Рабочая программа по информатике в 9 классе по УМК Н.Д. Угринович

1
0
Материал опубликован 3 January 2019 в группе

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По ИНФОРМАТИКЕ И ИКТ

 

9 класс (Коррекция)
 

учитель: Корепанова Анастасия Владимировна
 

 

Пояснительная записка

Настоящая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего образования по информатике и ИКТ (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312) и рассчитана на изучение базового курса информатики и ИКТ учащимися 8-9 классов в течении 102 часов (в том числе в VIII классе - 34 учебных часа из расчета I час в неделю и в IX классе - 68 учебных часов из расчета 2 часа в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в 8-9 классе ориентировано на использование учебников Н.Д.Угриновича «Информатика и ИКТ» для общеобразовательных учреждений.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009 г.

В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:

«Информатика и ИКТ»: учебник для 9 класса / Н.Д.Угринович. - 2-е изд.,-М.:Бином. Лаборатория знаний, 2009.г.;

методическое пособие для учителей Н. Д. Угринович. «Преподавание курса “Информатика и ИКТ” в основной и старшей школе»;

Цели:

Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Требования к уровню подготовки (Результаты обучения)

В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий ученик должен

знать/понимать

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

-        создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

-        создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

-        создавать записи в базе данных;

-        создавать презентации на основе шаблонов;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе – в форме блок-схем);

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;

передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.  

Структура

1. Техника безопасности. Повторение (2 часа)

2. Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (8 часов)

3. Кодирование и обработка текстовой информации (6 часов)

4. Кодирование и обработка числовой информации (7 часов)

5. Основы алгоритмизации (7 часа)

6. Моделирование и формализация (2 часа)

7. Информатизация общества (2 часа)


 

ВИДЫ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Личностные действия

- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать;

- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия

- целеполагание как постановка учебной задачи на основе5 соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

- коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

- оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.


 

Познавательные универсальные действия

Общеучебные универсальные действия:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

- структурирование знаний;

- осознанное и произвольное построении е речевого высказывания в устной и письменной форме;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

- смысловое чтение как осмысление цели чтении и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободнаяориентаия и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и офоциально-делового стилей;

понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

- преобразование модели с целью выявления общих законов, определеющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественны);

- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно- следственных связей;

- построение логической цепи рассуждений;

- доказательство;

- выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.


 

Коммуникативные действия

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


 

Учебно-тематическое планирование

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации

(9 часов)

№ урока

Тема урока

Содержание

Требования к подготовке учащихся

Тип урока

Дата

По плану

По факту

Повторение

1

Техника безопасности Количество информации

Количество информации как мера уменьшения неопределенности. Определение количества информации

Предметные:

Повторение знаний

Метапредметные:

использование полученных знаний для достижения цели

Общеметодологический

   

Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации (8 часов)

2-3

Кодирование графической информации

Практическая работа №1 «Кодирование графической информации».

Предметные:

использование начальных знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений

Метапредметные:

использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

«открытие» новых знаний

   

4

Растровая и векторная графика

Практическая работа №2 «Редактирование изображений в растровом графическом редакторе».

Предметные: приобретение представлений о графическом редакторе

Метапредметные:

использование знаний для создания схем, изображений.

«открытие» новых знаний

   

5

Входная диагностика

Практическая работа №3 « Создание рисунков в векторном графическом редакторе».

Предметные: приобретение представлений о графическом редакторе

Метапредметные:

использование знаний для создания схем, изображений.

Общеметодологический

   

6

Растровая и векторная анимация

Практическая работа №4 «Анимация».

Предметные: приобретение знаний о анимации

Метапредметные:

использование умений при создании анимационных проектов

«открытие» новых знаний

   

7-8

Кодирование и обработка звуковой информации

Практическая работа № 5. «Кодирование и обработка звуковой информации».

Предметные: Умение работать со звуковой информацией

Метапредметные:

использование полученных знаний в других сферах деятельности

«открытие» новых знаний

   

9

Цифровое фото и видео

Практическая работа № 6 «Захват цифрового фото и создание слайд-шоу».

Предметные: приобретение первоначальных представлений о цифровом фото

Метапредметные:

использование знаний при создании слайд-шоу

«открытие» новых знаний

   

10

Контрольная работа №1

«Кодирование и обработка графической и мультимедийной информации»

Предметные: обобщение знаний по теме

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Урок контроля

   

Кодирование и обработка текстовой информации (6 часов)

11

Кодирование текстовой информации

Создание документов в текстовых редакторах.

Практическая работа № 7. «Кодирование текстовой информации»

Предметные: приобретение знаний о кодировании текстовой информации

Метапредметные:

Использование знаний при решении задач

«открытие» новых знаний

   

12

Ввод, редактирование, сохранение и печать документов. Форматирование документа.

Практическая работа № 8 «Вставка в документ формул».

Практическая работа №3. «Форматирование символов и абзацев».

Предметные: приобретение навыка работы со звуком

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Общеметодологический

   

13

Нумерованные и маркированные списки

Практическая работа №9. «Создание и форматирование списков»

Предметные: получение знаний о списках в тексте

Метапредметные:

Использование знаний при работе в текстовом редакторе

Общеметодологический

   

14

Таблицы

Практическая работа №10. «Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными»

Предметные: Знакомство и созданием таблиц в тексте

Метапредметные:

Использование навыков при работе с текстом

«открытие» новых знаний

   

15

Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов

Практическая работа № 11. «Перевод текста с помощью компьютерного словаря»

Предметные: Закрепление знаний

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Общеметодологический

   

16

Контрольная работа№2

«Обработка текстовой информации»

Предметные: Обобщение знаний по данной теме

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Урок контроля

   

Кодирование и обработка числовой информации

(7 часов)

17

Кодирование числовой информации

Представление числовой информации с помощью систем счисления

Практическая работа № 12 «Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора»

Предметные: Получение знаний о системах счисления.

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

«открытие» новых знаний

   

18

Арифметические операции в позиционных системах счисления

Двоичное кодирование чисел в компьютере.

Арифметические операции;

Двоичное кодирование;

Примеры

Предметные: укрепление знаний о разных СС.

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

общеметодологический

   

19

Электронные таблицы. Основные параметры.

Основные типы и форматы данных

Практическая работа № 13 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ».

Предметные: Получение знаний об электронных таблицах

Метапредметные:

Использование знаний при работе с данными в ЭТ

«открытие» новых знаний

   

20

Электронные таблицы

Практической работы №14 «Относительные, абсолютные, смешанные ссылки в ЭТ, создание таблиц значений функций в ЭТ».

Предметные: получение знаний о ссылках в ЭТ

Метапредметные:

Использование знаний при работе с ссылками в ЭТ

общеметодологический

   

21

Построение диаграмм и графиков в ЭТ.

Практическая работа № 15 «Построение диаграмм различных типов»

Предметные: Получение умений построения диаграмм в ЭТ

Метапредметные:

Использование ЭТ при построении диаграмм и графиков

Общеметодологический

   

22

Базы данных в электронных таблицах

Представление базы данных в виде таблицы и формы. Сортировка и поиск данных в электронных таблицах

Практическая работа №16 «Сортировка и поиск данных в электронных таблицах».

Предметные: приобретение знаний о БД в таблицах

Метапредметные:

Использование БД при работе с ЭТ

Общеметодологический

   

23

Контрольная работа №3

«Кодирование и обработка числовой информации»

Предметные: Обобщение знаний по теме

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Урок контроля

   

Основы алгоритмизации и программирования (7 часов)

24-25

Алгоритм, его свойства и формальное исполнение.

Способы описания алгоритмов. Блок – схемы. Исполнители алгоритмов. Выполнение алгоритмов компьютером.

Языки программирования, их классификация.

Предметные:Знакомство с алгоритмами

Метапредметные:

Использование полученных знаний при решении задач

«открытие» новых знаний

   

26

Линейные программы

Практическая работа №18 «Решение задач на линейные алгоритмы»

Предметные: усвоение знаний о линейных алгоритмах

Метапредметные:

Использование знаний при решении задач

Общеметодологический

   

27

Алгоритмическая структура «ветвление»

Практическая работа № 19 «Решение задач на алгоритмы с ветвлением»

Предметные: усвоение знаний об алгоритмах с ветвлением

Метапредметные:

Использование знаний при решении задач

«открытие» новых знаний

   

28

Алгоритмическая структура «выбор»

Практическая работа № 20 «Решение задач на алгоритмы с ветвлением»

Предметные: усвоение знаний об алгоритмах с «выбором»

Метапредметные:

Использование знаний при решении задач

«открытие» новых знаний

   

29

Алгоритмическая структура «цикл». Виды циклов.

типов

Практическая работа №21«Решение задач на циклические алгоритмы»

Предметные: усвоение знаний об алгоритмах с циклом

Метапредметные:

Использование знаний при решении

задач

«открытие» новых знаний

   

30

Контрольная работа №4

«Основы алгоритмизации и программирования»

Предметные: Обобщение знаний по теме

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Урок контроля

   

Моделирование и формализация (2 часа)

31

Окружающий мир как иерархическая система

Моделирование, формализация, визуализация

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Практическая работа №22 «Построение и исследование физических моделей с помощью ЭТ»

Предметные: приобретение первоначальных знаний о моделях

Метапредметные:

Использование знаний при создании модели

«открытие» новых знаний

   

32

Контрольная работа №5

«Информационные модели»

Предметные: Закрепление полученных знаний

Метапредметные:

Использование знаний при работе с моделями

Урок контроля

   

Информатизация общества (2 часа)

33

Информационное общество

Информационная культура

Перспективы развития информационных и коммуникационных технологий

Предметные: Знакомство с новыми понятиями

Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

«открытие» новых знаний

   

34

Контрольная работа №6

Итоговое тестирование

Предметные: Обобщение и систематизация знаний Метапредметные:

освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Урок контроля

   

Всего: 34 часа

Учебно – методический комплект:

Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. – 6-е изд., испр. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М.: БИНОМ, 2009.

Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ». Методическое пособие для учителей.

Информатика. 5-11 классы: развёрнутое тематическое планирование/ авт.-сост. А.М.Горностаева, Н.П.Серова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 189 с.

Задачи по программированию / С.А Абрамов; Г.Г. Гнездилова; Е.Н. Капустина; М.И Селюн. - М.: Наука; 1998г.

Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.