Рабочая программа «История отечественной культуры», 9 класс
Автономная некоммерческая организация
«Ногинская гимназия»
УТВЕРЖДАЮ
Директор АНО «Ногинская гимназия»
________________
«______»__________________20__г.
Для 9 класса ( 35 час.)
На 2016/2017 учебный год
Составлена преподавателем Бабич Т.В. на основе УМК Рябцева Ю.С. и Козленко С.И «История русской культуры XVIII-XIX в.в.» для 9 класса
СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры учителей истории Руководитель ______Корчукова В.Г. Протокол №____ от «___» ________20___г.
2016/2017 уч. г.
Программа по истории отечественной культуры XX века.
9 класс ( 35 часов)
Преподаватель Бабич Т.В.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа рассчитана на учащихся 9-х классов школ гимназий и лицеев и является дополнением к программе по истории России (XX век). Курс читается один раз в неделю в течение всего учебного года. В процессе изучения настоящего курса реализуются познавательные, образовательные задачи (курс продолжает работу средней общеобразовательной школы по ознакомлению учащихся с историей России и ее культуры), а также воспитательные задачи (формирование гражданских, патриотических качеств, эстетического воспитания личности) и развивающие задачи (развитие познавательных интересов учащихся, их эстетических вкусов и потребностей, формирование исторической памяти Программа состоит из трёх частей: «Русская культура начала XX века (Рубеж XIX- XX веков)», «Культура советского времени» и «Культура последнего десятилетия XX века» (Рубеж XX- XXI веков).
В курсе предусматривается возможность использования обширного видео и аудио материала, запланировано проведение повторительно - обобщающих уроков. Базовый учебник - Рябцев Ю.С., Козленко С.И. История русской культуры XX в.: 9 класс.Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 304 с.
I. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ГОРОД И КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА. 9 часов
Учащийся должениметь представление:
о многогранности и противоречивости культурного развития России начала XX века;
знать:
особенности русской культуры на «стыке веков»;
черты жизни и быта горожан начала века;
направления развития русской архитектуры, живописи, отечественного театра и музыкального искусства
Тема 1. Русский город начала XX века. 1 час
Новое и старое в облике города. Улицы городов. Освещение и городской транспорт. Звуки города.
Тема 2. Жизнь и быт горожан. 1 час
Дома и квартиры горожан. Мир домашних вещей Электрическое освещение и телефон. Торговля и общественное питание. Уличные типажи.
Тема 3. Городские праздники. 1 час
Любимые праздники горожан. Рождество, Крещение, Пасха и другие традиционные церковные праздники. Татьянин день. Народные гулянья. Балаганы и театр Петрушки. Праздничная торговля. Народные праздники и художественная культура.
Тема 4. Художественный стиль модерн. 2 часа
«Исторические стили».Музей изящных искусств, «Мюр и Мерилиз». Эклектика. «Современный стиль». Гостиница «Метрополь». Архитектор Федор Шехтель. Шедевры московского модерна. Петербургский модерн. Модерн как стиль жизни.
Тема 5. Художественные объединения начала XX века. 1 час
«Союз русских художников»-Николай Рерих, Цорис Кустодиев, Виктор Борисов-Мусатов. «Голубая роза» - Кузнецов, Сарьян. Символизм - Михаил Врубель. «Бубновый валет» - П. Кончаловский, И. Машков. «Ослиный хвост»- Михаил Ларионов, Наталья Гончарова, Марк Шагал. Французские «измы» русского искусства.
Тема 6. Русский авангард. 1 час
Футуризм - искусство будущего. Маяковский, Бурлюк, Каменский. Абстракционизм - беспредметная живопись. Василий Кандинский. Супрематизм Малевича. Аналитическое искусство Филонова.
Тема 7. Театр. кино и музыка начала XX века. 1 час
Возникновение МХАТа. КС. Станиславский и В.И. Немирович - Данченко. Постановки пьес А.П. Чехова и A.M. Горького. «Система Станиславского» - утверждение правды жизни на сцене. Рождение отечественного кино. Первые фильмы и первые кинотеатры, мастера отечественного кино - Вера Холодная, Иван Мозжухин, Яков Протазанов. Музыкальная культура начала XX века. Сергей Рахманинов, Александр Скрябин.
Основные термины и понятия:
Декаденство, модернизм, символизм, акмеизм, символизм, импрессионизм, неорусский
стиль, модерн, абстракционизм, имажинизм, кубизм, меценатство.
ПОВТОРЕНИЕ 1 час
II. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ВРЕМЕНИ
РАЗДЕЛ 2. СТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ КУЛЬТУРЫ. 1917-1920-Е ГОДЫ. 4 часа
Учащийся должен
иметь представление:
о советском периоде как о сложном и противоречивом явлении в развитии
культуры XX века;
- об особенностях развития социокультурной ситуации 20-х годов в СССР;
знать:
об идеологических установках коммунистов по отношению к художественной культуре;
особенности послеоктябрьского десятилетия в развитии культуры России;
о влиянии тоталитаризма на советскую культуру;
основные проблемы, поставленные искусством этого периода;
представителей культуры и искусства, культурное разнообразие 20-х годов
Тема 8. Первые культурные преобразования. 1 час
Наркомпрос. Охрана памятников культуры. Национализация художественных ценностей. План монументальной пропаганды. Пролеткульт.
Тема 9. Художественные объединения 20-х годов. 1 час
Самые «левые» в искусстве. Наследники передвижников - И.Бродский, М. Греков. Поклонники западного искусства. Представители четырёх искусств. Преемники «Бубнового валета». Грабарь.
Тема 10. Советская архитектура 20-х годов. 1 час
Конструктивизм в архитектуре. Владимир Татлин. Функционализм. Архитекторы и их постройки. КС. Мельников, А.В.Щусев.
Тема 11. Театр и кино. 1 час
Театр под открытым небом. В.Э. Мейерхольд и его театр. Эйзенштейн. Кинофильм
«Броненосец Потёмкин».
Основные термины и понятия ЛЕФ, конструктивизм, условный театр, РАПП.
РАЗДЕЛ 3. СОВЕТСКАЯ КУЛЬТУРА 30-Х - НАЧАЛА 50-Х ГОДОВ 7 часов
Учащийся должен
иметь представление:
- культурной политике 30 - 50-х гг..;
- об особенностях развития социокультурной ситуации СССР;
знать:
об идеологических установках коммунистов по отношению к художественной культуре;
о влиянии тоталитаризма на советскую культуру;
основные проблемы, поставленные искусством
Тема 12.Культурная политика 30-х годов 1 час
Конец культурного многообразия. Союз советских писателей. Социалистический реализм. Борьба с «формалистическим искусством». Цензура. Запрет «вредных произведений». Почетные звания и премии.
Тема 13. Трагедия культуры. 1 час
Судьбы исторических реликвий. Разрушение памятников архитектуры. Уничтожение памятников русской истории. Голоса протеста. Репрессии против деятелей культуры.
Тема 14. Культурные достижения 30-х годов. 1 час
Портреты М.В.Нестерова. Павел Корин и его «Русь уходящая». Вера Мухина - «Рабочий и колхозница». Дворец Советов и гибель Храма Христа Спасителя. «Сталинский ампир». Архитекторы и их постройки. Московское метро. Музыка. С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, И.О. Дунаевский. Советская символика.
Тема 15, Война и культура. 1 час
Спасение сокровищ культуры. Гибель культурных ценностей. Мастера искусств - жертвы войны. «Всё для фронта, всё для победы». Искусство, рожденное войной. Кукрыниксы, К.Симонов, А.Твардовский. Фронтовые бригады. Песня на войне. Седьмая симфония Д.Шостаковича. Кино и фронтовые операторы.
Тема 16. Культура первого послевоенного десятилетия. 1 час
Новое наступление на культуру. Борьба с «космополитизмом» в искусстве. Живопись – А. Лактионов, А. Пластов, Г.Нисский, П.Корин. Архитектура. Московские высотки. ВДНХ, Искусство и власть.
ПОВТОРЕНИЕ 1 час
РАЗДЕЛ 4. ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ. 3 часа
Учащийся должен
иметь представление:
- о жизни и быте советских людей;
знать:
об особенностях идеологического воспитания советского человека;
о советских традициях и праздниках
Тема 17. Быт советского человека. 1 час
Быт коммунальной квартиры. Дома -коммуны. Рабочие клубы. Парки культуры и отдыха. Советский быт и искусство,
Тема 18. Воспитание советского человека. 1 час
Октябрята. Пионерская организация. Комсомол. Идейно - политическое воспитание. Формирование советского человека.
Тема. 19.Советские праздники. 1 час
Демонстрации трудящихся и праздничное убранство. Парады физкультурников. Военные парады. Красная свадьба. «Октябрины» -коммунистические крестины. Новая жизнь - новые имена.
Основные термины и понятия «:коммуналки», октябрята, пионеры,комсомол, рабочий клуб, парк культуры и отдыха
РАЗДЕЛ 5. КУЛЬТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. 2 часа
Учащийся должен
иметь представление:
- культуре русского зарубежья;
знать:
- причины возникновения « эмигрантской России»
- имена, прославившие русскую культуру за рубежом
Тема 20. Возникновение русского зарубежья. 1 час
Революция и раскол интеллигенции. Причины отъезда в эмиграцию. «Философский пароход» Центры русской эмиграции. Тяготы эмигрантской жизни. Причины возврата некоторых эмигрантов на Родину,
Тема 21. Культура русского зарубежья. 1 час
Культурная деятельность русской эмиграции. Литература русского зарубежья. ИА.Бунин, М.И. Цветаева, А.И.Куприн. Театр. С.П.Дягилев. Музыка. Ф.И. Шаляпин, С.В.Рахманинов, И.Ф.Стравинский. Живопись. В.В.Кандинский, МШагал. Кино. НИ. Мозжухин, М.А.Чехов.
РАЗДЕЛ 6. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ОТТЕПЕЛИ. 2 часа
Учащийся должен
иметь представление:
- об особенностях отечественной культуры периода «оттепели» ;
знать:
- как появились новые веяния в искусстве;
- что такое «авторская песня»
Тема. 2.2. Перемены в культурной политике. 1 час
Кризис в культуре. Новая тема в искусстве. Травля деятелей культуры. Выставка в Манеже и встречи Хрущёва с художественной интеллигенцией.
Тема 23, Искусство периода «оттепели». 1 час
Кино. М.И. Ромм, Г.Данелия, Э. Рязанов, М.Калатозов, Г.Чухрай, А.Тарковский. Театр. Рождение «Современника». Театр на Таганке. Изобразительное искусство. Мастера неофициального искусства. Лианозовская группа. Белютинская студия.
Основные термины и понятия: барды, авторская песня, «самиздат» и «тамиздат»
РАЗДЕЛ 7. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА «ЗАСТОЯ». 6 часов
Тема 24. Культурная политика периода «застоя». 1 час
Усиление идеологического давления. «Самиздат». «Бульдозерная выставка». Голоса протеста - А.И. Солженицын, М. Ростропович. Расправа с непокорными. Эмиграция деятелей культуры.
Тема 25. Официальное искусство. 1 час
Живопись - Назаренко, Нестерова, Глазунов. Скульптура - Вучетич. Кино - С. Бондарчук, С.Герасимов, А.Тарковский. Театр Г.Товстоногов. Музыка - Хачатурян, Щедрин, Свиридов.
Тема 26. Неофициальное искусство. 1 час
Искусство движения - кинетизм. Необычное искусство - концептуализм, инсталляция. Пародия на соцреализм. Мастера- одиночки. Шемякин, Сидур, Неизвестный. Музыка - А.Шнитке, «Машина времени», АХрадский. Судьба неофициального искусства.
Тема 27. Авторская песня. 1 час
Грушинский фестиваль.А.А. Галич. БОкуджава. В.С.Высоцкий. Ю.ИВизбор.
Тема 28 Культура нового русского зарубежья. 1 час
Литература - Солженицын, Галич, Бродский, Войнович, Аксёнов. Музыкальное искусство -М. Ростропович и Г. Вишневская, Р.Нуреев. Кино - АТарковский,
А.Кончаловский. Изобразительное искусство - Э. Неизвестный,М.Шемякин.
Основные термины и понятия:
культурная революция, агитационное искусство, тоталитаризм в искусстве, «отложенная
литература», «оттепель» в культурной жизни, барды, диссиденство.
ПОВТОРЕНИЕ 1 час
Ш. КУЛЬТУРА ПОСЛЕДНЕГО ДЕСЯТИЛЕТИЯ XX ВЕКА.
РАЗДЕЛ 8. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА РЕФОРМ. 2 часа
Учащийся должен
иметь представление:
- о проблемах отечественной культуры на современном этапе ;
знать:
- о сложных современных условиях развития русской культуры;
Тема 29. Культура периода перестройки и распада СССР. 1 час
Возвращение забытых имён. Восстановление памятников старины. Возрождение традиций. Искусство последних лет.
Современные проблемы отечественной культуры
Тема 30. Особенности отечественной культуры XX века. 1 час
Глубочайший кризис во всех сферах жизни и деятельности российского общества. Творчество и гибель Игоря Талькова. Живопись. Глазунов, Шилов. Архитектура и градостроительство. Возрождение и строительство храмов и монастырей.
Сложные современные условия функционирования отечественной культуры. Компьютер и культура. Виртуальная реальность. Несовместимость коммерческих стандартов с подлинным духовным прогрессом человечества. Будущее культуры и культура будущего. Проблема создания нового облика национальной культуры.
Основные термины и понятия: массовая культура, перестройка, глобализация, гуманизация, экранная культура, виртуальная реальность.
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ |
5 (отл.) |
4 (хор.) |
3 (уд.) |
2 (неуд.) |
1. Организация ответа (введения, основная часть, заключение) |
Удачное исполнение правильной структуры ответа (введение – основная часть – заключение); определение темы; ораторское искусство (умение говорить) |
Исполнение структуры ответа, но не всегда удачное; определение темы; в ходе изложения встречаются паузы, неудачно построенные предложения, повторы слов |
Отсутствие некоторых элементов ответа; неудачное определение темы или ее определение после наводящих вопросов; сбивчивый рассказ, незаконченные предложения и фразы, постоянная необходимость в помощи учителя |
Неумение сформулировать вводную часть и выводы; не может определить даже с помощью учителя, рассказ распадается на отдельные фрагменты или фразы |
2. Умение анализировать и делать выводы |
Выводы опираются на основные факты и являются обоснованными; грамотное сопоставление фактов, понимание ключевой проблемы и ее элементов; способность задавать разъясняющие вопросы; понимание противоречий между идеями |
Некоторые важные факты упускаются, но выводы правильны; не всегда факты сопоставляются и часть не относится к проблеме; ключевая проблема выделяется, но не всегда понимается глубоко; не все вопросы удачны; не все противоречия выделяются |
Упускаются важные факты и многие выводы неправильны; факты сопоставляются редко, многие из них не относятся к проблеме; ошибки в выделении ключевой проблемы; вопросы неудачны или задаются только с помощью учителя; противоречия не выделяются |
Большинство важных фактов отсутствует, выводы не делаются; факты не соответствуют рассматриваемой проблеме, нет их сопоставления; неумение выделить ключевую проблему (даже ошибочно); неумение задать вопрос даже с помощью учителя; нет понимания противоречий |
3. Иллюстрация своих мыслей |
Теоретические положения подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения не всегда подкрепляются соответствующими фактами |
Теоретические положения и их фактическое подкрепление не соответствуют друг другу |
Смешивается теоретический и фактический материал, между ними нет соответствия |
4. Научная корректность (точность в использовании фактического материала) |
Отсутствуют фактические ошибки; детали подразделяются на значительные и незначительные, идентифицируются как правдоподобные, вымышленные, спорные, сомнительные; факты отделяются от мнений |
Встречаются ошибки в деталях или некоторых фактах; детали не всегда анализируется; факты отделяются от мнений |
Ошибки в ряде ключевых фактов и почти во всех деталях; детали приводятся, но не анализируются; факты не всегда отделяются от мнений, но учащийся понимает разницу между ними |
Незнание фактов и деталей, неумение анализировать детали, даже если они подсказываются учителем; факты и мнения смешиваются и нет понимания их разницы |
5.Работа с ключевыми понятиями |
Выделяются все понятия и определяются наиболее важные; четко и полно определяются, правильное и понятное описание |
Выделяются важные понятия, но некоторые другие упускаются; определяются четко, но не всегда полно; правильное и доступное описание |
Нет разделения на важные и второстепенные понятия; определяются, но не всегда четко и правильно; описываются часто неправильно или непонятно |
Неумение выделить понятия, нет определений понятий; не могут описать или не понимают собственного описания |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые в условиях введения государственного образовательного стандарта по истории. Конкретное количество средств и объектов материально- технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса.
№ п/п |
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Основная школа |
Примечания |
1 |
Рабочее место учителя (АРМ) |
||
2 |
Переносное автоматизированное рабочее место учителя (АРМ) |
||
3 |
Технические средства обучения (магнитофон/ музыкальный центр и др. |
||
4 |
Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц |
||
5 |
Видео-материалы по темам |
ЛИТЕРАТУРА:
I.Аронов А.А. Мировая художественная культура. Россия. Конец XIX-XX век. Учебное
пособие для учащихся старших классов гимназий, лицеев, колледжей и школ
гуманитарного профиля, а также для студентов гуманитарных ВУЗов.- М: ООО «Фирма
МХК», 2000.-234 с.
2.Берёзовая Л.Г. Введение в историю русской культуры. - М.: «Владос», 2002.
З.Георгиева Т.С. История русской культуры: Учебное пособие.- М: Юрайт-М, 2001.- 572
с.
4Рябцев Ю.С., Козленко СИ. История русской культуры XX в.: 9 класс.Учебное пособие
для учащихся общеобразовательных учреждений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2003.- 304 с.
Интернет-ресурсы
1. http ://www. academia-moscow.ru/catalogue/4974/55657/
2.http ://www. drofa. ш/101/
3.http ://www. drofa. ru/101/
4.www. smio. ru/kn 1 /v_books. php?b id=165
5.www.smio.ru/knl/v_books.php7b_ id=178
6.www. smio. ru/kn 1 /v_bo oks. php?b_ id=189