Рабочая программа по истории для 10 класса (углубленный уровень), 136 часов
- Аннотация к рабочей программе
Программа составлена в соответствии с нормативными документами:
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413);
- Приказом Министерства образования и науки РФ «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования (№ 1578 от 31.12.2015г.);
- Приказом Министерства просвещения России от 28 декабря 2018 № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Образовательной программой среднего общего образования МБОУ «Средняя школа № 57»;
- Примерной программой по истории России и Всеобщей истории:
- Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.». 10–11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт.-сост. Л. А. Суворова; под ред. Л. С. Белоусова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
- Данилов, Журавлева, Барыкина: История России. 6-10 классы. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России», Москва, «Просвещение», 2020г.
Преподавание ведется по учебникам:
- Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020
- «История России. 10 класс» в трех частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2019 год;
В случае перехода на дистанционное обучение учителем будут использоваться следующие ресурсы и платформы:
1.Многофункциональный сервис для проведении тестирования и обучения. Режим доступа: https://onlinetestpad.com/
2. Платформа ZOOM для проведения онлайн уроков.
3. Канал Абуловой Барият «Школа обществознания». Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UC7MLjBIxLzLo1JvEfYxaftw
5. Канал «Инфоурок» https://www.youtube.com/c/infourok/playlists
- Цели и задачи составления рабочей программы
Цели:
- обеспечение условий для овладения каждым учащимся класса на максимально возможном для него уровне системой исторических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
- проектирование траектории интеллектуального развития учащихся, формирования качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
- обеспечение повышения качества образовательных достижений учащихся через интеграцию урочной и внеурочной деятельности и разработки индивидуальных образовательных маршрутов освоения материала учащимися с учетом их психофизиологических особенностей и уровня знаний;
Основные задачи:
- формировать элементы самостоятельной интеллектуальной деятельности на основе овладения историческими методами познания окружающего мира (умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и пространственные отношения);
- развивать основы логического мышления; пространственного воображения; умения вести поиск информации и работать с ней;
- способствовать интеллектуальному развитию, формировать качества личности, необходимые человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственные исторической деятельности: ясности и точности мысли, интуиции, логического мышления, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
- разработка по мере необходимости индивидуальных образовательных программ для учащихся ( в случае перевода на индивидуальное обучение);
- разработка в соответствии с индивидуальными образовательными маршрутами для учащихся, испытывающих трудности в обучении или учащихся, неосвоивших программу четверти на удовлетворительную оценку, программ коррекции знаний;
- Разработать дифференцированно дидактические материалы для домашнего задания, для самостоятельных работ, тестов, устного ответов с целью включения каждого учащегося в образовательный процесс.
1.2.Место учебного предмета в образовательной программе школы
Согласно календарного графика образовательной программы среднего общего образования школы учебный год для 10 класса включает 34 учебные недели. На изучение истории в 10 классе (углубленный уровень) отводится 4 часа в неделю. Таким образом, на изучение истории в 10 классе отводится 4 часа в неделю, всего 136 часов в год. Данная рабочая программа не содержит структурной перестановки тем, расширения содержания учебного материала, т. к. примерная базовая программа предлагает оптимальное количество часов по всем темам.
1.3.Характеристика класса
Рабочая программа составлена для 10 Б класса. В данном классе большинство учащихся с высоким уровнем обученности, хорошей успеваемостью по предмету. Для учащихся класса, имеющих недостаточный уровень обученности проводится индивидуальная коррекция пробелов в знаниях за счет дифференциации уровней домашних заданий, а так же дополнительные занятия в рамках внеурочной деятельности. В классе имеются учащиеся с ОВЗ, для них отдельно составляется адаптированная программа и так же применяется дифференциация домашнего задания.
Раздел 1
Планируемые образовательные результаты изучения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
1.1. Личностные результаты
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
Учащийся научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Коммуникативные УУД.
Учащийся научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Познавательные УУД.
Учащийся научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Метапредметные результаты по каждому уроку конкретизируются в поурочном планировании.
1.3.Предметные результаты.
Учащийся на углубленном уровне научится:
- владеть системными историческими знаниями, служащими основой для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения (синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и региональной/локальной истории;
- характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
- определять исторические предпосылки, условия, место и время создания исторических документов;
- использовать приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации в Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
- определять причинно-следственные, пространственные, временные связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами);
- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
- находить и правильно использовать картографические источники для реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и времени;
- презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков;
- раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России, определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
- соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной, общероссийской и мировой истории ХХ в.;
- обосновывать с опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку зрения на основные события истории России Новейшего времени;
- применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа историко-социальной информации, ее систематизации и представления в различных знаковых системах;
- критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества;
- изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на основе комплексного использования энциклопедий, справочников;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
- самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в результате исследовательских раскопок;
- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности исторических личностей и политических групп в истории;
- давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с периодизацией, изложенной в историко-культурном стандарте), проводить временной и пространственный анализ.
Учащийся на углубленном уровне получит возможность научиться:
- использовать принципы структурно-функционального, временнóго и пространственного анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных суждений;
- анализировать и сопоставлять как научные, так и вненаучные версии и оценки исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации;
- устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической ситуации;
- определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о достижениях историографии;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность;
- целенаправленно применять элементы методологических знаний об историческом процессе, начальные историографические умения в познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности, социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и т.д.;
- знать основные подходы (концепции) в изучении истории;
- знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории;
- работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать документальную базу по исторической тематике; оценивать различные исторические версии;
- исследовать с помощью исторических источников особенности экономической и политической жизни Российского государства в контексте мировой истории ХХ в.;
- корректно использовать терминологию исторической науки в ходе выступления, дискуссии и т.д.;
- представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности.
Предметные образовательные результаты конкретизируются по каждому уроку в календарно-тематическом планировании, являющимся приложением 1 к рабочей программе.
1.4.Организация оценивания планируемых образовательных результатов
Оценка личностных и метапредметных образовательных результатов организуется безоценочным методом путём наблюдения за учащимися во время осуществления учебно-познавательной деятельности на уроках и анализа выполнения ими самостоятельных и контрольных письменных и устных работ.
Критериями оценивания является определение, в какой степени учащийся владеет развиваемыми программой способностями и умениями.
Итоговой оценкой сформированности планируемых метапредметных образовательных результатов является результат проводимой ежегодно единой комплексной контрольной работы.
Оценка предметных образовательных результатов учащихся носит комплексный характер.
Текущий контроль знаний осуществляется на каждом уроке во время фронтальных и индивидуальных устных опросов учащихся, самостоятельных, тестовых или проверочных работ, проверки выполнения домашнего задания.
Основными формами контроля предметных результатов по окончании изучения каждой темы программы являются результаты выполнения учащимися тестирования, письменных контрольных работ зачетов по теоретическому материалу.
Материалы контрольных работ, тестирований и других форм контроля знаний вместе с критериями оценивания каждой работы являются приложением к рабочей программе.
Раздел 2
Содержание учебного предмета
Всеобщая история.
Тема1. Первая мировая вой на и её итоги.
Первая мировая вой на: фронт и тыл. Причины начала мирового конфликта. Ход и результаты военных действий.
Послевоенное мироустройство. Версальско- Вашингтонская система. Планы послевоенного устройства мира. Противоречия и риски Версальско- Вашингтонской системы.
Тема 2. Ведущие державы Запада между мировыми вой нами.
Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны. Предпосылки подъёма революционных и национально- освободительных движений в странах Европы и Азии в конце первого десятилетия ХХ в.
Левые и правые в политической жизни Западной Европы в 1920-е гг.. Зарождение фашизма в Италии и националсоциализма в Германии. Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта. Социально- экономическое и политическое положение США после Первой мировой войны. Мировой экономический кризис: причины и сущность. «Новый курс»: основные направления.
Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии.Приход нацистов к власти (1933) и политическая программа А. Гитлера. Фашизм в Италии. Причины подъёма национализма и милитаризации Японии во второй половине 1920-х — 1930-е гг.
Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции Великобритания в начале 1920-х гг. Общее и особенное в проявлениях мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. в Великобритании, во Франции.
Милитаризм и пацифизм на международной арене.Десятилетие пацифизма. Причины снижения пацифистских настроений в 1930-е гг. и нарастания агрессии. Рост угрозы миру и международной безопасности в конце 1930-х гг. Крах идеи коллективной безопасности в Европе.
Тема 3. Человечество во Второй мировой вой не.
Начальный период Второй мировой войны. Причины новой мировой войны. Разгром Франции и её союзников. Формирование антигитлеровской коалиции: хронология, проблемы и достижения. Агрессия Японии на Тихом океане в 1940–1941 гг.
Трудный путь к победе Проблема открытия второго фронта. Решающий перелом: 1943–1944 гг. Перелом в вой не на Тихом океане. Тегеранская конференция: вопросы и решения. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении Европы. Наступление союзников против Японии. Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН Цена победы человечества над фашизмом: жертвы среди военного и мирного населения; материальные потери; разрушение культурных ценностей. Значение победы над фашизмом. Потсдамская конференция: вопросы, противоречия, решения. Принципы послевоенного устройства мира.
Тема 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны».
Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков. Послевоенный мир и причины «холодной войны». Политические противоречия послевоенного мира: вопросы о судьбе стран Восточной Европы, Ближнего и Среднего Востока, Балканского полуострова.
Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность.Значение Второй мировой войны в начале процесса деколонизации. Хронология крушения колониальных империй и образования независимых государств в Азии и Африке во второй половине ХХ в. Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны». Гонка вооружений: этапы, разработки, риски. Политика неприсоединения и антивоенное движение. Германский вопрос в годы «холодной войны»: кризисы и компромиссы. Ввод советских войск в Афганистан.
История России.
Тема 5. Россия в годы «великих потрясений». Россия и мир накануне Первой мировой войны.
Российская империя в Первой мировой войне. Великая российская революция: февраль 1917 г..
Великая российская революция: октябрь 1917 г. Первые революционные преобразования большевиков. Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. Гражданская война. Революция и гражданская война на национальных окраинах. Идеология и культура периода Гражданской войны.
Тема 6. Советский союз в 1920—1930-х гг. Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. Экономика нэпа.Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг.
Политическое развитие в 1920-е гг. Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. «Великий перелом». Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства. Политическая система СССР в 1930-е гг. Советская национальная политика в 1930-е гг. Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг.
Тема 7. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.).Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома.Человек и война: единство фронта и тыла.Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.).Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны.Советская разведка и контрразведка в годы Великой Отечественной войны
Тема 8. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. Место и роль СССР в послевоенном мире. Восстановление и развитие экономики.Изменения в политической системе в послевоенные годы. Идеология, наука и культура в послевоенные годы. Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг.Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг.Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг.
Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. Реформа политической системы. Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР.
Тема 9. Российская Федерация. Российская экономика на пути к рынку. Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг.Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. Духовная жизнь страны в 1990-е гг.Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг.Политическая жизнь России в начале XXI в. Экономика России в начале XXI в.
Повседневная и духовная жизнь. Внешняя политика России в начале XXI в. .Россия в 2008— 2014 гг.
Содержание программы подробно раскрывается в календарно-тематическом планировании.
Рабочей программой предусматривается организация учителем освоения учащимися содержания учебного предмета на уроках и при организации самостоятельной работы учащихся во внеурочной деятельности (включая домашние задания). В соответствии с ФГОС ООО рабочей программой предусматривается реализация содержания на уроках следующих типов:
- урок открытия новых знаний,
- урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии,
- урок контроля знаний.
Урок открытия новых знаний организуется в формекомбинированного урока.
Урок овладения новыми знаниями, умениями и навыками организуется в форме комбинированного урока.
Урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии организуется в форме комбинированного урока, урока-семинара.
Урок контроля знаний в форме контрольной работы.
Раздел 3
Учебно-тематическое планирование
Раздел / тема | Кол-во часов по государственной программе | Кол- во часов по рабочей программе | Формы мероприятий контроля знаний (кол-во часов) | Используемые формы организации внеурочной деятельности по изучению программы |
Введение. Мир в ХХ — начале XXI в. | 1 | 1 | дифференцированные домашние задания | |
Тема 1. Первая мировая война и ее итоги | 5 | 5 | Контрольная работа № 1 «Входная диагностическая работа за курс 9 класса» (1ч) | дифференцированные домашние задания, творческие задания, опережающие задания |
Тема 2. Ведущие державы Запада между мировыми вой нами | 8 | 9 | Контрольная работа № 2 «Рубежная диагностическая работа по теме «Ведущие державы Запада между мировыми войнами» (1ч) | дифференцированные домашние задания, подготовка к тестированию, творческие задания, опережающие задания |
Тема 3. Человечество во Второй мировой войне | 5 | 6 | дифференцированные домашние задания, творческие задания, опережающие задания | |
Тема 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» | 5 | 6 | дифференцированные домашние задания, творческие задания, опережающие задания | |
Тема 5. Россия в годы «великих потрясений» | 9 | 15 | дифференцированные домашние задания; опережающее задание, творческие задания, решение заданий ЕГЭ | |
Тема 6. Советский союз в 1920—1930-х гг. | 13 | 21 | дифференцированные домашние задания; опережающее задание, творческие задания, решение заданий ЕГЭ | |
Тема 7. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг. | 7 | 13 | Контрольная работа № 3 «Великая Отечественная война» (1ч) | дифференцированные домашние задания; опережающее задание, творческие задания, решение заданий ЕГЭ |
Тема 8. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг. | 22 | 35 | дифференцированные домашние задания; опережающее задание, творческие задания, решение заданий ЕГЭ | |
Тема 9. Российская Федерация | 11 | 16 | дифференцированные домашние задания; опережающее задание, творческие задания, решение заданий ЕГЭ | |
Повторение и заключительные уроки | 9 | Контрольная работа № 4 «Итоговая контрольная работа за курс 10 класса» (2ч) | решение заданий ЕГЭ, творчески задания, дифференцированные задания | |
Всего | 86 | 136 | 4 |
ИТОГО уроков контроля знаний 4 часа, из них: контрольных работ 4.
Критерии оценивания и материалы контрольных работ, тестирований и других форм контроля знаний содержатся в приложении 2 к рабочей программе.
3.1. Корректировка примерной государственной программы
в соответствии с целями рабочей программы
В связи с тем, что рабочая программа составлена для углубленного изучения предмета, количество часов увеличено по всем темам и добавлен раздел всеобщей истории. Так же добавлены часы на представление результатов проектной деятельности и решение вариантов ЕГЭ из открытого банка данных.
3.2. Учебно-методическое обеспечение
УМК учащегося:
-Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни— М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020
- «История России. 10 класс» в трех частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2019 год;
УМК учителя:
УМК «Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.»
- Программа и тематическое планирование курса «Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.». 10–11 классы. Базовый и углублённый уровни / авт.-сост. Л. А. Суворова; под ред. Л. С. Белоусова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020.
-Н.В. Загладин, Л.С. Белоусов История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 г. — начало XXI в.: учебник для 10–11 классов общеобразовательных организаций. Базовый и углублённый уровни— М.: ООО «Русское слово — учебник», 2020
УМК «История России »
- Данилов, Журавлева, Барыкина: История России. 6-10 классы. Рабочая программа и тематическое планирование курса «История России», Москва, «Просвещение», 2020г.
- «История России. 10 класс» в трех частях, авторы: Н. М. Арсентьев, А. А. Данилов, И.В.Курукин, А.Я.Токарева под редакцией А. В. Торкунова; М. «Просвещение», 2019 год;
В случае перехода на дистанционное обучение учителем будут использоваться следующие ресурсы и платформы:
1.Многофункциональный сервис для проведении тестирования и обучения. Режим доступа: https://onlinetestpad.com/
2. Платформа ZOOM для проведения онлайн уроков.
3. Канал АбуловойБарият «Школа обществознания». Режим доступа: https://www.youtube.com/channel/UC7MLjBIxLzLo1JvEfYxaftw
5. Канал «Инфоурок» https://www.youtube.com/c/infourok/playlists
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование по истории, 10 класс (углубленный уровень)
№ урока п/п | Тема урока | Тип урока | Форма урока | Планируемые предметные результаты | Кол-во часов | Дата по плану 10А | Фактическая дата 10А |
|
Всеобщая история – 27часов |
| |||||||
Введение. Мир в ХХ — начале XXI в. | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Определять хронологических рамок и основных тем курса. Характеризовать особенностей, принципов периодизации новейшей истории. Составлять классификации источников по истории данного времени в схематическом виде. Определять основных противоречий и задач мирового развития в ХХ — начале XXI в. Высказывать оценочных суждений об итогах общественного прогресса в начале XXI в. | 1 |
| |||
Тема 1. Первая мировая война и ее итоги – 5часов | ||||||||
Первая мировая война: фронт и тыл (§ 1–2) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Рассмотреть геополитическую обстановку накануне войны. Уметь характеризовать и анализировать причины войны, планы России, её союзников и противников, основные театры военных действий, роль Восточного фронта, социально-экономическую ситуацию в России и других воюющих странах, итоги войны. Знать ведущих полководцев и их роль в войне. Подбор материалов, подготовка текста и изобразительного ряда. Выступление с презентацией докладов. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Первая мировая война: фронт и тыл (§ 1–2) Контрольная работа № 1 «Входная диагностическая работа за курс 9 класса» | Урок открытия новых знаний, контроля знаний | Контрольная работа | 1 |
| ||||
Первая мировая война: фронт и тыл (§ 1–2) Анализ контрольной работы | Урок открытия новых знаний, коррекции знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Послевоенное мироустройство. Версальско- Вашингтонская система (§ 3) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Анализировать планы послевоенного устройства мира. Характеристика условий Версальского мира. Определение противоречий Версальского мира. Формулирование выводов об итогах и оценка исторического значения Первой мировой войны. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Послевоенное мироустройство. Версальско-Вашингтонская система (§ 3) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Тема 2. Ведущие державы Запада между мировыми вой нами – 9часов |
| |||||||
Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны (§ 4) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Анализ предпосылок подъёма революционных и национально- освободительных движений в странах Европы и Азии в конце первого десятилетия ХХ в. Сравнительная характеристика национально-освободительных движений и революций в Европе и Азии. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Революционное движение в Европе и Азии после Первой мировой войны (§ 4) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Левые и правые в политической жизни Западной Европы в 1920-е гг. (§ 5) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Определение причин раскола социал- демократического движения. Составление сравнительной характеристики социал- демократического и коммунистического движений. Характеристика идеологии фашизма. Определение общего и особенного в становлении тоталитарных государств в 1920-е гг. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Мировой экономический кризис 1929–1933 гг. и «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта (§ 6) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеристика социально- экономического и политического положения США после Первой мировой войны. Анализ причин и последствий Великой депрессии. Характеристика «Нового курса» на основе анализа текста учебника и исторического источника. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Тоталитаризм в Германии и Италии. Милитаристский режим в Японии (§ 7) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Знать, уметь характеризовать и анализировать тоталитарные идеологии Италии, Японии, Германии; причины их возникновения и особенности. Знать о деятельности Гитлера, Муссолини, Франко и др. Определение отличий авторитарных режимов от тоталитарных. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Альтернатива фашизму: опыт Великобритании и Франции (§ 8) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Определение причин непопулярности ультраправых фашистских организаций в Великобритании. Составление плана сообщения о Лейбористской партии Великобритании. Сравнительная характеристика проявлений мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. в США, Великобритании и Франции. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Милитаризм и пацифизм на международной арене (§ 9) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Составление хроники событий, связанных с развёртыванием агрессии в Азии и Европе в 1930-е гг. Оценка попыток создания системы коллективной безопасности в Европе. Высказывание оценочных суждений о Мюнхенском соглашении и его последствиях. Определять причины краха политики умиротворения агрессора. Анализировать советско-германские договоры. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Милитаризм и пацифизм на международной арене (§ 9) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Контрольная работа № 2 «Рубежная диагностическая работа по теме «Ведущие державы Запада между мировыми войнами» | Урок развивающего контроля | Контрольная работа | Применять полученные знания на практике. | 1 |
| |||
Тема 3. Человечество во Второй мировой войне – 6часов |
| |||||||
Начальный период Второй мировой войны (§ 10) Анализ контрольной работы | Урок открытия новых знаний, коррекции знаний | Комбинированный урок | Анализ причин войны, данных о соотношении сил и стратегии противоборствующих сторон. Составление хроники важнейших военных событий начального этапа войны. Работа с исторической картой. Характеристика «нового порядка» на захваченных Германией и её союзниками территориях Европы. Раскрытие сущности понятий «геноцид», «холокост». Текущий контроль. | 1 |
| |||
Трудный путь к победе (§ 11) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Оценка проблемы открытия второго фронта. Систематизация информации о военных действиях 1942–1943 гг. в форме таблицы. Анализ информации о Тегеранской конференции. Характеристика завершающего этапа Второй мировой войны. Работа с исторической картой. Подбор материалов для докладов, подготовка текста и изобразительного ряда. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Трудный путь к победе (§ 11) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН (§ 12) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Обсуждение темы «Цена победы человечества над фашизмом». Систематизация информации о конференциях антигитлеровской коалиции в форме таблицы. Подготовка рассказа о Нюрнбергском и Токийском судебных процессах. Характеристика ООН на основе анализа текста учебника и исторического источника. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Итоги и уроки Второй мировой войны. Создание ООН (§ 12) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Повторение по теме «Человечество во Второй мировой войне» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Систематизировать и применять полученные знания Текущий контроль. | 1 |
| |||
Тема 4. Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» -6часов |
| |||||||
Истоки «холодной войны» и создание военно-политических блоков (§ 13) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Анализ причин начала «холодной войны». Составление хроники событий, приведших к «холодной вой не». Обсуждение темы «“План Маршалла”: цели, условия и реализация». Систематизация информации о создании военно- политических блоков и экономических союзов под эгидой США и СССР в форме таблицы. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность (§ 14) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулирование вывода о значении Второй мировой войны в начале процесса деколонизации. Представление информации о процессе деколонизации в форме таблицы. Работа с исторической картой. Обсуждение проблемы выбора пути развития странами, получившими независимость. Обсуждение темы «Карибский кризис и его уроки». Подготовка докладов о важнейших локальных конфликтах 1950–1970-х гг. Выступление с презентацией докладов. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Крушение колониализма, локальные конфликты и международная безопасность (§ 14) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» (§ 15) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Анализ и оценка информации о гонке вооружений. Формулирование причин возникновения антивоенного движения, сущности и значения политики неприсоединения. Объяснение причин и сущности политики разрядки международной напряжённости. Анализ международной обстановки в конце 1980-х — начале 1990-х гг. Рассуждение о политических и нравственных уроках «холодной войны». Текущий контроль. | 1 |
| |||
Партнёрство и соперничество сверхдержав. Кризис политики «холодной войны» (§ 15) | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Повторение по теме «Мировое развитие и международные отношения в годы «холодной войны» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Систематизировать и применять полученные знания. Текущий контроль. | 1 |
| |||
История России 20 – начала 21 вв. – 112часов |
| |||||||
Тема 5. Россия в годы «великих потрясений»-15часов |
| |||||||
Россия и мир накануне Первой мировой войны. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Уметь характеризовать и анализировать причины войны, планы России, её союзников и противников. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Российская империя в Первой мировой войне. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать основные театры военных действий, роль Восточного фронта, социально-экономическую ситуацию в России и других воюющих странах, итоги войны. Знать ведущих полководцев и их роль в войне. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Великая российская революция: февраль 1917 г. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулирование причин революции. Характеризовать деятельность Временного правительства и Советов. Работать с источниками информации. Анализировать различные пути развития России после революции. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Великая российская революция: февраль 1917 г. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Великая российская революция: октябрь 1917 г | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Уметь анализировать и характеризовать развитие России накануне революции, использовать данную информацию для выявления причин революции. Анализировать деятельность политических сил и их лидеров (Ленин, Корнилов, Керенский, Троцкий и проч.). Анализировать различные точки зрения на революцию. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Великая российская революция: октябрь 1917 г | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Первые революционные преобразования большевиков | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать первые мероприятия большевиков в политической и экономической сферах. Анализировать первые декреты и заключение Брестского мира. | 1 |
| |||
Первые революционные преобразования большевиков | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Экономическая политика советской власти. Военный коммунизм. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулирование вывода об экономической политике большевиков. Работа с исторической картой. Обсуждение проблемы противоречивости «военного коммунизма». Текущий контроль. | 1 |
| |||
Гражданская война. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Уметь характеризовать причины и особенности Гражданской войны, её временные рамки, борьбу между «красными» и «белыми», политику «военного коммунизма» и её результаты. Завершение гражданской войны в европейской части страны. Причины победы большевиков в гражданской войне. Работа с картой . Текущий контроль. | 1 |
| |||
Гражданская война. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Революция и гражданская война на национальных окраинах. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять значение национального фактора в Гражданской войне. Работать с документом Декларация прав народов России и объяснять ее значение. Формулировать понятие «Эмиграция». Подбирать иллюстрации по теме. | 1 |
| |||
Идеология и культура периода Гражданской войны. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Анализировать наглядную агитацию .Подбирать иллюстрации по теме. Характеризовать повседневную жизнь и общественные настроения. Давать оценку деятельности комитетов бедноты и росту социальной напряженности в деревне. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Повторение по теме «Россия в годы «великих потрясений» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Анализировать ключевые события с точки зрения их влияния на содержание ситуации и последствия. Объяснять значение аббревиатур. Применять ранее изученные понятия. Объяснять авторские позиции. Аргументировать собственные точки зрения. Давать характеристику результатам исторических явлений, процессов. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Повторение по теме «Россия в годы «великих потрясений» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Тема 6. Советский союз в 1920—1930-х гг.-21часов |
| |||||||
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять причины перехода к нэпу. Характеризовать последствия гражданской войны. Анализировать крестьянские восстания и их значение. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Экономический и политический кризис начала 1920-х гг. Переход к нэпу. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Экономика нэпа. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулировать особенности нэповской экономической модели. Давать характеристику развития промышленности и сельского хозяйства в 1920-е гг. Сравнение продразверстки и продналога. Работа с литературными и художественными источниками. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Экономика нэпа. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулировать предпосылки и значение образования СССР. Сравнивать в виде схемы федеративный и унитарный пути образования СССР, давать им оценку. Работа с отрывками Конституции 1924г. Работа с картой. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Образование СССР. Национальная политика в 1920-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Политическое развитие в 1920-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Анализировать процесс установления в СССР однопартийной политической системы. Оценивать роль И.В. Сталина в создании номенклатуры. Анализировать социальную политику большевиков, положение рабочих и крестьян. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Политическое развитие в 1920-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать особенности и основные направления внешней политики Советского государства. Оценивать роль СССР в Генуэзской конференции. Оценивать Рапалльский договор. Объяснять понятие «полоса признания». Работа с картой. | 1 |
| |||
Культурное пространство советского общества в 1920-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Работа с иллюстрациями по теме. Подборка материалов для докладов. Характеристика новых художественных стилей. Составление схем и таблиц. Текущий контроль. | 1 |
| |||
«Великий перелом». Индустриализация. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснение причин свертывания НЭПа. Характеристика источников индустриализации, ее целей и задач. Составление схем. Оценка итогов, формулирование значения индустриализации. Работа о статистической информацией. Подборка материалов ля докладов. Текущий контроль. | 1 |
| |||
«Великий перелом». Индустриализация. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Коллективизация сельского хозяйства. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулирование причин, источников, целей и задач коллективизации. Характеристика методов и форм коллективизации. Составление схем. Объяснение термина «раскулачивание». Текущий контроль. | 1 |
| |||
Коллективизация сельского хозяйства. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Политическая система СССР в 1930-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулировать значение понятия «культа личности» Сталина. Характеризовать партийные органы как инструмент сталинской политики. Оценивать роль органов госбезопасности в поддержании диктатуры. Доказывать фактами ужесточение цензуры и усиление идеологического контроля над обществом. Характеристика Конституции 1936г. Объяснять причины и последствия репрессий. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Политическая система СССР в 1930-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Советская национальная политика в 1930-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать особенности советской национальной плотики. Приводить факты, доказывающие свёртывание курса на развитие национальных культур в СССР. Называть особенности политики «коренизации». | 1 |
| |||
Культурное пространство советского общества в 1930-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять что такое «культурная революция». Рассказывать о нововведениях в системе образования в СССР. Раскрывать на примерах вклад отечественной науки в развитие Советской страны. Текущий контроль. | 1 |
| |||
СССР и мировое сообщество в 1929—1939 гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Отслеживать, как изменялась внешняя политика СССР в 1930-е гг. Определять главные направления предвоенной внешней политики СССР. Работать с картой. Использовать документы для извлечения информации. Составление сложного плана по теме. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Повторение по теме «Советский Союз в 1920-1930 гг» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Анализировать ключевые события с точки зрения их влияния на содержание ситуации и последствия. Объяснять значение аббревиатур. Применять ранее изученные понятия. Объяснять авторские позиции. Аргументировать собственные точки зрения. Давать характеристику результатам исторических явлений, процессов. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Повторение по теме «Советский Союз в 1920-1930 гг» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Тема 7. Великая Отечественная война. 1941—1945 гг.-13 часов |
| |||||||
СССР накануне Великой Отечественной войны. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Рассказать об изменениях в национально-государственном устройстве СССР накануне войны с помощью карты и учебника. Показывать западные границы СССР к июню 1941 г. Объяснять как сказалось расширение западных границ на обороноспособности нашей страны. Анализировать ошибки в подготовке страны к войне, последствия массовых репрессий для обороноспособности СССР. Текущий контроль. | 1 |
| |||
СССР накануне Великой Отечественной войны. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.). | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать план «Барбаросса». Объяснять процесс мобилизации. Характеризовать контрнаступление Красной Армии под Москвой и объяснять провал других зимних и весенних наступательных операций. Доказывать фактами стратегические просчеты советского командования. Показывать наступательные операции на карте, вести рассказ по карте. Подбирать материал для докладов. Аргументировать свою позицию. Начать заполнение таблицы «ВОВ». Текущий контроль. | 1 |
| |||
Начало Великой Отечественной войны. Первый период войны (22 июня 1941 — ноябрь 1942 г.). | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Работать с документом «Приказ 227». Объяснять причины его принятия. Давать ему оценку. Опираясь на карту, объясните, почему главным направлением летнего наступления 1942 г. немцы избрали Сталинград. Показывать на карте районы партизанского движения, объяснять его причины. Называть цели и причины создания антигитлеровской коалиции. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Поражения и победы 1942 г. Предпосылки коренного перелома. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Человек и война: единство фронта и тыла. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Рассказывать о повседневность военного времени. Характеризовать роль церкви в годы войны. Рассказывать о военных буднях и праздниках. Приводить примеры культурных утрат и мужества народа. Анализировать источники информации, работать с иллюстрациями. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.). | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять причины разгрома немецких войск под Сталинградом и на Курской дуге, и их значение. Рассказывать о ходе данных наступательных операции. Проследить изменение настроения в тылу в период коренного перелома. По карте рассказывать какие территории были освобождены в 1943г. Давать оценку деятельности антигитлеровской коалиции и роль СССР. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Второй период Великой Отечественной войны. Коренной перелом (ноябрь 1942—1943 г.). | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Продолжить заполнение таблицы. Текущий контроль. Раскрыть роль СССР в военной компании 1944-1945гг. Анализ деятельности антигитлеровской коалиции и роль СССР в ней. Роль СССР в разгроме Японии. Оценка итогов и результатов войны, источников победы и неоднозначности точек зрения. | 1 |
| |||
Повторение по теме «Великая Отечественная война» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Подготовка сообщения, презентации о подвигах детей и молодёжи в годы борьбы с фашистскими захватчиками (например, о пионерах-героях; комсомольцах Краснодона). Систематизировать и применять на практике полученные знания. | 1 |
| |||
Контрольная работа № 3 «Великая Отечественная война» | Урок развивающего контроля знаний | Контрольная работа в форме ЕГЭ | Применять полученные знания на практике. Работа с картой, иллюстративными источниками, информацией. Написание исторического сочинения, аргументация точки зрения. | 1 |
| |||
Повторение по теме «Великая Отечественная война». Анализ контрольной работы | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Расспросить родных и близких, прочитайте воспоминания современников о первых месяцах Великой Отечественной войны. Систематизировать и применять на практике полученные знания. Анализировать допущенные ошибки. | 1 |
| |||
Тема 8. Апогей и кризис советской системы. 1945—1991 гг.- 35часов |
| |||||||
Место и роль СССР в послевоенном мире. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулировать вывод о том, как итоги Второй мировой войны отразились на международном положении СССР. Сравнить геополитические ситуации, сложившиеся в мире после Первой и Второй мировых войн. Раскрывать причины «холодной войны» и ее сущность. Проследить по карте, как изменились границы государств после окончания Второй мировой войны. | 1 |
| |||
Восстановление и развитие экономики. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Выявлять особенности экономического развития СССР в послевоенный период. Сравнивать методы и формы развития советской экономики в 1920—1930-е гг. и в послевоенные годы. Указывать какие факторы влияли на процесс восстановления и дальнейшего развития народного хозяйства СССР. Охарактеризуйте противоречия промышленного развития СССР в послевоенные годы. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Восстановление и развитие экономики. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Изменения в политической системе в послевоенные годы. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать систему управления государством после войны. Сравните характер репрессивной политики в 1920—1930-е гг. и в послевоенные годы. Определять причины репрессий. Текущий контроль. Охарактеризуйте методы, которые власти использовали для поддержания социальной стабильности в стране. Составьте схему управления в СССР в послевоенные годы. | 1 |
| |||
Изменения в политической системе в послевоенные годы | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Идеология, наука и культура в послевоенные годы. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Формулировать выводы о влияние оказали события Великой Отечественной войны на советскую культуру. Охарактеризуйте основные направления развития культуры СССР в 1930-х гг. Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Национальный вопрос и национальная политика в послевоенном СССР. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать особенности национальной политики СССР в послевоенные годы. Назовите возможные причины (кроме атеистической идеологии), которые могли сдерживать власть в религиозных уступках обществу. Определять собственную гражданскую позицию. Высказывать собственное аргументированное суждение по теме. | 1 |
| |||
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Приводить факты, подтверждающие разделение Европы после начала «холодной войны». Продолжите заполнение таблицы «Холодная война»: этапы, события,итоги». Составьте схему «Международные отношения во второй половине 1940-х — начале 1950-х гг.».Покажите на карте социалистические страны. Охарактеризуйте геополитическое положение Советского Государства. Определять собственную гражданскую позицию. Высказывать собственное аргументированное суждение по теме. | 1 |
| |||
Внешняя политика СССР в условиях начала «холодной войны». | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Смена политического курса. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Сравните характерные особенности общественно-политической жизни страны до и после XX съезда КПСС, выделив общие черты и различия. Выявлять противоречивость политики Н. Хрущёва. Выявлять главные идеи доклада Н. С. Хрущёва на XX съезде КПСС. Составьте таблицу «Внутрипартийная борьба за власть в 1953—1957 гг.: этапы, участники, итоги». Высказывать аргументированное мнение по точке зрения о последствиях борьбы с культом личности И. В. Сталина. | 1 |
| |||
Смена политического курса. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Сравните программы экономических преобразований Г. М. Маленкова и Н. С. Хрущёва. Сделайте выводы. Расскажите о развитии промышленности в СССР в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Прочитайте п. 3 параграфа и охарактеризуйте изменения в развитии сельского хозяйства. Выявлять противоречивость экономической политики Н. Хрущёва. Определять собственную гражданскую позицию. Высказывать собственное аргументированное суждение по теме. Текущий контроль. | 1 |
| |||
Экономическое и социальное развитие в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Культурное пространство и повседневная жизнь в середине 1950-х — середине 1960-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать понятие оттепель. Определять собственную гражданскую позицию. Высказывать собственное аргументированное суждение по теме. Выявите противоречивые тенденции во взаимоотношениях власти и искусства. | 1 |
| |||
Политика мирного сосуществования в 1950-х — первой половине 1960-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Определять по карте состав стран организации ОВД, давать свои комментарии. Определять собственную гражданскую позицию. Высказывать собственное аргументированное суждение по теме. Расскажите, используя карту, о конфликтах «холодной войны» в десятилетие правления Н. С. Хрущёва. | 1 |
| |||
Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать, выявлять особенности политического развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. Сравните основные положения Конституций 1936 и 1977 гг., самостоятельно выделив линии сравнения. Выделять основные особенности идеологии брежневского периода. Проследите изменения в политической системе государства со второй половины 1940-х гг. до конца 1970-х гг. Высказывать аргументированное собственное суждение. | 1 |
| |||
Политическое развитие в 1960-х — середине 1980-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. и выявлять особенности. Объяснять причины неудач в реформах. Участвовать в обсуждении причин исторических явлений. Определять влияние объективных и субъективных факторов на развитие экономики страны | 1 |
| |||
Социально-экономическое развитие страны в 1960-х — середине 1980-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Характеризовать изменения в национальной политике и национальных движениях произошли в 1960-х — середине 1980-х гг. Раскрывать причины вызвали активизацию национальных движений в стране к на чалу 1970-х гг. Составьте сложный план по теме «Национальная политика в СССР в 1960—1970-е гг.» | 1 |
| |||
Национальная политика и национальные движения в 1960-х — середине 1980-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Выявлять противоречивость в культуре второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. Охарактеризуйте политику в области культуры и науки в хрущёвскую эпоху. Назовите новые черты в искусстве изучаемого периода. Познакомьтесь с одним из названных в параграфе произведений советского искусства, напишите на него рецензию. Рассказывать о диссидентах и их роли. Оценивать влияние Фурцевой на культуру. | 1 |
| |||
Культурное пространство и повседневная жизнь во второй половине 1960-х — первой половине 1980-х гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Политика разрядки международной напряжённости. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять суть политики мирного сосуществования. Характеризовать как развивались отношения между СССР и развивающимися странами в хрущёвскую эпоху? Определив по карте основные региональные конфликты «холодной войны» периода 1970-х — начала 1980-х гг., объясните причины их возникновения. | 1 |
| |||
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Составьте сравнительную таблицу «СССР и мир в начале 1980-х гг.», самостоятельно определите критерии сравнения. Охарактеризуйте социально-экономическое положение СССР к середине 1980-х гг. Объяснять в чём заключались кризисные явления в идейно-политической жизни СССР? Определять свое отношение к деятельности М. Горбачева. | 1 |
| |||
СССР и мир в начале 1980-х гг. Предпосылки реформ. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять какие факторы тормозили проводимые преобразования? Объясните понятия «ускорение», «госприёмка», «хозрасчёт», «кооператив». Как они взаимосвязаны? Заполните таблицу «Этапы перестройки», отразив этапы, мероприятия, итоги и последствия. Объяснять, что такое программа «500 дней». Назовите общие итоги социально-экономического развития страны к концу 1980-х гг. | 1 |
| |||
Социально-экономическое развитие СССР в 1985—1991 гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объясните понятие «гласность». Приведите примеры этого явления. Охарактеризуйте особенности литературной, кинематографической и театральной жизни страны в эпоху перестройки. Объяснять почему политика гласности привела к поляризации общественных настроений в СССР. Сравнивать внетекстовые источники для выявления сходных черт и различий в духовной жизни общества. | 1 |
| |||
Перемены в духовной сфере жизни в годы перестройки. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Реформа политической системы. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Раскройте сущность конституционной реформы 1988—1991 гг. Читать текст параграфа и определять, какие задачи был призван решить I Съезд народных депутатов. Охарактеризуйте процесс становления многопартийности в конце 1980-х —начале 1990-х гг. Устанавливать связь между политической и социально-экономической жизнью общества. | 1 |
| |||
Реформа политической системы | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Новое политическое мышление и перемены во внешней политике. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Читать текст параграфа и расскажите о процессе разоружения в период перестройки. Объяснять, что такое однополярный мир? Раскройте суть биполярной системы международных отношений. Оценивать значение и последствия Афганистанского конфликта. | 1 |
| |||
Национальная политика и подъём национальных движений. Распад СССР. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять почему власть не могла сдерживать центробежные силы. Расскажите о противостоянии между союзным Центром и республиками. Объяснять, что такое «парад суверенитетов». Составьте схему-кластер «Причины крушения СССР» | 1 |
| |||
Повторение по теме «Апогей и кризис советской системы. 1945-1991гг» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Анализировать ключевые события с точки зрения их влияния на содержание ситуации и последствия. Объяснять значение аббревиатур. Применять ранее изученные понятия. Объяснять авторские позиции. Аргументировать собственные точки зрения. Давать характеристику результатам исторических явлений, процессов | 1 |
| |||
Тема 9. Российская Федерация – 16часов |
| |||||||
Российская экономика на пути к рынку. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Раскрывать особенности развития России в 1990-е гг. Раскрывать понятия «шоковая терапия», «финансовые пирамиды», «дефолт» и др. Охарактеризуйте результаты первых лет экономических реформ. Оценка деятельности Б. Ельцина и Е. Гайдара. | 1 |
| |||
Российская экономика на пути к рынку. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Выявлять особенности формирования политической системы Российской Федерации. Назовите причины конфликта между исполнительной и законодательной властью РФ начала 1990-х гг. Определите цели, методы и итоги действий участников октябрьских событий в Москве. Познакомиться с текстом Конституции РФ. Рассказать о становлении многопартийности в России. Назовите результаты политического развития страны в 1990-е гг. | 1 |
| |||
Политическое развитие Российской Федерации в 1990-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Межнациональные отношения и национальная политика в 1990-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Определять причины оживления массовых национальных движений в России в начале 1990-х гг. Раскройте влияние военно-политического кризиса в Чечне на социально-экономическое положение страны. Формулировать противоречия между центром и субъектами РФ. | 1 |
| |||
Духовная жизнь страны в 1990-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Назовите позитивные и негативные последствия процесса стирания границ между российским и мировым культурным пространством. Расскажите о тенденциях развития культуры в 1990-е гг. | 1 |
| |||
Геополитическое положение и внешняя политика в 1990-е гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять почему в начале 1990-х гг. был взят курс на тесное сотрудничество и партнёрство с США и развитыми западными странами. Объяснять как менялась политика России в отношении стран Запада в 1990-е гг. Охарактеризуйте результаты внешней политики России. | 1 |
| |||
Политическая жизнь России в начале XXI в. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять причины отставки Б. Ельцина. Характеризовать задачи развития страны, выдвинутые В. Путиным. Давать оценку деятельности личностей. Характеризовать реформы 2000-х гг.и их итоги. Работать с источниками информации. | 1 |
| |||
Политическая жизнь России в начале XXI в. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Экономика России в начале XXI в. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Объяснять понятия «стабилизационный фонд», «национальные проекты». Выявлять особенности, проблемы и итоги экономического развития в данный период. Демографическая политика. | 1 |
| |||
Экономика России в начале XXI в. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Повседневная и духовная жизнь. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Приводить примеры молодежных организаций. Называть отечественные фильмы, ставшие знаковыми в этот период. Приводить примеры взаимодействия государства и гражданского общества. Политика в отношении РПЦ. | 1 |
| |||
Внешняя политика России в начале XXI в. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Сравните внешнюю политику России в 1990-е и 2000-е гг. Выделите ключевые направления внешней политики России в 2000—2007 гг. Перечислите страны, входящие в СНГ, ШОС, БРИК. Охарактеризуйте основные направления внешнеполитической стратегии России в 2000-х гг. и укажите особенности каждого из них. Назовите основные итоги внешней политики России 2000-х гг. | 1 |
| |||
Россия в 2008— 2014 гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | Назовите основные положения программы развития России президента Д. А. Медведева. Влияние мирового кризиса на экономику РФ. Рассказывать о социальной политики в этот период. Какова была роль России в системе международных отношений в 2008—2012 гг. | 1 |
| |||
Россия в 2008— 2014 гг. | Урок открытия новых знаний | Комбинированный урок | 1 |
| ||||
Повторение по теме «Российская Федерация» | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Анализировать ключевые события с точки зрения их влияния содержание ситуации и последствия. Объяснять значение аббревиатур. Применять ранее изученные понятия. Объяснять авторские позиции. Аргументировать собственные точки зрения. Давать характеристику результатам исторических явлений, процессов | 1 |
| |||
Повторение и заключительные уроки -9часов |
| |||||||
Повторение по курсу 10 класса | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Анализировать ключевые события с точки зрения их влияния на содержание ситуации и последствия. Объяснять значение аббревиатур. Применять ранее изученные понятия. Объяснять авторские позиции. Аргументировать собственные точки зрения. Давать характеристику результатам исторических явлений, процессов | 1 |
| |||
Контрольная работа № 4 «Итоговая контрольная работа за курс 10 класса» | Урок развивающего контроля знаний | Контрольная работа в форме ЕГЭ | Анализировать ключевые события с точки зрения их влияния на содержание ситуации и последствия. Объяснять значение аббревиатур. Применять ранее изученные понятия. Объяснять авторские позиции. Аргументировать собственные точки зрения. Давать характеристику результатам исторических явлений, процессов. | 1 |
| |||
Контрольная работа № 4 «Итоговая контрольная работа за курс 10 класса» | Урок развивающего контроля знаний | Контрольная работа в форме ЕГЭ | 1 |
| ||||
Анализ контрольной работы | Урок коррекции знаний | Комбинированный урок | Анализировать допущенные ошибки. | 1 |
| |||
Решение вариантов ЕГЭ | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Решение и анализ заданий 23, 24. | 1 |
| |||
Решение вариантов ЕГЭ | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Решение и анализ задания 25 (мини-сочинение). | 1 |
| |||
Решение вариантов ЕГЭ | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Комбинированный урок | Решение и анализ задания 25 (мини-сочинение). | 1 |
| |||
Урок представления результатов проектной деятельности | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Урок-семинар | Обсуждать и оценивать результаты проектной деятельности и достижения — свои и одноклассников: личный вклад каждого участника; работу группы. Планировать свою познавательную деятельность. | 1 |
| |||
Урок представления результатов проектной деятельности | урок обобщения и систематизации знаний и рефлексии | Урок-семинар | Обсуждать и оценивать результаты проектной деятельности и достижения — свои и одноклассников: личный вклад каждого участника; работу группы. Планировать свою познавательную деятельность. | 1 |
|