Рабочая программа по информатике (10-11 класс, базовый уровень, УМК Л. Л. Босовой)
Частное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат № 24 среднего общего образования
открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Рабочая программа
по информатике для 10-11 классов
среднее общее образование
уровень: базовый
на 2020–2021 учебный год.
Составитель:
Авхадеева Раиса Ивановна,
учитель информатики,
высшая квалификационная категория
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Минобразования России от 17.05.2012 г. № 413.
- Приказ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. №413» от 31.12.2015 г. №1578.
- Учебный план школы-интерната № 24 ОАО «РЖД» на 2020/2021 учебный год.
- Положение о рабочей программе учебного курса в школе-интернате № 24 ОАО «РЖД» (приказ № 77 от 15.06.2016 г.).
- Босова Л. Л., Босова А. Ю. Информатика. Программа для 10-11 классы. Базовый уровень. (Сборник «Информатика. Примерные рабочие программы. 10-11 классы». Составитель: К. Л. Бутягина – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.)
Место предмета в федеральном базисном учебном плане
Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации информатика в 10-11 классах на базовом уровне изучается по 1 ч в неделю, всего 70 ч. за 2 года. Настоящая программа раскрывает содержание обучения информатики в 10-11 классах школы-интерната на базовом уровне. Программа осуществляется за счет часов федерального компонента.
О внесенных изменениях в примерную учебную программу и их обоснование:
В авторской программе на изучение курса отводится 70 учебных часов. Рабочая программа в школе-интернате рассчитана на 69 учебных часа в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, контрольно-оценочными сессиями и итоговой аттестации учащихся. Программа адаптирована под программное обеспечение образовательного учреждения.
Планируемые результаты по итогам изучения курсаЛичностные результаты:
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
- Ориентация на реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы.
- Сформированность навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
- Готовность к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих права и интересы обучающихся, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности.
- Бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь.
- Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов.
Метапредметные результаты:
- Умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.
- Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты.
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.
- Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты:
Раздел I. Информация и информационные процессы
Обучающийся на базовом уровне научится:
(не предусмотрено примерной программой)
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- использовать знания о месте информатики в современной научной картине мира;
- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
- строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.
- использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах.
Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение
Обучающийся на базовом уровне научится:
- аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;
- применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;
- использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;
- соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;
- понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;
- использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;
- понимать принцип управления робототехническим устройством;
- осознанно подходить к выбору ИКТ-средств для своих учебных и иных целей;
- диагностировать состояние персонального компьютера или мобильных устройств на предмет их заражения компьютерным вирусом;
- использовать сведения об истории и тенденциях развития компьютерных технологий; познакомиться с принципами работы распределенных вычислительных систем и параллельной обработкой данных;
- узнать о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров; узнать, какие существуют физические ограничения для характеристик компьютера.
Раздел III. Представление информации в компьютере
Обучающийся на базовом уровне научится:
- переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную, и обратно; сравнивать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- определять информационный объём графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;
- использовать знания о дискретизации данных в научных исследованиях и технике.
Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики
Обучающийся на базовом уровне научится:
- строить логической выражение по заданной таблице истинности; решать несложные логические уравнения.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.
Раздел V. Современные технологии создания и обработки информационных объектов
Обучающийся на базовом уровне научится:
- создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
(не предусмотрено примерной программой)
Раздел VI. Обработка информации в электронных таблицах
Обучающийся на базовом уровне научится:
- использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;
- представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- планировать и выполнять небольшие исследовательские проекты с помощью компьютеров; использовать средства ИКТ для статистической обработки результатов экспериментов;
- разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.
Раздел VII. Алгоритмы и элементы программирования
Обучающийся на базовом уровне научится:
- определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных;
- узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных;читать и понимать несложные программы,
- выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;
- создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей;
- понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- получать представление о существовании различных алгоритмов для решения одной задачи, сравнивать эти алгоритмы с точки зрения времени их работы и используемой памяти;
- применять навыки и опыт разработки программ в выбранной среде, включая тестирование и отладку программ;
- использовать основные управляющие конструкции программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы.
Раздел VIII. Информационное моделирование
Обучающийся на базовом уровне научится:
- находить оптимальный путь во взвешенном графе;
- использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;
- использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности, составлять запросы в базах данных (в том числе, вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;
- применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне её;
- создавать учебные многотабличные базы данных.
Раздел IХ. Сетевые информационные технологии
Обучающийся на базовом уровне научится:
- использовать компьютерные энциклопедии, словари, информационные системы в Интернете; вести поиск в информационных системах;
- использовать сетевые хранилища данных и облачные сервисы;
- использовать в повседневной практической деятельности информационные ресурсы интернет-сервисов и виртуальных пространств коллективного взаимодействия, соблюдая авторские права и руководствуясь правилами сетевого этикета.
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- использовать компьютерные сети и определять их роли в современном мире; узнать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей, нормы информационной этики и права;
- анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете;
- понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;
- создавать веб-страницы; организовывать личное информационное пространство;
- критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.
Раздел Х. Основы социальной информатики
Обучающийся на базовом уровне научится: (не предусмотрено примерной программой)
Обучающийся на базовом уровне получит возможность научиться:
- использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ.
Содержание разделов и тем учебного курса
10 класс
1 ч в неделю, всего 35 ч
Раздел I. Информация и информационные процессы – 6 ч
Основные подходы к определению понятия «информация». Виды и свойства информации. Информационная культура и информационная грамотность. Приемы работы с текстовой информацией. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации. Единицы измерения информации. Информационные связи в системах различной природы.
Обработка информации. Кодирование информации. Поиск информации. Передача информации. Хранение информации.
Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч
Этапы информационных преобразований в обществе. История развития устройств для вычислений. Эволюция поколений ЭВМ. Принципы Неймана-Лебедева. Архитектура компьютера. Перспективные направления развития компьютера.
Структура программного обеспечения. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Прикладное программное обеспечение. Файлы и каталоги. Функции файловой системы. Файловые структуры.
Раздел III. Представление информации в компьютере – 8 ч
Представление чисел в позиционных системах счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. «Быстрый» перевод чисел в компьютерных системах счисления. Арифметические операции в позиционных системах счисления.
Представление чисел в компьютере. Кодирование текстовой информации. Кодирование графической информации. Кодирование звуковой информации.
Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики – 8 ч
Некоторые сведения из теории множеств. Алгебра логики. Таблицы истинности. Основные законы алгебры логики. Преобразование логических выражений. Элементы схемотехники. Логические схемы. Логические задачи и способы их решения
Раздел V. Современные технологии создания и обработки информации – 5 ч
Текстовые документы. Объекты компьютерной графики. Компьютерные презентации. Выполнение мини-проекта по теме.
Раздел VI. Повторение – 3 ч
Основные идеи и понятия курса. Итоговое тестирование.
11 класс
1 ч в неделю, всего 34 ч
Раздел I. Обработка информации в электронных таблицах – 5 ч
Табличный процессор. Основные сведения. Редактирование и форматирование в табличном процессоре. Встроенные функции и их использование. Логические функции. Инструменты анализа данных
Раздел II. Алгоритмы и элементы программирования – 9 ч
Основные сведения об алгоритмах. Алгоритмические структуры. Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц. Функциональный подход к анализу программ. Структурированные типы данных. Массивы. Структурное программирование. Рекурсивные алгоритмы.
Раздел III. Информационное моделирование – 10 ч
Модели и моделирование. Моделирование на графах. Знакомство с теорией игр. База данных как модель предметной области. Реляционные базы данных. Системы управления базами данных. Проектирование и разработка базы данных.
Раздел IV. Сетевые информационные технологии – 5 ч
Основы построения компьютерных сетей. Как устроен Интернет. Службы Интернета. Интернет как глобальная информационная система.
Раздел V. Основы социальной информатики – 3 ч
Информационное общество. Информационное право. Информационная безопасность.
Раздел VI. Повторение – 2 ч
Основные идеи и понятия курса. Итоговая контрольная работа
Раздел (тема) | Количество | |||
часов | практических работ | контрольных работ | тестов | |
Раздел I. Информация и информационные процессы - 6 ч | ||||
1. Информация. Информационная грамотность и информационная культура | 1 | 0 | 0 | 1 |
2. Подходы к измерению информации | 1 | 1 | 0 | 1 |
3. Информационные связи в системах различной природы | 1 | 0 | 0 | 0 |
4. Информационные процессы (обработка, передача, хранение информации) | 3 | 1 | 1 | 0 |
Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч | ||||
5. История развития вычислительной техники | 1 | 0 | 0 | 0 |
6. Основополагающие принципы устройства ЭВМ | 1 | 0 | 0 | 0 |
7. Программное обеспечение компьютера | 1 | 1 | 0 | 1 |
8. Файловая система компьютера | 2 | 1 | 0 | 1 |
Раздел III. Представление информации в компьютере – 8 ч | ||||
12. Системы счисления | 4 | 1 | 1 | 1 |
13. Кодирование информации | 4 | 1 | 1 | 1 |
14. Алгебра логики и таблицы истинности | 3 | 1 | 0 | 1 |
15. Преобразование логических выражений | 2 | 1 | 0 | 1 |
16. Элементы схемотехники. Логические схемы | 1 | 1 | 0 | 1 |
17. Логические задачи и способы их решения | 2 | 1 | 1 | 0 |
Раздел V. Современные технологии создания и обработки информации– 5 ч | ||||
18. Текстовые документы | 1 | 1 | 0 | 0 |
19. Объекты компьютерной графики | 1 | 1 | 0 | 0 |
20. Компьютерные презентации | 1 | 1 | 0 | 0 |
21. Выполнение мини-проекта | 2 | 1 | 1 | 0 |
Раздел VI. Повторение – 3 ч | ||||
22. Повторение. Итоговое тестирование | 3 | 0 | 0 | 1 |
Итого: | 35 | 14 | 4 | 9 |
Раздел (тема) | Количество | |||
часов | практических работ | контрольных работ | тестов | |
Раздел I. Обработка информации в электронных таблицах - 5 ч | ||||
1. Табличный процессор. Редактирование и форматирование в табличном процессоре | 1 | 0 | 0 | 0 |
2. Встроенные функции и их использование | 2 | 1 | 0 | 1 |
3. Инструменты анализа данных | 2 | 1 | 1 | 0 |
Раздел II. Алгоритмы и элементы программирования – 9 ч | ||||
4. Основные алгоритмические структуры | 1 | 0 | 0 | 0 |
5. Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль | 1 | 0 | 0 | 0 |
6. Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | 2 | 1 | 0 | 1 |
7. Структурированные типы данных. Массивы | 2 | 1 | 0 | 1 |
8. Структурное программирование | 1 | 1 | 0 | 0 |
9.Рекурсивные алгоритмы | 2 | 1 | 1 | 0 |
Раздел III. Информационное моделирование – 10 ч | ||||
10. Модели и моделирование | 1 | 0 | 0 | 0 |
11. Моделирование на графах | 2 | 1 | 0 | 0 |
12. Знакомство с теорией игр | 2 | 1 | 0 | 0 |
13. Реляционные базы данных и СУБД | 3 | 1 | 0 | 1 |
14. Проектирование и разработка базы данных | 2 | 1 | 1 | 0 |
Раздел IV. Сетевые информационные технологии — 5 ч | ||||
15. Основы построения компьютерных сетей | 1 | 1 | 0 | 1 |
16. Службы Интернета | 2 | 1 | 0 | 0 |
17. Интернет как глобальная информационная система | 2 | 1 | 1 | 0 |
Раздел V. Основы социальной информатики – 3 ч | ||||
18. Информационное общество | 1 | 0 | 0 | 0 |
19. Информационное право | 1 | 0 | 0 | 1 |
20. Информационная безопасность | 1 | 1 | 0 | 1 |
Раздел VI. Повторение – 2 ч | ||||
21. Повторение. Итоговое тестирование | 2 | 0 | 0 | 1 |
Итого: | 34 | 14 | 4 | 8 |
Контроль знаний в 10 классе
Виды контроля | I | II | III | IV | Год |
Практическая работа | 3 | 3 | 5 | 3 | 14 |
Контрольная работа | 1 | 0 | 1 | 2 | 4 |
Тестирование | 2 | 3 | 3 | 1 | 9 |
Контроль знаний в 11 классе
Виды контроля | I | II | III | IV | Год |
Практическая работа | 2 | 4 | 5 | 3 | 14 |
Контрольная работа | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
Тестирование | 1 | 1 | 3 | 3 | 8 |
Общее количество часов: 35
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич. |
Раздел I. Информация и информационные процессы– 6 ч | ||||
1. | Информация. Информационная грамотность и информационная культура | 1 | | |
2. | Подходы к измерению информации | 1 | | |
3. | Информационные связи в системах различной природы | 1 | | |
4. | Обработка информации | 1 | | |
5. | Передача и хранение информации | 1 | | |
6. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информация и информационные процессы» | 1 | | |
Раздел II. Компьютер и его программное обеспечение – 5 ч | ||||
7 | История развития вычислительной техники | 1 | | |
8 | Основополагающие принципы устройства ЭВМ | 1 | | |
9 | Программное обеспечение компьютера | 1 | | |
10 | Файловая система компьютера | 1 | | |
11 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Компьютер и его программное обеспечение» | 1 | | |
Раздел III. Представление информации в компьютере – 8 ч | ||||
12 | Представление чисел в позиционных системах счисления | 1 | | |
13 | Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую | 1 | | |
14 | Арифметические операции в позиционных системах счисления | 1 | | |
15 | Представление чисел в компьютере | 1 | | |
16 | Кодирование текстовой информации | 1 | | |
17 | Кодирование графической информации | 1 | | |
18 | Кодирование звуковой информации | 1 | | |
19 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Представление информации в компьютере» | 1 | | |
Раздел IV. Элементы теории множеств и алгебры логики — 8 ч | ||||
20 | Некоторые сведения из теории множеств | 1 | | |
21 | Алгебра логики | 1 | | |
22 | Таблицы истинности | 1 | | |
23 | Основные законы алгебры логики | 1 | | |
24 | Преобразование логических выражений | 1 | | |
25 | Элементы схемотехники. Логические схемы | 1 | | |
26 | Логические задачи и способы их решения | 1 | | |
27 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Элементы теории множеств и алгебры логики» | 1 | | |
Раздел V. Современные технологии создания и обработки информации – 5 ч | ||||
28 | Текстовые документы | 1 | | |
29 | Объекты компьютерной графики | 1 | | |
30 | Компьютерные презентации | 1 | | |
31 | Выполнение мини-проекта по теме «Создание и обработка информационных объектов» | 1 | | |
32 | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Современные технологии создания и обработки информационных объектов» | 1 | | |
Раздел VI. Повторение – 3 ч | ||||
33 | Повторение основных понятий курса информатики | 1 | | |
34 | Итоговое тестирование | 1 | | |
35 | Обобщение и систематизация курса 10 класса | 1 | | |
Общее количество часов: 34
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата по плану | Дата фактич. |
Раздел I. Обработка информации в электронных таблицах - 5 ч | ||||
1. | Табличный процессор. Редактирование и форматирование в табличном процессоре | 1 | | |
2. | Встроенные функции и их использование | 1 | | |
3. | Логические функции | 1 | | |
4. | Инструменты анализа данных | 1 | | |
5. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме « Обработка информации в электронных таблицах» | 1 | | |
Раздел II. Алгоритмы и элементы программирования – 9 ч | ||||
6. | Основные алгоритмические структуры | 1 | | |
7. | Запись алгоритмов на языке программирования Паскаль | 1 | | |
8. | Анализ программ с помощью трассировочных таблиц | 1 | | |
9. | Функциональный подход к анализу программ | 1 | | |
10. | Структурированные типы данных. Массивы | 1 | | |
11. | Структурированные типы данных. Массивы | 1 | | |
12. | Структурное программирование | 1 | | |
13. | Рекурсивные алгоритмы | 1 | | |
14. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме « Алгоритмы и элементы программирования » | 1 | | |
Раздел III. Информационное моделирование – 10 ч | ||||
15. | Модели и моделирование | 1 | | |
16. | Моделирование на графах | 1 | | |
17. | Моделирование на графах | 1 | | |
18. | Знакомство с теорией игр | 1 | | |
19. | Знакомство с теорией игр | 1 | | |
20. | База данных как модель предметной области | | | |
21. | Реляционные базы данных и СУБД | 1 | | |
22. | Проектирование и разработка базы данных | 1 | | |
23. | Проектирование и разработка базы данных | | | |
24. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Информационное моделирование» | 1 | | |
Раздел IV. Сетевые информационные технологии — 5 ч | ||||
25. | Основы построения компьютерных сетей | 1 | | |
26. | Как устроен Интернет | 1 | | |
27. | Службы Интернета | 1 | | |
28. | Интернет как глобальная информационная система | 1 | | |
29. | Обобщение и систематизация изученного материала по теме «Сетевые информационные технологии»» | 1 | | |
Раздел V. Основы социальной информатики – 3 ч | ||||
30. | Информационное общество | 1 | | |
31. | Информационное право | 1 | | |
32. | Информационная безопасность | 1 | | |
Раздел VI. Повторение – 2 ч | ||||
33 | Повторение основных понятий курса информатики | 1 | | |
34 | Итоговое тестирование | 1 | | |