Рабочая программа по информатике в 9 классе по УМК Н.Д. Угринович
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ
9 класс (Коррекция)
учитель: Корепанова Анастасия Владимировна
Пояснительная записка
Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.
Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;
методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;
Цели:
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен
знать/понимать
виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;
уметь
выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
создавать информационные объекты, в том числе:
- создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
- создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
- создавать записи в базе данных;
- создавать презентации на основе шаблонов;
искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);
проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Структура
1. Техника безопасности. Повторение (2 часа)
2. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (8 часов)
3. Кодирование и обработка текстовой информации (6 часов)
4. Кодирование и обработка числовой информации (7 часов)
5. Основы алгоритмизации (7 часа)
6. Моделирование и формализация (2 часа)
7. Информатизация общества (2 часа)
ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Личностные действия
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные действия
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе5 соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные действия
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построении е речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтении и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободнаяориентаия и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и офоциально-делового стилей;
понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определеющих данную предметную область.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно- следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Учебно-тематическое планирование
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (9 часов) |
|||||||
№ урока |
Тема урока |
Содержание |
Требования к подготовке учащихся |
Тип урока |
Дата |
||
По плану |
По факту |
||||||
Повторение |
|||||||
1 |
Техника безопасности Количество информации |
Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации |
Предметные: Повторение знаний Метапредметные: использование полученных знаний для достижения цели |
Общеметодологический |
|||
Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (8 часов) |
|||||||
2-3 |
Кодирование графической информации |
Практическая работа №1 «Кодирование графической информации». |
Предметные: использование начальных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений Метапредметные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач |
«открытие» новых знаний |
|||
4 |
Растровая и векторная графика |
Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе». |
Предметные: приобретение представлений о графическом редакторе Метапредметные: использование знаний для создания схем, изображений. |
«открытие» новых знаний |
|||
5 |
Входная диагностика |
Практическая работа №3 « Создание рисунков в векторном графическом редакторе». |
Предметные: приобретение представлений о графическом редакторе Метапредметные: использование знаний для создания схем, изображений. |
Общеметодологический |
|||
6 |
Растровая и векторная анимация |
Практическая работа №4 «Анимация». |
Предметные: приобретение знаний о анимации Метапредметные: использование умений при создании анимационных проектов |
«открытие» новых знаний |
|||
7-8 |
Кодирование и обработка звуковой информации |
Практическая работа № 5. «Кодирование и обработка звуковой информации». |
Предметные: Умение работать со звуковой информацией Метапредметные: использование полученных знаний в других сферах деятельности |
«открытие» новых знаний |
|||
9 |
Цифровое фото и видео |
Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу». |
Предметные: приобретение первоначальных представлений о цифровом фото Метапредметные: использование знаний при создании слайд-шоу |
«открытие» новых знаний |
|||
10 |
Контрольная работа №1 |
«Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации» |
Предметные: обобщение знаний по теме Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Урок контроля |
|||
Кодирование и обработка текстовой информации (6 часов) |
|||||||
11 |
Кодирование текстовой информации Создание документов в текстовых редакторах. |
Практическая работа № 7. «Кодирование текстовой информации» |
Предметные: приобретение знаний о кодировании текстовой информации Метапредметные: Использование знаний при решении задач |
«открытие» новых знаний |
|||
12 |
Ввод, редактирование, сохранение и печать документов. Форматирование документа. |
Практическая работа № 8 «Вставка в документ формул». Практическая работа №3. «Форматирование символов и абзацев». |
Предметные: приобретение навыка работы со звуком Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Общеметодологический |
|||
13 |
Нумерованные и маркированные списки |
Практическая работа №9. «Создание и форматирование списков» |
Предметные: получение знаний о списках в тексте Метапредметные: Использование знаний при работе в текстовом редакторе |
Общеметодологический |
|||
14 |
Таблицы |
Практическая работа №10. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными» |
Предметные: Знакомство и созданием таблиц в тексте Метапредметные: Использование навыков при работе с текстом |
«открытие» новых знаний |
|||
15 |
Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов |
Практическая работа № 11. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря» |
Предметные: Закрепление знаний Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Общеметодологический |
|||
16 |
Контрольная работа№2 |
«Обработка текстовой информации» |
Предметные: Обобщение знаний по данной теме Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Урок контроля |
|||
Кодирование и обработка числовой информации (7 часов) |
|||||||
17 |
Кодирование числовой информации Представление числовой информации с помощью систем счисления |
Практическая работа № 12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора» |
Предметные: Получение знаний о системах счисления. Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
«открытие» новых знаний |
|||
18 |
Арифметические операции в позиционных системах счисления Двоичное кодирование чисел в компьютере. |
Арифметические операции; Двоичное кодирование; Примеры |
Предметные: укрепление знаний о разных СС. Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
общеметодологический |
|||
19 |
Электронные таблицы. Основные параметры. Основные типы и форматы данных |
Практическая работа № 13 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ». |
Предметные: Получение знаний об электронных таблицах Метапредметные: Использование знаний при работе с данными в ЭТ |
«открытие» новых знаний |
|||
20 |
Электронные таблицы |
Практической работы №14 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ». |
Предметные: получение знаний о ссылках в ЭТ Метапредметные: Использование знаний при работе с ссылками в ЭТ |
общеметодологический |
|||
21 |
Построение диаграмм и графиков в ЭТ. |
Практическая работа № 15 «Построение диаграмм различных типов» |
Предметные: Получение умений построения диаграмм в ЭТ Метапредметные: Использование ЭТ при построении диаграмм и графиков |
Общеметодологический |
|||
22 |
Базы данных в электронных таблицах Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах |
Практическая работа №16 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах». |
Предметные: приобретение знаний о БД в таблицах Метапредметные: Использование БД при работе с ЭТ |
Общеметодологический |
|||
23 |
Контрольная работа №3 |
«Кодирование и обработка числовой информации» |
Предметные: Обобщение знаний по теме Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Урок контроля |
|||
Основы алгоритмизации и программирования (7 часов) |
|||||||
24-25 |
Алгоритм, его свойства и формальное исполнение. |
Способы описания алгоритмов. Блок – схемы. Исполнители алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером. Языки программирования, их классификация. |
Предметные:Знакомство с алгоритмами Метапредметные: Использование полученных знаний при решении задач |
«открытие» новых знаний |
|||
26 |
Линейные программы |
Практическая работа №18 «Решение задач на линейные алгоритмы» |
Предметные: усвоение знаний о линейных алгоритмах Метапредметные: Использование знаний при решении задач |
Общеметодологический |
|||
27 |
Алгоритмическая структура «ветвление» |
Практическая работа № 19 «Решение задач на алгоритмы с ветвлением» |
Предметные: усвоение знаний об алгоритмах с ветвлением Метапредметные: Использование знаний при решении задач |
«открытие» новых знаний |
|||
28 |
Алгоритмическая структура «выбор» |
Практическая работа № 20 «Решение задач на алгоритмы с ветвлением» |
Предметные: усвоение знаний об алгоритмах с «выбором» Метапредметные: Использование знаний при решении задач |
«открытие» новых знаний |
|||
29 |
Алгоритмическая структура «цикл». Виды циклов. типов |
Практическая работа №21«Решение задач на циклические алгоритмы» |
Предметные: усвоение знаний об алгоритмах с циклом Метапредметные: Использование знаний при решении задач |
«открытие» новых знаний |
|||
30 |
Контрольная работа №4 |
«Основы алгоритмизации и программирования» |
Предметные: Обобщение знаний по теме Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Урок контроля |
|||
Моделирование и формализация (2 часа) |
|||||||
31 |
Окружающий мир как иерархическая система Моделирование, формализация, визуализация Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. |
Практическая работа №22 «Построение и исследование физических моделей с помощью ЭТ» |
Предметные: приобретение первоначальных знаний о моделях Метапредметные: Использование знаний при создании модели |
«открытие» новых знаний |
|||
32 |
Контрольная работа №5 |
«Информационные модели» |
Предметные: Закрепление полученных знаний Метапредметные: Использование знаний при работе с моделями |
Урок контроля |
|||
Информатизация общества (2 часа) |
|||||||
33 |
Информационное общество Информационная культура |
Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий |
Предметные: Знакомство с новыми понятиями Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
«открытие» новых знаний |
|||
34 |
Контрольная работа №6 |
Итоговое тестирование |
Предметные: Обобщение и систематизация знаний Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
Урок контроля |
Всего: 34 часа
Учебно – методический комплект:
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009.
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.
Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. А.М.Горностаева, Н.П.Серова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.
Задачи по программированию / С.А Абрамов; Г.Г. Гнездилова; Е.Н. Капустина; М.И Селюн. - М.: Наука; 1998г.
Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.