Рабочая программа по истории, 8 класс, УМК: Боханов А.Н., Загладин Н.В.
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | История 8 Боханов А.Н. / Загладин Н.В. 68 |
Пояснительная записка.
Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также программ курса «Новая история» для 8 класса, курса «История России XIX век» для 8 класса общеобразовательных учреждений, а также национально-регионального компонента исторического образования Фокеевой И.М.
Курс «Новая история» для 8 класса охватывает период XIX в. Курс является логическим продолжением курса «Новая история», начатого в 7 классе. Рабочая программа по курсу новой истории составлена на 24 часа.
Курс «История России» в 8 классе является логическим продолжением курса «История России с древнейших времен до конца XVIII века». Курс истории России охватывает период XVII-XVIII вв. В основу курса положен комплексный подход в изложении истории. Рабочая программа по курсу история России рассчитана на 36 часов.
Курс «История Татарстана» для 8 класса является логическим продолжением изучения истории региона. Курс охватывает период XIX века как один из важнейших в истории, т.к. именно в XIX веке обостряются многие противоречия российской действительности, касающиеся и Среднего Поволжья. История Татарстана изучается в интегрированном курсе «История» в объеме 10 часов.
Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.
В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели изучения истории в 8 классе:
Цели курса:
формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях;
развитие умений по применению исторических знаний в жизни;
приобщение учащихся к национальным и мировым культурным традициям, воспитание патриотизма, формирование гражданского самосознания.
Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих образовательных и воспитательных задач:
Основными образовательными задачами курса являются:
формирование исторического мышления учащихся;
развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, об экономическом развитии обществ мира и России в эпоху Нового времени, о политическом и социальном строе в эпоху Нового времени, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в эпоху Нового времени;
формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями (абсолютизм, монархия, законы, нормы морали и т.д.);
уделять внимание истории мировых религий – христианства и ислама.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
формирование правовой культуры школьников;
формирование представлений о возникших в эпоху Нового времени общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм;
развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории нового времени: свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости.
В рабочей программе в соответствии с требованиями запланированы следующие виды контроля: тесты, контрольные и самостоятельные работы.
Используемые УМК:
Программа курса «Новая история. XIX – начало XX вв.» для 8 класса. – М.: Русское слово, 2001.
Загладин Н.В.. Всеобщая история. История нового времени. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2008.
Атлас «История нового времени» с контурными картами и контрольными заданиями. 8 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007.
Электронное пособие. Всеобщая история. История нового времени
Программа курса «История России. XIX век» для 8 класса. – 2-е изд. – М.: Русское слово, 2003
Боханов А.Н.. История России XIX в. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2004
Атлас "История России XIX в." с контурными картами и контрольными заданиями. 8 класс. – М.: Дрофа-Дик, 2007
Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.
Фокеева И.М. Национально-региональный компонент исторического образования. – К.: Тарих, 2003
Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л.М. История Татарстана XIX в. Учебник для 8 класса. – К.: Хэтер, 2003.
На изучение истории в 8 классе учебным планом предусматривается 70 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
Критерии оценивания:
«Пять» - материал усвоен в полном объёме, изложен логично, без существенных ошибок, не требуется дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; речь хорошая. Такая же оценка ставится за краткий точный ответ на особенно сложные вопросы или за подробное исправление и дополнение другого ученика;
«Четыре» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение, недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретические знания и умения;
«Три» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, не систематизированное, содержит существенные ошибки; в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявлены, речь бедная;
«Два» - главное содержание не раскрыто.
Уроки проводятся с применением на этапе внедрения групповых и игровых технологий. Цели технологий: заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа и диалогического воздействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Ожидаемые результаты:
Создание условий для проявления и развития индивидуальности, самобытности и уникальности учащихся.
Ориентация на формирование учебной деятельности школьников, а не передачу учебной информации.
Ориентация на развитие внутренних мотивов учения, стимулирование и становление собственного (личностного) смысла учения.
Организация развивающего пространства, ориентация на развитие познавательных (интеллектуальных) способностей.
Формирование эмоционально – ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе.
Основные методы работы на уроке: объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый. Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа, групповая, фронтальная.
Содержание тем
№ п\п | Наименование разделов | Всего часов | Дата | Корректировка | Форма организации учебных занятий | Вид контроля | |
теория | практика | ||||||
1. | Мир в первой половине XIX в. | 10 | 9 | 1 | тест | ||
2. | Российская империя в первой половине XIX в. | 21 | 19 | 2 | Тест | ||
3. | Мир во второй половине XIX в. | 10 | 9 | 1 | Контрольная работа | ||
4. | Первая мировая война | 4 | 3 | 1 | тест | ||
5. | Российская империя во второй половине XIX в. | 25 | 22 | 3 | Тест – 2, контрольная работа - 1 | ||
Итого | 70 | 62 | 8 |
Количество письменных работ
№ п\п | Название работы | Количество часов | Дата | Корректировка | Вид работы |
1. | Наполеоновская эпоха | 1 | Тест | ||
2. | Правление Александра I | 1 | Тест | ||
3. | Россия в первой половине XIX в. | 1 | Тест | ||
4. | Роль зарубежных стран в мировой истории | 1 | Контрольная работа | ||
5. | Первая мировая война | 1 | Тест | ||
6. | Россия во второй половине XIX в. | 1 | Тест | ||
7. | Роль России в мировой истории | 1 | Контрольная работа | ||
8. | Итоговое повторение | 1 | Тест | ||
Итого | 8 |
Календарно-тематическое планирование по истории в 8 классе
Учитель Сергиванова Людмила Владимировна
Количество часов
Всего 70 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 2 , зачетов - , тестов – 6 .
Планирование составлено на основе государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», программ курса «Новая история. XIX – начало XX вв.» для 8 класса, курса «История России. XIX в.» для 8 класса общеобразовательных учреждений, а также национально-регионального компонента исторического образования Фокеевой И.М.
Учебник Загладин Н.В. Всеобщая история. История нового времени. Учебник для 8 класса. – М.: Русское
слово, 2008, Боханов А.Н.. История России. XIX в. Учебник для 8 класса. – М.: Русское слово, 2004, Мустафина Г.М., Муньков Н.П., Свердлова Л. М. История Татарстана. XIX в. – К.: Хэтер, 2003.
Дополнительная литература приложение 1.
№ п\п | Тема раздела, урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды контроля | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | |
план | факт | |||||||
Раздел 1. Мир в первой половине XIX в. (10 часов) | ||||||||
1. | Империя Наполеона I | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Уметь извлекать нужную информацию | §1 с.5-15-прочитать, в.3 | ||
2. | Народы против Французской империи | 1 | комбинированный | Уметь высказывать оценочные суждения | §2 с.16-23-прочитать, в.4 | |||
3. | Поход в Россию и крушение Французской империи | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь вести дис-куссию, оценивать события | §3 с.25-33-прочитать, в.2 | ||
4. | Священный союз и ре-волюционное движение в Европе в 1820-1830-х гг. | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Уметь анализиро-вать, сравнивать | §4 с.35-42-прочитать, в.6 | ||
5. | Победа освободи-тельного движения в Латинской Америке | 1 | комбинированный | Уметь воссоздавать исторические образы | §5 с.43-51-прочитать, с.53-анализ документа | |||
6. | Незавершенные рево-люции 1848-1849 гг. В Европе | 1 | лекция | работа с документом | Уметь размышлять и делать оценочные суждения | §6 с.54-64-прочитать, в.5 | ||
7. | Начало воссоединения Италии и объединения Германии | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь извлекать необходимые знания из текстов | §7 с.64-71-прочитать | ||
8. | Франко-прусская война и Парижская коммуна | 1 | контрольный | тест | ||||
9. | Рост промышленного производства | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Уметь делать сооб-щения, используя межпредметные связи | §9-10 с.82-105-прочитать, в.5,6 | ||
10. | Консервативные, либе-ральные и социалисти-ческие идеи в XIX в. | 1 | круглый стол | ответы на вопросы | Уметь выступать публично, участво-вать в дискуссии | §11 с.107-116-прочитать, в.6 | ||
Раздел 1. Российская империя в первой половине XIX в. (21 час) Глава 1. Российская империя в 19 в. (4 часа) | ||||||||
11. | Заговор 11 марта 1801 г. | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Знать причины заговора 1801 г. | §1-2 с.8-15-прочитать, с.16-анализ документа | ||
12. | Проект реформ М.М.Сперанского | 1 | комбинированный | работа с документом | Определять предпо-сылки и содержание реформаторских проектов Сперанского | §3 с.16-21-прочитать, с.22-анализ документа | ||
13. | Развитие государства в начале 19 в. | 1 | комбинированный | работа с текстом | Знать сословия, проживавшие в Российской империи | §4-5 с.22-29-прочитать, с.26-анализ документа | ||
14. | Социально-экономи-ческое развитие Казан-ской губернии в 1801-1860 гг. | 1 | комбинированный | работа со схемами | Знать систему управления Казанским краем | §1-4 с.5-36-прочитать, с.15 в.6 | ||
Глава 2. Внешняя политика Российской империи в начале 19 в. (2 часа) | ||||||||
15. | Внешняя политика | 1 | комбинированный | работа по карте | Называть основные цели, задачи и на-правления внешней политики страны | §6-7 с.30-38-прочитать, с.39-анализ документа | ||
16. | Отечественная война 1812 г. | 1 | практикум | работа по карте | Знать хронологичес-кие рамки войны | §8-9 с.39-54-прочитать, с.51-анализ документов | ||
Глава 3. Положение России после Отечественной войны 1812 г. (3 часа) | ||||||||
17. | Тайные общества | 1 | комбинированный | работа с документами | Знать определяющие черты, основы идеологии | §10-11 с.55-60-прочитать, с.61-анализ документов | ||
18. | Выступление на Сенатской площади | 1 | контрольный | тест | ||||
19. | Край в Отечественной войне 1812 г. Декабристы | 1 | практикум | работа с документами | Объяснять цели, планы и результаты деятельности декабристов | §7-10 с.51-72-прочитать, с.63 в.1 | ||
Глава 4. Российская империя в годы правления Николая I (2 часа) | ||||||||
20. | Преобразования в системе управления страной | 1 | практикум | работа со схемами | Знать годы царство-вания Николая I, называть характер-ные черты внутрен-ней политики | §13-14 с.69-75-прочитать, с.72-анализ документов | ||
21. | К решению крестьян-ского вопроса | 1 | семинар | работа с текстом | Уметь делать оце-ночные суждения, вести диалог | §15-16 с.76-84-прочитать, с.78-анализ документа | ||
Глава 5. Национальный вопрос и имперские интересы (3 часа) | ||||||||
22. | Польское восстание | 1 | практикум | работа по карте | Определять основ-ные направления внешней политики страны | §17 с.86-89-прочитать, в.5 | ||
23. | Кавказская война | 1 | практикум | работа по карте | Давать оценку Ито-гам войны России и Кавказа | §18 с.89-95-прочитать, в.2 | ||
24. | Внешняя политика Николая I | 1 | практикум | таблица | Знать дату войны, её причины и характер | §19-20 с.96-103-прочитать, с.103 в.5 | ||
Глава 6. Начало промышленного переворота в России (1 час) | ||||||||
25. | Начало промышлен-ного переворота в России | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Называть характерные черты промышленного переворота | §21 с.14-110-прочитать, в.6 | ||
Глава 7. Общественная мысль России (3 часа) | ||||||||
26. | Славянофилы и западники | 1 | комбинированный | работа по таблице | Делать сравнитель-ный анализ позиций славянофилов и западников | §22-23 с.111-121-прочитать, с.121-анализ документа | ||
27. | Русская Православная Церковь | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Уметь высказывать свою оценку в отношении церкви | §24 с.122-126-прочитать, с.126-анализ документа | ||
28. | Русский утопический социализм | 1 | комбинированный | работа с текстом | Называть сущест-венные черты идео-логии социализма | §25 с.127-133-прочитать, в.4 | ||
Глава 8. Культура России в первой половине 19 в. (3 часа) | ||||||||
29. | Культура России в первой половине 19 в. | 1 | комбинированный | таблица | Уметь делать сообщения | §26-27 с.134-156-прочитать, вы-учить гимн Рос-сийской империи | ||
30. | Культура края в первой половине 19 в. | 1 | комбинированный | таблица | Уметь извлекать необходимую информацию | §11-16 с.75-126-прочитать | ||
31. | Культура в первой половине 19 в. | 1 | контрольный | тест | ||||
Раздел 2. Мир во второй половине XIX в. (10 часов) | ||||||||
32. | Великобритания и её доминионы | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь рационально выполнять задания | §12 с.118-128-прочитать, в.5 | ||
33. | США: причины и итоги Гражданской войны 1861-1865 гг. | 1 | лабораторное занятие | работа с текстом | Уметь самостоя-тельно работать с источниками | §13 с.129-141-прочитать, с.141-анализ документа | ||
34. | Страны Европы | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь работать с исторической картой | §14-15 с.142-161-прочитать, с.150-анализ таблицы | ||
35. | Япония на пути модернизации | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Уметь делать оце-ночные суждения, вести диалог | §16 с.162-170-прочитать, в.6 | ||
36. | Индия под властью англичан | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Иметь углубляющие знания о традицион-ном и индустриаль-ном обществах | §17 с.173-181-прочитать, в.4 | ||
37. | «Опиумные войны» и закабаление Китая | 1 | дискуссия | ответы на вопросы | Уметь делать сравнительный анализ | §18 с.183-192-прочитать, в.6 | ||
38. | Повторение и проверка знаний «Роль зарубеж-ных стран в мировой истории» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
39. | Османская империя и Персия в XIX – начале XX в. | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь работать с исторической картой | §19 с.195-204-прочитать, в.5 | ||
40. | Колониализм: послед-ствия для метрополий и колоний | 1 | комбинированный | работа с текстом | Уметь делать сравнительный анализ | §20-21 с.206-225-прочитать, в.6 | ||
41. | Латинская Америка во второй половине XIX – начале XX в. | 1 | комбинированный | работа по карте | Уметь выделять общее и особенное | §22 с.226-23-прочитать, в.6 | ||
Раздел 3. Первая мировая война (4 часа) | ||||||||
42. | Военно-политические союзы и международ-ные конфликты | 1 | практикум | работа по карте | Уметь вступать в дискуссию | §23 с.235-244-прочитать, в.6 | ||
43. | Начало Первой мировой войны | 1 | практикум | работа по карте | Развивать причинно-следственные связи | §24 с.245-252-прочитать, в.7 | ||
44. | На фронтах Первой мировой войны | 1 | практикум | работа по таблице | Уметь раскрывать ход военных действий | §25-26 с.253-267-прочитать, в.1 | ||
45. | Наука, культура и искусство в XIX – начале XX в. | 1 | контрольный | тест | ||||
Раздел 2. Российская империя во второй половине XIX в. (23 часа) Глава 9. Россия в годы правления Александра II (7 часов) | ||||||||
46. | Отмена крепостного права | 1 | практикум | работа со схемами | Называть альтерна-тивные варианты отмены крепостного права | §28-29 с.158-163-прочитать | ||
47. | Реформы Александра II | 1 | лабораторное занятие | работа с документами | Называть основные положения реформ | §30 с.165-169-прочитать | ||
48. | Экономика после отме-ны крепостного права | 1 | комбинированный | работа с текстом | Называть отличия капиталистических и феодальных черт экономики | §31-32 с.171-183-прочитать, с.183 в.6 | ||
49. | Внешняя политика России | 1 | практикум | работа по карте | Называть причины русско-турецкой войны | §33-34 с.184-195-прочитать, с.196-анализ документа | ||
50. | Оппозиция в обществе | 1 | практикум | таблица | Называть сущест-венные черты идео-логии различных движений | §35 с.197-202-прочитать, с.203-анализ документов | ||
51. | Крестьянские реформы 60-х гг. XIX в. | 1 | практикум | работа со схемами | Называть альтерна-тивные варианты отмены крепостного права | §17-19 с.128-152-прочитать, с.135 в.3 | ||
52. | Социально-экономи-ческое развитие Казан-ской губернии в пореформенный период | 1 | комбинированный | работа с текстом | Называть отличия капиталистических и феодальных черт экономики | §20-22 с.156-179-прочитать, с.165 в.9 | ||
Глава 10. Россия в эпоху царствования Александра III (4 часа) | ||||||||
53. | Русская Православная Церковь | 1 | комбинированный | работа с текстом | Уметь высказывать свою оценку в отношении церкви | §36-37 с.205-212-прочитать, с.208-анализ документа | ||
54. | Экономическое состояние России в 1880-1890-е гг. | 1 | комбинированный | таблицы | Называть основные черты экономичес-кой политики Александра III | §38 с.213-216-прочитать, в.4 | ||
55. | Политическое состояние России | 1 | комбинированный | работа с текстом | Называть сущест-венные черты идео-логии общественных движений | §39 с.216-223-прочитать | ||
56. | Внешняя политика России | 1 | практикум | работа по карте | Называть цели и ос-новные направления внешней политики Александра III | §40-41 с.223-232-прочитать, с.233 в.7 | ||
Глава 11. Начало эпохи последнего царствования (3 часа) | ||||||||
57. | Реформы Николая II | 1 | изучение нового материала | ответы на вопросы | Называть основные положения реформ | §42-43 с.234-242-прочитать, с.242-анализ документа | ||
58. | Всеобщая перепись населения 1897 г. | 1 | практикум | переписной лист | Знать, как заполнять переписной лист | §44 с.244-248-прочитать, запол-нить переписной лист | ||
59. | Внешняя политика России | 1 | контрольный | тест | ||||
Глава 12. Общественное движение в конце 19 в. (5 часов) | ||||||||
60. | Рабочее движение | 1 | комбинированный | работа с текстом | Называть сущест-венные черты рабочего движения | §46 с.255-263-прочитать | ||
61. | Появление марксизма в России | 1 | комбинированный | работа с документами | Называть сущест-венные черты марксизма | §47 с.263-270-прочитать | ||
62. | В.И.Ленин. Иоанн Кронштадтский | 1 | комбинированный | ответы на вопросы | Уметь оценивать взгляды Ленина | §48-49 с.270-276-прочитать | ||
63. | Татарское националь-ное движение | 1 | практикум | работа с текстом | Называть сущест-венные черты татар-ского национального движения | §24 с.188-193-прочитать, с.196 в.6 | ||
64. | Общественное движение | 1 | комбинированный | Называть сущест-венные черты обще-ственных движений 70-80-х гг. | §25 с.196-201-прочитать | |||
Глава 13. Культура России во второй половине 19 в. (3 часа) | ||||||||
65. | Культура России | 1 | практикум | таблицы | Уметь характеризо-вать особенноси культуры указанно-го периода | §50-51 с.277-303-прочитать, с.286 в.7 | ||
66. | Развитие культуры в Казанской губернии | 1 | практикум | таблицы | Уметь характеризо-вать особенноси культуры указанно-го периода | §26-30 с.202-246-прочитать, ответить на вопросы | ||
67. | Развитие культуры в Казанской губернии | 1 | практикум | таблицы | Уметь характеризо-вать особенноси культуры указанно-го периода | составить таблицу | ||
68. | Повторение и проверка знаний «Роль России в мировой истории» | 1 | контрольный | контрольная работа | ||||
Повторение (2 часа) | ||||||||
69. | Повторение | 1 | обобщающий | ответы на вопросы | ||||
70. | Итоговое повторение | 1 | контрольный | тест |
Требования к уровню подготовки учащихся в 8-м классе
Знать/Понимать:
Основные даты, ключевые события и понятия эпохи нового времени мира и России;
Временные границы эпохи нового времени истории человечества, особенности обществ эпохи нового времени.
Уметь:
Пересказывать текст учебника, воспроизводить информацию, раскрывать содержание иллюстраций.
Сравнивать исторические явления в разных странах, выделяя сходство и различия.
Спорить и отстаивать свои взгляды, давать устный отзыв на ответы одноклассников, делать несложные выводы.
Оперировать историческими понятиями и датами.
Работать с исторической картой: читать легенду, добывать полезную информацию, показывать территории расселения народов и завоеваний, границы государств, города, места значительных исторических событий.
Анализировать исторические источники, применять содержащуюся в них информацию для подтверждения своих суждений.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к изучаемым явлениям;
предоставления результатов изучения исторического материала в формах сообщений, планов, кратких конспектов, других творческих работ;
участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.
ЛИТЕРАТУРА (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Учебная литература:
Агафонов С.В. «Схемы по Новой истории. XIX-начало XX века.8 класс»
Агафонов С.В. «Схемы по истории России. XIX век. 8 класс»
Боханов А.Н. «История России. XIX век»
Вольнова Е.Е. «Новая история. XIX-начало XX века. 8 класс. Учебно-методические материалы»
Загладин Н.В. «Новая история. XIX- начало XX века. 8 класс»
Загладин Н.В., Загладина Х.Т. «Программа курса «Новая история. XIX-начало XX века. 8 класс»
Кружалов В.В. «Рабочая тетрадь по истории России. XIX век»
Майков А.Н. «Методические рекомендации по курсу «История России. XIX век. 8 класс» к учебнику Боханова А.Н. «История России.
XIX век»
Майков А.Н. «Программа курса «История России. XIX век. 8 класс»
Фукс А.Н., Пивоварова О.Г. «Новая история. XIX-начало XX века. Поурочные методические разработки. 8 класс»
Дополнительная литература
Боханов А.Н. Александр III.
Витте С.Ю. Воспоминания.
Тарле Е.В. Наполеон.
Тарле Е.В. Крымская война.
Электронные учебные материалы
Всеобщая история. История нового времени.
Электронное пособие. Энциклопедия истории России 862-1917 гг.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Правители России.
Электронное пособие. Большая энциклопедия России. Войны России.