Рабочая программа по истории в 6 классе по УМК А.В. Торкунова

0
0
Материал опубликован 10 March 2019

Керш – Борковский филиал

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

Сокольниковской средней общеобразовательной школы

Моршанского района Тамбовской области

Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей истории и обществознания

Протокол №1 от 28.08.2018г.

 

Утверждена приказом МБОУ

Сокольниковской СОШ

400 от 30.08.2018 г.

Рабочая программа

учебного курса «История»

для 6 класса

на 2018-2019 учебный год

Составитель программы: учитель Парамзина В.В.,

I квалификационная категория

Моршанский район, с. Керш-Борки

2018г.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Выпускник научится:

• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.

Личностными результатами изучения курса историив 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.

Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.

Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего
периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, СергияРадонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь;

политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси, уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

История Средних веков – 30 ч

Что изучает история Средних веков (1ч)

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье (9 ч.)

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье (18 ч.)

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока и государства доколумбовой Америки в Средние века (1 ч.)

Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки: общественный строй, религиозные верования населения, культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.

Итоговое обобщение – 1 ч

От Древней Руси к Российскому государству (VIIIXV вв.) (40 ч)
 

Наша Родина – Россия (1 ч)

Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.

Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.

Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.

Региональный компонент

Как жили наши предки в далеком прошлом. Каменный век. Бронзовый и ранний железный века. Начало заселения тамбовских земель. Мордва.

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (10 часов)

Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.

Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.

Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.

Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.

Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.

Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.

Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.

Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.

Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.

Региональный компонент

Окраинное положение Тамбовщины. Кочевые племена на территории края. Причины и характер продвижения русских князей в тамбовские земли. Древнеславянское население. Ремесла и торговые пути.

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч)

Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.

Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (9 ч)

Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).

Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.

Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.

Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.

Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.

Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.

Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.

Региональный компонент

Дикое поле и кочевники. Батыево нашествие. Последствия монголо-татарского нашествия. На стыке двух государств: Руси и Золотой Орды.

Тема 5. Формирование единого Русского государства (7 ч)

Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.

Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.

Региональный компонент

Проникновение на тамбовские земли Рязанского и Московского княжеств в 14 веке. Стояние Мамая у Кузьмино гати. Угроза со стороны крымских татар. Сближение Московского княжества с тамбовской мордвой. Вхождение в состав России. Ногайский шлях.

Итоговое обобщение – 1 ч.

Резерв учителя – 3 ч.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

История Средних веков (30 часов)

п/п

Тема раздела

Кол-во час.

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД)

Формы контроля

1

Что изучает история Средних веков

1

Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник.

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Научиться определять термины: архивы, хроники, фрески.

Фронталь-ный опрос.

2

Раздел I. Раннее Средневе

ковье.

 

9

Научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; оперировать историческими датами; определять длительность и последовательность исторических событий; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; показывать на исторической карте, места значительных исторических событий; Научиться определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов, король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал, домен, империя, миссионеры, датские деньги, пергамент, жития, хроники, Каролингское Возрождение.
Получат возможность научиться: называть важнейшие достижения западноевропейской культуры, называть германские племена, определять роль и значение переселения народов в формировании современной Европы. Давать личностную характеристику Карлу Великому, анализировать причины распада империи Карла Великого. Научиться анализировать причины слабости королевской власти во Франции, сопоставлять правду и вымысел в легендах о короле Артуре.

Учатся оперировать историческими датами; определять длительность и последовательность исторических событий. Учатся характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты. Определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи.

Называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры. Давать личностную характеристику императору Юстиниану, оценивать деятельность просветителей Кирилла и Мефодия. Решать исторические задачи и проблем­ные ситуации. Самостоятельно готовить темати­ческое сообщение к уроку по выбору. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Учатся определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям культуры данного периода.

Учатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон, вече, славянская письменность.

Учатся характеризовать природно-климатические условия Аравии. Устанавливать причинно-следственные связи природных условий и занятий жителей Аравии. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видео­ряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать по­нятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать и анализировать достижения культуры.

Учатся работать в малой группе над об­щим заданием. Выделять главное в части па­раграфа, во всём параграфе. Выделять клю­чевые понятия, которые раскрывают тему урока. Характеризовать религию арабов. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Искать в сети Интернет информацию об особенностях средневековой культуры стран ислама, архитектуре и поэзии. Характеризовать знания из разных областей наук, известные арабам. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Составлять короткие сообщения по теме. Составлять шарады, кроссворды и вы­полнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Выделять основные понятия парагра­фа (не более пяти), раскрывающие его суть. Рассказывать с помощью карты о место­положении Аравийского полуострова и занятиях его жителей. Изучать по карте и тексту учебника терри­торию расселения арабов. Объяснять значение принятия единобожия. Проводить аналогию и устанавливать, сходство и различия христианства и ислама. Уметь давать личностную характеристику Мухаммеду, Харун ар-Рашиду. Оценивать Аль-Бируни, Авиценна, Фирдоуси. Работать в малых группах по дифференци­рованным заданиям на понимание и осмыс­ление нового материала. Перечислять дости­жения арабов в военном деле.

Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират, ислам Коран, мусульмане, экспансия, арабески, медресе, мечеть, минарет.

Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым материа-лом.

 

3

Раздел II. Зрелое Средневековье

 

18

Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феода­лом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жиз­ни. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни рыцарей и крестьян. Составлять кроссворд по одному из пун­ктов параграфа.

Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Устанавливать связи между раз­витием орудий труда, различных приспо­соблений в сельском хозяйстве и экономи­ческим ростом. Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе на­блюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, раз­влечениях.

Работать в малых группах по дифференцированным задани­ям. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки со­общения на уроке. Использовать информацию ви­деофильма, электронных изданий, презента­ций для составления собственного рассказа о рыцарских замках. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из европейских замков, либо о рыцарском гербе совместно с ро­дителями. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. Самостоятельно подготавливать темати­ческие сообщения по выбору.

Объяснять значение понятий: монарх, землевладельцы-феодалы, зависимые крестьяне, феодальный замок, рыцарские турниры, герольды, Кодекс рыцарской чести, феодальное вотчина, повинности, барщина, оброк, крестьянская община, личная и поземельная зависимость, угодья, натуральное хозяйство.

Выделять условия возник­новения и развития городов. Использовать различные источники информации для формиро­вания устойчивых представлений о средневековом городе. Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе.

Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору).

Представлять сообщения и доклады в со­ответствии с требованиями регламента.

Работать с картой в процессе изучения событий. Составлять простой план параграфа. Выделять в тексте главное. Работать в малых группах, систематизи­руя информацию.

С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Показывать на карте крупные города. Анализировать их названия. Комментировать иллюстрации на страни­цах учебника. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Использовать различные средства и источ­ники информации в ходе подготовки сообще­ния о жизни горожан.

Создать виртуальную экскур­сию по средневековому городу (посредством презента­ции, интернет-ресурсов, электронных изда­ний). Составить рассказ от лица ремесленника, торговца, мастера, ученика.

Учатся определять термины: город, коммуна, самоуправление, мастер, ученики, подмастерье, заработная плата, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ростовщики, патриции, бюргеры, ратуша, университеты, мистерии, сословия. Получают возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство.

Характеризовать положение и образ жиз­ни трёх основных сословий средневеково­го общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать  о собы­тиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появле­ния движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. Определять по карте путь Крестовых похо­дов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми по­ходами и стремлением церкви повысить ав­торитет в обществе. Объяснять цели различ­ных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять само­стоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Комментировать иллюстрации на страни­цах учебника. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Использовать различные средства и источ­ники информации в ходе подготовки сообще­ния о крестоносцах.

Учатся определять термины: исповедь, десятина, реликвии, мощи, индульгенции, католичество, православие, церковные соборы, еретики, инквизиция, ордены, Крестовые походы, крестоносцы.

Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, осво­бождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать мате­риал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять во­просы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. Называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны. Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказы­вать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о под­виге Жанны д'Арк. Давать личностную характеристику героине. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. Комментировать иллюстрации на страни­цах учебника. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать со­циальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать по­ступки лидеров восстаний, давать им личностную характеристику. Находить на карте Пиренейский полу­остров и расположенные на нём государ­ства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кор­тесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. Находить на карте и комментировать ме­стоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образова­ния самостоятельных централизованных го­сударств в Германии. Анализировать состо­яние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления император­ской власти.

Учатся определять термины: денежный оброк, средние слои, парламент, сословно-представительная монархия. Генеральные штаты, реформы, Великая хартия вольностей, парламент, Золотая булла. Находить на карте и комментировать ме­стоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образова­ния самостоятельных централизованных го­сударств в Германии. Анализировать состо­яние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления император­ской власти. Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказы­вать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. Находить и показывать на карте Балкан­ский полуостров, Болгарское царство, Сер­бию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли со­хранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть по­следствия падения Византии. Выполнять са­мостоятельную работу с опорой на содержа­ние изученной главы учебника.

Учатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм, турки-османы.

Получают возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения, называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания. Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровер­жения существования корпоративной культу­ры. Излагать смысл дискуссии о соотноше­нии веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средне­вековых городах. Составлять рассказ-экскурсию по памят­никам искусства. Характеризовать и срав­нивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. Составлять рассказ-описание по карти­не художника. Объяснять значение поня­тий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового че­ловека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преоб­ладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного коле­са и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его пе­риод. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника.

Учатся определять термины: университет, ректор, декан, магистр, диспуты, схоластика, трубадуры, труверы, миннезингеры, витражи, миниатюры, Раннее Возрождение, корпорации, труверы, ваганты, готика.

Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение историчес-ких задач, ролевые игры, тестовые задания. Самостоятельная работа по теме: «Феодаль-ное общество. Крестовые походы».

 

12

Раздел III. Страны Востока и государст-ва доко-лумбовой Америки в Средние века

1

Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать дости­жения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет-ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столи­ца, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — инду­изм. Анализировать развитие страны в до­монгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобра­зии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подго­товки сообщений на тему истории Индии. Объяснять особенности образа жиз­ни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию рас­селения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами.

Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом.

13

Итоговое обобщение по курсу «История Средних ве­ков»

1

Объяснять смысл понятия «Средневе­ковье».

Раскрывать сущность феодальных от­ношений.

Выделять и характеризовать основ­ные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отно­шения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять само­стоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья.

Защита проектов, презента-ций, тестовая работа

История России (40 ч.)

14

Наша Родина - Россия

1

Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники»

Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

 Объяснять, как ведется счет лет в истории, определять место средневековья на ленте времени.

Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков

Изучить историческую карту мира Средневековья

 

15

Тема 1. Народы и государ-ства на территории нашей страны в древности.

4

Показывать на карте расселение древ­него человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья.

Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий

 Характеризовать на основе историчес­кой карты территорию расселения вос­точных славян, природные условия, в ко­торых они жили, их занятия.

Описывать жизнь и быт, верования славян.

Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий.

Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань.

Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом.

16

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в

10

Раскрывать причины и называть вре­мя образования Древнерусского государ­ства.

Объяснять смысл понятий государ­ство, князь, дружина, полюдье

Показывать на исторической карте тер­риторию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей.

Систематизировать материал (состав­лять хронологическую таблицу) о дея­тельности первых русских князей на ос­новании учебника и отрывков из «Повес­ти временных лет».

Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами.

Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения

Характеризовать внутреннюю и внеш­нюю политику Владимира Святославича.

Составлять личностный портрет Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов все­общей истории о возникновении христи­анства и его основных постулатах.

Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митропо­лит, епископ.

Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику.

Составлять характеристику Ярослава Мудрого.

Объяснять смысл понятий намест­ник, посадник, усобицы.

Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, исполь­зуя информацию учебника и отрывки из Русской Правды.

Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп

 Рассказывать о развитии культуры Древней Руси.

Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства.

Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие

 Характеризовать образ жизни пред­ставителей различных слоёв древнерус­ского общества.

Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения (презен­тации) о каком-либо древнерусском го­роде (по выбору учащегося)

Систематизировать исторический ма­териал о Древней Руси.

Характеризовать общие черты и осо­бенности раннефеодального периода ис­тории Руси и Западной Европы.

Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современно­го общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории Древней Руси

Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом, творческие индивиду-альные задания

17

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в.

5

Составлять характеристику Владимира Мономаха.

Объяснять смысл понятий удел, поли­тическая раздробленность.

Называть хронологические рамки пе­риода раздробленности.

Раскрывать причины и последствия раздробленности

Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества.

Характеризовать особенности геогра­фического положения и социально-поли­тического развития Владимиро-Суздальс­кого княжества.

Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Все­волода Большое Гнездо.

Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Характеризоватьособенности геогра­фического положения и социально-поли­тического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества.

Рассказывать об особенностях полити­ческой жизни Новгородской республики.

Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Defa-ult.Aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерус­ские берестяные грамоты»: http.V/gramo- tv.ru/.

(Примечание. Занятие рекомендуется посвятить Новгородской земле, а знаком­ство с историей Галицко-Волынского княжества дать ученикам в качестве до­машнего задания.)

Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом, творческие индивиду-альные задания

18

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках

9

Изучать материалы, свидетельствую­щие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летопи­сей, произведений древнерусской литера­туры и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения.

Объяснять причины успеха монголов

Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище.

Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель.

Начать составление характеристики Александра Невского, используя матери­алы сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и дру­гие источники

Объяснять, в чём выражалась зависи­мость русских земель от Золотой Орды

Характеризовать повинности населения.

Завершить составление характеристи­ки Александра Невского.

Объяснять смысл понятий баскак, яр­лык, «выход»

Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовс­кого.

Характеризовать политику литовских князей.

Объяснять причины быстрого терри­ториального роста Литвы за счёт русских земель.

Характеризовать значение присоеди­нения русских земель к Великому княже­ству Литовскому

Давать общую характеристику состо­яния русской культуры в указанный пе­риод.

Выявлять особенности и характери­зовать достижения культуры отдельных княжеств и земель

Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры.

Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации

Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности раздробленности на Руси и в Западной Европе.

Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории периода раздроблен­ности по образцу ГИА 

Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом, творческие индивиду-альные задания

19

Тема 5. Формирование единого Русского государ-ства

7

Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, ос­новные центры собирания русских зе­мель, территориальный рост Московско­го княжества.

Раскрывать причины и следствия объ­единения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты.

Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты.

Раскрывать значение Куликовской битвы.

Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниа­тюры «Сказания о Мамаевом побоище»:http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&Nstart=51

Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея

Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси.

Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой.

Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Ва­силия II Тёмного.

Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Евро­пы. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства.

Показывать на исторической карте процесс превращения Московского вели­кого княжества в Русское государство.

Начать составление характеристики Ивана III.

Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной.

Завершить составление характеристи­ки Ивана III.

Сравнивать вотчинное и поместное землевладение.

Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них све­дения в рассказе о положении крестьян.

Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье

Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государствен­ности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью.

Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси. Характеризовать социально-экономи­ческое и политическое развитие Русско­го государства в начале XVI в. Объяснять причины и значение при­нятия Иваном IV царского титула. Характеризовать основные мероприя­тия и значение реформ 1550-х гг.

Изучать исторические документы (от­рывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о Рос­сии) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти.

Объяснять значение понятий: центра­лизованное государство, приказ, Земс­кий собор, стрелецкое войско, дворяне Использовать историческую карту для характеристики роста территории Москов­ского государства, хода Ливонской вой­ны, похода Ермака.

Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси.

Характеризовать причины успехов Ру­си в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне.

Объяснять причины, сущность и по­следствия опричнины. Определять своё отношение к оприч­ному террору на основе анализа доку­ментов, отрывков из работ историков.

Составлять характеристику Ивана IV Грозного.

Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право.

Составлять таблицу достижений культу­ры Руси в XIV—XVI вв. Проводить поиск исторической инфор­мации для подготовки сообщений (презен­таций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Характеризовать основные жанры ре­лигиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв. Описывать памятники культуры на ос­нове иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосред­ственных наблюдений (с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сооб­щения (презентации) об иконах и о хра­мах XIV—XVI вв., используя Интернет и другие источники информации.

Составлять описание памятников мате­риальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Описывать быт различных слоёв насе­ления, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала). Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV—XVI вв., используя информацию из источников. Систематизировать исторический ма­териал по изученному периоду.

Характеризовать общие черты и осо­бенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе.

Высказывать суждения о значении наследия XTV—XVI вв. для современного общества. Выполнять тестовые самостоятельные работы. 

Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом, творческие индивиду-альные задания

20

Итоговое обобщение

1

Систематизировать исторический ма­териал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в.

Выполнять тестовые контрольные за­дания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА  

Тест

21

Резерв учителя

3

   
         
         

Календарно-тематическое планирование

Утверждено приказом МБОУ

Сокольниковской СОШ от 08. 2018г. №

П/П

Тема разделов и уроков

Количество часов

Дата проведения

По плану

По факту

1

Что изучает история Средних веков

1

03.09

 

2

Древние германцы и Римская империя

1

06.09

 

3

Королевство франков и христианская церковь

1

10.09

 

4

Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность

1

13.09

 

5

Западная Европа в IX-XI вв.

1

17.09

 

6

Культура Западной Европы в эпоху Раннего Средневековья

1

20.09

 

7

Византия - государственное устройство и культура

1

24.09

 

8

Образование славянских государств

1

27.09

 

9

Арабский халифат и его распад

1

01.10

 

10

Культура стран халифата.

1

04.10

 

11

В рыцарском замке.

1

15.10

 

12

Средневековая деревня и ее обитатели.

1

18.10

 

13

Средневековый город.

1

22.10

 

14

Горожане и их образ жизни.

1

25.10

 

15

Католическая церковь в Средние века

1

29.10

 

16

Крестовые походы.

1

01.11

 

17

Объединение Франции

1

08.11

 

18

Что англичане считают началом своих свобод.

1

12.11

 

19

Столетняя война.

1

15.11

 

20

Крестьянские восстания во Франции и Англии.

1

26.11

 

21

Усиление королевской власти во Франции и Англии.

1

29.11

 

22

Реконкиста

1

03.12

 

23

Усиление власти князей Германии.

1

06.12

 

24

Расцвет итальянских городов.

1

10.12

 

25

Гуситское движение в Чехии

1

13.12

 

26

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

1

17.12

 

27

Образование и философия, литература, искусство.

1

20.12

 

28

Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения.

1

24.12

 

29

Народы Азии, Америки и Африки в Средние века

1

27.12

 

30

Итоговое повторение по курсу «Средние века».

1

10.01

 
         
 

История России

     
         

31

Наша Родина - Россия

1

14.01

 
 

Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)

     

32

Древние люди и их стоянки на территории современной России.

1

17.01

 

33

Неолитическая революция. Наш край в эпоху неолита.

1

21.01

 

34

Образование первых государств.

1

24.01

 

35

Восточные славяне и их соседи. Цнинская мордва.

1

28.01

 
 

Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в (10 часов)

     

36

Первые известия о Руси.

1

31.01

 

37

Становление Древнерусского государства.

1

04.02

 

38

Правление князя Владимира. Крещение Руси.

1

07.02

 

39

Русское государство при Ярославе Мудром

1

11.02

 

40

Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах

1

14.02

 

41

Общественный строй и церковная организация на Руси.

1

18.02

 

42

Место и роль Руси в Европе. Тамбовский край в ХI – XII вв.

1

25.02

 

43

Культурное пространство Европы и культура Древней Руси.

1

28.02

 

44

Повседневная жизнь населения.

1

04.03

 

45

Обобщающее повторение по разделу « Русь в IX – первой половине XII в.»

1

07.03

 
 

Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч)

     
         

46

Политическая раздробленность в Европе и на Руси

1

11.03

 

47

Владимиро-Суздальское княжество.

1

14.03

 

48

Новгородская республика

1

18.03

 

49

Южные и юго-западные русские княжества.

1

21.03

 

50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века»

1

25.03

 
 

Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (9ч)

     
         

51

Монгольская империя и изменение политической картины мира.

1

28.03

 

52

Батыево нашествие на Русь. Тамбовский край в ХIII – XIVвв.

1

01.04

 

53

Северо-Западная Русь между Востоком и Западом.

1

04.04

 

54

Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура.

1

15.04

 

55

Литовское государство и Русь

1

18.04

 

56

Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси.

1

22.04

 

57

Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва.

1

25.04

 

58

Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв.

1

29.04

 

59

Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв»

1

02.05

 
 

Тема 5. Формирование единого Русского государства (7 ч)

     
         

60

Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в.

1

06.05

 

61

Московское княжество в первой половине XV в.

1

09.05

 

62

Распад Золотой Орды и его последствия

1

13.05

 

63

Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Рязанское пограничье в XIV – XV вв.

1

16.05

 

64

Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. Православие на территории Тамбовщины.

1

20.05

 

65

Человек в Российском государстве второй пол. XV в.

1

23.05

 

66

Формирование культурного пространства единого Российского государства.

1

27.05

 

67

Итоговое обобщение

1

30.05

 

68-70

Резерв учителя.

3

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.