Рабочая программа по информатике для 10–11 классов (УМК Н.Д. Угринович)

3
0
Материал опубликован 17 June 2016

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 г. № 1897), на основании Основной образовательной программы основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 1 с. Арзгир Арзгирского района Ставропольского края, рабочей программы предмета «Информатика» для 10 класса авторской учебной программы по информатике.

В программе предложен авторский подход в части структурирования учебного материала, определения последовательности его изучения, путей формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа является ключевым компонентом учебно-методического комплекта по информатике для средней школы (авторы Н.Д. Угринович, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2013 год).

Конкретизация целей основного общего образования с учетом специфики информатики

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Изучение информатики в 10–11 классах вносит значительный вклад в достижение главных целей среднего образования, способствуя:

  • формированию целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики за счет развития представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов в современном мире;
  • совершенствованию общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией в процессе систематизации и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и ИКТ; развитию навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);
  • воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, воспитанию стремления к продолжению образования и созидательной деятельности с применением средств ИКТ.

 

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся – гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);
  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;
  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;
  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

С методической точки зрения в процессе преподавания следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует “носитель” этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер, что и должно найти отражение в методике обучения.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне – это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности.

Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с Базисным учебным планом (приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 1312) изучение курса информатики предусмотрено в 10-11 классе в количестве 70 учебных часов по 1 часу в неделю (10 класс – 35 часов из них 10 практических работ, 4 контрольных работы, 11 класс – 35 часов из них 10 практических работ и 4 контрольных работы).

В рамках реализации программы развития школы для расширения социального партнёрства и реализации межпредметных связей в содержание курса были внесены изменения:

10 класс – в тему «Информация и информационные процессы» включено внеклассное мероприятие, в тему «Основы логики и логические основы компьютера» включён интегрированный урок.

11 класс – в тему «Коммуникационные технологии» включён интегрированный урок, в тему «Основы социальной информатики» включено внеклассное мероприятие (экскурсия).

Ведущая тема в курсе «Информатика и ИКТ»:

10 класс – «Основы логики и логические основы компьютера», так как заданиям по разделу «Логика и алгоритмы», согласно спецификации ЕГЭ отводится 20% – максимальное количество, а в 9 классе эта тема рассматривается в ознакомительном порядке.

11 класс – «Информационные модели», так как доля заданий по разделу «Моделирование и компьютерный эксперимент» согласно спецификации и кодификатору ЕГЭ составляет 5%, а в курсе «Информатика и ИКТ» основной школы эта тема рассматривается в обзорном порядке, не затрагивая компьютерный эксперимент.

Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения информатики

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества;
  • понимание роли информационных процессов в современном мире;
  • владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;
  • ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения;
  • развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
  • способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества;
  • готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;
  • способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
  • способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в других жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

  • владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;
  • владение информационно-логическими умениями: определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
  • владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

ИКТ-компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства (обращение с устройствами ИКТ; фиксация изображений и звуков; создание письменных сообщений; создание графических объектов; создание музыкальных и звуковых сообщений; создание, восприятие и использование гипермедиасообщений; коммуникация и социальное взаимодействие; поиск и организация хранения информации; анализ информации).

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования основные предметные результаты изучения информатики в основной школе отражают:

  • формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;
  • формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;
  • развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;
  • формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;
  • формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Содержание учебного предмета

Тематическое содержание курса «Информатика и ИКТ» 10 класс

1. Информация и информационные технологии (10)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Организация личной информационной среды.

1. Измерение информации.

Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.

2. Информационные процессы

Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).

3. Кодирование информации

Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.

4. Поиск информации

Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.

5. Защита информации

Использование паролирования и архивирования для обеспечения защиты информации.

Обучающиеся должны знать:

- способы представления информации (числовой, графической, текстовой) в ЭВМ, принципы записи чисел в позиционных системах счисления (двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной) и непозиционной системе счисления (римская);

- способы перевода чисел из одной системы счисления в другую;

- представление графической и звуковой информации в ЭВМ;

Обучающиеся должны уметь:

- переводить целые и дробные числа из двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную и обратно;

- переводить числа из двоичной системы счисления в восьмеричную, шестнадцатеричную систему счисления и обратно;

- определять информационный объём сообщения;

- определять информационный объём изображения;

- определять информационный объём звукового файла;

- работать с единицами измерения количества информации;

Практические работы:

Практическая работа №1 «Определение количества информации как меры уменьшения неопределённости знаний»

Практическая работа №2 «Определение количества информации с использованием алфавитного подхода»

Практическая работа №3 «Запись чисел в различных системах счисления»

2. Компьютер и программное обеспечение (7)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Знать:

- аппаратное и программное обеспечение компьютера, назначение;

- понятие операционной системы, назначение и основные функции;

- порядок загрузки ОС;

Уметь:

- выбирать программные средства для создания информационных объектов согласно поставленной задаче;

- выбирать конфигурацию компьютера в зависимости от решаемой задачи;

- использовать для решения задач практической направленности графический интерфейсWindows, стандартные и служебные приложения, файловые менеджеры, архиваторы и антивирусные программы.

Практические работы:

Практическая работа №4 «Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями»

Практическая работа №5 «Файловые менеджеры и архиваторы»

3. Основы логики и логические основы компьютера (7) +1*** интеграция

Таблицы истинности. Определение истинности логического выражения. Таблица истинности логического выражения. Равносильность логических выражений. Функция импликации. Функция эквивалентности. Преобразование логического выражения. Решение логического уравнения. Логическая задача. В редакторе схем нарисовать логические и электрические схемы логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В компьютерном конструкторе «Начала электроники» создать модели электрических схем логических элементов «И», «ИЛИ и «НЕ».

В редакторе схем нарисовать логические схемы логических функций.

В редакторе схем нарисовать логические схемы полусумматора и сумматора одноразрядных двоичных чисел. В редакторе схем нарисовать логическую схему триггера.

Обучающиеся должны знать:

- логические операции (название, обозначение);

- таблицы истинности для основных логических операций;

- правила записи логических выражений;

- основные законы логики;

- логические основы компьютера, сумматор, триггер;

Обучающиеся должны уметь:

- записывать логические выражения;

- строить таблицы истинности;

- использовать логические функции при решении логических задач;

- применять основные законы логики для упрощения логических выражений;

- решать логические задачи;

- строить логические схемы.

Практические работы:

Практическая работа №6 «Построение логических схем»

4. Информационные технологии(9)+1*** внеклассное мероприятие

Растровая и векторная графика. Форматы графических файлов. Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии.

Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов. Форматирование документов.

Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Электронные таблицы. Наглядное представление числовых данных с помощью диаграмм и графиков.

Обучающиеся должны знать:

- понятие текстового процессора, графического редактора, ЭТ;

- форматы графических и текстовых файлов;

- понятие гипертекста;

Обучающиеся должны уметь:

- работать с компьютерными словарями и системами машинного перевода текстов;

- работать с системами оптического распознавания документов;

- визуализировать числовые данные с использованием различного программного обеспечения.

Практические работы:

Практическая работа №7 «Создание растровых изображений и векторных рисунков»

Практическая работа №8 «Создание мультимедийных презентаций»

Практическая работа №9 «Форматирование документа. Списки. Таблицы»

Практическая работа №10 «Визуализация числовых данных»

Тематическое содержание курса «Информатика и ИКТ» 11 класс

1. Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных (8)

Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД).

Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчёты).

Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

Обучающиеся должны знать:

- понятие и типы информационных систем;

Обучающиеся должны уметь:

- создавать реляционную БД.

Практические работы:

Практическая работа №1 «Работа с готовой базой данных»

Практическая работа №2 «Создание БД»

Практическая работа №3 «Создание сложных запросов»

Практическая работа №4 «Создание реляционной БД»

2. Информационные модели (10)

Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.

Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем.

Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.

Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. Понятие о сложных системах управления, принцип иерархичности систем. Самоорганизующиеся системы.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Моделирование и формализация

Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.

Исследование моделей

Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Информационные основы управления

Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.

Обучающиеся должны знать:

- формы представления моделей;

- понятия моделирования, формализации;

- типы информационных моделей

Обучающиеся должны уметь:

- представлять информацию с помощью графа;

- представлять последовательность действий в форме блок-схемы;

- исследовать учебные модели;

- определять результат выполнения алгоритма по его блок-схеме.

Практические работы:

Практическая работа №5 «Приближённое решение уравнения графическим методом»

Практическая работа №6 «Построение и исследование физических моделей в электронных таблицах»

Практическая работа №7 «Построение и использование геоинформационных моделей»

3. Коммуникационные технологии (11)

Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии)

Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы, искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок.

Возможности и преимущества сетевых технологий. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Адресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

Обучающиеся должны знать:

- средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии);

- основы веб-программирования.

Обучающиеся должны уметь:

- использовать возможности сетевых технологий;

- использовать информационные сервисы сети Интернет;

- создавать в инструментальной среде веб-страницу.

Практические работы:

Практическая работа №8 «Работа с электронной почтой. Настройка почтовой программы»

Практическая работа №9 «Работа с поисковыми системами»

Практическая работа №10 «Создание веб-страницы»

4. Основы социальной информатики (3)+1*** внеклассное мероприятие (экскурсия)+1*** интегрированный урок

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.

Обучающиеся должны знать:

- этические и правовые нормы информационной деятельности;

- основы информационной безопасности.

Обучающиеся должны уметь:

- соблюдать этические и правовые нормы информационной деятельности;

- соблюдать основы информационной безопасности.

5. Резерв (1)

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Виды деятельности учащихся

Формы контроля

1.

Информация и информационные технологии .

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

10

 

беседа

2.

Информационные технологии.

2

 

беседа;

фронтальный опрос

3.

Кодирование и обработка текстовой информации. Кодирование текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов.

5

 

практикум;

тестирование.

4.

Кодирование и обработка графической информации. Кодирование графической информации. Растровая графика. Векторная графика.    

5

 

практикум

5.

Кодирование звуковой информации.

2

 

беседа;

фронтальный опрос

6.

Компьютерные презентации.       

3

 

беседа;

фронтальный опрос

практика

7.

Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.

3

 

беседа;

фронтальный опрос;

практикум;

тестирование.

8.

Коммуникационные технологии. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть Интернет. Подключение к Интернету. Всемирная паутина.  Электронная почта.  Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.

13

 

беседа;

фронтальный опрос;

практикум;

тестирование.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности (10 класс).

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности

учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 10-11 класс» – Москва, БИНОМ, 2013г.;

методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;

Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2014.

Дополнительная литература:

Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012

Планируемые результаты изучения информатики

Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования уточняют и конкретизируют общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов.

Планируемые результаты сформулированы к каждому разделу учебной программы.

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала, размещены в рубрике «Ученик научится …». Они показывают, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускника. Эти результаты потенциально достигаемы большинством учащихся и выносятся на итоговую оценку как задания базового уровня (исполнительская компетентность) или задания повышенного уровня (зона ближайшего развития).

Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему, размещены в рубрике «Ученик получит возможность научиться …». Эти результаты достигаются отдельными мотивированными и способными учащимися; они не отрабатываются со всеми группами учащихся в повседневной практике, но могут включаться в материалы итогового контроля.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий, которые рассчитаны, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин и направлены на отработку отдельных технологических приемов.

Практические работы методически ориентированы на использование метода про­ектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно вы­полнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.

В качестве методов обучения применяются:

словесные методы (рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой),

наглядные методы (метод иллюстраций, метод демонстраций),

практические методы (упражнения, практические работы).

Формы контроля ЗУН (ов);

беседа;

фронтальный опрос;

практикум;

тестирование.

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:

Процент выполнения задания

Отметка

91-100%

отлично

76-90%

хорошо

51-75%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы и контрольной работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4, если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

отказался отвечать на вопросы учителя.

Учебно-тематический план

10 класс

п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Введение. Информационные технологии

12

8

20

2

Коммуникационные технологии

9,5

2,5

12

3

Повторение пройденного материала

1

1

2

 

Итого:

22,5

11,5

34

11 класс

п/п

Тема

Часы

Теория

Практика

Всего

1

Базы данных. Системы управления базами данных.

3,5

3,5

7

2

Моделирование и формализация.

5

3

8

3

Компьютер как средство автоматизации информа­ционных процессов.

6

5

11

4

Информационное общество.

2

-

2

5

Повторение. Подготовка к ЕГЭ.

-

4

4

6

Итоговое тестирование.

-

1

1

 

Итого:

16,5

16,5

33

Содержание тем учебного курса

10 класс

Глава 1. Введение. Информационные технологии (20 часов)

Вещественно-энергетическая и информационная картины мира.

Информация как мера упорядоченности в неживой природе.

Информационные процессы в живой природе, обществе и технике: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации.

Информация и знания. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Единицы изме­рения количества информации.

Алфавитный подход к определению количества информации.

 

Технологии обработки текстовой информации

Кодирование текстовой информации. Кодировки русского алфавита.

Создание, редактирование и форматирование документов. Основные объекты в документе (символ, абзац) и опера­ции над ними. Шаблоны документов и стили форматирования. Оглавление документов.

Основные форматы текстовых файлов и их преобразование.

Внедрение в документ различных объектов (таблиц, изображений, формул и др.).

Перевод документов с бумажных носителей в компьютерную форму с помощью систем оптического распознавания отсканированного текста.

Создание документов на иностранных языках с использованием компьютерных словарей. Автоматический перевод документов на различные языки с использованием словарей и программ-переводчиков.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Кодировки русских букв.

Практическая работа №2. Создание и форматирование документа.

Практическая работа №3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика.

Практическая работа №4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №1 по теме «Технологии обработки текстовой информации»

 

Технологии обработки графической информации

Кодирование графической информации. Пространственная дискретизация. Глубина цвета.

Растровая графика. Форматы растровых графических файлов. Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью растровых графических редакторов.

Векторная графика. Форматы векторных графических файлов Редактирование и преобразование (масштабирование, изменение глубины цвета, изменение формата файла и др.) изображений с помощью векторных графических редакторов.

Компьютерное черчение. Создание чертежей и схем с использованием векторных графических редакторов и систем автоматизированного проектирования (САПР).

Компьютерный практикум

Практическая работа №5. Кодирование графической информации.

Практическая работа №6. Растровая графика.

Практическая работа №7. Трехмерная векторная графика.

Практическая работа №8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Практическая работа №9. Создание флэш-анимации.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Технологии обработки графической информации»

 

Технологии обработки звуковой информации

Кодирование звуковой информации. Глубина кодирования звука. Частота дискретизации. Звуковые редакторы.

Компьютерные презентации

Создание мультимедийных компьютерных презентаций. Рисунки, анимация и звук на слайдах. Интерактивные презентации (реализация переходов между слайдами с помощью гиперссылок и системы навигации). Демонстрация презентаций.

Компьютерный практикум

Практическая работа №10. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

 

Технологии обработки числовой информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

Вычисления с использованием компьютерных калькуляторов.

Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Исследование функций и построение их графиков в электронных таблицах.

Наглядное представление числовой информации (статистической, бухгалтерской, результатов физических экспериментов и др.) с помощью диаграмм.

Компьютерный практикум

Практическая работа №11. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах

Практическая работа №12. Построение диаграмм различных типов.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Технологии обработки числовой информации»

 

Глава 2. Коммуникационные технологии (12 часов)

Локальные компьютерные сети. Топология локальной сети. Аппаратные компоненты сети (сетевые адаптеры, концентраторы, маршрутизаторы).

Информационное пространство глобальной компьютерной сети Интернет. Система адресации (IP-aдpeca и доменные имена). Протокол передачи данных TCP/IP. Универса­льный указатель ресурсов (URL).

Основные информационные ресурсы сети Интернет. Линии связи и их пропускная способность. Передача информации по коммутируемым телефонным каналам. Модем.

Работа с электронной почтой (регистрация почтового ящика, отправка и получение сообщений, использование адресной книги). Настройка почтовых программ. Почта с Web-интерфейсом.

WWW-технология. Всемирная паутина (настройка браузера, адрес Web-страницы, сохранение и печать Web-страниц).

Загрузка файлов с серверов файловых архивов. Менеджеры загрузки файлов.

Интерактивное общение, потоковые аудио - и видео, электронная коммерция, географические карты. Поиск информации (документов, файлов, людей).

Основы языка разметки гипертекста (HTML). Форматирование текста. Вставка графики и звука. Гиперссылки. Интерактивные Web-страницы (формы). Динамические объекты на Web-страницах. Система навигации по сайту. Инструментальные средства разработки. Публикация сайта.

Компьютерный практикум

Практическая работа №13. Подключение к Интернету и определение IP-адреса.

Практическая работа №14. Работа с электронной почтой.

Практическая работа №15. Геоинформационные системы в Интернете.

Практическая работа №16. Поиск в Интернете.

Практическая работа №17. Разработка сайта с использованием Web-редактора.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №4 по теме «Коммуникационные технологии»

Повторение пройденного материала (2 часа)

Повторение по теме «Информационные технологии».

Повторение по теме «Коммуникационные технологии».

11 класс

Глава 1. Базы данных. Системы управления базами данных (7 часов)

Табличные базы данных.

Система управления базами данных. Основные объекты СУБД: таблицы, формы, запросы, отчеты.

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Сортировка записей в табличной базе данных.

Печать данных с помощью отчетов.

Иерархические базы данных.

Сетевые базы данных.

Компьютерный практикум

Практическая работа №1. Создание табличной базы данных.

Практическая работа №2. Создание формы в табличной базе данных.

Практическая работа №3. Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Практическая работа №4. Сортировка записей в табличной базе данных.

Практическая работа №5. Создание отчета в табличной базе данных.

Практическая работа №6. Создание генеалогического древа семьи.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №1 по теме «Базы данных. Сис­темы управления базами данных» (тестирование).

Глава 2. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов

(11 часов)

История развития вычислительной техники.

Архитектура персонального компьютера.

Операционные системы. Основные характеристики операционных систем. Опера­ционная система Windows. Операционная система Linux.

Защита от несанкционированного доступа к информации. Защита с использованием паролей. Биометрические системы защиты. Физическая защита данных на дисках.

Защита от вредоносных программ. Вредоносные и антивирусные программы. Ком­пьютерные вирусы и защита от них. Сетевые черви и защита от них. Троянские програм­мы и защита от них. Хакерские утилиты и защита от них.

Компьютерный практикум

Практическая работа №7. Виртуальные компьютерные музеи.

Практическая работа №8. Сведения об архитектуре компьютера.

Практическая работа №9. Сведения о логических разделах дисков.

Практическая работа №10. Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux.

Практическая работа №11. Защита от компьютерных вирусов.

Практическая работа №12. Защита от сетевых червей.

Практическая работа №13. Защита от троянских программ.

Практическая работа №14. Защита от хакерских атак.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №2 по теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» (тестирование).

Глава 3. Моделирование и формализация (8 часов)

Моделирование как метод познания.

Системный подход в моделировании. Формы представления моделей.

Формализация. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Исследование интерактивных компьютерных моделей.

Исследование физических моделей.

Исследование астрономических моделей.

Исследование алгебраических моделей.

Исследование геометрических моделей (планиметрия).

Исследование геометрических моделей (стереометрия).

Исследование химических моделей. Исследование биологических моделей.

Контроль знаний и умений: контрольная работа №3 по теме «Моделирование и формализация» (тестирование).

Глава 4. Информационное общество (2 часа)

Право в Интернете.

Этика в Интернете.

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий.

Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (5 часа)

Повторение по теме «Информация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение».

Повторение по теме «Алгоритмизация и программирование».

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера».

Повторение по теме «Информационные технологии. Коммуникационные технологии».

Итоговое тестирование за курс 11 класса (1 час)

Требования к подготовке учащихся

в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, переда­чи информационных объектов различного типа с помощью современных про­граммных средств информационных и коммуникационных технологий;
  • единицы измерения информации, различать методы измерения количества информации: содержательный и алфавитный;
  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
  • назначение и функции операционных систем;
  • уметь:
  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помо­щью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологиче­ских и технических системах;
  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реаль­ному объекту и целям моделирования;
  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных тех­нологий;
  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
  • представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, полу­чать необходимую информацию по запросу пользователя;
  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при ис­пользовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;
  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными авто­матизированными информационными системами;
  • автоматизации коммуникационной деятельности;
  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
  • эффективной организации индивидуального информационного пространства.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКий КОМПЛЕКТ

по базовому курсу «Информатика и ИКТ»

учебник по базовому курсу Н. Д. Угринович. «Информатика. Базовый курс. 10-11 класс» – Москва, БИНОМ, 2013г.;

методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;

Windows-CD, содержащий программную поддержку базового и профильных курсов «Информатика и ИКТ» и компьютерный практикум для работы в операционной системе Windows. Н. Д. Угринович. Компьютерный практикум на CD-ROM.– М.:БИНОМ, 2004.

 

Дополнительная литература:

Информатика. Задачник-практикум в 2 т./Под ред. Г. Семакина, Е.К. Хеннера. - М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 20012

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ (10 класс)

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Элементы дополни-тельного содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

   

I четверть

Введение. Глава 1.Информационные технологии (20 часов)

1.

ТБ в кабинете информатики. Введение. Информация и информационные процессы.

УOHM

Информация. Информационные процессы в живой природе, в неживой природе, в человеческом обществе, в технике. Содержательный подход к измерению количества информации. Единицы измерения количества информации. Алфавитный подход к измерению количества информации.

Знать понятие информации, информационных процессов. Знать особенности протекания информационных процессов в живой природе, в неживой природе, в человеческом обществе, в технике. Знать единицы измерения количества информации. Понимать смысл содержательного подхода к измерению количества информации. Понимать смысл алфавитного подхода к измерению количества информации.

 

ФО

вопросы на стр. 11

   

2.

Кодирование текстовой информации. Практическая работа №1 «Кодировки русских букв»

КУ

Кодирование текстовой информации. Кодировки русских букв

Знать принципы кодирования текстовой информации, различные виды кодировок. Уметь изменять кодировку в документах

Решение задач ЕГЭ

ФО

п. 1.1.1,

вопрос на стр. 15

   

3.

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах.

КУ

Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах

Знать особенности основных видов текстовых документов. Знать назначение аппаратного и программного обеспечения процесса подготовки текстовых документов. Знать особенности интерфейса текстового редактора. Уметь форматировать текст по заданным параметрам.

 

ФО

п. 1.1.2, 1.1.3,

вопросы на стр. 21, 24

   

4.

Практическая работа №2 «Создание и форматирование документа»

УПЗУ

Создание и форматирование документа

 

ПР

стр. 25-28

   

5.

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста. Практическая работа №3 «Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика»

КУ

Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текста. Входное тестирование (Т0)

Знать возможности систем компьютерного перевода, онлайновых словарей и переводчиков. Уметь применять онлайновые словари и переводчики в своей деятельности

 

ПР, ИК

п. 1.1.4,

вопросы на стр.30

   

6.

Системы оптического распознавания документов. Практическая работа №4. «Сканирование «бумажного и распознавание электронного текстового документа»

КУ

Системы оптического распознавания документов.

Знать принципы систем оптического распознавания. Уметь работать с программой оптического распознавания документов.

Решение задач ЕГЭ

ПР

п. 1.1.5,

вопрос на стр. 33

   

7.

Контрольная работа № 1 «Технологии обработки текстовой информации»

КР

     

ИК

     

8.

Кодирование и обработка графической информации. Практическая работа №5 «Кодирование графической информации»

КУ

Кодирование и обработка графической информации.

Знать принципы кодирования графической информации.

 

ФО

п. 1.2.1,

вопросы на стр. 38

   

9.

Растровая графика. Практическая работа №6 «Растровая графика»

КУ

Растровая графика.

Уметь создавать и редактировать растровые изображения по заданным параметрам.

 

ПР

п. 1.2.2,

вопросы

на стр. 744

   

II четверть

10.

Векторная графика. Практическая работа №7 «Трехмерная векторная графика»

КУ

Векторная графика.

Уметь создавать и редактировать векторные изображения по заданным параметрам.

 

ПР

п. 1.2.3, вопросы на стр.56

   

11.

Практическая работа №8 «Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС»

УПЗУ

Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС.

Уметь выполнять геометрические построения в системе компьютерного черчения КОМПАС.

 

ПР

стр. 59-69

   

12.

Практическая работа №9 «Создание флэш-анимации»

УПЗУ

Создание флэш-анимации.

Уметь создавать флэш-анимации.

 

ПР

стр. 69-72

   

13.

Контрольная работа №2 «Технологии обработки графической информации».

КР

     

ИК

     

14.

Кодирование звуковой информации.

КУ

Кодирование звуковой информации

Знать принципы кодирования звуковой информации. Уметь создавать и редактировать оцифрованный звук.

 

ФО

п. 1.3,

вопросы на стр. 74

   

15.

Компьютерные презентации.

УОНМ

Дизайн презентации. Макеты слайдов. Анимация и звук.

Знать назначение и функциональные возможности презентации, объекты и инструменты в презентациях.

 

ФО

п. 1.4,

вопросы на стр. 80

   

16.

Практическая работа №10 «Создание и редактирование оцифрованного звука».

УПЗУ

Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера».

Уметь самостоятельно разрабатывать план презентации, корректировать его в соответствии с выбранной темой. Уметь создавать и оформлять слайды, изменять настройки слайдов.

 

ПР

доделать практическую работу

   

III четверть

17.

Представление числовой информации с помощью систем счисления.

УОНМ

Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная система счисления. Арифметика двоичных чисел.

Знать принципы записи чисел в непозиционных и позиционных системах счисления, двоичную систему счисления. Уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

Решение задач ЕГЭ

ПР

п. 1.5.1,

вопросы на стр. 94

   

18.

Электронные таблицы.

Практическая работа №11 «Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах»

КУ

Электронные таблицы. Основные типы и форматы данных. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки.

Знать основы работы в электронных таблицах. Уметь создавать и обрабатывать массивы числовых данных с помощью электронных таблиц.

 

ПР

п. 1.5.2,

вопросы на стр. 99

   

19.

Построение диаграмм и графиков. Практическая работа №12 «Построение диаграмм различных типов»

КЗУ

Типы диаграмм. Оформление диаграммы

Знать основы работы в электронных таблицах. Уметь создавать и обрабатывать диаграммы и графики с помощью электронных таблиц.

 

ПР

стр. 105-113

   

20.

Контрольная работа №3 «Технологии обработки числовой информации»

КР

Промежуточное тестирование (Тп)

   

ИК

     

Глава 2. Коммуникационные технологии (12 часов)

21.

Локальные компьютерные сети.

УОНМ

Локальные компьютерные сети. Топология сетей. Аппаратное и ПО сетей.

Знать принципы работы локальной сети. Уметь пользоваться локальной сетью.

 

ФО

п. 2.1,

вопросы

на стр. 119

   

22.

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

УОНМ

Глобальная компьютерная сеть Интернет.

Знать принципы работы глобальной сети Интернет. Уметь пользоваться Интернетом.

Решение задач ЕГЭ

ФО

п. 2.2,

вопросы на стр. 126

   

23.

Подключение к Интернету. Практическая работа №13 «Подключение к Интернету и определение IP-адреса»

КУ

Подключение к Интернету. 

 

Решение задач ЕГЭ

ФО

п. 2.3,

вопросы на стр. 131

   

24.

Всемирная паутина.

УОНМ

Технология WWW. Язык разметки гипертекста. Браузеры.

Знать сервисы сети Интернет.

 

ФО

п. 2.4,

вопросы на стр. 143

   

25.

Электронная почта. Практическая работа №14 «Работа с электронной почтой»

КУ

Возможности электронной почты. Почтовые программы.

Уметь пользоваться электронной почтой

 

ФО

п. 2.5,

вопросы

на стр. 150

   

26.

Общение в Интернете в реальном времени.

УОНМ

Общение в Интернете в реальном времени. Интернет-телефония.

Знать сервисы сети Интернет. Уметь общаться в Интернете в реальном времени.

 

ФО

п. 2.6,

вопрос на стр. 157

   

IV четверть

27.

Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете.

УОНМ

Файловые архивы. Радио, телевидение и Web-камеры в Интернете

   

ФО

п. 2.7, 2.8, вопросы

на стр. 170, 179

   

28.

Геоинформационные системы в Интернете. Практическая работа №15 «Геоинформационные системы в Интернете».

КУ

Геоинформационные системы в Интернете. Интерактивные карты. Спутниковая навигация.

Уметь пользоваться геоинформационными системами.

 

ФО,

ИК

п. 2.9

   

29.

Поиск информации в Интернете. Практическая работа №16 «Поиск в Интернете».

КУ

Поиск информации в Интернете. Поисковые системы.

Принцип организации поиска информации в Интернете. Уметь осуществлять поиск информации, используя поисковые системы.

 

ФО

п. 2.10,

вопросы на стр. 187

   

30.

Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

УОНМ

Электронная коммерция в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.

Знать формы электронной коммерции в Интернете. Уметь пользоваться электронными библиотеками.

 

ФО

п. 2.11, 2.12, вопросы на стр.197, 201

   

31.

Основы языка разметки гипертекста. Практическая работа №17 «Разработка сайта с использованием Web-редактора»

КУ

Основы языка разметки гипертекста. Разработка сайта с использованием Web-редактора

Иметь представление об основах языка HTML. Уметь создавать сайт с использованием Web-редактора.

 

ИК

п. 2.13,

вопросы на стр. 205

   

32.

Контрольная работа №4 «Коммуникационные технологии»

КЗУ

     

ИК

     

Повторение пройденного материала (2 часа)

33.

Повторение по теме «Информационные технологии»

УОСЗ

Информационные технологии.

Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации.

 

ФО

     

34.

Повторение по теме «Коммуникационные технологии»

УОСЗ

Коммуникационные технологии. Итоговое тестирование за курс 10 класса (Ти).

Знать способы подключения к Интернету, сервисы Интернета.

 

ФО, ИК

     

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ (11 класс)

п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Элементы дополнительного содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

   

I четверть

Глава 1. Базы данных. Системы управления базами данных (7 часов)

1.

ТБ в кабинете информатики.

Табличные базы данных. Система управления базами данных.

УОНМ

Табличные базы данных. Система управления базами данных.

Знать, что такое база данных, основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ. Знать определение и назначение СУБД

 

ФО

п. 3.1,

п. 3.2.1,

вопросы на стр. 104-105

   

2.

Практическая работа №1 «Создание табличной базы данных».

КУ

Практическая работа №1 «Создание таблич­ной базы данных».

Уметь создавать структуру табличной базы данных; вводить и редактировать данные различных типов.

 

ФО

п. 3.1,

п. 3.2.1

   

3.

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной базе данных.

Практическая работа №2. «Создание формы в табличной базе данных».

КУ

Использование формы для просмотра и редактирования записей в табличной БД.

Знать разницу между представлением данных с помощью таблицы и формы.

Уметь создавать формы для табличных баз данных.

 

ФО

п. 3.2.2

   

4.

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Практическая работа №3. «Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов».

КУ

Поиск записей в табличной базе данных с помощью фильтров и запросов.

Уметь осуществлять поиск инфор­мации в базе данных с помощью фильтров и запросов. Уметь формировать запросы на поиск данных.

 

ФО

п. 3.2.3,

вопрос

на стр. 114

   

5.

Сортировка записей в табличной базе данных

Практическая работа №4. «Сортировка записей в табличной базе данных».

Практическая работа №5. «Создание отчётов в табличной базе данных».

КУ

Сортировка записей в табличной базе данных. Создание отчётов в табличной базе данных

Уметь осуществлять сортировку записей в табличной базе данных. Уметь создавать отчеты в табличной базе данных.

 

ФО

п. 3.2.4

   

6.

Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.

Практическая работа №6. «Создание генеалогического древа семьи».

КУ

Иерархическая модель данных. Сетевая модель данных.

Знать характерные особенности иерархической модели данных. Знать характерные особенности сетевой модели данных.

 

ФО

п. 3.3, п. 3.4, вопросы

на стр. 123, стр. 124

   

7.

Контрольная работа №1

«Базы данных. Системы управления базами данных»

КУЗ

     

ИК

     

Глава 1. Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (11 часов)

8.

История развития вы­числительной техники.

Практическая работа №7 «Виртуальные компьютерные музеи»

УOHM

История развития вычислительной техники.

Знать этапы развития вычислительной техники. Знать поколения ЭВМ.

 

ФО

п. 1.1,

вопросы на стр.15

   

9.

Архитектура персонального компьютера.

Практическая работа №8 «Сведения об архитектуре компьютера».

УОНМ

Магистрально-модульный принцип построения компьютера.

Знать преимущества, которые дает ММП. Знать виды шин и их назначение. Иметь представление о направлении развития архитектуры процессоров.

 

ИК,

тест «История развития вычислительной техники»

п. 1.2,

вопросы

на стр. 23

   

II четверть

10.

Операционные системы.

Практическая работа №9 «Сведения о логических разделах дисков».

УОНМ

Основные характеристики операционных систем.

Знать назначение и функции операционных систем. Иметь представление о многообразии операционных систем.

Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

 

ИК, тест «Архитектура персонального компьютера»

п. 1.3.1, 1.3.2,

вопросы

на стр. 28, 34

   

11.

Операционная система Linux. Практическая работа №10 «Настройка графического интерфейса для операционной системы Linux».

УОНМ

Операционная система Linux. Входное тестирование (Т0)

Знать элементы графического интерфейса операционной системы Linux.

Уметь работать в среде операционной системы на пользовательском уровне.

 

ФО, ИК

п. 1.3.3, вопросы на стр. 40

   

12.

Защита от несанкционированного доступа к информации.

УОНМ

Защита информации с использованием паролей. Биометрическая система защиты.

Знать, как защищается информация в компьютере с использованием паролей. Знать биометрические методы защиты информации. Уметь идентифицировать человека по характеристикам речи.

 

ФО

п. 1.4,

вопросы на стр. 45, 48

   

13.

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.

КУ

Физическая защита данных на дисках. Вредоносные и антивирусные программы.

Иметь представление об организации физической защиты данных на дисках.

Знать типы вредоносных программ.

 

ИК, тест «Защита информации»

п. 1.5,

1.6.1,

вопросы

на стр. 53

   

14.

Компьютерные вирусы и защита от них.

Практическая работа №11 «Защита от компьютерных вирусов»

КУ

Компьютерные вирусы и защита от них.

Знать сущностные характеристики компьютерных вирусов. Знать классификацию компьютерных вирусов, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь лечить или удалять файловые вирусы из зараженных объектов.

 

ФО

п. 1.6.2,

вопросы

на стр.56

   

15.

Сетевые черви и защита от них.

Практическая работа №12 «Защита от сетевых червей».

КУ

Сетевые черви и защита от них.

Знать классификацию сетевых червей, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь предотвращать проникновение сетевых червей на локальный компьютер.

 

ФО

п. 1.6.3,

вопросы

на стр. 66

   

16.

Троянские программы и защита от них.

Практическая работа №13 «Защита от троянских программ»

КУ

Троянские про­граммы и защита от них.

Знать классификацию троянских программ, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать троянские программы.

 

ФО

п. 1.6.4,

вопросы на стр. 72

   

III четверть

17.

Хакерские утилиты и защита от них.

Практическая работа №14 «Защита от хакерских атак»

КУ

Хакерские утилиты и защита от них.

Знать классификацию хакерских атак, принципы их распространения и способы защиты от них. Уметь обнаруживать и обезвреживать хакерские атаки.

 

ФО

п. 1.6.5,

вопросы

на стр. 76

   

18.

Контрольная работа №2 «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов»

КЗУ

     

ИК

     

Глава 3. Моделирование и формализация (8 часов)

19.

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

УOHM

Моделирование как метод познания. Системный подход в моделировании.

Знать определение модели; что такое информационная модель

Знать назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы. Понимать, что такое системный подход в науке и практике

 

ФО

п. 2.1,

п. 2.2,

вопросы

на стр. 82, 84

   

20.

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.

КУ

Формы представления моделей. Формализация. Основные этапы разработки и исследование моделей на компьютере.

Знать формы представления моделей.

Иметь представление о процессе формализации. Знать этапы информационного мо­делирования на компьютере

 

ФО

п. 2.3,

п. 2.4,

п. 2.5,

вопросы

на стр. 86- 88

   

21.

Исследование физических моделей.

КУ

Исследование физических моделей.

Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории

 

ФО

п. 2.6.1,

зад. 2.1

(стр. 90)

   

22.

Исследование астрономических моделей.

КУ

Исследование астрономических моделей.

Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории

 

ФО

п. 2.6.2,

зад. 2.2

(стр. 92)

   

23.

Исследование алгебраических моделей.

КУ

Исследование алгебраических моделей.

Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории

 

ФО

п. 2.6.3,

зад. 2.3

(стр. 94)

   

24.

Исследование геометрических моделей.

КУ

Исследование геометрических моделей.

Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории

 

ФО

п. 2.6.4,

п. 2.6.5,

зад. 2.4,

зад. 2.5

(стр. 97)

   

25.

Исследование химических и биологических моделей.

КУ

Исследование химических и биологических моделей.

Уметь проводить эксперимент в виртуальной компьютерной лаборатории

 

ФО

п. 2.6.6,

п. 2.6.7,

зад. 2.6

(стр. 98), зад. 2.7

(стр. 100)

   

26.

Контрольная работа №3

«Моделирование и форма­лизация»

КЗУ

Промежуточное тестирование (Тп)

   

ИК

     

IV четверть

Глава 4. Информационное общество (2 часа)

27.

Право в Интернете. Этика в Интернете.

УОНМ

Право в Интернете. Этика в Интернете.

Знать правовые нормы информационной деятельности человека. Знать этические правила при общении по электронной почте, в чатах и форумах.

 

ФО

п. 4.1, п. 4.2

   

28.

Перспективы развития ин­формационных и коммуни­кационных технологий.

КУ

Перспективы развития информационных и ком­муникационных технологий.

Иметь представление о перспективах развития информационных и коммуникационных технологий.

 

ФО

п. 4.3

   

Глава 5. Повторение. Подготовка к ЕГЭ (5 ч+1ч)

29.

Повторение по теме «Ин­формация. Кодирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение»

УОСЗ

Информация. Ко­дирование информации. Устройство компьютера и программное обеспечение

Знать единицы измерения информации. Уметь определять количество информации. Знать принципы кодирования текстовой, графической, звуковой, числовой информации. Знать устройство компьютера. Знать виды программного обеспечения.

 

ИК

     

30.

Повторение по теме «Ал­горитмизация и програм­мирование»

УОСЗ

Алгоритмизация и программирование

Знать основные алгоритмические структуры. Уметь формально исполнять алгоритм. Знать основы языка программирования Pascal

 

ИК

     

31.

Повторение по теме «Основы логики. Логические основы компьютера»

УОСЗ

Основы логики. Логические основы компьютера

Уметь строить таблицы истинности логических выражений.

 

ИК

     

32-33.

Повторение по теме «Ин­формационные технологии. Коммуникационные технологии»

УОСЗ

Информационные технологии. Ком­муникационные технологии

Знать технологии обработки текстовой, графической, числовой информации. Знать способы подключения к Интернету.

 

ИК

     

34.

Итоговое тестирование за курс 11 класса

КУЗ

Итоговое тестирование (Ти)

   

ИК

     

Принятые сокращения в календарно-тематическом планировании:

УОНМ - урок ознакомления с новым материалом

КУ – комбинированный рок

УОСЗ – урок обобщения и систематизации знаний

КУЗ, КЗУ – контроль умений и знаний

ФО – фронтальный опрос

ИК – индивидуальный контроль

УПЗУ – урок применения знаний и умений

КР – контрольная работа

ИК – индивидуальный контроль

Комментарии
Комментариев пока нет.