12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Шамукаев Салай Милаевич1017 Россия, Башкирская респ., Бирск Материал размещён в группе «Урок информатики и ИКТ» |
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района
Бирский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАНО Руководитель РМО учителей информатики и ИКТ ______________ /Т. В. Рязанова/ «___» августа 2015 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ /И.В.Плотникова/ «___» августа 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ / В.В.Резнов/ Приказ № 173-К от «01 » сентября 2015 г. |
Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10 класса на 2015-2016 учебный год составил учитель информатики и ИКТ Шамукаев Салай Милаевич | ||
Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово Протокол № 1 от 29 августа 2015 года Руководитель ШМО __________/Аликова Н.А./ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа | - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; - Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089); -Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 -Приказ МБОУ СОШ с. Старопетрово от 01.09.2015 г. №172-К «Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год»; -Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10; -Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово утвержденная приказом от 30.08.2013 № 44-К; -Учебный план среднего общего образования для 10-11 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом от 31.08.2015г. №166-К; -Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом от 31.08.2015г. №165-К; -Положение о рабочей программе МБОУ СОШ с. Старопетрово, утвержденное приказом от 30.08.2014г. №189-К |
Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания | Стандарт среднего общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 |
Сведения об УМК | Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Угринович Н.Д. для 10 класса общеобразовательных учреждений |
Цель и задачи учебного предмета | Изучение информатики и информационных технологий в средней школе направлено на достижение следующих целей: обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы); систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения; заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер; сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов. |
Общая характеристика учебного предмета | Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики. Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя. Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом. Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией». Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи. Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств. Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель. |
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета | (В том числе отражаем и этнокультурные особенности региона) Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны: с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией; с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества; с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим. Роль этнографии заключается в том, чтобы понять других людей и рассказать людям друг о друге. Обращение к краеведческому материалу на основе жизненного опыта предков, знакомство с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к родной природе, к национальной культуре, традициям и обычаям. При этом необходимо учитывать факт многонациональности нашего государства, нашего края. В этой связи возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности России. Учащиеся проявляют интерес к вопросам этнографии. Их интересуют сведения этнического и конфессионального состава, миграционные ситуации, культура межэтнического общения. Этот интерес можно решить с помощью организации исследовательской работы. Исследовательская работа краеведческо-этнографического направления на уроках информатики, включает в себя групповую и индивидуальную работу над совместными исследованиями, где нужно использовать информацию из разных предметных областей, например, создание реферата, презентации или сайта на темы: «История Отечества в истории моей семьи», «Топонимика родных мест», «Жилища нашего края». Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей учащихся, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач. |
Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования | Рабочая программа для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного (или среднего) общего образования. Представленная программа предусматривает изучение информатики и ИКТ в 10 классе общеобразовательных учреждений: 35 часов (1 час в неделю). |
Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные) | Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача; опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются: формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах; развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств; формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных; формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права. |
Предпочтительные формы контроля | Формы контроля ЗУН (ов); наблюдение; беседа; фронтальный опрос; лабораторные работы; самостоятельные работы; тестовые задания; проверочные работы. |
Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем | Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий. Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка. |
Основное содержание учебного предмета
Содержание предмета | 10 класс Компьютер и программное обеспечение (14 часов) Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами. Векторная графика Corel Draw (16 часов) Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики. Информация. Двоичное кодирование информации Информация и информационные процессы (18 часов) Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Алгоритмизация и программирование (22 часа) Основные понятия алгоритмизации. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Данные. Встроенные математические функции. Выражения. Понятие оператора и программы. Линейные программы. Разветвляющиеся программы. Циклические программы. Массивы. Всего – 70 час. | ||||||||||||||||||||||||
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ |
| ||||||||||||||||||||||||
Особенности класса | Общеобразовательный | ||||||||||||||||||||||||
Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование | В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов. |
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к уровню подготовки учащихся | В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен знать/понимать правила техники безопасности; понятие логическая величина, логическое выражение; основные логические операции; единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации; основные принципы позиционных систем счисления; типы систем счисления, используемых в компьютере; правила перевода чисел, используемых в компьютере, и наоборот; форматы представления в компьютере текстовой, графической, звуковой и видеоинформации общую функциональную схему компьютера, назначение и основные характеристики устройств компьютера; назначение и функции операционных систем, программный принцип работы компьютера; командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс; структурные объекты текстового документа в целом; технологию работы со структурными объектами текстового документа; назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; понятие компьютерная сеть; различие между локальными и глобальными сетями; что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»; назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов; назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов; уметь правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при работе на компьютере; составлять таблицы истинности; переводить числовую информацию в различные системы счисления; решать задачи на определение количества информации; осуществлять перевод чисел в разные системы счисления; выполнять арифметические действия в системах счисления; представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере; различать типы форматов, используемые для графической, звуковой и видеоинформации отличать интерфейс текстового процессора от интерфейса других сред; классифицировать объекты текстового документа. осуществлять прием/передачу электронной почты; осуществлять просмотр Web – страниц с помощью браузера; осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы; искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам; создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании; соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией; эффективной организации индивидуального информационного пространства. создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы; передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм. |
Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы
Вид учебной деятельности | Критерии оценки |
Оценка устных ответов учащихся | Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником; изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику; правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу; показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания; продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков; отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5», в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя. допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»). имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя; ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме; при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков. Отметка «2» ставится в следующих случаях: не раскрыто основное содержание учебного материала; обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала; допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. |
Оценка практических работ учащихся | Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности. Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. |
Оценка письменных работ учащихся | Отметка «5» ставится в следующих случаях: работа выполнена полностью. в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала); Отметка «4» ставится, если: работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки); допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки); Отметка «3» ставится, если: допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме. Отметка «2» ставится, если: допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере. |
Оценка письменных тестовых работ учащихся. | Отметка «5» ставится в следующих случаях: работа выполнена на 95-100% от объема работы Отметка «4» ставится, если: работа выполнена на 75-94%, от объема работы. Отметка «3» ставится, если: работа выполнена на 51-74% от объема работы. Отметка «2» ставится, если: работа выполнена на 25-50%, от объема работы. . |
Календарно-тематический план
№ п/п | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | Элементы содержания | ||
по плану | фактичес-кая | |||||
1 | 4.09 | Инструктаж по ОТ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера | Знать: структуру компьютера, как происходит обмен данными между устройств, классификацию устройств. Уметь: различать устройства комп., подключать внешние устройства к ПК, пользоваться программами | Структура ПК, связь между устройствами | ||
2 | 8.09 | Аппаратная реализация компьютера | Знать: структуру процессора, характеристики процессора, способы ускорения работы процессора, что такое «система команд процессора». Уметь: различать устройства процессора, различать процессоры по функциональным возможностям и характеристикам. | Структура процессора, его характеристики, принцип работы процессора | ||
3 | 11.09 | Аппаратная реализация компьютера | Знать: структуру ОЗУ, ПЗУ, назначение различных типов памяти, характеристики типов памяти, физическую структуру дисков, взаимодействие процессора и внешней памяти. Уметь: различать устройства памяти, находить количество секторов, дорожек на диске, объем диска и его элементов. | Виды внутренней и внешней памяти, принцип работы ОЗУ, ПЗУ, CMOS | ||
4 | 15.09 | Аппаратная реализация компьютера | Знать: знать какие устройства относятся к устройствам ввода и вывода. Уметь: настраивать параметры экрана, различать типы принтеров, работать с устройствами. | Устройства ввода, вывода | ||
5 | 18.09 | Операционная система: назначение и состав | Знать: определение ОС, назначение и состав, принципы ОС Windows. Уметь: различать ОС | Виды, назначения, состав операционной системы | ||
6 | 22.09 | Загрузка операционной системы | Знать: этапы загрузки ОС Уметь: проследить этапы загрузки ОС. | Этапы загрузки ОС | ||
7 | 25.09 | Графический интерфейс Windows | Знать: объекты Windows, элементы управления окнами, Рабочего стола – Пуск, Главное меню, Панель задач. Уметь: различать окна по назначению, активизировать объекты Windows с помощью элементов управления. | Объекты Windows, графический интерфейс | ||
8 | 29.09 | Программная обработка данных. Прикладное ПО. | Знать: Классификацию программных средств создания информационных объектов. Уметь: Эффективно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности, в том числе самообразовании; работать с распространенными автоматизированными информационными системами | Понятие информационного объекта. Назначение и особенности информационного объекта. Многообразие программных средств создания информационных объектов. | ||
9 | 2.10 | Файлы и файловая система. | Знать: этапы создания файлов и папок, приемы перехода по файловой системе компьютера, назначение и использование контекстного меню. Уметь: создавать папки и файлы, передвигаться по файловой системе в любом направлении, использовать контекстное меню. | Файл, файловая система | ||
10 | 2.10 | Работа с файлами | Знать: разницу между копированием и перемещением, назначение объекта Корзина, буфера обмена, ярлыков. Уметь: копировать, перемещать, переименовывать, удалять папки и файлы, создавать ярлыки. | Действия с файлами и папками | ||
11 | 6.10 | Логическая структура дисков | ||||
12 | 9.10 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Знать возможные варианты потери информации и способы защиты. Уметь элементарно защищать электронные данные. | Типы вирусов, антивирусные программы. | ||
13 | 13.10 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы | Знать возможные варианты потери информации и способы защиты. Уметь элементарно защищать электронные данные. | Типы вирусов, антивирусные программы. | ||
14 | 16.10 | Контрольная работа №1«Состав и работа компьютерной системы» | ||||
15 | 20.10 | Работа над ошибками. Знакомство с векторным редактором Corel Draw. | Знать: интерфейс векторного редактора Corel Draw. Названия панелей. Уметь: ориентировать с панелях данного редактора | Интерфейс векторного редактора | ||
16 | 23.10 | Создание простых фигур и их редактирование. | Знать: основные фигуры, способы редактирования простых фигур. Уметь рисовать и редактировать простые фигуры. | Овал, прямоугольник, звезда. | ||
17 | 27.10 | Основные операции с объектами. Трансформация объектов. | Знать: основные операции с объектами, трансформацию объектов. Уметь: выполнять основные операции с объектами, трансформировать объекты. | Увеличение размера, уменьшение, перекос, поворот. | ||
18 | 30.10 | Вспомогательные средства Corel Draw. | Знать: вспомогательные средства. Уметь: применять вспомогательные средства при создании изображений | Масштаб | ||
19 | 6.11 | Операции с группой объектов. | Знать: способы группировки объектов, Как разгруппировать группу объектов. Уметь: группировать и разгруппировать объекты | Группировать, разгруппировать | ||
20 | 10.11 | Операции с группой объектов. | Знать: способы группировки объектов, Как разгруппировать группу объектов. Уметь: группировать и разгруппировать объекты | Группировать, разгруппировать | ||
21 | 13.11 | Контур и заливка объекта. | Знать способы заливки и принцип абриса. Уметь: пользоваться абрисом и заливкой при создании изображений. | Абрис, заливка | ||
22 | 17.11 | Создание различных линий | Знать: инструменты для создания кривых линий. Уметь: создавать изображения, используя кривые линии | Перо, кривая Безье, ломанная | ||
23 | 20.11 | Создание различных линий | Знать: инструменты для создания кривых линий. Уметь: создавать изображения, используя кривые линии | Перо, кривая Безье, ломанная | ||
24 | 24.11 | Инструменты редактирования изображения | ||||
25 | 27.11 | Создание различных линий. | Знать: инструменты для создания кривых линий. Уметь: создавать изображения, используя кривые линии | Перо, кривая Безье, ломанная | ||
26 | 1.12 | Создание различных линий. | Знать: инструменты для создания кривых линий. Уметь: создавать изображения, используя кривые линии | Перо, кривая Безье, ломанная | ||
27 | 4.12 | Работа с текстом в Corel Draw. | Знать: как работать с текстом, способы редактирования, инструмент Текст. Уметь: работать с текстом в Corel Draw. | Текст в графическом редакторе | ||
28 | 8.12 | Работа с эффекты Corel Draw. | Знать: основные эффекты. Уметь: использовать основные эффекты Corel Draw при создании изображения. | Перетекание, выпуклость, тень | ||
29 | 11.12 | Практическая работа по теме: «Векторная графика CorelDraw» | ||||
30 | 15.12 | Контрольная работа №2 «Векторная графика CorelDraw» | ||||
31 | 18.12 | Работа над ошибками. Понятие «информация». Информационные процессы. | Знать: Подходы к определению понятия «информация» Источник, приемник информации. Носители информации. Схему передачи между источником и приемником. | Информация, информационные процессы | ||
32 | 22.12 | Свойства информации. Виды и формы представления информации. | Знать: Классификацию видов информации. Свойства информации. Уметь: Приводить примеры информации и её носителей. Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. Классификация информационных процессов. | Виды: представление, восприятие и по значению. Свойства информации. | ||
33 | 25.12 | Кодирование информации. Двоичное кодирование. | Знать: Понятие и способы кодирования. Уметь: Кодировать с помощью формальных языков любое сообщение. | Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. | ||
34 | 29.12 | Вероятностный подход к определению количества информации. | Знать и уметь: какие события являются равновероятными, какие – не равновероятными, как найти вероятность события, как найти количество информации в сообщении. | Количество информации, вероятность, равновероятные события. | ||
35 | 15.01 | Инструктаж по ОТ. Вероятностный подход к определению количества информации. | Знать и уметь: какие события являются равновероятными, какие – не равновероятными, как найти вероятность события, как найти количество информации в сообщении. | Количество информации, вероятность, равновероятные события. | ||
36 | 19.01 | Алфавитный подход к измерению информации. | Знать и уметь: что значит «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи данных», как найти количество информации в тексте. | Сформировать понимание алфавитного подхода к измерению информации. | ||
37 | 22.01 | Алфавитный подход к измерению информации. | Знать и уметь: что значит «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи данных», как найти количество информации в тексте. | Закрепить понятие алфавитного подхода к измерению информации. | ||
38 | 26.01 | Контрольная работа №3 «Информация. Информационные процессы» | ||||
39 | 29.01 | Работа над ошибками. Представление числовой информации с помощью систем счисления | Знать: Правила записи чисел в системах счисления. Уметь: Записывать числа в различных системах счисления. | Двоичное представление информации в компьютере. | ||
40 | 2.02 | Перевод чисел в позиционных системах счисления | Знать: Правила перевода чисел в позиционных системах счисления. Уметь: Переводить числа из одной системы счисления в другую. | Перевод чисел из одной системы счисления в другую | ||
41 | 5.02 | Перевод чисел в позиционных системах счисления | Знать: Правила перевода чисел в позиционных системах счисления. Уметь: Переводить числа из одной системы счисления в другую. | Перевод чисел из одной системы счисления в другую | ||
42 | 9.02 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | Знать: Правила вычисления в позиционных системах счисления. Уметь: Вычислять в позиционных системах счисления | Вычисления в позиционных системах счисления | ||
43 | 12.02 | Представление числовой информации в компьютере | Знать: Форматы целых и вещественных чисел. Алгоритм получения прямого, обратного и дополнительного кода. Уметь: Представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой | Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Понятие о переполнении и точности вычислений. | ||
44 | 16.02 | Двоичное кодирование текстовой информации | Знать: Назначение и особенности кодовых таблиц. Уметь: Определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. | Кодовые таблицы. Форматы файлов. ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду» | ||
45 | 19.02 | Двоичное кодирование графической информации | Знать: Назначение и особенности кодовых таблиц. Уметь: Определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. | Кодовые таблицы. Форматы файлов. ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду» | ||
46 | 23.02 | Двоичное кодирование звуковой информации | Знать: Назначение и особенности кодовых таблиц. Уметь: Определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. | Кодовые таблицы. Форматы файлов. ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду» | ||
47 | 26.02 | Подготовка к контрольной работе по теме: «Системы счисления. Двоичное кодирование» | Знать: изученные понятия по теме. Уметь: применять полученные знания при решении упражнений. | |||
48 | 1.03 | Контрольная работа №4 «Системы счисления. Двоичное кодирование» | ||||
49 | 4.03 | Работа над ошибками. Основные понятия алгоритмизации | Знать: определение алгоритма, свойства алгоритма, типы алгоритмов | Алгоритм. Свойства алгоритма, типы алгоритмов | ||
50 | 8.03 | Линейный алгоритм | Знать: определение линейного алгоритма. Уметь: составлять линейные алгоритмы. | определение линейного алгоритма, способ записи | ||
51 | 11.03 | Разветвляющийся алгоритм | Знать: определение разветвляющегося алгоритма. Уметь: составлять разветвляющегося алгоритмы. | определение разветвляющегося алгоритма, способ записи | ||
52 | 15.03 | Разветвляющийся алгоритм | Знать: определение разветвляющегося алгоритма. Уметь: составлять разветвляющегося алгоритмы. | определение разветвляющегося алгоритма, способ записи | ||
53 | 18.03 | Циклический алгоритм | Знать: определение циклического алгоритма. Уметь: составлять циклического алгоритмы. | определение циклического алгоритма, способ записи | ||
54 | 22.03 | Циклический алгоритм | Знать: определение циклического алгоритма. Уметь: составлять циклического алгоритмы. | определение циклического алгоритма, способ записи | ||
55 | 5.04 | Контрольная работа №5 «Основы алгоритмизации» | ||||
56 | 8.04 | Работа над ошибками. Данные. Встроенные математические функции. Выражения | Знать: что называется данными. Уметь: записывать математические выражения и функции на языке программирования | Понятия «данные» | ||
57 | 12.04 | Понятие оператора и программы | Знать: основные операторы программирования. Уметь: применять операторы при составлении программ | Оператор, программа | ||
58 | 15.04 | Линейные программы | Знать: определение линейной программы. Уметь: составлять линейной программы | определение линейной программы, способ записи | ||
59 | 19.04 | Разветвляющиеся программы | Знать: определение разветвляющейся программы. Уметь: составлять разветвляющиеся программы. | определение разветвляющейся программы, способ записи | ||
60 | 22.04 | Разветвляющиеся программы | Знать: определение разветвляющейся программы. Уметь: составлять разветвляющиеся программы. | определение разветвляющейся программы, способ записи | ||
61 | 26.04 | Циклические программы | Знать: определение циклической программы. Уметь: составлять циклические программы. | определение циклической программы, способ записи | ||
62 | 29.04 | Циклические программы | Знать: определение циклической программы. Уметь: составлять циклические программы. | определение циклической программы, способ записи | ||
63 | 3.05 | Массивы | Знать определение одномерного массива Уметь составлять задачи на заполнение массива | Определение массива, способ записи линейного массива | ||
64 | 6.05 | Решение задач на обработку одномерных массивов | Уметь обрабатывать одномерные массивы | Нахождение минимального и максимального элементов массивов, суммы и произведения | ||
65 | 10.05 | Двумерные массивы | Знать определение двумерного массива Уметь составлять задачи на заполнение массива | Определение двумерного массива, способ записи матрицы | ||
66 | 13.05 | Решение задач на обработку двумерных массивов | Уметь обрабатывать двумерные массивы | Нахождение минимального и максимального элементов массивов, суммы, произведения, замены элементов,выборку | ||
67 | 17.05 | Программирование | Знать: все понятия изученные в данной теме. Уметь: составлять программы. | |||
68 | 20.05 | Контрольная работа №6 «Программирование» | ||||
69 | 24.05 | Работа над ошибками. Программирование. | ||||
70 | 27.05 | Программирование. Подготовка к ЕГЭ. |
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д. | Состав УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, автор Угринович Н. Д. учебники для основной школы: «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9»; учебники для старшей школы на базовом уровне: «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»; учебники для старшей школы на профильном уровне: «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»; учебное пособие и диск Model-CD по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»; практикум «Информатика и ИКТ» (8–11 классы, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова); методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», которое также включает 4 диска: — Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютер- ные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей; — Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic. NET, Visual C# и Visual J#; — Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса; — TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi. |
Учебно-практические издания | Информатика.10-11 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008 Информатика. 10-11 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2005 Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008 Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 Информатика 7-9. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007 |
Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д | Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. |
Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.) | Комплект цифровых образовательных ресурсов
Учебные материалы по алгоритмизации и программированию Алгоритмы, методы, исходники: Библиотека алгоритмов: Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой: Изучаем алгоритмизацию: Некоторые математические алгоритмы: Математика и программирование: Первые шаги: уроки программирования: Программируем на ЛОГО: Российская интернет-школа информатики и программирования: CodeNet – все для программиста: HTML-справочник: Visual Basic для детей: Разбор олимпиадных задач по информатике от Михаила Густокашина: |
Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса
Библиотечный фонд, печатные пособия | Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, 40 шт. |
Компьютерные и ИКТ средства | 15 компьютеров учеников, компьютер учителя, акустическая система, сканер, принтер, подключение к локальной школьной сети с выходом в Интернет, ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска |
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя | Учебные материалы: Виртуальный компьютерный музей: Виртуальный компьютерный музей: Газета «Информатика» Издательский дом «Первое сентября»: Дидактические материалы по информатике и математике: Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ): Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского: Информатика в школе: И.Е. Смирновой: Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой: Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников: Информатика и информационные технологии в образовании: Информатика и ИТ: сайт лаборатории информатики МИОО: Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой: Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям: Информация для информатиков: сайт О.В. Трушина: История Интернета России: Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики: Н.С. Антонова: ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума: Клякс@net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова): Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой: Московский детский клуб «Компьютер»: Негосударственное образовательное учреждение «РОботландия+»: Открытые системы: издания по информационным технологиям: Персональный компьютер, или «Азбука РС» для начинающих: Преподавание информатики в школе: Портал CITForum: Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей: Теоретический минимум по информатике: Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»: Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение: Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР: Энциклопедия персонального компьютера: Онлайн учебники: язык HTML, таблицы Excel, редактор Word, макросы VBA: Справочная интерактивная система по информатике «спринт-информ»: Программный центр «Помощь образованию»: |
Литература, рекомендованная для учащихся | Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике Олимпиадная информатика: Олимпиада по кибернетике для школьников: Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов: Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям: Онлайн-тестирование по информационным технологиям: Тесты по информатике и информационным технологиям: Уральские олимпиады по программированию и математике: ECDL: сертификация навыков владения компьютером: |