Рабочая программа по информатике и ИКТ для 10-11 классов

0
0
Материал опубликован 13 June 2017

Пояснительная записка

к рабочей программе по предмету «Информатика и ИКТ»

10 – 11 класс

Количество часов – 70

Общая характеристика предмета, курса

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы – все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е. возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка – «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задач. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационной технологии решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этом следует отметить, что в основном решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это позволяет:

обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи – типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи – типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Обучение информатики в общеобразовательной школе целесообразно организовать "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких “витков” в зависимости от количества учебных часов, отведенных под информатику в конкретной школе, может быть два или три. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы.

Цели предмета, курса

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи:
  • создать условия для достижения базовой информационно – коммуникационной компетентности учащегося;

    способствовать формированию у учащегося общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетентностей, отвечающих требованиям к уровню подготовки выпускников по предмету;

    содействовать воспитанию правильных моделей деятельности в областях, относящихся к ИКТ и их применениям;

способствовать профессиональной ориентации учащегося.

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

В рамках реализации курса «Информатика и ИКТ» у учащихся формируется система общих учебных умений, навыков и способов деятельности:

Участие в проектной деятельности, самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера. Формулирование полученных результатов.

Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.). Владение навыками редактирования текста.

Умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.

Таблица сравнения часов рабочей программы с авторской программой

10 класс

Тема

Количество часов по программе И.Г.Семакина

Количество часов по рабочей программе

 

Информация

7

7

 

Информационные процессы в системах

11

11

 

Информационные модели

6

6

 

Программно-технические системы реализации информационных процессов

11

11

Всего:

35

35

11 класс

Тема

Количество часов по программе И.Г.Семакина

Количество часов по примерной программе

1

Технологии использования и разработки информационных систем

24

24

2

Технологии информационного моделирования

8

8

3

Основы социальной информатики

3

3

 

Всего:

35

35

В каждой теме предусмотрено выделение определенного количества часов на изучение теории и выполнения работ компьютерного практикума и решение задач. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (10 – 20 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. При выполнении работ практикума предполагается использование актуального содержательного материала и заданий из других предметных областей. Как правило, такие работы требуют больше времени, чем один учебный час. Поэтому часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) может быть включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность; работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.

Учебно-тематический план

10 класс

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

 

Информация

7

5

2

 

Информационные процессы в системах

11

7

4

 

Информационные модели

6

4

2

 

Программно-технические системы реализации информационных процессов

11

6

5

 

Итого

35

22

13

11 класс

Тема

Количество часов

Общее

Теория

Практика

 

Технологии использования и разработки информационных систем

24

12

12

 

Технологии информационного моделирования

8

4

4

 

Основы социальной информатики

3

2

1

 

Итого

35

18

17

Основное содержание предмета, курса

10 класс

Информация – 7 часов

Понятие информации в науке

Представление информации, языки, кодирование

Измерение информации. Объемный подход

Измерение информации. Содержательный подход

Практическая часть:

Практическая работа №1 «Измерение информации»

Практическая работа №2 «Измерение информации»

Контрольная работа №1 по разделу «Информация»

Информационные процессы в системах – 11 часов

Что такое «система»

Информационные процессы в естественных и искусственных системах

Хранение информации

Передача информации

Обработка информации и алгоритмы

Автоматическая обработка информации

Поиск информации

Защита данных

Практическая часть:

Практическая работа №3 «Структура данных. Графы»

Практическая работа №4 «Передача информации»

Практическая работа №5 «Автоматическая обработка данных»

Практическая работа №6 «Шифрование данных»

Контрольная работа №2 по разделу «Информационные процессы в системах»

Информационные модели – 6 часов

Компьютерное информационное моделирование

Структуры данных

Пример структуры данных – модели предметной области

Алгоритм как модель деятельности

Практическая часть:

Практическая работа №7 «Структура данных. Таблицы»

Практическая работа №8 «Управление алгоритмическим исполнителем»

Контрольная работа №3 по разделу «Информационные модели»

Программно-технические системы реализации информационных процессов – 11 часов

Компьютер – универсальная техническая система работы с информацией

Программное обеспечение компьютера

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел.

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики, звука

Современные архитектуры вычислительных систем

Организация локальных сетей

Организация глобальных сетей

Практическая часть:

Практическая работа №9 «Настройка BIOS»

Практическая работа №10 «Выбор конфигурации ПК»

Практическая работа №11 «Представление чисел, изображения и звука»

Практическая работа №12 «»Представление текстов. Сжатие текстов»

Практическая работа №13 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»

Итоговая контрольная работа

11 класс

Технологии использования и разработки информационных систем – 24 часа

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС

Компьютерный текстовый документ как структура данных

Интернет как глобальная информационная система

World Wide Web – Всемирная паутина

Средства поиска данных в Интернете

Web-сайт - гиперструктура данных

Геоинформационные системы

База данных – основа информационной системы

Проектирование многотабличной базы данных

Создание базы данных

Запросы как приложения информационной системы

Логические условия выбора данных

Практическая часть:

Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»

Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»

Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр веб - страниц»

Практическая работа №4 «Интернет: сохранение загруженных веб - страниц»

Практическая работа №5 «Интернет: работа с поисковыми системами»

Практическая работа №6 «Интернет: создание веб – сайта с помощью MS Word и на языке HTML»

Практическая работа №7 « Поиск информации в геоинформационных системах»

Практическая работа №8 «Знакомство с СУБД Access»

Практическая работа №9 «Создание базы данных «Приемная комиссия»

Практическая работа №10 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

Практическая работа № 11-12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой. Реализация запросов. Создание отчета»

Контрольная работа №1 «Технологии использования и разработки информационных систем».

Технологии информационного моделирования – 8 часов

Моделирование зависимостей между величинами

Модели статистического прогнозирования

Моделирование корреляционных зависимостей

Модели оптимального планирования

Практическая часть:

Практическая работа №13 «Получение регрессионных моделей в MS Excel»

Практическая работа №14 «Прогнозирование в MS Excel»

Практическая работа №15 «Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel»

Практическая работа № 16 «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»

Контрольная работа №2 по разделу «Технологии информационного моделирования»

Основы социальной информатики – 3 часа

Информационные ресурсы

Информационное общество

Правовое регулирование в информационной сфере

Проблема информационной безопасности

Практическая часть:

Практическая работа №17 « Реферат-презентация по теме «Информационная безопасность»

Итоговая контрольная работа

Календарно-тематическое планирование

по курсу «Информатика и ИКТ»

10 класс

Количество часов-35

Дата

урока

Темы учебных занятий

Кол-во

часов

Содержание обучения. Основные понятия

Реализация практической части

Формы и виды контроля

Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы

Требования к уровню подготовки учащихся

1 полугодие – 16 часов

Информация - 7 часов

 

1

Введение. Техника безопасности в кабинете информатики. Структура информатики. Понятие информации

1

Чем опасен ПК, как избежать нарушения здоровья при работе, правила поведения в кабинете информатике. Основные подходы к определению понятия «информация».

 

Беседа

Знать: технику безопасности при работе в кабинете информатики.

основные подходы к определению понятия «информация», виды и свойства информации.

Уметь:

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

 

2-3

Представление информации, языки, кодирование

2

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы. Кодирование информации. Языки кодирования.

Формализованные и неформализованные языки.

 

Опрос

Знать, что такое кодирование, двоичная форма представления информации.

Уметь кодировать и декодировать сообщение по кодовой таблице. Уметь определять числовой код символа

 

4

Практическая работа №1 «Измерение информации»

1

Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации.

Практическая работа

 

Знать/понимать: различные подходы к определению понятия "информация"

Уметь: определять количество информации. Уметь: определять дискретные и непрерывные сигналы.

 

5

Измерение информации. Объемный подход

1

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний.

 

Беседа, опрос

Знать/понимать: Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный; Единицы измерения информации.

Уметь определять количество информации, содержащейся в сообщении, при вероятностном и алфавитном подходах.

 

6

Измерение информации. Содержательный подход. Практическая работа №2 «Измерение информации»

1

Алфавитный подход к определению количества информации. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Практическая работа

 
 

7

Контрольная работа №1 по разделу «Информация»

1

Повторение раздела «Информация»

Тест

     

Информационные процессы в системах – 11 часов

 

8

Что такое система

1

Система, системный эффект. Управление системой как информационный процесс.

 

Беседа

Знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

 

9

Информационные процессы в естественных и искусственных системах. Практическая работа №3 «Структура данных. Графы»

1

Классификация информационных процессов. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Практическая работа

 
 

10

Хранение информации

1

Хранение информации; выбор способа хранения информации.

 

Опрос

Знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

 

11

Передача информации. Практическая работа №4 «Передача информации»

1

Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.

Практическая работа

 
 

12

Обработка информации и алгоритмы

1

Обработка информации.

Систематизация информации.

 

Опрос

Знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

 

13-14

Автоматическая обработка информации. Практическая работа №5 «Автоматическая обработка данных»

2

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.

Практическая работа

 
 

15

Поиск данных

1

Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора.

 

Беседа

Знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

2 полугодие – 19 часов

 

16-17

Защита информации. Практическая работа №6 «Шифрование данных»

2

Защита информации. Методы защиты.

Практическая работа

 

Знать:

какая информация требует защиты

виды угроз для числовой информации

физические способы защиты информации

программные средства защиты информации

что такое криптография

что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

 

18

Контрольная работа №2 по разделу «Информационные процессы в системах»

1

Повторение раздела «Информационные процессы в системах»

Тест

     

Информационные модели – 6 часов

 

19

Компьютерное информационное моделирование

1

Информационное моделирование как метод познания. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.

   

Знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

 

20-21

Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. Практическая работа №7 «Структура данных. Таблицы»

2

Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.

Практическая работа

 
 

22

Пример структуры данных – модели предметной области

1

Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области.

   
 

23

Алгоритм как модель деятельности. Практическая работа №8 «Управление алгоритмическим исполнителем»

1

Алгоритм как модель деятельности. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

Практическая работа

 

Знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

 

24

Контрольная работа №3 по разделу «Информационные модели»

1

   

Тест

   

Программно – технические системы реализации информационных процессов – 11 часов

 

25-26

Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Практическая работа №9 «Настройка BIOS»

2

Архитектуры современных компьютеров.

Практическая работа

Беседа

Знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

 

27-28

Программное обеспечение. Практическая работа №10 «Выбор конфигурации ПК»

2

Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

Практическая работа

Опрос

 

29-30

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. Практическая работа №11 «Представление чисел, изображения и звука»

2

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Компьютерное представление целых и вещественных чисел.

Практическая работа

Опрос

Знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

 

31-32

Представление текста, графики и звука. Практическая работа №12 «Представление текстов. Сжатие текстов»

2

Представление текстовой информации в компьютере. Кодовые таблицы. Растровая и векторная графика.

Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.

Практическая работа

 
 

33

Развитие архитектуры вычислительных систем

1

Многообразие операционных систем.

 

Опрос, беседа

Знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

.

 

34

Организация локальных и глобальных сетей. Практическая работа №13 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»

1

Возможности и преимущества сетевых технологий. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей. Возможности сетевых технологий. Способы организации компьютерных сетей. Понятие сервера. Адресация в Интернете. IP-адресация и доменная система имен. Способы подключения к сети Интернет. Настройка модема. Протоколы обмена. Протокол передачи данных ТСР/IР. Трассировка маршрута.

Практическая работа

 

Знать:

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

Иметь представление о глобальных компьютерных информационных сетях. Знать способы подключения к Интернету

Уметь осуществлять подключение к Интернету; настраивать модем и почтовые программы. Уметь определять по имени домена верхнего уровня профиль организации, владельца домена. Записывать доменное имя

 

35

Итоговая контрольная работа

1

Повторение курса 10 класса

Тест

     

ИТОГО

35

         

Календарно – тематическое планирование

по курсу «Информатика и ИКТ»

11 класс

Количество часов-35

Дата

урока

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание обучения. Основные понятия

Реализация практической части

Форма контроля

Элементы содержания федерального компонента государственного стандарта

Обязательный минимум содержания основной образовательной программы

Требования к уровню подготовки учащихся

1 полугодие – 16 часов

Технологии использования и разработки информационных систем – 24 часа

 

1.

Понятие информационной системы (ИС), классификация ИС

1

Понятие и типы информационных систем.

 

Беседа, опрос

Знать:

- назначение информационных систем

- состав информационных систем

- разновидности информационных систем

 
 

2.

Компьютерный текстовый документ как структура данных

1

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста.

 

Беседа

Знать:

- что такое гипертекст, гиперссылка

- средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Уметь:

- автоматически создавать оглавление документа

- организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

 

3.

Практическая работа №1 «Гипертекстовые структуры»

1

Основные приемы преобразования текстов.

Практическая работа

 
 

4.

Интернет как глобальная информационная система.

1

Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т.д.

   

Знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.

 

5.

Практическая работа №2 «Интернет: работа с электронной почтой и телеконференциями»

1

Практическая работа

 
 

6.

Интернет как глобальная информационная система

1

Поисковые информационные системы.

 

Беседа

 

7.

Практическая работа №3 «Интернет: работа с браузером. Просмотр веб - страниц»

1

Практическая работа

 
 

8.

Интернет как глобальная информационная система

1

Инструментальные средства создания Web-сайтов.

   
 

9.

Практическая работа №4 «Интернет: сохранение загруженных веб - страниц»

1

Практическая работа

 
 

10.

World Wide Web – Всемирная паутина

1

Возможности и преимущества сетевых технологий.

 

Беседа

Знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

- возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью MS Word

- создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

 

11.

Средства поиска данных в Интернете Практическая работа №5 «Интернет: работа с поисковыми системами»

1

Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

Практическая работа

 
 

12.

Web-сайт - гиперструктура данных. Практическая работа №6 «Интернет: создание веб – сайта с помощью MS Word и на языке HTML»

1

Гипертекст как модель организации поисковых систем.

 

Беседа

 

13.

Геоинформационные системы

1

Поисковые информационные системы.

Глобальная сеть. Язык разметки HTML

 

Опрос

Знать:

- что такое ГИС

- области приложения ГИС

- как устроена ГИС

- приемы навигации в ГИС

Уметь:

- осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС

 

14.

Практическая работа №7 « Поиск информации в геоинформационных системах»

1

Практическая работа

 
 

15

База данных – основа информационной системы

1

База данных. СУБД. Иерархические и сетевые базы данных. Генеалогическое древо.

 

Беседа, опрос

Знать:

- что такое база данных (БД)

- какие модели данных используются в БД

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

 

16.

Проектирование многотабличной базы данных

1

Объекты СУБД. Табличная база данных

 

 

Опрос

2 полугодие – 19 часов

 

17.

Практическая работа №8 «Знакомство с СУБД Access»

1

 

Практическая работа

     
 

18.

Создание базы данных

1

Форма в БД. Просмотр и редактирование записей

 

Беседа

Знать, что такое база данных, поле, запись в базе данных, СУБД.

Уметь строить круговые и линейчатые диаграммы, а также диаграммы типа график

 

19.

Практическая работа №9 «Создание базы данных «Приемная комиссия»

1

Практическая работа

 

Знать основные объекты СУБД: таблицы, формы, отчеты

Уметь создавать таблицы в базах данных

 

20.

Запросы как приложения информационной системы

1

Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.

 

Беседа

Знать, каким образом просматривать и редактировать записи в БД

Уметь использовать базы данных для создания форм

 

21.

Практическая работа №10 «Реализация простых запросов с помощью конструктора»

1

Практическая работа

 

Знать, для чего необходимы фильтры и запросы при поиске записей

Уметь использовать запросы и фильтры по поиску записи

 

22.

Логические условия выбора данных

1

Сортировка. Поиск.

Сортировка в табличных базах данных

 

Опрос

Знать о применении сортировки записей в базах данных

Уметь применять сортировку записей в БД, настройки сортировки

 

23.

Практическая работа № 11-12 «Расширение базы данных «Приемная комиссия». Работа с формой. Реализация запросов. Создание отчета»

1

Отчеты в базах данных. Печать отчетов

Практическая работа

 

Знать, что такое отчеты в БД.

Знать виды баз данных

Уметь просматривать и печатать отчеты в БД. Уметь создавать иерархические и сетевые базы данных.

 

24.

Контрольная работа №1 по разделу «Технологии использования и разработки информационных систем»

1

Повторение

Тест

     

Технологии информационного моделирования – 8 часов

 

25.

Моделирование зависимостей между величинами

1

Информационные (нематериальные) модели.

Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

 

Беседа

Знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

 

26.

Практическая работа №13 «Получение регрессионных моделей в MS Excel»

1

Практическая работа

 
 

27.

Модели статистического прогнозирования

1

Назначение и виды информационных моделей.

Формализация задач из различных предметных областей

   
 

28.

Практическая работа №14 «Прогнозирование в MS Excel»

1

Практическая работа

 
 

29.

Моделирование корреляционных зависимостей

1

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

 

 

Опрос

Знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

 

30.

Практическая работа №15 «Расчет корреляционных зависимостей в MS Excel»

1

Практическая работа

 
 

31.

Модели оптимального планирования. Практическая работа № 16 «Решение задачи оптимального планирования в MS Excel»

1

Оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей).

Практическая работа

 

Знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

 

32.

Контрольная работа №2 по разделу «Технологии информационного моделирования»

1

Повторение

 

Тест

   

Основы социальной информатики – 3 часа

 

33.

Информационные ресурсы. Информационное общество

1

Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества.

Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационное общество. Этапы развития ИКТ.

 

Опрос, беседа

Знать параметры развитости информационного общества, основные компоненты информационной культуры, которые необходимы человеку для жизни в информационном обществе

Использовать приобретенные знания и умения для передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписки, использование информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

 

34.

Правовое регулирование в информационной сфере. Проблема информационной безопасности. Практическая работа №17 « Реферат-презентация по теме «Информационная безопасность»

1

Информационная культура человека. Защита информации.

Информационная культура. Информационная безопасность.

Реферат-презентация

 
 

35

Итоговая контрольная работа

1

Повторение курса 11 класса

 

Тест

   

ИТОГО:

35

         

Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

В состав учебного и программно-методического комплекса по курсу «Информатика и ИКТ» входят:

Предмет

Класс

Кол-во часов

в

неделю

Программа

Учебник

Учебные пособия для учащихся

Методические пособия для учителя

Инструментарий для отслеживания

результатов

учащихся

Информатика и ИКТ

10

1

Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. . [Электронный ресурс].

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. . [Электронный ресурс].

Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы (ФГОС). Базовый уровень. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители, М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. –Эл.изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. [Электронный ресурс].

Материалы авторской мастерской Семакин И.Г. (metodist.lbz.ru/).

Евич Л.Н., Лисицына С.Ю. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2013/Ростов – на – Дону: Легион, 2012.

Информатика и ИКТ

11

1

Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы: методическое пособие / составитель М.Н. Бородин. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. . [Электронный ресурс].

Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 класса / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер. – 8-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. . [Электронный ресурс].

Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы (ФГОС). Базовый уровень. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители, М.С.Цветкова, И.Ю.Хлобыстова. –Эл.изд. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. [Электронный ресурс].

Материалы авторской мастерской Семакин И.Г. (metodist.lbz.ru/).

Евич Л.Н., Лисицына С.Ю. Информатика и ИКТ. Подготовка к ЕГЭ – 2013/Ростов – на – Дону: Легион, 2012.

Программа ориентирована на использование следующего программного обеспечения:

Windows-98/XP;

программа Системы счисления;

Архиваторы (WinRar, WinZip);

Антивирусные программы (Антивирус Касперского 6.0);

MS Excel 2003/2007/2010;

MS Word 2003/2007/2010;

MS PowerPoint 2003/2007/2010;

Программы работы в телекоммуникационных сетях

Microsoft Internet Explorer;

Outlook Express;

Язык разметки гипертекста HTML;

СУБД Access

Моделирующие программы (Table, MosMap 2.1 Lite)

Язык программирования: Visual Basic 6.0.

При изучении курса «Информатика и ИКТ» в 10-11 классах реализуется программа И.Г.Семакина, которая адаптирована с учетом условий изучения предмета в МБОУ СОШ №121 г. Челябинска. Программа предусматривает изучение предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса образовательного учреждения, возрастных особенностей учащихся, определяет набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса

В результате изучения информатики и информационных технологий на базовом уровне ученик должен:

Знать/понимать:

Различные подходы к определению понятия «информация»;

Методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.

Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности;

Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различных типов с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

Назначение и функции операционных систем;

Уметь:

Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотнести полученные результаты с реальными объектами;

Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технологических системах;

Использовать готовые информационные модели;

Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе и гипертекстовые документы;

Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

Автоматизации коммуникационной деятельности;

Соблюдение этических и правовых норм при работе с информацией;

Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Характеристика контрольно – измерительных материалов

Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы (тест).

Контрольные работы составлены на основе примерной программы и федерального компонента государственного стандарта (Приложение).

Количество контрольных работ по курсу:

10 класс

Раздел программы

Контрольные работы

Вид

Форма

 

Информация

1

Тематический контроль

Тест

 

Информационные процессы в системах

1

Тематический контроль

Тест

 

Информационные модели

1

Тематический контроль

Тест

 

Итоговая контрольная работа

1

Срез

Тест

 

Итого

4

   

11 класс

Раздел программы

Контрольные работы

Вид

Форма

 

Технологии использования и разработки информационных систем

1

Тематический контроль

Тест

 

Технологии информационного моделирования

1

Тематический контроль

Тест

 

Итоговая контрольная работа

1

Срез

Тест

 

Итого

3

   

Приложение

Интернет-ресурсы

Министерство образования и науки Российской Федерации http://www.mon.gov.ru
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) http://www.obrnadzor.gov.ru

Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

http://www.ed.gov.ru

Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

http://www.fasi.gov.ru

Федеральный центр тестирования

http://www.rustest.ru

Федеральный институт педагогических измерений

http://fipi.ru/

Федеральный портал «Российское образование»

http://www.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

http://www.school.edu.ru

Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена

http://ege.edu.ru

Естественнонаучный образовательный портал

http://www.en.edu.ru

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru

Российский портал открытого образования

http://www.openet.edu.ru

Портал Национального фонда подготовки кадров: проект «Информатизация системы образования»

http://portal.ntf.ru

Газета «Информатика»

http://inf.1september.ru

Цифровые образовательные ресурсы

Библиотека учебных курсов Microsoft

http://www.microsoft.com/Rus/Msdnaa/Curricula/

Виртуальный компьютерный музей

http://www.computer-museum.ru

Газета «Информатика» Издательского дома «Первое сентября»

http://inf.1september.ru

Образовательный портал г. Челябинска. Раздел «Методическая копилка»

http://www.chel_edu.ru

Дидактические материалы по информатике и математике

http://comp-science.narod.ru

Интернет-школа «Просвещение. ru»

http://www.internet-school.ru

Информатика в школе: сайт М.Б. Львовского

http://marklv.narod.ru/inf/

Информатика в школе: сайт И.Е. Смирновой

http://infoschool.narod.ru

Информатика для учителей: сайт С.В. Сырцовой

http://www.syrtsovasv.narod.ru

Преподавание, наука и жизнь: сайт Константина Полякова

http://kpolyakov.narod.ru/

Информатика и информация: сайт для учителей информатики и учеников

http://www.phis.org.ru/informatika/

Информатика и информационные технологии в образовании

http://www.rusedu.info

Информатика и информационные технологии: майт лаборатории информатики МИОО

http://iit.metodist.ru

Информатика: учебник Л.З. Шауцуковой

http://book.kbsu.ru

Научно-методический журнал «Информатика и образование»

http://www.infojournal.ru/

Информатор: учебно-познавательный сайт по информационным технологиям

http://school87.kubannet.ru/info/

Информация для информатиков: сайт О.В.Трушина

http://trushinov.chat.ru

История Интернета в России

http://www.nethistory.ru

ИТ-образование в России: сайт открытого е-консорциума

http://www.edu-it.ru

Компьютерные телекоммуникации: курс учителя информатики Н.С. Антонова

http://distant.463.jscc.ru

Клякс@.net: Информатика в школе. Компьютер на уроках

http://www.klyaksa.net

Материалы к урокам информатики (О.А. Тузова, С.-Петербург, школа № 550)

http://school.ort.spb.ru/library.html

Методические и дидактические материалы к урокам информатики: сайт Е.Р. Кочелаевой

http://ekochelaeva.narod.ru

Московский детский клуб «Компьютер»

http://www.child.ru

Негосударственное образовательное учреждение «Роботландия+»

http://www.botik.ru/~robot/

Открытые системы: издания по информационным технологиям

http://www.osp.ru

Персональный компьютер, или «Азбука PC» для начинающих

http://www.orakul.spb.ru/azbuka.htm

Преподавание информатики в школе. Dedinsky school page

http://www.axel.nm.ru/prog/

Портал CITForum

http://www.citforum.ru

Социальная информатика: факультатив для школьников-технарей

http://www.sinf2000.narod.ru

Самарский лицей информационных технологий

http://www.samlit.samara.ru

Теоретический минимум по информатике

http://teormin.ifmo.ru

Учебные модели компьютера, или «Популярно о работе компьютера»

http://emc.km.ru

Школьный университет: профильное и индивидуальное ИТ-обучение

http://www.itdrom.com

Энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР

http://niac.natm.ru/graphinfo

Энциклопедия персонального компьютера

http://mega.km.ru/pc/

Дополнительная литература

Гельман В.Я. Решение математических задач средствами EXCEL: Практикум/В.Я.Гельман.-СПб.: Питер,2003.-235 с.:ил.

Додж М. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000: Пер. с англ./М.Додж, К.Стинсон.-СПб.: Питер, 2002,2003.-1052 с.:ил.

Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2003. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. – 920 с.: ил.

Петров В.Н. Информационные системы. –СПб.: Питер, 2002. -688 с.: ил.

Фридланд А.Я. Информатика: Процессы, системы, ресурсы.- М.: Бином.Лаб.знаний,2003.-232 с.

Фуфаев Э.В. Пакеты прикладных программ:Учеб. пособие для сред.проф.образования*/Э.В. Фуфаев, Л.И. Фуфаева.-М.:Академия,2004.- 352 с.:ил.

100% самоучитель Интернета и компьютера; 100% самоучитель компьютера и интернета/ред. Левин М.П.-М.:Технолоджи-3000,2003.-478 с.:ил.

Гельман В.Я. Решение математических задач средствами EXCEL: Практикум/В.Я.Гельман.-СПб.: Питер,2003.-235 с.:ил.

Гленн У.Д. Microsoft Exchange 2000 Server: Справочник администратора: Пер.с англ./У.Гленн, Б.Инглиш.-М.:Эком,2003.-715с.:ил.

Додж М. Эффективная работа с Microsoft Excel 2000: Пер. с англ./М.Додж, К.Стинсон.-СПб.: Питер, 2002,2003.-1052 с.:ил.

Задачник-практикум: В 2 ч./Под ред.И.Семакина, Е.Хеннера.М.:ЛабораторияБазов.Знаний,2006.

Информатика и ИКТ. Базовый уровень. Практикум для 10-11 классов / И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер.- 6-е издание. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.