12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Костарева Елена157
Учитель химии, биологии и географии
Россия, Челябинская обл., Вишневогорск

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вишневогорская средняя общеобразовательная школа№37»

СОГЛАСОВАНО

Протокол методсовета №_____

от «__»___________2016г.

Зам.директора по УВР

МОУ ВСОШ№37_____ Токарева Э.Ю.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ВСОШ №37

_________ Воропаев М.И.

«___»_________2016 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по химии 8-9 класс

 

Автор:

Костарева Елена Александровна

учитель химии и биологии

МОУ «Вишневогорская СОШ №37»

 

Каслинский муниципальный район

2016

Пояснительная записка к рабочая программе по химии

8 - 9 классы

Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:

Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта среднего общего образования, утвержденным приказом Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

Областным базисным учебным планом Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011г. №04-997);

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.12.2011 №2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2016/2017 учебный год»;

Приложением к письму Министерства образования наук Челябинской области от 16.06.2015 «О преподавании учебного предмета «Химия» в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2016 – 2017 учебном году

Учебным планом МОУ ВСОШ №37 на 2016-2017 учебный год;

Авторской программой О.С. Габриеляна (Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010).

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы О.С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта среднего общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации. (Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. – 7-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа, 2010.).

Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
  • овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
  • развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
  • применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Место предмета в базисном учебном плане

Для обязательного изучения учебного предмета «Химия» на этапе основного общего образования в соответствии с учебным планом МОУ ВСОШ №37 отводится 138 часов, в том числе 70 часов в VIII (35 недель по 2 часа) и 68 часов IX (34 недели по 2 часа).

Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал – химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.

Программа построена с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.

Основное содержание курса химии 8 класса составляют сведения о химическом элементе и формах его существования – атомах, изотопах, ионах, простых веществах и важнейших соединениях элемента (оксидах и других бинарных соединениях, кислотах, основаниях и солях), о строении вещества, некоторых закономерностях протекания реакций и их классификации.

В содержании курса 9 класса вначале обобщенно раскрыты сведения о свойствах классов – металлов и неметаллов, а затем подробно освещены свойства щелочных и щелочноземельных металлов и галогенов. Наряду с этим в курсе раскрываются также и свойства отдельных важных в народнохозяйственном отношении веществ. Заканчивается курс кратким знакомством с органическими соединениями, в основе отбора которых лежит идея генетического развития органических веществ от углеводородов до биополимеров.

 

Таблица соответствия авторской программы О.С.Габриеляна и рабочей программы по химии 8 класс

п/п

Тема

Количество часов

Обоснование

По программе

О.С. Габриеляна

По  рабочей программе

 

Введение

4

6

За счет включения практических работ №1 и №2

1.

Атомы химических элементов

9

9

 

2.

Простые вещества

6

5

 

3.

Соединения химических элементов

12

14

за счет включения практической работы №5

 

Практикум №1 Простейшие операции с веществом

5

 0

перераспределены в соответствующие темы

4.

Изменения, происходящие с веществами

10

12

за счет включения практической работы №4.

5.

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов

18

23

За счет включения практических работ №6 и 9

 

Практикум №2 Свойства растворов электролитов

2

 0

перераспределены в соответствующие темы

 

Портретная галерея великих химиков.

-

1

Тема есть в стандарте, но отсутствует в авторской программе А.С. Габриеляна.

 

Резерв

3

-

 

 

Итого

70

70

 

Таблица соответствия авторской программы О.С.Габриеляна и рабочей программы по химии 9 класс

п/п

Тема

Количество часов

Обоснование

По программе

О.С. Габриеляна

По  рабочей программе

 

Повторение основных вопросов курса 8 класса и введение в курс 9 класса

6

5

 

1.

Металлы

15

18

За счет включения практических работ № 1 - 3

 

Практикум №1 Свойства металлов и их соединений

3

0

перераспределены в соответствующие темы

2.

Неметаллы

23

25

За счет включения практических работ № 4 и 5

 

Практикум №2 Свойства неметаллов их соединений

3

0

перераспределены в соответствующие темы

3.

Органические соединения

10

12

Вопросы по данной теме встречаются в ОГЭ по химии

 4.

Химия и жизнь

0

2

Тема есть в стандарте, но отсутствует в авторской программе А.С. Габриеляна.

5.

Обобщение знаний по химии за курс основной школы

8

7

 

 

Итого

68

68

 

 

Содержание тем учебного курса химии 8 класса

Введение (6 часов)

Химия - наука о веществах, их свойствах и превращениях.

Понятие о химическом элементе и формах его существования: свободных атомах, простых и сложных веществах.

Превращения веществ. Отличие химических реакций от физических явлений. Роль химии в жизни человека. Хемофилия и хемофобия.

Краткие сведения из истории возникновения и развития химии. Период алхимии. Понятие о философском камне. Химия в XVI в. Развитие химии на Руси. Роль отечественных ученых в становлении химической науки — работы М. В. Ломоносова, А. М. Бутлерова, Д. И. Менделеева.

Химическая символика. Знаки химических элементов и происхождение их названий. Химические формулы. Индексы и коэффициенты. Относительные атомная и молекулярная массы. Расчет массовой доли химического элемента по формуле вещества.

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева, ее структура: малые и большие периоды, группы и подгруппы (главная и побочная). Периодическая система как справочное пособие для получения сведений о химических элементах.

Расчетные задачи: 1. Нахождение относительной молекулярной массы вещества по его химической формуле. 2. Вычисление массовой доли химического элемента в веществе по его формуле.

Практическая работа №1: Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. (оценочная). №2 Наблюдение за изменениями, происходящими с горящей свечой, и их описание

ТЕМА 1. Атомы химических элементов (9 часов)

Атомы как форма существования химических элементов. Основные сведения о строении атомов. Доказательства сложности строения атомов. Опыты Резерфорда. Планетарная модель строения атома.

Состав атомных ядер: протоны и нейтроны. Относительная атомная масса. Взаимосвязь понятий «протон», «нейтрон», «относительная атомная масса».

Изменение числа протонов в ядре атома — образование новых химических элементов.

Изменение числа нейтронов в ядре атома — образование изотопов. Современное определение понятия «химический элемент». Изотопы как разновидности атомов одного химического элемента.

Электроны. Строение электронных оболочек атомов химических элементов № 1-20 периодической системы Д. И. Менделеева. Понятие о завершенном и незавершенном электронном слое (энергетическом уровне).

Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов: физический смысл порядкового номера элемента, номера группы, номера периода.

Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химического элемента - образование положительных и отрицательных ионов. Ионы, образованные атомами металлов и неметаллов. Причины изменения металлических и неметаллических свойств в периодах и группах.

Образование бинарных соединений. Понятие об ионной связи. Схемы образования ионной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование двухатомных молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электронные и структурные формулы.

Взаимодействие атомов химических элементов-неметаллов между собой - образование бинарных соединений неметаллов. Электроотрицательность. Понятие о ковалентной полярной связи.

Взаимодействие атомов химических элементов-металлов между собой - образование металлических кристаллов. Понятие о металлической связи.

Демонстрации: Модели атомов химических элементов. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.

ТЕМА 2. Простые вещества (5 часов)

Положение металлов и неметаллов в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Важней

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.