12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Барышников Денис Вадимович505 Россия, Удмуртская респ., Якшур-Бодья |
Рабочая программа по истории, 5 класс, (ФГОС)
Основное содержание предмета
Что изучает история (6 ч)
Что изучает история. Древний мир: понятие и хронология. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология - наука об измерении времени.
Историческая хронология (счёт лет «до н.э.» и «н.э.»). Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.
Генеалогия. Древо жизни. Поколенная роспись. Исторические источники. Нисходящая и восходящая генеалогическая таблица.
Топонимика. Историческая карта. Карта Древнего мира.
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч)
Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)
Расселение древнейшего человека. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.
Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.
Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.
Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.
От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.
Подведение итогов пройденного материала по темам «Первобытные собиратели и охотники» и «Жизнь первобытных людей». Решение тестовых заданий по пройденным темам.
Раздел II. Древний Восток (20 ч)
Глава 3. Древний Египет (8 ч)
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.
Управление государством (фараон, чиновники). Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.
О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.
Военные походы. Рабы. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоеваний фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Участь военнопленных. Появление наёмного войска.
Религиозные верования египтян. Жрецы. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».
Фараон-реформатор Эхнатон. Храмы и пирамиды. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира Эрмитаже, Лувре, Британском музее.
Познания древних египтян. Письменность. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – жрецы.
Подведение итогов пройденного материала по теме «Древний Египет». Решение тестовых заданий по пройденной теме.
Глава 4. Западная Азия в древности (7 ч)
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия людей. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.
Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщиках.
Восточное Средиземноморье в Древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесла и торговли. Финикийский алфавит. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.
Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.
Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.
Персидская держава: военные походы, управление империей. Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя.
Глава 5. Индия и Китай в древности (5 ч)
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Религиозные верования и сказания. Возникновение Буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.
Общественное устройство, варны. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Развитие ремесел и торговля. Великий шелковый путь. Религиозно-философское учение (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.
Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Великая китайская стена. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.
Подведение итогов пройденного материала по теме «Индия и Китай в древности». Сравнительная характеристика индийской и китайской цивилизаций в древний период.
Раздел III. Древняя Греция (20 ч)
Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч)
Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос. Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.
Троянская война. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.
«Илиада» и «Одиссея». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.
Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.
Глава 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч)
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.
Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.
Великая греческая колонизация. Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.
Классическая Греция. Спортивные состязания. Олимпийские игры. Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр.
Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.
Причины победы греков. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания - «Перстень Поликрата».
Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)
Рабство. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.
Архитектура и скульптура. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.
Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Воспитание детей педагогами. Рабы - педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.
Культура Древней Греции. Быт и досуг древних греков. Театр. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.
Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, Афинский мудрец Сократ.
Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)
Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.
Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию. Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.
Эллинистические государства Востока. Культура Эллинистического мира. Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.
Подведение итогов пройденного материала по темам «Древнейшая Греция», «Полисы Греции и борьба с персидским нашествием», «Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии», «Македонские завоевания в IV в. до н. э.». Решение тестовых заданий по пройденным темам.
Раздел IV. Древний Рим (16 ч)
Глава 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)
Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.
Завоевание Римом Италии. Рим эпохи царей. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.
Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.
Глава 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)
Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.
Установление господства Рима во всем Средиземноморье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.
Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.
Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч)
Реформы Гракхов. Гражданские войны в Риме. Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.
Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.
От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.
Установление императорской власти. Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акаций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».
Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч)
Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи.
Возникновение и распространение христианства. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.
Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.
Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон. Развитие наук. Пантеон. Быт и досуг римлян. Архитектура и скульптура. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.
Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)
Рим и варвары. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Падение Западной Римской Империи. Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары - наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров - варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности.
Подведение итогов пройденного материала по темам «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией», «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья», «Гражданские войны в Риме», «Римская империя в первые века нашей эры», «Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи». Решение тестовых заданий по пройденным темам.
Планируемые результаты
Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:
целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;
базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;
умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;
умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;
уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
«Учащийся 5 класса научится»:
определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
«Учащийся 5 класса получит возможность научиться»:
давать характеристику общественного строя древних государств;
сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;
высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.
Личностные результаты освоения основной образовательной программы:
Личностные УУД:
представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;
приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;
освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;
опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения народов.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:
Регулятивные УУД:
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную программу, определять цель УД;
выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат;
выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;
составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);
работая по плану, сверять свои действия с целью самостоятельно (в том числе и корректировать план);
в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.
Познавательные УУД:
проводить наблюдения под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
анализировать, сравнить, классифицировать и обобщать факты и явления;
давать определения понятиям.
Коммуникативные УУД:
самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);
в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;
учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;
понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;
уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;
определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.
Календарно-тематическое планирование
№ | Последовательность тем (разделов) в предмете, количество часов раздела | Последовательность уроков в теме (разделе) | Минимальный объем содержания | ЭОР | Дата |
Что изучает история (6 ч) | |||||
1. | Что изучает история (6 ч) | Урок 1. Что изучает история. Источники знаний о прошлом. | Древний мир: понятие и хронология. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология - наука об измерении времени. | Презентация «Что изучает история» | |
2. | Урок 2. Счёт лет в истории. «Лента времени». | Историческая хронология (счёт лет «до н.э.» и «н.э.»). Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени. | Презентация «Счёт лет в истории» | ||
3. | Урок 3. Генеалогия. | Генеалогия. Древо жизни. Поколенная роспись. Исторические источники. Нисходящая и восходящая генеалогическая таблица. | |||
4. | Урок 4. Происхождение имен и фамилий. | ||||
5. | Урок 5. Географические названия - свидетели прошлого. | Топонимика. | |||
6. | Урок 6. Историческая карта. | Историческая карта. Карта Древнего мира. | |||
Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч) | |||||
7. | Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч) | Урок 1. Древнейшие люди. | Расселение древнейшего человека. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём. | Презентация «Древнейшие люди» | |
8. | Урок 2. Родовые общины охотников и собирателей. | Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине. | Презентация «Родовые общины охотников и собирателей» | ||
9. | Урок 3. Возникновение искусства и религиозных верований. | Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. | |||
10. | Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч) | Урок 1. Возникновение земледелия и скотоводства. | Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа. | Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства» | |
11. | Урок 2. Появление неравенства и знати. | От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города. | |||
12. | Урок 3. Обобщающее повторение по разделу «Жизнь первобытных людей». | Подведение итогов пройденного материала по темам «Первобытные собиратели и охотники» и «Жизнь первобытных людей». Решение тестовых заданий по пройденным темам. | |||
Раздел II. Древний Восток (20 ч) | |||||
13. | Глава 3. Древний Египет (8 ч) | Урок 1. Государство на берегах Нила. | Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. | ||
14. | Урок 2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. | Управление государством (фараон, чиновники). Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги. | |||
15. | Урок 3. Жизнь египетского вельможи. | О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож. | |||
16. | Урок 4. Военные походы фараонов. | Военные походы. Рабы. Отряды пеших воинов. Вооружение | |||
17. | Урок 5. Религия древних египтян. | Религиозные верования египтян. Жрецы. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых». | Презентация «Религия Древнего Египта» | ||
18. | Урок 6. Искусство Древнего Египта. | Фараон-реформатор Эхнатон. Храмы и пирамиды. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира Эрмитаже, Лувре, Британском музее. | |||
19. | Урок 7. Письменность и знания древних египтян. | Познания древних египтян. Письменность. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – жрецы. | |||
20. | Урок 8. Обобщающее повторение по теме «Древний Египет». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Древний Египет». Решение тестовых заданий по пройденной теме. | |||
21. | Глава 4. Западная Азия в древности (7 ч) | Урок 1. Древнее Двуречье. | Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия людей. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья. | ||
22. | Урок 2. Вавилонский царь Хаммурапи и его законы. | Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщиках. | Презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» | ||
23. | Урок 3. Финикийские мореплаватели. | Восточное Средиземноморье в Древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесла и торговли. Финикийский алфавит. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. | |||
24. | Урок 4. Библейские сказания. | Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу. | Презентация «Библейские сказания» | ||
25. | Урок 5. Древнееврейское царство. | Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях. | |||
26. | Урок 6. Ассирийская держава. | Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. | |||
27. | Урок 7. Персидская держава «царя царей». | Персидская держава: военные походы, управление империей. Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя. | |||
28. | Глава 5. Индия и Китай в древности (5 ч) | Урок 1. Природа и люди Древней Индии. | Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Религиозные верования и сказания. Возникновение Буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. | ||
29. | Урок 2. Индийские касты. | Общественное устройство, варны. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой. | Презентация «Индийские касты» | ||
30. | Урок 3. Чему учил китайский мудрец Конфуций. | Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Развитие ремесел и торговля. Великий шелковый путь. Религиозно-философское учение (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | |||
31. | Урок 4. Первый властелин единого Китая. | Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас. | |||
32. | Урок 5. Обобщающее повторение по разделу «Древний Восток». | Подведение итогов пройденного материала по теме «Индия и Китай в древности». Сравнительная характеристика индийской и китайской цивилизаций в древний период. | |||
Раздел III. Древняя Греция (20 ч) | |||||
33. | Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч) | Урок 1. Греки и критяне. | Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос. Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. | ||
34. | Урок 2. Микены и Троя. | Троянская война. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия. | |||
35. | Урок 3. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». | «Илиада» и «Одиссея». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. | Презентации «Поэма Гомера Илиада», «Поэма Гомера Одиссея» | ||
36. | Урок 4. Религия древних греков. | Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Презентация «Религия древних греков» | ||
37. | Глава 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч) | Урок 1. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу. | Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. | ||
38. | Урок 2. Зарождение демократии в Афинах. | Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. | |||
39. | Урок 3. Древняя Спарта. | Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. | |||
40. | Урок 4. Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей. | Великая греческая колонизация. Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. | |||
41. | Урок 5. Олимпийские игры в древности. | Классическая Греция. Спортивные состязания. Олимпийские игры. Праздник, объединявший эллинов. | Презентация «Олимпийские игры» | ||
42. | Урок 6. Победа греков над персами в Марафонской битве. | Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. | |||
43. | Урок 7. Нашествие персидских войск на Элладу. | Причины победы греков. Подготовка эллинов к новой войне. | |||
44. | Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч) | Урок 1. В гаванях афинского порта Пирей. | Рабство. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население | ||
45. | Урок 2. В городе богини Афины. | Архитектура и скульптура. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. | Презентация «В городе богини Афины» | ||
46. | Урок 3. В афинских школах и гимнасиях. | Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Воспитание детей педагогами. Рабы - педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию. | Презентация «В афинских школах и гимнасиях» | ||
47. | Урок 4. В театре Диониса. | Культура Древней Греции. Быт и досуг древних греков. Театр. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. | Презентация «В театре Диониса» | ||
48. | Урок 5. Афинская демократия при Перикле. | Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, Афинский мудрец Сократ. | |||
49. | Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч) | Урок 1. Города Эллады подчиняются Македонии. | Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции. | ||
50. | Урок 2. Поход Александра Македонского на Восток. | Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию. Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. | Презентация «В Александрии Египетской» | ||
51. | Урок 3. В Александрии Египетской. | Эллинистические государства Востока. Культура Эллинистического мира. Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. | |||
52. | Урок 4. Обобщающее повторение по разделу «Древняя Греция». | Подведение итогов пройденного материала по темам «Древнейшая Греция», «Полисы Греции и борьба с персидским нашествием», «Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии», «Македонские завоевания в IV в. до н. э.». Решение тестовых заданий по пройденным темам. | |||
Раздел IV. Древний Рим (16 ч) | |||||
53. | Глава 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч) | Урок 1. Древнейший Рим. | Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | ||
54. | Урок 2. Завоевание Римом Италии. | Рим эпохи царей. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. | |||
55. | Урок 3. Устройство Римской республики. | Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. | |||
56. | Глава 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч) | Урок 1. Вторая война Рима с Карфагеном. | Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье. | ||
57. | Урок 2. Установление господства Рима во всем Средиземноморье. | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима. | |||
58. | Урок 3. Рабство в Древнем Риме. | Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах. | Презентация «Рабство в Древнем Риме» | ||
59. | Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч) | Урок 1. Земельный закон братьев Гракхов. | Реформы Гракхов. Гражданские войны в Риме. Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая. | ||
60. | Урок 2. Восстание Спартака. | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Презентация «Восстание Спартака» | ||
61. | Урок 3. Единовластие Цезаря. | От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. | |||
62. | Урок 4. Установление империи. | Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Октавиан Август. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акаций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». | |||
63. | Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч) | Урок 1. Знаменитые императоры (в Риме при императоре Нероне. Правление Траяна). | Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи. | Презентация «В Риме при императоре Нероне» | |
64. | Урок 2. Первые христиане и их учение. | Возникновение и распространение христианства. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. | |||
65. | Урок 3. Расцвет Римской империи во II веке н. э. | Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи. | |||
66. | Урок 4. «Вечный город» и его жители. | Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон. Развитие наук. Пантеон. Быт и досуг римлян. Архитектура и скульптура. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. | Презентация «Вечный город и его жители» | ||
67. | Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч) | Урок 1. Римская империя при Константине. Соседи Римской империи. Взятие Рима варварами. | Рим и варвары. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Падение Западной Римской Империи. Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары - наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров - варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности. | ||
68. | Урок 2. Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим». | Подведение итогов пройденного материала по темам «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией», «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья», «Гражданские войны в Риме», «Римская империя в первые века нашей эры», «Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи». Решение тестовых заданий по пройденным темам. |