Рабочая программа по истории, 8 класс

0
0
Материал опубликован 8 November 2017

Основное содержание предмета

Всеобщая история

История Нового времени. 1800 - 1900 гг. (28 часов)

Введение (1 час)

Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного произ­водства и рыночных отношений, конку­ренция, монополизация, непрерывный технический прогресс.

Глава 1. Становление индустриального общества (7 часов)

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Завершение промышленного пере­ворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Завершение в Англии аграрной революции. Переворот в средствах транспорта. Развитие транс­портных сетей. Новые источники энер­гии. Революция в средствах связи.

Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. Урбанизация. Индустриальная рево­люция и изменение социальной струк­туры общества. Пороки капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение.

Изменения в условиях жизни людей. Технический прогресс и повседнев­ность. Газета в городе. Новое в представ­лении о комфорте быта. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Причины роста числа открытий в об­ласти математики, физики, химии, био­логии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Роль учения Ч. Дарвина для формирова­ния нового мировоззрения.

Деятели культуры: жизнь и творчество. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведе­ниях Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя.

Секуляризация и демократизация культуры. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живо­писи. Эпоха романтизма в живописи. Ре­ализм. Критический реализм. Двенадцать лет истории французского импрессиониз­ма. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архи­тектура Нового времени и Нового Света.

Политическое развитие европейских стран в 1815 - 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма. Философы о социальных перспек­тивах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой по­ловины XIX в. Утопический социа­лизм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксизм.

Глава 2. Строительство новой Европы (8 часов)

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Революционер на троне. Режим лич­ной власти Наполеона Бонапарта. На­полеоновская империя. Внутренняя по­литика консульства и империи. Завоева­тельные войны консульства и империи.

Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз. Французское общество во времена империи. Поход в Россию. Крушение на­полеоновской империи. Освобождение ев­ропейских государств. Реставрация Бур­бонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Противоречия и социальные рефор­мы. Билль о реформе. Возвращение пар­тии вигов. Предотвращение революции в 40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианско­го компромисса». Англия - «мастерская мира». Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской импе­рии.

Продолжение промышленной рево­люции. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Револю­ция 1830 г. Упрочение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. По­литический кризис накануне революции 1848 г.

Франция - от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Мировой промышленный кризис и его последствия для французской эко­номики. Новая революционная волна. Требование провозглашения республи­ки. Вторая республика, Луи Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи На­полеона III. Завершение промышленно­го переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции.

Германский союз. Экономика, по­литика и борьба за объединение Герма­нии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. По­ражение революции. Дальнейшая модер­низация страны во имя её объединения. Образование Северогерманского союза.

Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Раздробленность Италии. Борьба за независимость и национальное объедине­ние Италии. Начало революции. Нацио­нальные герои Италии: Дж. Гарибальди и Д. Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии.

Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции и окончание Франко-прус­ской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провоз­глашение Германской империи. Пораже­ние коммуны.

Глава 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества (5 часов)

Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Пруссия во главе империи. Ускорение темпов экономического развития. Бис­марк и внутренняя оппозиция. Политика «нового курса» О. Бисмарка - прогрес­сивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к лич­ной власти. Национализм. Подготовка к войне.

Реформирование - неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Б. Дизраэли и вторая избира­тельная реформа 1867 г. Черты граждан­ского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты.

Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской дерев­ни. От свободной конкуренции к моно­полистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы ра­дикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция - коло­ниальная империя. Первое светское го­сударство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне.

Цена объединения Италии. Консти­туционная монархия. Причины медлен­ного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Колониальные войны.

Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Ав­стро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. «Лоскутная империя». Начало промышленной рево­люции.

Глава 4. Две Америки (3 часа)

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861 - 1865). А. Линкольн. Особенности промышленного перево­рота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Аболи­ционизм. Восстание Джона Брауна. Кон­фликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. По­беда Севера над Югом. Значение Граж­данской войны и политики А. Линкольна.

Причины быстрого экономического развития США после Гражданской вой­ны. Отношение к образованию и труду. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ по укрепле­нию гражданского общества и правового государства.

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борь­ба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и зна­чение освободительных войн. Образова­ние независимых государств в Латинской Америке.

Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 часа)

Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Кризис традиционализма. Насиль­ственное «открытие» Японии европей­скими державами. Начало эры «просве­щённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Япо­нии. Изменения в образе жизни обще­ства. Поворот к национализму. Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы вли­яния. Кан Ювэй. Новый курс Цыси. Превращение Китая в полуколонию ин­дустриальных держав.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов. Индия - жемчужина британской ко­роны. Влияние Ост-Индской компании на развитие страны. Колониальная по­литика Британской империи в Индии. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Изменение социаль­ной структуры. Восстание сипаев (1857 - 1859). Индийский национальный кон­гресс (ИНК). Балгангадхар Тилак. Традиционное общество на афри­канском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: не­обычные судьбы для африканского кон­тинента. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.

Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий (1 час)

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Политическая карта мира начала XX в. - карта противостояния. Начало распада Османской империи. Заверше­ние раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Создание военных бло­ков. Первые локальные империалисти­ческие войны. Образование новых госу­дарств. Пацифистское движение.

Итоговое повторение (1 час)

Историческое и культурное наследие Нового времени. Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор ста­новления индустриального общества. От революций к реформам и интересам лич­ности.

История России

Россия в конце XVIIXVIII вв.: от царства к империи (40 часов)

Введение (1 час)

Модернизация как жизненно важная национальная задача.

Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I (13 часов)

Россия и Европа в конце XVII века.

Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу).

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург - новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

Глава 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров».

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Петр III.

Фаворитизм. Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни страны. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

Россия в международных конфликтах 1740-х - 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

Глава 3. Российская империя при Екатерине II (9 часов)

Изменение международных отношений в середине XVIII века. Россия и Франция. Россия и Англия. Россия и Австрия. Россия и Пруссия. Россия и Швеция. Россия и Речь Посполитая. Отношения России с Турцией и Крымом.

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Губернская реформа.

Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Роль крепостного строя в экономике страны. Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство - «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.

Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Российская империя при Екатерине II». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

Глава 4. Россия при Павле I (2 часа)

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года. Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

Глава 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в. (9 часов)

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет - первый российский университет.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны - главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р. Дашкова.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

Музыка и театр в европейской истории XVIII века. Иностранцы на русской сцене. Зарождение русского публичного театра. Уличный театр в России. Музыка. Первые русские композиторы и их музыка. Крепостной и домашний театр.

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости. Наш регион в XVIII в.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия при Павле I» и «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

Планируемые результаты

Предметные результаты освоения курса истории на уровне основного общего образования предполагают, что у учащегося сформированы:

целостные представления об историческом пути человечества, разных народов и государств как необходимой основы миропонимания и познания современного общества; о преемственности исторических эпох и непрерывности исторических процессов; о месте и роли России в мировой истории;

базовые исторические знания об основных этапах и закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней;

способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;

способность применять исторические знания для осмысления общественных событий и явлений прошлого и современности;

умение искать, анализировать, систематизировать и оценивать историческую информацию различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; способность определять и аргументировать свое отношение к ней;

умение работать с письменными, изобразительными и вещественными историческими источниками, понимать и интерпретировать содержащуюся в них информацию;

уважение к мировому и отечественному историческому наследию, культуре своего и других народов; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

«Учащийся 8 класса научится»:

локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

«Учащийся 8 класса получит возможность научиться»:

используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);

сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т.д.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы:

Личностные УУД:

представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения народов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы:

Регулятивные УУД:

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную программу, определять цель УД;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат;

выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнение проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью самостоятельно (в том числе и корректировать план);

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки.

Познавательные УУД:

проводить наблюдения под руководством учителя;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и интернета;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

анализировать, сравнить, классифицировать и обобщать факты и явления;

давать определения понятиям.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т.д.);

в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

учится критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;

оценивать свои учебные достижения, поведение, черты своей личности с учетом мнения других людей;

определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Календарно-тематическое планирование

Последовательность тем (разделов) в предмете, количество часов раздела

Последовательность уроков в теме (разделе)

Минимальный объем содержания

ЭОР

Дата

История Нового времени. 1800 - 1900 гг. (28 часов)

1.

Введение (1 час)

Урок 1. От традиционного общества к обществу индустриальному.

Основные черты индустриального общества (классического капитализма): свобода, утверждение законности и прав человека, господство товарного произ­водства и рыночных отношений, конку­ренция, монополизация, непрерывный технический прогресс.

   

2.

Глава 1. Становление индустриального общества (7 часов)

Урок 1. Индустриальная революция: достиже­ния и проблемы.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Завершение промышленного пере­ворота. Достижения Англии в развитии машинного производства. Завершение в Англии аграрной революции. Переворот в средствах транспорта. Развитие транс­портных сетей. Новые источники энер­гии. Революция в средствах связи.

   

3.

 

Урок 2. Индустриальное общество: новые про­блемы и новые ценности.

Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения. Урбанизация. Индустриальная рево­люция и изменение социальной струк­туры общества. Пороки капитализма: эксплуатация женского и детского труда. Женское движение.

   

4.

 

Урок 3. Человек в изменившемся мире: матери­альная культура и повседневность.

Изменения в условиях жизни людей. Технический прогресс и повседнев­ность. Газета в городе. Новое в представ­лении о комфорте быта. Рост культуры города. Музыка. Велосипед. Фотография. Пишущая машинка. Культура покупателя и продавца. Изменения в моде. Новые развлечения.

   

5.

 

Урок 4. Наука: создание научной картины мира.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Причины роста числа открытий в об­ласти математики, физики, химии, био­логии, медицины в XIX в. Социальный эффект научных открытий и достижений. Роль учения Ч. Дарвина для формирова­ния нового мировоззрения.

   

6.

 

Урок 5. XIX век в зеркале художественных ис­каний. Литература.

Деятели культуры: жизнь и творчество. Утрата значимости идей и ценностей эпохи Просвещения. Новое поколение «наследников» Робинзона в произведе­ниях Бальзака и Ч. Диккенса. Новые герои Франции Э. Золя.

   

7.

 

Урок 6. Искусство в по­исках новой картины мира.

Секуляризация и демократизация культуры. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа.

Нарастание скорости взаимообмена новым в искусстве. Классицизм в живо­писи. Эпоха романтизма в живописи. Ре­ализм. Критический реализм. Двенадцать лет истории французского импрессиониз­ма. Постимпрессионизм. Симфоническое искусство. Театр. Кинематограф. Архи­тектура Нового времени и Нового Света.

   

8.

 

Урок 7. Либералы, консерваторы и социали­сты: какими должно быть общество и государство.

Политическое развитие европейских стран в 1815 - 1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма. Философы о социальных перспек­тивах общества в эпоху промышленного переворота. Либерализм и консерватизм: альтернативы общественного развития. Социалистические учения первой по­ловины XIX в. Утопический социа­лизм о путях преобразования общества. К. Маркс и Ф. Энгельс. Марксизм.

   

9.

Глава 2. Строительство новой Европы (8 часов)

Урок 1. Консульство и образование наполе­оновской империи.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Революционер на троне. Режим лич­ной власти Наполеона Бонапарта. На­полеоновская империя. Внутренняя по­литика консульства и империи. Завоева­тельные войны консульства и империи.

   

10.

 

Урок 2. Разгром империи Наполеона. Венский конгресс.

Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз. Французское общество во времена империи. Поход в Россию. Крушение на­полеоновской империи. Освобождение ев­ропейских государств. Реставрация Бур­бонов. Сто дней императора Наполеона. Венский конгресс. Священный союз и новый европейский порядок.

   

11.

 

Урок 3. Великобритания: сложный путь к ве­личию и процветанию.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Противоречия и социальные рефор­мы. Билль о реформе. Возвращение пар­тии вигов. Предотвращение революции в 40-е гг. XIX в. «Эпоха Викторианско­го компромисса». Англия - «мастерская мира». Величие и достижения внутренней и внешней политики Британской импе­рии.

   

12.

 

Урок 4. Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 г. к политическому кризису.

Продолжение промышленной рево­люции. Компромисс короля и новой Франции. Герцог Ришелье. Револю­ция 1830 г. Упрочение парламентского строя. Кризис Июльской монархии. По­литический кризис накануне революции 1848 г.

   

13.

 

Урок 5. Франция: революция 1848 г. и Вторая империя.

Франция - от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Мировой промышленный кризис и его последствия для французской эко­номики. Новая революционная волна. Требование провозглашения республи­ки. Вторая республика, Луи Бонапарт Наполеон. Режим Второй империи На­полеона III. Завершение промышленно­го переворота во Франции. Оформление олигархической власти во Франции.

   

14.

 

Урок 6. Германия: на пути к единству.

Германский союз. Экономика, по­литика и борьба за объединение Герма­нии. Победа революционного восстания в Берлине. Франкфуртский парламент. По­ражение революции. Дальнейшая модер­низация страны во имя её объединения. Образование Северогерманского союза.

   

15.

 

Урок 7. «Нужна ли нам единая и неделимая Италия?».

Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Раздробленность Италии. Борьба за независимость и национальное объедине­ние Италии. Начало революции. Нацио­нальные герои Италии: Дж. Гарибальди и Д. Мадзини. Поражение итальянской революции и его причины. К. Кавур. Сицилия и Гарибальди. Национальное объединение Италии.

   

16.

 

Урок 8. Война, изменившая карту Европы. Парижская коммуна.

Кризис империи Наполеона III. Отто фон Бисмарк. Франко-прусская война и Парижская коммуна. Третья республика во Франции и окончание Франко-прус­ской войны. Завершение объединения Германии «железом и кровью» и провоз­глашение Германской империи. Пораже­ние коммуны.

   

17.

Глава 3. Страны Западной Европы в конце XIX в. Успехи и проблемы индустриального общества (5 часов)

Урок 1. Германская империя: борьба за «ме­сто под солнцем».

Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм. Пруссия во главе империи. Ускорение темпов экономического развития. Бис­марк и внутренняя оппозиция. Политика «нового курса» О. Бисмарка - прогрес­сивные для Европы социальные реформы. Вильгельм II в стремлении к лич­ной власти. Национализм. Подготовка к войне.

   

18.

 

Урок 2. Великобритания: конец Викториан­ской эпохи.

Реформирование - неотъемлемая часть курса английского парламента. Двухпартийная система. Эпоха реформ. У. Гладстон. Б. Дизраэли и вторая избира­тельная реформа 1867 г. Черты граждан­ского общества и правового государства. Особенности экономического развития Великобритании. Создание Британской империи. Ирландский вопрос. Внешняя политика. Колониальные захваты.

   

19.

 

Урок 3. Франция: Третья республика.

Замедление темпов экономического развития. Проблемы французской дерев­ни. От свободной конкуренции к моно­полистическому капитализму. Экспорт капиталов. Борьба за республику. Третья республика и её политическое устройство. Демократические реформы. Реформы ра­дикалов. Развитие коррупции во власти. Социальные движения. Франция - коло­ниальная империя. Первое светское го­сударство среди европейских государств. Реваншизм и подготовка к войне.

   

20.

 

Урок 4. Италия: время реформ и колониаль­ных захватов.

Цена объединения Италии. Консти­туционная монархия. Причины медлен­ного развития капитализма. Эмиграция - плата за отсталость страны. Движения протеста. Эра Дж. Джолитти. Переход к реформам. Колониальные войны.

   

21.

 

Урок 5. От Австрийской империи к Австро-Венгрии: поиски выхода из кризиса.

Наступление эпохи национального возрождения. Революционный кризис. Поражение революции в Венгрии. Ав­стро-венгерское соглашение: империя Габсбургов преобразуется в двуединую монархию Австро-Венгрию. «Лоскутная империя». Начало промышленной рево­люции.

   

22.

Глава 4. Две Америки

(3 часа)

Урок 1. США в XIX в.: модернизация, отмена рабства и сохранение республики.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861 - 1865). А. Линкольн. Особенности промышленного перево­рота и экономическое развитие в первой половине XIX в. С. Маккормик. Аболи­ционизм. Восстание Джона Брауна. Кон­фликт между Севером и Югом. Начало Гражданской войны. Авраам Линкольн. Отмена рабства. Закон о гомстедах. По­беда Севера над Югом. Значение Граж­данской войны и политики А. Линкольна.

   

23.

 

Урок 2. США: империализм и вступление в мировую политику.

Причины быстрого экономического развития США после Гражданской вой­ны. Отношение к образованию и труду. Структура неоднородного американского общества. Расизм. Положение рабочих. Американская федерация труда. Теодор Рузвельт и политика реформ по укрепле­нию гражданского общества и правового государства.

   

24.

 

Урок 3. Латинская Америка в XIX - начале XX в.: время перемен.

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П.Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств. Патриотическое движение креолов. Национально-освободительная борь­ба народов Латинской Америки. Время освободителей: С. Боливар. Итоги и зна­чение освободительных войн. Образова­ние независимых государств в Латинской Америке.

   

25.

Глава 5. Традиционные общества в XIX в.: новый этап колониализма (2 часа)

Урок 1. Япония на пути модернизации: «вос­точная мораль - западная техника». Китай: сопротивление реформам.

Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи. Кризис традиционализма. Насиль­ственное «открытие» Японии европей­скими державами. Начало эры «просве­щённого» правления. Реформы Мэйдзи. Эпоха модернизации традиционной Япо­нии. Изменения в образе жизни обще­ства. Поворот к национализму. Насильственное «открытие» Китая. Опиумные войны. Колонизация Китая европейскими государствами. Хун Сюцюань: движение тайпинов и тайпинское государство. Цыси и политика самоусиления. Курс на модернизацию страны не состоялся. Раздел Китая на сферы вли­яния. Кан Ювэй. Новый курс Цыси. Превращение Китая в полуколонию ин­дустриальных держав.

   

26.

 

Урок 2. Индия: насильственное разрушение традиционного общества. Африка: континент в эпоху перемен.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Индия - жемчужина британской ко­роны. Влияние Ост-Индской компании на развитие страны. Колониальная по­литика Британской империи в Индии. Насильственное вхождение Индии в мировой рынок. Изменение социаль­ной структуры. Восстание сипаев (1857 - 1859). Индийский национальный кон­гресс (ИНК). Балгангадхар Тилак. Традиционное общество на афри­канском континенте. Раздел Африки европейскими державами. Независимые государства Либерия и Эфиопия: не­обычные судьбы для африканского кон­тинента. Восстания гереро и готтентотов. Европейская колонизация Африки.

   

27.

Глава 6. Международные отношения: обострение противоречий (1 час)

Урок 1. Международные отношения: дипло­матия или войны?

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав. Политическая карта мира начала XX в. - карта противостояния. Начало распада Османской империи. Заверше­ние раздела мира. Нарастание угрозы мировой войны. Создание военных бло­ков. Первые локальные империалисти­ческие войны. Образование новых госу­дарств. Пацифистское движение.

   

28.

Итоговое повторение

(1 час)

Урок 1. Историческое и культурное наследие Нового времени.

Обобщающее повторение курса XIX в.: модернизация как фактор ста­новления индустриального общества. От революций к реформам и интересам лич­ности.

   

Россия в конце XVIIXVIII вв.: от царства к империи (40 часов)

29.

Введение (1 час)

Урок 1. У истоков российской мо­дернизации.

Модернизация как жизненно важная национальная задача.

   

30.

Глава 1. Россия в эпоху преобразований Петра I

(13 часов)

Урок 1. Россия и Европа в конце XVII в.

Россия и Европа в конце XVII века.

   

31.

 

Урок 2. Предпосылки Петровских реформ.

Причины и предпосылки преобразований (дискуссии по этому вопросу).

   

32.

 

Урок 3. Начало правления Петра I.

Начало царствования Петра I, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Хованщина. Первые шаги на пути преобразований. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра I.

   

33.

 

Урок 4. Великая Северная война 1700 - 1721 гг.

Северная война. Причины и цели войны. Неудачи в начале войны и их преодоление. Битва при д. Лесной и победа под Полтавой. Прутский поход. Борьба за гегемонию на Балтике. Сражения у м. Гангут и о. Гренгам. Ништадтский мир и его последствия. Закрепление России на берегах Балтики. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра I.

   

34.

 

Урок 5. Реформы управления Пе­тра I.

Реформы местного управления (бурмистры и Ратуша), городская и областная (губернская) реформы. Сенат, коллегии, органы надзора и суда. Усиление централизации и бюрократизации управления. Генеральный регламент. Санкт-Петербург - новая столица. Первые гвардейские полки. Создание регулярной армии, военного флота. Рекрутские наборы.

   

35.

 

Урок 6. Экономическая политика Петра I.

Строительство заводов и мануфактур, верфей. Создание базы металлургической индустрии на Урале. Оружейные заводы и корабельные верфи. Роль государства в создании промышленности. Основание Екатеринбурга. Преобладание крепостного и подневольного труда. Принципы меркантилизма и протекционизма. Таможенный тариф 1724 г. Введение подушной подати.

   

36.

 

Урок 7. Российское общество в Пе­тровскую эпоху

Консолидация дворянского сословия, повышение его роли в управлении страной. Указ о единонаследии и Табель о рангах. Противоречия в политике по отношению к купечеству и городским сословиям: расширение их прав в местном управлении и усиление налогового гнета. Положение крестьян. Переписи населения (ревизии).

   

37.

 

Урок 8. Церковная реформа. По­ложение традиционных конфессий.

Упразднение патриаршества, учреждение синода. Положение конфессий.

   

38.

 

Урок 9. Социальные и националь­ные движения. Оппозиция реформам.

Социальные движения в первой четверти XVIII в. Восстания в Астрахани, Башкирии, на Дону. Дело царевича Алексея.

   

39.

 

Урок 10. Перемены в культуре России в годы Петровских реформ.

Доминирование светского начала в культурной политике. Влияние культуры стран зарубежной Европы. Привлечение иностранных специалистов. Введение нового летоисчисления, гражданского шрифта и гражданской печати. Первая газета «Ведомости». Создание сети школ и специальных учебных заведений. Развитие науки. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись, портрет петровской эпохи. Скульптура и архитектура. Памятники раннего барокко.

   

40.

 

Урок 11. Повседневная жизнь и быт при Петре I.

Повседневная жизнь и быт правящей элиты и основной массы населения. Перемены в образе жизни российского дворянства. Новые формы социальной коммуникации в дворянской среде. Ассамблеи, балы, фейерверки, светские государственные праздники. «Европейский» стиль в одежде, развлечениях, питании. Изменения в положении женщин.

   

41.

 

Урок 12. Значение петровских пре­образований в истории страны.

Итоги, последствия и значение петровских преобразований. Образ Петра I в русской культуре.

   

42.

 

Урок 13. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия в эпоху преобразований Петра I». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

   

43.

Глава 2. Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов (6 часов)

Урок 1. Эпоха дворцовых переворотов (1725 - 1762): от Екатерины I до Ивана VI Антоновича.

Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Создание Верховного тайного совета. Крушение политической карьеры А.Д. Меншикова. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров».

   

44.

 

Урок 2. Эпоха дворцовых переворотов (1725 - 1762): от Елизаветы Петровны до Петра III.

Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Деятельность П.И. Шувалова. Создание Дворянского и Купеческого банков. Усиление роли косвенных налогов. Ликвидация внутренних таможен. Распространение монополий в промышленности и внешней торговле. Основание Московского университета. М.В. Ломоносов и И.И. Шувалов.

Петр III.

   

45.

 

Урок 3. Внутренняя политика и экономика России в 1725 - 1762 гг.

Фаворитизм. Роль Э. Бирона, А.И. Остермана, А.П. Волынского, Б.Х. Миниха в управлении и политической жизни страны. Манифест «о вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762 г.

   

46.

 

Урок 4. Внешняя политика Рос­сии в 1725 - 1762 гг.

Россия в международных конфликтах 1740-х - 1750-х гг. Участие в Семилетней войне.

   

47.

 

Урок 5. Национальная и рели­гиозная политика в 1725 - 1762 гг.

Укрепление границ империи на Украине и на юго-восточной окраине. Переход Младшего жуза в Казахстане под суверенитет Российской империи. Война с Османской империей.

   

48.

 

Урок 6. Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Россия при наследниках Петра I: эпоха дворцовых переворотов». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

   

49.

Глава 3. Российская империя при Екатерине II (9 часов)

Урок 1. Россия в системе между­народных отношений.

Изменение международных отношений в середине XVIII века. Россия и Франция. Россия и Англия. Россия и Австрия. Россия и Пруссия. Россия и Швеция. Россия и Речь Посполитая. Отношения России с Турцией и Крымом.

   

50.

 

Урок 2. Внутренняя политика Ека­терины II.

Внутренняя политика Екатерины II. Личность императрицы. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Секуляризация церковных земель. Деятельность Уложенной комиссии. Губернская реформа.

   

51.

 

Урок 3. Экономическое развитие России при Екатерине II

Экономическая и финансовая политика правительства. Начало выпуска ассигнаций. Отмена монополий, умеренность таможенной политики. Вольное экономическое общество. Экономическое развитие России во второй половине XVIII века. Роль крепостного строя в экономике страны. Промышленность в городе и деревне. Роль государства, купечества, помещиков в развитии промышленности. Крепостной и вольнонаемный труд. Привлечение крепостных оброчных крестьян к работе на мануфактурах. Развитие крестьянских промыслов. Рост текстильной промышленности: распространение производства хлопчатобумажных тканей. Начало известных предпринимательских династий: Морозовы, Рябушинские, Гарелины, Прохоровы, Демидовы и др. Внутренняя и внешняя торговля. Торговые пути внутри страны. Воднотранспортные системы: Вышневолоцкая, Тихвинская, Мариинская и др. Ярмарки и их роль во внутренней торговле. Макарьевская, Ирбитская, Свенская, Коренная ярмарки. Ярмарки на Украине. Партнеры России во внешней торговле в Европе и в мире. Обеспечение активного внешнеторгового баланса.

   

52.

 

Урок 4. Социальная структура рос­сийского общества второй полови­ны XVIII в.

Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Дворянство - «первенствующее сословие» империи. Привлечение представителей сословий к местному управлению. Создание дворянских обществ в губерниях и уездах. Расширение привилегий гильдейского купечества в налоговой сфере и городском управлении. Крестьяне: крепостные, государственные, монастырские. Условия жизни крепостной деревни. Права помещика по отношению к своим крепостным. Барщинное и оброчное хозяйство. Дворовые люди.

   

53.

 

Урок 5. Восстание под предводи­тельством Е.И. Пугачёва.

Обострение социальных противоречий. Чумной бунт в Москве.

Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Антидворянский и антикрепостнический характер движения. Роль казачества, народов Урала и Поволжья в восстании. Влияние восстания на внутреннюю политику и развитие общественной мысли.

   

54.

 

Урок 6. Народы России. Рели­гиозная и национальная политика Екатерины II.

Национальная политика. Унификация управления на окраинах империи. Ликвидация украинского гетманства. Формирование Кубанского Оренбургского и Сибирского казачества. Основание Ростова-на-Дону. Активизация деятельности по привлечению иностранцев в Россию. Расселение колонистов в Новороссии, Поволжье, других регионах. Укрепление начал толерантности и веротерпимости по отношению к неправославным и нехристианским конфессиям.

   

55.

 

Урок 7. Внешняя политика Ека­терины II.

Внешняя политика России второй половины XVIII в., ее основные задачи. Н.И. Панин и А.А.Безбородко. Борьба России за выход к Черному морю. Войны с Османской империей. П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, победы российских войск под их руководством. Участие России в разделах Речи Посполитой. Политика России в Польше до начала 1770-х гг.: стремление к усилению российского влияния в условиях сохранения польского государства. Участие России в разделах Польши вместе с империей Габсбургов и Пруссией. Первый, второй и третий разделы. Вхождение в состав России украинских и белорусских земель. Присоединение Литвы и Курляндии. Борьба Польши за национальную независимость. Восстание под предводительством Тадеуша Костюшко. Участие России в борьбе с революционной Францией. Итальянский и Швейцарский походы А.В. Суворова. Действия эскадры Ф.Ф. Ушакова в Средиземном море.

   

56.

 

Урок 8. Начало освоения Ново­россии и Крыма.

Присоединение Крыма и Северного Причерноморья. Организация управления Новороссией. Строительство новых городов и портов. Основание Пятигорска, Севастополя, Одессы, Херсона. Г.А. Потемкин. Путешествие Екатерины II на юг в 1787 г.

   

57.

 

Урок 9. Повторительно-обобщающий урок по теме «Российская империя при Екатерине II».

Обобщение и систематизация знаний по теме «Российская империя при Екатерине II». Решение тестовых заданий по пройденной теме.

   

58.

Глава 4. Россия при Павле I (2 часа)

Урок 1. Внутренняя политика Пав­ла I.

Основные принципы внутренней политики Павла I. Укрепление абсолютизма через отказ от принципов «просвещенного абсолютизма» и усиление бюрократического и полицейского характера государства и личной власти императора. Личность Павла I и ее влияние на политику страны. Указы о престолонаследии, и о «трехдневной барщине».

   

59.

 

Урок 2. Внешняя политика Пав­ла I.

Политика Павла I по отношению к дворянству, взаимоотношение со столичной знатью, меры в области внешней политики и причины дворцового переворота 11 марта 1801 года. Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий.

   

60.

Глава 5. Культурное пространство Российской империи в XVIII в.

(9 часов)

Урок 1. Общественная мысль, пуб­лицистика, литература.

Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIII в. Первые журналы. Общественные идеи в произведениях А.П. Сумарокова, Г.Р. Державина, Д.И. Фонвизина. Н.И. Новиков, материалы о положении крепостных крестьян в его журналах. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву».

   

61.

 

Урок 2. Образование в России в XVIII в.

М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Образование в России в XVIII в. Основные педагогические идеи. Воспитание «новой породы» людей. Основание воспитательных домов в Санкт-Петербурге и Москве, Института «благородных девиц» в Смольном монастыре. Сословные учебные заведения для юношества из дворянства. Московский университет - первый российский университет.

   

62.

 

Урок 3. Российская наука и тех­ника в XVIII в.

Российская наука в XVIII веке. Академия наук в Петербурге. Изучение страны - главная задача российской науки. Географические экспедиции. Вторая Камчатская экспедиция. Освоение Аляски и Западного побережья Северной Америки. Российско-американская компания. Исследования в области отечественной истории. Изучение российской словесности и развитие литературного языка. Российская академия. Е.Р. Дашкова.

   

63.

 

Урок 4. Русская архитектура XVIII в.

Русская архитектура XVIII в. Строительство Петербурга, формирование его городского плана. Регулярный характер застройки Петербурга и других городов. Барокко в архитектуре Москвы и Петербурга. Переход к классицизму, создание архитектурных ассамблей в стиле классицизма в обеих столицах. В.И. Баженов, М.Ф. Казаков.

   

64.

 

Урок 5. Живопись и скульптура.

Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. Академия художеств в Петербурге. Расцвет жанра парадного портрета в середине XVIII в. Новые веяния в изобразительном искусстве в конце столетия.

   

65.

 

Урок 6. Музыкальное и театраль­ное искусство.

Музыка и театр в европейской истории XVIII века. Иностранцы на русской сцене. Зарождение русского публичного театра. Уличный театр в России. Музыка. Первые русские композиторы и их музыка. Крепостной и домашний театр.

   

66.

 

Урок 7. Народы России в XVIII в.

Русская культура и культура народов России в XVIII веке. Развитие новой светской культуры после преобразований Петра I. Укрепление взаимосвязей с культурой стран зарубежной Европы. Масонство в России. Распространение в России основных стилей и жанров европейской художественной культуры (барокко, классицизм, рококо и т. п.). Вклад в развитие русской культуры ученых, художников, мастеров, прибывших из-за рубежа. Усиление внимания к жизни и культуре русского народа и историческому прошлому России к концу столетия. Управление окраинами империи. Башкирские восстания. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости. Наш регион в XVIII в.

   

67.

 

Урок 8. Перемены в повседневной жизни российских сословий.

Культура и быт российских сословий. Дворянство: жизнь и быт дворянской усадьбы. Духовенство. Купечество. Крестьянство.

   

68.

 

Урок 9. Повторительно-обобщающий урок по темам «Россия при Павле I» и «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.».

Обобщение и систематизация знаний по темам «Россия при Павле I» и «Культурное пространство Российской империи в XVIII в.». Решение тестовых заданий по пройденным темам.

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.