Рабочая программа по истории за 5 класс по УМК А.А. Вигасина, А.О. Сороко-Цюпы

0
0
Материал опубликован 8 November 2017

Основное содержание предмета

Что изучает история (6 ч)

Что изучает история. Древний мир: понятие и хронология. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология - наука об измерении времени.

Историческая хронология (счёт лет «до н.э.» и «н.э.»). Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

Ге­неалогия. Древо жизни. Поколенная роспись. Историче­ские источники. Нисходя­щая и восходящая генеалогическая таблица.

Топонимика. Историческая карта. Карта Древнего мира.

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч)

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Расселение древнейшего человека. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.

Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

Подведение итогов пройденного материала по темам «Первобытные собиратели и охотники» и «Жизнь первобытных людей». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

Раздел II. Древний Восток (20 ч)

Глава 3. Древний Египет (8 ч)

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

Управление государством (фараон, чиновники). Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

Военные походы. Рабы. Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоеваний фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Участь военнопленных. Появление наёмного войска.

Религиозные верования египтян. Жрецы. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Фараон-реформатор Эхнатон. Храмы и пирамиды. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира Эрмитаже, Лувре, Британском музее.

Познания древних египтян. Письменность. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – жрецы.

Подведение итогов пройденного материала по теме «Древний Египет». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

Глава 4. Западная Азия в древности (7 ч)

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия людей. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров. Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщиках.

Восточное Средиземноморье в Древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесла и торговли. Финикийский алфавит. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

Персидская держава: военные походы, управление империей. Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём. Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя.

Глава 5. Индия и Китай в древности (5 ч)

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Религиозные верования и сказания. Возникновение Буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

Общественное устройство, варны. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Развитие ремесел и торговля. Великий шелковый путь. Религиозно-философское учение (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Великая китайская стена. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

Подведение итогов пройденного материала по теме «Индия и Китай в древности». Сравнительная характеристика индийской и китайской цивилизаций в древний период.

Раздел III. Древняя Греция (20 ч)

Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч)

Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос. Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

Троянская война. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

«Илиада» и «Одиссея». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Глава 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч)

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

Великая греческая колонизация. Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

Классическая Греция. Спортивные состязания. Олимпийские игры. Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

Причины победы греков. Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания - «Перстень Поликрата».

Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

Рабство. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

Архитектура и скульптура. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Воспитание детей педагогами. Рабы - педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Культура Древней Греции. Быт и досуг древних греков. Театр. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Афинская де­мократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, Афинский мудрец Сократ.

Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию. Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Эллинистические государства Востока. Культура Эллинистического мира. Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

Подведение итогов пройденного материала по темам «Древнейшая Греция», «Полисы Греции и борьба с персидским нашествием», «Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии», «Македонские завоевания в IV в. до н. э.». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

Раздел IV. Древний Рим (16 ч)

Глава 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

Завоевание Римом Италии. Рим эпохи царей. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

Глава 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья (3 ч)

Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

Установление господства Ри­ма во всем Средиземно­морье. Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

Рабство в Древнем Риме. Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч)

Реформы Гракхов. Граж­данские войны в Риме. Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

Установление императорской власти. Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акаций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч)

Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи.

Возникновение и распространение христианства. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон. Развитие наук. Пантеон. Быт и досуг римлян. Архитектура и скульптура. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

Рим и варвары. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Падение Западной Римской Империи. Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары - наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров - варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности.

Подведение итогов пройденного материала по темам «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией», «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья», «Гражданские войны в Риме», «Римская империя в первые века нашей эры», «Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

«Учащийся 5 класса научится»:

определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

«Учащийся 5 класса получит возможность научиться»:

давать характеристику общественного строя древних государств;

сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

Личностные УУД:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения народов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную программу, определять цель УД;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат;

выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью самостоятельно (в том числе и корректировать план);

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

проводить наблюдения под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

анализировать, сравнить, классифицировать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Календарно-тематическое планирование

Последовательность тем (разделов) в предмете, количество часов раздела

Последовательность уроков в теме (разделе)

Минимальный объем содержания

ЭОР

Дата

Что изучает история (6 ч)

1.

Что изучает история

(6 ч)

Урок 1. Что изучает история. Источники знаний о прошлом.

Древний мир: понятие и хронология. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира. Хронология - наука об измерении времени.

Презентация «Что изучает история»

 

2.

 

Урок 2. Счёт лет в истории. «Лента времени».

Историческая хронология (счёт лет «до н.э.» и «н.э.»). Как в древности считали года? Счёт лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. «Линия времени» как схема ориентировки в историческом времени.

Презентация «Счёт лет в истории»

 

3.

 

Урок 3. Генеалогия.

Ге­неалогия. Древо жизни. Поколенная роспись. Историче­ские источники. Нисходя­щая и восходящая генеалогическая таблица.

   

4.

 

Урок 4. Происхожде­ние имен и фа­милий.

   

5.

 

Урок 5. Географические названия - сви­детели прошло­го.

Топонимика.

   

6.

 

Урок 6. Историческая карта.

Историческая карта. Карта Древнего мира.

   

Раздел I. Жизнь первобытных людей (6 ч)

7.

Глава 1. Первобытные собиратели и охотники (3 ч)

Урок 1. Древнейшие люди.

Расселение древнейшего человека. Древнейшие люди - наши далёкие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния древнейшего человека. Орудия труда и складывание опыта их изготовления. Собирательство и охота - способы добывания пищи. Первое великое открытие человека - овладение огнём.

Презентация «Древнейшие люди»

 

8.

 

Урок 2. Родовые об­щины охотни­ков и собирателей.

Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Расселение древнейших людей и его особенности. Испытание холодом. Освоение пещер. Строительство жилища. Освоение промысла охоты. Охота как основной способ добычи пищи древнейшего человека. Умение сообща достигать цели в охоте. Новые орудия охоты древнейшего человека. Человек разумный: кто он? Родовые общины. Сообщество сородичей. Особенности совместного ведения хозяйства в родовой общине. Распределение обязанностей в родовой общине.

Презентация «Родовые общины охотников и собирателей»

 

9.

 

Урок 3. Возникновение искусства и религиозных верований.

Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Как была найдена пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Человек «заколдовывает» зверя. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

   

10.

Глава 2. Первобытные земледельцы и скотоводы (3 ч)

Урок 1. Возникновение земледелия и скотоводства.

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. Представление о зарождении производящего хозяйства: мотыжное земледелие. Первые орудия труда земледельцев. Районы раннего земледелия. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Последствия перехода к производящему хозяйству. Освоение ремёсел. Гончарное дело, прядение, ткачество. Изобретение ткацкого станка. Родовые общины земледельцев и скотоводов. Племя: изменение отношений. Управление племенем. Представления о происхождении рода, племени. Первобытные религиозные верования земледельцев и скотоводов. Зарождение культа.

Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»

 

11.

 

Урок 2. Появление неравенства и знати.

От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций. Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение гончарного круга. Начало обработки металлов. Изобретение плуга. От родовой общины к соседской. Выделение семьи. Возникновение неравенства в общине земледельцев. Выделение знати. Преобразование поселений в города.

   

12.

 

Урок 3. Обобщающее повторение по разделу «Жизнь перво­бытных лю­дей».

Подведение итогов пройденного материала по темам «Первобытные собиратели и охотники» и «Жизнь первобытных людей». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

   

Раздел II. Древний Восток (20 ч)

13.

Глава 3. Древний Египет (8 ч)

Урок 1. Государство на берегах Ни­ла.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледелие в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

   

14.

 

Урок 2. Как жили земледельцы и ремесленни­ки в Египте.

Управление государством (фараон, чиновники). Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремёсла и обмен. Писцы собирают налоги.

   

15.

 

Урок 3. Жизнь египетского вельмо­жи.

О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношения фараона и его вельмож.

   

16.

 

Урок 4. Военные похо­ды фараонов.

Военные походы. Рабы. Отряды пеших воинов. Вооружение
пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоеваний фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Участь военнопленных. Появление наёмного войска.

   

17.

 

Урок 5. Религия древ­них египтян.

Религиозные верования египтян. Жрецы. Боги и жрецы. Храмы - жилища богов. Могущество жрецов. Рассказы египтян о своих богах. Священные животные и боги. Миф об Осирисе и Исиде. Сет и Осирис. Суд Осириса. Представление древних египтян о царстве мёртвых: мумия, гробница, саркофаг. Фараон - сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мёртвых».

Презентация «Религия Древнего Египта»

 

18.

 

Урок 6. Искусство Древнего Египта.

Фараон-реформатор Эхнатон. Храмы и пирамиды. Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Внешний вид и внутреннее устройство храма. Археологические открытия в гробницах древнеегипетских фараонов. Гробница фараона Тутанхамона. Образ Нефертити. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. Правила ваяния человека в скульптуре и изображения в росписях. Экспозиции древнеегипетского искусства в национальных музеях мира Эрмитаже, Лувре, Британском музее.

   

19.

 

Урок 7. Письменность и знания древ­них египтян.

Познания древних египтян. Письменность. Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Египетские папирусы: верность традиции. Свиток папируса - древнеегипетская книга. Школа подготовки писцов и жрецов. Первооснова научных знаний (математика, астрономия). Изобретение инструментов отсчёта времени: солнечный календарь, водяные часы, звёздные карты. Хранители знаний – жрецы.

   

20.

 

Урок 8. Обобщающее повторение по теме «Древ­ний Египет».

Подведение итогов пройденного материала по теме «Древний Египет». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

   

21.

Глава 4. Западная Азия в древности

(7 ч)

Урок 1. Древнее Дву­речье.

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия людей. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное (оросительное) земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Города из глиняных кирпичей. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни от земли до неба. Боги шумеров.

Жрецы-учёные. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания (астрономия, математика). Мифы и сказания с глиняных табличек. Клинопись - особое письмо Двуречья.

   

22.

 

Урок 2. Вавилонский царь Хаммурапи и его зако­ны.

Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона. Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи - власть от бога Шамаша. Представление о законах Хаммурапи как законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Принцип талиона. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, новых социальных группах: ростовщиках.

Презентация «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы»

 

23.

 

Урок 3. Финикийские

мореплаватели.

Восточное Средиземноморье в Древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесла и торговли. Финикийский алфавит. География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремёсла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

   

24.

 

Урок 4. Библейские

сказания.

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племён. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Переход к единобожию. Библия и Ветхий Завет. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог даёт законы народу.

Презентация «Библейские сказания»

 

25.

 

Урок 5. Древнееврей­ское царство.

Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания. Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм бога Яхве. Библейские предания о героях.

   

26.

 

Урок 6. Ассирийская держава.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Вооружение ассирийцев. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

   

27.

 

Урок 7. Персидская держава «царя царей».

Персидская держава: военные походы, управление империей. Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости и легенды о нём.

Образование Персидской державы (завоевание Мидии, Лидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. Царская дорога и царская почта. Войско персидского царя.

   

28.

Глава 5. Индия и Китай в древности

(5 ч)

Урок 1. Природа и лю­ди Древней Индии.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Религиозные верования и сказания. Возникновение Буддизма. Культурное наследие Древней Индии. Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

   

29.

 

Урок 2. Индийские касты.

Общественное устройство, варны. Миф о происхождении четырёх каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые». Индийская мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царём Ашокой.

Презентация «Индийские касты»

 

30.

 

Урок 3. Чему учил ки­тайский муд­рец Конфуций.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Развитие ремесел и торговля. Великий шелковый путь. Религиозно-философское учение (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель - уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость - в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

   

31.

 

Урок 4. Первый вла­стелин единого Китая.

Создание объединенного государства. Империя Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шёлк. Великий шёлковый путь. Чай. Бумага. Компас.

   

32.

 

Урок 5. Обобщающее повторение по разделу «Древний Вос­ток».

Подведение итогов пройденного материала по теме «Индия и Китай в древности». Сравнительная характеристика индийской и китайской цивилизаций в древний период.

   

Раздел III. Древняя Греция (20 ч)

33.

Глава 6. Древнейшая Греция (4 ч)

Урок 1. Греки и критя­не.

Античный мир: понятие. Карта античного мира. Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос. Афины. Критское царство по данным археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

   

34.

 

Урок 2. Микены и Троя.

Троянская война. В крепостных Микенах. Местонахождение. «Архитектура великанов». Каменные Львиные ворота. Облик города-крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племён и его последствия.

   

35.

 

Урок 3. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея».

«Илиада» и «Одиссея». Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. География странствий царя с острова Итака - Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

Презентации «Поэма Гомера Илиада», «Поэма Гомера Одиссея»

 

36.

 

Урок 4. Религия древ­них греков.

Верования древних греков. Сказания о богах и героях. Боги Греции. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

Презентация «Религия древних греков»

 

37.

Глава 7. Полисы Греции и борьба с персидским нашествием (7 ч)

Урок 1. Земледельцы Аттики теряют землю и сво­боду.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. География, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселённость Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

   

38.

 

Урок 2. Зарождение демократии в Афинах.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Демос восстаёт против знати. Демократические реформы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

   

39.

 

Урок 3. Древняя Спар­та.

Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела. География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта - военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

   

40.

 

Урок 4. Греческие ко­лонии на бере­гах Средизем­ного и Черного морей.

Великая греческая колонизация. Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Греки и скифы на берегах Чёрного моря. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада - колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

   

41.

 

Урок 5. Олимпийские игры в древно­сти.

Классическая Греция. Спортивные состязания. Олимпийские игры. Праздник, объединявший эллинов.
Подготовка к общегреческим Играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль Олимпийских игр.

Презентация «Олимпийские игры»

 

42.

 

Урок 6. Победа греков над персами в Марафонской битве.

Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в Марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

   

43.

 

Урок 7. Нашест­вие персидских войск на Элла­ду.

Причины победы греков. Подготовка эллинов к новой войне.
Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трёхсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. Мораль предания - «Перстень Поликрата».

   

44.

Глава 8. Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии (5 ч)

Урок 1. В гаванях афинского пор­та Пирей.

Рабство. В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население
Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины - крупнейший центр ремесла и торговли.

   

45.

 

Урок 2. В городе боги­ни Афины.

Архитектура и скульптура. Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины.

Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора - главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

Презентация «В городе богини Афины»

 

46.

 

Урок 3. В афинских школах и гимнасиях.

Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Воспитание детей педагогами. Рабы - педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие учёные о природе человека. Скульптуры Поликлета и Мирона и спортивные достижения учащихся палестры. В афинских гимнасиях. Обучение красноречию.

Презентация

«В афинских школах и гимнасиях»

 

47.

 

Урок 4. В театре Дио­ниса.

Культура Древней Греции. Быт и досуг древних греков. Театр. Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актёры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

Презентация «В театре Диониса»

 

48.

 

Урок 5. Афинская де­мократия при Перикле.

Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Сущность афинской демократии в V в. до н. э. Выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совета пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий, Афинский мудрец Сократ.

   

49.

Глава 9. Македонские завоевания в IV в. до н. э. (4 ч)

Урок 1. Города Эллады подчиняются Македонии.

Пелопонесская война. Возвышение Македонии. Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчёта новой истории. Гибель Филиппа. Александр - царь Македонии и Греции.

   

50.

 

Урок 2. Поход Алек­сандра Маке­донского на Восток.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию. Египет. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию - начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

Презентация «В Александрии Египетской»

 

51.

 

Урок 3. В Александрии Египетской.

Эллинистические государства Востока. Культура Эллинистического мира. Распад державы Александра Македонского после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра Македонского. Фаросский маяк - одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

   

52.

 

Урок 4. Обобщающее повторение по разделу «Древняя Гре­ция».

Подведение итогов пройденного материала по темам «Древнейшая Греция», «Полисы Греции и борьба с персидским нашествием», «Возвышение Афин в V в. до н. э. и расцвет демократии», «Македонские завоевания в IV в. до н. э.». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

   

Раздел IV. Древний Рим (16 ч)

53.

Глава 10. Рим: от его возникновения до установления господства над Италией (3 ч)

Урок 1. Древнейший Рим.

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул - первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

   

54.

 

Урок 2. Завоевание Римом Италии.

Рим эпохи царей. Возникновение республики. Консулы - ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

   

55.

 

Урок 3. Устройство Римской рес­публики.

Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян. Плебеи - полноправные граждане Рима. Устройство Римской республики. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

   

56.

Глава 11. Рим - сильнейшая держава Средиземноморья

(3 ч)

Урок 1. Вторая война Рима с Карфа­геном.

Войны с Карфагеном. Ганнибал. Римская армия. Карфаген - стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Поход Ганнибала через снежные Альпы. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах: тактика Ганнибала и тактика римлян. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима в Западном Средиземноморье.

   

57.

 

Урок 2. Установление господства Ри­ма во всем Средиземно­морье.

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Трёхдневный триумф римского консула и исчезновение Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон - автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье - провинция Рима.

   

58.

 

Урок 3. Рабство в Древнем Риме.

Завоевательные походы Рима - главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники.

Раб - «говорящее орудие». Гладиаторские игры - любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские учёные о рабах.

Презентация «Рабство в Древнем Риме»

 

59.

Глава 12. Гражданские войны в Риме (4 ч)

Урок 1. Земельный закон братьев Гракхов.

Реформы Гракхов. Граж­данские войны в Риме. Возобновление и обострение противоречий между различными группами в римском обществе после подчинения Средиземноморья. Начало гражданских войн в Риме. Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх - продолжатель дела брата. Гибель Гая.

   

60.

 

Урок 2. Восстание Спартака.

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

Презентация «Восстание Спартака»

 

61.

 

Урок 3. Единовластие Цезаря.

От республики к империи. Гай Юлий Цезарь. Превращение римской армии в наёмную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны - опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

   

62.

 

Урок 4. Установление империи.

Установление императорской власти. Римская империя: территория, управление. Октавиан Август. Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акаций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерона – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

   

63.

Глава 13. Римская империя в первые века нашей эры (4 ч)

Урок 1. Знаменитые императоры (в Риме при императоре Нероне. Прав­ление Траяна).

Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание в армии и гибель Нерона. Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна - «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна - последние завоевания римлян. Переход к обороне границ Римской империи.

Презентация

«В Риме при императоре Нероне»

 

64.

 

Урок 2. Первые хри­стиане и их учение.

Возникновение и распространение христианства. Проповедник Иисус из Палестины. «Сыны света» из Кумрана. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Апостолы. Представления о Втором пришествии, Страшном суде и Царстве Божьем. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане - почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

   

65.

 

Урок 3. Расцвет Рим­ской империи во II веке н. э.

Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство городов в провинциях империи.

   

66.

 

Урок 4. «Вечный го­род» и его жи­тели.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство. Цицерон. Развитие наук. Пантеон. Быт и досуг римлян. Архитектура и скульптура. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

Презентация «Вечный город и его жители»

 

67.

Глава 14. Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи (2 ч)

Урок 1. Римская импе­рия при Кон­стантине. Со­седи Римской империи. Взятие Рима варварами.

Рим и варвары. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Историческое и культурное наследие древних цивилизаций. Падение Западной Римской Империи. Рим и варвары. Римская армия как инструмент борьбы полководцев за императорскую власть. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. Ад и рай в книгах христиан. Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, об их занятиях, образе жизни и о верованиях. Дороги Римской империи. Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Варвары - наёмники в римской армии. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров - варваров. Взятие Рима Аларихом - вождём готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Свержение юного римского императора Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Конец эпохи Античности.

   

68.

 

Урок 2. Обобщающее повторение по разделу «Древний Рим».

Подведение итогов пройденного материала по темам «Рим: от его возникновения до установления господства над Италией», «Рим - сильнейшая держава Средиземноморья», «Гражданские войны в Риме», «Римская империя в первые века нашей эры», «Разгром Рима германцами и падение Западной Римской империи». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации