Рабочая программа по химии (8-9 класс, О.С. Габриелян)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Вишневогорская средняя общеобразовательная школа№37»
СОГЛАСОВАНО Протокол методсовета №_____ от «__»___________2016г. Зам.директора по УВР МОУ ВСОШ№37_____ Токарева Э.Ю. |
УТВЕРЖДАЮ Директор МОУ ВСОШ №37 _________ Воропаев М.И. «___»_________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по химии 8-9 класс
Автор:
Костарева Елена Александровна
учитель химии и биологии
МОУ «Вишневогорская СОШ №37»
Каслинский муниципальный район
2016
Пояснительная записка к рабочая программе по химии
8 - 9 классы
Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Областным базисным учебным планом Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. №04-997);
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»;
Приложением к письму Министерства образования наук Челябинской области от 16.06.2015 «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2016 – 2017 учебном году
Учебным планом МОУ ВСОШ №37 на 2016-2017 учебный год;
Авторской программой О.С. Габриеляна (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010).
Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010.).
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
- овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
- развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Место предмета в базисном учебном плане
Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования в соответствии с учебным планом МОУ ВСОШ №37 отводится 138 часов, в том числе 70 часов в VIII (35 недель по 2 часа) и 68 часов IX (34 недели по 2 часа).
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.
В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.
Таблица соответствия авторской программы О.С.Габриеляна и рабочей программы по химии 8 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Обоснование |
|
По программе О.С. Габриеляна |
По рабочей программе |
|||
|
Введение |
4 |
6 |
За счет включения практических работ №1 и №2 |
1. |
Атомы химических элементов |
9 |
9 |
|
2. |
Простые вещества |
6 |
5 |
|
3. |
Соединения химических элементов |
12 |
14 |
за счет включения практической работы №5 |
|
Практикум №1 Простейшие операции с веществом |
5 |
0 |
перераспределены в соответствующие темы |
4. |
Изменения, происходящие с веществами |
10 |
12 |
за счет включения практической работы №4. |
5. |
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов |
18 |
23 |
За счет включения практических работ №6 и 9 |
|
Практикум №2 Свойства растворов электролитов |
2 |
0 |
перераспределены в соответствующие темы |
Портретная галерея великих химиков. |
- |
1 |
Тема есть в стандарте, но отсутствует в авторской программе А.С. Габриеляна. |
|
Резерв |
3 |
- |
||
|
Итого |
70 |
70 |
Таблица соответствия авторской программы О.С.Габриеляна и рабочей программы по химии 9 класс
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Обоснование |
|
По программе О.С. Габриеляна |
По рабочей программе |
|||
Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса |
6 |
5 |
||
1. |
Металлы |
15 |
18 |
За счет включения практических работ № 1 - 3 |
Практикум №1 Свойства металлов и их соединений |
3 |
0 |
перераспределены в соответствующие темы |
|
2. |
Неметаллы |
23 |
25 |
За счет включения практических работ № 4 и 5 |
Практикум №2 Свойства неметаллов их соединений |
3 |
0 |
перераспределены в соответствующие темы |
|
3. |
Органические соединения |
10 |
12 |
Вопросы по данной теме встречаются в ОГЭ по химии |
4. |
Химия и жизнь |
0 |
2 |
Тема есть в стандарте, но отсутствует в авторской программе А.С. Габриеляна. |
5. |
Обобщение знаний по химии за курс основной школы |
8 |
7 |
|
|
Итого |
68 |
68 |
Содержание тем учебного курса химии 8 класса
Введение (6 часов)
Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.
Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.
Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.
Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.
Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.
Расчетные задачи: 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.
Практическая работа №1: Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. (оценочная). №2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание
ТЕМА 1. Атомы химических элементов (9 часов)
Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.
Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».
Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.
Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.
Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).
Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.
Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.
Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.
Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.
Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.
Демонстрации: Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
ТЕМА 2. Простые вещества (5 часов)
Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важней