Рабочая программа по истории для 7 класса по УМК А.В. Торкунова
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 57»
Аннотация к рабочей программе
по Истории России. Всеобщей истории
для 7 класса
на 2020–2021 учебный год
Составитель программы:
учитель истории и обществознания
Игнатьева Людмила Андреевна
г. Ульяновск, 2020 г.
Аннотация к рабочей программе
Рабочая программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (№ 1577 от 31.12.2015г.)
- Приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Учебным планом МБОУ «Средняя школа №57»;
- Образовательной программой основного общего образования МБОУ «Средняя школа № 57»
- Примерной федеральной программой основного общего образования по истории для 7 классов;
- Примерной государственной программой по истории России и Всеобщей истории для 7 классов(Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) : учеб. пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016. — 77 с., а также примерной программы: «Всеобщая история. «История Нового времени. 1500-1800» Н. И. Шевченко. М. Просвещение, 2014г. Программа напечатана в сборнике «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы» [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.].)
Преподавание ведется по учебнику:
Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина ; под ред. А. А. Искендерова. — М. : Просвещение, 2020.
Арсеньтьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. / под ред. академика РАН А.В. Торкунова. М.: Просвещение, с 2016.
При переходе на дистанционное обучение будут организованы онлайн-уроки на платформах Zoom, Российская электронная школа.
1.1 Цели и задачи составления рабочей программы
Цели:
обеспечение условий для поучения каждым учащимся максимального количества исторических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности;
воспитание личности, способной к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта человечества в целом, активно и творчески применяющей исторические знания в учебной и социальной деятельности;
развитие способностей учащихся на основе исторического анализа и проблемного подхода осмысливать процессы, события и явления в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
обеспечение повышения качества образовательных достижений учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности и разработки индивидуальных образовательных маршрутов освоения материала учащимися с учетом их психофизиологических особенностей и уровня знаний.
Основные задачи:
формирование у учащихся ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
формирование представлений об истории Нового времени как части общемирового исторического процесса;
овладение учащимися знаниями о социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах средневекового общества при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
разработать дифференцированный дидактический материал для домашних заданий, самостоятельных и классных работ и др. с целью включения каждого учащегося в образовательный процесс.
оценка значения политического и культурного наследия периода Нового времени для современности.
Место учебного предмета в образовательной программе школы
Согласно календарного учебного графика образовательной программы основного общего образования школы учебный год для 7 класса включает 34 учебных недели, на изучение истории в 7 классе отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.
1.3 Характеристика классов
Рабочая программа составлена для 7 А, 7 Б, 7 В и 7 Г классов. В 7 Г и 7 Б классе большинство учащихся с высоким уровнем обученности, хорошей успеваемостью по предмету. В этом классе рекомендуемая государственная программа реализуется в полном объёме.
Учащиеся 7 А и 7 В класса отличаются средним уровнем обученности и замедленным темпом усвоения знаний, поэтому для этих классов проводится индивидуальная коррекция пробелов в знаниях за счет дифференциации уровней домашних заданий (как формы внеурочной деятельности учащихся), а так же дополнительные занятия в рамках внеурочной деятельности.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Ульяновска «Средняя школа № 57»
Согласовано Протокол НМС № от «_____» ____________ 2020 года Заместитель директора по УВР МБОУ «Средняя школа № 57» ______________О. В. Терёхина | Утверждаю Приказ № _____/Д от «____» _______________2020 года Директор МБОУ «Средняя школа № 57» _______________ О.Е.Филиппов |
Рабочая программа
по Истории России. Всеобщей истории
для 7 класса
на 2020–2021 учебный год
Составитель программы:
учитель истории и обществознания
Игнатьева Людмила Андреевна
Рассмотрено на заседании ШМО учителей гуманитарного цикла Протокол № от «_____» ___________ 2020 года руководитель ШМО ______________ А.Е.Леонтьева |
г. Ульяновск, 2020 г.
Раздел 1
Планируемые образовательные результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты
Регулятивные:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
Учащийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и 20 познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Учащийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных 21 условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата; • находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Учащийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных 22 образовательных результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Учащийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;
демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Коммуникативные:
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
Учащийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова исоподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки; • излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи; • самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно 24 полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Учащийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Учащийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Учащийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.
Учащийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Познавательные:
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Учащийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности; − корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие 27 цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.
Учащийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и 28 обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Учащийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Метапредметные результаты по каждому уроку конкретизируются в поурочном планировании.
Предметные результаты :
Учащийся научится:
• локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;
• использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;
• анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) представлений о мире и общественных ценностях; г) художественной культуры Нового времени;
• сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;
• давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.
Учащийся получит возможность научиться:
• используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;
• использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);
• сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;
• применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д.
Предметные образовательные результаты конкретизируются по каждому уроку (или теме) в календарно-тематическом планировании.
Организация оценивания планируемых образовательных результатов
Оценка личностных и метапредметных образовательных результатов организуется безоценочным методом, путём наблюдения за учащимися во время осуществления учебно-познавательной деятельности на уроках и анализа выполнения ими самостоятельных и контрольных письменных и устных работ.
Критериями оценивания является определение, в какой степени учащийся владеет развиваемыми программой способностями и умениями.
Итоговой оценкой сформированности планируемых метапредметных образовательных результатов является результат проводимой ежегодно единой комплексной контрольной работы.
Оценка предметных образовательных результатов учащихся носит комплексный характер. Текущий контроль знаний осуществляется на каждом уроке во время фронтальных и индивидуальных устных опросов учащихся, самостоятельных, тестовых или проверочных работ, проверки выполнения домашнего задания. Основными формами контроля предметных результатов по окончании изучения каждой темы программы являются результаты выполнения учащимися заданий контрольных мероприятий, организуемых в формахустных опросов, тестирования, , контрольных работ.
Критерии оценивания и материалы контрольных работ, тестирований и других форм контроля знаний содержатся в приложении к рабочей программе.
Раздел 2
Содержание учебного предмета
Блок «Всеобщая история.История Нового времени»
ВВЕДЕНИЕ От Средневековья к Новому времени.
ГЛАВА 1. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Технические открытия и выход к Мировому океану. Близость во времени. Облик современных городов. Экономика и политика. Активность и социальность человека Нового времени. Запад и Восток: особенности общественного устройства и экономического развития. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия. Усиление королевской власти в XVI—XVII вв. Абсолютизм в Европе. Разложение традиционных отношений и формирование новых. Дух предпринимательства преобразует экономику. Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Великие гуманисты Европы.Королевская власть и Реформация в Англии.
ГЛАВА 2. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (БОРЬБА ЗА ПЕРВЕНСТВО В ЕВРОПЕ И В КОЛОНИЯХ) Освободительная война в Нидерландах. Рождение Республики Соединённых провинций.Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика — самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни — Амстердам. Парламент против короля. Революция в Англии. Путь к парламентской монархии. Англия — первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Международные отношения в XVI—XVII вв.
ГЛАВА 3. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА. НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её особенности в разных цивилизациях Востока. Государство — регулятор хозяйственной жизни. Религии Востока — путь самосовершенствования. Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Повторение. Значение раннего Нового времени. Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
Блок «История России»
ГЛАВА 1. РОССИЯ В XVIВ.
Мир после Великих географических открытий. Модернизация как главный вектор европейского развития. Формирование централизованных государств в Европе и зарождение европейского абсолютизма.Завершение объединения русских земель вокруг Москвы и формирование единого Российского государства.Принятие Иваном IV царского титула. Экономическое развитие единого государства. Создание единой денежной системы. Начало закрепощения крестьянства.Внешняя политика России в XVI в. Россия в XVII в.
ГЛАВА 2. СМУТНОЕ ВРЕМЯ. РОССИЯ ПРИ ПЕРВЫХ РОМАНОВЫХ
Пресечение царской династии Рюриковичей. Царствование Бориса Годунова. Самозванцы и самозванство. Борьба против интервенции сопредельных государств. Подъём национально-освободительного движения. Россия при первых Романовых. Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, Фёдор Алексеевич.
Содержание программы подробно раскрывается в календарно-тематическом планировании.
Основная форма организации образовательного процесса-классно-урочная система. В соответствии с ФГОС ООО рабочей программой предусматривается организация и проведение уроков следующих типов:
Урок «открытия» нового знания;
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками;
Урок обобщения и систематизации знаний;
Урок развивающего контроля;
Урок рефлексии и коррекции знаний.
Урок «открытия» нового знания организуется в форме лекции, беседы, урока проблемного изложения, комбинированного урока.
Урок овладения новыми знаниями, умениями, навыками организуется в форме комбинированного урока.
Урок обобщения и систематизации знаний организуется в форме комбинированного урока, урока защиты проектов.
Урок развивающего контроля организуется в форме письменных контрольных работ.
Урок коррекции знаний организуется в форме комбинированного урока.
Раздел 3
Учебно-тематическое планирование
Глава | Кол-во часов по государственной программе | Кол-во часов по рабочей программе | Формы мероприятий контроля знаний (кол-во часов) | Формы внеурочной деятельности |
Блок «Всеобщая история.История Нового времени» | ||||
Введение | 0 | 1 | | дифференцированные домашние задания. |
Мир в начале Нового времени. Великие географические открытия. Возрождение. Реформация | 12 | 13 | Контрольная работа № 1 «Входная диагностика за курс истории 6 класса» (1 час) | дифференцированные домашние задания. |
Первые революции Нового времени. Международные отношения (борьба за первенство в Европе и в колониях). | 3 | 5 | | дифференцированные домашние задания. |
Эпоха Просвещения. Время преобразований | 8 | 0 | | дифференцированные домашние задания. |
Традиционные общества Востока. Начало европейской колонизации | 2 | 3 | Контрольная работа № 2 «Рубежный контроль по теме: «Повторение изученного за 1 полугодие»» (1 час) | дифференцированные домашние задания. |
Итоговое повторение | 1 | 1 | | дифференцированные домашние задания. |
Блок «История России» | ||||
Россия в XVI веке | 20 | 22 | Контрольная работа № 3 по теме «Русь в XVI века» (1 час) | дифференцированные домашние задания. |
Смутное время. Россия при первых Романовых | 20 | 21 | Контрольная работа № 4 по теме «Смутное время. Россия при первых Романовых» (1 час) | дифференцированные домашние задания. |
Итоговое повторение | 0 | 2 | Контрольная работа № 5 «Итоговый контроль за курс истории 7 класса» (1 час) | дифференцированные домашние задания. |
Резерв | 2 | 0 | | дифференцированные домашние задания. |
ИТОГО | 66 | 68 | 5 | |
ИТОГО: контрольных мероприятий -5 , из них контрольных работ - 5.
Критерии оценивания и материалы контрольных работ, тестирований и других форм контроля знаний содержатся в приложении 2 к рабочей программе.
3.1. Корректировка примерной государственной программы
в соответствии с целями рабочей программы
Так как государственная программа рассчитана на учебник Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; — М.: Просвещение, 2014, а рабочая программа предусматривает учебник Всеобщая история. История Нового времени. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина; под ред. А. А. Искендерова. — М.: Просвещение, 2020, то в тематическое планирование были внесены некоторые изменения, опираясь на Всеобщая история. История Нового времени. Поурочные рекомендации. 7 класс: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Т. В. Коваль, А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина— М.: Просвещение, 2017.
Также государственная программа рассчитана на 35 недель. В связи с переходом школы на учебные триместры, рабочая программа составлена на 34 недели.
В связи с этим были внесены изменения в изучении курса «Истории средних веков».
Дополнительные 2 часа были распределены на дополнение к прохождению курса «История России», так как ее изучение является более приоритетным. в связи с необходимостью проведения входной диагностики, рубежной диагностики внесены изменения в изучении курса «Всеобщей истории».
К тому же 3 часов были добавлены к изучению курса «Истории России», так как ее изучение является более приоритетным.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
УМК учащегося
1. Арсеньтьев Н.М., Данилов А.А. и др. История России. 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций в 2-х ч. / Под ред. академика РАН А.В. Торкунова. М.: Просвещение, 2016.
2. «Всеобщая история. История Нового времени. 1500 – 1800. Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. 7 класс. Учебник. ФГО — М.: Просвещение, 2014,2015.
II. Дополнительная литература для учеников
1. Книга для чтения по истории Средних веков. Сванидзе А.А., Запорожец Н.И.. М, Просвещение, 1991 г.
УМК учителя
1. Данилов А. А. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России». 6—9 классы (основная школа) :учеб.пособие для общеобразоват. организаций /А. А. Данилов, О. Н. Журавлева, И. Е. Барыкина. - М.: Просвещение, 2016. — 77 с.,
2. «Всеобщая история. «История Нового времени. 1500-1800» Н. И. Шевченко. М. Просвещение, 2014г. Программа напечатана в сборнике «Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы» [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.].
При переходе на дистанционное обучение будут организованы онлайн-уроки на платформах Zoom, Российская электронная школа.