Рабочая программа по географии (5 класс, УМК А.А. Летягин)

0
0
Материал опубликован 18 November 2018 в группе

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии 5 класс разработана на основе авторской программы (А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя – М.: Вентана – Граф, 2018) и основной образовательной программы основного общего образования АНОО «Гимназия города Ступино». Учебник: География. Начальный курс. 5 класс. – М.: «Вентана – Граф», 2019. Летягин А.А.

В системе предметов общеобразовательной школы курс география представлен в предметной области «Общественно-научные предметы». Назначение предмета «География» в основной школе состоит в формировании научной картины мира, а уникальность современной школьной географии проявляется в сплетении естественных и общеобразовательных ветвей знания. Географическое образование обеспечивает у школьников географической культуры – одной из важнейших составляющих общей культуры человека. Это единственная интеграционная учебная дисциплина, изучающая пространственно-временные взаимосвязи в природных и антропогенных географических системах разного уровня.

«Начальный курс географии» – первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучения курса формируются представления о Земле как природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии.

Рабочая программа по географии ориентирована на обучающихся 5-ых классов. Уровень изучения предмета – базовый. Тематическое планирование рассчитано на 1 учебный час в неделю, что составляет 35 учебных часов в год и включает в себя региональный компонент через изучение отдельных тем курса и практические работы.

Система оценивания результатов освоения курса.

1

Входной контроль

Тестирование

2

Промежуточный контрольный

Выполнение практических работ, заполнение контурных карт, устные ответы, знание географической номенклатуры, выполнение географических диктантов.

3

Итоговый контроль

Тестирование

Количество практических работ:

1 триместр

2 триместр

3 триместр

ВСЕГО

1

3

1

5

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты изучения географии начальный курс:

Личностными результатами обучения географии является формирование всестороннее образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических, этических принципов и норм.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий; толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира; освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской творческой и других видах деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей; формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные результаты изучения географии начальный курс:

- овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности и поиска средств ее осуществления;

- умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе и проектные;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность и ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

- умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

- формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных УУД; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

- умение извлекать информацию из различных источников; умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной изобретательности, этики;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

- умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработки общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свое мнение и координировать ее с позиции партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов и позиций всех их участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;

- умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о ЗОЖ, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия.

Предметные результаты изучения географии начальный курс:

Источники географической информации

Обучающийся научится:

• использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

• анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

• находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

• определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

• выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

• составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

• представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

• ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

• читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

• строить простые планы местности;

• создавать простейшие географические карты различного содержания;

• моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Природа Земли и человек

Обучающийся научится:

• различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

• использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

• проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

• оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

Обучающийся получит возможность научиться:

• использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

• приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

• воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

• создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС. 5 КЛАСС»

Введение. Географическое познание нашей планеты.

Что изучает география? Зарождение древней географии. Как географы изучают объекты и процессы? Методы географии и значение науки в жизни людей. Основные этапы познания поверхности планеты.

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона.

Раздел 1. Земля как планета Солнечной системы.

Планета Земля. Возникновение Земли и её геологическая история. Форма, размеры, движение Земли. Влияние космоса на Землю и жизнь людей. Сравнение Земли с обликом других планет Солнечной системы. Объяснение географических следствий движения Земли вокруг Солнца и вращения Земли вокруг своей оси. Дни равноденствий и солнцестояний.

Раздел 2. Геосферы Земли.

Литосфера. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора. Литосфера — твердая оболочка Земли. Способы изучения земных глубин. Минералы и горные породы, слагающие земную кору, их использование человеком. Внутренние процессы, изменяющие земную поверхность. Землетрясения и извержения вулканов. Виды движения земной коры.

Рельеф Земной поверхности. Человек и литосфера. Особенности жизни, быта, занятий населения в горах и на равнинах. Особенности рельефа своей местности.

Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.

Пр. р. №3 Определение по карте географического положения гор и равнин.

Атмосфера. Воздушная оболочка Земли – атмосфера. Атмосфера, её состав, строение, значение. Погода и метеорологические наблюдения. Человек и атмосфера. Опасные явления в атмосфере. Особенности погоды своей местности

Практическая работа №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в своей местности.

Гидросфера. Гидросфера, её состав. Мировой круговорот воды.

Мировой океан и его части. Моря, заливы, проливы. Суша в океане: острова и полуострова. Температура и солёность вод Мирового океана. Динамика вод: ветровые волны, цунами, течения (теплые и холодные). Хозяйственное значение Мирового океана.

Воды суши. Реки. Речная система, бассейн, водораздел. Речная долина и её части. Влияние рельефа на направление и характер течения рек. Пороги и водопады. Питание и режим рек. Озёра, происхождение озёрных котловин. Хозяйственное значение рек и озёр. Ледники, снеговая линия. Оледенение горное и покровное. Подземные воды, их происхождение, условия залегания и использование.

Человек и гидросфера. Охрана вод от загрязнения.

Практическая работа №5 Определение по картам географических объектов.

Биосфера. Биосфера, её границы. Гипотезы возникновения жизни на Земле. Разнообразие животных и растений, неравномерность их распространения на суше. Жизнь в океане.

Приспособленность организмов к условиям существования. Взаимное влияние животных и растительных организмов. Охрана органического мира. Красная книга.

Практическая работа №6 Описание типичных природных комплексов своей местности и оценка их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека.

4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, 5 КЛАСС

№п/п

Наименование раздела / темы

Кол-во часов

1

Введение (2 часа)

2

2

Раздел I. Земля как планета Солнечной системы (5 часов)

5

3

Раздел II. Геосферы Земли (28 часов)

Внутреннее строение Земли (10 часов)

Атмосфера

Водная оболочка Земли

Биосфера

28

10

6

5

7

 

Итого

35

Приложение к рабочей программе по географии 5 класс на 2018-2019 учебный год

5. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

География. Начальный курс. 5 класс

(1ч в неделю, всего 35 ч., из них 1 резервный час)

урока

Наименование темы

Дата проведения

по плану

фактически

1 триместр (8 часов)

Введение (2 часа)

1/1

География – одна из наук о планете Земля.

3.09.18-07.09.18

 

2/2

Наблюдение – метод географической науки.

Практическая работа №1. Наблюдение за изменением длины тени гномона

10.09.18-14.09.18

 

Раздел I. Земля как планета Солнечной системы (5 часов)

3/1

Земля среди других планет Солнечной системы

17.09.18-21.09.18

 

4/2

Движение Земли по около солнечной орбите

24.09.18-28.09.18

 

5/3

Движение Земли по около солнечной орбите

01.10.18-05.10.18

 

6/4

Пояса освещённости. Суточное вращение Земли

08.10.18-12.10.18

 

7/5

Обобщающее повторение по разделу «Земля как планета Солнечной системы».

15.10.18-19.10.18

 

Раздел II. Геосферы Земли(28 часов)

Внутреннее строение Земли (10 часов)

8/1

Слои «твёрдой» Земли

22.10.18-26.10.18

 

2 триместр (13 часов)

9/2

Вулканы Земли. Практическая работа №2 Создание конструктора литосферных плит.

07.11.18-09.11.18

 

10/3

Из чего состоит земная кора.

12.11.18-16.11.18

 

11/4

Из чего состоит земная кора.

19.11.18-23.11.18

 

12/5

Строение земной коры. Землетрясения

26.11.18-30.11.18

 

13/6

Рельеф земной поверхности.

03.12.18-07.12.18

 

14/8

Практическая работа №3 Определение по карте географического положения гор и равнин.

10.12.18-14.10.18

 

15/9

Человек и литосфера.

17.12.18-21.12.18

 

16/10

Обобщающее повторение по теме «Внутренне строение Земли»

24.12.18-28.12.18

 

Атмосфера (6 часов)

17/1

Воздушная оболочка Земли – атмосфера.

09.01.19-11.01.19

 

18/2

Воздушная оболочка Земли – атмосфера.

14.01.19-18.01.19

 

19/3

Погода и метеорологические наблюдения.

21.01.19-25.01.19

 

20/4

Практическая работа №4 Обработка результатов наблюдений за погодой в г. Удачный.

28.01.19-01.02.19

 

21/5

Человек и атмосфера.

04.02.19-08.02.19

 

3 триместр (14 часов)

22/6

Обобщающее повторение по теме «Атмосфера».

11.02.19-15.02.19

 

Водная оболочка Земли (5 часов)

23/1

Вода на Земле 

26.02.19-01.03.19

 

24/2

Мировой океан — главная часть гидросферы

Практическая работа №5 Определение по картам географических объектов.

04.03.19-08.03.19

 

25/3

Воды суши. Реки.

11.03.19-15.03.19

 

26/4

Озёра. Вода в «земных кладовых»

18.03.19-22.03.19

 

27/5

Человек и гидросфера

25.03.19-29.03.19

 

Биосфера (7 часов)

28/1

Оболочка жизни

01.04.19-05.04.19

 

29/2

Жизнь в тропическом поясе

15.04.19-19.04.19

 

30/3

Растительный и животный мир умеренных поясов.

22.04.19-26.04.19

 

31/4

Жизнь в полярных поясах и в океане

29.04.19-03.05.19

 

32/5

Природная среда. Охрана Природы. 

Практическая работа №6 «Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника»

06.05.19-10.05.19

 

33/6

Обобщающее повторение по теме «Биосфера».

13.05.19-17.05.19

 

34/7

Обобщающее повторение за курс «География. Начальный курс. 5 класс».

20.05.19-24.05.19

 

35/8

Резервный час

27.05.19-01.06.19

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации