Св-во СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Материал опубликовал
Шамукаев Салай Милаевич886
Россия, Башкирская респ., Бирск
Материал размещён в группе «Урок информатики и ИКТ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа села Старопетрово муниципального района

Бирский район Республики Башкортостан

СОГЛАСОВАНО

Руководитель РМО учителей

информатики и ИКТ

______________ /Т. В. Рязанова/

«___» августа 2015 г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

______________ /И.В.Плотникова/

«___» августа 2015 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МБОУ СОШ с. Старопетрово ______________ / В.В.Резнов/

Приказ № 173-К от «01 » сентября 2015 г.


 

Рабочая программа

по информатике и ИКТ для 10 класса

на 2015-2016 учебный год

составил учитель информатики и ИКТ

Шамукаев Салай Милаевич

 

Рассмотрено на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла МБОУ СОШ с. Старопетрово

Протокол № 1 от 29 августа 2015 года

Руководитель ШМО __________/Аликова Н.А./

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативные документы, в соответствии с которыми составлена рабочая программа

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 05.03.2004г. № 1089);

-Приказ Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

Приказ от 8 июня 2015 г. № 576 "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253

-Приказ МБОУ СОШ с. Старопетрово от 01.09.2015 г. №172-К «Об утверждении перечня учебников на 2015-2016 учебный год»;

-Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821 – 10;

-Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ СОШ с. Старопетрово утвержденная приказом от 30.08.2013 № 44-К;

-Учебный план среднего общего образования для 10-11 классов МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом от 31.08.2015г. №166-К;

-Календарный учебный график МБОУ СОШ с. Старопетрово на 2015-2016 учебный год, утвержденный приказом от 31.08.2015г. №165-К;

-Положение о рабочей программе МБОУ СОШ с. Старопетрово, утвержденное приказом от 30.08.2014г. №189-К

Сведения о примерной программе по учебному предмету, на основе которой разработана рабочая программа с указанием наименования, автора и года издания

Стандарт среднего общего образования по информатике и ИКТ (из приложения к приказу Минобразования России от 05.03.04 № 1089) / Программы для общеобразовательных учреждений. Информатика. 2-11 классы: методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие/составитель М. Н. Бородин – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010

Сведения об УМК

Реализация данной программы осуществляется с помощью УМК Угринович Н.Д. для 10 класса общеобразовательных учреждений

Цель и задачи учебного предмета

Изучение информатики и информационных технологий в средней школе направлено на достижение следующих целей:

обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Содержание теоретической и практической компонент курса информатики основной школы должно быть в соотношении 50х50. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы рассчитаны на несколько учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

(В том числе отражаем и этнокультурные особенности региона)

Ценностные ориентиры учебного предмета «Информатика и ИКТ» связаны:

с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим.

Роль этнографии заключается в том, чтобы понять других людей и рассказать людям друг о друге. Обращение к краеведческому материалу на основе жизненного опыта предков, знакомство с природными и историческими объектами, с выдающимися личностями и их деятельностью, способствует пониманию причастности каждого к родной природе, к национальной культуре, традициям и обычаям.

При этом необходимо учитывать факт многонациональности нашего государства, нашего края. В этой связи возрастает необходимость формирования этнокультурной компетентности и развития этнокультурной терпимости, признавая вклад каждого народа в развитие страны и основываясь на том, что защита достоинства и прав каждого народа является основным принципом и гарантом политической стабильности России.

Учащиеся проявляют интерес к вопросам этнографии. Их интересуют сведения этнического и конфессионального состава, миграционные ситуации, культура межэтнического общения. Этот интерес можно решить с помощью организации исследовательской работы. Исследовательская работа краеведческо-этнографического направления на уроках информатики, включает в себя групповую и индивидуальную работу над совместными исследованиями, где нужно использовать информацию из разных предметных областей, например, создание реферата, презентации или сайта на темы: «История Отечества в истории моей семьи», «Топонимика родных мест», «Жилища нашего края». Выполнение творческих работ является важным средством развития творческих способностей учащихся, формирования навыков целенаправленной самостоятельной работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их при выполнении конкретных задач.

Место учебного предмета в учебном плане в решении общих целей и задач на конкретной ступени общего образования

Рабочая программа для 10 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с учётом концепции духовно-нравственного воспитания и планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного (или среднего) общего образования. Представленная программа предусматривает изучение информатики и ИКТ в 10 классе общеобразовательных учреждений: 35 часов (1 час в неделю).

Результаты изучения учебного предмета (личностные, метапредметные, предметные)

Личностные результаты – это сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Основными личностными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире;

владение первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации; ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;

способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ;

способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Основными метапредметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.

владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства.

Предметные результаты включают в себя: освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами. Основными предметными результатами, формируемыми при изучении информатики в основной школе, являются:

формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель – и их свойствах;

развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования и основными алгоритмическими структурами — линейной, условной и циклической;

формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств;

формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.

Предпочтительные формы контроля

Формы контроля ЗУН (ов);

наблюдение;

беседа;

фронтальный опрос;

лабораторные работы;

самостоятельные работы;

тестовые задания;

проверочные работы.

Педагогические технологии, средства обучения, используемые учителем

Данная программа реализуется с помощью разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Программа предусматривает такую систему организации учебного процесса, основу которой являет собой современный урок с использованием интернет технологий, развивающего обучения, проблемного обучения, обучение развитию критического мышления, личностно - ориентированного обучения. В поддержку современному уроку выступает система консультаций, а также самостоятельная работа учащихся с использованием современных компьютерных технологий.

Осуществление целей данной программы обусловлено использованием в образовательном процессе информационных технологий, диалоговых технологий, программированного обучения, проблемного обучения, личностно-ориентированного обучения. Программа направлена на создание оптимальных условий обучения, исключение психотравмирующих факторов, сохранение психосоматического здоровья учащихся, развитие положительной мотивации к освоению программы, развитие индивидуальности и одарённости каждого ребёнка.

Основное содержание учебного предмета

Содержание предмета

10 класс

Компьютер и программное обеспечение (14 часов)

Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными программами.

Векторная графика Corel Draw (16 часов)

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

Информация. Двоичное кодирование информации Информация и информационные процессы (18 часов)

Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.

Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

Управление системой как информационный процесс.

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Алгоритмизация и программирование (22 часа)

Основные понятия алгоритмизации. Линейный алгоритм. Разветвляющийся алгоритм. Циклический алгоритм. Данные. Встроенные математические функции. Выражения. Понятие оператора и программы. Линейные программы. Разветвляющиеся программы. Циклические программы. Массивы.

Всего – 70 час.

Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа, график контрольных и лабораторных работ

Полугодие

Количество недель в полугодии

Количество часов в неделю

Количество часов в полугодии

Количество контрольных работ

Количество лабораторных и практических работ

I полугодие

17

2

34

2

2

II полугодие

18

2

36

4

8

Итого в год

35

2

70

6

10

Особенности класса

Общеобразовательный

Внесенные изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование

В рабочей программе конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов.

Требования к уровню подготовки учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

правила техники безопасности;

понятие логическая величина, логическое выражение;

основные логические операции;

единицы измерения количества и скорости передачи информации;

принцип дискретного (цифрового) представления информации;

основные принципы позиционных систем счисления;

типы систем счисления, используемых в компьютере;

правила перевода чисел, используемых в компьютере, и наоборот;

форматы представления в компьютере текстовой, графической, звуковой и видеоинформации

общую функциональную схему компьютера, назначение и основные характеристики устройств компьютера;

назначение и функции операционных систем, программный принцип работы компьютера;

командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс;

структурные объекты текстового документа в целом;

технологию работы со структурными объектами текстового документа;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

понятие компьютерная сеть; различие между локальными и глобальными сетями;

что такое Интернет; какие возможности предоставляет пользователю «Всемирная паутина»;

назначение основных технических и программных средств функционирования сетей: каналов связи, модемов, серверов, клиентов, протоколов;

назначение основных видов услуг глобальных сетей: электронной почты, телеконференций, файловых архивов;

уметь

правильно организовывать свое рабочее место, применять правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при работе на компьютере;

составлять таблицы истинности;

переводить числовую информацию в различные системы счисления;

решать задачи на определение количества информации;

осуществлять перевод чисел в разные системы счисления;

выполнять арифметические действия в системах счисления;

представлять числа в разных форматах, используемых в компьютере;

различать типы форматов, используемые для графической, звуковой и видеоинформации

отличать интерфейс текстового процессора от интерфейса других сред;

классифицировать объекты текстового документа.

осуществлять прием/передачу электронной почты;

осуществлять просмотр Web – страниц с помощью браузера;

осуществлять поиск информации в Интернете, используя поисковые системы;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Оценка достижения планируемых результатов освоения учебной программы

Вид учебной

деятельности

Критерии оценки

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую терминологию и символику;

правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами, применять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость использованных при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна – две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если он удовлетворен в основном требованиям на отметку «5»,
но при этом имеет один из недостатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математического содержания ответа, исправленные по замечанию учителя.

допущены ошибки или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала (определенные «Требованиями к математической подготовке учащихся»).

имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий и, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме;

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность умений и навыков.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

Оценка практических работ учащихся

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка письменных работ учащихся

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

работа выполнена полностью.

в логических рассуждениях и обоснованиях нет пробелов и ошибок;

в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала);

Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умения обосновывать рассуждения не являлись специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в выкладках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки);

Отметка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или более двух- трех недочетов в выкладках, чертежах или графика, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Оценка письменных тестовых работ учащихся.

Отметка «5» ставится в следующих случаях:

работа выполнена на 95-100% от объема работы

Отметка «4» ставится, если:

работа выполнена на 75-94%, от объема работы.

Отметка «3» ставится, если:

работа выполнена на 51-74% от объема работы.

Отметка «2» ставится, если:

работа выполнена на 25-50%, от объема работы.

.

Календарно-тематический план

п/п

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

Элементы содержания

по плану

фактичес-кая

1

4.09

 

Инструктаж по ОТ. Магистрально-модульный принцип построения компьютера

Знать: структуру компьютера, как происходит обмен данными между устройств, классификацию устройств.

Уметь: различать устройства комп., подключать внешние устройства к ПК, пользоваться программами

Структура ПК, связь между устройствами

2

8.09

 

Аппаратная реализация компьютера

Знать: структуру процессора, характеристики процессора, способы ускорения работы процессора, что такое «система команд процессора».

Уметь: различать устройства процессора, различать процессоры по функциональным возможностям и характеристикам.

Структура процессора, его характеристики, принцип работы процессора

3

11.09

 

Аппаратная реализация компьютера

Знать: структуру ОЗУ, ПЗУ, назначение различных типов памяти, характеристики типов памяти, физическую структуру дисков, взаимодействие процессора и внешней памяти.

Уметь: различать устройства памяти, находить количество секторов, дорожек на диске, объем диска и его элементов.

Виды внутренней и внешней памяти, принцип работы ОЗУ, ПЗУ, CMOS

4

15.09

 

Аппаратная реализация компьютера

Знать: знать какие устройства относятся к устройствам ввода и вывода.

Уметь: настраивать параметры экрана, различать типы принтеров, работать с устройствами.

Устройства ввода, вывода

5

18.09

 

Операционная система: назначение и состав

Знать: определение ОС, назначение и состав, принципы ОС Windows.

Уметь: различать ОС

Виды, назначения, состав операционной системы

6

22.09

 

Загрузка операционной системы

Знать: этапы загрузки ОС

Уметь: проследить этапы загрузки ОС.

Этапы загрузки ОС

7

25.09

 

Графический интерфейс Windows

Знать: объекты Windows, элементы управления окнами, Рабочего стола – Пуск, Главное меню, Панель задач.

Уметь: различать окна по назначению, активизировать объекты Windows с помощью элементов управления.

Объекты Windows, графический интерфейс

8

29.09

 

Программная обработка данных. Прикладное ПО.

Знать: Классификацию программных средств создания информационных объектов.

Уметь: Эффективно применять информационные образовательные ресурсы в учебной деятельности, в том числе самообразовании; работать с распространенными автоматизированными информационными системами

Понятие информационного объекта. Назначение и особенности информационного объекта. Многообразие программных средств создания информационных объектов.

9

2.10

 

Файлы и файловая система.

Знать: этапы создания файлов и папок, приемы перехода по файловой системе компьютера, назначение и использование контекстного меню.

Уметь: создавать папки и файлы, передвигаться по файловой системе в любом направлении, использовать контекстное меню.

Файл, файловая система

10

2.10

 

Работа с файлами

Знать: разницу между копированием и перемещением, назначение объекта Корзина, буфера обмена, ярлыков.

Уметь: копировать, перемещать, переименовывать, удалять папки и файлы, создавать ярлыки.

Действия с файлами и папками

11

6.10

 

Логическая структура дисков

   

12

9.10

 

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Знать возможные варианты потери информации и способы защиты.

Уметь элементарно защищать электронные данные.

Типы вирусов, антивирусные программы.

13

13.10

 

Компьютерные вирусы и антивирусные программы

Знать возможные варианты потери информации и способы защиты.

Уметь элементарно защищать электронные данные.

Типы вирусов, антивирусные программы.

14

16.10

 

Контрольная работа №1«Состав и работа компьютерной системы»

   

15

20.10

 

Работа над ошибками. Знакомство с векторным редактором Corel Draw.

Знать: интерфейс векторного редактора Corel Draw. Названия панелей.

Уметь: ориентировать с панелях данного редактора

Интерфейс векторного редактора

16

23.10

 

Создание простых фигур и их редактирование.

Знать: основные фигуры, способы редактирования простых фигур.

Уметь рисовать и редактировать простые фигуры.

Овал, прямоугольник, звезда.

17

27.10

 

Основные операции с объектами. Трансформация объектов.

Знать: основные операции с объектами, трансформацию объектов.

Уметь: выполнять основные операции с объектами, трансформировать объекты.

Увеличение размера, уменьшение, перекос, поворот.

18

30.10

 

Вспомогательные средства Corel Draw.

Знать: вспомогательные средства.

Уметь: применять вспомогательные средства при создании изображений

Масштаб

19

6.11

 

Операции с группой объектов.

Знать: способы группировки объектов,

Как разгруппировать группу объектов.

Уметь: группировать и разгруппировать объекты

Группировать, разгруппировать

20

10.11

 

Операции с группой объектов.

Знать: способы группировки объектов,

Как разгруппировать группу объектов.

Уметь: группировать и разгруппировать объекты

Группировать, разгруппировать

21

13.11

 

Контур и заливка объекта.

Знать способы заливки и принцип абриса.

Уметь: пользоваться абрисом и заливкой при создании изображений.

Абрис, заливка

22

17.11

 

Создание различных линий

Знать: инструменты для создания кривых линий.

Уметь: создавать изображения, используя кривые линии

Перо, кривая Безье, ломанная

23

20.11

 

Создание различных линий

Знать: инструменты для создания кривых линий.

Уметь: создавать изображения, используя кривые линии

Перо, кривая Безье, ломанная

24

24.11

 

Инструменты редактирования изображения

   

25

27.11

 

Создание различных линий.

Знать: инструменты для создания кривых линий.

Уметь: создавать изображения, используя кривые линии

Перо, кривая Безье, ломанная

26

1.12

 

Создание различных линий.

Знать: инструменты для создания кривых линий.

Уметь: создавать изображения, используя кривые линии

Перо, кривая Безье, ломанная

27

4.12

 

Работа с текстом в Corel Draw.

Знать: как работать с текстом, способы редактирования, инструмент Текст.

Уметь: работать с текстом в Corel Draw.

Текст в графическом редакторе

28

8.12

 

Работа с эффекты Corel Draw.

Знать: основные эффекты.

Уметь: использовать основные эффекты Corel Draw при создании изображения.

Перетекание, выпуклость, тень

29

11.12

 

Практическая работа по теме: «Векторная графика CorelDraw»

   

30

15.12

 

Контрольная работа №2 «Векторная графика CorelDraw»

   

31

18.12

 

Работа над ошибками. Понятие «информация». Информационные процессы.

Знать: Подходы к определению понятия «информация»

Источник, приемник информации. Носители информации. Схему передачи между источником и приемником.

Информация, информационные процессы

32

22.12

 

Свойства информации. Виды и формы представления информации.

Знать: Классификацию видов информации. Свойства информации.

Уметь: Приводить примеры информации и её носителей.

Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники. Классификация информационных процессов.

Виды: представление, восприятие и по значению. Свойства информации.

33

25.12

 

Кодирование информации. Двоичное кодирование.

Знать: Понятие и способы кодирования.

Уметь: Кодировать с помощью формальных языков любое сообщение.

Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки.

34

29.12

 

Вероятностный подход к определению количества информации.

Знать и уметь: какие события являются равновероятными, какие – не равновероятными, как найти вероятность события, как найти количество информации в сообщении.

Количество информации, вероятность, равновероятные события.

35

15.01

 

Инструктаж по ОТ.

Вероятностный подход к определению количества информации.

Знать и уметь: какие события являются равновероятными, какие – не равновероятными, как найти вероятность события, как найти количество информации в сообщении.

Количество информации, вероятность, равновероятные события.

36

19.01

 

Алфавитный подход к измерению информации.

Знать и уметь: что значит «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи данных», как найти количество информации в тексте.

Сформировать понимание алфавитного подхода к измерению информации.

37

22.01

 

Алфавитный подход к измерению информации.

Знать и уметь: что значит «алфавит», «мощность алфавита», «скорость передачи данных», как найти количество информации в тексте.

Закрепить понятие алфавитного подхода к измерению информации.

38

26.01

 

Контрольная работа №3 «Информация. Информационные процессы»

   

39

29.01

 

Работа над ошибками. Представление числовой информации с помощью систем счисления

Знать: Правила записи чисел в системах счисления.

Уметь: Записывать числа в различных системах счисления.

Двоичное представление информации в компьютере.

40

2.02

 

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Знать: Правила перевода чисел в позиционных системах счисления.

Уметь: Переводить числа из одной системы счисления в другую.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

41

5.02

 

Перевод чисел в позиционных системах счисления

Знать: Правила перевода чисел в позиционных системах счисления.

Уметь: Переводить числа из одной системы счисления в другую.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую

42

9.02

 

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Знать: Правила вычисления в позиционных системах счисления.

Уметь: Вычислять в позиционных системах счисления

Вычисления в позиционных системах счисления

43

12.02

 

Представление числовой информации в компьютере

Знать: Форматы целых и вещественных чисел. Алгоритм получения прямого, обратного и дополнительного кода.

Уметь: Представлять целые и вещественные числа в форматах с фиксированной и плавающей запятой

Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Понятие о переполнении и точности вычислений.

44

16.02

 

Двоичное кодирование текстовой информации

Знать: Назначение и особенности кодовых таблиц.

Уметь: Определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице.

Кодовые таблицы. Форматы файлов.

ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду»

45

19.02

 

Двоичное кодирование графической информации

Знать: Назначение и особенности кодовых таблиц.

Уметь: Определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице.

Кодовые таблицы. Форматы файлов.

ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду»

46

23.02

 

Двоичное кодирование звуковой информации

Знать: Назначение и особенности кодовых таблиц.

Уметь: Определять числовой код символа. Кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице.

Кодовые таблицы. Форматы файлов.

ПР «Определение кода символа. Ввод символа по коду»

47

26.02

 

Подготовка к контрольной работе по теме: «Системы счисления. Двоичное кодирование»

Знать: изученные понятия по теме.

Уметь: применять полученные знания при решении упражнений.

 

48

1.03

 

Контрольная работа №4 «Системы счисления. Двоичное кодирование»

   

49

4.03

 

Работа над ошибками. Основные понятия алгоритмизации

Знать: определение алгоритма, свойства алгоритма, типы алгоритмов

Алгоритм. Свойства алгоритма, типы алгоритмов

50

8.03

 

Линейный алгоритм

Знать: определение линейного алгоритма.

Уметь: составлять линейные алгоритмы.

определение линейного алгоритма, способ записи

51

11.03

 

Разветвляющийся алгоритм

Знать: определение разветвляющегося алгоритма.

Уметь: составлять разветвляющегося алгоритмы.

определение разветвляющегося алгоритма, способ записи

52

15.03

 

Разветвляющийся алгоритм

Знать: определение разветвляющегося алгоритма.

Уметь: составлять разветвляющегося алгоритмы.

определение разветвляющегося алгоритма, способ записи

53

18.03

 

Циклический алгоритм

Знать: определение циклического алгоритма.

Уметь: составлять циклического алгоритмы.

определение циклического алгоритма, способ записи

54

22.03

 

Циклический алгоритм

Знать: определение циклического алгоритма.

Уметь: составлять циклического алгоритмы.

определение циклического алгоритма, способ записи

55

5.04

 

Контрольная работа №5 «Основы алгоритмизации»

   

56

8.04

 

Работа над ошибками. Данные. Встроенные математические функции. Выражения

Знать: что называется данными.

Уметь: записывать математические выражения и функции на языке программирования

Понятия «данные»

57

12.04

 

Понятие оператора и программы

Знать: основные операторы программирования.

Уметь: применять операторы при составлении программ

Оператор, программа

58

15.04

 

Линейные программы

Знать: определение линейной программы.

Уметь: составлять линейной программы

определение линейной программы, способ записи

59

19.04

 

Разветвляющиеся программы

Знать: определение разветвляющейся программы.

Уметь: составлять разветвляющиеся программы.

определение разветвляющейся программы, способ записи

60

22.04

 

Разветвляющиеся программы

Знать: определение разветвляющейся программы.

Уметь: составлять разветвляющиеся программы.

определение разветвляющейся программы, способ записи

61

26.04

 

Циклические программы

Знать: определение циклической программы.

Уметь: составлять циклические программы.

определение циклической программы, способ записи

62

29.04

 

Циклические программы

Знать: определение циклической программы.

Уметь: составлять циклические программы.

определение циклической программы, способ записи

63

3.05

 

Массивы

Знать определение одномерного массива Уметь составлять задачи на заполнение массива

Определение массива, способ записи линейного массива

64

6.05

 

Решение задач на обработку одномерных массивов

Уметь обрабатывать одномерные массивы

Нахождение минимального и максимального элементов массивов, суммы и произведения

65

10.05

 

Двумерные массивы

Знать определение двумерного массива Уметь составлять задачи на заполнение массива

Определение двумерного массива, способ записи матрицы

66

13.05

 

Решение задач на обработку двумерных массивов

Уметь обрабатывать двумерные массивы

Нахождение минимального и максимального элементов массивов, суммы, произведения, замены элементов,выборку

67

17.05

 

Программирование

Знать: все понятия изученные в данной теме.

Уметь: составлять программы.

 

68

20.05

 

Контрольная работа №6 «Программирование»

   

69

24.05

 

Работа над ошибками. Программирование.

   

70

27.05

 

Программирование. Подготовка к ЕГЭ.

   

Перечень учебно-методического обеспечения

Учебный комплект: концепция и программа, учебник, учебное пособие, рабочая тетрадь, учебно-справочное издание, книга для учителя и т.д.

Состав УМК «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов, автор Угринович Н. Д.

учебники для основной школы: «Информатика и ИКТ-8» и «Информатика и ИКТ-9»; учебники для старшей школы на базовом уровне: «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»;

учебники для старшей школы на профильном уровне: «Информатика и ИКТ-10» и «Информатика и ИКТ-11»;

учебное пособие и диск Model-CD по элективному курсу для старшей школы «Исследование информационных моделей»;

практикум «Информатика и ИКТ» (8–11 классы, Н. Д. Угринович, Л. Л. Босова, Н. И. Михайлова);

методическое пособие для учителей «Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе», которое также включает 4 диска:

Windows-CD, содержащий свободно распространяемую программную поддержку курса, готовые компьютер-

ные проекты, рассмотренные в учебниках, тесты и методические материалы для учителей;

Visual Studio-CD (выпускается по лицензии Microsoft), содержащий дистрибутивы систем объектно-ориентированного программирования языков Visual Basic. NET, Visual C# и Visual J#;

Linux-DVD (выпускается по лицензии компании AltLinux), содержащий операционную систему Linux и программную поддержку курса;

TurboDelphi-CD (выпускается по лицензии компании Borland), содержащий систему объектно-ориентированного программирования TurboDelphi.

Учебно-практические издания

Информатика.10-11 класс. Базовый курс. Теория./Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2008

Информатика. 10-11 класс. Базовый курс. Практикум по информационным технологиям / Под ред. Н.В. Макаровой.- СПб.: Питер, 2005

Информатика. Методическое пособие для учителя. 8 класс/ Под ред. проф. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2008

Информатика 7-9. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007

Информатика 7-9. Практикум по информационным технологиям. Базовый курс/ под ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2007

Контрольно-диагностические материалы, тесты и т.д

Босова Л.Л., Босова А.Ю. Контрольно-измерительные материалы по информатике // Информатика в школе: приложение к журналу «информатика и образование». №6–2007. – М.: Образование и Информатика, 2007.

Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Цифровые образовательные ресурсы: Интернет-поддержка, электронные приложения и т.д.)

Комплект цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=19. 01.09.2014

Учебные материалы по алгоритмизации и программированию

Алгоритмы, методы, исходники: http://algolist.manual.ru

Библиотека алгоритмов: http://alglib.sources.ru

Задачи соревнований по спортивному программированию с проверяющей системой: http://acm.timus.ru

Изучаем алгоритмизацию: http://inform-school.narod.ru

Некоторые математические алгоритмы: http://algorithm.narod.ru

Математика и программирование: http://www.mathprog.narod.ru

Первые шаги: уроки программирования: http://www.firststeps.ru

Программируем на ЛОГО: http://school.ort.spb.ru/library/logo

Российская интернет-школа информатики и программирования: http://ips.infmo.ru

CodeNet – все для программиста: http://codenet.ru

HTML-справочник: http://manual.ru

Visual Basic для детей: http://vbkids.narod.ru

Разбор олимпиадных задач по информатике от Михаила Густокашина: http://www.g6prog.narod.ru/

Перечень материально-технического обеспечения образовательного процесса

Библиотечный фонд, печатные пособия

Н.Д. Угринович «Информатика и ИКТ»: учебник для 10 класса - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013, 40 шт.

Компьютерные и ИКТ средства

15 компьютеров учеников, компьютер учителя, акустическая система, сканер, принтер, подключение к локальной школьной сети с выходом в Интернет, ноутбук, видеопроектор, интерактивная доска

Список литературы

Литература, рекомендованная для учителя

Учебные материалы:

Виртуальный компьютерный музей: http://www.computer-museum.ru

Виртуальный компьютерный музей: http://schools.keldysh.ru/sch444/MUZEUM

Газета «Информатика» Издательский дом «Первое сентября»: http://inf.1september.ru

Дидактические материалы по информатике и математике: http://comp-science.narod.ru

Интернет-университет информационных технологий (ИНТУИТ): http://www.intuit.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского: http://marklv.narod.ru/inf

Информатика в школе: И.Е. Смирновой: http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой: http://www.syrsovasv.narod.ru

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников: http://www.phis.org.ru/informatika

Информатика и информационные технологии в образовании: http://www.rusedu.info

Информатика и ИТ: сайт лаборатории информатики МИОО: http://iit.metodist.ru

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой: http://book.kbsu.ru

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям: http://school87.kubanet.ru/info

Информация для информатиков: сайт О.В. Трушина: http://trushinov.chat.ru

История Интернета России: http://www.nethistory.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики: Н.С. Антонова: http://distan.463.jscc.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума:
http://www.edu-it.ru

Клякс@net: Информатика в школе. Компьютер на уроках: http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова): http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой: http://ekochelaeva.narod.ru

Московский детский клуб «Компьютер»: http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «РОботландия+»: http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям: http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука РС» для начинающих: http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе: http://www.axel.nm.ru/prog

Портал CITForum: http://citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей: http://sinf2000.narod.ru

Теоретический минимум по информатике: http://teormin.info.ru

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»: http://emc.km.ru

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение: http://itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР: http://naic.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера: http://mega.km.ru/pc/

Онлайн учебники: язык HTML, таблицы Excel, редактор Word, макросы VBA: http://www.on-line-teaching.com/

Справочная интерактивная система по информатике «спринт-информ»: http://www.sprint-inform.ru/

Программный центр «Помощь образованию»: http://psbatishev.narod.ru/

Литература, рекомендованная для учащихся

Олимпиады и контрольно-измерительные материалы по информатике

Олимпиадная информатика: http://www.olympiads.ru

Олимпиада по кибернетике для школьников: http://cyber-net.spb.ru

Олимпиады по информатике: сайт Мытищинской школы программистов: http://informatics.ru

Онлайн-тестирование и сертификация по информационным технологиям: http://test.specialist.ru

Онлайн-тестирование по информационным технологиям: http://tests.academy.ru

Тесты по информатике и информационным технологиям: http://www.junior.ru/wwwexam/

Уральские олимпиады по программированию и математике: http://contest.ur.ru

ECDL: сертификация навыков владения компьютером: http://www.ecdl.ru

Опубликовано в группе «Урок информатики и ИКТ»


Поблагодарить автора 1 Добавить в избранное
! Пожаловаться

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.