Рабочая программа по истории, 6 класс, УМК: Пчелов Е.В.

1
0
Материал опубликован 15 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

История

6

Пчелов Е.В. / Бойцов М.А., Шукуров Р.М.

70

Пояснительная записка

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программ курса «История средних веков» Бойцова М.А., Петровой Н.Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» Пчелова Е.В. для 6-7  классов общеобразовательных учреждений, а также национально-регионального компонента исторического образования Фокеевой И.М.

Курс «История средних веков» для 6 класса охватывает период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. Курс дает проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории Средних веков, которые так или иначе вошли в современную историю. Рабочая программа по курсу истории средних веков составлена на 30 часов.

Курс «История России с древнейших времен до конца XVIII века» в 6-7 классах является началом системного изучения отечественной истории. Он охватывает большой исторический период – от древнейших времен до конца XVIII в. Курс истории России в 6 классе охватывает период с древнейших времен до конца XVI в. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 40 часов, но в связи с включением национально-регионального компонента сокращена на 10 часов. Таким образом, рабочая программа по истории России составлена на 30 часов.

Курс «История Татарстана» для 6 класса является началом изучения истории региона. Курс охватывает период с древнейших времен до середины XVI в. История Татарстана изучается в интегрированном курсе «История» в объеме 10 часов.

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 6 классе:

Цели курса:

    формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;

    развитие умений по применению исторических знаний в жизни;

    приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:

Основными образовательными задачами курса являются:

    формирование исторического мышления учащихся;

    развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;

    формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;

    формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;

    формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии средневековых обществ мира и России, о политическом и социальном строе средневековья, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;

    формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом мире;

    формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);

    уделять внимание истории мировых религий – христианства и ислама.

В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:

    формирование правовой культуры школьников;

    формирование представлений о возникших в средневековье общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);

    развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;

    формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;

    развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории средневекового мира: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.

В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.

Используемые УМК:

Бойцов М.А., Петрова Н.Г. Программа курса «История Средних веков: Европа и остальной мир». - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2000.

      Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История средних веков. Учебник для 6 класса. – М.: Русское слово, 2007.

      Атлас «История средних веков» с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007.

      Электронное пособие. Всеобщая история. История средних веков.

      Пчелов Е.В. Программа курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века» для 6-7 классов основной школы. – 2-е изд. – М.: «Русское слово», 2005.

      Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6 класса. – М.: Русское слово, 2009

      Атлас "История России IX-XVI вв." с контурными картами и контрольными заданиями. 6 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007

      Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.

      Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.

      Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. – К.: «Тарих», 2003.

      Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.

      Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. – К.: Тарих, 2004.

На изучение истории в 6 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.

Критерии оценивания:

«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;

«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;

«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;

«Два» - главное содержание не раскрыто.

Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Ожидаемые результаты:

    Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.

    Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.

    Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.

    Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.

    Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.

Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.

Содержание тем

п\п

Наименование разделов

Всего часов

Дата

Корректировка

Форма организации учебных занятий

Вид контроля

теория

практика

1.

Начало средневековья

8

7

1

Контрольная работа

2.

Древние жители нашей Родины

5

5

3.

Древняя Русь IXXIII вв.

9

8

1

Контрольная работа

4.

Русские земли в XII – начале XIII вв.

3

3

5.

Средневековая Европа

14

12

2

Тест

6.

Русь между Востоком и Западом

6

5

1

Тест

7.

Дальние страны

8

6

2

Контрольная работа – 1, тест - 1

8.

Объединение русских земель вокруг Москвы

7

7

9.

Создание Московского царства.

7

6

1

Контрольная работа

10.

Итоговое повторение

3

2

1

тест

Итого

70

61

9

Количество письменных работ

п\п

Название работы

Количество часов

Дата

Корректировка

Вид работы

1.

Начало средневековья

1

Контрольная работа

2.

Древняя Русь

1

Контрольная работа

3.

Средневековая Европа

2

Тест

4.

Русь между Востоком и Западом

1

Тест

5.

Дальние страны

1

Тест

6.

Значение Средневековья в мировой истории и культуре

1

Контрольная работа

7.

Роль России в мировой истории

1

Контрольная работа

8.

Итоговое повторение

1

Тест

Итого

9

Календарно-тематическое планирование по истории в 6 классе

Учитель Сергиванова Людмила Владимировна

Количество часов

Всего 70 часов; в неделю 2 часа.

Плановых контрольных уроков - 4 , зачетов - , тестов – 5 .

Планирование составлено на основе государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», программ курса «История средних веков» Бойцова М.А., Петровой Н.Г. для 6 класса, курса «История России с древнейших времен до конца XVIII в.» Пчелова Е.В. для 6-7  классов общеобразовательных учреждений, а также национально-регионального компонента исторического образования Фокеевой И.М.

Учебник Бойцов М.А., Шукуров Р.М. Всеобщая история. История средних веков. Учебник для 6 класса. – М.: Русское

слово, 2007, Пчелов Е.В. История России с древнейших времен до конца XVI в. Учебник для 6 класса. – М.: Русское слово, 2009, Хузин Ф.Ш., Пискарев В.И. История Татарстана с древнейших времен до середины XVI в. – К.: Тарих, 2004.

Дополнительная литература приложение 1

п\п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Тип урока

Виды контроля

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

план

факт

Часть 1. Начало Средневековья (8 часов)

1.

В центре ойкумены

1

вводный

вопросы

Раскрывать смысл понятия «Средние века»

§1-2 с.6-23, прочитать, с.24-анализ документа

2.

Завоеватели-германцы

1

изучение нового материала

работа по карте

Называть причины Великого переселе-ния народов и его результаты

§3 с.28-35-прочитать, с.37-анализ документа

3.

Рождение новой силы

1

комбинированный

опрос

Определять влияние природы и климата на занятия населе-ния Аравии

§4 с.38-44-прочитать, с.44-анализ документа

4.

Мир ислама

1

изучение нового материала

вопросы

Сравнивать религи-озные представле-ния мусульман и христиан

§5 с.46-52-прочитать, выучить отрывок из стихотворения

5.

Держава франков

1

комбинированный

самостоятельная работа

Называть отличия власти короля от власти вождя

§6-7 с.55-69-прочитать, с.70-анализ документа

6.

Держава франков

1

лабораторное занятие

решение творческих задач

Давать оценку деятельности Карла Великого

ответить на вопросы с.71

7.

Северные ветры

1

комбинированный

самостоятельная работа

Называть причины распада империи Карла Великого

§8-9 с.72-87-прочитать, сопоставить даты и события

8.

Повторение и проверка знаний «Начало Средневековья»

1

контрольный

контрольная работа

Глава 1. Древние жители нашей Родины (5 часов)

9.

Первобытная эпоха

1

изучение нового материала

Знать занятия древних людей

§1-2 с.4-13-прочитать, задание 4 с.8- таблица

10.

Древние люди на территории Среднего Поволжья

1

комбинированный

опрос

Определять века

§1 с.5-13-прочитать, в.3

11.

Кочевые племена на территории России в IV-V веках

1

комбинированный

работа по карте

Называть государства

§3 с.14-19-прочитать, задание 3- таблица

12.

Древние тюрки и ранние тюркские государства

1

комбинированный

работа по карте

Составлять таблицу

§2 с.14-22-прочитать, в.3-таблица

13.

Восточные славяне в VI-VIII веках

1

комбинированный

вопросы

Иметь представле-ние о предках славян

§4 с.21-27-прочитать, в.1- рассказ о славянах

Глава 2. Древняя Русь в IX-XII веках (9 часов)

14.

Образование Древне-русского государства

1

практикум

работа по карте

Уметь составлять рассказ

§5-6 с.29-46-прочитать, дать определение понятиям

15.

Князь Владимир и крещение Руси

1

лабораторное занятие

решение творческих задач

Уметь вычленять особенности приня-тия христианства

§7 с.47-53-прочитать, отве-тить на вопросы

16.

Киевская Русь при Ярославе Мудром

1

практикум

работа с терминами

Знать деятельность Ярослава Мудрого

§8 с.54-59-прочитать, выпи-сать статьи «Русской Правды»

17.

Преемники Ярослава Мудрого и борьба за киевский престол

1

практикум

работа с текстом учебника

Знать причины борьбы за власть

§9-10 с.60-71-прочитать, с.71 задание 3

18.

Православная церковь

1

комбинированный

опрос

Знать основные таинства

§11 с.72-75-прочитать, в.5

19.

Культура Киевской Руси

1

семинар

работа с текстом учебника

Знать процесс развития культуры Древней Руси

§12 с.76-86-прочитать, в.5

20.

Волжская Булгария в X – начале XIII вв.

1

комбинированный

Опрос

Знать социальную структуру Волжской Булгарии

§3-4 с.24-41-прочитать

21.

Волжская Булгария в X – начале XIII вв.

1

комбинированный

работа по карте

Иметь представле-ние о развитии куль-туры Волжской Булгарии

с.32-анализ документа

22.

Повторение и проверка знаний «Древняя Русь»

1

контрольный

контрольная работа

Глава 3. Русские земли в XII – начале XIII вв. (3 часа)

23.

Удельный период русской истории

1

изучение нового материала

Уметь объяснять закономерности феодальной раздробленности

§13 с.87-92-прочитать, в.4

24.

Южная Русь. Юго-Западная Русь

1

лабораторное занятие

работа с текстом учебника

Иметь представле-ние об особенностях развития княжеств

§14-15 с.93-102-прочитать, с.99 в.7

25.

Новгородское государ-ство. Владимиро-Суздальская Русь

1

лабораторное занятие

работа с текстом учебника

Иметь представле-ние об особенностях развития княжеств

§16-17 с.103-116-прочитать, с.109 в.4

Часть 2. Средневековая Европа (14 часов)

26.

Земля и власть

1

изучение нового материала

работа с текстом учебника

Иметь представле-ние о феодальных отношениях

§10 с.92-97-прочитать, с.100- анализ документа

27.

Вечные труженики

1

лабораторное занятие

работа с текстом учебника

Называть повиннос-ти крестьян и причи-ны их установления

§11 с.100-107-прочитать, с.108- анализ документа

28.

За стенами замков

1

комбинированный

практическая работа

Описывать снаряжение рыцаря, составлять рассказ

§12 с.109-115-прочитать, выучить отрывок из стихотворения

29.

Наследие Каролингов

1

комбинированный

опрос

Называть страны

§13 с.120-126-прочитать, в.2- таблица

30.

Ко гробу Господню

1

практикум

самостоятельная работа

Называть причины и последствия крестовых походов

§14-15 с.128-142-прочитать, с.144-анализ документа

31.

Повторение и проверка знаний «Средневековая Европа»

1

контрольный

тест

32.

Возвращение городов

1

практикум

работа по карте

Пояснять причины возникновения городов

§16 с.147-155-прочитать, с.158-анализ документа

33.

Рынок, ратуша, собор

1

комбинированный

опрос

Определять роль рынков в жизни людей

§17 с.160-168-прочитать, рассказ о рынке

34.

В поисках знаний

1

семинар

вопросы

Составлять рассказ

§18 с.170-175-прочитать, выучить отрывок из стихотворения

35.

Во главе христианского мира

1

лабораторное занятие

работа с текстом учебника

Называть причины появления ересей

§19 с.178-186-прочитать, с.190-анализ документа

36.

Страны и государи

1

комбинированный

работа по карте

Определять причи-ны централизации государств

§20 с.190-197-прочитать, с.199-анализ документа

37.

Тяжкие времена

1

изучение нового материала

работа по карте

Определять причи-ны Столетней войны

§21-22 с.200-214-прочитать, отве-тить на вопросы с.214

38.

Повторение и проверка знаний «Средневековая Европа»

1

контрольный

тест

39.

На востоке Европы

1

комбинированный

решение творческих задач

Дать оценку правле-нию правителей стран Европы

§23 с.217-223-прочитать, с.225-анализ документа

Глава 4. Русь между Востоком и Западом (6 часов)

40.

Монгольское нашест-вие на Русь. Натиск с Запада

1

практикум

практическая работа

Уметь объяснять причины завоевания Руси монголами

§18-19 с.119-134-прочитать, схемы сражений

41.

Волжская Булгария и монгольские завоевания

1

комбинированный

опрос

Иметь представле-ние о последствиях завоевания Булгарии

§5 с.43-49-прочитать, с.49-анализ документа

42.

Русские земли под властью Золотой Орды

1

лабораторное занятие

работа с текстом учебника

Уметь объяснять сущность монголо-татарского ига

§20 с.135-141-прочитать

43.

Золотая Орда

1

практикум

работа по карте

Иметь представле-ние о развитии Золотой Орды

§6 с.50-56-прочитать, в.2

44.

Великое княжество Литовское и русские земли

1

практикум

работа по карте

Уметь объяснять сущность Литовско-Русского государства

§21 с.142-147-прочитать

45.

Повторение и проверка знаний «Русь между Востоком и Западом»

1

контрольный

тест

Часть 3. Дальние страны (8 часов)

46.

Во владениях великого хана

1

комбинированный

работа по карте

Определять особен-ности развития Монгольской исперии

§24 с.228-234-прочитать, с.234-анализ документа

47.

Индия: раджи и султаны

1

комбинированный

работа с текстом учебника

Сравнивать причи-ны распада Делий-ского султаната с причинами распада Арабского халифата

§25 с.235-241-прочитать, с.242-анализ документа, рассказ об изобретениях

48.

Поднебесная империя

1

комбинированный

опрос

Называть последст-вия объединения Китая

§26 с.243-249-прочитать, с.249-анализ документа

49.

В стране Сипанго

1

комбинированный

опрос

Определять особен-ности развития Японии

§27 с.251-256-прочитать, с.257-анализ документа

50.

Очень разная Африка

1

комбинированный

работа с текстом учебника

Определять особен-ности развития народов Африкан-ского континента

§28 с.260-266-прочитать, с.267-анализ документа

51.

Мир совсем неизвестный

1

практикум

работа по карте

Определять особен-ности цивилизаций американского континента

§29 с.268-275-прочитать, с.278-анализ документа

52.

Заключение. Перед сменой времен

1

комбинированный

работа с текстом учебника

Определять причины падения Византии

§30-31 с.279-292-прочитать, отве-тить на вопросы с.289

53.

Повторение и проверка знаний «Значение Средневековья в мировой истории и культуре»

1

контрольный

контрольная работа

Глава 5. Объединение русских земель вокруг Москвы (7 часов)

54.

Возвышение Москвы. Москва на подъеме

1

практикум

работа по карте

Иметь представле-ние о причинах возвышения Москвы

§22-23 с.149-165-прочитать

55.

Кризис Московской Руси

1

лабораторное занятие

работа с текстом учебника

Уметь анализировать политику Василия I

§24 с.166-173-прочитать, в.3

56.

Булгарские земли в составе Золотой Орды. Распад Золотой Орды

1

комбинированный

опрос

Иметь представле-ние о причинах распада Золотой Орды

§7 с.58-64-прочитать, в.4

57.

Образование Казанского ханства

1

комбинированный

работа по карте

Иметь представле-ние о причинах обособления земель Золотой Орды

§8 с.66-71-прочитать, в.3,6

58.

Казанское ханство: хозяйство, управление, культура

1

комбинированный

опрос

Знать систему управления Казанским ханством

§9 с.72-79-прочитать, в.1

59.

Русская Православная Церковь во второй по-ловине XIII – середине XV века

1

комбинированный

работа с текстом учебника

Знать особенности канонов церкви

§25 с.173-178-прочитать

60.

Русская культура во второй половине XIII – середине XV века

1

семинар

работа с текстом учебника

Знать особенности русской культуры

§26 с.179-187-прочитать, в.4

Глава 6. Создание Московского царства (7 часов)

61.

От Великого княжества – к царству

1

изучение нового материала

опрос

Уметь выявлять но-вые черты полити-ческого устройства и характера княжеской власти

§27-28 с.189-203-прочитать, в.2, 5

62.

Иван Грозный – первый русский царь. Внешняя политика

1

практикум

работа по карте

Иметь общее пред-ставление об Иване IV

§29-30 с.204-220-прочитать, в.7

63.

Казанское ханство второй половины XV – первой половины XVI в

1

комбинированный

работа с текстом учебника

Иметь представле-ние о развитии Казанского ханства

§10 с.80-88-прочитать, в.1

64.

Опричное лихолетье

1

Лабораторное занятие

работа с текстом учебника

Характеризовать опричнину, выделяя её причины и итоги

§31 с.221-229-прочитать

65.

Русская Православная Церковь в конце XV-XVI веке

1

комбинированный

опрос

Знать особенности развития церкви

§32 с.231-235-прочитать, в.2

66.

Русская культура в конце XV-XVI веке

1

комбинированный

работа с текстом учебника

Знать особенности развития русской культуры

§33 с.236-245-прочитать, в.5

67.

Повторение и проверка знаний «Роль России в мировой истории»

1

контрольный

контрольная работа

Повторение (3 часа)

68.

Повторение

1

обобщающий

решение исторических задач

69.

Повторение

1

контрольный

тест

70.

Итоговое повторение

1

контрольный

опрос

Требования к уровню подготовки учащихся в 6-м классе

Знать/Понимать:

    Основные даты, ключевые события и понятия средневековья мира и России;

    Временные границы средневековой истории человечества, особенности средневековых обществ.

Уметь:

    Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.

    Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.

    Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.

    Оперировать историческими понятиями и датами.

    Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.

    Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;

    предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;

    участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

ЛИТЕРАТУРА (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)

Учебная литература:

Агафонов С.В. «Схемы по истории Средних веков. 6 класс»

Агафонов С.В. «Схемы по истории России с древнейших времён до конца XVI века. 6 класс»

Бойцов М.А., Шукуров Р.М. «История Средних веков: Европа и остальной мир»

Бойцов М.А., Петрова Н.Г. «Программа курса «История Средних веков» 6 класс»

Кочегаров К.А. «Рабочая тетрадь по истории России с древнейших времён до конца XVI века»

Манданова Е.С. «Тематический контроль по истории Средних веков»

Петрова Н.Г. «История Средних веков. Книга для учителя. 6 класс. Учебно-методические материалы»

Петрова Н.Г. «Рабочая тетрадь по истории Средних веков. 6 класс»

Пчёлов Е.В. «История России с древнейших времён до конца XVI века».

Пчёлов Е.В. «Программа курсов «История России с древнейших времён до конца XVIII века» 6-7 классы»

Фадеева Д.А. «История России с древнейших времён до конца XVI века.6 класс: Учебно-методические материалы»

Дополнительная литература

Алексеев Ю.Г. Государь всея Руси. 1991.

Греков Б.Д. Киевская Русь. М., 1953.

Карамзин Н.М. Предания веков. Сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского». М., 2005.

Сахаров А.Н. Владимир Мономах. М., 1977.

Электронные учебные материалы

Всеобщая история. История средних веков.

Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.

Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.

Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.