Рабочая программа по химии для 8 класса по УМК О.С. Габриеляна
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Жердевская общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»
Рассмотрена и рекомендована Утверждаю
К утверждению приказ от №
Протокол Методического совета директор школы-интерната
от № __________О.С. Паршина председатель методического совета
____________О.А. Грачева
Рабочая программа
в 8 классе
на 2016-2017 учебный год
Составитель: О.Б.Скрыльник
учитель биологии и химии
Жердевской школы-интерната
(2 часа в неделю, всего 70 часов)
УМК О.С.Габриеляна
Пояснительная записка
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Предлагаемые материалы разработаны на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс»
О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2011.
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Увеличено число часов на изучение тем:
- «Введение» 5 часов вместо 4 часов за счет включения практических работ №1 и №2.
- Тема 3 «Соединения химических элементов» до 15 часов вместо 12 часов за счет включения практических работ №3 и №5.
- Тема №4 «Изменения, происходящие с веществами» 11 часов вместо 10 часов за счет включения практической работы №4.
- Тема №6 «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» 21 час вместо 18 часов за счет включения практических работ №7, 8, 9. Практическая работа №6 исключена, т.к. опыты из этой работы повторяются в практической работе №7.
Таким образом, практические работы, составляющие тему 5 и тему 7, распределены по другим темам курса в соответствии с изучаемым материалом (нумерация практических работ по учебнику О.С. Габриеляна 2005г. издания)
2.Уменьшено число часов на изучение темы 11 «Атомы химических элементов» с 10 часов до 8 часов, т.к. понятие об изотопах рассматривается на уроке «Основные сведения о строении атомов».
3.Из авторской программы исключена часть учебного материала, который отсутствует в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ для основной школы, также исключены некоторые демонстрационные опыты и лабораторные работы из-за недостатка времени на их выполнение при 2 часах в неделю, так как авторская программа предусматривает 2/3 часа в неделю.
Конкретные требования к уровню подготовки выпускников определены для каждого урока и включены в поурочное планирование.
В поурочном планировании в графе «Изучаемые вопросы» курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
Содержание рабочей программы
Введение (5 ч.)
Предмет химии. Вещества. Превращение веществ. Роль химии в нашей жизни. Краткие сведения по истории развития химии Основоположники отечественной химии. Знаки (символы) химических элементов. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева. Химические формулы. Практическая работа №1. Правила по т/б при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Практическая работ №2. Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.
Учащиеся должны знать.
- определение важнейших понятий: простые и сложные вещества, химический элемент, атом, молекула.
- знаки первых 20 химических элементов;
- определение химической формулы вещества, формулировку закона постоянства состава; понимать и записывать химической формулы веществ; определять состав веществ по химической формуле, принадлежность к простым и сложным веществам;
Учащиеся должны уметь.
- отличать химические реакции от физических явлений;
- использовать приобретенные знания для безопасного обращения с веществами, экологически грамотного поведения в окружающей среде, оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
- определять положение химического элемента в периодической системе;
- называть химические элементы;
- вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения.
Тема 1. Атомы химических элементов (8 ч.)
Строение атома. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов №1 – 20. Периодическая таблица химических элементов Д. И. Менделеева и строение атомов. Изменение числа электронов на внешнем электронном уровне атома химических элементов. Ионная химическая связь. Образование молекул простых веществ. Ковалентная неполярная химическая связь. Электроотрицательность. Ковалентная полярная химическая связь. Металлическая связь. Обобщение и систематизация знаний об элементах: металлах и неметаллах, о видах химической связи.
Учащиеся должны знать.
- определение понятий «химический элемент, «химическая связь», «ион», ионная связь»;
- формулировку периодического закона;
- определение металлической связи, объяснять свойства металлов, исходя из типа химической связи, находить черты сходства и различия ее с ковалентной и ионной связью.
Учащиеся должны уметь.
- объяснять физический смысл атомного номера химического элемента,
номера группы и периода;
-составлять схемы строения первых 20 элементов ПСХЭ Д. И. Менделеева;
- объяснять закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных групп;
- характеризовать химические элементы (от Н до Са) на основе их положения в ПСХЭ Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов;
- определять тип химической связи в соединениях;
Контрольные мероприятия:
Контрольная работа №1.Атомы химических элементов.
Тема 2. Простые вещества (7 ч.)
.Простые вещества – металлы. Простые вещества – неметаллы. Количество вещества. Молярный объем газообразных веществ. Молярная масса вещества.
Учащиеся должны знать.
- общие физические свойства металлов;
-характеризовать связь между составом, строением и свойствами металлов;
-определение понятий «моль», «молярная масса»;
-определение молярного объема газов.
Учащиеся должны уметь.
-характеризовать физические свойства неметаллов;
-понимать связь между составом, строения и свойствами неметаллов;
-вычислять молярную массу по формуле соединения, массу вещества и число частиц по известному количеству вещества (и обратные задачи);
вычислять объем газа по его количеству, массу определённого объёма или числа молекул газа (и обратные задачи);
.
Тема 3. Соединения химических элементов (15 ч.)
Бинарные соединения. Важнейшие классы бинарные соединения – оксиды, летучие водородные соединения. Основания. Кислоты. Соли. Расчеты по формулам солей. Классы неорганических веществ. Кристаллические решетки. Чистые вещества и смеси. Массовая и объемная доля компонентов смеси. Решение расчетных задач связанные с понятием доля. Расчеты по химическим формулам. Расчеты параметров смесей (растворов)
с использованием понятия долей компонентов. Решение расчетных задач, связанные с использованием понятия массовая доля примеси. Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.
Учащиеся должны знать.
-качественную реакцию на углекислый газ, называть их распознание щелочей
-качественную реакцию на распознание кислот
- правила техники безопасности при работе в школьной лаборатории
Учащиеся должны уметь.
- определять валентность и степень окисления элементов в бинарных соединениях; составлять формулы соединений по степени окисления, называть бинарные соединения
- определять принадлежность вещества к классу оксидов, называть их, составлять формулы оксидов;
-определять принадлежность вещества к классу оснований, называть их, составлять формулы оснований;
- определять принадлежность вещества к классу кислот;
- определять принадлежность вещества к классу солей, составлять формулы солей, называть их;
-характеризовать и объяснять свойства веществ на основании вида химической связи и типа кристаллической решётки;
- вычислять массовую долю вещества в растворе;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- готовить растворы заданной концентрации;
Контрольные мероприятия:
Контрольная работа № 2. Соединения химических элементов.
Тема 4.Изменения, происходящие с веществами (11 ч.)
Физические явления. Очистка загрязненной поваренной соли. Химические реакции. Химические уравнения. Расчеты по химическим уравнениям. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Электрохимический ряд напряжений металлов. Реакции обмена. Типы химических реакций на примере воды. Практическая работа.№4. Признаки химических реакций.
Учащиеся должны знать.
-способы разделения смесей;
-определение понятия « химическая реакция», признаки и условия течения химических реакций, типы реакций по поглощению или выделению энергии;
Учащиеся должны уметь.
-обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием при проведении опытов с целью очистки загрязнённой поваренной соли;
- составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;
-вычислять по химическим уравнениям массу, объем или количество одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, содержащего определенную долю примесей;
-отличать реакции разложения от других типов реакции, составлять уравнения реакций данного типа;
- отличать реакции соединения от других типов реакции, составлять уравнения реакций данного типа;
- отличать реакции замещения от других типов реакций, знать условия течения;
составлять уравнения реакций взаимодействия металлов с растворами кислот и солей, используя ряд активности металлов;
- отличать реакции обмена от других типов реакций, составлять уравнения реакций данного типа, определять возможность протекания реакции обмена в растворах до конца;
- составлять уравнения реакции, характеризующих химические свойства воды, определять типы химических реакций.
Контрольные мероприятия:
Контрольная работа № 3. Соединения химических элементов.
.
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (21 ч.)
Растворение. Растворимость веществ в воде. Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Диссоциация кислот, оснований, солей. Ионные уравнения. Кислоты в свете ТЭД. Основания в свете ТЭД. Оксиды в свете ТЭД. Соли в свете ТЭД. Генетическая связь м/у классами неорганических веществ. Генетический ряд металла. Генетический ряд неметалла. Окислительно – восстановительные реакции. Свойства изученных классов веществ в свете о-в реакций. Практическая работа №6. Условие протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. Практическая работа №7. Свойства кислот, оснований, оксид и солей.
Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач.
Учащиеся должны знать.
-определение понятия «растворы», условия растворения вещества в воде;
-определение понятия «электролит», «неэлектролит», «электролитическая; диссоциация» «сильный электролит», «слабый электролит», понимать сущность процесса электролитической диссоциации;
-основные положения теории электролитической диссоциации;
-определения кислот, щелочей и солей в свете теории электролитической диссоциации;
-классификацию и химические свойства кислот;
-классификацию и химические свойства оснований;
-классификацию и химические свойства оксидов;
-классификацию и химические свойства средних солей;
-определение понятия «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восстановление»;
Учащиеся должны уметь
- пользоваться таблицей растворимости;
-составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей и солей;
-составлять уравнения реакций ионного обмена, понимать их сущность. Определять возможность протекания реакций ионного обмена ;
-составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства кислот в молекулярном и ионом виде;
-составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оснований молекулярном и ионом виде;
-составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства оксидов в молекулярном и ионом виде;
-составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства средних солей в молекулярном и ионом виде;
-составлять уравнения реакций, характеризующих химические свойства и генетическую связь основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионом виде;
- определять окислители и восстановители, отличать окислительно – восстановительные реакции от других от других типов реакций, классифицировать реакции по различным типам;
-расставлять коэффициенты в окислительно – восстановительных реакциях методом электронного баланса;
- составлять химические уравнения, характеризующие химические свойства основных классов неорганических соединений в молекулярном и ионном виде, рассматривать их с позиций учения об окислительно – восстановительных реакциях;
- обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для безопасного обращения с веществами.
Контрольные мероприятия:
Контрольная работа№4.Реакции ионного обмена. Окислительно – восстановительные реакции.
Тема 6. Химия и жизнь. Химия и здоровье. Химические элементы в клетках живых организмов. Химия и пища.
Учащиеся должны знать.
Иметь представления о лекарственных препаратах, об их использовании. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами.
Уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека.
Учебно-тематический план
№ п/п |
Наименование темы |
Всего часов |
Из них |
Дата |
||
Практические работы |
Контрольные работы |
|||||
1. |
Введение |
5 |
№1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2. Наблюдение за горящей свечой. |
|||
2. |
Тема 1. Атомы химических элементов |
8 |
К.р. №1 1 |
|||
3. |
Тема 2. Простые вещества |
7 |
||||
4. |
Тема 3. Соединение химических элементов |
15 |
№3. Анализ почвы и воды. №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. |
К.р. №2 |
||
5. |
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами. |
11 |
№5. Признаки химических реакций. |
К.р. №3 |
||
6. |
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. |
21 |
№ 6 . Условия протекания химических реакций между растворами электролитов. №7.Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. №8. Решение экспериментальных задач. |
К.р. №4 |
||
7. |
Химия и жизнь. |
2 |
||||
8. |
Обобщение и систематизация знаний. |
1 |
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать:
основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества);
основные сведения о строении атомов элементов малых периодов; основные виды химических связей;
типы кристаллического равновесия; типологию химических реакций по различным признакам; сущность электролитической диссоциации;
название, состав, классификация и свойства важнейших классов неорганических соединений в свете теории электролитической диссоциации и позиции окисления – восстановления.
Учащиеся должны уметь:
а) применять следующие понятия: химический элемент, атом, изотопы, ионы молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярные массы, количество вещества, молярная масса, молярный объём, число Авогадро, электроотрицательность, степень окисления, валентность, окислительно – восстановительный процесс; химическая связь, её виды и разновидности; химическая реакция и её классификация; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов;
б) разъяснить смысл химических формул и уравнений; объяснить действия изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степень окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно – восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать химические свойства, в том числе и в свете теории электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества его свойствами;
в) обращаться с лабораторными оборудованиями; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений;
г) производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий.
Литература и средства обучения
Основная литература:
Габриелян О.С. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2006.
Химия. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян. – 15-е изд., стереотип. – М: «Дрофа», 2011. – 270, [2] с. : ил.
Настольная книга учителя. Химия. 8 класс / О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2008.
Химия. 8 класс: контрольные и проверочные работы к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, П.Н. Березкин, А.А. Ушакова и др. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 158, [2] с.
Химия. 8 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 176 с. : ил.
Химия. 8 кл.: тетрадь для лабораторных опытов и практических работ к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» / О.С. Габриелян, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2010. – 96 с. : ил.
Дополнительная литература:
Изучаем химию в 8 классе: дидактическое пособие к учебнику О.С. Габриеляна «Химия. 8 класс» для учащихся и учителей – 5-е изд., испр и доп. – Москва: «БЛИК и К», 2004. – 224с.
Дидактические карточки-задания по химии: 8 класс: к учебнику О.С. Габриеляна Химия. 8 класс» / Н.С. Павлова. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 159, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект).
Хомченко И.Г. Решение задач по химии. – М.: ООО «Издательство Новая Волна», 2005. – 256с.
Глинка Н.Л. Общая химия. Издательство «Химия», 1979
«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам О.С. Габриеляна) (http://school-collection.edu.ru/).
http://him.1september.ru/index.php – журнал «Химия».
Календарно – тематический план, 8 класс
(2часа в неделю, всего 70 часов), УМК О. С. Габриеляна
№№ п/п |
Тема урока |
Элементы содержания |
Эксперимент: Д. - демонстрационный Л. - лабораторный |
Требования к уровню подготовки выпускников |
Домаш- нее за- дание |
Дата про- ведения |
||||||
Введение ( 5 часов ) |
||||||||||||
1. |
Предмет химии. Вещества |
Что изучает химия. Простые и сложные вещества. Свойства веществ. Химический элемент. Формы существования химического элемента. |
Д. Коллекции изделий из алюминия и стекла. |
Знать/понимать. -химические понятия: атом, химический элемент, вещество. Уметь-определять: - простые и сложные вещества. |
§1., Упр.3,5- Письмен. |
|||||||
2. |
Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. |
Химические явления их отличие от физических явлений. Достижения химии и их правильное использование. История возникновения и развития химии. Закон сохранения массы веществ. |
Д. 1Взаимодействие соляной кислоты с мрамором. 2.Помутнение «известковой воды». |
Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, основные законы химии (закон сохранения массы веществ). |
§2., Упр.1-5- Письмен. 3., Упр.3,4- устно |
|||||||
3. |
Практические работы: №1. Приемы обращения с лабораторным оборудованием. №2 Наблюдение за горящей свечой. |
Правила Т.Б. при работе в химической лаборатории. Устройство и использование лабораторного штатива. Приемы работы со спиртовкой. Строение пламени. Химическая посуда. |
Уметь -обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
|||||||||
4. |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Знаки химических элементов |
Обозначение химических элементов. Общее знакомство со структурой таблицы Д.И. Менделеева: периоды и группы. |
Уметь -называть: химические элементы по их символу, периоды большие и малые, группы и подгруппы (главные и побочные). |
§ 4., Упр.5- Письм., |
||||||||
5 |
Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса |
Химическая формула, индекс, коэффициент, записи и чтение формул. Относительная атомная масса. Относительная молекулярная масса. Атомная единица массы. |
Знать/понимать -химические понятия: относительная атомная и молекулярная масса, химическая формула Уметь -определять: качественный и количественный состав вещества по химической формуле -вычислять: относительную молекулярную массу вещества; массовую долю химического элемента по формуле соединения. |
§ 5., Упр.1-2- Устно, 4-5- Письмен. |
||||||||
Тема 1. Атомы химических элементов (8 часов) |
||||||||||||
1 (6) |
Основные сведения о строении атомов. Состав атомов. |
Планетарная модель строения атома. Состав атома: ядро (протоны, нейтроны) и электроны. Изотопы. Химический элемент. |
Д. Модели атомов химических элементов. |
Знать/понимать -химическое понятие: химический элемент Уметь -объяснять: физический смысл порядкового номера химического элемента -характеризовать: состав атомов |
§ 6., Упр.1,3,5 7 |
|||||||
2-3 (7-8) |
Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева Строение электронных оболочек атомов. |
Электронная оболочка атома. Энергетические уровни (завершенный, незавершенный). Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов в периодической системе Д.И. Менделеева. Изменение свойств химических элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
Д. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева |
Уметь -составлять: схемы строения атомов первых 20 элементов в периодической системе -объяснять: физический смысл номеров группы и периода, к которым принадлежит элемент в ПСХЭ Д.И. Менделеева, закономерности изменения свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп. |
8 Упр.1-3 |
|||||||
4 (9) |
Ионы. Ионная химическая связь. |
Ионы положительные и отрицательные. Образование ионов. Ионная химическая связь. |
Д. Модели кристаллической решетки хлорида натрия. |
Знать/понимать - химическое понятие: ион, ионная химическая связь Уметь -определять ионную связь в химических соединениях. |
§ 9, Упр.1,2,3 |
|||||||
5 (10) |
Ковалентная связь. |
Взаимодействие атомов элементов – неметаллов между собой. Ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь. Электроотрицательность. |
Д. Модели кристаллических решеток алмаза и графита. |
Знать/понимать -химические понятия: ковалентная неполярная и ковалентная полярная связь Уметь -определять ковалентную связь в соединениях. |
§ 10, Упр.2,3,4 11 |
|||||||
6 (11) |
Металлическая химическая связь. |
Взаимодействие атомов металлов между собой – образование металлической связи. Обобществленные электроны. |
Знать/понимать -химическое понятие: металлическая связь Уметь -определять: тип химической связи в металлах. |
§ 12, Упр.1-3 |
||||||||
7 (12) |
Обобщение и систематизация знаний по темам 1 и 2. |
Решения упражнений Подготовка к контрольной работе |
Повтор. § 6-12 |
|||||||||
8 (13) |
Контрольная работа №1 по теме1 и 2. |
|||||||||||
Тема 2. Простые вещества (7 часов) |
||||||||||||
1 (14) |
Простые вещества -металлы. |
Положение элементов металлов в П.С.Х.Э. Д.И. Менделеева Строение атомов металлов. Общие физические свойства металлов. |
Д. Коллекция металлов. |
Уметь: -характеризовать: связь между строением и свойствами металлов -использовать приобретенные знания для критической оценки информации о металлах, используемых в быту |
§ 13, Табл.3 |
|||||||
2 (15) |
Простые вещества -неметаллы. |
Положение элементов неметаллов в периодической системе. Строение атомов неметаллов Ковалентная неполярная связь. Физические свойства неметаллов. Аллотропия. |
Д. Коллекция неметаллов. |
Уметь -характеризовать: положение неметаллов в периодической системе; строение атомов неметаллов. |
§ 14, Упр.3 |
|||||||
3-4 (16-17) |
Количество вещества |
Количество вещества и единицы его измерения: моль, ммоль, кмоль. Постоянная Авогадро. Молярная масса. |
Д. Некоторые металлы и неметаллы количеством вещества 1 моль. |
Знать/понимать -химические понятия: моль, молярная масса Уметь - вычислять: молярную массу, количество вещества. |
§ 15, Упр.1,2,3 |
|||||||
5-6 (18-19) |
Молярный объем газов. |
Понятие о молярном объеме газов. Нормальные условия. Следствие закона Авогадро. Выполнение упражнений с использованием понятий: «объем», «моль», «количество вещества», «масса», «молярный объем». |
Знать/понимать - химическое понятие: молярный объем Уметь - вычислять: по количеству (массе) газообразного вещества его объем, по объему газообразного вещества его количество (массу). |
§ 16, Упр.1-3 |
||||||||
7 (20) |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Простые вещества». |
Решение задач и упражнений Проверочная работа. |
§ 13-16 Повтор. Упр.4-5 (стр.58) |
|||||||||
Тема 3. Соединение химических элементов (15 часов) |
|
|||||||||||
1 (21) |
Степень окисления |
Бинарные соединения. Понятие о степени окисления. Определение степени окисления в бинарных соединениях. Составление формулы бинарных соединений по степени окисления., общий способ их названия. |
Д. Образцы оксидов, хлоридов, сульфидов. |
Уметь - называть: бинарные соединения по их химическим формулам -определять: степень окисления элементов в соединениях. |
§ 17, Упр.1-2 |
|||||||
2 (22) |
Важнейшие классы бинарных соединений. |
Оксиды и летучие водородные соединения: Составление химических формул, их название. Расчеты по формулам оксидов. |
Д. Образцы оксидов. Растворы хлороводорода и аммиака. |
Знать/понимать химическое понятие: оксиды Уметь - называть: оксиды по их формулам - определять: степень окисления элементов в оксидах - составлять: формулы оксидов. |
§ 18, Упр .1,4,5 |
|||||||
3 (23) |
Основания. |
Состав и название оснований. Их классификация. Индикаторы. |
Д. Образцы щелочей и нерастворимых оснований. Изменение окраски индикаторов в щелочной среде. |
Знать/понимать –химические понятия: основания, щелочи. Уметь -называть: основания по их формулам -составлять: химические формулы оснований - определять: основания по их формулам. |
§ 19, Упр.2,3,5,6 |
|||||||
4 (24) |
Кислоты. |
Состав и название кислот. Их классификация. Индикаторы. |
Д. Образцы кислот. Изменение окраски индикаторов в кислой среде.
|
Знать/понимать -химические понятие: кислота, щелочь. Уметь - называть: кислоты по их формулам -составлять: химические формулы кислот - определять: кислоты по их формулам. |
§ 20, Упр.1,3,5 |
|||||||
5-6 (25-26) |
Соли. |
Состав и номенклатура солей. Составление формул солей. |
Д. Образцы солей. |
Знать/понимать -химическое понятие: соль Уметь - называть: соли по их формулам -составлять: химические формулы солей - определять: соли по их формулам. |
§ 21, Упр.1-3 21, Индивид. задачи |
|||||||
7 (27) |
Обобщение и систематизация знаний по теме «Соединения химических элементов» |
Классификация веществ. Упражнения в составлении формул веществ по их названиям. Расчеты по химическим формулам. |
Знать/понимать - химическое понятие: классификация веществ Уметь - вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения, количество вещества, объем или массу вещества по его количеству. |
§ 17-21 Повтор. |
||||||||
8 (28) |
Аморфные и кристаллические вещества. Кристаллические решетки. |
Вещества молекулярного строения. Закон постоянства веществ. Молекулярные, ионные ,атомные и металлические кристаллические решетки. Зависимость свойств веществ от типа кристаллической решетки. |
Д. Модели кристаллических решеток. |
Знать/понимать -закон постоянства состава веществ Уметь -характеризовать: связь между составом, строением и свойствами веществ. |
§ 22, Упр.1,5 |
|||||||
9 (29) |
Чистые вещества и смеси. |
Понятие о чистом веществе и смеси, их отличие. Примеры смесей. Способы разделения смесей. Очистка веществ. |
Д. Образцы смесей. Л.2. Разделение смеси речного песка и поваренной соли. |
Уметь. - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. |
§ 23, Упр.1,4 |
|||||||
10 (30) |
Практическая работа №3. Анализ почвы и воды. |
Оформление работы. |
Уметь - обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием. - использовать приобретенные знания для критической оценки информации о воде. |
|||||||||
11-12 (31-32) |
Массовая доля компонентов в смеси. |
Понятие о доле компонента в смеси. Вычисление массовой доли компонента в смеси. |
Уметь - вычислять: массовую долю вещества в растворе. |
§ 24, З.1,2,3 З. по вариантам |
||||||||
13 (33) |
Практическая работа №4. Приготовление раствора сахара с заданной массовой долей растворенного вещества. |
Вычислять массу сахара и объем воды необходимые для приготовления раствора. |
Уметь -Использовать приобретенные знания для приготовления растворов заданной концентрации. |
|||||||||
14 (34) |
Обобщение и систематизация знаний по теме 2 и 3. |
Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. |
§ 17-24 повторить |
|||||||||
15 (35) |
Контрольная работа №2.по темам 2 и 3. |
|||||||||||
Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (11 часов) |
||||||||||||
1-2 (36-37) |
Явления физические и химические. Химические реакции. |
Физические явления. Понятие о химических явлениях и их отличие от физических явлений. Химическая реакция. Признаки и условия протекания химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. |
Д.Горения магния Возгонка йода Плавление парафина Л. 4. Окисление меди в пламени спиртовки 5. Помутнение известковой воды 6. Получение углекислого газа. 7. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) железом. |
Знать/понимать -химические понятия: химическая реакция, классификация реакций (экзотермические и эндотермические реакции). |
§ 25, Упр.3,4 § 26-27,упр.1,2,3 |
|||||||
3 (38) |
Химические уравнения. |
Закон сохранения массы веществ. Понятие о химическом уравнении. Значение индексов и коэффициентов. Составление уравнений химических реакций. |
Знать/понимать -закон сохранения массы веществ Уметь - составлять: уравнения химических реакций. |
§ 27, Упр.1,2(а,б,г) |
||||||||
4-5 (39-40) |
Расчеты по химическим уравнениям. |
Решение расчетных задач. |
Уметь - вычислять: количество вещества, массу или объем по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции. |
§ 28, Упр.1,2 |
||||||||
6-7 (41-42) |
Типы химических реакций. |
Сущность реакций разложения, соединения, замещение и обмена. Понятие о скорости химических реакций. Катализаторы. Составление уравнений реакций указанных типов. |
Д. Химические реакции различных типов. |
Знать/понимать - химическое понятие: классификация реакций Уметь -определять: типы химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. |
§ 27, Упр.3,4 29,31- Для ознакомл. |
|||||||
8 (43) |
Типы химических реакций на примере свойств воды. |
Химические свойства воды. Типы химических реакций. |
Уметь - характеризовать: химические свойства воды -составлять: уравнения химических реакций характеризующих химические свойства воды и определять их тип. |
По тетрадям |
||||||||
9 (44) |
Практическая работа №5. Признаки химических реакций. |
Уметь - составлять: уравнения химических реакций -использовать: приобретенные знания для безопасного обращения с веществами. |
|
|||||||||
10 (45) |
Обобщение и систематизация знаний по теме 4. |
Решение задач и упражнений. Подготовка к контрольной работе. |
§25-28 |
|||||||||
11 (46) |
Контрольная работа №3. по теме 4. |
|||||||||||
Тема 5. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов. Окислительно – восстановительные реакции (21час) |
||||||||||||
1 (47) |
Растворение как физико – химический процесс. Типы растворов. |
Растворы. Гидраты. Кристаллогидраты. Тепловые явления при растворении. Насыщенные, ненасыщенные и перенасыщенные растворы. Значение растворов. |
Д. Растворение безводного сульфата меди (II) в воде. Л. Получение кристаллов солей (домашняя практическая работа). |
§34, Упр.4,2 задачи |
||||||||
2-3 (48-49) |
Электролитическая диссоциация |
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Степень диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Диссоциация кислот, оснований и солей. |
Д. Испытание веществ и их растворов на электропроводность. |
Знать/понимать - химические понятия: электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация. |
§35, Упр.1-6 §36 , Упр.2,3,4,5 |
|||||||
4 (50) |
Ионные уравнения реакций |
Сущность реакций ионного обмена и условия их протекания. Составление полных и сокращенных ионных уравнений реакций. Таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде. |
Д. Примеры реакции, идущие до конца. |
Уметь - объяснять: сущность реакций ионного обмена - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. -составлять: полные и сокращенные ионные уравнения реакций обмена. |
§37, Упр.1,2,5 |
|||||||
5 (51) |
Практическая работа №7.Условия протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. |
Уметь - составлять: полные и сокращенные уравнения реакций обмена. Обращаться с химической посудой, растворами кислот и щелочей.
|
||||||||||
6-7 (52-53) |
Кислоты, их классификация и свойства. |
Определение кислот как электролитов. Классификация кислот по различным признакам. Типичные свойства кислот: взаимодействие их с металлами, основными оксидами, основаниями и солями. Ряд напряжения металлов. |
Л. 8. Реакции характерные для растворов кислот (соляной и серной) принадлежность веществ к классу кислот. |
Уметь - называть кислоты - характеризовать: химические свойства кислот. - определять: возможность протекания типичных реакций кислот. |
§38, Упр.1,2,4 §38, Упр.6 |
|||||||
8-9 (54-55) |
Основания, их классификация и свойства. |
Определение оснований как электролитов. Классификация оснований. Типичные свойства оснований; взаимодействие с кислотами (реакция нейтрализации), взаимодействие щелочей с растворами солей и оксидами неметаллов. Разложение нерастворимых оснований. |
Л.9. реакции характерные для растворов щелочей Л.10. получение и свойства нерастворимого основания. |
Уметь - называть основания: - характеризовать: химические свойства оснований. - определять: возможность протекания типичных реакций оснований. |
§39, Упр.1,3,4 §39, Индивид. задачи |
|||||||
10-11 (56-57) |
Оксиды, их классификация и свойства |
Состав оксидов, их классификация несолеобразующие и солеобразующие (кислотные и основные). Свойства кислотных и основных оксидов. |
Л. 12. Реакции характерные для основных оксидов Л. 13. Реакции характерные для кислотных оксидов |
Уметь - называть оксиды - определять: принадлежность веществ к классу оксидов -характеризовать: химические свойства оксидов. |
§40, Упр.1,2,3,4 §40 |
|||||||
12-13 (58-59) |
Соли, их свойства. |
Определение солей как электролитов. Химические свойства солей, особенности взаимодействия с металлами. Взаимодействие с кислотами, щелочами и солями (работа с таблицей растворимости) |
Уметь - называть соли. - определять: принадлежность веществ к классу солей - характеризовать: химические свойства солей. |
§41, Упр.1,2(а-е),5 §41,задания по вариантам |
||||||||
14 (60) |
Генетическая связь между классами неорганических соединений |
Понятие о генетической связи и генетических рядах металлов и неметаллов. |
Уметь - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ - составлять: уравнения химических реакций, характеризующие свойства неорганических веществ. |
§42, Упр.2,3,4 |
||||||||
15 (61) |
Практическая работа №7. Свойства кислот оснований, оксидов и солей. |
Уметь. - обращаться с химической посудой и реактивами - распознавать опытным. путем растворы кислот и щелочей. - определять: возможность протекания реакций ионного обмена до конца. |
||||||||||
16 (62) |
Обобщение и систематизация знаний по теме 5. |
Выполнение упражнений на генетическую связь. Решение расчетных задач на вычисление по уравнениям реакций. |
§34-42-повторить |
|||||||||
17 (63) |
Контрольная работа №4 По теме 5. |
|||||||||||
18 (64) |
Анализ контрольной работы. |
|||||||||||
19-20 (65-66) |
Окислительно-восстановительные реакции. |
Понятие окисление и восстановление, окислители и восстановители, определение степени окисления элементов. |
Знать/понимать - химические понятия: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление. - определять: степень окисления элемента в соединении, тип химической реакции по изменению степени окисления химических элементов. |
§43, Упр.1,4,5,7 Задания по вариантам |
||||||||
21 (67) |
Практическая работа №8. Решение экспериментальных задач. |
Уметь - обращаться с химической посудой и реактивами. - характеризовать: химические свойства основных классов неорганических соединений. |
||||||||||
22-24 (68-70) |
Химия и здоровье. Химические элементы в клетках живых организмов. |
Повторение материала 8 класса – основных понятий, законов и теорий через знакомство с жизнью и деятельностью ученых, осуществивших эти открытия. |
Иметь представления о лекарственных препаратах, об их использовании. Использовать приобретённые знания для безопасного обращения с веществами. Уметь оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека. |
Сообщения, презентации |