12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
aleksus339
Учитель математики и информатики
Россия, Хабаровский край, п. Сулук

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изу­чаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 69 учебных часов, соглас­но ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базово­го курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного кур­са, являются «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и «Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень)», рекомендованная Минобрнауки РФ.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для стар­шей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

линию информации и информационных процессов (определение информации, изме­рение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информа­ционные основы процессов управления);

линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: инфор­мационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей), линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии), линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информацион­ная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, яв­ляются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоре­тическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, опера­ционных систем и прикладного программного обеспечения.

В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и при­кладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows - Microsoft Office. Однако, при использовании другой программной среды (например, на базе ОС Linux), учи­тель самостоятельно может адаптировать эти задания.

Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально- экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гумани­тарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления.

Цели программы1:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование со­временной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологиче­ских и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм инфор­мационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи программы:

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъяв­ляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Требования к уровню подготовки (результаты обучения)

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи инфор­мационных объектов различного типа с помощью современных программных средств ин­формационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначение и функции операционных систем; уметь

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью ком­пьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и тех­нических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объ­екту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые доку­менты;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необ­ходимую информацию по запросу пользователя;

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятель­ности, в том числе самообразовании;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизиро­ванными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

практических работ – 14+16=30;

итоговое тестирование — 2.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. Теоретический материал курса имеет достаточ­но большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его освоения (1 урок в неделю) не достаточно, если учитель будет пытаться подробно излагать все темы во время уроков. Для разре­шения этого противоречия необходимо активно использовать самостоятельную работу учащихся. По многим темам курса учителю достаточно провести краткое установочное занятие, после чего, в качестве домашнего задания предложить ученикам самостоятельно подробно изучить соответст­вующие параграфы учебника. В качестве контрольных материалов следует использовать вопро­сы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение зада­ний целесообразно оформлять письменно. При наличии у ученика возможности работать на до­машнем компьютере, ему можно рекомендовать использовать компьютер для выполнения домаш­него задания (оформлять тексты в текстовом редакторе, расчеты производить с помощью элек­тронных таблиц).

В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер. В ряде работ имеются задания повышенной сложности (задания со звездочками), задания творческого содержания. Предлагать их ученикам учитель должен выбо­рочно. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать креативного, твор­ческого уровня обученности. Выполнение практических заданий теоретического характера (изме­рение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Желательно, чтобы для каждого ученика на ПК в школьном компьютерном классе, существовала индивидуальная папка, в которой собираются все выполненные им задания и, таким образом, формируется его ра­бочий архив.

Формы контроля знаний, умений, навыков

Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса, опроса в парах и прак­тических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) посредством контрольной работы в комбинированной форме: тест по опросному листу + практическая работа за компьютером. При выставлении оценок желательно придерживаться следующих соотношений:

50 - 70% - «3»;

71 - 85% - «4»;

86 - 100% - «5».

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тес­тирования с использованием элементов ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Содержание учебного курса

класс:

Тема 1. Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

три философские концепции информации

понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории ин­формации

что такое язык представления информации; какие бывают языки

понятия «кодирование» и «декодирование» информации

примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

определение бита с алфавитной т.з.

связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

определение бита с позиции содержания сообщения Учащиеся должны уметь:

решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближе­нии равной вероятности символов)

решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Тема 4. Введение в теорию систем

Учащиеся должны знать:

основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

основные свойства систем: целесообразность, целостность

что такое «системный подход» в науке и практике

чем отличаются естественные и искусственные системы

какие типы связей действуют в системах

роль информационных процессов в системах

состав и структуру систем управления Учащиеся должны уметь:

приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

анализировать состав и структуру систем

различать связи материальные и информационные.

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

историю развития носителей информации

современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характери­стики

модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости пере­дачи

Тема 6. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

основные типы задач обработки информации

понятие исполнителя обработки информации

понятие алгоритма обработки информации

что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

устройство и систему команд алгоритмической машины Поста Учащиеся должны уметь:

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста Тема 7. Поиск данных

Учащиеся должны знать:

что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

что такое «структура данных»; какие бывают структуры

алгоритм последовательного поиска

алгоритм поиска половинным делением

что такое блочный поиск

как осуществляется поиск в иерархической структуре данных Учащиеся должны уметь:

осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопе­диях

осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера Тема 8. Защита информации

Учащиеся должны знать:

- какая информация требует зашиты виды угроз для числовой информации

- физические способы защиты информации программные средства защиты информации

- что такое криптография

- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

применять меры защиты личной информации на ПК

применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

определение модели

что такое информационная модель

этапы информационного моделирования на компьютере

что такое граф, дерево, сеть

структура таблицы; основные типы табличных моделей

что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы Учащиеся должны уметь:

ориентироваться в граф-моделях

строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

строить табличные модели по вербальному описанию системы

Тема 10. Алгоритм - модель деятельности

Учащиеся должны знать:

понятие алгоритмической модели

способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

строить алгоритмы управления учебными исполнителями

осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

архитектуру персонального компьютера

что такое контроллер внешнего устройства ПК

назначение шины

в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

основные виды памяти ПК

что такое системная плата, порты ввода-вывода

назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

что такое программное обеспечение ПК

структура ПО ПК

прикладные программы и их назначение

системное ПО; функции операционной системы

что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

соединять устройства ПК

производить основные настройки БИОС

работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

основные принципы представления данных в памяти компьютера

представление целых чисел

диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

принципы представления вещественных чисел

представление текста

представление изображения; цветовые модели

в чем различие растровой и векторной графики

дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

идею распараллеливания вычислений

что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реа­лизации

назначение и топологии локальных сетей

технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

основные функции сетевой операционной системы

историю возникновения и развития глобальных сетей

что такое Интернет

систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

способы организации связи в Интернете

принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

класс:

Тема 1. Информационные системы

Учащиеся должны знать:

назначение информационных систем

состав информационных систем

разновидности информационных систем

Тема 2. Гипертекст

Учащиеся должны знать:

что такое гипертекст, гиперссылка

средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

автоматически создавать оглавление документа

организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

Тема 3. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

назначение коммуникационных служб Интернета

назначение информационных служб Интернета

что такое прикладные протоколы

основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

что такое поисковый каталог: организация, назначение

что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

работать с электронной почтой

извлекать данные из файловых архивов

осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. Тема 4. Web-сайт.

Учащиеся должны знать:

какие существуют средства для создания web-страниц

в чем состоит проектирование web-сайта

что значит опубликовать web-сайт

возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Учащиеся должны уметь:

создать несложный web-сайг с помощью MS Word

создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)

Учащиеся должны знать:

что такое ГИС

области приложения ГИС

как устроена ГИС

приемы навигации в ГИС Учащиеся должны уметь:

осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС Тема 6. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

что такое база данных (БД)

какие модели данных используются в БД

основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

определение и назначение СУБД

основы организации многотабличной БД

что такое схема БД

что такое целостность данных

этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Учащиеся должны уметь:

создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

Тема 7. Запросы к базе данных

Учащиеся должны знать:

структуру команды запроса на выборку данных из БД

организацию запроса на выборку в многотабличной БД

основные логические операции, используемые в запросах

правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов Учащиеся Учащиеся должны уметь:

реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

реализовывать запросы со сложными условиями выборки

реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

создавать отчеты (углубленный уровень)

Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

Учащиеся должны знать:

понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

что такое математическая модель

формы представления зависимостей между величинами

- для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Тема 9. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

что такое корреляционная зависимость

что такое коэффициент корреляции

какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного ана­лиза

Учащиеся должны уметь:

вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью таблично­го процессора (функция KOPPEJI в MS Excel)

Тема 10. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

что такое оптимальное планирование

что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного про­граммирования

Учащиеся должны уметь:

решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количе­ством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Тема 11. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

что такое информационные ресурсы общества

из чего складывается рынок информационных ресурсов

что относится к информационным услугам

в чем состоят основные черты информационного общества

причины информационного кризиса и пути его преодоления

какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информаци­онного общества

основные законодательные акты в информационной сфере

суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Оборудование, приборы, программные средства

Компьютер,

Проектор,

Принтер,

Устройства вывода звуковой информации,

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объекта­ми (клавиатура, мышь и др.),

Операционная система Windows ХР, Alt Linux,

Текстовый редактор,

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.),

Антивирусная программа,

Программа-архиватор,

Браузер (входит в состав операционных систем или др.),

Имитатор машины Поста.

Критерии оценивания.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопут­ствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примера-ми, приме­нять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из не­достатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по

замечанию учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее пони­мание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения про­граммного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после несколь­ких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учеб­ного материала,

допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

оценка «5» ставится, если:

работа выполнена полностью;

пробелов и ошибок;

в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными зна­ниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяе­мой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление ре­зультата работы;

оценка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение на­выками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся вла-деет основ­ными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставлен-ной задачи.

оценка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязатель-ными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Условия реализации рабочей программы

Данная программа изучения по информатике и ИКТ предполагает дифференцировать и инди­видуализировать обучение, наиболее полно учитывая интересы, склонности и способности всех обучающихся

Это может быть достигнуто через:

Сочетание образовательных технологий, учитывающих способности и возможности каждого;

Формы организации деятельности;

Систему оценивания;

Дифференцированные домашние задания;

Содержание заданий повышенного уровня сложности;

Возможность выбора заданий разного уровня сложности.

1 Цели и требования к уровню подготовки соответствуют Стандарту' среднего (полного) общего образования по инфор­матике и ИКТ

9

Опубликовано в группе «Сообщество учителей математики и информатики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.