Рабочая программа по истории, 7 класс, УМК: Пчелов Е.В.

1
0
Материал опубликован 15 February 2016

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

История

7

Пчелов Е.В. / Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М.

68

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории для 7 класса соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования. Рабочая программа для 7 класса рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю). Основные содержательные линии учебной рабочей программы в 7 классе реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Новая история». Предполагается их последовательное изучение. Резерв учебного времени используется для «Введения» в курс Новой истории – 1 час и 3 часа для организации повторения.

Курс «Истории России XVII- XVIII века» в 7 классе общеобразовательных учреждений является продолжением системного изучения отечественной истории начатой в 6 классе. Программа курса рассчитана на преподавание в 7 классе по учебнику Пчелова Е.В. История России. XVII- XVIII века. М.: Русское слово, 2007 г. Программа курсов «История России с древнейших времен до конца 18 века» для 6-7 классов основной школы. Автор Пчелов Е.В. Допущено Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования Р.Ф.

Материал учебника соответствует государственному минимуму содержания образования по отечественной истории. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для преподавания в основной школе. Рабочая программа по истории для 7 класса соответствует примерной программе и федеральному компоненту государственного стандарта (основного) общего образования.

Главная цель курса состоит в формировании у учащихся целостного представления об истории нашей Родины рассматриваемого периода, приобщении их к культурным достижениям и национальным традициям России, воспитании патриотизма

В рамках этой цели в процессе обучения учащиеся овладевают необходимым комплексом исторической информации, знакомятся с новыми историческими понятиями и терминам, получают представление об истории как одной из отраслей научного знания. В конечном итоге все это способствует развитию гуманитарной культуры учащихся, росту их гражданского самосознания, повышению общеобразовательного уровня.

В основу курса положен комплексный подход в изложении отечественной истории. Автор стремился не выделять какую – либо из сторон жизни общества – политическую, экономическую, культурную, а рассматривать ,по возможности , все в совокупности. Автор склонен рассматривать историю России в рамка «цивилизационных»моделей, когда только взаимное сочетание различных факторов позволяет представить исторический процесс во всей его полноте и многообразии и выявить характерные особенности российской цивилизации.

В курсе большое внимание уделяется политической истории, поскольку она во многом определяет развитие самой российской государственности, формирует яркий событийный ряд и представлена наиболее запоминающимися лицами, и истории культуры(в широком смысле этого слова),т.е. духовной, интеллектуальной и эмоциональной жизни людей.

История нашей страны рассматривается в контексте общемирового исторического процесса. Подчеркиваются международные связи России, даются сопоставления с событиями других стран. Наше государство занимает обширную территорию и включает множество народов различных этнических и языковых семей, в курсе в отдельные разделы вынесены сведения о государственных образованиях, существовавших на территории современной России. Все это позволяет подчеркнуть уникальное положение российской цивилизации, где переплелись различные элементы западных и восточных культур, показать «встречу» Запада и Востока в рамках отечественной истории. При рассмотрении истории 17века автор стремится показать связь её событий с другими странами, и прежде всего с Речью Посполитой, а по 18 веку – со Швецией и Османской империей.

В целом, в основе курса лежит представление о системообразующей роли государства в истории России. Изложение событий даётся, по возможности, объективно, без выделения той или историографической концепции. Материал курса направлен и на воспитание у подрастающего поколения чувства патриотизма, гордости за свою страну и уважение её исторического прошлого.

Содержание тем учебного предмета

иСТОРИЯ рОССИИ xvii-xviii веках (40 ЧАСОВ)

Россия на рубеже XVI-XVII вв. (4часа)

Смутное время. Царь Федор Иванович. Пресечение династии Рюриковичей. Б.Годунов. Установление крепостного права. Династические, социальные и международные причины Смуты. Самозванство. В. Шуйский. Восстание И. Болотникова. Агрессия Речи Посполитой и Швеции. Семибоярщина. Борьба против внешней экспансии. К.Минин. Д.Пожарский.

Россия в XVII в. (7часов)

Ликвидация последствий Смуты. Земский Собор 1613 г.: воцарение Романовых. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Восстановление органов власти и экономики страны. Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Смоленская война.

Территория и хозяйство России в первой половине XVII в. Освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля. Окончательное оформление крепостного права. Прикрепление городского населения к посадам. Развитие торговых связей. Новоторговый устав. Начало складывания всероссийского рынка. Ярмарки. Развитие мелкотоварного производства. Мануфактуры.

Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. «Соборное Уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Социальные движения второй половины XVII в. Медный бунт. Восстание С.Разина. Царь Федор Алексеевич. Отмена местничества.

Основные направления внешней политики России во второй половине XVII в. Запорожская сечь. Освободительная война 1648-1654 гг. под руковод­ством Б. Хмельницкого. Переяславская Рада. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в. Завершение присоединения Сибири.

Русская культура XVII в. (2 часа)

Обмирщение культуры в XVII в. Быт и нравы допетровской Руси. Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Русские землепроходцы. Последние летописи. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве XVII в. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна.

Преобразования Петра Великого (конец XVII – первая четверть XVIII в.) (10часов)

Предпосылки реформ первой четверти XVIII в. Стрелецкие восстания. Регентство Софьи.

Воцарение Петра I. Азовские походы. Создание флота и регулярной армии. Строительство мануфактур и заводов. Великое посольство. Северная война. Основание Петербурга. Полтавская битва. Прутский поход. Восстание К.Булавина. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Подчинение церкви государству. Табель о рангах. Подушная подать. Превращение дворянства в господствующее, привилегированное сословие. Указ о престолонаследии.

Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. Академия наук. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изобразительном искусстве. В. Растрелли. Европеизация быта и нравов. Роль петровских преобразований в истории страны.

Эпоха дворцовых переворотов (вторая четверть – середина XVIII в.) (4 часа)

Причины дворцовых переворотов. Российские монархи эпохи дворцовых переворотов. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. Фаворитизм. Бироновщина. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.

Войны с Персией и Турцией. Участие России в Семилетней войне. Вхождение в состав России казахских земель.

Россия во второй половине XVIII в. (8часов)

Екатерина II. Просвещенный абсолютизм. «Золотой век» русского дворянства. Уложенная комиссия. Губернская реформа. Оформление сословного строя. Жалованные грамоты дворянству и городам. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Социальные движения второй половины XVIII в. Е. Пугачев. Критика самодержавия и крепостничества. А.Радищев.

Павел I. Попытки укрепления режима. Указ о наследовании престола. Манифест о трехдневной барщине.

Русско-турецкие войны конца XVIII в. и присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Разделы Польши и вхождение в состав России Правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. Россия и Великая французская революция. Русское военное искусство. П. Румянцев. А. Суворов. Ф. Ушаков.

Русcкая культура второй половины XVIII в. (3 часа)

Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В. Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Ф. Волков. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве. Взаимодействие русской и западноевропейской культуры. Быт и нравы. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан

Повторение (1час)

Тематический план по истории России 7 класс.

Количество часов:

за год -------68----------------------------

за триместры : 1 ; 2 ;3

Название темы, раздела

Основные вопросы содержания

Дополнительное содержание

Место в учебнике (пособии)

Особые формы уроков

Кол-во

часов

Сроки прохождения

Средства наглядности

Домашнее задание

1.Введение

     

лекция

1

       

Р.1 Смутное время

Раздел посвящен периоду между пресечением московской династии Рюриковичей и восшествием на престол первого русского царя из династии Романовых.

     

7

сентябрь

 

Карта «Смутное время. Россия в XVIIв.»

 

2.В преддверии Смуты

   

П.1

комбинированный

1

     

1

3.Лжедмитрий I

   

2

комбинированный

1

     

2

4.Царь Василий Шуйский

   

3

комбинированный

1

     

3

5.Лжедмитрий II

   

4

комбинированный

1

     

4

6.Междуцарствование

   

5

комбинированный

1

       

7.Второе ополчение и освобождение Москвы

   

6

комбинированный

1

     

Сообщение. Д.Пожарский, К. Минин

8.Повторение по теме: «Смутное время»

   

1-6

Контрольная работа

1

       

Р.2 Россия при первых Романовых

В разделе рассматривается история России при первых царях династии Романовых- Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче.

Европа в 17веке.

   

8

   

Карта «Россия в XVIIв»

 

1.Правление Михаила Федоровича

   

7

комбинированный

1

октябрь

   

7

2.Царь Алексей Михайлович

   

8

комбинированный

1

     

8

Россия в XVII веке

   

9

комбинированный

1

     

9

3.Присоединение Украины к России

   

10

комбинированный

1

     

Сообщение. Б.Хмельницкий

4.Раскол в русской православной церкви

   

11

комбинированный

1

     

Сообщ. Никон и Аваакум

5.Народные волнения в 1660- 1670гг.

   

12

комбинированный

1

     

12

6.Сибирь в XVIIв.

   

13

комбинированный

1

     

13

7.Просвещение и литература в XVIIв.Культура и быт

 

Культура и быт России в 17в.

14,15

комбинированный

1

     

14,15

8.Повторение по теме: «Россия при первых Романовых»

     

Урок повторения и закрепления материала

 

ноябрь

     

Р. 3 Эпоха реформ Петра I

Раздел рассматривает сложный и переломный период , когда преобразования, начатые Петром1, затронули практически все сферы жизни тогдашнего общества. В темах раздела охарактеризованы реформы в различных областях.

     

9

   

Карта «Россия в XVIIIв.»

 

1.Наследники Алексея Михайловича

   

16

комбинированный

1

     

16

2.Начало правления Петра1

   

17

комбинированный

1

     

Сообщение. Петр 1.

3.Начало Северной войны. Перелом в войне

   

18,19

Урок исследования

1

     

18-19

4.Конец Северной войны

   

20

комбинированный

1

     

20

5.Государственные преобразования Петра1

   

21

комбинированный

1

     

21

6.Экономика при Петре 1

   

22

Практическая работа

1

     

22

7. Народные движения при Петре 1

   

23

комбинированный

1

     

23

8.Преобразования в области культуры. Династия Романовых в пер. четв. XVIIIв.

 

Культура 18в.

24,25

комбинированный

1

декабрь

   

24-25

9.Повторение по теме: «Эпоха реформ ПетраI»

     

тестирование

1

       

Р.4 Россия после Петра Великого

В разделе рассматривается период дворцовых переворотов. Особо выделяется значение петровских реформ как залог поступательного развития государства – изменения в этом развитии или , наоборот, возвращение к петровскому времени.

     

5

   

Карта «Россия 2-ой пол. XVIIIв»

 

1.Наследники Петра1

   

26

комбинированный

1

     

26

2.Правление императрицы Анны Иоанновны

   

27

комбинированный

1

     

Сообщение. Наследники Петра1

3.Брауншвейгское семейство

   

28

комбинированный

1

     

28

4. Императрица Елизавета Петровна

   

29

комбинированный

1

     

29

5.Русская культура в сер. XVIIIв.

 

Культура 18в.

30

комбинированный

1

     

30

Р.5 «Золотой век» Екатерины Великой

Раздел посвящен эпохе правления ЕкатериныII.Внимание в материалах раздела сосредоточено на основных направлениях внутренней и внешней политики её царствования, её влиянию на политический, экономический и культурный курс.

     

11

       

1.Император Петр III

   

31

комбинированный

1

январь

   

31

2.Екатерина II – личность и эпоха

   

32

комбинированный

1

     

32

3.Внешняя политика при Екатерине II

   

33

комбинированный

1

     

33

4. Движение Е.И.Пугачёва

   

34

комбинированный

1

     

34

5.Внутренняя политика ЕкатериныII

   

35

комбинированный

1

     

35

6.Правление Павла I

   

36

комбинированный

1

     

36

7.Просвещение и наука во 2-ой пол.XVIII

   

37

комбинированный

1

     

37

8.Литература и искусство во 2-ой пол.XVIII в.

   

37

комбинированный

1

февраль

   

37

9.Повторение по теме: «Золотой век » Екатерины II

     

тестирование

1

       

10.Итоговое повторение по курсу

     

Урок итогового повторения

1

       

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения истории ученик должен знать/понимать

Даты важнейших событий, социальных выступлений, военных походов и кампаний.

Места, обстоятельства, участников событий; крупнейших государственных деятелей России; военные кампании и выдающихся военачальников; известных деятелей и достижения российской науки и культуры.

Характерные, существенные черты: экономического и социального развития России; политического устройства страны, российского абсолютизма; развития духовной культуры.

Значение понятий: Смута, абсолютизм, дворцовые перевороты, просвещенный абсолютизм, крепостничество, мелкотоварное производство, всероссийский рынок, мануфактура, церковный раскол.

уметь

Показывать на исторической карте: рост территории России, крупнейшие центры торговли и мануфактурного производства.

Описывать положение и образ жизни основных сословий России.

Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма; закрепощения крестьян; социальных движений.

Составлять описание и объяснять назначение памятников культуры: архитектурных сооружений; предметов быта; произведений искусства.

Сравнивать: социально-экономическое развитие страны, положение основных сословий, крестьянские восстания и войны.

Излагать суждения о причинах и последствиях: закрепощения крестьян; социальных движений; реформ Петра I; дворцовых переворотов; военных кампаний.

Приводить оценки: реформы патриарха Никона; деятельности Петра I и Екатерины II.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;

объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа обеспечивает изучение курса «Новой ис­тории» с рубежа XVXVI вв. до начала XX в. (1500—1900) для учащихся 7 — 8 классов основной школы и рассчитана на реализа­цию разработанного Министерством образования РФ концентриче­ского подхода к школьному историческому образованию.

Цели курса:

1. В результате изучения курса «Новой истории» учащиеся 7—8 классов должны получить знания об основных чертах разви­тия индустриального и традиционного обществ и изменениях, про­изошедших в мире за триста лет — с конца XV до начала XX в.: о понятии Нового времени и его периодизации; о встрече миров, положивших начало формированию будущей мировой цивилизации; об особенностях ментальности человека Нового времени; о зарож­дении и развитии капитализма; о преимуществе эволюционного пу­ти развития общества перед революционным; о причинах револю­ций и о реформах как об альтернативном пути развития общества; о дальнейшем развитии индустриальной революции, поставившей народы различных континентов и стран перед необходимостью мо­дернизации; о бурном экономическом развитии в Европе и США, приведшем к зарождению и развитию империализма; о новой со­циальной структуре общества и его движении к социальным рефор­мам как к средству разрешения социальных противоречий; о даль нейшем развитии правовых государств, где признавалось верховен­ство закона, и формировании гражданских обществ, где личность мо­жет реализовать свои «прирожденные» права на «жизнь, свободу и собственность»; об использовании индустриально развитыми стра­нами технического прогресса для создания колониальных империй; о международных конфликтах, приводивших к войнам; об особенно­стях духовной жизни европейцев, их движении к секуляризации со­знания, религиозной терпимости; о важнейших достижениях мировой науки и художественной культуры и их влиянии на развитие лично­сти человека; об изменениях в повседневной жизни человека.

2. Школьники должны научиться общим принципам постанов­ки и решения познавательных проблем: методам исторического анализа (изучение исторических источников, гипотезы и доказа­тельства в истории); выявлению предпосылок (анализировать усло­вия, обосновывать поступки, выявлять причины); анализу целей и результатов; объяснению преимуществ и недостатков; выявлению общего и различного; объяснению фактов; сопоставлению различ­ных суждений; использованию внешкольных источников информа­ции (находящихся за пределами учебной книги, существующих в реальной социокультурной среде: книги, музеи, памятники и до­стопримечательности, кино, театры, видео, библиотеки, средства массовой информации, компьютерные образовательные программы, программы дополнительного образования); разным способам ра­боты с учебной книгой, в том числе и способам самостоятельной работы.

Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого ин­тереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания со­ временности; уважают права человека и демократические ценнос­ти; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отноше­ние к традициям западной и восточной культуры.

Курс предполагает помочь учащимся анализировать конкрет­ные ситуации; уметь видеть и решать проблемы, поставленные пе­ред ними жизнью; уметь выбирать линию поведения, исходя из представления о возможных последствиях. Стимулируется процесс гуманизации личности подростка, у него начинают формироваться качества, которые общество хотело бы видеть у выпускников ос­новной школы и которые помогли бы ему жить в мире с собой и другими — руководствоваться нравственным отношением к соб­ственной жизни и жизни других людей.

Основная функция курса: формирование исторического мыш­ления, под которым подразумевается определенный набор мысли­тельных стратегий, позволяющий учащимся самостоятельно истол­ковывать факты и события, выстраивать свою авторскую версию событий, отвечающую данным исторической науки; умение анали­зировать и описывать события с разных, часто противоположных точек зрения.

В процессе изучения курса всеобщей истории учащиеся долж­ны овладеть умениями:

определять и объяснять понятия;

уметь выделять главную мысль, идею в учебнике и расска­зе учителя, докладе одноклассника, письменном тексте, документе;

рассматривать общественные явления в развитии, кон­кретно-исторических проявлениях, применяя принципы историзма;

анализировать исторические явления, процессы, факты,
обобщать и систематизировать полученную информацию, осуществ­
лять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа дейст­вительности и собственного социального опыта;

определять свою личную точку зрения, уметь ее формули­ровать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

обладать необходимыми коммуникативными умениями: вла­деть устной и письменной речью, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать во­прос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами, писать рецензии, уметь участвовать в групповых формах работы,
ролевых играх;

определять цели своей деятельности и уметь представлять
ее результаты;

уметь выбирать и использовать нужные средства для учеб­
ной деятельности;

осуществлять самоконтроль и самооценку.

Распределение часов в программе является примерным. Учи­тель может определить в зависимости от конкретных условий ко­личество часов на изучение отдельных тем. Вопросы, отмеченные знаком *, являются необязательными для изучения.

Программа предусматривает проведение интегрированных уро­ков совместно с курсом МХК при изучении вопросов художествен­ной культуры в школах, где этот курс изучается.

Методика работы с учебником в процессе изучения курса

Предлагаемая программа ориентирована на учебники по новой истории «Новая история. 1500—1800» (первое издание — 1997 г.) и «Новая история. 1800—1913» (первое издание называется «Но­вая история. 1800—1918», вышло в 1998 г.) авторов А. Я. Юдовской, П. А. Баранова, Л. М. Ванюшкиной, выпущенных в издатель­стве «Просвещение».

В учебниках сочетаются авторский текст, документы, извлечения из трудов ученых, философов, публицистических произведений, в которых раскрываются поставленные проблемы. Применение та­ких разнообразных источников делает учебники более интересны­ми по содержанию и позволяет использовать при изучении курса более разнообразные методы.

Для облегчения усвоения достаточно сложного материала каж­дая глава разбита на параграфы (как правило, один параграф рас-

считан на один урок). Некоторые параграфы в учебниках сдвоены, сделано это в тех случаях, если изучение какой-либо темы рассчи­тано на два урока. Такая организация учебного материала предо­ставляет возможность самому учителю распределить содержание темы по урокам в зависимости от уровня подготовленности класса, интересов учащихся и творческого почерка самого учителя, тех ме­тодов и приемов работы, которые будут им использованы. Пара­графы разбиты на разделы, каждый из них представляет собой как бы самостоятельный пункт сложного плана.

В целях активизации мыслительной деятельности учащихся гла­вы учебников начинаются введением, где коротко формулируется основная проблема, которую им предстоит узнать, проанализиро­вать и сделать самостоятельные выводы. В заголовки параграфов и разделов внесены ключевые слова («Люди в движении», «Бунт или подвиг?», «Торговля следует за флагом» и др.), и этот прием позволяет привлечь внимание учащихся, создать у них дополнитель­ную мотивацию обучения. Каждая глава заканчивается заключени­ем — «Подведем итоги» с вопросами для итогового повторения.

Учебники снабжены современным аппаратом ориентировки: предисловием, оглавлением, рубрикацией, указателями, символами ориентировки, колонтитулами.

Внутреннее образовательное пространство учебников значи­тельно расширено за счет большого числа рисунков, цветных ил­люстраций, схем, таблиц и карт. Часть рисунков — это жанровые сцены, позволяющие учащимся получить образные представления о людях, социальной структуре и быте разных слоев социума в изу­чаемую эпоху.

Такое образовательное пространство дает возможность учителю реализовать в процессе работы основные принципы гуманистичес­кой психологии, основанные на том, что:

обучение есть процесс становления и развития самореали­зующейся личности;

характер и способы обучения для каждого школьника инди­видуальны;

процесс обучения основан на внутренней мотивации, а так­
же на потребности личности вступать в полноценное общение
с другими;

подросток лучше всего обучается в обстановке заботы
и поддержки, а не формального руководства и др.

Аппарат организации усвоения в учебниках нацелен на формиро­вание предметных и обобщенных комплексных умений. Формирова­ние разного вида умений происходит в процессе выполнения заданий, ответов на вопросы, заполнения таблиц и пр. Аппарат организации усвоения в учебниках обеспечивает ориентацию на развитие ученика как личности, как индивидуальности и как активного субъекта, вы­рабатывающего свою позицию в системе взаимодействия с учите­лем и другими учениками. Методическое сопровождение позволяет ученику доминировать в учебном процессе, а также обеспечивает учителю реализацию принципа дифференциации, что предполагает возможность выбора со стороны учащегося заданий и форм обуче­ния, а это помогает ему добиться успеха.

Аппарат организации усвоения в учебниках предлагает различ­ные типы вопросов и заданий: вопросы и задания, выполняющие функцию закрепления знаний (для самопроверки); вопросы и зада­ния, помогающие овладеть методами логического мышления и опы­том творческой деятельности (самостоятельные работы по прове­дению анализа, синтеза, сравнения, обобщения; вопросы-задания на формулирование оценок, выводов); вопросы-задания, требующие творческого применения полученных знаний (выполнение самосто­ятельных работ: овладение умениями и навыками, применение зна­ний в новых условиях познавательной деятельности).

Содержание учебника и методическое сопровождение поз­воляют разнообразить формы занятий и приемы деятельности учителя, проводить фронтальную, групповую и индивидуальную организацию познавательной деятельности. Программа курса и учеб­ники помогают конструировать учебные занятия по нарастающей, последовательно погружать школьников в суть учебной проблемы, актуализировать ранее полученные знания, вводить новые источни­ки информации, постепенно усложнять приемы познавательной де­ятельности, подводить учащихся к самостоятельным выводам и оценкам прошлого. Учебники дают возможность проводить раз­личные типы уроков: комбинированные, проблемные, с поста­новкой познавательных заданий, уроки-конференции малых групп, работу в группах, лабораторные работы, ролевые игры, персони­фикацию исторического явления, дискуссии, использование методи­ки диалогового обучения.

В любом случае для реализации содержания учебной програм­мы предпочтение следует отдавать методам и приемам, побуждаю­щим мыслить, рассуждать, искать. Одним из ведущих методов мо­жет стать самостоятельная или групповая работа над источниками. Активный, творческий характер изучению источников придадут про­блемные задания, постановка вопросов, требующих анализа учеб­ного материала, его оценки. В такой обстановке совершенствуется умение аргументировать свою точку зрения, выслушивать противо­положные мнения и относиться к ним терпимо.

Содержательные единицы, заложенные в программе:

уровень развития индустриального и традиционного об­ществ (условия гармонического развития общества, его ментали­тет, ценности индустриального и традиционного обществ, общече­ловеческие ценности на материале стран Европы, Америки, Азиии Африки);

прогресс и насилие в обществе, соотношение целей и средств в их достижении, роль террора в историческом развитии;

личность в истории, соотношение объективного и субъек­тивного факторов в историческом процессе;

принцип неравномерного развития стран в эпоху индустри­альной революции;

модернизация как ответ на вызов времени, неоднозначные последствия модернизации и индустриальной революции для чело­века (экологические проблемы, грозящие существованию человече­ства, зависимость человека от источников энергии и т.д.);

роль революций и реформ в развитии общества, движение
общества к реформам, необходимость разумного компромисса в по­
литической жизни;

демократизация общественного и государственного устрой­ства;

формирование правового государства и гражданского обще­ства (на примере истории стран Европы и США).

В основу программы положено сочетание проблемно-тематиче­ского, хронологического, цивилизационного. культурологического принципов изучения курса истории на основе гуманизации, что поз­воляет избежать чрезмерной фрагментарности, «лоскутности» представлений о событиях и процессах.

Гуманизация при изучении данного курса прослеживается:

в отборе учебного материала (внимание историческим личностям, их социально-психологическим портретам, этнографиче­ским сведениям, традициям культурного наследия, социальному по­ведению человека в рассматриваемый период, что позволяет понять суть человека и его роль в историческом развитии);

в развитии нравственных принципов и духовных ценностей человечества (овладение основами знаний и ценностных ориента­ции, что способствует выработке учащимися собственного отноше­ния к изучаемым историческим явлениям и событиям);

3) в технологии преподавания (создание условий для интенсив­ной, самостоятельной деятельности ученика, обеспечивающей вы­работку умения практически использовать полученные знания; об­ращение к диалоговому обучению; создание условий для многоуровневого общения и поэтапного вовлечения учеников в раз­личные виды учебной деятельности);

4) в ориентации преподавания на «проживание» учащимися разных исторических эпох, разных типов культур;

в направленности преподавания на попытку проникновения учащихся в глубь явлений: на раскрытие таких аспектов историче­ского процесса, как время, развитие, исторические условия и тео­рии — того, что развивает способность понимания исторических эпох;

в развитии творческого мышления учащихся, их культурно­
го кругозора;

в создании на уроке атмосферы сотрудничества (важным ус­ловием активизации учебной деятельности является диалог, живой обмен знаниями, суждениями, забота о культуре общения).

Учебная программа курса «Новая история» позволяет увидеть неоднозначность основных процессов в развитии индустриальногои традиционного обществ в изучаемую эпоху, ознакомиться с ак­тивным и пассивным опытом человечества, ощутить связь времен и актуальных проблем и, возможно, извлечь для себя уроки.

ПРОГРАММА

НОВАЯ ИСТОРИЯ. КОНЕЦ XV- XVIII в. 7 класс

Введение (1 ч)

Что изучает новая история. Понятие «Новое время». Хроноло­гические границы и этапы Нового времени. Человек Нового вре­мени, его отличия от человека средневекового. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития.

ТЕМА 1. ЕВРОПА И МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (16 ч) .

Эпоха Великих. Географических открытий

Новые изобретения и усовершенствования. Источники энергии. Книгопечатание. Новое в военном деле и судостроении. Геог­рафические представления. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Энрике Море­плаватель. Открытие ближней Атлантики. Васко да Гама. Вокруг Африки в Индию.

Путешествия Христофора Колумба. Открытие нового матери­ка — встреча миров. Америго Веспуччи о Новом Свете.

Фернандо Магеллан. Первое кругосветное путешествие.

Западноевропейская колонизация новых земель. Испанцы и португальцы в Новом Свете.

Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Начало складывания миро­вого рынка. Заморское золото и европейская революция цен.

Европа: от Средневековья к Новому времени

Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм». Значе­ние абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Короли и парламенты. Единая си­стема государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. Короли и церковь. «Монарх — помазанник Бо­жий». Армия на службе монарха. Единая экономическая политика. Создание национальных государств и национальной церкви. Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.

Дух предпринимательства преобразует экономику. Рост горо­дов и торговли. Мировая торговля. Банки, биржи и торговые ком­пании. Переход от ремесла к мануфактуре. Наемный труд. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура — капитали­стическое предприятие. Рождение капитализма.

Социальные слои европейского общества, их отличительные черты. Буржуазия эпохи раннего Нового времени. Новое дворянство. Крестьянская Европа. Низшие слои населения. Бродяжничество. Законы о нищих.

Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды — эпидемии, голод и войны. Продолжительность жиз­ни. Личная гигиена. Изменения в структуре питания. «Скажи мне, что ты ешь, и я скажу тебе, кто ты есть». Менялись эпохи — менялась мода. Костюм — «визитная карточка» человека. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.

Художественная культура и наука Европы эпохи Возрождения

От Средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты. Рождение гуманизма.
Первые утопии. Томас Мор и его представления о совершенном государстве. Ф. Рабле и его герои. Творчество Уильяма Шекспира, Мигеля Сервантеса — гимн человеку Нового времени. Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры.

Новые тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль (факты биографии, главные произведения). Особенности искусства Испании и Голландии XVII в.; искусство Северного Возрождения.

Развитие новой науки в XVIXVII вв. и ее влияние на технический прогресс и самосознание человека. Разрушение средневекового представления о Вселенной. «Земля вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси» — ядро учения Николая Коперника.
Джордано Бруно о бесконечности и вечности Вселенной. Важ­нейшие открытия Галилео Галилея. Создание Исааком Ньютоном новой картины мира. Уильям Гарвей о строении человеческого ор­ганизма. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт — основоположники фи­лософии Нового времени. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и разделении властей.

Реформация и контрреформация в Европе

Реформация — борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и ее распространение в Европе. Мартин Лютер: че­ловек и общественный деятель. Основные положения его учения. Лютеранская церковь. Протестантизм. Томас Мюнцер — вождь на­родной реформации. Крестьянская война в Германии: причины, ос­новные события, значение.

Учение и церковь Жана Кальвина. Борьба католической церк­ви против Реформации. Игнатий Лойола и орден иезуитов.

Королевская власть и Реформация в Англии. Генрих VIII«религиозный реформатор». Англиканская церковь. Елизавета I«верховная правительница церковных и светских дел». Укрепление могущества Англии при Елизавете I.

Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции. Борь­ба между католиками и гугенотами. Варфоломеевская ночь. Война трех Генрихов. Генрих IV Бурбон — * король, спасший Францию». Нантский эдикт. Реформы Ришелье. Ришелье как человек и политик. Франция — сильнейшее государство на европейском континенте.

Ранние буржуазные революции.

Международные отношения (борьба за первенство в Европе и колониях)

Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды — «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности экономического и политического развития Нидерлан­дов в XVI в. Экономические и религиозные противоречия с Испа­нией. «Кровавые» указы против кальвинистов. Начало освободи­тельной войны. Террор Альбы. Вильгельм Оранский. Лесные и морские гёзы. Утрехтская уния. Рождение республики. Голланд­ская республика — самая экономически развитая страна в Европе.

Революция в Англии. Установление парламентской монархии. Англия в первой половине XVII в. Пуританская этика и образ жизни. Преследование пуритан. Причины революции. Карл I Стю­арт. Борьба короля с парламентом. Начало революции. Долгий парламент. Гражданская война. Парламент против короля. Оливер Кромвель и создание революционной армии. Битва при Нейзби. Первые реформы парламента. Казнь короля и установление рес­публики: внутренние и международные последствия. Реставрация Стюартов. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламент­ской монархии. Права личности и парламентская система в Анг­лии — создание условий для развития индустриального общества.

Международные отношения. Причины международных конфлик­тов в XVIXVIII вв. Тридцатилетняя война — первая общеевропей­ская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его военная система. Организация евро­пейских армий и их вооружение. Вступление в войну Швеции. Гус­тав II Адольф — крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и ее итоги. Условия и значение Вест­фальского мира. Последствия войны для европейского населения.

Война за испанское наследство — война за династические ин­тересы и за владение колониями.

Семилетняя война, ее участники и значение.

Последствия европейских войн для дальнейшего развития меж­дународных отношений.

ТЕМА 2. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ (7 ч)

Западноевропейская культура XVIII в.

Просветители XVIII в.— наследники гуманистов эпохи Возрож­дения. Идеи Просвещения как мировоззрение развивающейся бур­жуазии. Вольтер об общественно-политическом устройстве общест­ва. Его борьба с католической церковью. Ш.-Л. Монтескье о разде­лении властей. Идеи Ж.-Ж. Руссо. Критика энциклопедистами фео­дальных порядков. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Вли­яние просветителей на процесс формирования правового государства и гражданского общества в Европе и Северной Америке.

Художественная культура Европы эпохи Просвещения. Образ человека индустриального общества в произведениях Д. Дефо. Са­тира на пороки современного общества в произведениях Д. Свиф­та. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гете. Придворное искус­ство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шардеп.

Особенности развития музыкального искусства XVIII в. Произ­ведения И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. ван Бетховена: прославле­ние Разума, утверждение торжества и победы светлых сил.

Значение культурных ценностей эпохи Просвещения для фор­мирования новых гуманистических ценностей в европейском и се­вероамериканском обществах. Секуляризация культуры.

Промышленный переворот в Англии

Аграрная революция в Англии. Развитие в деревне капиталис­тического предпринимательства. Промышленный переворот в Анг­лии, его предпосылки и особенности. Условия труда и быта фаб­ричных рабочих. Дети — дешевая рабочая сила. Первые династии промышленников. Движения протеста (луддизм). Цена техническо­го прогресса.

Североамериканские колонии в борьбе за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки

Первые колонии в Северной Америке. Политическое устройст­во и экономическое развитие колоний. Жизнь, быт и мировоз­зрение колонистов, отношения с индейцами. Формирование севе­роамериканской нации. Идеология американского общества. Б. Франклин — великий наставник «юного» капитализма.

Причины войны североамериканских колоний за независимость. Дж. Вашингтон и Т. Джефферсон. Декларация независимости. Об­разование США. Конституция США 1787 г. Политическая система США. Билль о правах. Претворение в жизнь идей Просвещения.

Европа и борьба североамериканских штатов за свободу. Пози­ция России.

Историческое значение образования Соединенных Штатов Аме­рики.

Великая французская революция XVIII в.

Франция в середине XVIII в.: характеристика социально-эконо­мического и политического развития. Людовик XVI. попытка прове­дения реформ. Созыв Генеральных Штатов. Мирабо — выразитель взглядов третьего сословия. Учредительное собрание. 14 июля 1789 г.— начало революции. Плебейский террор. Революция охва­тывает всю страну. «Герой Нового Света» генерал Лафайет.

Декларация нрав человека и гражданина. Конституция 1791 г. Начало революционных войн. Свержение монархии. Провозглаше­ние республики. Якобинский клуб. Дантон, Марат, Робеспьер: чер­ты характера и особенности мировоззрения. Противоборство «Горы» и «Жиронды» в Конвенте. Суд над королем и казнь Лю­довика XVI: политический и нравственный аспекты. Отсутствие единства в лагере революции. Контрреволюционные мятежи. Яко­бинская диктатура. Якобинский террор.

Раскол в среде якобинцев. Причины падения якобинской дик­татуры. Термидорианский переворот. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, человек. Военные успехи Франции. Госу­дарственный переворот 18 брюмера 1799 г. и установление кон­сульства.

ТЕМА 3. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА В РАННЕЕ НОВОЕ ВРЕМЯ (3 ч)

Колониальный период в Латинской Америке

Мир испанцев и мир индейцев. Создание колониальной систе­мы управления. Ограничения в области хозяйственной жизни. Бес­правие коренного населения. Католическая церковь и инквизиция в колониях. Черные невольники. Латиноамериканское общество: жизнь и быт различных слоев населения. Республика Пальмарес, Туссен Лувертюр и война на Гаити.

Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

Основные черты традиционного общества: государство — вер­ховный собственник земли; общинные порядки в деревне; регла­ментация государством жизни подданных. Религии Востока: конфу­цианство, буддизм, индуизм, синтоизм.

Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии. Созда­ние империи Великих Моголов. Бабур. Акбар и его политика ре­форм. Причины распада империи. Борьба Португалии, Франции и Англии за Индию.

Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Русско-китайские отноше­ния. Нерчинский договор 1689 г. Китай и Европа: политическая от­страненность и культурное влияние.

Япония в эпоху правления династии Токугавы. Правление сё-гунов. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «За­крытие» Японии. Русско-японские отношения.

Тематический план по новой истории 7 класс.

Количество часов:

за год -----------------------------------

за триместры: 1 ; 2 ;3

Название темы, раздела

Основные вопросы содержания

Дополнительное содержание

Место в учебнике (пособии)

Особые формы уроков

Кол-во

часов

Сроки прохождения

Средства наглядности

Домашнее задание

1.Введение

     

лекция

1

       

Р.1 Европа и мир в начале нового времени

Раздел посвящен периоду перехода Европы от Средневековья к новому времени. Рассматривается период Великих географических открытий, эпоха Возрождения. Ранние буржуазные революции.

     

16

   

Карта «Великие географические открытия»

 

1. Эпоха Великих географических открытий.

 

География. Великие географические открытия

П.1

комбинированный

1

     

1

Сообщение. Эпоха Великих открытий

2.Изменение старых географических представлений о мире.

   

2

комбинированный

1

     

2

3. Усиление королевской власти. Понятие «абсолютизм».

   

3

комбинированный

1

     

3

4. Дух предпринимательства преобразует экономику.

   

4

комбинированный

1

     

4

5.Социальные слои европейского общества.

   

5

комбинированный

1

март

   

5

6.Европейское население и основные черты повседневной жизни

   

6

комбинированный

1

     

6

7. От средневековья к Возрождению. Эпоха Возрождения и ее характерные черты.

.

 

7

Групповая работа

1

     

7

Сообщение. Эпоха Возрождения

8.Развитие новой науки в XVI-XVIIвв. и её влияние на технический прогресс и самосознание человека.

   

8-9

комбинированный

1

     

8,9

9.Реформация – борьба за переустройство церкви.

   

10

комбинированный

1

     

10

10.Учение и церковь Жана Кальвина

   

11

комбинированный

1

     

11

11.Королевская власть и Реформация в Англии.

   

12-13

комбинированный

1

     

12,13

12.Религиозные войны и абсолютная монархия во Франции

   

14

комбинированный

1

     

14

13.Нидерландская революция и рождение свободной республики Голландия

   

15

комбинированный

1

апрель

   

15

14.Революция в Англии. Установление парламентской монархии

   

16-17

комбинированный

1

     

16,17

15.Международные отношения

   

18

комбинированный

1

     

18

16.Повторение по теме: «Европа и мир в начале нового времени»

     

Контрольная работа

1

       

Р.2 Эпоха просвещения. Время преобразований.

Раздел рассматривает особенности эпохи просвещения через учения просветителей: Монтескье, Руссо, Вольтера. Первые буржуазные революции в США, Франции.

     

8

       

1-2. Западноевропейская культура XVIIв

   

20-21

Групповая работа

2

     

20-21

3.Промышленный переворот в Англии

   

22

комбинированный

1

   

Карта «Европа в начале нового времени»

22

4.Североамериканские колонии в борьбе за независимость

   

23

комбинированный

1

   

Карта «Образование США»

23

5.Образование Соединенных Штатов Америки

   

24

комбинированный

1

май

   

24

6-7.Великая французская революция XVIIIв

   

25-27

комбинированный

2

   

Карта «Французская революция»

25-27

8.Повторение по теме: «Эпоха Просвещения»

     

Урок повторения

1

       

Р.3 Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации

Раздел посвящен традиционным обществам Востока.

Рассматриваются общество и культура Китая, Японии,Индии.

     

4

       

1.Основные черты традиционного общества.

   

28

лекция

1

     

28

2.Кризис и распад империи Великих Моголов в Индии

   

29

комбинированный

1

     

29

3.Маньчжурское завоевание Китая. Япония в эпоху правления династии Токугавы.

   

30

комбинированный

1

     

30

4.Итоговое повторение по курсу.

       

1

       

График обязательных контрольных работ по истории 7 класс.

пп

Полугодие

Дата

Тема

Форма проведения

1

1

октябрь

Смутное время

Контрольная работа

2

1

ноябрь

Эпоха реформ Петра 1

Тестирование

3

1

декабрь

Золотой век Екатерины 2

Тестирование

4

2

апрель

Европа и мир в начале Нового времени

Контрольная работа

Информационно – методическое обеспечение и средства наглядности уроков истории 7 класс.

Е.В.Пчелов. История России 17 - 18вв. М. «Русское слово», 2007

А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Новая история 1500-1800гг. М. «Просвещение », 2009

А.Я.Юдовская, Л.М.Ванюшкина. Поурочные разработки по новой истории 1500-1800гг. М. «Просвещение»,2001

В.В.Кириллов. Отечественная история в схемах и таблицах

История 30 типовых экзаменационных работ. М., АСТ «Астрель» 2011

Учебные карты соответствующего периода

Видеохрестоматия по истории 18века. Ожившая история. 2 части. ООО «Мир знаний»

УМК Живая география версия 2.0 Цифровые исторические карты. ЗАО «КБ Панорама»

С древнейших времен до образования Российской империи

Российская империя со времен Петра 1 и до отмены крепостного права(1861)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.