Рабочая программа по информатике для 8 класса (УМК Л. Л. Босовой)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа по информатике для 8 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения основного общего образования на основе приказа Минобрнауки России № 287от 31.02.2021 «Об утверждении Федерального образовательного стандарта основной школы».
На изучение информатики отводится 1 учебный час в неделю (34 часа в год). Программа нацелена на изучение УМК Босова Л. Л «Информатика 8».
В рабочей программе учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени основного общего образования, учитываются межпредметные связи.
Изучение информатики ведется на базовом уровне.
Рабочая программа по информатике составлена с учётом индивидуальных особенностей, обучающихся 8 класса и специфики классного коллектива. В 8 классе _____учащийся с ОВЗ. С целью реализации права на образование детей с ОВЗ с учетом их возможностей здоровья и психофизических особенностей, обучение и коррекция развития таких детей, обучающихся в обычном классе ОУ общего типа, осуществляется по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ. К детям с ОВЗ изменяется объем заданий, снижены требования и нагрузка при выполнении упражнений, проводятся индивидуальные занятия, осуществляется индивидуальный подход с учетом их психофизических особенностей, так как эти дети обучаются в одном классе с детьми, не имеющими нарушения развития (основание: Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.08 г. № АФ -150\06 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми – инвалидами»).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах;
основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу;
междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов обучения.
Цели изучения учебного предмета «информатика»:
формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимания роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества;
обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.;
формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности личности обучающегося;
воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» – сформировать у обучающихся:
понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества;
знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, для их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач;
базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании;
знание основных алгоритмических структур и умение применять эти знания для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям;
умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программирования высокого уровня;
умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности;
умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного содержания учебного предмета в виде следующих четырёх тематических разделов:
цифровая грамотность;
теоретические основы информатики;
алгоритмы и программирование;
информационные технологии.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации, учебному плану МОУ «Средняя школа № 35» на 2022 – 2023 учебный год на изучение информатики в 8 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема | Количество часов | |
Всего | Контрольные работы | ||
1 | Математические основы информатики | 13 | 1 |
2 | Основы алгоритмизации | 10 | 1 |
3 | Начало программирования | 10 | 1 |
4 | Повторение и контроль | 1 | |
| Итого: | 34 | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
Математические основы информатики (12 ч)Общие сведения о системах счисления. Понятие о непозиционных и позиционных системах счисления. Знакомство с двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системами счисления, запись в них целых десятичных чисел от 0 до 1024. Перевод небольших целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых чисел. Представление вещественных чисел.
Высказывания. Логические операции. Логические выражения. Построение таблиц истинности для логических выражений. Свойства логических операций. Решение логических задач. Логические элементы.
Основы алгоритмизации (10 ч)Понятие исполнителя. Неформальные и формальные исполнители. Учебные исполнители (Робот, Чертёжник, Черепаха, Кузнечик, Водолей, Удвоитель и др.) как примеры формальных исполнителей. Их назначение, среда, режим работы, система команд. Понятие алгоритма как формального описания последовательности действий исполнителя при заданных начальных данных. Свойства алгоритмов. Способы записи алгоритмов. Алгоритмический язык – формальный язык для записи алгоритмов. Программа – запись алгоритма на алгоритмическом языке. Непосредственное и программное управление исполнителем. Линейные программы. Алгоритмические конструкции, связанные с проверкой условий: ветвление и повторение. Разработка алгоритмов: разбиение задачи на подзадачи, понятие вспомогательного алгоритма. Понятие простой величины. Типы величин: целые, вещественные, символьные, строковые, логические.
Переменные и константы. Знакомство с табличными величинами (массивами). Алгоритм работы с величинами – план целенаправленных действий по проведению вычислений при заданных начальных данных с использованием промежуточных результатов. Управление, управляющая и управляемая системы, прямая и обратная связь. Управление в живой природе, обществе и технике.
Начала программирования (10 ч)Язык программирования. Основные правила одного из процедурных языков программирования (Паскаль, школьный алгоритмический язык и др.): правила представления данных; правила записи основных операторов (ввод, вывод, присваивание, ветвление, цикл) и вызова вспомогательных алгоритмов; правила записи программы. Этапы решения задачи на компьютере: моделирование – разработка алгоритма – кодирование – отладка – тестирование. Решение задач по разработке и выполнению программ в выбранной среде программирования.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫЛичностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; понимание значения информатики как науки в жизни современного общества; владение достоверной информацией о передовых мировых и отечественных достижениях в области информатики и информационных технологий; заинтересованность в научных знаниях о цифровой трансформации современного общества.
Духовно-нравственное воспитание:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к разнообразной совместной деятельности при выполнении учебных, познавательных задач, создании учебных проектов.
Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики и составляющих базовую основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готовность и способность к самообразованию, осознанному выбору направленности и уровня обучения в дальнейшем.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫразвитие ИКТ-компетентности, т. е. приобретение опыта создания, преобразования, представления, хранения информационных объектов (текстов, рисунков, алгоритмов и т. п.) с использованием наиболее широко распространенных компьютерных инструментальных средств;
осуществление целенаправленного поиска информации в различных информационных массивах, в том числе электронных энциклопедиях, сети Интернет и т. п., анализа и оценки свойств полученной информации с точки зрения решаемой задачи;
целенаправленное использование информации в процессе управления, в том числе с помощью аппаратных и программных средств компьютера и цифровой бытовой техники;
умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПредметные результаты освоения обязательного предметного содержания, установленного данной рабочей программой, отражают сформированность у обучающихся умений:
пояснять на примерах различия между позиционными и непозиционными системами счисления;
записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных позиционных системах счисления (с основаниями 2, 8, 16); выполнять арифметические операции над ними;
раскрывать смысл понятий «высказывание», «логическая операция», «логическое выражение»;
записывать логические выражения с использованием дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять истинность логических выражений, если известны значения истинности входящих в него переменных, строить таблицы истинности для логических выражений;
раскрывать смысл понятий «исполнитель», «алгоритм», «программа», понимая разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать алгоритм решения задачи различными способами, в том числе в виде блок-схемы;
составлять, выполнять вручную и на компьютере несложные алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник;
использовать константы и переменные различных типов (числовых, логических, символьных), а также содержащие их выражения; использовать оператор присваивания;
использовать при разработке программ логические значения, операции и выражения с ними;
анализировать предложенные алгоритмы, в том числе определять, какие результаты возможны при заданном множестве исходных значений;
создавать и отлаживать программы на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык), реализующие несложные алгоритмы обработки числовых данных с использованием циклов и ветвлений, в том числе реализующие проверку делимости одного целого числа на другое, проверку натурального числа на простоту, выделения цифр из натурального числа.
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| | | Дата | |
Номер урока | Тема урока | Параграф учебника, задания в рабочей тетради, самост. и контр. работы | План | Факт |
1. | Цели изучения курса информатики. Техника безопасности и организация рабочего места. Информационная безопасность. | Введение, № 1–14 (РТ) | 5.09 | 5.09 |
Тема «Математические основы информатики» | | | ||
2. | Общие сведения о системах счисления. | §1.1, № 15–37 (РТ). СР–1 | 12.09 | 12.09 |
3. | Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. | §1.1, № 38–49, 55–56 (РТ). СР–2 | 19.09 | |
4. | Восьмеричная и шестнадцатеричные системы счисления. Компьютерные системы счисления. | §1.1, № 50–51, 53–54, 57–61 (РТ). СР–3 | 26.09 | |
5. | Правило перевода целых десятичных чисел в систему счисления с основанием q. Проверочная работа. | §1.1, № 52 (РТ). КР–1 | 3.10 | |
6. | Представление целых и вещественных чисел. | §1.2, № 62–67 (РТ). СР–5 | 10.10 | |
7. | Множества и операции с ними. | §1.3. № 76–81 (РТ). СР–6 | 17.10 | |
8. | Элементы комбинаторики. Правила суммы и произведения. | §1.3. № 82–90 (РТ). СР–7 | 24.10 | |
9. | Высказывание. Логические операции. | §1.4, № 91–97 (РТ). СР–8 | | |
10. | Построение таблиц истинности для логических выражений. | §1.4, № 98 (РТ). СР–9 | | |
11. | Свойства логических операций. Решение логических задач. | §1.4, № 99–107 (РТ) | | |
12. | Логические элементы. | §1.4, № 108 (РТ). СР–11. КР–2 | | |
13. | Контрольная работа № 1 по теме «Математические основы информатики». | Глава 1. № 109, КР–3 | | |
Тема «Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации» | | | ||
14. | Анализ. Алгоритмы и исполнители. Практическая работа «Основы алгоритмизации. Исполнитель Водолей». | §2.1, № 110–1125 (РТ). СР–12 | | |
15. | Способы записи алгоритмов. | §2.2, № 126–129 (РТ). СР–13 | | |
16. | Объекты алгоритмов. | §2.3, № 130–140 (РТ). СР–14 | | |
17. | Алгоритмическая конструкция «следование». Практическая работа «Основы алгоритмизации. Исполнитель Чертёжник». | §2.4, № 141–148 (РТ). СР–15 | | |
18. | Алгоритмическая конструкция «ветвление». Полная форма ветвления. | §2.4, № 149–152, 155–161 (РТ) | | |
19. | Неполная форма ветвления. | §2.4, № 153–154 (РТ). СР–16 | | |
20. | Алгоритмическая конструкция повторение. Цикл с заданным условием продолжения работы. Практическая работа «Основы алгоритмизации. Исполнитель Робот». | §2.4, № 162–167 (РТ). СР–17 | | |
21. | Цикл с заданным условием окончания работы. | §2.4, № 168–172 (РТ). СР–18 | | |
22. | Цикл с заданным числом повторений. Практическая работа «Основы алгоритмизации. Исполнитель Черепаха». | §2.4, № 173–181(РТ). СР–19 | | |
23. | Контрольная работа № 2 по теме «Алгоритмы и элементы программирования. Основы алгоритмизации». | Глава 2, № 182 (РТ). КР–4 | | |
Тема «Алгоритмы и элементы программирования. Начала программирования» | | | ||
24. | Анализ. Общие сведения о языке программирования Паскаль. | §3.1, № 183–188 (РТ). СР–20 | | |
25. | Организация ввода и вывода данных. | §3.2, № 189–191 (РТ). СР–21 | | |
26. | Программирование линейных алгоритмов. | §3.3, № 192–194 (РТ). СР–22 | | |
27. | Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор. | §3.4, № 195–198 (РТ). СР–23 | | |
28. | Составной оператор. Многообразие способов записи ветвлений. | §3.4, № 199–202 (РТ). СР–24 | | |
29. | Программирование циклов с заданным условием продолжения работы. | §3.5, № 203–210 (РТ). СР–25 | | |
30. | Программирование циклов с заданным условием окончания работы. | §3.5, № 211 (РТ). СР–26 | | |
31. | Программирование циклов с заданным числом повторений. | §3.5, № 212–216 (РТ). СР–27 | | |
32. | Различные варианты программирования циклического алгоритма. | §3.5, №217 (РТ) | | |
33. | Итоговая контрольная робота. | Глава 3. КР–5 | | |
Итоговое повторение | | | ||
34. | Основные понятия курса за 8 класс. | № 218–228, ИКР в четырех вариантах | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 8 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2021.
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
Технические средства обучения
Ноутбуки.
Интерактивный комплекс.
Принтер.