Рабочая программа по учебному предмету изобразительное искусство (1-4 класс, УМК под ред. Б. М. Неменского)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
Изобразительное искусство
1-4 класс
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования
Метапредметные
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и давать оценку событиям;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.
В соответствии с положениями Примерной основной образовательной программы начального общего образования метапредметные планируемые результаты являются частью междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также ее разделов «Чтение. Работа с текстом» и «Формирование ИКТкомпетентности обучающихся».
Ведущей целевой установкой и основным ожидаемым результатом реализации междисциплинарной программы является формирование у обучающихся важнейшей компетенции личности – умения учиться, т. е. способности субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Достижение данного результата обеспечивается целенаправленным формированием у обучающихся регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, включающих чтение, работу с информацией и формирование ИКТ-компетентности.
Перечень метапредметных результатов структурирован с учетом универсальных учебных действий (таблица 1), наряду с этим метапредметные планируемые результаты оцениваются как с позиции организации их достижения в образовательной деятельности, так и с позиции оценки этих результатов. В таблице указывается, с какого класса начинается формирование данного планируемого результата (столбец «формирование»), а также определен момент включения данного планируемого результата в оценочные материалы (столбец «оценка»).
Структурирование метапредметных планируемых результатов по группам универсальных учебных действий связано с необходимостью описания механизмов их достижения в содержательном разделе ООП, в соответствии с данным распределением осуществляется оптимальный выбор типовых задач формирования универсальных учебных действий и определяется содержание оценочных материалов для текущего контроля и промежуточной аттестации.
Метапредметные планируемые результаты представлены двумя блоками: «выпускник научится» и «выпускник получит возможность научиться». Планируемые результаты второго блока «выпускник получит возможность научиться» выделены курсивом, эти результаты не проверяются в ходе промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости. При организации образовательной деятельности, направленной на реализацию и достижение планируемых результатов данного блока, требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся. При этом данная группа результатов не предназначена для достижения всеми учащимися.
В перечне метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования учитываются особенности региона, они связаны с реализацией на территории Челябинской области образовательного проекта «ТЕМП» и развития технопаркового движения. В связи с необходимостью популяризации инженерных и рабочих профессий, создания на уровне начального общего образования предпосылок к формированию у выпускников технологической компетентности в перечень добавляются следующие метапредметные результаты:
освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля;
сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям.
Метапредметные планируемые результаты
Универсальные учебные действия / разделы программы | Метапредметные планируемые результаты | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||||
Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | Формирование | Оценка | ||
1. Регулятивные | | | | | | | | | |
1.1. Целеполагание | умение принимать и сохранять учебную задачу | + | | + | | + | + | + | + |
умение в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные ориентиры действия в новом учебном материале | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение преобразовывать практическую задачу в познавательную | + | | + | | + | | + | | |
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи | + | | + | | + | | + | | |
1.2. Планирование | умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | + | | + | + | + | + | + | + |
умение учитывать установленные правила в планировании способа решения задачи | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение различать способ и результат действия | | | + | | + | + | + | + | |
1.3. Прогнозирование | осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия | + | | + | | + | + | + | + |
1.4. Контроль | умение учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения | + | | + | | + | + | + | + |
умение в сотрудничестве с учителем осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату действия. | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания | + | | + | | + | | + | | |
1.5. Оценка | способность адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей | + | | + | | + | | + | |
умение оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи | + | | + | + | + | + | + | + | |
самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия | + | | + | | + | | + | | |
1.6. Коррекция | умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках | + | | + | + | + | + | + | + |
1.7. Познавательная рефлексия | умение под руководством учителя начинать и выполнять действия и заканчивать их в требуемый временной момент, умение тормозить реакции, не имеющие отношение к цели. | + | | + | | + | | + | + |
2. Познавательные: | | | | | | | | | |
2.1. Общеучебные | умение под руководством учителя выделять и формулировать познавательную цель | | | + | | + | | + | + |
умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель | | | | | | | + | | |
умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, решение практических и познавательных задач с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, словарей (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет | + | | + | | + | + | + | + | |
способность структурировать полученные знания | + | | + | | + | | + | + | |
умение осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ | + | | + | | + | | + | + | |
умение осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме | + | | + | + | + | + | + | + | |
владеть рядом общих приемов решения задач | + | | + | | + | + | + | + | |
способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач | + | | + | | + | + | + | + | |
владение основами смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов) | + | | + | | + | + | + | + | |
умение определять основную и второстепенную информацию | + | | + | | + | + | + | + | |
освоенность первичных действий в проектной, конструктивно-модельной, поисковой деятельности в области естественно-математического и технического профиля | + | | + | | + | + | + | + | |
сформированность способностей детей к естественно-научному мышлению, техническому творчеству и интереса к техническим специальностям | + | | + | | + | + | + | + | |
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных условий | + | | + | | + | | + | | |
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач | + | | + | | + | | + | | |
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ | | | + | | + | | + | | |
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет | | | + | | + | | + | | |
2.2. Знаково-символические | умение использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач | + | | + | | + | + | + | + |
умение создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач | + | | + | | + | | + | | |
2.3. Логические | умение осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков | + | | + | + | + | + | + | + |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей | + | | + | | + | + | + | + | |
умение проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза | + | | + | | + | | + | + | |
умение устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение представлять цепочки объектов и явлений | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | + | | + | | + | | + | + | |
умение устанавливать аналогии | + | | + | | + | | + | + | |
умение обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи | + | | + | | + | + | + | + | |
умение выдвигать гипотезы и обосновывать их | + | | + | | + | | + | + | |
умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей | + | | + | | + | | + | | |
умение осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций | + | | + | | + | | + | | |
умение осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты | + | | + | | + | | + | | |
2.4. Постановка и решение проблемы | формулирование проблемы | + | | + | | + | + | + | + |
самостоятельное создание алгоритмов (способов) деятельности при решении проблем творческого и поискового характера | + | | + | | + | | + | | |
3. Коммуникативные | | | | | | | | | |
3.1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | умение определять цели, функции участников, способы взаимодействия | + | | + | + | + | + | + | + |
умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером | + | | + | | + | | + | | |
умение аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | + | | + | | + | | + | | |
умение учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной | + | | + | | + | | + | | |
3.2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | | + | + | + | + | + | + |
умение с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия | + | | + | | + | | + | | |
3.3. Разрешение конфликтов | умение учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | + | + | + | + | + | + | + | + |
умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение выявлять и идентифицировать проблему, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его | + | | + | | + | | + | + | |
способность понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | + | | + | | + | | + | | |
умение продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников | + | | + | | + | | + | | |
умение учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию | + | | + | | + | | + | | |
3.4. Управление поведением партнера | умение контролировать, корректировать и оценивать действия партнера | + | | + | | + | + | + | + |
умение допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии | + | | + | | + | | + | + | |
умение формулировать собственное мнение и позицию | + | | + | | + | | + | + | |
умение осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | + | | + | | + | | + | | |
3.5. Умение выражать свои мысли | умение адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой) | + | | + | | + | + | + | + |
умение строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач | + | | + | + | + | + | + | + | |
3.6. Владение монологической и диалогической формами речи | владение диалогической формой коммуникации, в том числе с использованием средств и инструментов ИКТ и дистанционного общения | + | | + | | + | + | + | + |
использование речи для регуляции своего действия | + | | + | | + | | + | + | |
умение строить монологическое высказывание | + | | + | | + | + | + | + | |
владение диалогической формой речи | + | | + | | + | + | + | + | |
умение адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности | + | | + | | + | | + | | |
4. Чтение. Работа с текстом | | | | | | | | | |
4.1. Поиск информации | умение находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде | + | | + | + | + | + | + | + |
умение определять тему и главную мысль текста | + | | + | + | + | + | + | + | |
умение делить тексты на смысловые части, составлять план текста | + | | + | | + | + | + | + | |
умение вычленять содержащиеся в тексте основные события и | + | | + | | + | + | + | + | |
умение сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделять 2-3 существенных признака | + | | + | | + | + | + | + | |
4.2. Понимание прочитанного | понимание информации, представленной в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов) | + | | + | | + | + | + | + |
понимание информации, представленной разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы | + | | + | | + | + | + | + | |
понимание текста с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста | + | | + | | + | + | + | + | |
умение использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения | + | | + | | + | | + | + | |
умение ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках | + | | + | | + | + | + | + | |
умение использовать формальные элементы текста (например, | + | | + | | + | | + | | |
умение работать с несколькими источниками информации | + | | + | | + | | + | | |
умение сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников | + | | + | | + | | + | | |
4.3. Преобразование и интерпретация информации | умение пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно | + | | + | | + | + | + | + |
умение соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую | + | | + | | + | + | + | + | |
умение формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод | + | | + | | + | + | + | + | |
умение сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию | + | | + | | + | + | + | + | |
умение составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос | | | | | + | + | + | + | |
умение делать выписки из прочитанных текстов с учетом цели их дальнейшего использования | + | | + | | + | | + | | |
умение составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном | + | | + | | + | | + | | |
4.4. Оценка информации | умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте | + | | + | + | + | + | + | + |
умение оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте | + | | + | | + | + | + | + | |
умение на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов | + | | + | | + | | + | + | |
умение участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста | + | | + | | + | + | + | + | |
умение сопоставлять различные точки зрения | + | | + | | + | | + | | |
умение соотносить позицию автора с собственной точкой зрения | + | | + | | + | | + | | |
умение в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию | + | | + | | + | | + | | |
5. Формирование ИКТ-компетентности обучающегося | | | | | | | | | |
5.1. Знакомство со средствами ИКТ, гигиена работы с компьютером | умение использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорнодвигательного аппарата эргономичные приемы работы с компьютером и другими средствами ИКТ | + | | + | + | | | | |
умение организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере | | | + | | + | + | | | |
5.2. Технология ввода информации в компьютер: ввод текста, запись звука, изображения, цифровых данных | умение вводить информацию в компьютер с использованием различных технических средств (фото и видеокамеры, микрофона и т. д.), сохранять полученную информацию | | | + | | + | + | + | + |
умение набирать небольшие тексты на родном языке | | + | + | + | | | | | |
умение набирать короткие тексты на иностранном языке, использовать компьютерный перевод отдельных слов | | | + | | + | + | | | |
умение сканировать рисунки и тексты | | | | | + | | + | + | |
5.3. Обработка и поиск информации | умение подбирать подходящий по содержанию и техническому качеству результат видеозаписи и фотографирования | | | + | | + | | + | + |
умение использовать сменные носители (флэш-карты) | + | | + | + | | | | | |
умение описывать по определенному алгоритму объект или процесс наблюдения, записывать аудиовизуальную и числовую информацию о нем, используя инструменты ИКТ | | | + | | + | | + | + | |
умение собирать числовые данные в естественно-научных наблюдениях и экспериментах, используя цифровые датчики, камеру, микрофон и другие средства ИКТ, а также в ходе опроса людей | | | + | | + | + | | | |
умение редактировать тексты, последовательности изображений, слайды в соответствии с коммуникативной или учебной задачей | | | + | | + | | + | + | |
умение пользоваться основными функциями стандартного текстового редактора | + | | + | + | | | | | |
умение следовать основным правилам оформления текста | | | + | | + | + | | | |
умение использовать полуавтоматический орфографический контроль | | | + | + | | | | | |
умение использовать, добавлять и удалять ссылки в сообщениях разного вида | | | | | + | | + | + | |
умение искать информацию в системе поиска внутри компьютера | | | + | | + | + | | | |
умение искать информацию в соответствующих возрасту цифровых словарях и справочниках, базах данных, контролируемом Интернете | + | | + | + (словари) | + | + (базы данных) | + | + (Интернет) | |
умение составлять список используемых информационных источников (в том числе с использованием ссылок) | | | | | + | | + | + | |
умение заполнять учебные базы данных | | | + | | + | + | | | |
5.4. Создание, представление и передача сообщений | умение создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ, редактировать, оформлять и сохранять их | | | + | | + | + | | |
умение создавать простые сообщения в виде аудио‑ и видеофрагментов или последовательности слайдов с использованием иллюстраций, видеоизображения, звука, текста | | | | | + | | + | + | |
умение создавать простые схемы, диаграммы, планы и пр. | | | + | | + | | + | + | |
умение создавать простые изображения, пользуясь графическими возможностями компьютера | + | | + | + | | | | | |
умение составлять новое изображение из готовых фрагментов (аппликация) | | | + | + | | | | | |
5.5. Планирование деятельности, управление и организация | умение определять последовательность выполнения действий, составлять инструкции (простые алгоритмы) в несколько действий | | | | | + | | + | + |
умение строить программы для компьютерного исполнителя с использованием конструкций последовательного выполнения и повторения | | | | | + | | + | + |
Личностные
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Учитывая специфику регионального компонента, в основной образовательной программе начального общего образования были добавлены и уточнены следующие личностные результаты:
сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края, осознание своей этнической и национальной принадлежности; сформированность ценностей многонационального российского общества; сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций (национально-региональный этнокультурный компонент);
сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, семейным традициям (семья как одна из базовых национальных ценностей согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России);
уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных (потребности региона).
Указанные личностные результаты структурированы по критериям сформированности: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное); смыслоообразование и нравственно-этическая ориентация (А. Г. Асмолов).
Ниже раскрыто содержание указанных критериев.
Самоопределение включает в себя:
1. Формирование основ гражданской идентичности личности:
чувства сопричастности своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества;
осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России.
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека:
ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием.
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности:
формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование включает формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
развития познавательных интересов, учебных мотивов;
формирования мотивов достижения и социального признания;
мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Нравственно-этическая ориентация включает:
формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
ориентацию в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность);
выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
формирование моральной самооценки;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости;
формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Исходя из данных направлений, обозначены критерии сформированности личностных образовательных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное), смыслообразование и нравственно-этическая ориентация. Далее были соотнесены личностные результаты с выделенными критериями. Данные результаты конкретизированы для обучающихся первого, второго, третьего и четвертого класса (таблица 1).
Личностные планируемые результаты освоения
ООП НОО по классам
№ | Критерии сформированности | Коды и личностные результаты обучающихся 1–4 классов | |||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | ||
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. Наличие внешней мотивации к познанию основ гражданской идентичности | 1.1. Проявление желания к участию в гражданских акциях | 1.1. Появление внутреннего мотива для познания основ гражданской идентичности | 1.1. Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края |
1.2. Преобладание внешнего мотива к осознанию своей этнической и национальной принадлежности | 1.2. Появление желания к изучению культуры своего народа | 1.2. Появление устойчивого внутреннего мотива к погружению в традиции и культуру своего народа | 1.2. Осознанность своей этнической и национальной принадлежности | ||
1.3. Выступление в роли наблюдателя и исполнителя заданий учителя | 1.3. Демонстрация творчества в проявлении ценностных установок | 1.3. Принятие самостоятельных решений при осуществлении выбора действий | 1.3. Сформированность ценностей многонационального российского общества | ||
1.4. Наличие элементарных правил нравственного поведения в социуме | 1.4. Демонстрация уважительного отношения к сверстникам и взрослым | 1.4. Осознанное соблюдение норм нравственного поведения | 1.4. Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций | ||
1.5. Наличие первичного опыта взаимодействия с окружающим миром | 1.5. Проявление доброты, чуткости, милосердия к людям, представителям разных народов, природе | 1.5. Соблюдение экокультурных норм поведения в социоприродной среде | 1.5. Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий | ||
1.6. Действия согласно установленным учителем правилам | 1.6. Выбор позиции, основанной на нормах нравственности | 1.6. Демонстрация умения анализа ситуаций и логических выводов, рассуждений | 1.6. Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире | ||
1.7. Сформированность элементарных представлений о собственной семье | 1.7. Сформированность представлений о семье и ближайших родственниках | 1.7. Сформированность представлений об истории семьи и ее традициях | 1.7. Сформированность уважительного отношения к собственной семье, ее членам, традициям | ||
1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения и личной гигиены | 1.8. Сформированность элементарных правил безопасного поведения на дорогах и в общественном транспорте, правил личной гигиены | 1.8. Сформированность культуры безопасного поведения в общественных местах, представлений о возможностях сохранения и укрепления собственного здоровья | 1.8 Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни | ||
2 | Смыслообразование | 2.1. Осознание себя в роли первоклассника | 2.1. Принятие социальной роли школьника | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося | 2.1. Принятие и освоение социальной роли обучающегося |
2.2. Наличие внешних (в том числе игровых) и внутренних мотивов учебной деятельности | 2.2. Преобладание внутренней учебной мотивации над внешней | 2.2. Наличие познавательных и социальных мотивов учебной деятельности | 2.2. Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения | ||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников на уроке | 3.1. Сформированность уважительного отношения к ответам одноклассников, мнению взрослых, в том числе педагогов | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа | 3.1. Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов |
3.2. Способность учитывать интересы и чувства других людей | 3.2. Доброжелательность в отношении к одноклассникам, членам семьи | 3.2. Развитие этических чувств: стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения | 3.2. Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей | ||
3.3. Осознание ответственности за результаты учебной деятельности | 3.3. Принятие ответственности за результаты учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность в осуществлении учебной и информационной деятельности | 3.3. Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе | ||
3.4. Освоение планирования и организации деятельности, положительное отношение к конструктивным результатам деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Планирование и организация творческой деятельности, принятие и оценка результатов деятельности лиц ближайшего окружения | 3.4. Осуществление творческой деятельности, установка на результат, уважение к деятельности других людей | 3.4. Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям | ||
3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения | 3.5. Информированность о профессиях членов семьи и людей из ближайшего окружения, понимание необходимости осуществления профессиональной деятельности | 3.5. Информированность о профессиях, представленных в родном краю, стране, понимание значимости этих профессий для человека, семьи, социума | 3.5. Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных | ||
3.6. Интерес к продуктам художественной, музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Уважительное отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Способность выражать свое отношение к продуктам художественной музыкальной, литературной деятельности | 3.6. Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств | ||
3.7. Освоение правил общения в классном коллективе | 3.7. Усвоение норм общения в классе и повседневных ситуациях | 3.7. Способность взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в привычных ситуациях | 3.7. Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях | ||
3.8. Способность быть доброжелательным | 3.8. Умение выстроить собственное бесконфликтное поведение | 3.8. Умение не создавать конфликтов и разрешать некоторые спорные вопросы | 3.8. Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций |
Данные личностные планируемые результаты представлены двумя группами:
1. Личностные результаты, которые будут сформированы в данном классе и соответственно подлежат диагностике. Данные результаты в соответствии с идеей Л. С. Выготского о зонах умственного развития находятся в зоне актуального развития.
2. Личностные результаты, которые получат возможность для формирования в данном классе и соответственно не подлежат диагностике в данном классе. Эти результаты находятся в зоне ближайшего развития и будут сформированы в процессе обучения в следующих классах (таблица 2).
Таблица 2
Личностные планируемые результаты, которые будут сформированы
и получат возможность для формирования, по классам
№ | Критерии сформированности | Код результата | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||
11 | 2** | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||||||
1 | Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.1. | | + | + | + | | + | + | + | |||
1.2. | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
1.3. | | | | | | + | + | + | |||||
1.4. | | | | | | + | + | + | |||||
1.5. | | | | + | + | + | + | + | |||||
1.6. | + | + | + | + | | + | + | + | |||||
1.7. | + | + | | + | + | + | + | + | |||||
1.8 | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Количество диагностируемых результатов по критерию 1 «Самоопределение» | 4 | | 4 | | 4 | | 8 | | |||||
2 | Смыслообразование | 2.1. | + | + | + | + | + | + | + | + | |||
2.2. | | + | + | + | + | + | + | + | |||||
Количество диагностируемых результатов по критерию 2 «Смыслообразование» | 1 | | 2 | | 2 | | 2 | | |||||
3 | Нравственно-этическая ориентация | 3.1. | | | | + | | + | + | + | |||
3.2. | | + | + | + | + | + | + | + | |||||
3.3. | | | | + | + | + | + | + | |||||
3.4. | + | + | + | + | + | + | + | + | |||||
3.5. | | + | + | + | + | + | + | + | |||||
3.6. | | | | + | + | + | + | + | |||||
3.7. | | + | + | + | + | + | + | + | |||||
3.8. | | | | + | + | + | + | + | |||||
Количество диагностируемых результатов по критерию «Нравственно-этическая ориентация» | 1 | | 4 | | 7 | | 8 | | |||||
Количество диагностируемых личностных результатов в классе | 6 | | 10 | | 13 | | 18 | |
Учитывая социальную ситуацию развития младшего школьника, определены блоки сформированности личностных образовательных результатов начального общего образования. Они отражают особенности развития личности младшего школьника в следующих социальных кругах: «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Социальная ситуация развития – это специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми (Л.С. Выготский). В младшем школьном возрасте она определяется особенностями школьного обучения.
В этот период происходит рождение «социального Я». Формируется важное системное новообразование – «внутренняя позиция», выражающее новый уровень самосознания и рефлексии. Возрастает уровень запросов к самому себе, к собственному успеху, положению, появляется уважение к себе. В этой связи выделен первый блок в социальной ситуации ребенка – «Я».
Учитывая, что основным агентом социализации ребенка являются семейные отношения, в качестве второго блока выделен блок «Семья». Семейные взаимоотношения закладывают основы адаптации ребенка к новым условиям, формируют базовые ценности. Поэтому детско-родительские отношения сказываются на общем психофизическом и духовно-нравственном развитии младшего школьника и определяют его отношение к учебной деятельности.
Учебная деятельность является ведущей в данный период. Кардинально меняется среда ребенка и его отношение к этой среде. Формирование социальной позиции школьника выступает главным возрастным новообразованием. Школьное обучение является основным видом занятий младшего школьника. Поэтому третьим блоком в данных социальных отношениях выступает «Школа». Эмоциональное благополучие младшего школьника зависит от того, насколько он соответствует требованиям, предъявляемым к ученику, активно выстраивает взаимодействие с педагогами и сверстниками.
Однако младший школьник не ограничивается рамками «семья» – «школа». Он выходит в более широкие пространства. Поэтому далее выделены блоки «Родной край» и «Россия и мир». Знать историю и особенности своего родного края важно для того, чтобы видеть траекторию своего личностного и профессионального самоопределения. Причем с каждым возрастом идет расширение социального пространства обучающегося, что стимулирует его выход за границы малой родины в государственное и мировое пространство.
В таблице 3 показано, как личностные результаты соотносятся с выделенными блоками «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир».
Таблица 3
Блоки личностных планируемых результатов
Критерии сформированности | Блок «Я» | Блок «Семья» | Блок «Школа» | Блок «Родной край» | Блок «Россия и мир» |
Код результата | |||||
Самоопределение (личностное, профессиональное, жизненное) | 1.2, 1.8 | 1.7 | 1.6 | – | 1.1, 1.3, 1.4, 1.5 |
Смыслообразование | – | – | 2.1, 2.2 | – | – |
Нравственно-этическая ориентация | 3.2, 3.3, 3.6 | 3.7, 3.8 | 3.4 | 3.1, 3.5 |
Блок «Я» связан, прежде всего, с характеристиками личности младшего школьника с точки зрения собственного «Я». Обучающемуся важно осознавать, какими качествами он обладает (доброжелательность, отзывчивость, ответственность, сознательность). Формирование идентичности происходит путем сравнения и осознанния своей этнической и национальной принадлежности. Происходит активное формирование самооценки, которая сказывается на коммуникации младшего школьника со взрослыми и сверстниками. Самооценка также определяет характер учебной деятельности младшего школьника. В этой связи первым блоком в данной структуре социальных отношений выделен блок «Я».
Блок «Я» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Осознанность своей этнической и национальной принадлежности.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.
Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Блок «Семья» отражает нравственные ценности, связанные с семейными отношениями и значимостью семьи для ребенка младшего школьного возраста. Ценность семьи является также одной из базовых национальных ценностей, отраженных в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. Данный блог учит ребенка бесконфликтному общению, сотрудничеству, уважению других.
Блок «Семья» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность уважительного отношения к собственной семье, её членам, традициям.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Блок «Школа» имеет тесную связь с блоком «Я» и характеризует личность младшего школьника с точки зрения успешности его адаптации в образовательной организации, принятия и освоения им новой социальной роли – роли обучающегося, а также наличия у него мотивов учебной деятельности. Наличие данных результатов определяется сменой ведущего вида деятельности при переходе от дошкольного образования к начальному и возрастным кризисом развития семи лет.
Блок «Школа» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося.
Наличие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения.
Наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Блок «Родной край» отражает сочетание знаниевых и ценностных компонентов личности младшего школьника с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей, как конкретного региона, так и Челябинской области в целом.
Блок «Родной край» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Уважение к труду других людей, понимание ценности различных профессий, в том числе рабочих и инженерных.
Блок «Россия и мир» связан с глобальными представлениями младшего школьника о стране, в которой он проживает, ее культурно- исторических ценностях и традициях многонационального народа.
Блок «Россия и мир» выпускника 4 класса включает следующие личностные результаты:
Сформированность основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России и родного края.
Сформированность ценностей многонационального российского общества.
Сформированность гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
Сформированность целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Аналогично на основе таблицы 3 определяется содержание блоков «Я», «Семья», «Школа», «Родной край», «Россия и мир» обучающихся 1, 2 и 3 классов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство» должны отражать:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства
жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности,
базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
класс
Обучающийся научится:
находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы Южного Урала и рассуждать об увиденном;
находить выразительные, образные объемы в природе Южного Урала (облака, камни,
коряги, плоды и т. д.);
знать разнообразные формы предметного мира, простые геометрические формы;
осваивать простые приемы работы в технике плоскостной и объемной аппликации,
живописной и графической росписи;
владеть элементарными навыками бумагопластики;
выявлять геометрические формы простого плоского тела.
Обучающийся получит возможность научиться:
создавать коллективное панно-коллаж.
класс
Обучающийся научится:
развивать наблюдательность и представления о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм;
понимать роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и
Южного Урала;
понимать влияния формы предмета на представление о его характере;
владеть понятиями: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции,
пропорции и перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания, зрительный центр композиции;
знать основные и составные, теплые и холодные цвета, смешение цветов;
знать многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые,
закругленные спиралью и т.д.) и их знаковый характер, штрих, пятно и художественный образ;
знать виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.);
уметь выполнять изображение на плоскости с помощью линии;
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров;
уметь изображать на плоскости с помощью пятна;
владеть элементарными приемами работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание, набор объема,
вытягивание формы);
создавать модели предметов бытового окружения человека народов Южного Урала.
Обучающийся получит возможность научиться:
экспериментировать и исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен
класс
Обучающийся научится:
передавать настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции,
пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала, традиционного для народов Южного Урала;
передавать с помощью линии эмоционального состояния природы Южного Урала,
человека, животных Южного Урала;
понимать роль ритма в декоративно-прикладном искусстве народов Южного Урала;
узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроках;
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к образу персонажа;
знать способы передачи объема;
знать жанры пейзажа;
понимать единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала, связи изобразительного искусства с музыкой,
песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала;
знать жанры портретов;
выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в скульптуре;
знать разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования;
создавать модели предметов бытового окружения человека в культуре народов Южного Урала;
создавать декоративные композиции;
создавать эскизы для декорирования предметов быта, жилого пространства, транспорта,
парков, транспорта, книг и игрушек.
Обучающийся получит возможность научиться:
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства народов Южного Урала
(картины, архитектура, скульптура и т.д.), в природе Южного Урала, на улице, в быту;
изображать пейзажи Южного Урала, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним.
класс
Выпускник научится:
давать эмоциональную оценку шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (включая природу Южного Урала);
участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению;
выделять образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала,
характеризовать образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала;
знать произведения народных художественных промыслов в России (с учетом НРЭО);
понимать общности тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов - представителей разных культур, народов (в том числе - народов Южного Урала);
знать наиболее яркие культуры мира, представляющие разные народы и эпохи (в том числе -
народов Южного Урала);
использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различные художественные техники и материалы народов Южного Урала;
знать элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве;
владеть различными художественными материалами и средствами для создания проектов;
выполнять творческие работы.
Выпускник получит возможность научиться:
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира и народов Южного Урала; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного,
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
Содержание учебного предмета
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе Южного Урала, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы Южного Урала в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи Художественные музеи Челябинска. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие уральской природы в черепановском кружеве Южного Урала, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных Южного Урала: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях народов Южного Урала. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве народов Южного Урала. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (Каслинское и кусинское чугунное литье, златоустовская гравюра).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ в культуре народов Южного Урала. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве народов Южного Урала.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Южного Урала
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А.К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.). Страницы истории Южного Урала в живописи
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира и народов Южного Урала. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры (Памятники архитектуры Челябинска) и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Южноуральский пейзаж в работах А.М. Васнецова, А.К. Денисов-Уральский, Н.А. Русаков. Городской пейзаж в живописи И.Л. Вандышева. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма народов Южного Урала. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками народов Южного Урала. Образ человека в традиционной культуре народов Южного Урала. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества в культуре народов Южного Урала.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов Южного Урала (Мечети и мавзолеи на Южном Урале). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков (Парки, скверы, бульвары городов и сел Южного Урала), транспорта и посуды, мебели и одежды, книг (Детские книги южноуральского художника-графика А.В. Гилёва) и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Автор / авторский коллектив Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.
Наименование учебника «Изобразительное искусство» (1 класс)
Издательство «Просвещение»
1 класс. «ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ», 33 часа
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в раздела | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 часов | 1 | Изображения всюду вокруг нас. | Экскурсия по школе (школьной библиотеке, школьному музею) | |
2 | Мастер Изображения учит видеть. Тематическая прогулка. | Тематическая прогулка в Осень | | |||
3 | Изображать можно пятном. | | | |||
4 | Изображать можно в объеме. | Тематическая прогулка (находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.)) | | |||
5 | Изображать можно линией. | | | |||
6 | Разноцветные краски. | | ||||
7 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение) | | | |||
8 | Разноцветные краски. | | ||||
9 | Художники и зрители (обобщение темы). | | ||||
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 часов | 10 | Мир полон украшений. Цветы. | Красота Уральской природы в черепановском кружеве (Южный Урал) | |
11 | Красоту надо уметь замечать. | | | |||
12 | Узоры на крыльях. | | | |||
13 | Красивые рыбы. | | ||||
14 | Украшение птиц. | | ||||
15 | Узоры, которые создали люди. | Природные мотивы в орнаментах народов Южного Урала | | |||
16 | Как украшает себя человек. | | | |||
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы) | | | |||
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11 часов | 18-19 | Постройки в нашей жизни. | | |
20 | Дома бывают разными. | Жилища народов Южного Урала | | |||
21 | Домики, которые построила природа. | | ||||
22 | Какие можно придумать дома. | | ||||
23 | Дом снаружи и внутри. | | ||||
24 | Строим город. | Дома нашего района (города, села) | | |||
25 | Все имеет свое строение. | | | |||
26 | Строим вещи. | | ||||
27-28 | Город, в котором мы живем (обобщение темы) | | ||||
4 | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 часов | 29 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе Праздник весны». Изображение. Украшение. Постройка | Памятники архитектуры Челябинска (города, села) | |
30 | «Сказочная страна». Создание панно. | |||||
31 | Разноцветные жуки. | | ||||
32 | Времена года. Весенний пейзаж. | | | |||
33 | Здравствуй, лето! (обобщение темы) | |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Автор / авторский коллектив Коротеева Е.И. / Под ред. Неменского Б.М.
Наименование учебника «Изобразительное искусство» (2 класс)
Издательство «Просвещение»
2 класс «ИСКУССТВО И ТЫ», 34 часа
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в раздела | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
1 | Чем и как работают художники | 8 часов | 1 | Три основные краски, строящие многоцветие мира. | | |
2 | Пять красок – все богатство цвета и тона. | | | |||
3 | Пастель, цветные мелки, акварель и их выразительные возможности. | | ||||
4 | Выразительные возможности аппликации. | | | |||
5 | Выразительные возможности графических материалов. | | ||||
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. | | ||||
7 | Выразительные возможности бумаги. Для художника любой материал может быть выразительным | | ||||
8 | Неожиданные материалы. | | | |||
2 | Реальность и фантазия | 7 часов | 9 | Изображение и реальность. | | |
10 | Изображение и фантазия. | | | |||
11 | Украшения и реальность. | | ||||
12 | Украшение и фантазия. | | | |||
13 | Постройка и реальность. | Природные конструкции Южного Урала | | |||
14 | Постройка и фантазия. | | | |||
15 | Братья – Мастера всегда работают вместе. | | ||||
3 | О чём говорит искусство | 11 часов | 16 | Изображение природы в различных состояниях. | Южноуральская природа в живописи русских российских художников. | |
17 | Выражение характера изображения животных. | Животные Южного Урала | ||||
18 | Выражение характера человека в изображении. | Былинные герои Южного Урала | ||||
19-20 | Выражение характера человека в изображении. | | ||||
21 | Образ человека и его характер. Работа в объеме. | | ||||
22-23 | Выражение характера человека через украшение. | | ||||
24-25 | Человек выражает свои чувства, мысли и отношения к миру. | | ||||
26 | Обобщение занятий. Урок-соревнование. | | | |||
4 | Как говорит искусство | 8 часов | 27 | Цвет, как средство выражения. | | |
28 | Цвет, как средство выражения. | | ||||
29 | Линия, как средство выражения: ритм линий. | | | |||
30 | Линия, как средство выражения: характер линии. | | ||||
31 | Ритм пятен, как средство выражения | | ||||
32 | Пропорции выражают характер. | | ||||
33-34 | Ритм, линия, пятно, цвет, пропорция – средства выразительности. | |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Автор / авторский коллектив Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др. / Под ред. Неменского Б.М.
Наименование учебника «Изобразительное искусство» (3 класс)
Издательство «Просвещение»
3 класс «ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС», 34 часа
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов в раздела | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
1 | Искусство в твоем доме | 8 часов | 1-2 | Твои игрушки придумал художник | | |
3-4 | Посуда у тебя в доме. | Традиционная посуда народов Южного Урала | | |||
5 | Мамин платок. | | ||||
6 | Обои и шторы в твоем доме. | | ||||
7-8 | Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме. | Детские книги южноуральского художника-графика А.В. Гилёва | ||||
2 | Искусство на улицах твоего города | 9 часов | 9-10 | Памятники архитектуры – наследие веков. | Памятники архитектуры Челябинска (города, села) | |
11 | Парки, скверы, бульвары | Парки, скверы, бульвары Челябинска (города, села) | ||||
12 | Ажурные ограды. | Каслинское и кусинское чугунное литье | | |||
13 | Фонари на улицах города. | Фонари на улицах моего города (села) | | |||
14 | Витрины магазинов. | | | |||
15 | Транспорт в городе. | | | |||
16-17 | Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы). | | ||||
3 | Художник и зрелище | 9 часов | 18 | Художник в цирке | | |
19 | Художник в театре | | ||||
20 | Маски | | ||||
21-22 | Театр кукол | | ||||
23 | Афиша и плакат | | ||||
24 | Праздник в городе | | | |||
25-26 | Школьный праздник – карнавал | | ||||
4 | Художник и музей | 8 часов | 27 | Музеи в жизни города | Художественные музеи Челябинска | |
28 | Изобразительное искусство – картина – пейзаж | Южноуральская природа в живописи русских российских художников. | ||||
29-30 | Картина – портрет | | ||||
31-32 | Картина – натюрморт | | ||||
33 | Картины исторические и бытовые | Страницы истории Южного Урала в живопис | ||||
34 | Обобщающий урок. «Художник и музей». | |
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы,
по учебному предмету «Изобразительное искусство»
Автор / авторский коллектив Неменская Л.А. / Под ред. Неменского Б.М.
Наименование учебника «Изобразительное искусство» (4 класс)
Издательство «Просвещение»
4 класс «КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК
(ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ)», 34 часа
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов раздела | № урока | Тема урока | Содержание НРЭО | Текущий контроль успеваемости |
1 | Истоки родного искусства | 8 часов | 1-2 | Пейзаж родной земли | Южноуральский пейзаж в златоустовской гравюре на стали | |
3-4 | Деревня – деревянный мир. | Особенности русской избы на Южном Урале | ||||
5-6 | Красота человека | Образ мужской и женской красоты в культуре народов Южного Урала | ||||
7-8 | Народные праздники (обобщение темы) | Традиционные праздники народов Южного Урала | ||||
2 | Древние города нашей Земли | 7 часов | 9 | Родной угол | | |
10 | Древние соборы | | | |||
11 | Города Русской земли | | ||||
12 | Древние воины - защитники | Образ защитника в культуре народов Южного Урала | | |||
13 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | | ||||
16 | Узорочье теремов | | ||||
15 | Пир в теремных палатах (обобщение темы) | | | |||
3 | Каждый народ - художник | 11 часов | 16-17 | Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. | | |
18-19 | Народ гор и степей | Художественные традиции в культуре народов степей (башкиры, казахи) | | |||
20-21 | Города в пустыне | Мечети и мавзолеи на Южном Урале | ||||
22-23 | Древняя Эллада | | | |||
24-25 | Европейские города средневековья | | ||||
26 | Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | | ||||
4 | Искусство объединяет народы | 8 часов | 27-28 | Материнство | | |
29 | Мудрость старости | | | |||
30 | Сопереживание | | | |||
31 | Герои-защитники | Образ защитника в культуре народов Южного Урала | ||||
32 | Юность и надежды | | | |||
33-34 | Искусство народов мира (обобщение темы) | |