Рабочая программа предмета «История» для 9 класса по УМК Е.В. Пчелова, А.Н. Сахарова

1
0
Материал опубликован 23 February 2018

Пичаевский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Жердевская средняя общеобразовательная школа № 2»

Рассмотрена на заседании методического

совета и рекомендована к утверждению Протокол № 1 от «30» августа 2017 г

Утверждаю.

Зав. филиалом _____________Иванов Е. А.

Приказ № 256 от «31» августа 2017 г.

Рабочая программа

предмета

история

для 9 класса

на 2017 - 2018 учебный год

составитель:

учитель истории и обществознания Родина Е.А.

 

с. Пичаево, 2017

 

 

Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

-базисного учебного плана 2004г., утверждённого приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.;

-федерального компонента государственного образовательного стандарта, утверждённого приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004г;

-федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

-федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом от 07.12.05г. №302;

-требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента образовательного стандарта:

- письма ТОИПКРО «Особенности перехода на линейную модель изучения истории в 2017-2018 уч. году»

 


 

Изучение истории на средней ступени общего образования направлено на достижение следующих целей:

воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных традиций;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли истории во всемирно – историческом процессе.

Задачи курса: цели изучения истории реализуются посредством решения ряда задач:

курс призван учить школьников давать свои обоснованные оценки происходившим событиям в период новой истории в странах мира,

курс учит школьников работать с дополнительными историческими материалами, самостоятельно обрабатывать фактические и статистические данные по истории нового времени;

курс построен на неразрывном единстве новых знаний по истории и практических действий по решению конкретных исторических проблем.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

решение познавательных и практических задач;

применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социального одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

поиск нужной информации по заданной теме в источниках разного типа;

выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью;

работа с текстами различных стилей, понимание их специфики;

самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и познавательного характера;

участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности;

пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, систематизации информации;

владение основными видами публичных выступлений.

 

 

Общая характеристика учебного предмета

Программа содействует реализации единой концепции исторического образования и переработана с учетом перехода на линейную систему преподавания истории в 2017-2018 учебном году. Основные содержательные линии программы в 9 классе реализуются в рамках двух курсов – «Всеобщая история. История нового времени» и «Истории России» и охватывает период 1861-1914 гг.

Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что примерная программа не отдаёт предпочтения какой-либо одной концепции преподавания истории в ущерб другим, позволяет использовать учебники, в которых нашли отражение различные теории и практические методики. Примерная программа позволяет определить основные принципы организации учебного материала, его структурирование, последовательность изучения и распределение по классам.

Программа Е. Пчелова выбрана для составления рабочей программы, так как основная её особенность- ориентация на всестороннее развитие основных видов деятельности: установление причинно- следственных связей, сравнение объектов и т. д.

Место и роль истории в образовании молодого поколения обусловлены её познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно –нравственное становление личности. Выстраивая картину социального, нравственного, созидательного, коммуникативного опыта людей, предмет «История» объективно служит богатейшим источником представлений о человеке, его взаимодействии с природой, общественном существовании.

Реализация программы рассчитана на 68 часов. Из них 26 часов отводится на изучение Истории нового времени и 42 часа на изучение Истории России. Школьный учебный план предполагает изучение истории в 9 классе 2 часа в неделю.

Форма организации обучения – классно-урочная.

Технологии обучения: личностно- ориентированные технологии, проблемное обучение, здровьесберегающие технологии, ИКТ.

Механизмы формирование ключевых компетенций: данная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности. Приоритетами для школьного курса истории на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

Применение умения разделять процессы на этапы, звенья, определять структуру объекта познания

Формирование умения различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы

Овладение адекватными способами решения учебных задач нестандартно, находя оригинальное решение

Информационно-коммуникативная деятельность:

Овладение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

Использование различной источников информации для решение познавательных и коммуникативных задач.

Рефлексивная деятельность:

Самостоятельная организация учащимися своей учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств;

Оценивание учащимися результатов своей деятельности: определение причин возникших трудностей и путей их устранения;

Осознание сферы своих интересов и соотнесение их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

В программе делается акцент на усиление самостоятельной деятельности учащихся, применение технологий, где используются проектные, творческие, исследовательские виды деятельности.

Виды и формы контроля: тестовые, контрольные и самостоятельные работы.

Планируемые результаты освоения курса

Личностными результатами освоения обучающимися курса истории в 9 классе являются:

формирование представлений о видах идентичности, актуальных для становления и самореализации человека в обществе, для жизни в современном Российском государстве и поликультурном мире;

приобщение к российскому и всемирному культурно-историческому наследию изучаемого периода, интерес к его познанию за рамками учебного курса;

освоение гуманистических традиций и ценностей российского общества, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов, живущих в России;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого, историческим источникам и памятникам, способам их изучения и охраны.

Метапредметными результатами освоения обучающимися курса являются:

способность планировать и организовывать свою учебную деятельность: определять цель работы,

ставить задачи, определять последовательность действий и планировать результаты работы;

способность осуществлять контроль и коррекцию своих действий в случае расхождения результата с заданным эталоном, оценивать результаты своей работы;

умение работать с разными источниками информации (текст учебника, научно-популярная литература, словари, справочники, Интернет), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;

овладение навыками исследовательской и проектной деятельности: умения видеть проблему, ставить вопросы, структурировать материал, выдвигать гипотезы, давать определения понятий, классифицировать, делать выводы и заключения, объяснять, доказывать и защищать свои идеи;

готовность к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми; умение слушать и вступать в диалог,

участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать эффективное сотрудничество, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; следование морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества;

способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация и др.).

На предметном уровне в результате освоения курса обучающиеся научатся:

датировать важнейшие события и процессы в истории 1861-1914 гг., характеризовать их в

контексте конкретных исторических периодов и этапов развития российской и мировой цивилизации и устанавливать связь между фактами истории России и всеобщей истории;

читать историческую карту с опорой на легенду и текст учебника; находить и показывать на обзорных и тематических картах изучаемые историко-географические объекты; описывать их положение в стране и мире; показывать направления значительных передвижений людей — походов, завоеваний, колонизаций и др.;

проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках;

характеризовать важные факты отечественной и всеобщей истории 1861-1914 гг., классифицировать и группировать их по различным признакам;

рассказывать (устно или письменно) о главных исторических событиях истории изучаемого периода и их участниках;

составлять описание образа жизни различных групп населения , памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях истории 1861-1914 гг.;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития в

1861-1914 гг.; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) ценностей, религиозных воззрений, представлений человека о мире; г) художественной культуры в 1861-1914 гг.;

объяснять причины и следствия ключевых событий истории данного времени (социальных движений, реформ, взаимодействия между народами и странами и др.);

сопоставлять развитие России и других стран в 1861-1914 гг., определять общие черты и особенности;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории изучаемого периода;

обучающиеся получат возможность научиться:

давать сравнительную характеристику политического устройства государств Нового времени;

сопоставлять вариативные версии и оценки в учебном и документальном текстах, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным и морально-этическим вопросам истории 1861-1914 гг.;

образно характеризовать яркие исторические личности и типичных представителей социокультурных групп общества, описывать памятники истории и культуры , используя основные и дополнительные источники, а также приёмы творческой (эмпатической) реконструкции образов прошлого; представлять результаты своей работы в формате рассказов (сообщений), презентаций с использованием ИКТ;

самостоятельно знакомиться с новыми фактами, источниками и памятниками истории и культуры России, способствовать их охране.

В целом на предметном уровне у обучающихся будут сформированы яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры истории 1861-1914 гг..

Формы организации учебных занятий:

урок освоения новых знаний и учебных действий

комбинированный урок

урок применения знаний и освоенных учебных действий в форме дискуссии, защиты проектов и презентаций, ролевой игры, театрализованного представления

урок обобщения, систематизации и закрепления знаний и умений выполнять учебные действия

Основные виды учебной деятельности

Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника.

Объяснение значения основных понятий темы урока

Описание исторических явлений и процессов, характеристика исторических личностей.

Определение причинно-следственных связей

Объяснение сущности изучаемых явлений и процессов.

Высказывание оценочных суждений, формулирование общих выводов

Анализ существующих в исторической науке точек зрения

Подбор необходимых материалов и поиск аргументов для подтверждения своей точки

зрения.

Составление схемы, развёрнутого плана, плана-перечисления, хронологической и сравнительной таблицы.

Работа с исторической картой, текстами исторических источников и дополнительных материалов.

Выбор формы, составление плана и тезисов своего выступления.

Поиск необходимых для выступления материалов

Представление результатов самостоятельной работы, выступление перед классом

Определение цели, задач и критериев оценки учебной деятельности

Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке.

Выполнение контрольных работ, разноуровневых тестовых заданий.

Программа реализуется на основе учебников Соловьёв К.А., Шевырёв А.П. История России. 1801—1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2015. и Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800 - 1900 гг. М., «Просвещение» 8 класс.

содержание

Всеобщая история. История нового времени

Введение

Хронологические рамки курса. Европа в 1861-1914 гг.. Вступление Европы в эпоху Новой истории. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития Европы в 1861-1914 гг..: модернизация стран, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности. Источники по всеобщей истории 1861-1914 гг..

Требования к уровню подготовки: Определение хронологических рамок курса. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Актуализация знаний о Новом времени как периоде мировой истории. Определение характерных черт развития Европы в 1861-1914 гг.. Составление классификации источников по всеобщей истории данного времени в схематическом виде.

Раздел 1. Европа и Северная Америка во 2 половине XIX – начале ХХ вв.

«Восточный вопрос» в политике европейских государств в XIX в. Переход от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу в Европе. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества, демографическом развитии. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Европейские революции XIX в. Вторая империя во Франции. Национальные идеи в странах Европы. Объединение Италии. К. Кавур. Дж. Гарибальди. Создание единого германского государства. О. Бисмарк. Франко-прусская война 1870-1871 гг. Образование Германской империи. Австро-Венгерская империя. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Север и Юг Соединенных Штатов Америки: экономическое и политическое развитие, взаимоотношения. Движение за отмену рабства. Гражданская война 1861-1865 гг. А. Линкольн. Реконструкция Юга. Демократы и республиканцы. Возникновение профсоюзного движения в странах Европы. Тред-юнионы. Марксизм. К. Маркс. Ф. Энгельс. Анархизм. Образование I и II Интернационалов. Возникновение социалистических партий. Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Д. Ллойд Джордж. Т. Рузвельт. В. Вильсон. Ж. Клемансо. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков. Монополистический капитализм, его особенности в ведущих странах Запада. Обострение противоречий индустриального общества.

Требования к уровню подготовки: Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление развёрнутого плана характеристики эпохи индустриального общества, высказывание оценочных суждений о деятельности социал -реформистов. Объяснение сущности Гражданской войны в США. Определение цели индустриализации и технического прогресса, работа с исторической картой. Оценка противоречий индустриального общества. Составление рассказов о деятельности профсоюзных движений.

Виды и формы контроля: тестовые, контрольные и самостоятельные работы.

Раздел 2. Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв.

Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Реставрация Мэйдзи. Начало модернизации в Японии. Революции в Иране, Османской империи, Китае.

Требования к уровню подготовки: Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Обсуждение политической обстановки, сложившейся в странах Латинской Америки, Азии и Африки, прогнозирование развития ситуации. Определение причин и характеристика сущности революций. Высказывание суждений, выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Высказывание мнения о личностях революционеров. Сравнение развития в странах Латинской Америки, Азии и Африки. Формулирование вывода об итогах кризиса традиционных обществ.

Виды и формы контроля: тестовые, контрольные и самостоятельные работы

Раздел 3. Европа и мир накануне Первой мировой войны

Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война: причины, участники. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах.

Требования к уровню подготовки: Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Актуализация знаний о причинах первой мировой войны и определение степени их влияния на деятельность лидеров государств мира. Характеристика политических взглядов участников войны. Формулирование вывода об особенностях Балканских войн. Анализ политики стран тройственного союза и Антанты. Составление развёрнутой характеристики деятельности центральных держав.

Виды и формы контроля: тестовые, контрольные и самостоятельные работы

Раздел 4. Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

Развитие научной картины мира в XIX в. Изменение взглядов на природу и общество на рубеже XIX-ХХ вв. Демократизация образования. Изменения в быту. Градостроительство. Развитие транспорта и средств связи. Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв. (романтизм, реализм, модерн, символизм, авангардизм). Рождение кинематографа. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв. Декаданс.

Требования к уровню подготовки: Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Формулирование задач урока в соответствии с заявленной целью. Актуализация знаний об изменениях взглядов на природу и общество и определение степени их влияния на деятельность представителей культуры. Характеристика развития художественной культуры. Формулирование вывода об особенностях декаданса. Анализ демократизации образования. Составление развёрнутой характеристики духовного кризиса индустриального общества.

Виды и формы контроля: тестовые, контрольные и самостоятельные работы

Обобщающее повторение (2 час)

История России в 1861-1914 гг.

Введение

Хронологические рамки курса. Россия и Европа в 1 половине X1Х в. Причины и предпосылки преобразований. Характерные черты исторического развития России в X1Х в.: модернизация страны, развитие светской культуры, науки, активизация товарооборота, укрепление государственности и повышение эффективности управления в новых исторических условиях, решение вопроса об отмене крепостного права, решение важнейших задач в сфере внешней политики и национальной безопасности. Источники по российской истории X1Х в.

Основные понятия и термины: реформы, модернизация, исторический источник.

Требования к уровню подготовки; Определение хронологических рамок курса. Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Определение основных противоречий и задач развития России в XIX — начале ХХ в. Составление классификации источников по отечественной истории данного времени в схематическом виде.

Раздел I. Россия в эпоху реформ

Отмена крепостного права

Личность Александра II. Причины необходимости реформ во всех сферах жизни общества. Первые шаги на пути к реформам. Подготовка Крестьянской реформы. Манифест 19 февраля 1861 г. Права крестьян и земельные наделы. Выкупная операция. Реакция разных слоёв общества на Крестьянскую реформу. Историческое значение отмены крепостного права.

Основные понятия и термины: Манифест об отмене крепостного права, сельское общество, временнообязанные крестьяне, свободные сельские обыватели, выкупные платежи.

Основные персоналии: Александр II, великий князь Константин Николаевич, Н.А. Милютин.

Великие реформы 1860—1870-х гг.

Основные положения земской и городской реформы. Становление общественного самоуправления.

Судебная реформа и развитие правового самосознания. Военные реформы и их влияние на состояние российской армии и общественные настроения. Утверждение начал всесословности в правовом строе страны. Историческое значение Великих реформ. Реформы 1860—1870-х гг. — движение к правовому государству и гражданскому обществу. Вопрос о Конституции.

Основные понятия и термины: земские собрания, земства, городские думы, присяжные заседатели,

прокурор, адвокат, мировой суд, суд присяжных, всеобщая воинская повинность, правовое государство, гражданское общество.

Основные персоналии: Александр II, Д.А. Милютин.

Пореформенная Россия. Сельское хозяйство и промышленность

Традиции и новации в жизни пореформенной деревни. Помещичье «оскудение». Социальные типы помещиков. Дворяне-предприниматели. Общинное землевладение и крестьянское хозяйство. Социальные типы крестьян. Взаимосвязь помещичьего и крестьянского хозяйств. Индустриализация и урбанизация. Железные дороги и их роль в экономической и социальной модернизации. Миграция сельского населения в города. Рабочий вопрос и его особенности в России. Государственные, общественные и частнопредпринимательские способы его решения.

Основные понятия и термины: отработочная система хозяйства, капиталистическое хозяйство, крестьянская община, индустриализация, урбанизация, рабочий вопрос, стачка.

Основные персоналии: Т.С. Морозов.

Народное самодержавие Александра III

Личность императора. Историческая ситуация, в которой Александр III вступил на российский престол. Отношение Александра III к реформам 1860—1870-х гг. Споры о Конституции. Манифест о незыблемости самодержавия. Политика консервативной стабилизации. Деятельность министров внутренних дел Н.П. Игнатьева и Д.А. Толстого. Реформа образования. Печать и цензура. Ограничение общественной деятельности. Изменения в судебной системе. Финансовая политика. Экономическая модернизация через государственное вмешательство в экономику. Форсированное развитие промышленности. Консервация аграрных отношений.

Основные понятия и термины: контрреформы, земские начальники, Собственная Его Императорского Величества канцелярия, Третье отделение, жандармы, промышленный переворот.

Основные персоналии: Александр III, К.П. Победоносцев, М.Т. Лорис-Меликов, А.Х. Бенкендорф,

Н.Х. Бунге, Н.П. Игнатьев, Д.А. Толстой, И.А. Вышнеградский.

Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в.

Задачи внешней политики России в связи с международным положением страны после поражения в Крымской войне. Европейское направление внешней политики России в годы царствования Александра II. А.М. Горчаков и его деятельность на посту министра иностранных дел России. «Союз трёх императоров». Присоединение Средней Азии к Российской империи. Россия на Дальнем Востоке. «Восточный вопрос» и ситуация на Балканах после Крымской войны. Русско-турецкая война 1877—1878 гг.: причины, основные театры военных действий, выдающиеся победы русской армии. Берлинский конгресс 1878 г.

Основные сферы и направления внешнеполитических интересов Российской империи в царствование Александра III. Упрочение статуса России как великой державы.

Основные понятия и термины: «Союз трёх императоров», Сан-Стефанский мирный договор, Берлинский конгресс.

Основные персоналии: А.М. Горчаков, О. Бисмарк, Н.Г. Столетов, М.Д. Скобелев.

Культурное пространство Российской империи во второй половине XIX в.

Рост образования и распространение грамотности. Становление национальной научной школы и её вклад в мировую науку. Достижения российской науки. Выдающиеся российские учёные. Литература второй половины XIX в. Развитие театра. Основные стили и жанры изобразительного искусства. Товарищество передвижных художественных выставок. Развитие архитектуры и градостроительства во второй половине XIX в.

Выдающиеся композиторы второй половины XIX в. и их произведения. «Могучая кучка». Открытие Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Российская культура XIX в. как часть мировой культуры.

Основные понятия и термины: классическая гимназия, прогимназии, реальные училища, реализм, модерн, псевдорусский стиль, Товарищество передвижных выставок.

Основные персоналии: К.Н. Бестужев-Рюмин, А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев, И.М. Сеченов,

И.П. Павлов, И.И. Мечников, С.П. Боткин, С.М. Соловьёв, В.О. Ключевский, А.С. Попов, С.В. Ковалевская, П.Н. Яблочков, П.П. Семёнов-Тян-Шанский, Н.М. Пржевальский.

И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Н.А. Некрасов, И.А. Гончаров, М.Е. Салтыков-Щедрин, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, А.Н. Островский.

И.Н. Крамской, В.Г. Перов, И.Е. Репин, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, И.И. Левитан, В.М. Васнецов, В.И. Суриков, В.А. Серов. П.М. и С.М. Третьяковы, М.И. Петипа.

А.Н. Померанцев, В.Г. Шухов, В.О. Шервуд, Н.А. Шохин. М.П. Мусоргский, М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Н.А. Римский-Корсаков, Ц.А. Кюи, П.И. Чайковский, А.Г. Рубинштейн.

Народы России во второй половине XIX в. Национальная политика самодержавия

Национальный и конфессиональный состав Российской империи. Основные регионы России и их

роль в жизни страны. Народы Российской империи во второй половине XIX в. Правовое положение различных этносов и конфессий. Национальная политика самодержавия: между учётом своеобразия и стремлением к унификации. Еврейский вопрос. Поляки. Польское восстание 1863 г. Укрепление автономии Финляндии. Взаимодействие национальных культур и народов.

Основные понятия и термины: национализм, русификация, автономия, черта оседлости.

Общественная жизнь России в 1860—1890-х гг.

Влияние Великих реформ на общественную жизнь. Феномен интеллигенции. Расширение публичной сферы. Общественные организации и благотворительность. Студенческое движение. Рабочее движение.

Либерализм и его особенности в России. Формы политической оппозиции: земское движение, революционное подполье и эмиграция. Народничество и его эволюция. Народнические кружки: идеология и практика. Русский анархизм. «Хождение в народ». «Земля и воля» и её раскол. «Чёрный передел» и «Народная воля». Политический терроризм. Консервативная мысль в конце XIX в. Национализм. Распространение марксизма и формирование социал-демократии. Группа «Освобождение труда». «Союз борьбы за освобождение рабочего класса». I съезд РСДРП.

Основные понятия и термины: интеллигенция, консерватизм, либерализм, народничество, разночинцы, анархизм, революция, «хождение в народ», политический терроризм, марксизм, социализм, пролетариат, буржуазия, революция, РСДРП.

Основные персоналии: К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, С.Г. Нечаев, М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, П.Н. Ткачёв, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, В.И. Засулич, В.Н. Фигнер, А.И. Желябов, Александр II, К.П. Победоносцев, Д.А. Толстой, М.Н. Катков, Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Амвросий Оптинский, митрополит Макарий (Булгаков), В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов.

Требования к уровню подготовки: Восприятие и анализ информации, сообщаемой учителем, и текста учебника. Составление схемы сословной структуры российского общества начала XIX в. Характеристика крепостного хозяйства. Обсуждение вопроса об отношениях между помещиками и крестьянами. Анализ особенностей промышленного переворота в России. Характеристика развития торговли и путей сообщения на основе текста учебника и данных исторической карты. Объяснение значения основных понятий темы урока. Составление плана сообщений о дво-

рянской усадьбе, устройстве и жизнедеятельности российских городов (по выбору).

Виды и формы контроля: тестовые, контрольные и самостоятельные работы.

Раздел II. Кризис империи в начале ХХ в.

На пороге нового века: динамика и противоречия экономического развития

Экономическая политика конца XIX в. Деятельность С.Ю. Витте на посту министра финансов и её результаты. Промышленное развитие. Отечественный и иностранный капитал, его роль в индустриализации страны. Строительство Транссибирской магистрали. Зарождение первых монополий. Финансы. Развитие сельского хозяйства. Россия — мировой экспортёр хлеба. Аграрный вопрос.

Основные понятия и термины: протекционистская политика, иностранный капитал, акционерные общества, монополии.

Основные персоналии: С.Ю. Витте.

Российское общество в условиях модернизации

Демография, социальная стратификация. Изменение положения женщины в обществе. Женское движение. Деревня и город. Урбанизация и облик городов. Разложение сословного строя. Крестьяне. Сдвиги в крестьянском сознании и психологии. Изменение положения дворянства и духовенства. Средние городские слои. Казачество. Формирование новых социальных страт. Буржуазия. Рабочие: социальная характеристика и борьба за права.

Основные понятия и термины: модернизация, парламентаризм, социальные страты, буржуазия, фабрично-заводские рабочие, меценатство.

Россия в системе международных отношений в начале XX в. Русско-японская война

Международное положение Российской империи на рубеже веков. Приоритетные направления внешней политики России в конце XIX — начале ХХ в. Дальневосточная политика России. Российско-китайские договоры 1896—1898 гг., их значение для России и Китая в условиях борьбы за передел мира.

Обострение российско-японских противоречий. Русско-японская война 1904—1905 гг.: ход военных действий, причины поражения России. Портсмутский мирный договор.

Основные персоналии: Николай II, А.М. Безобразов, В.Ф. Руднев, С.О. Макаров, В.В. Верещагин,

А.Н. Куропаткин, З.П. Рожественский, С.Ю. Витте.

Накануне Первой российской революции 1905—1907 гг.

Россия на рубеже XIX—ХХ вв. Личность Николая II. Кризисные явления в обществе. Оппозиционное либеральное движение. «Союз освобождения». Борьба в правительстве накануне Первой российской революции. Деятельность В.К. Плеве на посту министра внутренних дел.

Основные понятия и термины: оппозиция, реформы.

Основные персоналии: Николай II, П.Б. Струве, С.Ю. Витте, В.К. Плеве, С.В. Зубатов, Г.А. Гапон.

Начало Первой российской революции. Манифест 17 октября 1905 г.

«Правительственная весна» 1904 г.: деятельность П.Д. Святополк-Мирского на посту министра внутренних дел. «Банкетная кампания». Предпосылки Первой российской революции. «Кровавое воскресенье» 9 января 1905 г. Выступления рабочих, крестьян, средних городских слоёв, солдат и матросов.

«Булыгинская конституция». Всероссийская октябрьская политическая стачка. Манифест 17 октября 1905 г.

Основные понятия и термины: «банкетная кампания», «Кровавое воскресенье», профсоюзы, «булыгинская» дума, политическая стачка, Государственная дума.

Основные персоналии: П.Д. Святополк-Мирский, Николай II, Г.А. Гапон, А.Г. Булыгин.

Формирование политических партий. Революционные события конца 1905 г.

Партия социалистов-революционеров: программа, тактика, лидеры. Социал-демократия: большевики и меньшевики. Либеральные партии (кадеты, октябристы): программа, лидеры. Правомонархические партии в борьбе с революцией. Революционные события ноября — декабря 1905 г.

Основные понятия и термины: политическая партия, многопартийность, социал-революционеры, большевики, меньшевики, кадеты, октябристы, правомонархисты.

Основные персоналии: В.М. Чернов, В.И. Ульянов (Ленин), Ю.О. Мартов, С.А. Муромцев, П.Н. Милюков, А.И. Гучков, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич, П.П. Шмидт, Б.В. Савинков.

Становление российского парламентаризма

Избирательный закон 11 декабря 1905 г. Основные государственные законы 23 апреля 1906 г. Полномочия Государственной думы, Государственного совета и императора и порядок принятия законов. Избирательная кампания в I Государственную думу. Деятельность I и II Государственных дум: итоги и уроки.

Новый избирательный закон (3 июня 1907 г.).

Основные понятия и термины: парламентаризм, Государственная дума, депутат, кадеты, трудовики, «автономисты», третьеиюньский переворот.

Основные персоналии: С.А. Муромцев, И.Л. Горемыкин, П.А. Столыпин, Ф.А. Головин.

Общество и власть после революции

Программа системных реформ П.А. Столыпина. Исторические условия проведения реформ. Воен-

но-полевые суды. Крестьянская реформа. Переселенческая политика. Масштабы и результаты реформ П.А. Столыпина. Правительство и Государственная дума. Деятельность III и IV Государственных дум. Незавершённость преобразований и нарастание социальных противоречий.

Основные понятия и термины: военно-полевые суды, крестьянская община, хутор, отруб, прогрес-

систы.

Основные персоналии: П.А. Столыпин, Н.А. Хомяков, А.И. Гучков, М.В. Родзянко.

Российская внешняя политика накануне Первой мировой войны

Внешняя политика России после русско-японской войны. Блоковая система и участие в ней России.

Деятельность А.П. Извольского на посту министра иностранных дел. Обострение международной обстановки. Боснийский кризис. Россия в международных отношениях в преддверии мировой катастрофы.

Основные понятия и термины: Тройственный союз, Антанта, аннексия.

Основные персоналии: Николай II, Вильгельм II, С.Ю. Витте, А.П. Извольский, С.Д. Сазонов.

Серебряный век русской культуры

Серебряный век. Русская философская школа начала ХХ в. и идеи её ярких представителей (В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, Л.П. Карсавин, Н.А. Бердяев и др.). Литература Серебряного века: основные направления и представители. Новые направления в живописи. «Мир искусства». Модерн в архитектуре.

Скульптура начала ХХ в. Драматический театр: традиции и новаторство. Музыка. Развитие балетного искусства. «Русские сезоны» в Париже. Зарождение российского кинематографа.

Основные понятия и термины: Серебряный век русской культуры, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, кубизм, «Мир искусства», авангардизм, абстракционизм, модерн, кинематограф.

Основные персоналии: В.С. Соловьёв, П.А. Флоренский, С.Н. Булгаков, Л.П. Карсавин, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.Н. и Е.Н. Трубецкие.

И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн, А. Белый, А.А. Блок, Д.С. Мережковский, А.А. Ахматова, Н.С. Гумилёв, О.Э. Мандельштам, В.В. Маяковский, С.А. Есенин, Н.А. Клюев, М.И. Цветаева.

М.В. Врубель, А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, Н.К. Рерих, П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, К.С. Петров-Водкин, М.С. Сарьян, М.З. Шагал, В.В. Кандинский, К.С. Малевич.

Ф.О. Шехтель, Ф.И. Лидваль, А.В. Щусев, С.Т. Конёнков, А.С. Голубкина.

А.А. Скрябин, И.Ф. Стравинский, С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, М.М. Фокин,

А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский, С.П. Дягилев, К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В.В. Комиссаржевская, В.Э. Мейерхольд, А.А. Ханжонков.

Просвещение и наука в начале XX в.

Развитие народного просвещения: попытка преодоления разрыва между образованным обществом

и народом. Открытия российских учёных. Основатели новых научных направлений (В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, Н.Е. Жуковский и др.). Достижения гуманитарных наук. Вклад России начала ХХ в. в мировую культуру.

Основные персоналии: А.Л. Шанявский, Ф.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов, К.А. Тимирязев, Н.Д. Зелинский, П.Н. Лебедев, А.Ф. Иоффе, А.А. Марков, В.А. Стеклов, А.М. Ляпунов, Н.Е. Жуковский, И.И. Сикорский, А.С. Лаппо-Данилевский, А.А. Шахматов, П.Н. Милюков, Н.П. Павлов-Сильванский, М.М. Ковалевский, Л.И. Петражицкий, П.И. Новгородцев.

Требования к уровню подготовки: Выполнение заданий, направленных на диагностику и контроль знаний, полученных на предыдущем уроке. Составление плана работы в соответствии с заявленной целью и задачами учебной и познавательной деятельности. Определение целей проведения земской, городской и судебной реформ. Составление схемы структуры органов земского управления. Систематизация информации о реформах 1860—1870-х гг. в форме таблицы. Формулирование обобщающего вывода о характере, результатах, историческом значении реформ

1860—1870-х гг.

Виды и формы контроля: тестовые, контрольные и самостоятельные работы

Обобщающее повторение

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Раздел, тема

Количество

часов

Формы

контроля

 

ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. НОВАЯ ИСТОРИЯ.

   

1

Введение

1

 

2

Европа и Северная Америка во 2 половине XIX – начале ХХ вв.

11

Контрольная работа

3

Страны Латинской Америки, Азии и Африки в XIX – начале ХХ вв.

4

Проверочная работа

4

Европа и мир накануне Первой мировой войны

4

 

5

Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.

4

 

6

Обобщающее повторение

2

 
 

ИСТОРИЯ РОССИИ

   

7

Введение

3

 

8

Россия в эпоху реформ

16

Контрольный тест

9

Кризис империи в начале ХХ в.

18

Проверочная работа

10

Обобщающее повторение

2

 
 

Резервное время

3

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЕНИКОВ

В результате изучения истории ученик должен

знать/понимать

основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;

важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

изученные виды исторических источников;

уметь

соотносить даты событий отечественной истории и всеобщей с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;

использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства различных источников;

показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретённые знания при написании творческих работ, рефератов;

соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку;

объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

объяснять своё отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и культурной принадлежности.

Материально-технические условия реализации программы курса «История 8 класс»

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2010.

2. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. М., 2015.

3. Соловьёв К.А., Шевырёв А.П. История России. 1801—1914: учебник для 9 класса общеобразовательных организаций / под ред. Ю.А. Петрова. М., 2015.

4. Рабочие программы по истории России для 6—9 классов издательства «Русское слово».

5. Рабочая тетрадь по истории России для 8 класса издательства «Русское слово».

6. Хрестоматия по истории России для 7 класс издательства «Русское слово».

7. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1800 - 1900 гг. М., «Просвещение» 8 класс.. 2015г.

8. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Рабочая тетрадь. 8 класс. В 2 частях

9. П. А. Баранов. Всеобщая история. История Нового времени. Проверочные и контрольные работы. 8 класс

10. А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина, Т. В. Коваль. Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные разработки. 8 класс 

11. Дидактические и раздаточные материалы по истории.

12. Аудио- и видеозаписи.

13. Интернет ресурсы:

http://fcior.edu.ru — федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru — цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной

школы

14. Компьютерные, информационно-коммуникативные средства.


 


 


 


 


 

Дата

Тема

Кол

час

Контрольные

мероприятия

план

факт

           

1

   

Введение. Характерные черты исторического развития Европы 1861-1914 гг.

1

 

2

   

Характеристика европейских государств к.19 в.

1

 

3

   

Вторая империя во Франции

1

 

4

   

Национальные идеи в странах Европы

1

 

5

   

Франко-прусская война 1870-1871 гг.

1

 

6

   

Образование Германской империи

1

 

7

   

Объединение Италии

1

 

8

   

Север и Юг Соединенных Штатов Америки

1

 

9

   

Гражданская война 1861-1865 гг.

1

 

10

   

Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв.

1

 

11

   

Технический прогресс во второй половине XIX – начале ХХ веков

1

 

12

   

Повторение по теме « Европа и Северная Америка во 2 половине XIX – начале ХХ вв.»

1

Контрольный срез

13

   

Япония на пути модернизации

1

 

14

   

Китай во 2 половине 19- н. 20 вв.

1

 

15

   

Индия: насильственное разрушение традиционного общества

1

 

16

   

Африка: континент в эпоху перемен

1

 

17

   

Возникновение военно-политических блоков

1

 

18

   

Балканские войны

1

 

19

   

Первая мировая война: причины, участники

1

 

20

   

Практическая работа по теме «Мир накануне Первой мировой войны»

1

Практическая работа

21

   

Наука 2 половины 19- н. 20вв.

1

 

22

   

Основные течения в художественной культуре XIX – начала ХХ вв.

1

 

23

   

Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-ХХ вв.

1

 

24

   

Повторение по теме « Развитие культуры в XIX – начале ХХ вв.»

1

 

25

   

Контрольная работа по новой истории

1

Контрольная работа

26

   

Обобщающее повторение по новой истории

1

 

27

   

Введение. Характерные черты исторического развития России в X1Х в

1

 

28

   

Повторение о теме «Россия на пути к реформам. 1801-1861гг.»

2

 

29

   

Предпосылки отмены крепостного права

1

 

30

   

Отмена крепостного права

2

 

31

     

Великие реформы 1860-1870х гг.

2

Контрольный тест

32

   

Пореформенная Россия

1

 

33

   

Народное самодержавие Александра 111

1

 

34

   

Внешняя политика Российской империи во 2 половине 19 в.

2

 

35

   

Культурное пространство России во 2 половине 19 в.

2

 

36

   

Народы России во 2 половине 19 в.

1

 

37

   

Национальная политика самодержавия

1

 

38

   

Общественная жизнь России в 1860-1890х гг.

1

 

39

   

Повторение по теме «Россия в эпоху реформ»

2

Практическая работа

40

   

На пороге нового века

1

 

41

   

Российское общество в эпоху модернизации

1

 

42

   

Россия в системе международных отношений в н.20 в.

1

 

43

   

Русско-японская война

1

 

44

   

Накануне Первой российской революции

1

 

45

   

Начало Первой российской революции

1

 

46

   

Формирование политических партий

1

 

47

   

Революционные события конца 1905г.

1

 

48

   

Становление российского парламентаризма

1

 

49

   

Практическая работа по теме «Первая российская революция»

1

Практическая работа

50

   

Общество и власть после революции

1

 

51

   

Российская внешняя политика накануне Первой мировой войны

1

 

52

   

Серебряный век русской культуры

2

 

53

   

Просвещение и наука в е. 20 в.

1

 

54

   

Повторение по теме «кризис империи в н. 20 в.»

2

 

55

   

Итоговая контрольная работа

1

Контрольная работа

56

   

Обобщающее повторение по курсу истории России

2

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.