | 15.03.2021 | ||||
49 | Природный комплекс. | 19.03.2021 | №32 | |||
50 | Природные зоны. | 29.03.2021 | №33 | |||
51 | Практ. работа №14 «Описание природных зон Земли» | 02.04.2021 | ||||
52 | Практ. работа №15 «Описание изменений природы в результате хозяйственной деятельности человека» | 05.04.2021 | ||||
53 | Обобщающий урок по теме «Почва и геосфера» | 09.04.2021 | ||||
54 | Тема «Население Земли» Человечество – единый биологический вид | 12.04.2021 | ||||
55 | Численность населения Земли | 16.04.2021 | ||||
56 | Основные типы населенных пунктов | 19.04.2021 | ||||
57 | Человек – часть биосферы | 23.04.2021 | ||||
58 | Обобщающий урок по теме «Население Земли» | 26.04.2021 | ||||
59 | Стихийные природные явления | 30.04.2021 | ||||
60 | Стихийные природные явления | 07.05.2021 | ||||
61 | Обобщение-повторение темы «Географическая карта» | 14.05.2021 | ||||
62 | Обобщение-повторение темы «Атмосфера» | 17.05.2021 | ||||
63 | Обобщение-повторение темы «Гидросфера» | 21.05.2021 | ||||
64 | Обобщение-повторение темы «Почвы» | 24.05.2021 | ||||
65 | Обобщение-повторение темы «Биосфера» | 28.05.2021 |
Критерии оценивание на уроках географии
Оценка "5" ставится, если ученик:
; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами;
- Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне;
- Хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
- Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов;
- Ответ самостоятельный;
- Наличие неточностей в изложении географического материала;
- Понимание основных географических взаимосвязей;
- Знание карты и умение ей пользоваться;
- При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
-Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
- Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
- Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Оценка "2" ставится, если ученик:
- Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
- Не делает выводов и обобщений.
- Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
- Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
- При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Виды деятельности на уроках ГЕОГРАФИИ
1. Проведение экскурсий (реальных и виртуальных), наблюдений, анализ полученных данных об изученной территории, составление отчета.
2. Введение в урок анализа реальных жизненных ситуаций3.Выполнение обучающимися опережающего домашнего задания. Такая работа выполняется самостоятельно с использованием дополнительных источников информации.
5. Задание представляется в виде рефератов, творческих работ, картосхем и представляется для обсуждения всему классу.
6.Работа литературно-географического лектория. Развивается память, культура речи, коммуникабельность, умение отстоять свою точку зрения.
7. Проведение собственных исследований, определение результатов, формулирование выводов, оформление работ, их презентация.
8. Работа в группах (работа в парах,в малых группах, ролевая игра, дискуссия)
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания Методического совета МБОУ СШ №12 г. Волгодонска От 31.08.2020года № Руководитель МС ___________________________ | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________Н.С.Гноинская «31»08. 2020г. |