Рабочая программа по географии (5 класс, УМК А.А. Летягин)
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии 5 класс разработана на основе авторской программы (А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя – М.: Вентана – Граф, 2018) и основной образовательной программы основного общего образования АНОО «Гимназия города Ступино». Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. – М.: «Вентана – Граф», 2019. Летягин А.А.
В системе предметов общеобразовательной школы курс география представлен в предметной области «Общественно-научные предметы». Назначение предмета «География» в основной школе состоит в формировании научной картины мира, а уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общеобразовательных ветвей знания. Географическое образование обеспечивает у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.
«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.
Рабочая программа по географии ориентирована на обучающихся 5-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год и включает в себя региональный компонент через изучение отдельных тем курса и практические работы.
Система оценивания результатов освоения курса.
1 |
Входной контроль |
Тестирование |
2 |
Промежуточный контрольный |
Выполнение практических работ, заполнение контурных карт, устные ответы, знание географической номенклатуры, выполнение географических диктантов. |
3 |
Итоговый контроль |
Тестирование |
Количество практических работ:
1 триместр |
2 триместр |
3 триместр |
ВСЕГО |
1 |
3 |
1 |
5 |
2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Личностные результаты изучения географии начальный курс:
Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.
Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:
- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;
- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;
- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;
- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;
- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметные результаты изучения географии начальный курс:
Источники географической информации
Обучающийся научится:
• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
• строить простые планы местности;
• создавать простейшие географические карты различного содержания;
• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
Природа Земли и человек
Обучающийся научится:
• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
Обучающийся получит возможность научиться:
• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;
• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС»
Введение. Географическое познание нашей планеты.
Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.
Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.
Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы.
Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.
Раздел 2. Геосферы Земли.
Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.
Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.
Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.
Пр. р. №3 Определение по карте географического положения гор и равнин.
Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности
Практическая работа №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.
Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.
Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.
Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.
Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.
Практическая работа №5 Определение по картам географических объектов.
Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.
Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.
Практическая работа №6 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 КЛАСС
№п/п |
Наименование раздела / темы |
Кол-во часов |
1 |
Введение (2 часа) |
2 |
2 |
Раздел I. Земля как планета Солнечной системы (5 часов) |
5 |
3 |
Раздел II. Геосферы Земли (28 часов) Внутреннее строение Земли (10 часов) Атмосфера Водная оболочка Земли Биосфера |
28 10 6 5 7 |
Итого |
35 |
Приложение к рабочей программе по географии 5 класс на 2018-2019 учебный год
5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
География. Начальный курс. 5 класс
(1ч в неделю, всего 35 ч., из них 1 резервный час)
№ урока |
Наименование темы |
Дата проведения |
|
по плану |
фактически |
||
1 триместр (8 часов) |
|||
Введение (2 часа) |
|||
1/1 |
География – одна из наук о планете Земля. |
3.09.18-07.09.18 |
|
2/2 |
Наблюдение – метод географической науки. Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона |
10.09.18-14.09.18 |
|
Раздел I. Земля как планета Солнечной системы (5 часов) |
|||
3/1 |
Земля среди других планет Солнечной системы |
17.09.18-21.09.18 |
|
4/2 |
Движение Земли по около солнечной орбите |
24.09.18-28.09.18 |
|
5/3 |
Движение Земли по около солнечной орбите |
01.10.18-05.10.18 |
|
6/4 |
Пояса освещённости. Суточное вращение Земли |
08.10.18-12.10.18 |
|
7/5 |
Обобщающее повторение по разделу «Земля как планета Солнечной системы». |
15.10.18-19.10.18 |
|
Раздел II. Геосферы Земли(28 часов) |
|||
Внутреннее строение Земли (10 часов) |
|||
8/1 |
Слои «твёрдой» Земли |
22.10.18-26.10.18 |
|
2 триместр (13 часов) |
|||
9/2 |
Вулканы Земли. Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит. |
07.11.18-09.11.18 |
|
10/3 |
Из чего состоит земная кора. |
12.11.18-16.11.18 |
|
11/4 |
Из чего состоит земная кора. |
19.11.18-23.11.18 |
|
12/5 |
Строение земной коры. Землетрясения |
26.11.18-30.11.18 |
|
13/6 |
Рельеф земной поверхности. |
03.12.18-07.12.18 |
|
14/8 |
Практическая работа №3 Определение по карте географического положения гор и равнин. |
10.12.18-14.10.18 |
|
15/9 |
Человек и литосфера. |
17.12.18-21.12.18 |
|
16/10 |
Обобщающее повторение по теме «Внутренне строение Земли» |
24.12.18-28.12.18 |
|
Атмосфера (6 часов) |
|||
17/1 |
Воздушная оболочка Земли – атмосфера. |
09.01.19-11.01.19 |
|
18/2 |
Воздушная оболочка Земли – атмосфера. |
14.01.19-18.01.19 |
|
19/3 |
Погода и метеорологические наблюдения. |
21.01.19-25.01.19 |
|
20/4 |
Практическая работа №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в г. Удачный. |
28.01.19-01.02.19 |
|
21/5 |
Человек и атмосфера. |
04.02.19-08.02.19 |
|
3 триместр (14 часов) |
|||
22/6 |
Обобщающее повторение по теме «Атмосфера». |
11.02.19-15.02.19 |
|
Водная оболочка Земли (5 часов) |
|||
23/1 |
Вода на Земле |
26.02.19-01.03.19 |
|
24/2 |
Мировой океан — главная часть гидросферы Практическая работа №5 Определение по картам географических объектов. |
04.03.19-08.03.19 |
|
25/3 |
Воды суши. Реки. |
11.03.19-15.03.19 |
|
26/4 |
Озёра. Вода в «земных кладовых» |
18.03.19-22.03.19 |
|
27/5 |
Человек и гидросфера |
25.03.19-29.03.19 |
|
Биосфера (7 часов) |
|||
28/1 |
Оболочка жизни |
01.04.19-05.04.19 |
|
29/2 |
Жизнь в тропическом поясе |
15.04.19-19.04.19 |
|
30/3 |
Растительный и животный мир умеренных поясов. |
22.04.19-26.04.19 |
|
31/4 |
Жизнь в полярных поясах и в океане |
29.04.19-03.05.19 |
|
32/5 |
Природная среда. Охрана Природы. Практическая работа №6 «Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника» |
06.05.19-10.05.19 |
|
33/6 |
Обобщающее повторение по теме «Биосфера». |
13.05.19-17.05.19 |
|
34/7 |
Обобщающее повторение за курс «География. Начальный курс. 5 класс». |
20.05.19-24.05.19 |
|
35/8 |
Резервный час |
27.05.19-01.06.19 |