Рабочая программа по истории, 7 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА КОЗЛОВКА
ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Рассмотрено на заседании МО» Руководитель МО______________ Протокол № «___»______________ 2016 г. |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «СОШ с.Козловка» ____________/Жидкова Л.А./ |
«Утверждаю» Директор МОУ «СОШ с.Козловка» ____________/Аюпова И.И./ Приказ № от _________2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Зотовой Евгении Николаевны
по учебному курсу
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ. ИСТОРИЯ НОВОГО ВЕМЕНИ.
ИСТОРИЯ РОССИИ КОНЕЦ XVI-XVIII ВЕК.
7 класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____от
«______»_______________20__г.
2016-2017 учебный год
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
уметь
соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей — социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной.
К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:
· осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
· освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
· осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
· понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты изучения истории в основной школе выражаются в следующих качествах:
· способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную и др.;
· владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
· способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории учащимися 5—9 классов включают:
· овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
· способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
· умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
· расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
· готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Соотнесение элементов учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания позволяет определить структуру подготовки учащихся 5—9 классов по истории в единстве ее содержательных (объектных) и деятельностных (субъектных) компонентов. Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
· указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
· соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
· характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
· группировать (классифицировать) факты по различным признакам.
3. Работа с историческими источниками:
· читать историческую карту с опорой на легенду;
· проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
· сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.
4. Описание (реконструкция):
· рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
· характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
· на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.
5. Анализ, объяснение:
· различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
· соотносить единичные исторические факты и общие явления;
· называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
· раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
· сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
· излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.
6. Работа с версиями, оценками:
· приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
· определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.
7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:
· применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
· использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
· способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ИСТОРИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ: 1500 – 1800
Введение. От Средневековья к Новому времени
Понятие о Новом времени. Традиционное феодальное общество и его характеристика. Что изучает Новая история. Понятие «Новое время» как эпоха «пробуждения умов». Где и когда появился этот термин. Хронологические границы и этапы Нового времени. Познание окружающего мира, его мироустройства (законов) изменяло мировоззрение, образ жизни, хозяйственную жизнь, появление машинного производства.
Новое время - эпоха великих изменений.
ГЛАВА I. МИР В НАЧАЛЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ВЕЛИКИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ОТКРЫТИЯ. ВОЗРОЖДЕНИЕ. РЕФОРМАЦИЯ
Тема 1. Технические открытия и выход к Мировому океану
Новые изобретения и усовершенствования. Новые источники энергии - ветряная мельница, каменный уголь. Книгопечатание. Расширение тематики книг. Географические представления. Революция в горнорудном промысле. Успехи в металлургии. Новое в военном деле. «Рыцарство было уничтожено пушкой». Усовершенствования в мореплавании и кораблестроении. Морские карты. Почему манили новые земли. Испания и Португалия ищут новые морские пути на Восток. Португалия _ лидер исследования путей в Индию. Энрике Мореплаватель. Открытие ближней Атлантики. Вокруг Африки в Индию. Бартоломеу Диаш. Васко да Гама. Свидетельства эпохи.
Тема 2. Встреча миров. Великие географические открытия и их последствия
Четыре путешествия Христофора Колумба. Второе открытие нового материка: Америго Веспуччи. Представление о Новом Свете. Первое кругосветное путешествие. Фернандо Магеллан. Земля - шар. Западноевропейская колонизация новых земель. Поход за золотом. Испанцы и португальцы в Новом Свете. Эрнандо Кортес. В поисках Эльдорадо. Владения португальцев в Азии. Значение Великих географических открытий. Изменение старых географических представлений о мире. Революция цен. Создание первых колониальных империй. Начало складывания мирового рынка. Сближение индустриального и традиционного миров.
Тема 3. Усиление королевской власти в XVI-XVII вв. Абсолютизм в Европе
Разложение традиционных отношений и формирование новых. Складывание абсолютизма в политике управления европейских государств. Значение абсолютизма для социального, экономического, политического и культурного развития общества. Парламент и король: сотрудничество и подобострастие. Единая система государственного управления. Судебная и местная власть под контролем короля. «Ограничители» власти короля. Король - наместник Бога на Земле. Слагаемые культа короля. Королевская армия. Система налогообложения. Единая экономическая политика. Складывание централизованных национальных государств и национальной церкви. Появление республик в Европе. Короли, внёсшие вклад в изменение облика Европы: Генрих VIII Тюдор, Елизавета Тюдор, Яков I Стюарт, Людовик XIV Бурбон.
Тема 4. Дух предпринимательства преобразует экономику
Условия развития предпринимательства. Новое в торговле. Рост городов и торговли. Складывание мировых центров торговли. Торговые компании. Право монополии. Накопление капиталов. Банки и биржи. Появление государственных банков. Переход от ремесла к мануфактуре. Причины возникновения и развития мануфактур. Мануфактура - предприятие нового типа. Разделение труда. Наёмный труд. Рождение капитализма.
Тема 5. Европейское общество в раннее Новое время
Изменения в социальной структуре общества, его основные занятия. Новые социальные группы европейского общества, их облик. Буржуазия эпохи раннего Нового времени Условия жизни, труда крестьянства Европы. Новое дворянство - джентри и старое дворянство. Низшие слои населения. Бродяжничество. Борьба государства с нищими. Законы о нищих. Способы преодоления нищенства.
Тема 6. Повседневная жизнь
Европейское население и основные черты повседневной жизни. Главные беды - эпидемии, голод и войны Продолжительность жизни. Личная гигиена. «Столетия редкого человека». Короткая жизнь женщины. Революция в еде и питании. Искусство кулинарии. Домоведение. Революция в одежде. Европейский город Нового времени, его роль в культурной жизни общества.
Тема 7. Великие гуманисты Европы
От раннего к высокому Возрождению. Образованность как ценность. Гуманисты о месте человека во Вселенной. Гуманист из Роттердама. Утверждение новых гуманистических идеалов. Первые утопии об общественном устройстве: Томас Мор, Франсуа Рабле. Мишель Монтень: «Опыты» - рекомендации по самосовершенствованию. Рим и обновление его облика в эпоху Возрождения.
Темы 8-9. Мир художественной культуры Возрождения
Эпоха Возрождения и её характерные черты. Зарождение идей гуманизма и их воплощение в литературе и искусстве. Идеал гармоничного человека, созданный итальянскими гуманистами. Уильям Шекспир и театр как школа формирования нового, человека. Произведения и герои У. Шекспира. Творчество Мигеля Сервантеса - гимн человеку Нового времени.
Эпоха «титанов». Гуманистические тенденции в изобразительном искусстве. «Титаны Возрождения». Формирование новой, гуманистической культуры и вклад в её развитие - Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти, Рафаэль Санти. География и особенности искусства: Испания и Голландия ХVII в. Своеобразие Высокого искусства Северного Возрождения: Питер Брейгель Старший; гуманистическая личность в портретах Альбрехта Дюрера.
Музыкальное искусство Западной Европы. Развитие светской музыкальной культуры. Мадригалы. Домашнее музицирование. Превращение музыки в одно из светских искусств.
Тема 10. Рождение новой европейской науки в XVI-XVII вв.
Условия развития революции в естествознании. Действие принципа авторитетности в средневековой Европе и его проявление. Критический взгляд гуманистов на окружающий мир и его последствия. Открытия, определившие новую картину мира. Жизнь и научное открытие Николая Коперника. Открытие и подвиг во имя науки Джордано Бруно. Галилео Галилей и его открытия. Вклад Исаака Ньютона в создание новой картины мира в ХУН в. Фрэнсис Бэкон о значении опыта в познании природы. Рене Декарт о роли научных исследований. Фрэнсис Бэкон и Рене Декарт - основоположники философии Нового времени. Влияние научных открытий Нового времени на технический прогресс и самосознание человека.
Тема 11. Начало Реформации в Европе. Обновление христианства
Влияние Великих географических открытий и идей гуманизма на представления европейца о самом себе. Кризис и начало раскола католической церкви. Реформация - борьба за переустройство церкви. Причины Реформации и широкого её распространения в Европе. Германия - родина Реформации церкви. Мартин Лютер: человек и общественный деятель. 95 тезисов против индульгенций. «Спасение верой» - суть учения Мартина Лютера. Крестьянская война в Германии. Протестантство и лютеранская церковь в Германии. Пастор - протестантский проповедник.
Тема 12. Распространение Реформации в Европе. Контрреформация
Географический охват Реформацией Европы и его причины. Ценности, учение и церковь Жана Кальвина. Идея о предопределении судьбы человека. Социальный эффект учения Кальвина. Жестокость осуждения предателей кальвинизма. «Рим кальвинизма». Борьба католической церкви против еретичных учений. Контрреформация: её идеологи и воплотители. Орден иезуитов и его создатель - Игнатий Лойола. Цели, средства расширения власти папы римского. Тридентский собор.
Тема 13. Королевская власть и Реформация в Англии. Борьба за господство на море
Последствия Войны Алой и Белой розы для Англии. Генрих VIII: от защитника веры к религиозной реформе. Особенности Реформации католической церкви в Англии. Англиканская церковь. Попытка Контрреформации: политика Марии Кровавой. «Золотой век Елизаветы I» - укрепление англиканской церкви и государства. Пуритане. Политика предотвращения религиозных войн. Соперничество с Испанией за морское господство. Итоги правления королевы Елизаветы 1.
Тема 14. Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции
Французы - кальвинисты-гугеноты. Разрастание противостояния между католиками и гугенотами. Начало религиозных войн. Различия в методах противников. Варфоломеевская ночь: кровавый суд католиков над гугенотами. Нантский эдикт короля Генриха IV Бурбона. Реформы Ришелье, ришелье как идеолог и создатель системы абсолютизма во Франции. Франция - сильнейшее государство на европейском континенте.
ГЛАВА II. ПЕРВЫЕ РЕВОЛЮЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Тема 15. Освободительная война в Нидерландах.
Рождение Республики Соединённых провинций
«Жемчужина в короне Габсбургов». Нидерландская революция и рождение свободной Республики Голландии. Нидерланды - «жемчужина в короне Габсбургов». Особенности географического, экономического и политического развития Нидерландов в XVI в. Становление капиталистических отношений в стране. Противоречия с Испанией. Преследования протестантов. Иконоборческое движение. Начало освободительной войны. Вильгельм Оранский. Время террора «кровавого герцога» Альбы. Лесные и морские гёэы. Утрехтская уния. Рождение Республики Соединённых провинций. Голландская республика _ самая экономически развитая страна в Европе. Центр экономической жизни - Амстердам.
Тема 16. Парламент против короля. Революция в Англии
Англия - первая страна в Европе с конституционной парламентской монархией. Англия накануне революции. Причины революции. Пуританская этика и образ жизни. Личное правление короля Карла 1 Стюарта. Противостояние короля и парламента. Начало революции - созыв Долгого парламента. Гражданская война короля с парламентом. Великая ремонстрация. Оливер Кромвель и создание армии «нового образца». Битва при Нейзби. Реформы парламента. Дальнейшее нарастание противостояния: казнь короля. Англия - республика.
Тема 17. Путь к парламентской монархии
Реформы английского парламента. Движение протеста: левеллеры и диггеры. Кромвель. Внутренние и международные последствия гражданской войны. Разгон Долгого парламента. Кромвель - пожизненный лорд-протектор Английской республики. Преобразования в стране. Борьба за колонии и морское господство. Реставрация Стюартов. Конец революции. «Славная революция» 1688 г. и рождение парламентской монархии. «Habeas corpus асt - закон, утверждавший права ареста и привлечение к суду обвиняемого. Билль о правах. Парламентская система в Англии как условие развития индустриального общества. Акт о престолонаследии. Преобразование Англии в Соединённое королевство, или Великобританию. Ослабление власти короля, усиление исполнительной власти. Ганноверская династия. Складывание двухпартийной политической системы: тори и виги. Англия - владычица морей. Начало и конец эпохи вигов.
Темы 18-19. Международные отношения в XVI-XVIII вв.
Причины международных конфликтов в Европе в XVI- ХVIII вв. Соперничество между Францией, Англией и Испанией. Тридцатилетняя война - первая общеевропейская война. Причины и начало войны. Основные военные действия. Альбрехт Валленштейн и его концепция войны. Вступление в войну Швеции. Густав II Адольф - крупнейший полководец и создатель новой военной системы. Окончание войны и её итоги. Условия и значение Вестфальского мира. Европа в XVIII в. Северная война России и Дании против Швеции. Общеевропейская война - Семилетняя война, её участники, итоги и значение. Восточный вопрос. Война за испанское наследство - война за династические интересы и за владение колониями. Влияние европейских войн на международные отношения. Влияние Великой французской революции на европейский международный процесс.
ГЛАВА III. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ВРЕМЯ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ
Тема 20. Великие просветители Европы
Просветители XVIII в. - продолжатели дела гуманистов эпохи Возрождения. Идеи Просвещения как мировоззрение укрепляющей свои позиции буржуазии. Ценности просветителей. Образование как решающий ресурс развития общества. Идеи прогресса и веры в безграничные возможности человека. Учение Джона Локка о «естественных» правах человека и теория общественного договора. Представление о цели свободы как стремлении к счастью. Шарль Монтескье: теория разделения властей «О духе законов». Вольтер: поэт, историк, философ. Идеи Вольтера об общественно-политическом устройстве общества, его ценностях. Идеи Ж.-Ж. Руссо: концепция о народном суверенитете: принципы равенства и свободы в программе преобразований. Идеи энциклопедистов - альтернатива существующим порядкам в странах Европы. Экономические учения А. Смита и Ж. Тюрго. Влияние идей просветителей на формирование представлений о гражданском обществе, правовом государстве в Европе и Северной Америке. Манифест эпохи Просвещения.
Тема 21. Мир художественной культуры Просвещения
Вера человека в собственные возможности. Поиск идеала, образа героя эпохи. Образ человека новой эпохи (буржуа) в художественной литературе - Д. Дефо. Д. Свифт: сатира на пороки современного ему буржуазного общества. Гуманистические ценности эпохи Просвещения и их отражение в творчестве П. Бомарше, Ф. Шиллера, И. Гёте. Живописцы знати. Франсуа Буше. А. Ватто. Придворное искусство. «Певцы третьего сословия»: У. Хогарт, Ж. Б. С. Шарден. Свидетель эпохи: Жак Луи Давид. Музыкальное искусство эпохи Просвещения в XVI11 в.: И. С. Баха, В. А. Моцарта, Л. Ван Бетховена. Архитектура эпохи великих царствований. Секуляризация культуры.
Тема 22. На пути к индустриальной эре
Аграрная революция в Англии. Складывание новых отношений в английской деревне. Развитие капиталистического предпринимательства в деревне. Промышленный переворот в Англии, его предпосылки и особенности. Техническая и социальная сущность промышленного переворота. Внедрение машинной техники. Изобретения в ткачестве. Паровая машина англичанина Джеймса Уатта. Изобретение Р. Аркрайта. Изобретения Корба и Модсли. Появление фабричного производства: труд и быт рабочих. Формирование основных классов капиталистического общества: промышленной буржуазии и пролетариата. Жестокие правила выживания в условиях капиталистического производства. Социальные движения протеста рабочих (луддизм). Цена технического прогресса.
Тема 23. Североамериканские колонии в борьбе за независимость.
Образование Соединённых Штатов Америки
Распространение европейской цивилизации за Атлантику. Первые колонии в Северной Америке и их жители. Колониальное общество и хозяйственная жизнь. Управление колониями. Формирование североамериканской нации. Идеология американского общества. Культура и общественная жизнь в колониях. Конфликт с метрополией. Патриотические организации колонистов. Б. Франклин - великий наставник «юного капитализма».
Тема 24. Война за независимость.
Создание Соединённых Штатов Америки
Причины войны североамериканских колоний за свободу и справедливость. Первый Континентальный конгресс и его последствия. Т. Джефферсон и Дж. Вашингтон. Патриоты и лоялисты. Декларация независимости США. Образование США. Торжество принципов народного верховенства и естественного равенства людей. Военные действия и создание регулярной армии. Успешная дипломатия и завершение войны. Итоги и значение войны за независимость США. Конституция США 1787 г. и её отличительные особенности. Устройство государства. Политическая система США. Билль о правах. Воплощение идей Просвещения в Конституции нового государства. Потеря Англией североамериканских колоний. Позиции Европы и России в борьбе североамериканских штатов за свободу. Историческое значение образования Соединённых Штатов Америки.
Тема 25. Франция в XVIII в. Причины и начало Великой французской революции
Ускорение социально-экономического развития Франции в XVIIJ в. Демографические изменения. Изменения в социальной структуре, особенности формирования французской буржуазии. Особенности положения третьего сословия. Французская мануфактура и её специфика. Влияние движения просветителей на развитие просветительской идеологии. Французская революция как инструмент разрушения традиционного порядка в Европе. Слабость власти Людовика ХV. Кризис. Людовик XVI и его слабая попытка реформирования. Жак Тюрго и его программа. Начало революции. От Генеральных штатов к Учредительному собранию: отказ от сословного представительства, провозглашение Национального и Учредительного собраний. Падение Бастилии - начало революции. Муниципальная революция. Национальная гвардия. Деятельность Учредительного собрания. Конституционалисты у власти. О. Мирабо. Жильбер де Лафайет - герой Нового Света.
Тема 26. Великая французская революция. От монархии к республике
Поход на Версаль. Главные положения Декларации прав человека и гражданина. Первые преобразования новой власти. Конституция 1791г. Варенский кризис. Якобинский клуб. Законодательное собрание. Начало революционных войн. Свержение монархии. Организация обороны. Коммуна Парижа. Новые декреты. Победа при Вальми. Дантон, Марат, Робеспьер: личностные черты и особенности мировоззрения. Провозглашение республики. Казнь Людовика XVI: политический и нравственный аспекты. Неоднородность лагеря революции. Контрреволюционные мятежи. Якобинская диктатура и террор.
Тема 27. Великая французская революция.
От якобинской диктатуры к 18 брюмера Наполеона Бонапарта
Движение санкюлотов и раскол среди якобинцев. Трагедия Робеспьера - «якобинца без народа». Термидорианский переворот и расправа с противниками. Причины падения якобинской диктатуры. Конституция 1795 г. Войны Директории. Генерал Бонапарт: военачальник, личность. Военные успехи Франции. Государственный переворот 9-10 ноября 1799 г. и установление консульства. Значение Великой французской революции. Дискуссия в зарубежной и отечественной историографии о характере, социальной базе и итогах.
ГЛАВА IV. ТРАДИЦИОННЫЕ ОБЩЕСТВА ВОСТОКА.
НАЧАЛО ЕВРОПЕЙСКОЙ КОЛОНИЗАЦИИ
Тема 28. Государства Востока: традиционное общество
в эпоху раннего Нового времени
Земля принадлежит государству. Деревенская община и её отличия в разных цивилизациях Востока. Государство - регулятор хозяйственной жизни. Замкнутость сословного общества. Разложение сословного строя. Города под контролем государства. Религии Востока - путь самосовершенствования.
Темы 29-30. Государства Востока. Начало европейской колонизации
Разрушение традиционности восточных обществ европейскими колонизаторами. Империя Великих Моголов в Индии. Бабур. Акбар и его политика реформ: «мир для всех». Кризис и распад империи Моголов. Основные события соперничества Португалии, Франции и Англии за Индию.
Религии Востока: конфуцианство, буддизм, индуизм, синтоизм.
Маньчжурское завоевание Китая. Общественное устройство Цинской империи. «Закрытие» Китая. Направления русско-китайских отношений. Китай и Европа: культурное влияние. Правление сёгунов в Японии. Сёгунат Токугава. Сословный характер общества. Самураи и крестьяне. «Закрытие» Японии. Русско-японские отношения.
Повторение.
Мир в эпоху раннего Нового времени. Итоги и уроки раннего Нового времени.
ИСТОРИЯ РОССИИ
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII веков.
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. Внутриполитическое положение в стране после смерти Ивана Грозного. Царь Федор Иоаннович. Борьба за власть. Борис Годунов. Учреждение патриаршества. Прекращение династии Рюриковичей. Избрание на царство Бориса Годунова. Социально-экономическая политика. Голод 1601-1603 гг. Обострение социальных противоречий. Международная политика. Торговые и культурные связи со странами Западной Европы.
Смутное время. Причина и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия. Заговор в Москве и свержение Годуновых. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий 11. Воцарение Шуйского. Польско-шведская интервенция.
Окончание Смутного времени. Распад тушинского лагеря. «Семибоярщина». Первое ополчение. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 года. Воцарение Романовых.
Обобщающее повторение «Россия в ХVI веке».
Тема 2. Россия в XVII веке
Новые явления в экономике. Последствия Смуты. Сельское хозяйство. Развитие мануфактурного производства. Внутренняя и внешняя торговля. Ярмарки. Рост городов и городского населения. Формирование всероссийского рынка.
Основные сословия российского общества. Феодалы: бояре и дворяне. Местничество. Крестьяне. Феодальная рента. Посадское население. Духовенство. Казачество.
Политическое развитие России. Начало становления абсолютизма. Возрастание роли государственного аппарата и армии. Реформаторская деятельность А. Л. Ордина-Нащокина и В. В. Голицына, царя Федора Алексеевича. Боярская дума. Приказная система. Соборное уложение 1649 года.
Власть и церковь. Церковный раскол. Церковь после Смуты. Патриарх Филарет. Никон. Церковный раскол. Аввакум. Церковный собор 1666-1667 годов.
Народные движения. Причины и особенности народных выступлений. «Соляной бунт». «Медный бунт». Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Выступление старообрядцев. Соловецкое восстание.
Внешняя политика царя Алексея Михайловича. Основные направления внешней политики. Смоленская война. Воссоединение Украины с Россией. Русско-польская война. Русско-турецкая война 1676-1681 годов. Крымские походы. Освоение Сибири.
Образование и культура в XVII веке. Образование. Книгопечатание. Научные знания. Русские первопроходцы. С. И. Дежнев. В. Д. Поярков. Е. П. Хабаров. Литература. Сатирические повести («О Шемякином суде», «О Ерше Ершовиче»). Автобиографические повести («Житие» протопопа Аввакума). Архитектура. Живопись. Театр.
Сословный быт. Обычаи и нравы. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
Обобщение «Россия в ХVII веке».
Тема 3. Россия при Петре I.
Предпосылки петровских преобразований. Усиление западного влияния на Россию. Симеон Полоцкий. Реформы А. Ордин-Нащокина. Преобразовательные планы В. Голицына. Юрий Крижанич.
Петр I. Россия на рубеже веков. Детство Петра. Двоецарствие. Царевна Софья. Стрелецкие бунты. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.
Северная война. Причины и начало Северной войны. «Нарвская конфузия». Основание Петербурга. Реорганизация армии. Битва у Лесной. Полтавская баталия. Прутский поход. Битва у мыса Гангут. Битва при Гренгаме. Итоги Северной войны. Ништадтский мир.
Реформы Петра I. Реформа центрального управления. Сенат. Коллегии. Указ о единонаследии. Табель о рангах. Реформа административно-территориального управления. Реформа городского управления. Церковная реформа. Дело царевича Алексея. Значение петровских преобразований.
Экономика России в первой четверти XVIII века. Состояние экономики на рубеже веков. Экономическая политика Петра 1. Мелкотоварное производство. Мануфактуры. Приписные крестьяне. Торговля. Денежная и налоговая реформа. Итоги экономического развития.
Народные движения России в первой четверти ХVIII века. Причины народных восстаний. Астраханское восстание. Восстание К. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Выступления работных людей. Значение народного восстания.
Изменения в культуре и быту России в первой четверти ХVIII века. Образование. Первая печатная газета. Кунсткамера. Наука. Андрей Нартов. Художественная культура. Иван Никитин. Перемены в быту. Европейские обычаи. Ассамблеи. Значение культурного наследия Петровской эпохи.
Обобщение «Эпоха петровских преобразований».
Тема 4. Россия в 1725-1762 годах.
Дворцовые перевороты. Причины и содержание дворцовых переворотов. Усиление гвардии. Воцарение Екатерины 1. Петр 11. Возвышение Долгоруких. Воцарение Анны Иоанновны. Верховный тайный совет. Кондиции. Остерман. Миних. Бироновщина. Иван VI Антонович. Брауншвейгское семейство.
Внутренняя политика в 1725-1762 годах. Перемены в системе центрального управления. Укрепление позиций дворянства. Манифест о вольности дворянской. Политика в отношении крестьянства. Изменения в системе городского управления. Политика в отношении казачества. Политика в области мануфактурного производства.
Внешняя политика в 1725-1762 годах. Основные направления внешней политики. Россия и Речь Посполитая. Русско-турецкая война 1735-1739 годов. Русско-шведская война. Продвижение России на Восток. Россия в Семилетней войне. Итоги внешней политики.
Тема 5. Россия в 1762-1801 годах.
Внутренняя политика Екатерины II. Особенности внутренней политики Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Работа Уложенной комиссии. Секуляризация церковных земель. Золотой век российского дворянства. Ужесточение внутренней политики. Новиков. Радищев.
Крестьянское восстание под предводительством Е. Пугачева. Причины и начало крестьянской войны. Пугачев и его программа. Основные этапы войны. Расправа с восставшими. Итоги и значение крестьянской войны.
Экономическое развитие России во второй половине ХVIII века. Начало разложения феодально-крепостнической системы. Вольное экономическое общество. Новые явления в развитии сельского хозяйства. Промышленное развитие. Развитие внутренней и внешней торговли. Финансы. Итоги экономического развития.
Внешняя политика Екатерины II. Основные направления внешней политики. Русско-турецкая война 1768-1774 годов. Русско-турецкая война 1787-1791 годов. П. А. Румянцев. М. И. Кутузов, А. В. Суворов. Греческий проект Екатерины П. Участие России в разделе Польши. Война со Швецией. Политика «вооружённого нейтралитета». Борьба Екатерины с революционными движениями. Итоги внешней политики Екатерины II.
Россия в конце XVIII века. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Воцарение Павла I. Основные направления внутренней политики. Внешняя политика Павла I. Заговор 11 марта 1801 года.
Наука и образование. Академия наук. М. В. Ломоносов. Естественные науки. Гуманитарные науки. Академические экспедиции. Выдающиеся техники и изобретатели. Система образования. Открытие Московского университета.
Художественная культура. Особенности развития художественной культуры. Литература. Театр. Музыка. Живопись и скульптура. Архитектура.
Быт и обычаи во второй половине XVIII века.
Обобщение и закрепление знаний. «Россия в 1725-1801 годах».
Итоговое повторение.
Учебно-тематический план 7 класс
№ п/п |
Тема раздела |
Количество часов |
Всеобщая история |
24 |
|
1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
Европа в конце XV - начале XVII в. |
10 |
3 |
От Английской до Французской революции |
11 |
4 |
Традиционные обшества в Новое время |
2 |
История России |
46 |
|
1 |
Вводный урок |
1 |
2 |
Россия на рубеже XVI-XVIIвеков |
4 |
3 |
Россия в XVII веке |
12 |
4 |
Россия в первой четверти XVIII века |
11 |
5 |
Россия в 1725-1762гг. |
5 |
6 |
Россия в 1762-1800 гг |
13 |
Итого |
70 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
по истории 7 класс
Новая история (24 ч.) |
|||||||||||||||
№ п/п |
Тема урока |
Содержание |
Понятия |
Домашнее задание |
Тип урока, педагогические средства |
Вид деятельности учащихся |
Требования к уровню подготовки |
Дата План Факт |
|||||||
1. |
Введение. |
Европа в конце средневековья. Что такое «новое время». Хронологические рамки. |
«новое время», капитализм, цивилизация, традиционное общество. |
Стр.3-5 |
Вводная лекция с элементами беседы |
Информационно-коммуникативная деятельность |
Называть хронологические рамки изучаемого периода, соотносить год с веком. |
||||||||
Европа в конце XV - начале XVII в. (10 ч.) |
|||||||||||||||
2. |
Технические открытия и выход к Мировому океану. Встреча миров. Великие географические открытия. |
Великие географические открытия, их последствия. Начало создания колониальной системы. Торговые компании. |
Акции, монополии, патент, биржа, негоциант, маклер, банк. |
§1-2 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Индивидуальные формы работы |
Характеризовать технические достижения европейцев в 16 в., раскрывать причинно-следственные связи между техническими изобретениями и эпохой Великих географических открытий. Излагать суждения о последствиях географических открытий для Европы и мира. |
||||||||
3. |
Усиление королевской власти в XVI-XVII в. Абсолютизм. |
Абсолютные монархии. Образование национальных государств в Европе. |
Абсолютизм, парламент, кортесы, Генеральные штаты, монарх. |
§3 |
Комбинированный урок с постановкой проблемного задания |
Групповые формы работы с элементами анализа исторического документа |
Называть основные черты абсолютизма. Сравнивать процесс образования абсолютной власти в Англии и Франции. |
||||||||
4. |
Дух предпринимательства преобразует экономику |
Экономическое и социальное развитие европейских стран. Совершенствование техники, мануфактуры. Развитие товарного производства. |
Мануфактура, фермер, буржуазия, наемные рабочие. |
§4 |
Изложение нового материала с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся |
Групповые формы работы |
Объяснять значение понятий, характеризовать новые явления в экономической жизни Европы |
||||||||
5. |
Европейское общество в раннее новое время. Повседневная жизнь. |
|
Буржуазия, откупщик, джентри, огораживание |
§5-6 |
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста |
Групповые формы работы |
Называть новые социальные слои общества, новые духовные ценности. сравнивать особенности жизни и быта разных слоёв в эпоху Средневековья и в период Нового времени. |
||||||||
6. |
Великие гуманисты Европы. Развитие науки в XVI – XVIII в.в. |
Новые идеалы и ценности в культуре. Переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Коперник, Бруно, Галилей. |
Возрождение, гуманизм, аскетизм, утопия. Естествознание, паровой двигатель. |
§7, 10 |
Учебная лекция с элементами эвристической беседы |
Индивидуальные формы работы |
Определять мировоззренческие устои Раннего Нового времени. Называть имена представителей европейской науки и их открытия, последствия открытий. Систематизировать материал в виде таблицы. |
||||||||
7. |
Искусство Западной Европы конца XV - I половины XVII в. Возрождение. |
Высокое Возрождение: живопись, литература, взгляд на человека и общество. |
Эпоха титанов, гравюра. |
§8-9 |
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста |
Групповые формы работы |
Называть имена представителей эпохи Высокого Возрождения и их произведения. Характеризовать особенности духовной жизни Европы в 16-18 вв. |
||||||||
8. |
Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. |
Обстановка в Германии в нач. XVI в.Выступление М.Лютера. Начало Реформации. |
Католицизм, Реформация, индульгенция. |
§11 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые формы работы с элементами анализа исторического документа |
Определять основные причины Реформации, называть имена идеологов движения. Выявлять основные цели участия в Реформации различных слоёв населения. Выявлять основные положения лютеранского учения. |
||||||||
9. |
Распространение Реформации в Европе. Борьба католической церкви против Реформации. |
Крестьянская война в Германии. Т.Мюнцер. Протестантизм, распространение Реформации, борьба церкви против неё. |
Протестантизм, кальвинизм, иезуиты, миссионеры, паломничество |
§12 |
Изложение нового материала с постановкой проблемного задания |
Индивидуальные и групповые формы работы |
Объяснять значение понятий. характеризовать основные положения учения Кальвина. |
||||||||
10. |
Королевская власть и Реформация в Англии. |
Укрепление королевской власти. Елизавета I. Огораживания и их последствия. Борьба за колонии |
Реформатор, контрреформация, еретик, англиканская церковь |
§13 |
Комбинированный урок с организацией самостоятельной деятельности учащихся |
Индивидуальные формы работы |
Объяснять устройство англиканской церкви и сравнивать его с устройством католической. характеризовать основные направления политики Англии в данный период. Высказывать суждения о последствиях деятельности королевы Елизаветы для страны |
||||||||
11. |
Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. |
Королевская власть и её окружение. Католики и гугеноты. Религиозные войны. Утверждение абсолютизма. Генрих IV, Ришелье. |
Гугеноты, кардинал, месса, централизованное государство. |
§14 |
Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся |
Работа с фрагментами исторических документов, групповые формы работы |
Раскрывать причины и последствия религиозных войн во Франции, сравнивать основные проявления абсолютизма во Франции и Англии |
||||||||
От Английской до Французской революции (11 ч) |
|||||||||||||||
12. |
Революция в Нидерландах. |
Под властью Испании. Революция: участники, главные события, результаты. |
Революция, инквизиция, террор, гёзы, уния. |
§15 |
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста |
Индивидуальные формы работы |
Описывать и показывать на карте географическое положение страны; называть основные этапы и события Нидерландской революции. Систематизировать материал в виде ОК, раскрывать причины, итоги и значение революции в Нидерландах. |
||||||||
13. |
Причины и начало революции в Англии. Гражданская война между королём и парламентом. Конец революции. Превращение Англии в конституционную монархию. |
Англия в начале XVII в. Причины революции. Король и парламент. Гражданская война. О.Кромвель.Провозглашение республики. Итоги революции. |
Билль, петиция, ремонстрация. Кавалеры, круглоголовые, реформа, парламент, левеллеры.Республика, диггеры, протекторат, конституционная монархия, правовое государство. |
§16-17 |
Комбинированный урок |
Групповые формы работы |
Называть основные события Английской революции, выявлять её причины. Характеризовать значение. Высказывать суждения о роли Кромвеля в политической истории Англии. |
||||||||
14. |
Международные отношения в 16-18 вв. |
§18-19 |
Учебная лекция |
Индивидуальные формы работы |
Называть существенные черты международных отношений в данный период. Систематизировать материал в виде таблицы. |
||||||||||
15. |
Век Просвещения. |
Развитие естественных наук (Ньютон). Французские просветители и их идеи (Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо). Литература, живопись, музыка. |
Эпоха Просвещения, пастораль, атрибут. |
§20-21 |
Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний |
Групповые формы работы, работа с фрагментами исторических документов и художественной литературы |
Называть характерные черты эпохи Просвещения. Характеризовать идеи и взгляды основных деятелей эпохи Просвещения. Выявить тенденции развития художественной культуры эпохи Просвещения в XVIII в. |
||||||||
16. |
Начало промышленного переворота. |
Условия пром. переворота, пром. переворот, положение рабочих. |
Промышленный переворот. |
§22 |
Изложение нового материала с постановкой проблемного задания |
Индивидуальные формы работы |
Называть условия промышленного переворота. Выявлять взаимосвязь аграрной революции и промышленного переворота. |
||||||||
17. |
Английские колонии в Америке. |
Первые колонии. Формирование североамериканской нации и её идеология. |
Колония, нация, пилигрим. |
§23 |
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста |
Групповые формы работы, работа с фрагментами исторических документов |
Описывать условия жизни в первых североамериканских колониях. Выявлять причины конфликта между жителями колоний и метрополий; раскрывать характерные черты новой американской нации. |
||||||||
18. |
Война за независимость. Создание США. |
Война за независимость, образование США. Дж. Вашингтон. Конституция 1787г. |
Декларация, лоялист, конституция, конгресс, президент. |
§24 |
Комбинированный урок с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся |
Индивидуальные формы работы, работа с фрагментами исторических документов |
Называть основные черты политического устройства США. выявлять причины победы колоний; анализировать основные положения Декларации независимости и Конституции 1787г. |
||||||||
19. |
Франция в XVIII в. Причины и начало Великой Французской буржуазной революции. |
Кризис абсолютизма, начало революции. |
Учредительное собрание, санкюлоты, террор. |
§25 |
Изложение нового материала с постановкой проблемного задания |
Групповые формы работы |
Сравнивать экономическое развитие Франции и Англии в данный период. Выявлять причины революции, характеризовать основные события первого этапа революции. |
||||||||
20. |
От монархии к республике. Власть у буржуазии. |
Свержение монархии. «Лагерь революции»: основные группировки, деятели, их смена у власти. |
Эмиграция, якобинцы, монархия, республика, конвент. |
§26 |
Учебная лекция с элементами эвристической беседы |
Индивидуальные формы работы, работа с фрагментами исторических документов |
систематизировать материал в виде таблицы, анализировать основные положения Декларации прав человека и Конституции 1791г |
||||||||
21. |
Рождение и гибель диктатуры якобинцев. Конец революции. |
Якобинская диктатура. Итоги и значение революции. |
Диктатура, гильотина, «бешеные». |
§27 |
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста |
Групповые формы работы |
Характеризовать особенности якобинской диктатуры. Раскрывать причины её падения. Характеризовать режим Директории. |
||||||||
Традиционные общества в раннее Новое время (2 ч.) |
|||||||||||||||
22. |
Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени |
Основные черты восточной цивилизации (Индия, Китай, Япония). |
Регламентация, община, религия, сёгун. |
§28 |
Учебная лекция с элементами эвристической беседы |
Индивидуальные формы работы |
Называть характерные черты политического устройства и экономического развития стран Востока. |
||||||||
23. |
Государства Востока. Начало европейской колонизации |
§29-30 |
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста |
Групповые и индивидуальные формы работы |
Выявлять последствия европейской колонизации для стран Востока и для мира в целом. |
||||||||||
24 |
Итоговое повторение по теме «История России XVII-XVIII вв.» |
Составление таблицы, тестирование выполнение заданий в рабочей тетради |
Структурировать изученный материал в виде таблиц, схем |
||||||||||||
История России (конец XVI – XVIII вв.) (46 ч.) |
|||||||||||||||
25 |
Введение. Историческое развитие Российской империи в XVI-XVIII вв. |
Династия Рюриковичей, династия Романовых. Итоги внешней и внутренней политики к 16 веку. |
Вводная лекция с элементами самостоятельной аналитической деятельности учащихся |
Индивидуальные и групповые формы работы |
Называть хронологические рамки изучаемого периода, показывать на карте рост территории России в 16-18 вв. |
||||||||||
Тема 1. Россия на рубеже XVI-XVII вв. |
|||||||||||||||
26-27 |
Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова. |
Обострение социальных и экономических противоречий. Кризис власти. Б.Годунов. |
Авантюрист, дети боярские. |
Данилов А.А. §1 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради |
Выявлять основные причины Смутного времени, характеризовать внутреннюю политику Бориса Годунова |
26-27 |
|||||||
28-29 |
Смута в Российском государстве. |
Смута, её причины. Самозванцы. Восстание И.Болотникова. Освободительная борьба против интервентов. Ополчение Минина и Пожарского. Начало династии Романовых. |
Гражданская война, интервенция, семибоярщина, ополчение, династия, Земский собор. |
§2 §3 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради |
Называть даты основных событий Смутного времени, существенные черты политического устройства. характеризовать причины, ход, итоги Смутного времени, систематизировать материал о восстании И.Болотникова в виде таблицы. |
28-29 |
|||||||
Тема 2. Россия в XVII веке |
|||||||||||||||
30-31 |
Новые явления в экономике. |
Рост товарно-денежных отношений. Развитие мелкотоварного производства. Возникновение мануфактур и наёмного труда. Прикрепление городского населения к посадам. Новоторговый устав. |
Мелкотоварное производство, мануфактура, всероссийский рынок, ярмарка. |
§4 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради |
Характеризовать новые черты в экономике России, показывать на исторической карте крупнейшие центры торговли и мануфактурного производсва. Сравнивать экономическое развитие в 17 в. в странах Западной Европы и в России |
||||||||
32. |
Основные сословия российского общества. |
Сословный строй России. |
Белые слободы, владельческие крестьяне, подворная подать, поземельная подать, черносошные крестьяне. |
§5 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради |
Раскрывать изменения, произошедшие в положении разных сословий. Систематизировать материал в виде таблицы. |
||||||||
33 |
Политическое развитие страны. |
Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Соборное уложение 1649 г. |
Крепостничество, самодержавие, абсолютизм. |
§6 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради |
Характеризовать систему управления и самоуправления в России, раскрывать причины падения роли Земских соборов и Боярской думы в 17 в. Сравнивать процесс складывания абсолютной монархии в Западной Европе и в России. |
||||||||
34. |
Власть и церковь. Церковный раскол. |
Церковный раскол. Патриарх Никон. Протопоп Аввакум. |
Протопоп, старообрядцы. |
§7 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради |
Характеризовать сущность и результаты церковной реформы. Выявлять основные причины разногласий между церковью и властью. Высказывать суждения о последствиях церковной реформы и деятельности патриарха Никона. |
||||||||
35-36. |
Народные движения. |
«Бунташный век». Городские восстания. «Медный бунт». С.Разин. |
§8 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради, участие в дискуссии |
Называть даты, место, обстоятельства, участников народных движений. соотносить факты и общие явления: закрепощение крестьян и народные движения 17 в. Анализировать основные положения Соборного уложения 1649 года |
|||||||||
37-38 |
Внешняя политика России в XVII веке. |
Смоленская война. Россия и Речь Посполитая. Присоединение Левобережной Украины. Русско-турецкие и русско-шведские отношения. Освоение Сибири. |
Гетман, голытьба, реестр, острог, ясак. |
§9 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой |
Характеризовать цели, направления, средства внешней политики России в 17 в. систематизировать материал в виде таблицы. |
||||||||
39-40 |
Культура России в XVII веке |
Расширение культурных связей с Западной Европой. Славяно-греко-латинская академия. Усиление светского характера культуры. Новые жанры в литературе. «Дивное узорочье» в зодчестве. Московское барокко. Парсуна. |
Культура, обмирщение, лепнина. Изразцы, парча, тафта. |
§10 §11 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, сообщения учащихся |
Называть характерные черты развития духовной жизни России в 17 в. Выявлять своеобразие и противоречивость русской культуры, сочетание старых и новых элементов в ней. Характеризовать основные направления в развитии живописи, зодчества, литературы. |
||||||||
41. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «XVII век в историческом развитии России» |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Составление схемы, тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради, сообщения учащихся |
Объяснять значение понятий, называть основные даты, имена, события данного исторического периода. высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России в 18 веке. |
|||||||||||
Тема 3. Россия в первой четверти XVIII века |
|||||||||||||||
42. |
Россия на рубеже веков. Предпосылки петровских преобразований. |
Предпосылки петровских преобразований. Стрелецкие восстания. |
Регентство. |
§12 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради |
Называть причины отставания России от европейских стран, описывать политическое и экономическое положение России накануне преобразований. Выявлять предпосылки преобразований. Анализировать проекты передовых людей того времени. |
||||||||
43 |
Начало царствования Петра I. |
Начало царствования. Азовские походы. Великое посольство. |
Лавра, брандер. |
§13 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Работа с фрагментами исторических документов, выполнение заданий в рабочей тетради |
Называть основные этапы жизни и деятельности Петра I в «начале славных дел». Соотносить факты и общие процессы становления российского абсолютизма. |
||||||||
44-45. |
Внешняя политика Петра I. Северная война. |
Начало войны. Реформы в армии. Строительство Петербурга. Полтавская битва. Окончание и итоги войны. Образование Российской империи. |
Регулярная армия, рекрут, генеральное сражение, редут, эскадра. |
§14 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой |
Называть даты, основные сражения Северной войны. Анализировать причины неудач и успехов русской армии. Выявлять причинно-следственную связь между проведением военной реформы и ходом Северной войны. |
||||||||
46-47. |
Реформы Петра I. |
Реформы, их цена и последствия. Установление абсолютизма. Превращение дворянства в господствующее сословие. Указ о престолонаследии. |
Сенат, Синод, магистрат, «Табель о рангах», коллегии, аристократия, абсолютизм. |
§15 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление схемы |
Соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения во внутренней политике, социальном развитии, вызванные реформами Петра I для России. |
||||||||
48 |
Экономика России в первой четверти XVIII века |
Преобразования Петра I Великого в экономике. |
Меркантилизм, подушная подать, протекционизм, приписные крестьяне, экспорт, импорт, ревизия. |
§16 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление схемы |
Соотносить факты и общие процессы: реформы Петра I и развитие капиталистических отношений; выявлять изменения в экономике, вызванные реформами Петра I для России. |
||||||||
49 |
Народные движения первой четверти XVIII в. |
Обострение социальных противоречий. Восстание в Астрахани и на Дону. |
Работные люди, посессионные крестьяне, отходники |
§17 |
Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради, составление таблицы |
Называть даты народных движений начала XVIII в., выявлять главные их причины. Систематизировать материал в виде таблицы. |
||||||||
50-51 |
Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. |
Светский характер культуры. Школа математических и навигационных наук. АН. Гражданский шрифт. Регулярная планировка городов. Барокко в архитектуре и изо. |
Ассамблея, гравюра, лексикон, барокко, кант, клавикорды. |
§18-19 |
Урок изучения, систематизации и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы, выполнение заданий в рабочей тетради |
Характеризовать и описывать новые явления в области культуры и быта, введённые Петром; высказывать суждения о значимости реформ для развития России. |
||||||||
52. |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия при Петре I». |
Урок контроля, оценки и коррекции знаний |
Составление схемы, тестирование, выполнение заданий в рабочей тетради |
Объяснять значение понятий, называть основные даты, имена, события данного исторического периода. высказывать суждения о значимости данного этапа для развития России. |
|||||||||||
Тема 4. Россия в 1725-1762 гг. |
|||||||||||||||
53-54. |
Дворцовые перевороты. |
Дворцовые перевороты, их причины. Роль гвардии и аристократии в государственной жизни. |
Дворцовый переворот, кондиции, фаворит, конституционная монархия. |
§20-21 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради |
Называть основные этапы, даты и действующих лиц дворцовых переворотов. характеризовать основные направления внутренней политики в эпоху дворцовых переворотов, выявлять последствия дворцовых переворотов в социальном и политическом развитии России |
А0029 |
|||||||
55-56. |
Внутренняя политика в 1725-1762 гг. |
Расширение привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права. |
Откуп, подряд. |
§22 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради |
Называть основные направления внутренней политики преемников Петра I, выявлять изменения в положении различных социальных групп, характеризовать изменения в системе управления. |
||||||||
57 |
Внешняя политика России в 1725-1762 гг. |
Войны с Персией и Турцией. Семилетняя война. |
«Восточный барьер», гаубица. |
§23 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой |
Называть основные направления внешней политики преемников Петра I, анализировать итоги внешней политики. Систематизировать материал в виде таблиц и схем. Раскрывать основные черты полководческого искусства. Высказывать суждения о значимости и последствиях военных кампания XVIII в. |
||||||||
Тема 5. Россия в 1762-1800 гг. |
|||||||||||||||
58-59 |
Внутренняя политика Екатерины II. |
Проекты реформ, Уложенная комиссия. Просвещённый абсолютизм. Жалованная грамота дворянству и городам. Губернская реформа. |
Каторга, межевание, монополия, просвещённый абсолютизм, секуляризация. |
§24 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с историческим документом |
Называть характерные черты политического устройства России во 2 половине XVIII в. Раскрывать сущность политики «просвещённого абсолютизма». Анализировать изменения в системе управления и судопроизводства при Екатерине II. |
||||||||
60 |
Крестьянская война под предводительством Е.И.Пугачёва. |
Ужесточение крепостничества. Социальные движения второй половины века. |
Самоуправление |
§25 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой |
Называть места, даты, участников крестьянской войны. Соотносить факты и общие процессы: усиление крепостной зависимости и активизация народного движения. Анализировать причины, особенности и значения крестьянской войны. Высказывать оценочные суждения о личности и деятельности Е.Пугачёва. |
||||||||
61 |
Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. |
Развитие капиталистического уклада. |
Капитал, банк, специализация. |
§26 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради |
Описывать успехи и трудности развития экономики России в данный период. Называть существенные черты экономического развития России в конце XVIII в.-начале XIX в. |
||||||||
62-63 |
Внешняя политика Екатерины II. Русское военное искусство. |
Русское военное искусство. Суворов, Ушаков, Румянцев. Присоединение Крыма, Сев. Причерноморья. Участие в разделах Речи Посполитой. |
Буферное государство, нейтралитет, коалиция. |
§27-28 |
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с исторической картой, выступления учащихся с сообщениями |
Называть даты военных кампаний. Характеризовать основные направления внешней политики Екатерины II, раскрывать последствия её внешнеполитической деятельности. Подготовить сообщения «Наука побеждать» (Суворов, Ушаков) |
||||||||
64-65. |
Россия при Павле I. |
Указ о наследовании престола. |
§29 |
Урок комплексного применения ЗУН учащимися |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради, работа с историческим документом |
Характеризовать основные направления внутренней и внешней политики ПавлаI, выявлять её особенности. Высказывать оценочное суждение о личности и деятельности императора. |
|||||||||
66-67. |
Культура России во второй половине XVIII века |
Век Просвещения. Сословный характер образования. Народные училища. Шляхетские корпуса. М.В.Ломоносов. Основание Московского университета. Географические экспедиции. Литература и журналистика. Крепостной театр. Возникновение профессионального театра. Классицизм в архитектуре, изо, музыке. Взаимодействие русской и западноевропейской культур. |
Мортира, обсерватория, регион, ритор, суппорт. Барокко, классицизм, сентиментализм. Колядки, интеллигенция |
§30-33 |
Комбинированный урок с элементами анализа учебного текста |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради |
Составлять описание исторических памятников и произведений литературы. Называть характерные черты духовной культуры России II половины XVIII в. Характеризовать развитие системы образования в России, выявлять особенности развития искусства и роль академических экспедиций в развитии отечественной науки. |
||||||||
68 |
Повторительно-обобщающий урок по теме «Россия в 1725-1801 гг.». |
Урок обобщения и систематизации знаний |
Групповые и индивидуальные формы работы выполнение заданий в рабочей тетради |
Объяснять значение понятий, называть основные события, имена исторических деятелей данного исторического периода. |
|||||||||||
69-70 |
Итоговое повторение по теме «История России XVII-XVIII вв.» |
Составление таблицы, тестирование выполнение заданий в рабочей тетради |
Структурировать изученный материал в виде таблиц, схем |