Рабочая программа по истории 8 класс ФГОС
Рабочая программа по истории 8 класс
( в соответствии с ФГОС ООО)
I. Пояснительная записка.
Рабочая учебная программа по истории России/ всеобщей истории для учащихся 8 класса составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения и примерной программе по истории. В ней учитываются основные идеи и положения Образовательной программы основного общего образования.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России XIX века. - М.: Просвещение, 2012.
Юдовская А.Я., Баранов П.А. Новая история 1800 – 1913 гг. - М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов;
Общие цели учебного предмета:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин
-развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе; овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
-формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Формы работы с учащимися является фронтальная, индивидуальная, групповая, дистанционная; комбинированный урок, урок открытия новых знаний, урок повторения и систематизации знаний, уроки закрепления и контроля, применение современных обучающих технологий; Методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, метод проблемного изложения.
Формы и методы текущего и итогового контроля являются входной, текущий, итоговый контроль. Для контроля знаний используются следующие формы: устный опрос, самостоятельная работа, практическая и лабораторная работа, диктант, работа с контурной картой, тестирование, контрольная работа, анализ источников, решение познавательных задач, работа с документами, зачеты.
Сроки реализации Рабочей программы: 2016-2017 учебный год
Рабочая программа состоит из
Пояснительной записки
Содержания учебного курса
Календарно-тематического планирования
Описания учебно-образовательного обеспечения образовательного процесса
2. Общая характеристика учебного предмета.
Курс истории в 8 классе базируется на УМК А.А.Данилова и Л.Г.Косулиной. Учебники 2012-2014 года отвечает требованиям программы и вполне вписывается в базисный учебный план – 2 часа в неделю при курсе в 70 часов.
Структура и специфика курса истории в 8 классе играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. В 8 классе изучается история 19 века. 41 часов – история России, 27 часов - история зарубежных стран.
Целевые установка для класса: Курс истории 19 века очень важен для формирования личности учащихся. Здесь идёт знакомство с истоками современной мировой политики, парламентской системы, расцвета капитализма, опасности монополизации. Российская история 19 века формирует у учащихся представление о геополитике России, объясняет особенности развития русского общества, раскрывает причины революционных событий начала 20 века. В истории 19 века много материала, благодатного для формирования патриотического сознания. Эти знания являются базовыми для изучения истории в следующих классах, потому что так подробно события 19 века больше не изучаются в 10 классе.
3.Место учебного предмета «История» в Базисном учебном (образовательном) плане.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «История». Рабочая программа рассчитана на 70 часов (2 учебных часа в неделю) - « Новая история (19 век)» (27 часов на всеобщую историю и 41 час на историю России и 2 часа в резерве). Предполагается последовательное изучение двух курсов.
4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание исторического образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к научному, в частности.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы по истории являются:
1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося;
2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в период расцвета капитализма в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах;
3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений;
4) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
5) воспитание уважения к историческому наследию народов России;
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять самоконтроль своей деятельности в процессе достижения результата;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Личностными результатами освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования являются:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку.
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей.
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
6. Содержание учебного курса
История Нового времени. 1800-1900. 8 класс (27 часов)
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. |
6 |
2 |
Строительство новой Европы . |
8 |
3 |
Европа время реформ и колониальных захватов . |
5 |
4 |
Две Америки. |
2 |
5 |
Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости. |
5 |
6 |
Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. |
1 |
|
Итого: |
27 |
1.Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. (6ч.)
Вводный урок. От традиционного общества к обществу индустриальному. Черты традиционного общества. Основное содержание процесса модернизации. Эшелоны капиталистического развития. Проблемы, порожденные модернизацией.
Индустриальная революция: достижения и проблемы. Основные технические изобретения и научные открытия. Успехи машиностроения. Переворот в средствах транспорта. Дорожное строительство. Военная техника. Новые источники энергии. Экономические кризисы как одна из причин перехода к монополистическому капитализму. Черты монополистического капитализма.
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. Человек в изменившемся мире: материальная культура и повседневность Изменения в социальной структуре общества, вызванные индустриальной революцией. Миграция и эмиграция населения. Аристократия старая и новая. Новая буржуазия. Средний класс. Рабочий класс. Женский и детский труд. Новые условия быта. Изменения моды. Новые развлечения.
Наука: создание научной картины мира XIX в. В зеркале художественных исканий. Литература и искусство. Причины быстрого развития естественно-математических наук. Основные научные открытия XIX – начала XX в., их значение. Открытия в области математики, физики, химии, биологии, медицины. XIX в. в зеркале художественных изысканий. Основные художественные направления в живописи и музыке.
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. Причины появления главных идейнополитических течений XIX в. Характеристика основных положений либерализма, консерватизма, социализма. История развития социалистической мысли, воззрения социалистов утопистов. Причины возникновения неолиберализма, неоконсерватизма, основные течения в социалистическом лагере.
Основные понятия темы:
Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация; индустриализация; индустриальная революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство; гражданское общество. Индустриальная революция, свободный фабрично-заводской капитализм, монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн. Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация. Научная картина мира, связь науки и производства Романтизм, реализм, натурализм, критический реализм, импрессионизм, постимпрессионизм. Либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический социализ, марксизм, социал-реформизм, анархизм.
2.Строительство новой Европы (8 часов)
Консульство и образование наполеоновской империи. Режим личной власти Наполеона Бонапарта. Наполеоновская империя. Внутренняя и внешняя политика Наполеона в годы Консульства и Империи.
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. Причины ослабления империи Наполеона Бонапарта. Поход в Россию, освобождение европейских государств, реставрация Бурбонов. Венский конгресс. Священный союз.
Англия: сложный путь к величию и процветанию. Экономическое развитие Англии в XIX в. Политическая борьба. Парламентская реформа 1932., установление законодательного парламентского режима. Чартистское движение. Англия – крупнейшая колониальная держава.
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. Экономическое развитие Франции в первой половине XIX в. Революция 1830 г. : причины и ход. Кризис Июльской монархии.
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. Причины революции 1848. Ход Февральской революции. Основные мероприятия Временного правительства и Учредительного собрания, июльское восстание рабочих в Париже Установление Второй республики. Внутренняя и внешняя политика Наполеона III.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Вильгельм 1 и Отто фон Бисмарк. Экономическое и политическое развитие Германии и Италии в первой половине XIX в. Причины и цели революции 1848г. в Германии и Италии. Ход революцию Пруссия и Сардинское королевство – центры объединения Германии и Италии.
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» Объединение Германии. Объединение Италии. Два пути объединения.
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. Причины, ход, результаты франко-прусской войны, причины поражения Франции в этой войне. Сентябрьская революция 1870 г., провозглашение республики. Окончание войны. Причины восстания 18 марта 1871 г. Внутренняя политика Парижской коммуны. Причины поражения и роль Парижской коммуны в истории.
Основные понятия темы
Империя, коалиция, консульство, буржуазная монархия, Кодекс Наполеона, континентальная блокада. Венский конгресс, Священный союз, система европейского равновесия. Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы, Парламентская монархия. Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм. Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим. Юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Канцлер, путь объединения «сверху», путь объединения «снизу». Мобилизация, оппозиция, Парижская коммуна, реванш, реваншизм.
3.Европа время реформ и колониальных захватов (5 часов).
Германская империя в конце XIX – начале XX в. Борьба за место под солнцем. Политическая устройство. Политика «нового курса» - социальные реформы. От «нового курса» к мировой политике. Подготовка к войне.
Великобритания: конец Викторианской эпохи. Экономическое развитие и причины замедления темпов развития промышленности Великобритании к концу XIX в. Колониальные захваты Великобритании в конце XIX в. и создание Британской колониальной империи. Система двух партий и эпоха реформ.
Франция: Третья республика. Особенности экономического развития Франции в конце XIX в. – начале XX в. Особенности политического развития. Эпоха демократических реформ. Коррупция государственного аппарата. Внешняя политика Франции в конце XIX – начале XX в.
Италия: время реформ и колониальных захватов. Особенности экономического развития Италии в конце XIX – начале XX в. Политическое развитие Италии. «Эра Джолитти». Внешняя политика Италии в конце XIX – начале XX в..
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. Характеристика Австрийской империи в первой половине XIX в. Революции 1848г. в Австрии и Венгрии. Образование Австро-Венгрии, особенности политического строя страны. Политическое и экономическое развитие Австро-Венгрии. Внешняя политика Австро-Венгрии в конце XIX – начале XX в..
Основные понятия темы
Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм, Тройственный союз. Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион. Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция. Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти». Национально-освободительное движение, двуединая монархия.
4.Две Америки (2 часа).
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. США: империализм и вступление в мировую политику. Характеристика экономического и социально-политического развития США в первой половине XIX в. Отличия между Севером и Югом. Экономическое развитие США в конце XIX в. Внешняя политика США в конце XIX – начале ХХ в. Политическое развитие США в конце XIX – начале ХХ в.
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. Ход национально-освободительной борьбы народов Латинской Америки против колониального гнета Испании. Итоги и значение освободительных войн в Латинской Америке в первой половине XIX в. Особенности экономического и политического развития стран Латинской Америки в XIX в.
Основные понятия темы
Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война. Олигархия, резервация. Каудильизм, авторитарный режим.
5.Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости
(5 часа)
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». Черты традиционных обществ Востока. Причины реформ в Японии во второй половине XIX в. «Открытие» Японии. Реформы «эпохи Мэйдзи». Причины быстрой модернизации Японии. Особенности экономического развития Японии в XIX в. Внешняя политика японского государства во второй половине XIX в.
Китай: сопротивление реформам. «Открытие» Китая, «опиумные войны» Попытка модернизации Китая империей Цыси и императора Гуансюем. Причины поражения реформаторского движения. Восстание тайпинов и ихэтуаней.
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Разрушение традиционного общества в Индии. Великое восстание 1857г.
Африка: континент в эпоху перемен. Традиционное общество. Раздел Африки. Создание ЮАС.
Основные понятия темы
Сегунат, самурай, контрибуция, колония, Мэйдзи. «опиумные войны», полуколония, движение тайпинов и ихэтуаней. Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс.
6.Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. (1 час)
Международные отношения: дипломатия или войны? Причины усиления международной напряженности в конце XIX в. Шаги к войне. Борьба мировой общественности против распространения военной угрозы.
Итоговое повторение (1ч). Итоги мирового развития в XIX веке – начале XX века.
Содержание тем учебного курса История России XIX век.(41ч.)
8 класс
№ |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Россия в первой половине XIX в. |
20 |
2 |
Россия во второй половине XIX в. |
21 |
|
Итого: |
41 |
1.Россия в первой половине XIX в.(20ч.)
Российское государство на рубеже веков. Территория. Население. Социально-экономическое и политическое развитие.
Внутренняя политика в 1801—1806 гг. Император Александр I и его окружение. «Негласный комитет». Начало преобразований. Создание министерств. Указ о «вольных хлебопашцах». Меры по развитию системы образования. Аграрная реформа в Прибалтике.
Внешняя политика в 1801—1812 гг. Международное положение России в начале века. Россия в третьей и четвертой антифранцузских коалициях. Тильзитский мир 1807 г. и его последствия. Войны России с Турцией, Ираном, Швецией. Расширение российского присутствия на Кавказе. Присоединение к России Финляндии и Бессарабии. Разрыв русско-французского союза.
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. Личность реформатора и начало его деятельности. Проект политической реформы: замыслы и результаты. Учреждение Государственного совета. Экономические реформы. Отставка М. М. Сперанского: причины и последствия.
Отечественная война 1812 г. Причины и начало войны. Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Назначение М. И. Кутузова главнокомандующим. Бородинское сражение и его значение. Оставление Москвы и Тарутинский маневр. Патриотический подъем в русском обществе. Партизанское движение. Гибель «великой армии» Наполеона. Освобождение России от захватчиков. Герои войны. Причины победы России в войне.
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. Начало Заграничных походов, его цели. Смерть М. И. Кутузова. Завершение разгрома Наполеона. Россия на Венском конгрессе. Роль и место России в Священном союзе. Восточный вопрос во внешней политике Александра I. Россия и Америка.
Внутренняя политика в 1815—1825 гг. Перемены во внутриполитическом курсе Александра I. Польская конституция. «Уставная грамота Российской империи» Н. Н. Новосильцева. Усиление политической реакции в начале 1820-х гг. Основные итоги внутренней политики Александра I.
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Экономический кризис 1812—1815 гг. Отмена крепостного права в Прибалтике. Аграрный проект А.А. Аракчеева. Развитие промышленности и торговли.
Общественное движение при Александре I. Зарождение организованного общественного движения. Первые тайные общества. Южное и Северное общества. Конституционные проекты П. И. Пестеля и Н. М. Муравьева. Власть и тайные общества.
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Смерть Александра I и династический кризис. Восстание 14 декабря 1825 г. и причины его неудачи. Восстание Черниговского полка на Украине. Следствие и суд над декабристами. Историческое значение и последствия восстания декабристов.
Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Укрепление государственного аппарата и социальной опоры самодержавия. Кодификация законодательства. Попытки решения крестьянского вопроса, реформа управления государственными крестьянами П. Д. Киселева. Русская православная церковь и государство. Усиление борьбы с революционными настроениями, основные способы и методы борьбы.
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. Противоречия хозяйственного развития. Начало промышленного переворота, его экономические и социальные последствия. Первые железные дороги и пароходства. Помещичье и крестьянское хозяйства. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Торговля. Города. Итоги социально-экономического развития.
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. Россия и революционное движение в Европе. Польский вопрос. Русско-иранская война 1826—1828 гг. Русско-турецкая война 1828—1829 гг. Обострение русско-английских противоречий. Кавказская война. Мюридизм. Имамат. Движение Шамиля. Россия и Центральная Азия.
Общественное движение в годы правления Николая I. Особенности общественного движения 1830—1850-х гг. Консервативное движение. Теория «официальной народности» С. С. Уварова. Либеральное движение. Западники и славянофилы о прошлом, настоящем и будущем России. Революционное движение. Кружки 1820-1830-х гг. Петрашевцы. Теория «общинного социализма» А. И. Герцена.
Крымская война 1853—1856 гг. Обострение Восточного вопроса. Цели, силы и планы сторон. Начальный этап войны. Вступление в войну Англии и Франции. Оборона Севастополя. П. С. Нахимов, В. А. Корнилов, В. И. Истомин. Кавказский фронт. Парижский мир 1856 г. Итоги войны.
Образование и наука. Развитие образования, его сословный характер. Открытия русских ученых в биологии, медицине, геологии, астрономии, математике, физике, химии. Внедрение научных и технических новшеств в производство.
Русские первооткрыватели и путешественники. Кругосветные экспедиции И. Ф. Крузенштерна и Ю. Ф. Лисянского, Ф. Ф. Беллинсгаузена и М. П. Лазарева. Открытие Антарктиды. Освоение Русской Америки. Дальневосточные экспедиции. Русское географическое общество.
Художественная культура. Особенности и основные стили в художественной культуре (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм). Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Золотой век русской литературы: писатели и их произведения. Театр. Становление национальной музыкальной школы. Живопись: стили, жанры, художники. Архитектура: стили, зодчие и их произведения. Вклад российской культуры первой половины XIX в. в мировую культуру.
Быт и обычаи. Особенности жилища, одежды, питания разных слоев населения. Досуг. Семья и семейные обряды.
2.Россия во второй половине XIX в.(21ч.)
Начало царствования Александра II. Личность Александра II и начало его правления. Предпосылки и причины отмены крепостного права. Смягчение политического режима. Радикалы, либералы, консерваторы: планы и проекты переустройства России.
Крестьянская реформа 1861 г. Подготовка крестьянской реформы. Великий князь Константин Николаевич и Я. И. Ростовцев. Основные положения крестьянской реформы 1861 г. Значение отмены крепостного права.
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. Земская и городская реформы. Создание местного самоуправления. Судебная реформа. Военные реформы. Реформы в сфере просвещения. Претворение реформ в жизнь. Борьба консервативной и либеральной группировок в правительстве. «Диктатура сердца» М. Т. Лорис-Меликова и его проект реформ.
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. Перестройка сельскохозяйственного и промышленного производства. Реорганизация финансово-кредитной системы. «Железнодорожная горячка». Завершение промышленного переворота, его последствия. Изменения в социальной структуре общества: формирование буржуазии, рост пролетариата.
Общественное движение: либералы и консерваторы. Особенности российского либерализма середины 1850-х — начала 1860-х гг. Тверской адрес 1862 г. Разногласия в либеральном движении. Земский конституционализм. Консерваторы и реформы.
Зарождение революционного народничества и его идеология. Причины роста революционного движения. Революционные народники конца 1850-х – начала 1860-х гг. Н. Г. Чернышевский. Первая «Земля и воля». Теоретики революционного народничества: М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев.
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. Народнические организации второй половины 1860-х — начала 1870-х гг. С. Г. Нечаев и «нечаевщина». «Хождение в народ», вторая «Земля и воля». Первые рабочие организации. Раскол «Земли и воли». «Народная воля». Террор. Убийство Александра П.
Внешняя политика Александра II. Основные направления внешней политики России в 1860—1870-х гг. А. М. Горчаков. Европейская политика России. Завершение Кавказской войны. Политика России в Средней Азии. Дальневосточная политика. Продажа Аляски.
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. Причины войны, ход военных действий, итоги. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский мир и Берлинский конгресс. Причины победы России в войне. Роль России в освобождении балканских народов от османского ига.
Внутренняя политика Александра III. Личность Александра III. Начало нового царствования. К. П. Победоносцев. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Меры по борьбе с «крамолой». Политика в области просвещения и печати. Укрепление положения дворянства. Наступление на местное самоуправление. Национальная и религиозная политика Александра III.
Экономическое развитие в годы правления Александра III. Общая характеристика экономической политики Александра III. Деятельность Н. X. Бунге. Экономическая политика И. А. Вышнеградского. Начало государственной деятельности С. Ю. Витте. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Состояние сельского хозяйства.
Положение основных слоев общества. Социальная структура пореформенного общества. Крестьянская община. Усиление процесса расслоения крестьянства. Изменения в образе жизни пореформенного крестьянства. Размывание дворянского сословия. Дворянское предпринимательство. Социальный облик российской буржуазии. Меценатство и благотворительность. Особенности российского пролетариата. Положение и роль духовенства. Разночинная интеллигенция. Казачество.
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. Кризис революционного народничества. Изменения в либеральном движении. Усиление позиций консерваторов. Распространение марксизма в России, зарождение российской социал-демократии.
Внешняя политика Александра III. Приоритеты и основные направления внешней политики Александра III. Ослабление российского влияния на Балканах. Поиск союзников в Европе. Сближение России и Франции. Азиатская политика России.
Просвещение и наука. Развитие образования: достижения и проблемы. Успехи естественных, физико-математических и прикладных наук. Важнейшие достижения российских ученых, их вклад в мировую науку и технику. Развитие географических знаний и гуманитарных наук. С. М. Соловьев и В. О. Ключевский.
Литература и изобразительное искусство. Критический реализм в литературе. Живопись: академизм и реализм. Общественно-политическое значение деятельности передвижников. Скульптура.
Архитектура, музыка, театр, народное творчество. Основные архитектурные стили. «Могучая кучка» и П. И. Чайковский, их значение для развития русской и зарубежной музыки. Русская опера. Мировое значение русской музыки. Успехи музыкального образования. Русский драматический театр и его значение в развитии культуры и общественной жизни. Художественные промыслы, их хозяйственное и культурное значение.
Быт: новые черты в жизни города и деревни. Рост населения. Урбанизация. Изменение облика городов. Развитие связи и городского транспорта. Жизнь и быт городских «верхов» и окраин. Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни.
№ п/п |
Тема урока |
К-во часов |
Дата |
Содержательная часть урока |
Основные виды деятельности учащихся |
Домашнее задание |
|
План |
Факт |
||||||
РАЗДЕЛ 1. Новая история. 27 часов Глава 1.Становление индустриального общества. Человек в новую эпоху. 6 часов |
|||||||
Предметные УУД: Научатся определять термины: Индустриальная революция, свободный фабрично-заводской капитализм (общество свободной конкуренции), монополия, монополистический капитализм, империализм, конкуренция, экономический кризис, синдикат картель, трест, концерн Научатся определять термины: Традиционное общество; индустриальное общество, модернизация, эшелоны капитал. развития; индустриализация; индустриал. революция; демократизация; обмирщение сознания; правовое государство; гражданское общество. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. : самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения задач Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач. Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
|||||||
1 |
От традиционного общества к обществу индустриальному |
1 |
Процесс перехода к индустриальному обществу в западных странах. Процесс модернизации в странах Запада и Востока.Проблемы, порождаемые модернизацией. |
Изучат и поймут процесс модернизации, научатся отличать его от процесса индустриализации. Овладеют понятиями «Эшелоны модернизации». Научатся выделять и понимать проблемы, порождённые прогрессом |
Стр. 5-7 |
||
2 |
Индустриальные революции: достижения и пробюлемы. |
1 |
Индустриальные революции: достижения и проблемы. Завершение промышленного переворота. Многоплановость преобразований в жизни людей 19 века: изменения в транспорте, связи, быту. Две эпохи развития капитализма: всободная конкуренгция и монополизм. |
Научатся объяснять термин: «промышленный переворот», поймут и научатся объяснять явление монополизации экономики. |
&& 1-2 |
||
3 |
Индустриальное общество: новые проблемы и новые ценности. |
1 |
Эмиграция – спутница капитализма. Лишние люди. Исчезновение сословий. Формирование классов. Средний класс. Новая и старая аристократия. Женская дискриминация. Движение за уравнения в правах. |
Научатся определять термины: Социальная структура общества, аристократия, буржуазия, средний класс, наемные рабочие, эмиграция, эмансипация. |
& 3,4 |
||
4 |
Наука: создание научной картины мира XIX в. |
1 |
Причины быстрого развития физики. Рентгеновские лучи. Микробиология. Успехи медицины. Развитие образования. Развитие искусства. |
Научатся определять термины: Научная картина мира, связь науки и производства. Поймут и научатся выделять характерные черты стилей: романтизма, реализма, натурализма, критического реализма, импрессионизма, постимпрессионизма. |
&5 |
||
5 |
Либералы, консерваторы и социалисты: какими должны быть общество и государство. |
1 |
Идейные течения. Консерватизм. Либерализм. Социализм. Социалисты-утописты.Анархизм. Коммунизм. |
Научатся определять термины и классифицировать по характерным чертам политические идеологии: либерализм, неолиберализм, консерватизм, неоконсерватизм, социализм, утопический социализм, марксизм, социал-реформизм, анархизм. |
&& 9-10 |
||
6 |
Повторительно-обобщающий урок по теме: «Становление индустриального общества» |
1 |
Урок повторения и систематизации знаний. Основные вопросы для повторения: Процесс перехода к индустриальному обществу в западных странах. Проблемы, порождаемые модернизацией. Исчезновение сословий. Формирование классов. Средний класс. Новая и старая аристократия. Причины быстрого развития физики. Успехи медицины. Развитие образования. Развитие искусства Идейные течения. Консерватизм. Либерализм. Социализм. Социалисты-утописты. Анархизм. Коммунизм. |
. Учащиеся научатся ставить и формулировать проблемы и цели урока; усовершенствуют навыки устной и письменной речи, в том числе творческого и исследовательского характера |
нет |
||
Глава 2.Строительство новой Европы 8 часов |
|||||||
Метапредметные УУД: Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения познавательных задач. Самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия Личностные УУД: Проявляют эмпатию, как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им. Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Осмысливают гуманистические традиции и ценности современного общества |
|||||||
7 |
Консульство и образование наполеоновской империи. |
1 |
Основные понятия Франции после Великой революции: «Свобода! Равенство! Собственность!» Провозглашение Наполеона императором. Завоевательные войны. Гражданский кодекс Наполеона. |
Научатся понимать и объяснять термины «Консульство», научатся давать объяснение и оценку переходу от республиканского строя к монархическому. |
&11 |
||
8 |
Разгром империи Наполеона. Венский конгресс. |
1 |
«100 дней» Наполеона, Венский конгресс, Священный союз, система европейского равновесия |
Научатся понимать и объяснять термин: «100 дней» Наполеона, Познакомятся с событиями: Венский конгресс, Священный союз, научатся давать им оценку. |
&12 |
||
9 |
Англия: сложный путь к величию и процветанию |
1 |
Билль о реформе. Чартистское движение. Англия – мастерская мира. Начало викторианской эпохи. Внешнеполитические интересы Англии. |
Научатся определять термины: Викторианская эпоха, имущественный ценз, чартизм, хартия, тред-юнионы, Парламентская монархия. Научатся анализировать историческую эпоху, давать ей оценку. |
&13 |
||
10 |
Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830г. к новому политическому кризису. |
1 |
Промышленная революция во Франции. Буржуазная монархия во Франции. Июльская революция 1830. Кризис Июльской монархия. Восстания ткачей. |
Научатся определять термины: Конституционно-монархический режим, Июльская монархия, бланкизм Учащиеся осмыслят гуманистические традиции и ценности современного общества. Усовершенствуют навыки извлечения информации из документов. |
&14 |
||
11 |
Франция: революция 1848г. и Вторая империя. |
1 |
Причины революции в о Франции. «Весна народов» - революции 1848-1849 гг. Наполеон III: «Империя – это мир». Внешняя политика Франции. |
Научатся определять термины: Вторая республика, Вторая империя, авторитарный режим. Познакомятся с основными событиями внешней политики Франции, усовершенствуют навыки работы с картой.
|
&15 |
||
12 |
Германия: на пути к единству. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?» |
1 |
Причины экономических и политических проблем Германии и Италии. Революция 1848 года в Германии. Оъединительная политика Бисмарка. Проблемы Италии в 1 половине 19 века. Усиление Сардинского королевства. К.Кавур и объединение «сверху». Дж. Гарибальди и Объединение «снизу».. |
Научатся определять термины: юнкер, радикал, ландтаг, карбонарий. Научатся делать сравнительный анализ причин революционных событий в Германии и Италии. Усовершенствуют навыки работы с картой. |
&16 &17 |
||
13 |
Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна. |
1 |
Завершение объединения Германии – Франко-прусская война. Крах политики НаполеонаIII. Буржуазная правительство у власти. Первая пролетарская революция в Европе – Парижская Коммуна. |
Научатся определять термины: Мобилизация, оппозиция, Парижская коммуна, реванш, реваншизм. Усовершенствуют навыки работы с картой. Усовершенствуют навыки извлечения информации из документов |
&18 |
||
14 |
Повторительно-обобщающий урок «Строительство новой Европы». |
1 |
Урок повторения и обобщения. Изменившаяся карта Европы. |
Получат опыт формулирования своего ответа во время фронтальных выступлений. Усовершенствуют навыки извлечения информации из текста учебника и иллюстративного материала. Усовершенствуют навыки работы с картой. |
нет |
||
Глава 3.Страны Западной Европы на рубеже XIX - XX вв. 5 часов |
|||||||
Метапредметные УУД: Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий. принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером Личностные УУД: Выражают устойчивые эстетические предпочтения и ориентации на искусство, как значимую сферу человеческой жизни |
|||||||
15 |
Германская империя в конце XIX – начале XX в. |
1 |
Развитие Германской промышленности после объединения. Модернизация. Монополизм. Борьба за рынки сбыта. Подготовка империи к большой войне. |
Научатся определять термины: Милитаризация, пангерманизм, шовинизм, антисемитизм, Тройственный союз. Усовершенствуют навыки работы с картой. Усовершенствуют навыки работы с документами. |
&19 |
||
16 |
Великобритания: конец Викторианской эпохи. |
1 |
Развитие монополистического капитализма. Двухпартийная парламентская система. Избирательная реформа. Рабочее движение в Англии. Проблема Ирландии. |
Научатся определять термины: Колониальный капитализм, Антанта, гомруль, доминион. Усовершенствуют навыки работы с картой. Усовершенствуют навыки работы с документами. |
&20 |
||
17 |
Франция: Третья республика. |
1 |
Франция после поражения в войне с Пруссией. Вывоз капитала. Монополизм в экономике. Рабочее движение. Антисемитизм во Франции. Создание колониальной империи. |
Научатся определять термины: Государственные займы, ростовщический капитализм, Третья республика, радикал, атташе, коррупция. Усовершенствуют навыки работы с картой. Усовершенствуют навыки извлечения информации из документов. |
&21 |
||
18 |
Италия: время реформ и колониальных захватов. |
1 |
Экономические проблемы Италии. Развитие монополизации.Эмиграция. Внешняя политика Италии. Между Тройственным союзом и Антантой. |
Научатся определять термины: Государственный сектор в экономике, «эра Джолитти. Усовершенствуют навыки работы с картой. Усовершенствуют навыки работы с документами и научатся извлекать максимум информации из иллюстративного материала учебника. |
&22 |
||
19 |
От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса. |
1 |
Революция 1848 года в Австрийской империи. Австро-Венгрия. |
Научатся объяснять термины: Национально- освободительное движение, двуединая монархия. Усовершенствуют навыки работы с картой. Усовершенствуют навыки работы с документами и научатся извлекать максимум информации из иллюстративного материала учебника. |
&23 |
||
Глава 4.Две Америки. 2 часа |
|||||||
Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий |
|||||||
20 |
США в XIX веке: модернизация, отмена рабства и сохранение республики. |
1 |
Противоречия между экономическими системами северных и южных штатов. Восстание Дж. Брауна. Аболиционизм. Война Севера и Юга. Отмена рабства. Истоки трудолюбия американцев. Монополизация. Рабочее движение. Внешняя экспансия. |
Изучат и научатся объяснять термины Абсолютизм, гомстед, расизм, иммигрант, конфедерация, Гражданская война Олигархия, резервация. Усовершенствуют навыки работы с документами и научатся извлекать максимум информации из иллюстративного материала учебника. Усовершенствуют навыки работы с картой. |
&& 24,25 |
||
21 |
Латинская Америка в XIX – начале XX в.: время перемен. |
1 |
Особенности развития Латинской Америки. .Борьба за независимость. Слабость государств. Каудилизм – путь к нестабильности. |
Предметные: Изучат и научатся объяснять термины: Каудильизм, авторитарный режим. Усовершенствуют навыки работы с документами и научатся извлекать информацию из иллюстративного материала учебника. Усовершенствуют навыки работы с картой. |
&26 |
||
Глава 5.Традиционные общества перед выбором: модернизация или потеря независимости 4 часа |
|||||||
Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
|||||||
22 |
Япония на пути к модернизации: «восточная мораль – западная техника». |
1 |
Насильственное «открытие» Японии. Усиление противоречий. Свержение власти сёгуна. Реформы. Модернизация «сверху».Монополизация. Европейское образование и японское воспитание. Борьба за рынки сбыта. |
Поймут и научатся объяснять термины: Сегунат, самурай, контрибуция, колония, Мэйдзи. Усовершенствуют навыки работы с документами и научатся извлекать максимум информации из иллюстративного материала учебника. Усовершенствуют навыки устной речи. Усовершенствуют навыки работы с картой. |
&27 |
||
23 |
Китай традиции против модернизации. |
1 |
«Открытие» Китая. Опиумные войны. Движение тайпинов. Иностранное вмешательство в жизнь Китая. « Китайский пирог» и иностранный державы. Компрадоры. Слабость власти Цыси. Восстание ихэтуаней. |
Учащиеся научатся объяснять термины: «компрадоры», тайпины, ихэтуани. Усовершенствуют навыки работы с документами и научатся извлекать максимум информации из иллюстративного материала учебника. Усовершенствуют навыки работы с картой |
&28 |
||
24 |
Индия: насильственное разрушение традиционного общества. |
1 |
Британская колонизация. Индустриализация. Разрушение сельской общины. Восстание сипаев. Создание ИНК. |
Научатся определять термины: Сипаи, «свадеши», индийский Национальный Конгресс. Учащиеся поймут причины отсталости Индии. Усовершенствуют навыки работы с текстом учебника, научатся извлекать максимум информации из иллюстративного материала учебника. Усовершенствуют навыки работы с картой |
&29 |
||
25 |
Африка: континент в эпоху перемен. |
1 |
Культуры Африки. Раздел Африки.Либерия. Эфиопия.Слабость традиционного общества. |
Поймут и научатся объяснять и применять термины: раздел Африки. Усовершенствуют навыки работы с текстом учебника, научатся извлекать информацию из иллюстративного материала учебника. Усовершенствуют навыки работы с картой |
&30 |
||
Глава 6. Международные отношения в конце XIX – начале XX вв. 1 час |
|||||||
Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию, как понимание чувств других людей и сопереживание им. Определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную самооценку своих успехов в учебе. |
|||||||
26 |
Международные отношения: дипломатия или войны? |
1 |
Завершение раздела мира. Создание военных блоков. Пацифистское движение. Международное рабочее движение против гонки вооружений. |
Получат возможность научиться: характеризовать международные отношения на рубеже веков. Получат навык составление плана. Усовершенствуют навыки работы с документами и текстом параграфа, научатся извлекать максимум информации из иллюстративного материала учебника. Усовершенствуют навыки работы с картой |
&31 |
||
27 |
Повторительно-обобщающий урок по разделу «Новая история» |
1 |
Урок комплексного применения знаний и умений. Повторение и систематизация полученных знаний. Индустриализация. Модернизация. Монополизация. Раздел мира. |
Научатся выявлять свои пробелы в знаниях и самостоятельно их ликвидировать. Получат опыт применять термины, изученные в курсе истории Нового времени |
нет |
||
РАЗДЕЛ 2. История России. (41 час) |
|||||||
Глава 1. Россия в первой половине XIX в. 20 часов |
|||||||
Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают различные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию. проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество). Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. |
|||||||
28 |
Российское государство на рубеже веков. Внутренняя политика Александра I. |
1 |
Геополитическое положение Российской империи. Многоконфессиональность. Сословия и слои общества в 1 п 19 века. Характеристика Александра I. «Негласный комитет». Начало реформ. |
Научатся характеризовать территорию и геополитическое положение Российской империи к началу XIX в. (используя историческую карту). Углубят свои знания о политическом строе Российской империи, развитии экономики, положении отдельных слоев населения. Научатся анализировать и называть характерные, существенные черты внутренней политики Александра I в начале XIX в. |
&1 |
||
29 |
Внешняя политика в 1801—1812 гг. |
1 |
Участие России в Антифранцузских коалициях. Россия на Кавказе. Русско-турецкая, Русско-иранская, русско-шведская войны. Территориальные приобретения России. Тильзитский мир и его разрыв. |
Научатся: - Давать оценку роли России в европейской политике в начале XIX в. - Объяснять причины участия России в антифранцузских коалициях. - Показывать на исторической карте территориальные приобретения России по итогам войн с Швецией, Турцией, Ираном. |
&2 |
||
30 |
Реформаторская деятельность М. М. Сперанского. |
1 |
Реформы М.М.Сперанского. Проект политической реформы. Отставка Сперанского . Неготовность российского общества к буржуазным преобразованиям. |
Научатся: - объяснять термины: Реформа, законопроект, статс-секретарь, разделение властей, законодательная власть, исполнительная, судебная власть, политические права, избирательное право. - Приводить и обосновывать оценку деятельности М.М. Сперанского. . |
&3 |
||
31-32 |
Отечественная война 1812 г. |
2 |
Планы и силы сторон. Смоленское сражение. Кутузов М.И. Бородино.Татутино.Партизаны.Гибель наполеоновского нашествия. |
Научатся объяснять термины Партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж, Отечественная война, генеральное сражение. Усовершенствуют навыки рассказа, используя историческую карту, об основных событиях войны 1812 г. |
&4 |
||
33 |
Заграничные походы русской армии. Внешняя политика России в 1813 —1825 гг. |
1 |
Помощь Пруссии в изгнании Наполеоновских войск. Смерть М.И.Кутузова. Венский конгресс. Восточный вопрос. Российско-Американские отношения. |
Научатся объяснять термины: «Битва народов», конгресс, Венский конгресс, Священный союз, Восточный вопрос. Получат опыт обоснования оценки роли России в европейской политике в 1815-1825 гг. |
&5 |
||
34 |
Внутренняя политика в 1815—1825 гг. |
1 |
Перемены во внутренней политике Александра I после войны. Польская конституция: итог или начало? Реформаторские проекты. Личность Александра I |
Научатся отличать либеральные и консервативные меры Александра I, Изучат возможные причины изменения внутриполитического курса. |
&6 |
||
35 |
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. |
1 |
Экономический кризис и его причины. Отмена крепостного права в Прибалтике. Очередной проект отмены крепостного права. Успехи и проблемы развития промышленности и торговли. |
Научатся объяснять термины: Экономический кризис, тарифный устав, военные поселения, легкая промышленность, промышленные центры, паровые машины, полуфабрикаты. Научатся давать характеристику социально-экономического развития России в первой четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Усовершенствуют навыки работы с исторической картой для характеристики социально-экономического развития России |
&7 |
||
36 |
Общественное движение при Александре I. |
1 |
Причины возникновения тайных обществ. Тайные общества. Программы «Северного» и «Южного» обществ. Власть и тайные общества. |
Учащиеся научатся - объяснять термины: Общественное движение, либерализм, масонство, тайное общество, разделение властей, конституция. -Раскрывать предпосылки и цели движения декабристов. - анализировать программные документы декабристов, сравнивать их основные положения, определяя общее и различия. - характеризовать цели выступления декабристов по «Манифесту к русскому народу». |
&8 |
||
37 |
Контрольная работа. «Россия при Александре 1» |
1 |
Урок повторения и обобщения пройденного по теме «Россия при Александре 1» |
Усовершенствуют навыки анализа документов. Фронтальные выступления учащихся. Усовершенствуют навыки работы с документами. Усовершенствуют навыки работы с картой. . |
нет |
||
Метапредметные УУД: Регулятивные: ставят учебную задачу, определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и алгоритм действий Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, используют общие приемы решения задач Коммуникативные: допускают возможность различных точек зрения, в том числе не совпадающих с их собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии Личностные УУД: Проявляют устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач |
|||||||
38 |
Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. |
1 |
Междуцарствовние. События 14 декабря 1825 года. Расправа над декабристами. Историческое значение восстания декабристов. |
Учащиеся научатся: - объяснять термины: декабристы, Сенатская площадь, акт гражданского неповиновения. - Раскрывать причины неудачи выступления декабристов. - Излагать оценки движения декабристов. - Определять и аргументировать свое отношение к декабристам и оценку их деятельности. |
&9 |
||
39 |
Внутренняя политика Николая I. |
1 |
Личность Николая I.Укрепление роли госаппарата. Попытки решения крестьянского вопроса. Николаевский реакционный режим. |
Учащиеся научатся определять термины: Цензура, апогей самодержавия Научатся формулировать собственное мнение и позицию. Рассказывать о преобразованиях в области государственного управления, осуществленных во второй четверти XIX в. Оценивать их последствия. Объяснять смысл понятий и терминов кодификация законов, жандармерия. Давать характеристику (составить исторический портрет) Николая I. Давать оценку деятельности М. М. Сперанского, П. Д. Киселева, А. Х. Бенкендорфа. |
&10 |
||
40 |
Социально-экономическое развитие в 1820-1850-е гг. |
1 |
Кризис крепостнического хозяйства.Начало промышленного переворота.Финансовая реформа Е.Ф.Канкрина. |
Учащиеся научатся: определять термины: Промышленный переворот, мануфактура, экономический уклад, буржуазия. Характеризовать социально-экономическое развитие России во второй четверти XIX в. (в том числе в сравнении с западноевропейскими странами). Рассказывать о начале промышленного переворота, используя историческую карту. Давать оценку деятельности Е. Ф. Канкрина. Характеризовать основные направления внешней политики России во второй четверти XIX в. |
&11 |
||
41 |
Внешняя политика Николая I в 1826—1849 гг. |
1 |
Россия – «жандарм Европы».Русско-иранская и Русско-турецкая войны. Последствия войн.Разгар Кавказской войны. Россия и Средняя Азия. |
Учащиеся научатся определять термины Автономия, парламент, «международный жандарм», уния, горцы, мюридизм, имамат, газават. Рассказывать, используя историческую карту, о военных кампаниях – войнах с Ираном и Турцией, Кавказской войне. Объяснять смысл понятий и терминов мюридизм, имамат, западники, славянофилы, теория официальной народности, общинный социализм. |
&12 |
||
42 |
Общественное движение в годы правления Николая I. |
1 |
. Особенности общественного движения.Консервативное двиэение.Либеральное движение западников и славянофилов.Революционное движение. В.Г.Белинский. А.И.Герцен. П.Я.Чаадаев. |
Научатся определять термины: Западники, славянофилы, либерализм, социализм Характеризовать основные положения теории официальной народности. Сопоставлять взгляды западников и славянофилов на пути развития России, выявлять различия и общие черты. . |
&13 |
||
43 |
Крымская война 1853—1856 гг. |
1 |
Обострение Восточного вопроса. Фронты Крымской(восточной) войны. Удачи и поражения. Оборона Севастополя. Итоги войны. Парижский мир. |
Учащиеся научатся объяснять термины: Причины войны, повод к войне, кремневые винтовки. Рассказывать, используя историческую карту, о Крымской войне, характеризовать ее итоги. Составлять характеристику защитников Севастополя. Объяснять причины поражения России в Крымской войне. Характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. |
&14 |
||
44 |
Образование и наука. |
1 |
Развитие образования. Развитие биологии, физики, математики, медицины, химии. Практическое применение изобретений. |
Учащиеся научатся определять понятия: гимназия, приходское училище, сословность. . |
&15 |
||
45 |
Русские первооткрыватели и путешественники. |
1 |
Русские имена на карте Планеты. Великие первооткрыватели. Географическая наука России. |
Научатся определять термины: землепроходец, первооткрыватель путешественник кругосветные экспедиции. Усовершенствуют навыки устной и письменной речи, рассказывая о русских первооткрывателях и путешественниках рассматриваемого периода. |
& 16 |
||
46 |
Быт и обычаи. |
1 |
Жилище. Одежда. Питание. Досуг и обычаи. Семья. |
Научатся объяснять термины: Подклеть, горница, светлица, барельеф, анфилада, коридорная система, сюртук, косоворотка. Характеризовать особенности жизни и быта отдельных слоев русского общества, традиции и новации первой половины XIX в. Составлять рассказ (презентацию) о жизни и быте отдельных сословий, используя материалы учебника и дополнительную информацию (в том числе по истории края). |
&18 |
||
47 |
Художественная культура. |
1 |
Основные направления развития художественной культуры 1п.!9 века. Русская литература. Музыка. Отечественное оперное искусство. Живопись .Архитектура. |
Из текста учебника и рассказа учителя получают представление о стилях в искусстве: романтизме, ампире, реализме, классицизме. . Научатся Характеризовать достижения отечественной художественной культуры рассматриваемого периода. Составлять описание памятников культуры первой половины XIX в. (в том числе находящихся в городе, крае), выявляя их художественные особенности и достоинства. |
&17 |
||
48 |
Контрольная работа. «Россия в первой половине XIXв» |
1 |
Урок повторения и систематизации материала по теме «Россия в первой половине XIXв» |
. Усовершенствуют навыки работы с документами и научатся извлекать максимум информации из иллюстративного материала учебника. Усовершенствуют навыки работы с картой |
нет |
||
Глава 2.Россия во второй половине XIX в. 21 час |
|||||||
Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения проблемы, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. |
|||||||
49 |
Начало царствования Александра II. |
1 |
Личность Александра II. Причины реформ в стране. Борьба за Крестьянскую реформу. Российская «оттепель» |
Получат возможность научиться выявлять объективные и субъективные предпосылки отмены крепостного права. Научатся характеризовать социально-экономическую ситуацию середины XIX в., предпосылки и причины отмены крепостного права. . |
&19 |
||
50 |
Крестьянская реформа 1861 г. |
1 |
Подготовка крестьянской реформы. Основные положения реформы. |
Научатся определять термины: Манифест, отрезки, наделы. уставная грамота, временнобязанные крестьяне. Называть основные положения крестьянской реформы, реформ местного самоуправления, судебной, военной, в сфере просвещения. Объяснять значение понятий редакционные комиссии, временнообязанные крестьяне, выкупные платежи, отрезки, мировые посредники. Приводить оценки характера и значения реформы 1861 г., высказывать и обосновывать свою оценку |
&20 |
||
51 |
Либеральные реформы 1860—1870-х гг. |
1 |
Земская реформа. Судебая реформа. Военные реформы. Реформы в области просвещения. |
Учащиеся работают с терминами термины, земства, курия, городская реформа, имущественный ценз. Характеризуют и оценивают значение реформ 1860-1870-х гг., высказывать и обосновывать свою оценку. Анализируют и оценивают политическую деятельность М.Т. Лорис-Меликова. |
& & 21-22 |
||
52 |
Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. |
1 |
. Развитие сельского хозяйства. Равитие промышленности. финансовая политика. Железнодорожное строительство. Промышленный подъём. |
Учащиеся работают с терминами: отработочная система, товарное производство, концессия, пром.переворот. характеризуют экономическое развитие России в пореформенные десятилетия, привлекая информацию исторической карты. Объясняют причины промышленного подъема и трудностей в развитии сельского хозяйства |
&23 |
||
53 |
Общественное движение: либералы и консерваторы. |
1 |
Особенности российского либерализма середины века. Активность земского движения. Разногласия либерального . |
Учащиеся объясняют термины: либералы и консерваторы, земский конституционализм Раскрывают существенные черты идеологии консерватизма и либерализма. Характеризуют особенности российского либерализма и консерватизма.. |
&24 |
||
54 |
Зарождение революционного народничества и его идеология. |
1 |
. Причины роста революционных настроений российского общества. Теория революционного народничества. Течения в народничестве. |
Учащиеся работают с терминами: революционер, народничество, «общинный» социализм, разночинцы, анархизм. Характеризуют особенности отдельных течений в революционном народничестве. |
&25 |
||
55 |
Революционное народничество второй половины 1860-х – начала 1880-х гг. |
1 |
Народнические организации. «Хождение в народ», «Земля и воля»первые рабочие организации. Народная воля. Охота на царя. С.Нечаев. «Катехизис революционера». |
Учащиеся работают с терминами нечаевщина, «хождение в народ», агитация, пропаганда, революционный террор. Дают оценку народничеству, как явлению общественной жизни России. |
&26 |
||
56 |
Контрольная работа. «Реформы Александра II . Отмена крепостного права в России» |
1 |
Урок повторения и обобщения. Фронтальные выступления учащихся. |
. Учащиеся работают с текстом учебника, учатся извлекать информацию из иллюстративного материала учебника. Совершенствуют навыки работы с картой |
нет |
||
Метапредметные УУД: Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения, осуществляют пошаговый контроль. Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблемы различного характера Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве, формулируют собственное мнение и позицию Личностные УУД: Выражают адекватное понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности. |
|||||||
57 |
Внешняя политика Александра II. |
1 |
Основные направления внешней политики. Европейская политика и Россия. Завершение кавказской войны. Азиатская программа. Дальневосточная политика России. Продажа Аляски. |
Учащиеся работают с терминами: «Союз трех императоров», «священная война Характеризуют основные цели и направления внешней политики России во второй половине XIX в. Рассказывают, используя историческую карту, о наиболее значительных военных кампаниях. Показывают на карте территории, включенные в состав Российской империи во второй половине XIX в. |
& 27 |
||
58 |
Русско-турецкая война 1877—1878 гг. |
1 |
Балканский кризис. Русско-турецкая война.Сан-стефанский мир. Парижский трактат. Итоги войны для России. |
Учащиеся работают с понятиями: Балканский кризис, национально-освободительная борьба. Характеризуют отношение российского общества к освободительной борьбе балканских народов в 1870-е гг.». |
&28 |
||
Метапредметные УУД: Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Познавательные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество) Личностные УУД: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур, религий. |
|||||||
59 |
Внутренняя политика Александра III |
1 |
Личность Александра III. Начало царствования. Попытки решения крестьянского вопроса. Начало рабочего законодательства. Борьба с крамолой. Контрреформы Александра III. |
Учащиеся работают с терминами: Рабочее законодательство, полицейское государство, реакционная политика, антисемитизм, «черта оседлости» Характеризуют внутреннюю политику Александра III, выделяют обстоятельства, оказавшие на нее решающее воздействие. Излагают различные оценки деятельности императора Александра III, Учатся высказывать и аргументировать свою оценку. |
&& 29-30 |
||
60 |
Экономическое развитие в годы правления Александра III |
1 |
Экономическая политика Александра III. Деятельность Н.Х.Бунге. Отмена подушной подати. Экономическая политика И.А.Вышнеградского. «Золотое десятилетие» русской промышленности. Сельское хозяйство. |
Учащиеся работают с терминами: протекционизм, таможенный тариф, косвенные налоги. Дефицит бюджета. Акцизные сборы монополия . Учатся: раскрывать цели, содержание и результаты экономических реформ последней трети XIX в. Сравнивать экономические программы Н. Х. Бунге, И. А. Вышнеградского и С. Ю. Витте, внутреннюю политику Александра II и Александра III, деятельность правительства Александра III в области экономики и внутренней политики. |
&31 |
||
61 |
Положение основных слоев общества |
1 |
Сословия и классы в пореформенной России. Крестьянство.Дворянство.Буржуазия.Пролетариат.Духовенство.Интеллигенция. Казачество. |
Учащиеся работают с терминами: Меценатство, стачка, интеллигенция. Знать и понимать различия понятий «класс» и «сословие». Учатся анализировать новые явления, происходившие в крестьянской среде. Знакомятся с происхождением российской буржуазии. Учатся, используя сведения атласа и учебника, характеризовать особенности российского пролетариата. |
&& 32-33 |
||
Метапредметные УУД: Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: ставят и формулируют проблему и цели урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач Личностные УУД: Определяют внутреннюю позицию обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному процессу; понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний |
|||||||
62 |
Общественное движение в 80—90-х гг. XIX в. |
1 |
Кризис революционного народничества. Либерализация народничества. Распространение марксизма в России. Консерваторы. |
Учащиеся работают с терминами: Теория «малых дел», марксизм, «Священная дружина». Работают с документами. Выясняют причины кризиса народничества. Знакомятся с причинами распространения марксизма в России. |
&34 |
||
63 |
Внешняя политика Александра III. |
1 |
Общая характеристика внешней политики Александра III.Ослабление российского влияния на Балканах.Поиск союзников. Азиатская программа Александра III. |
Научатся объяснять термины: Мобилизация. Сепаративный мир. Военная конвенция. Сравнивать внешнюю политику Александра II и Александра III. Раскрывать причины осложнения российско-германских отношений и формирования российско-французского союза. |
&35 |
||
64 |
Просвещение и наука |
1 |
Развитие образования. Успехи естественных наук. Развитие географических знаний. Развитие гуманитарных наук. |
Учащиеся работают с терминами: гуманитарные науки, естественные науки. Учатся анализировать состояние образования в первой и во второй половине XIX в, учатся сравнивать и сопоставлять факты, делать выводы. характеризовать достижения отечественной науки рассматриваемого периода. высказывать оценку вклада российских ученых XIX в. в мировую науку.. |
&36 |
||
Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приемы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
|||||||
65 |
Литература и изобразительное искусство |
1 |
Демократизация культуры России. Живопись Товарищество «Передвижников». Музыка «Могучая кучка» Скульптура. Архитектура.Эклектика – новый буржуазный стиль.Театр А.Н.Островского. Малый театр. Развитие художественных промыслов. |
Учащиеся называют самые значительные памятники литературы и искусства указанного периода, извлекают полезную информацию из литературных источников. учатся давать общую характеристику русской архитектуры XIX в Характеризуют достижения российских писателей и художников второй половины XIX в. Высказывают оценку вклада российских писателей и художников XIX в. в мировую культуру, российских архитекторов, композиторов, театральных деятелей XIX в. в мировую культуру |
. && 37-38 |
||
66 |
Быт: новые черты в жизни города и деревни
|
1 |
Рост населения. Изменение облика города. Связь и городской транспорт. Жизнь и быт населения разных слоёв города.Досуг горожан. Изменения в деревенской жизни. |
Учащиеся работают с терминами: Урбанизация, коммунальное хозяйство, сословный быт, качество жизни |
&39 |
||
67 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия во второй половине XIX века» |
1 |
Урок повторения и обобщения по теме «Россия во второй половине XIX века». Систематизация знаний. Фронтальные выступления учащихся. |
Учащиеся получат опыт использования изученные в курсе «История России» термины и понятия, получат возможность научиться называть главные события, основные достижения истории и культуры, работать с тестовыми материалами. Работают в группах. |
тесты |
||
Итоговое повторение курса «История XIX в» |
|||||||
Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем, проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, оценивают правильность выполнения действия. Личностные УУД: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
|||||||
68 |
Повторение основных событий и понятий 1п 19 века зарубежной истории |
1 |
Актуализация знаний полученных в курсе изучения мировой истории 1п.19 века. |
Учащиеся совершенствуют навыки проведения исследования, создания иллюстративного текста или электронной презентации на заданную тему, получат возможность научиться выступать с подготовленными сообщениями, обсуждать выступления учащихся, оценивать свои достижения. |
тесты |
||
69 |
Повторение основных событий и понятий 2п 19 века зарубежной истории |
1 |
Актуализация знаний полученных в курсе изучения мировой истории 2 п.19 века |
Учащиеся учатся систематизировать и обобщать исторический материал по истории XIX в. |
тсты |
||
70 |
Основные тенденции развития человеческого общества в 19 веке. |
1 |
Актуализация знаний полученных в курсе изучения истории 19 века. Подведение итогов истории человечества в 19 веке. |
Учащиеся учатся Систематизировать и обобщать исторический материал по истории России XIX в. Высказывать и аргументировать суждения о сущности и значении основных событий и процессов отечественной истории XIX в., оценки ее деятелей. Характеризовать место и роль России в европейской и мировой истории XIX в. |
тесты |
||
ИТОГО 70 часов |
Основные понятия курса.
Курс Новой истории 19 века.
Индустриализация. Модернизация. Традиционализм. Монополия. Свободная конкуренция. Концентрация капитала. Вывоз капитала. Рынки сбыта. Либерализм. Консерватизм. Социализм. Коммунизм. Парламентский режим. Объединение «сверху», революция «снизу». Реформы. Светское государство. Фермер. Аболиционизм. Каудилизм. Экспансия. Раздел мира.
Основные понятия Истории России 19 века
Негласный комитет. Конституция. Вольные хлебопашцы. Министерства. Реформы. Разделение властей. Масоны. Декабристы. Военные поселения. Промышленный подъём. Рынок рабочей силы. Крепостные предприниматели. Расслоение крестьянства.
Охранительная политика. Теория официальной народности. Обязанные крестьяне. Кодификация законов. Майорат. Славянофильство. Западничество. Крестьянский(общинный ) социализм. Крестьянская община. Революционная демократия.
Промышленный переворот. Экономический кризис. Индустриализация. Полицейское государство. Социальная структура. Общественное движение. Либерализм. Консерватизм. Революционные десократы.Анархизм. Народничество. Марксизм. Террор.Бюрократическая система. Земство. Суд присяжных. Народное представительство. Буржуазия. Пролетариат. Интеллигенция. Рабочее законодательсво. Антисемитизм. Русификация. Черта оседлости. Меценатство. Урбанизация. Критический реализм. Тройственный союз.
Оценивание устных ответов:
1.Оценка «5» ставится за полный, развёрнутый ответ, умение применять знания и излагать их логично. Или за короткий правильный ответ.
2.Оценка «4» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но при наличии некоторой неполноты знаний или мелких ошибок.
3.Оценка «3» ставится за ответ, который в основном соответствует требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки.
4.Оценка «2» ставится за существенные недостатки и ошибки, а результат ответа соответствует частично требованиям программы
5.Оценка «1» ставится при отказе ученика ответить по теме при неуважительной причине или при полном незнании основных положений темы.
Примечание: можно поставить оценку «отлично», за творческий подход к заданию, нестандартное решение проблемного вопроса .
Оценивание письменных ответов:
Оценка «5» - 100-90 %
Оценка «4» - 89-70 %
Оценка «3» - 69-45 %
Оценка «2» - 44-20 %
8. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Учебно-методический комплект
• Раздел рабочей программы по всеобщей истории «История Нового времени» для 8 класса.
Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени, 1800—1913: учеб. для 8 кл./А. Я. Юдовская, П.А.Баранов, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2011.
Юдовская А. Я. Всеобщая история: История Нового времени, 1800—1913: рабочая тетрадь для 8 кл./А. Я. Юдовская, П. А. Баранов, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2010.
Юдовская А. Я. Книга для чтения по Новой истории, 1800—1913: Пособие для 8 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
Юдовская А. Я. Поурочные разработки по Новой истории, 1800—1913: пособие для 8 кл. / А. Я. Юдовская, Л. М. Ванюшкина. — М.: Просвещение, 2009.
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по истории Нового времени, электронные и интернет-ресурсы.
Электронные издания
Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Поурочные разработки по Новой истории 1800—1913 гг. 8 класс.
Перечень рекомендуемой литературы для учащихся
Золя Э.. Дамское счастье.
Верн. Ж. Двадцать тысяч лье под водой
Драйзер Т. Финансист. Титан. Стоик.. Сестра Керри.
Бальзак О.«Евгения Гранде»
Гюго В. Отверженные
Бичер-Стоу Г.Хижина дяди Тома Драйзер
Митчелл М. Унесённые ветром
cdb-murmansk.ru›poznavatelnyie-saytyi-dlya-detey
http://infourok.ru/olimpiada-po-istorii-dlya-uchaschihsya-732886.html
Учебно-методический комплект по истории России
УМК по истории России для 8 класса время составляют
Учебник «История России XIX в.» для 8 класса авторов А.А. Данилов, А.Г. Косулина.- М., «Просвещение», 2011.
А.А. Данилов, А.Г. Косулина. Рабочая тетрадь «История России XIX в.»- М., «Просвещение», 2014.
А.А. Данилов, А.Г. Косулина «История России XIX в. Поурочные разработки. - М., «Просвещение», 2014.
Литература для учащихся
1. Российские самодержцы (1801-1917). М., 1991
2. Хорьков Е.П. История предпринимательства и меценатства в России. Учебное пособие. М., 1998
3.Фёдоров В.А. Декабристы и их время М., 1992
4.Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале 19 века. М., 1989
5.Ляшенко Л.М. Царь Освободитель: жизнь и деяния Александра II, М., 1994
6. Боханов А.Н. Император Александр III., 1998.
7. Книга для чтения для учащихся 8 класса под ред.Пирумовой О.И.. М.,1976.
http://www.ixtira.org/video/chp/27/video_uroki
Наряду с УМК в учебном процессе обязательны к использованию исторические тематические карты по Новой истории и истории России в новое время.
Темы творческих работ по истории 19 века:
1.Наполеон: личность и государственный деятель
2. Процесс индустриализации: благо и проблемы
3. Модернизация по-японски
4. Как объединялась Италия.
5.Дж. Гарибальди: человек и политик.
6. Бисмарк: человек и политик.
7 Карл Маркс: человек и политический деятель
8. Истоки благосостояния США.
9. Англия – мастерская мира или..?
10. Александровская «оттепель»
11 Истоки победы России над Наполеоном
12. Декабризм как явление русской жизни
13. Николай I :реформатор и реакционер
14. Крымская война: доблесть или позор
15. Александр II: сын царя и воспитанник поэта
16 Крестьянская реформа: благо ли?
17. Зарождение гражданского общества в России
18. Помощь братушкам: русские в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.
19. Великие женщины 19 века.
20. Царь Миротворец: смог ли АлександрIII «усмирить» Россию.
21 Российский терроризм: причины и последствия