Рабочая программа по истории в 6 классе по УМК А.В. Торкунова
Керш – Борковский филиал
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
Сокольниковской средней общеобразовательной школы
Моршанского района Тамбовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению ШМО учителей истории и обществознания Протокол №1 от 28.08.2018г. |
Утверждена приказом МБОУ Сокольниковской СОШ № 400 от 30.08.2018 г. |
Рабочая программа
учебного курса «История»
для 6 класса
на 2018-2019 учебный год
Составитель программы: учитель Парамзина В.В.,
I квалификационная категория
Моршанский район, с. Керш-Борки
2018г.
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Выпускник научится:
• локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;
• использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;
• проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;
• составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;
• объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;
• сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Средних веков.
Выпускник получит возможность научиться:
• давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);
• сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;
• составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.
Программа обеспечивает формирование личностных, метапредметных, предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса историив 6 классе являются:
• первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XV в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;
• познавательный интерес к прошлому своей Родины;
• изложение своей точки зрения, её аргументация в соответствии с возрастными возможностями;
• проявление эмпатии как понимания чувств других людей и сопереживания им;
• уважительное отношение к прошлому, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох;
• навыки осмысления социально-нравственного опыта предшествующих поколений;
• уважение к народам России и мира и принятие их культурного многообразия, понимание важной роли взаимодействия народов в процессе формирования древнерусской народности;
• следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями, формирование коммуникативной компетентности;
• обсуждение и оценивание своих достижений, а также достижений других обучающихся под руководством педагога;
• расширение опыта конструктивного взаимодействия в социальном общении.
Метапредметные результаты изучения истории включают следующие умения и навыки:
• формулировать при поддержке учителя новые для себя задачи в учёбе и познавательной деятельности;
• планировать при поддержке учителя пути достижения образовательных целей;
• соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, оценивать правильность решения
учебной задачи;
• работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать графическую, художественную, текстовую, аудиовизуальную информацию, обобщать факты, составлять план, тезисы, конспект и т. д.);
• собирать и фиксировать информацию, выделяя главную и второстепенную, критически оценивать её достоверность (при помощи педагога);
• использовать современные источники информации - материалы на электронных носителях: находить информацию в индивидуальной информационной среде, среде образовательного учреждения, федеральных хранилищах образовательных информационных ресурсов и контролируемом Интернете под руководством педагога;
• привлекать ранее изученный материал при решении познавательных задач;
• ставить репродуктивные вопросы (на воспроизведение материала) по изученному материалу;
• определять понятия, устанавливать аналогии, классифицировать явления, с помощью учителя выбирать основания и критерии для классификации и обобщения;
• логически строить рассуждение, выстраивать ответ в соответствии с заданием, целью (сжато, полно, выборочно);
• определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат.
Предметные результаты изучения истории включают:
• определение исторических процессов, событий во времени, применение основных хронологических понятий и терминов (эра, тысячелетие, век);
• установление синхронистических связей истории Руси и стран Европы и Азии;
• составление и анализ генеалогических схем и таблиц;
• определение и использование исторических понятий и терминов;
• овладение элементарными представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности, начале исторического пути России и судьбах народов, населяющих её территорию;
• использование знаний о территории и границах, географических особенностях, месте и роли России во всемирно-историческом процессе в изучаемый период;
• использование сведений из исторической карты как источника информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних народов и государств, местах важнейших событий;
• изложение информации о расселении человеческих общностей в эпоху первобытности, расположении древних государств, местах важнейших событий;
• описание условий существования, основных занятий, образа жизни людей в древности, памятников культуры, событий древней истории;
• понимание взаимосвязи между природными и социальными явлениями, их влияния на жизнь человека;
• высказывание суждений о значении исторического и культурного наследия восточных славян и их соседей;
• описание характерных, существенных черт форм догосударственного и государственного устройства древних общностей, положения основных групп общества, религиозных верований людей;
• поиск в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках древности, отрывках исторических текстов) информации о событиях и явлениях прошлого;
• анализ информации, содержащейся в летописях (фрагменты «Повести временных лет» и др.), правовых документах (Русская Правда, Судебники 1497 и 1550 гг.и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других источниках по истории Древней и Московской Руси;
• использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности людей и др.);
• понимание важности для достоверного изучения прошлого комплекса исторических источников, специфики учебно-познавательной работы с источниками древнейшего
периода развития человечества;
• оценивание поступков, человеческих качеств на основе осмысления деятельности Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана Калиты, СергияРадонежского, Дмитрия Донского, Ивана III и др. исходя из гуманистических ценностных ориентаций, установок;
• умение различать достоверную и вымышленную (мифологическую, легендарную) информацию в источниках и их комментирование (при помощи учителя);
• сопоставление (при помощи учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей с опорой на конкретные примеры;
• определение собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого;
• систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь;
политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в конце XV — начале XVI в.);
• поиск и оформление материалов древней истории своего края, региона, применение краеведческих знаний при составлении описаний исторических и культурных памятников на территории современной России;
• приобретение опыта историко-культурного, историко-антропологического, цивилизационного подходов к оценке социальных явлений;
• личностное осмысление социального, духовного, нравственного опыта периода Древней и Московской Руси, уважение к древнерусской культуре и культуре других народов, понимание культурного многообразия народов Евразии в изучаемый период.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
История Средних веков – 30 ч
Что изучает история Средних веков (1ч)
Средние века: понятие и хронологические рамки.
Раннее Средневековье (9 ч.)
Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.
Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.
Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.
Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.
Зрелое Средневековье (18 ч.)
Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.
Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.
Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.
Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.
Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.
Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.
Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.
Страны Востока и государства доколумбовой Америки в Средние века (1 ч.)
Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.
Государства доколумбовой Америки: общественный строй, религиозные верования населения, культура.
Историческое и культурное наследие Средневековья.
Итоговое обобщение – 1 ч
От Древней Руси к Российскому государству (VIII –XV вв.) (40 ч)
Наша Родина – Россия (1 ч)
Роль и место России в мировой истории. Проблемы периодизации российской истории. Источники по истории России. Основные этапы развития исторической мысли в России.
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч)
Заселение территории нашей страны человеком. Каменный век. Особенности перехода от присваивающего хозяйства к производящему на территории Северной Евразии. Ареалы древнейшего земледелия и скотоводства. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество. Центры древнейшей металлургии в Северной Евразии. Кочевые общества евразийских степей в эпоху бронзы и раннем железном веке. Степь и ее роль в распространении культурных взаимовлияний.
Народы, проживавшие на этой территории до середины I тысячелетия до н.э. Античные города-государства Северного Причерноморья. Боспорское царство. Скифское царство. Дербент.
Великое переселение народов. Миграция готов. Нашествие гуннов. Вопрос о славянской прародине и происхождении славян. Расселение славян, их разделение на три ветви – восточных, западных и южных. Славянские общности Восточной Европы. Их соседи – балты и финно-угры. Хозяйство восточных славян, их общественный строй и политическая организация. Возникновение княжеской власти. Традиционные верования. Страны и народы Восточной Европы, Сибири и Дальнего Востока. Тюркский каганат. Хазарский каганат. Волжская Булгария.
Региональный компонент
Как жили наши предки в далеком прошлом. Каменный век. Бронзовый и ранний железный века. Начало заселения тамбовских земель. Мордва.
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в. (10 часов)
Исторические условия складывания русской государственности: природно-климатический фактор и политические процессы в Европе в конце I тыс. н. э. Формирование новой политической и этнической карты континента.
Государства Центральной и Западной Европы. Первые известия о Руси. Проблема образования Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей.
Формирование территории государства Русь. Дань и полюдье. Первые русские князья. Отношения с Византийской империей, странами Центральной, Западной и Северной Европы, кочевниками европейских степей. Русь в международной торговле. Путь из варяг в греки. Волжский торговый путь.
Принятие христианства и его значение. Византийское наследие на Руси.
Территория и население государства Русь/Русская земля. Крупнейшие города Руси. Новгород как центр освоения Севера Восточной Европы, колонизация Русской равнины. Территориально-политическая структура Руси: волости. Органы власти: князь, посадник, тысяцкий, вече. Внутриполитическое развитие. Борьба за власть между сыновьями Владимира Святого. Ярослав Мудрый. Русь при Ярославичах. Владимир Мономах. Русская церковь.
Общественный строй Руси: дискуссии в исторической науке. Князья, дружина. Духовенство. Городское население. Купцы. Категории рядового и зависимого населения. Древнерусское право: Русская Правда, церковные уставы.
Русь в социально-политическом контексте Евразии. Внешняя политика и международные связи: отношения с Византией, печенегами, половцами (Дешт-и-Кипчак), странами Центральной, Западной и Северной Европы.
Русь в культурном контексте Евразии. Картина мира средневекового человека. Повседневная жизнь, сельский и городской быт. Положение женщины. Дети и их воспитание. Календарь и хронология.
Древнерусская культура. Формирование единого культурного пространства. Кирилло-мефодиевская традиция на Руси. Письменность. Распространение грамотности, берестяные грамоты. «Новгородская псалтирь». «Остромирово Евангелие». Появление древнерусской литературы. «Слово о Законе и Благодати». Произведения летописного жанра. «Повесть временных лет». Первые русские жития. Произведения Владимира Мономаха. Иконопись. Искусство книги. Архитектура. Начало храмового строительства: Десятинная церковь, София Киевская, София Новгородская. Материальная культура. Ремесло. Военное дело и оружие.
Региональный компонент
Окраинное положение Тамбовщины. Кочевые племена на территории края. Причины и характер продвижения русских князей в тамбовские земли. Древнеславянское население. Ремесла и торговые пути.
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч)
Формирование системы земель – самостоятельных государств. Важнейшие земли, управляемые ветвями княжеского рода Рюриковичей: Черниговская, Смоленская, Галицкая, Волынская, Суздальская. Земли, имевшие особый статус: Киевская и Новгородская. Эволюция общественного строя и права. Внешняя политика русских земель в евразийском контексте.
Формирование региональных центров культуры: летописание и памятники литературы: Киево-Печерский патерик, моление Даниила Заточника, «Слово о полку Игореве». Белокаменные храмы Северо-Восточной Руси: Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор Юрьева-Польского.
Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (9 ч)
Возникновение Монгольской империи. Завоевания Чингисхана и его потомков. Походы Батыя на Восточную Европу. Возникновение Золотой орды. Судьбы русских земель после монгольского нашествия. Система зависимости русских земель от ордынских ханов (т.н. «ордынское иго»).
Южные и западные русские земли. Возникновение Литовского государства и включение в его состав части русских земель. Северо-западные земли: Новгородская и Псковская. Политический строй Новгорода и Пскова. Роль вече и князя. Новгород в системе балтийских связей.
Ордена крестоносцев и борьба с их экспансией на западных границах Руси. Александр Невский: его взаимоотношения с Ордой. Княжества Северо-Восточной Руси. Борьба за великое княжение Владимирское. Противостояние Твери и Москвы. Усиление Московского княжества. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Закрепление первенствующего положения московских князей.
Перенос митрополичьей кафедры в Москву. Роль православной церкви в ордынский период русской истории. Сергий Радонежский. Расцвет раннемосковского искусства. Соборы Кремля.
Золотая орда: государственный строй, население, экономика, культура. Города и кочевые степи. Принятие ислама. Ослабление государства во второй половине XIV в., нашествие Тимура.
Распад Золотой орды, образование татарских ханств. Казанское ханство. Сибирское ханство. Астраханское ханство. Ногайская орда. Крымское ханство. Касимовское ханство. Дикое поле. Народы Северного Кавказа. Итальянские фактории Причерноморья (Каффа, Тана, Солдайя и др) и их роль в системе торговых и политических связей Руси с Западом и Востоком.
Изменения в представлениях о картине мира в Евразии в связи с завершением монгольских завоеваний. Культурное взаимодействие цивилизаций. Межкультурные связи и коммуникации (взаимодействие и взаимовлияние русской культуры и культур народов Евразии). Летописание. Памятники Куликовского цикла. Жития. Епифаний Премудрый. Архитектура. Изобразительное искусство. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Региональный компонент
Дикое поле и кочевники. Батыево нашествие. Последствия монголо-татарского нашествия. На стыке двух государств: Руси и Золотой Орды.
Тема 5. Формирование единого Русского государства (7 ч)
Борьба за русские земли между Литовским и Московским государствами. Объединение русских земель вокруг Москвы. Междоусобная война в Московском княжестве второй четверти XV в. Василий Темный. Новгород и Псков в XV в.: политический строй, отношения с Москвой, Ливонским орденом, Ганзой, Великим княжеством Литовским. Падение Византии и рост церковно-политической роли Москвы в православном мире. Теория «Москва – третий Рим». Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Расширение международных связей Московского государства. Принятие общерусского Судебника. Формирование аппарата управления единого государства. Перемены в устройстве двора великого князя: новая государственная символика; царский титул и регалии; дворцовое и церковное строительство. Московский Кремль.
Изменения восприятия мира. Сакрализация великокняжеской власти. Флорентийская уния. Установление автокефалии русской церкви. Внутрицерковная борьба (иосифляне и нестяжатели, ереси). Развитие культуры единого Русского государства. Летописание: общерусское и региональное. Житийная литература. «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Архитектура. Изобразительное искусство. Повседневная жизнь горожан и сельских жителей в древнерусский и раннемосковский периоды.
Региональный компонент
Проникновение на тамбовские земли Рязанского и Московского княжеств в 14 веке. Стояние Мамая у Кузьмино гати. Угроза со стороны крымских татар. Сближение Московского княжества с тамбовской мордвой. Вхождение в состав России. Ногайский шлях.
Итоговое обобщение – 1 ч.
Резерв учителя – 3 ч.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
История Средних веков (30 часов)
№ п/п |
Тема раздела |
Кол-во час. |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД) |
Формы контроля |
|||
1 |
Что изучает история Средних веков |
1 |
Раскрывать значение терминов история, век, исторический источник. Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю. Научиться определять термины: архивы, хроники, фрески. |
Фронталь-ный опрос. |
|||
2 |
Раздел I. Раннее Средневе ковье.
|
9 |
Научиться рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; оперировать историческими датами; определять длительность и последовательность исторических событий; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; показывать на исторической карте, места значительных исторических событий; Научиться определять термины: племенные союзы, свободные общинники, ярлы, герцоги, народное ополчение, дружинники, Великое переселение народов, король, коронование, королевский двор, рыцарь, междоусобные войны, феодальная лестница, сеньор, вассал, домен, империя, миссионеры, датские деньги, пергамент, жития, хроники, Каролингское Возрождение. Учатся оперировать историческими датами; определять длительность и последовательность исторических событий. Учатся характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты. Определять специфику государственного устройства Византии и анализировать причины ослабления Византийской империи. Называть важнейшие достижения византийской культуры и ее вклад в мировую культуру, определять влияние христианства на развитие византийской культуры. Давать личностную характеристику императору Юстиниану, оценивать деятельность просветителей Кирилла и Мефодия. Решать исторические задачи и проблемные ситуации. Самостоятельно готовить тематическое сообщение к уроку по выбору. Используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Учатся определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории, достижениям культуры данного периода. Учатся определять термины: евразийское государство, скипетр, крестово-купольный храм, мозаика, смальта, фрески, канон, вече, славянская письменность. Учатся характеризовать природно-климатические условия Аравии. Устанавливать причинно-следственные связи природных условий и занятий жителей Аравии. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнительной литературы, электронных изданий. Комментировать понятия и самостоятельно формулировать их. Оценивать и анализировать достижения культуры. Учатся работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всём параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока. Характеризовать религию арабов. Работать с картой в малых группах по единому заданию. Искать в сети Интернет информацию об особенностях средневековой культуры стран ислама, архитектуре и поэзии. Характеризовать знания из разных областей наук, известные арабам. Подготовить презентации в Роwег Роint по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Составлять короткие сообщения по теме. Составлять шарады, кроссворды и выполнять к ним задания (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). Выделять основные понятия параграфа (не более пяти), раскрывающие его суть. Рассказывать с помощью карты о местоположении Аравийского полуострова и занятиях его жителей. Изучать по карте и тексту учебника территорию расселения арабов. Объяснять значение принятия единобожия. Проводить аналогию и устанавливать, сходство и различия христианства и ислама. Уметь давать личностную характеристику Мухаммеду, Харун ар-Рашиду. Оценивать Аль-Бируни, Авиценна, Фирдоуси. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям на понимание и осмысление нового материала. Перечислять достижения арабов в военном деле. Научатся определять термины: бедуины, ярмарка, шариат, халифат, эмират, ислам Коран, мусульмане, экспансия, арабески, медресе, мечеть, минарет. |
Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым материа-лом. |
|||
3 |
Раздел II. Зрелое Средневековье
|
18 |
Группировать информацию о феодале, крестьянине и их отношениях. Объяснять, что отношения между земледельцем и феодалом регулировались законом. Анализировать положение земледельца, его быт и образ жизни. Характеризовать основные группы населения и их положение. Составлять рассказ о жизни рыцарей и крестьян. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Устанавливать связи между развитием орудий труда, различных приспособлений в сельском хозяйстве и экономическим ростом. Доказывать, что с XI по XIII в. в Европе наблюдался расцвет культуры. Объяснять смысл феодальных отношений. Анализировать роль замка в культуре Средневековья. Рассказывать о воспитании рыцаря, его снаряжении, развлечениях. Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Читать текст с пометками на полях: понятно, известно, непонятно, неизвестно. Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. Составлять развёрнутый план одной части параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. Использовать информацию видеофильма, электронных изданий, презентаций для составления собственного рассказа о рыцарских замках. Создавать короткую презентацию в Роwег Роint об одном из европейских замков, либо о рыцарском гербе совместно с родителями. Составлять кроссворд на самостоятельно выбранную тему (в соответствии с темой урока). Выполнять практическую работу с текстом по дифференцированным заданиям. Самостоятельно подготавливать тематические сообщения по выбору. Объяснять значение понятий: монарх, землевладельцы-феодалы, зависимые крестьяне, феодальный замок, рыцарские турниры, герольды, Кодекс рыцарской чести, феодальное вотчина, повинности, барщина, оброк, крестьянская община, личная и поземельная зависимость, угодья, натуральное хозяйство. Выделять условия возникновения и развития городов. Использовать различные источники информации для формирования устойчивых представлений о средневековом городе. Составлять рассказ по иллюстрациям к параграфу. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Анализировать, какие факторы определяли жизнь в средневековом городе. Подготовить проект о возникновении городов в Италии, Франции, Германии (по выбору). Представлять сообщения и доклады в соответствии с требованиями регламента. Работать с картой в процессе изучения событий. Составлять простой план параграфа. Выделять в тексте главное. Работать в малых группах, систематизируя информацию. С помощью карты определять центры ремесла и торговли. Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа (на выбор). Показывать на карте крупные города. Анализировать их названия. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о жизни горожан. Создать виртуальную экскурсию по средневековому городу (посредством презентации, интернет-ресурсов, электронных изданий). Составить рассказ от лица ремесленника, торговца, мастера, ученика. Учатся определять термины: город, коммуна, самоуправление, мастер, ученики, подмастерье, заработная плата, шедевр, цехи, гильдии, товарное хозяйство, ростовщики, патриции, бюргеры, ратуша, университеты, мистерии, сословия. Получают возможность научиться: составлять план рассказа «Путешествие по средневековому городу», называть функции и правила цехов, сравнивать понятия «натуральное» и «товарное» хозяйство. Характеризовать положение и образ жизни трёх основных сословий средневекового общества. Объяснять причины усиления королевской власти. Рассказывать о событиях, свидетельствующих о противостоянии королей и пап. Называть причины появления движения еретиков. Устанавливать связи между Франциском Ассизским, Домиником Гусманом и церковью. Определять по карте путь Крестовых походов, комментировать его основные события. Устанавливать связь между Крестовыми походами и стремлением церкви повысить авторитет в обществе. Объяснять цели различных участников Крестовых походов. Сравнить итоги Первого, Второго и Третьего крестовых походов. Находить в Интернете информацию о Фридрихе I Барбароссе, Филиппе II Августе, Ричарде Львиное Сердце. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Использовать различные средства и источники информации в ходе подготовки сообщения о крестоносцах. Учатся определять термины: исповедь, десятина, реликвии, мощи, индульгенции, католичество, православие, церковные соборы, еретики, инквизиция, ордены, Крестовые походы, крестоносцы. Обсуждать в группах состояние экономики страны, его социальные эффекты. Объяснять причины ослабления крепостничества, освобождения городов от сеньоров, укрепления центральной власти короля. Отбирать материал для сообщений о Филиппе II Августе, Филиппе IV Красивом и папе римском Бонифации VIII (по выбору). Составлять вопросы и задания (п. 4 «Генеральные штаты») для дальнейшей совместной работы в группах учащихся. Называть причины, важнейшие битвы и итоги Столетней войны. Находить и показывать на карте основные места военных сражений. Логично рассказывать о причинах войны, готовности сторон, основных этапах. Составлять доклад о подвиге Жанны д'Арк. Давать личностную характеристику героине. Объяснять роль города Орлеана в военном противостоянии сторон. Комментировать иллюстрации на страницах учебника. Выполнять самостоятельную работу, опираясь на содержание изученной главы учебника. Составлять задания, вопросы, обмениваться ими. Устанавливать причинно-следственные связи между затяжной войной и разрастанием недовольства крестьян. Характеризовать социальные движения: цели, состав участников, основные события, результаты. Оценивать поступки лидеров восстаний, давать им личностную характеристику. Находить на карте Пиренейский полуостров и расположенные на нём государства. Объяснять причины и особенности Реконкисты. Характеризовать сословно-монархические централизованные государства Пиренейского полуострова. Сравнивать кортесы с Генеральными штатами во Франции, парламентом в Англии. Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. Учатся определять термины: денежный оброк, средние слои, парламент, сословно-представительная монархия. Генеральные штаты, реформы, Великая хартия вольностей, парламент, Золотая булла. Находить на карте и комментировать местоположение страны, отдельных её частей. Объяснять особенности процесса образования самостоятельных централизованных государств в Германии. Анализировать состояние страны с появлением Золотой буллы. Определять причины ослабления императорской власти. Характеризовать Чехию в XIV в. Рассказывать об отношении общества к католической церкви. Выделять главное в информации о Яне Гусе. Оценивать поступки Яна Гуса, его последователей и Яна Жижки. Называть итоги и последствия гуситского движения. Находить и показывать на карте Балканский полуостров, Болгарское царство, Сербию, государство османов и другие страны. Объяснять, почему болгары не смогли сохранить свободу и независимость. Указывать причины усиления османов. Называть последствия падения Византии. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Учатся определять термины: гуситы, умеренные, табориты, сейм, турки-османы. Получают возможность научиться: называть причины, по которым Ян Гус критиковал католическую церковь; анализировать причины побед гуситов и определять причины их поражения и итоги гуситского сражения, называть причины падения Византийской империи и последствия османского завоевания. Объяснять причины изменения представлений у средневекового европейца о мире. Объяснять значение понятия «корпоративное общество». Находить аргументы или опровержения существования корпоративной культуры. Излагать смысл дискуссии о соотношении веры и разума в христианском учении. Оценивать образование и его роль в средневековых городах. Составлять рассказ-экскурсию по памятникам искусства. Характеризовать и сравнивать творчество трубадуров и вагантов. Рассказывать о скульптуре как «Библии для неграмотных». Комментировать поэзию, роман эпохи Средневековья. Формулировать и аргументировать свою точку зрения в отношении куртуазности, рыцарской литературы и пр. Составлять рассказ-описание по картине художника. Объяснять значение понятий: гуманизм, гуманисты, Возрождение. Высказывать мнения об образе нового человека с позиции средневекового человека. Составлять описание образа нового человека с позиции Петрарки. Доказывать, что в XIV в. стали преобладать практические знания. Объяснять связь между использованием водяного колеса и развитием металлургии. Рассказывать о значении изобретения книгопечатания. Сопоставлять представление о мире человека раннего Средневековья и в поздний его период. Анализировать последствия развития мореплавания. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученной главы учебника. Учатся определять термины: университет, ректор, декан, магистр, диспуты, схоластика, трубадуры, труверы, миннезингеры, витражи, миниатюры, Раннее Возрождение, корпорации, труверы, ваганты, готика. |
Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение историчес-ких задач, ролевые игры, тестовые задания. Самостоятельная работа по теме: «Феодаль-ное общество. Крестовые походы». |
|||
12 |
Раздел III. Страны Востока и государст-ва доко-лумбовой Америки в Средние века |
1 |
Показывать на карте и комментировать местоположение Китая. Сравнивать достижения страны в разные эпохи правления. Характеризовать восстание Красных повязок. Обсуждать достижения культуры и искусства в паре, малой группе. Составлять сообщение, доклад с помощью электронных и интернет-ресурсов. Составлять и рассказывать «паспорт» страны: географическое положение, столица, состав населения, религия, управление. Характеризовать религию индийцев — индуизм. Анализировать развитие страны в домонгольский период. Называть особенности буддизма. Составлять сообщение о своеобразии культуры и искусства Индии с помощью интернет-ресурсов. Использовать ресурсы Интернета, электронных изданий для подготовки сообщений на тему истории Индии. Объяснять особенности образа жизни африканских народов и их религии. Рассказывать об устройстве обществ доколумбовой Америки. Сравнивать культуру майя ацтеков и инков. Показывать уникальность культуры народов доколумбовой Америки. Показывать на карте территорию расселения народов Центральной Африки. Выделять своеобразие африканской культуры. Перечислять последствия освоения Африки европейцами. |
Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом. |
|||
13 |
Итоговое обобщение по курсу «История Средних веков» |
1 |
Объяснять смысл понятия «Средневековье». Раскрывать сущность феодальных отношений. Выделять и характеризовать основные общественно-экономические, культурные и политические процессы. Сравнивать отношения короля, церкви и общества в разные периоды Средневековья. Объяснять, какие процессы способствовали формированию человека новой эпохи. Защищать проекты, представлять презентации. Выполнять самостоятельную работу с опорой на содержание изученного курса по истории Средневековья. |
Защита проектов, презента-ций, тестовая работа |
|||
История России (40 ч.) |
|||||||
14 |
Наша Родина - Россия |
1 |
Раскрыть значение терминов «средние века», «исторические источники» Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю Объяснять, как ведется счет лет в истории, определять место средневековья на ленте времени. Называть, характеризовать исторические источники по истории средних веков Изучить историческую карту мира Средневековья |
||||
15 |
Тема 1. Народы и государ-ства на территории нашей страны в древности. |
4 |
Показывать на карте расселение древнего человека на территории России, древние государства Поволжья, Кавказа и Северного Причерноморья. Описывать условия жизни, занятия, верования земледельческих и кочевых племён, народов древних государств. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий Характеризовать на основе исторической карты территорию расселения восточных славян, природные условия, в которых они жили, их занятия. Описывать жизнь и быт, верования славян. Приводить примеры межэтнических контактов и взаимодействий. Объяснять смысл понятий язычество, вече, народное ополчение, дань. |
Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом. |
|||
16 |
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в |
10 |
Раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Объяснять смысл понятий государство, князь, дружина, полюдье Показывать на исторической карте территорию Древней Руси, главные торговые пути, крупные города, походы князей. Систематизировать материал (составлять хронологическую таблицу) о деятельности первых русских князей на основании учебника и отрывков из «Повести временных лет». Приводить примеры взаимоотношений Древней Руси с соседними племенами и государствами. Готовить сообщение или презентацию об одном из правителей Древней Руси, использовав миниатюры из Радзивиловской летописи (http://radzivil.chat.ru/) и другие изображения Характеризовать внутреннюю и внешнюю политику Владимира Святославича. Составлять личностный портрет Владимира Святославича. Актуализировать знания из курсов всеобщей истории о возникновении христианства и его основных постулатах. Давать оценку значения принятия христианства на Руси. Объяснять смысл понятий митрополит, епископ. Характеризовать политический строй Древней Руси при Ярославе Мудром, его внутреннюю и внешнюю политику. Составлять характеристику Ярослава Мудрого. Объяснять смысл понятий наместник, посадник, усобицы. Рассказывать о положении отдельных групп населения Древней Руси, используя информацию учебника и отрывки из Русской Правды. Объяснять смысл понятий боярин, вотчина, холоп Рассказывать о развитии культуры Древней Руси. Описывать памятники древнерусского зодчества (Софийские соборы в Киеве и Новгороде) и древнерусской живописи (фрески и мозаики, иконы), предметы декоративно-прикладного искусства. Объяснять смысл понятий мозаика, фреска, миниатюра, житие Характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского общества. Осуществлять поиск информации из различных источников для подготовки сообщения (презентации) о каком-либо древнерусском городе (по выбору учащегося) Систематизировать исторический материал о Древней Руси. Характеризовать общие черты и особенности раннефеодального периода истории Руси и Западной Европы. Высказывать суждения о значении наследия Древней Руси для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Древней Руси |
Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом, творческие индивиду-альные задания |
|||
17 |
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. |
5 |
Составлять характеристику Владимира Мономаха. Объяснять смысл понятий удел, политическая раздробленность. Называть хронологические рамки периода раздробленности. Раскрывать причины и последствия раздробленности Показывать на исторической карте территорию Владимиро-Суздальского княжества. Характеризовать особенности географического положения и социально-политического развития Владимиро-Суздальского княжества. Составлять характеристики Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, Всеволода Большое Гнездо. Показывать на исторической карте территорию Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Характеризоватьособенности географического положения и социально-политического развития Новгородской земли и Галицко-Волынского княжества. Рассказывать об особенностях политической жизни Новгородской республики. Характеризовать берестяные грамоты как исторический источник, используя материалы сайта Института русской литературы: http://lib.pushkinskijdom.ru/Defa-ult.Aspx?tabid=4948 и сайта «Древнерусские берестяные грамоты»: http.V/gramo- tv.ru/. (Примечание. Занятие рекомендуется посвятить Новгородской земле, а знакомство с историей Галицко-Волынского княжества дать ученикам в качестве домашнего задания.) |
Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом, творческие индивиду-альные задания |
|||
18 |
Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках |
9 |
Изучать материалы, свидетельствующие о походах монгольских завоевателей (историческую карту, отрывки из летописей, произведений древнерусской литературы и др.), сопоставлять и обобщать содержащиеся в них сведения. Объяснять причины успеха монголов Рассказывать на основе информации учебника, отрывков из летописей, карт и картосхем о Невской битве и Ледовом побоище. Характеризовать значение этих сражений для дальнейшей истории русских земель. Начать составление характеристики Александра Невского, используя материалы сайта http://a-nevskiy.narod.ru/ и другие источники Объяснять, в чём выражалась зависимость русских земель от Золотой Орды Характеризовать повинности населения. Завершить составление характеристики Александра Невского. Объяснять смысл понятий баскак, ярлык, «выход» Показывать на исторической карте территорию Великого княжества Литовского. Характеризовать политику литовских князей. Объяснять причины быстрого территориального роста Литвы за счёт русских земель. Характеризовать значение присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому Давать общую характеристику состояния русской культуры в указанный период. Выявлять особенности и характеризовать достижения культуры отдельных княжеств и земель Характеризовать влияние ордынского нашествия на развитие русской культуры. Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и храмах XII—XIII вв., используя Интернет и другие источники информации Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности раздробленности на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия периода раздробленности для современного общества. Выполнять тестовые контрольные задания по истории периода раздробленности по образцу ГИА |
Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом, творческие индивиду-альные задания |
|||
19 |
Тема 5. Формирование единого Русского государ-ства |
7 |
Показывать на исторической карте территорию Северо-Восточной Руси, основные центры собирания русских земель, территориальный рост Московского княжества. Раскрывать причины и следствия объединения русских земель вокруг Москвы. Высказывать и аргументировать оценку деятельности Ивана Калиты. Рассказывать о Куликовской битве на основе учебника, отрывков из летописей, произведений литературы, исторической карты. Раскрывать значение Куликовской битвы. Готовить сообщение или презентацию о Куликовской битве, используя миниатюры «Сказания о Мамаевом побоище»:http://prodigi.bl.uk/illcat/record.asp?MSID=8122&CollID=58&Nstart=51 Оценивать роль Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, митрополита Алексея Показывать на исторической карте рост территории Московской Руси. Характеризовать политику Василия I, отношения Москвы с Литвой и Ордой. Объяснять причины и последствия феодальной войны, причины победы Василия II Тёмного. Оценивать значение и последствия польско-литовской унии и Грюнвальдской битвы для судеб Центральной Европы. Указывать хронологические рамки процесса становления единого Русского государства. Показывать на исторической карте процесс превращения Московского великого княжества в Русское государство. Начать составление характеристики Ивана III. Объяснять значение создания единого Русского государства. Выявлять на основе текста учебника изменения в политическом строе Руси, системе управления страной. Завершить составление характеристики Ивана III. Сравнивать вотчинное и поместное землевладение. Изучать отрывки из Судебника 1497 г. и использовать содержащиеся в них сведения в рассказе о положении крестьян. Объяснять смысл понятий Боярская дума, кормление, местничество, пожилое, поместье Раскрывать роль православной церкви в становлении российской государственности. Характеризовать взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Объяснять значение выражения «Москва — Третий Рим». Приводить оценки роли выдающихся религиозных деятелей (Иосиф Волоцкий, Нил Сорский) в истории Московской Руси. Характеризовать социально-экономическое и политическое развитие Русского государства в начале XVI в. Объяснять причины и значение принятия Иваном IV царского титула. Характеризовать основные мероприятия и значение реформ 1550-х гг. Изучать исторические документы (отрывки из переписки Ивана IV с Андреем Курбским, записок иностранцев о России) и использовать их для рассказа о положении различных слоев населения Руси, политике власти. Объяснять значение понятий: централизованное государство, приказ, Земский собор, стрелецкое войско, дворяне Использовать историческую карту для характеристики роста территории Московского государства, хода Ливонской войны, похода Ермака. Объяснять, какие цели преследовал Иван IV Грозный, организуя походы и военные действия на южных, западных и восточных рубежах Московской Руси. Характеризовать причины успехов Руси в Поволжье и Сибири и неудачи в Ливонской войне. Объяснять причины, сущность и последствия опричнины. Определять своё отношение к опричному террору на основе анализа документов, отрывков из работ историков. Составлять характеристику Ивана IV Грозного. Участвовать в обсуждении видео- и киноматериалов, воссоздающих образ Ивана IV Грозного, а также в обмене мнениями о нём. Представлять и обосновывать оценку итогов правления Ивана IV Грозного. Объяснять значение понятий заповедные лета, крепостное право. Составлять таблицу достижений культуры Руси в XIV—XVI вв. Проводить поиск исторической информации для подготовки сообщений (презентаций) об отдельных памятниках культуры изучаемого периода и их создателях. Характеризовать основные жанры религиозной и светской литературы, существовавшие в России в XIV—XVI вв. Описывать памятники культуры на основе иллюстраций учебника, материалов, найденных в Интернете, или непосредственных наблюдений (с использованием регионального материала). Собирать информацию и готовить сообщения (презентации) об иконах и о храмах XIV—XVI вв., используя Интернет и другие источники информации. Составлять описание памятников материальной и художественной культуры, объяснять, в чём состояло их назначение, оценивать их достоинства. Описывать быт различных слоёв населения, опираясь на иллюстрации учебника, материалы, найденные в Интернете, на непосредственные наблюдения (с использованием регионального материала). Рассказывать о нравах и быте русского общества XIV—XVI вв., используя информацию из источников. Систематизировать исторический материал по изученному периоду. Характеризовать общие черты и особенности процесса образования единых государств на Руси и в Западной Европе. Высказывать суждения о значении наследия XTV—XVI вв. для современного общества. Выполнять тестовые самостоятельные работы. |
Фронталь-ный и индивидуальный опрос, эвристическая беседа, решение исторических задач, работа с тестовым матери-алом, творческие индивиду-альные задания |
|||
20 |
Итоговое обобщение |
1 |
Систематизировать исторический материал по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. Выполнять тестовые контрольные задания по истории Руси с древнейших времён до конца XVI в. по образцу ГИА |
Тест |
|||
21 |
Резерв учителя |
3 |
|||||
Календарно-тематическое планирование
Утверждено приказом МБОУ
Сокольниковской СОШ от 08. 2018г. №
№ П/П |
Тема разделов и уроков |
Количество часов |
Дата проведения |
|
По плану |
По факту |
|||
1 |
Что изучает история Средних веков |
1 |
03.09 |
|
2 |
Древние германцы и Римская империя |
1 |
06.09 |
|
3 |
Королевство франков и христианская церковь |
1 |
10.09 |
|
4 |
Возникновение и распад империи Карла Великого. Феодальная раздробленность |
1 |
13.09 |
|
5 |
Западная Европа в IX-XI вв. |
1 |
17.09 |
|
6 |
Культура Западной Европы в эпоху Раннего Средневековья |
1 |
20.09 |
|
7 |
Византия - государственное устройство и культура |
1 |
24.09 |
|
8 |
Образование славянских государств |
1 |
27.09 |
|
9 |
Арабский халифат и его распад |
1 |
01.10 |
|
10 |
Культура стран халифата. |
1 |
04.10 |
|
11 |
В рыцарском замке. |
1 |
15.10 |
|
12 |
Средневековая деревня и ее обитатели. |
1 |
18.10 |
|
13 |
Средневековый город. |
1 |
22.10 |
|
14 |
Горожане и их образ жизни. |
1 |
25.10 |
|
15 |
Католическая церковь в Средние века |
1 |
29.10 |
|
16 |
Крестовые походы. |
1 |
01.11 |
|
17 |
Объединение Франции |
1 |
08.11 |
|
18 |
Что англичане считают началом своих свобод. |
1 |
12.11 |
|
19 |
Столетняя война. |
1 |
15.11 |
|
20 |
Крестьянские восстания во Франции и Англии. |
1 |
26.11 |
|
21 |
Усиление королевской власти во Франции и Англии. |
1 |
29.11 |
|
22 |
Реконкиста |
1 |
03.12 |
|
23 |
Усиление власти князей Германии. |
1 |
06.12 |
|
24 |
Расцвет итальянских городов. |
1 |
10.12 |
|
25 |
Гуситское движение в Чехии |
1 |
13.12 |
|
26 |
Завоевание турками-османами Балканского полуострова. |
1 |
17.12 |
|
27 |
Образование и философия, литература, искусство. |
1 |
20.12 |
|
28 |
Культура Раннего Возрождения. Научные открытия и изобретения. |
1 |
24.12 |
|
29 |
Народы Азии, Америки и Африки в Средние века |
1 |
27.12 |
|
30 |
Итоговое повторение по курсу «Средние века». |
1 |
10.01 |
|
История России |
||||
31 |
Наша Родина - Россия |
1 |
14.01 |
|
Тема 1. Народы и государства на территории нашей страны в древности (4 ч) |
||||
32 |
Древние люди и их стоянки на территории современной России. |
1 |
17.01 |
|
33 |
Неолитическая революция. Наш край в эпоху неолита. |
1 |
21.01 |
|
34 |
Образование первых государств. |
1 |
24.01 |
|
35 |
Восточные славяне и их соседи. Цнинская мордва. |
1 |
28.01 |
|
Тема 2. Русь в IX – первой половине XII в (10 часов) |
||||
36 |
Первые известия о Руси. |
1 |
31.01 |
|
37 |
Становление Древнерусского государства. |
1 |
04.02 |
|
38 |
Правление князя Владимира. Крещение Руси. |
1 |
07.02 |
|
39 |
Русское государство при Ярославе Мудром |
1 |
11.02 |
|
40 |
Русь при наследниках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах |
1 |
14.02 |
|
41 |
Общественный строй и церковная организация на Руси. |
1 |
18.02 |
|
42 |
Место и роль Руси в Европе. Тамбовский край в ХI – XII вв. |
1 |
25.02 |
|
43 |
Культурное пространство Европы и культура Древней Руси. |
1 |
28.02 |
|
44 |
Повседневная жизнь населения. |
1 |
04.03 |
|
45 |
Обобщающее повторение по разделу « Русь в IX – первой половине XII в.» |
1 |
07.03 |
|
Тема 3. Русь в середине XII – начале XIII в. (5 ч) |
||||
46 |
Политическая раздробленность в Европе и на Руси |
1 |
11.03 |
|
47 |
Владимиро-Суздальское княжество. |
1 |
14.03 |
|
48 |
Новгородская республика |
1 |
18.03 |
|
49 |
Южные и юго-западные русские княжества. |
1 |
21.03 |
|
50 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русь в сер. XII- сер. XIII века» |
1 |
25.03 |
|
Тема 4. Русские земли в середине XIII-XIV веках (9ч) |
||||
51 |
Монгольская империя и изменение политической картины мира. |
1 |
28.03 |
|
52 |
Батыево нашествие на Русь. Тамбовский край в ХIII – XIVвв. |
1 |
01.04 |
|
53 |
Северо-Западная Русь между Востоком и Западом. |
1 |
04.04 |
|
54 |
Золотая Орда: государственный строй, население, экономика и культура. |
1 |
15.04 |
|
55 |
Литовское государство и Русь |
1 |
18.04 |
|
56 |
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. |
1 |
22.04 |
|
57 |
Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва. |
1 |
25.04 |
|
58 |
Развитие культуры в русских землях во второй половине XIII-XIV вв. |
1 |
29.04 |
|
59 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Русские земли в сер. XIII-XIV вв» |
1 |
02.05 |
|
Тема 5. Формирование единого Русского государства (7 ч) |
||||
60 |
Русские земли на политической карте Европы и мира в начале XV в. |
1 |
06.05 |
|
61 |
Московское княжество в первой половине XV в. |
1 |
09.05 |
|
62 |
Распад Золотой Орды и его последствия |
1 |
13.05 |
|
63 |
Московское государство и его соседи во второй половине XV в. Рязанское пограничье в XIV – XV вв. |
1 |
16.05 |
|
64 |
Русская православная церковь в XV-нач. XVIвв. Православие на территории Тамбовщины. |
1 |
20.05 |
|
65 |
Человек в Российском государстве второй пол. XV в. |
1 |
23.05 |
|
66 |
Формирование культурного пространства единого Российского государства. |
1 |
27.05 |
|
67 |
Итоговое обобщение |
1 |
30.05 |
|
68-70 |
Резерв учителя. |
3 |