Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся 2 класса на уровне начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в обновленном Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания. Воспитательный потенциал урока проходит через формирование личностных результатов.
Содержание программы распределено по модулям с учётом проверяемых требований к результатам освоения учебного предмета, выносимым на промежуточную аттестацию.
Цель преподавания предмета «Изобразительное искусство» состоит в формировании художественной культуры учащихся, развитии художественно-образного мышления и эстетического отношения к явлениям действительности путём освоения начальных основ художественных знаний, умений, навыков и развития творческого потенциала учащихся.
Преподавание предмета направлено на развитие духовной культуры учащихся, формирование активной эстетической позиции по отношению к действительности и произведениям искусства, понимание роли и значения художественной деятельности в жизни людей.
Содержание предмета охватывает все основные вида визуально-пространственных искусств (собственно изобразительных): начальные основы графики, живописи и скульптуры, декоративно-прикладные и народные виды искусства, архитектуру и дизайн. Особое внимание уделено развитию эстетического восприятия природы, восприятию произведений искусства и формированию зрительских навыков, художественному восприятию предметно-бытовой культуры. Для учащихся начальной школы большое значение также имеет восприятие произведений детского творчества, умение обсуждать и анализировать детские рисунки с позиций выраженного в них содержания, художественных средств выразительности, соответствия учебной задачи, поставленной учителем. Такая рефлексия детского творчества имеет позитивный обучающий характер.
Важнейшей задачей является формирование активного, ценностного отношения к истории отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Учебные темы, связанные с восприятием, могут быть реализованы как отдельные уроки, но чаще всего следует объединять задачи восприятия с задачами практической творческой работы (при сохранении учебного времени на восприятие произведений искусства и эстетического наблюдения окружающей действительности).
На занятиях учащиеся знакомятся с многообразием видов художественной деятельности и технически доступным разнообразием художественных материалов. Практическая художественно-творческая деятельность занимает приоритетное пространство учебного времени. При опоре на восприятие произведений искусства художественно-эстетическое отношение к миру формируется прежде всего в собственной художественной деятельности, в процессе практического решения художественно-творческих задач.
Рабочая программа учитывает психолого-возрастные особенности развития детей 7—8 лет, при этом содержание занятий может быть адаптировано с учётом индивидуальных качеств обучающихся, как для детей, проявляющих выдающиеся способности, так и для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
В урочное время деятельность обучающихся организуется как в индивидуальном, так и в групповом формате с задачей формирования навыков сотрудничества в художественной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство» и является обязательным для изучения. Содержание предмета «Изобразительное искусство» структурировано как система тематических модулей и входит в учебный план 1—4 классов программы начального общего образования в объёме 1 ч одного учебного часа в неделю. Изучение содержания всех модулей во 2 классе обязательно.
На изучение изобразительного искусства во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «Графика»
Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка.
Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы.
Ритм пятен: освоение основ композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение.
Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков видения пропорций. Выразительные свойства пропорций (на основе рисунков птиц).
Рисунок с натуры простого предмета. Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета.
Графический рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графических произведений анималистического жанра.
Модуль «Живопись»
Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски.
Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью.
Цвет тёплый и холодный — цветовой контраст.
Цвет тёмный и светлый (тональные отношения). Затемнение цвета с помощью тёмной краски и осветление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений.
Цвет открытый — звонкий и приглушённый, тихий. Эмоциональная выразительность цвета.
Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер — по выбору учителя). Произведения И. К. Айвазовского.
Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером (образ мужской или женский).
Модуль «Скульптура»
Лепка из пластилины или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного художественного народного промысла (филимоновская игрушка, дымковский петух, каргопольский Полкан и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). Способ лепки в соответствии с традициями промысла.
Лепка животных (кошка, собака, медвежонок и др.) с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление деталей.
Изображение движения и статики в скульптуре: лепка из пластилина тяжёлой, неповоротливой и лёгкой, стремительной формы.
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Ассоциативное сопоставление с орнаментами в предметах декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и др.).
Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки.
Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации.
Поделки из подручных нехудожественных материалов.
Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов; филимоновские, дымковские, каргопольские игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных художественных промыслов).
Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные народные женские и мужские украшения. Назначение украшений и их роль в жизни людей.
Модуль «Архитектура»
Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки.
Построение игрового сказочного города из бумаги (на основе сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками); завивание, скручивание и складывание полоски бумаги (например, гармошкой).
Образ здания. Памятники отечественной или западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания. Рисунок дома для доброго или злого сказочного персонажа (иллюстрация сказки по выбору учителя).
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ.
Художественное наблюдение природы и красивых природных деталей, анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями.
Восприятие орнаментальных произведений прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись и др.).
Восприятие произведений живописи с активным выражением цветового состояния в природе. Произведения И. И. Левитана, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова.
Восприятие произведений анималистического жанра в графике (произведения В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и др.) и в скульптуре (произведения В. В. Ватагина). Наблюдение животных с точки зрения их пропорций, характера движения, пластики.
Модуль «Азбука цифровой графики»
Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или другом графическом редакторе).
Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint.
Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик, заливка и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, образ дерева).
Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплый и холодный цвета» (например, «Горящий костёр в синей ночи», «Перо жар-птицы» и др.).
Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:
уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
духовно-нравственное развитие обучающихся;
мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально-значимой деятельности;
позитивный опыт участия в творческой деятельности;
интерес к произведениям искусства и литературы, построенным на принципах нравственности и гуманизма, уважительного отношения и интереса к культурным традициям и творчеству своего и других народов.
Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.
Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов. Коллективные творческие работы создают условия для разных форм художественно-творческой деятельности, способствуют пониманию другого человека, становлению чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.
Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком. Эстетическое воспитание способствует формированию ценностных ориентаций школьников в отношении к окружающим людям, в стремлении к их пониманию, а также в отношении к семье, природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.
Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности. Важны также умения сотрудничать с одноклассниками, работать в команде, выполнять коллективную работу — обязательные требования к определённым заданиям по программе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Пространственные представления и сенсорные способности:
характеризовать форму предмета, конструкции;
выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
сравнивать плоскостные и пространственные объекты по заданным основаниям;
находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
сопоставлять части и целое в видимом образе, предмете, конструкции;
анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой;
обобщать форму составной конструкции;
выявлять и анализировать ритмические отношения в пространстве и в изображении (визуальном образе) на установленных основаниях;
абстрагировать образ реальности при построении плоской композиции;
соотносить тональные отношения (тёмное — светлое) в пространственных и плоскостных объектах;
выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
Базовые логические и исследовательские действия:
проявлять исследовательские, экспериментальные действия в процессе освоения выразительных свойств различных художественных материалов;
проявлять творческие экспериментальные действия в процессе самостоятельного выполнения художественных заданий;
проявлять исследовательские и аналитические действия на основе определённых учебных установок в процессе восприятия произведений изобразительного искусства, архитектуры и продуктов детского художественного творчества;
использовать наблюдения для получения информации об особенностях объектов и состояния природы, предметного мира человека, городской среды;
анализировать и оценивать с позиций эстетических категорий явления природы и предметно-пространственную среду жизни человека;
формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения;
использовать знаково-символические средства для составления орнаментов и декоративных композиций;
классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
классифицировать произведения изобразительного искусства по жанрам в качестве инструмента анализа содержания произведений;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Работа с информацией:
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебниками и учебными пособиями;
выбирать источник для получения информации: поисковые системы Интернета, цифровые электронные средства, справочники, художественные альбомы и детские книги;
анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в произведениях искусства, текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и представлять её в различных видах: рисунках и эскизах, электронных презентациях;
осуществлять виртуальные путешествия по архитектурным памятникам, в отечественные художественные музеи и зарубежные художественные музеи (галереи) на основе установок и квестов, предложенных учителем;
соблюдать правила информационной безопасности при работе в сети Интернет.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между поколениями, между народами;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно отстаивая свои позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления;
находить общее решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов в процессе совместной художественной деятельности;
демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
анализировать произведения детского художественного творчества с позиций их содержания и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем;
признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Обучающиеся должны овладеть следующими действиями:
внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты сформулированы по годам обучения на основе модульного построения содержания в соответствии с Приложением № 8 к Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, утверждённому приказом Министерства просвещения Российской Федерации.
Модуль «Графика»
Осваивать особенности и приёмы работы новыми графическими художественными материалами; осваивать выразительные свойства твёрдых, сухих, мягких и жидких графических материалов.
Приобретать навыки изображения на основе разной по характеру и способу наложения линии.
Овладевать понятием «ритм» и навыками ритмической организации изображения как необходимой композиционной основы выражения содержания.
Осваивать навык визуального сравнения пространственных величин, приобретать умения соотносить пропорции в рисунках птиц и животных (с опорой на зрительские впечатления и анализ).
Приобретать умение вести рисунок с натуры, видеть пропорции объекта, расположение его в пространстве; располагать изображение на листе, соблюдая этапы ведения рисунка, осваивая навык штриховки.
Модуль «Живопись»
Осваивать навыки работы цветом, навыки смешения красок, пастозное плотное и прозрачное нанесение краски; осваивать разный характер мазков и движений кистью, навыки создания выразительной фактуры и кроющие качества гуаши.
Приобретать опыт работы акварельной краской и понимать особенности работы прозрачной краской.
Знать названия основных и составных цветов и способы получения разных оттенков составного цвета.
Различать и сравнивать тёмные и светлые оттенки цвета; осваивать смешение цветных красок с белой и чёрной (для изменения их тона).
Знать о делении цветов на тёплые и холодные; уметь различать и сравнивать тёплые и холодные оттенки цвета.
Осваивать эмоциональную выразительность цвета: цвет звонкий и яркий, радостный; цвет мягкий, «глухой» и мрачный и др.
Приобретать опыт создания пейзажей, передающих разные состояния погоды (туман, грозу и др.) на основе изменения тонального звучания цвета; приобретать опыт передачи разного цветового состояния моря.
Уметь в изображении сказочных персонажей выразить их характер (герои сказок добрые и злые, нежные и грозные); обсуждать, объяснять, какими художественными средствами удалось показать характер сказочных персонажей.
Модуль «Скульптура»
Познакомиться с традиционными игрушками одного из народных художественных промыслов; освоить приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла; выполнить в технике лепки фигурку сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Знать об изменениях скульптурного образа при осмотре произведения с разных сторон.
Приобретать в процессе лепки из пластилина опыт передачи движения цельной лепной формы и разного характера движения этой формы (изображения зверушки).
Модуль «Декоративно-прикладное искусство»
Рассматривать, анализировать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.
Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях, серёжки во время цветения деревьев и др.) — с рукотворными произведениями декоративного искусства (кружево, шитьё, ювелирные изделия и др.).
Приобретать опыт выполнения эскиза геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.
Осваивать приёмы орнаментального оформления сказочных глиняных зверушек, созданных по мотивам народного художественного промысла (по выбору: филимоновская, абашевская, каргопольская, дымковская игрушки или с учётом местных промыслов).
Приобретать опыт преобразования бытовых подручных нехудожественных материалов в художественные изображения и поделки.
Рассматривать, анализировать, сравнивать украшения человека на примерах иллюстраций к народным сказкам лучших художников-иллюстраторов (например, И. Я. Билибина), когда украшения не только соответствуют народным традициям, но и выражают характер персонажа; учиться понимать, что украшения человека рассказывают о нём, выявляют особенности его характера, его представления о красоте.
Приобретать опыт выполнения красками рисунков украшений народных былинных персонажей.
Модуль «Архитектура»
Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги и объёмного декорирования предметов из бумаги.
Участвовать в коллективной работе по построению из бумаги пространственного макета сказочного города или детской площадки.
Рассматривать, характеризовать конструкцию архитектурных строений (по фотографиям в условиях урока), указывая составные части и их пропорциональные соотношения.
Осваивать понимание образа здания, то есть его эмоционального воздействия.
Рассматривать, приводить примеры и обсуждать вид разных жилищ, домиков сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги, развивая фантазию и внимание к архитектурным постройкам.
Приобретать опыт сочинения и изображения жилья для разных по своему характеру героев литературных и народных сказок.
Модуль «Восприятие произведений искусства»
Обсуждать примеры детского художественного творчества с точки зрения выражения в них содержания, настроения, расположения изображения в листе, цвета и других средств художественной выразительности, а также ответа на поставленную учебную задачу.
Осваивать и развивать умения вести эстетическое наблюдение явлений природы, а также потребность в таком наблюдении.
Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративного искусства и их орнаментальной организации (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву и ткани, чеканка и др.).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов (И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова и других по выбору учителя), а также художников-анималистов (В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина и других по выбору учителя).
Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений живописи западноевропейских художников с активным, ярким выражением настроения (В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса и других по выбору учителя).
Знать имена и узнавать наиболее известные произведения художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, В. М. Васнецова, В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина (и других по выбору учителя).
Модуль «Азбука цифровой графики»
Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или другом графическом редакторе).
Осваивать приёмы трансформации и копирования геометрических фигур в программе Paint, а также построения из них простых рисунков или орнаментов.
Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) инструменты и техники — карандаш, кисточка, ластик, заливка и др. — и создавать простые рисунки или композиции (например, образ дерева).
Осваивать композиционное построение кадра при фотографировании: расположение объекта в кадре, масштаб, доминанта.
Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра в фотографии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата изучения | Виды деятельности | Виды, формы контроля | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||
Модуль 1. Графика | ||||||||
1.1. | Ритм линий. Выразительность линии. Художественные материалы для линейного рисунка и их свойства. Развитие навыков линейного рисунка. | 1 | 0 | 0.75 | | Учиться понимать свойства линейного ритма и ритмическую организацию изображения.; | Устный опрос; | |
1.2. | Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов, приёмы работы. | 1 | 0 | 0.75 | | Осваивать приёмы работы графическими материалами и навыки линейного рисунка.; | Устный опрос; | |
1.3. | Ритм пятен: знакомство с основами композиции. Расположение пятна на плоскости листа: сгущение, разброс, доминанта, равновесие, спокойствие и движение. | 1 | 0 | 0.75 | | Исследовать (в игровой форме) изменение содержания изображения в зависимости от изменения расположения пятен на плоскости листа.; | Устный опрос; | |
1.4. | Пропорции — соотношение частей и целого. Развитие аналитических навыков сравнения пропорций. Выразительные свойства пропорций. Рисунки различных птиц. | 0.5 | 0 | 0.25 | | Осваивать навык внимательного разглядывания объекта.; | Устный опрос; | |
1.5. | Рисунок с натуры простого предмета. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Осваивать последовательность этапов ведения рисунка с натуры.; | Устный опрос; | |
1.6. | Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. Соотношение частей предмета. Светлые и тёмные части предмета, тень под предметом. Штриховка. Умение внимательно рассматривать и анализировать форму натурного предмета. | 1 | 0 | 0.75 | | Осваивать последовательность этапов ведения рисунка с натуры.; | Устный опрос; | |
1.7. | Рисунок животного с активным выражением его характера. Аналитическое рассматривание графики, произведений, созданных в анималистическом жанре. | 1 | 0 | 0.75 | | Осваивать приёмы работы графическими материалами и навыки линейного рисунка.; | Устный опрос; | |
Итого по модулю 1 | 6 |
| ||||||
Модуль 2. Живопись | ||||||||
2.1. | Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета. | 1 | 0 | 0.75 | | Осваивать навыки работы с цветом, смешение красок и их наложения.; | Устный опрос; | |
2.2. | Приёмы работы гуашью. Разный характер мазков и движений кистью. | 0.5 | 0 | 0.25 | | Осваивать особенности и выразительные возможности работы кроющей краской «гуашь».; | Устный опрос; | |
2.3. | Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Приобретать опыт работы акварелью и понимать особенности работы прозрачной краской.; | Устный опрос; | |
2.4. | Акварель и её свойства. Акварельные кисти. Приёмы работы акварелью. | 1 | 0 | 0.75 | | Приобретать опыт работы акварелью и понимать особенности работы прозрачной краской.; | Устный опрос; | |
2.5. | Цвета тёплый и холодный (цветовой контраст). | 0.5 | 0 | 0.25 | | Узнавать и различать тёплый и холодный цвета.; | Устный опрос; | |
2.6. | Цвета тёмный и светлый (тональные отношения). | 0.5 | 0 | 0.5 | | Осваивать смешение цветных красок с белой и с чёрной для изменения их тона.; | Практическая работа; | |
2.7. | Затемнение цвета с помощью тёмной краски и разбеление цвета. Эмоциональная выразительность цветовых состояний и отношений. | 1 | 0 | 0.75 | | Осваивать смешение цветных красок с белой и с чёрной для изменения их тона.; | Устный опрос; | |
2.8. | Цвет открытый — звонкий и цвет приглушённый — тихий. Эмоциональная выразительность цвета. | 1 | 0 | 0.75 | | Осваивать эмоциональное звучание цвета: цвет звонкий, яркий, глухой. Приобретать навыки работы с цветом.; | Устный опрос; | |
2.9. | Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер; по выбору учителя). | 0.5 | 0 | 0.25 | | Выполнить пейзажи, передающие разные состояния погоды (туман, гроза, солнце и др.) на основе изменения тонального звучания цвета.; | Устный опрос; | |
2.10. | Произведения художника-мариниста И. К. Айвазовского. | 0.5 | 0 | 0.25 | | Запоминать и узнавать известные картины художника И. К. Айвазовского.; | Практическая работа; | |
2.11. | Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером. Образ мужской или женский. | 1 | 0 | 0. 5 | | Выполнить красками рисунки контрастных сказочных персонажей, показывая в изображении их характер (добрый или злой, нежный или грозный и т. п.).; | Устный опрос; | |
Итого по модулю 2 | 8 |
| ||||||
Модуль 3. Скульптура | ||||||||
3.1. | Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного народного художественного промысла: филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки (и другие по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 0.5 | 0 | 0.25 | | Выполнить задание: лепка фигурки сказочного зверя по мотивам традиций выбранного промысла.; | Устный опрос; | |
3.2. | Способ лепки в соответствии с традициями промысла. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Осваивать приёмы и последовательность лепки игрушки в традициях выбранного промысла.; | Устный опрос; | |
3.3. | Лепка из пластилина или глины животных с передачей характерной пластики движения. Соблюдение цельности формы, её преобразование и добавление детале. | 1 | 0 | 0.75 | | Осваивать приёмы передачи движения и разного характера движений в лепке из пластилина.; | Устный опрос; | |
Итого по модулю 3 | 2 |
| ||||||
Модуль 4. Декоративно-прикладное искусство | ||||||||
4.1. | Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. Сопоставление с орнаментами в произведениях декоративно-прикладного искусства (кружево, вышивка, ювелирные изделия и т. д.). | 1 | 0 | 0.75 | | Сравнивать, сопоставлять природные явления — узоры (капли, снежинки, паутинки, роса на листьях и др.) с рукотворными произведениями декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё и др.).; | Устный опрос; | |
4.2. | Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки. | 1 | 0 | 0.75 | | Выполнить эскиз геометрического орнамента кружева или вышивки на основе природных мотивов.; | Устный опрос; | |
4.3. | Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации. | 1 | 0 | 0.75 | | Знакомиться и рассматривать традиционные народные украшения.; | Устный опрос; | |
4.4. | Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов: филимоновский олень, дымковский петух, каргопольский Полкан (по выбору учителя с учётом местных промыслов). | 1 | 0 | 0.75 | | Рассматривать, анализировать, характеризовать и эстетически оценивать разнообразие форм в природе, воспринимаемых как узоры.; | Устный опрос; | |
4.5. | Декор одежды человека. Разнообразие украшений. Традиционные (исторические, народные) женские и мужские украшения. | 1 | 0 | 0.75 | | Знакомиться и рассматривать традиционные народные украшения.; | Устный опрос; | |
4.6. | Назначение украшений и их значение в жизни людей. | 1 | 0 | 0.75 | | Знакомиться и рассматривать традиционные народные украшения.; | Устный опрос; | |
Итого по модулю 4 | 6 |
| ||||||
Модуль 5. Архитектура | ||||||||
5.1. | Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. Макетирование пространства детской площадки. | 1 | 0 | 0.75 | | Осваивать приёмы создания объёмных предметов из бумаги.; | Устный опрос; | |
5.2. | Построение игрового сказочного города из бумаги на основе сворачивания геометрических тел — параллелепипедов разной высоты, цилиндров с прорезями и наклейками; приёмы завивания, скручивания и складывания полоски бумаги (например, гармошкой). | 1 | 0 | 0.75 | | Макетировать из бумаги пространство сказочного игрушечного города или детскую площадку.; | Устный опрос; | |
5.3. | Образ здания. Памятники отечественной и западноевропейской архитектуры с ярко выраженным характером здания. | 1 | 0 | 0.75 | | Развивать эмоциональное восприятие архитектурных построек.; | Устный опрос; | |
5.4. | Рисунок дома для доброго и злого сказочных персонажей (иллюстрация сказки по выбору учителя). | 1 | 0 | 0.75 | | Приводить примеры жилищ разных сказочных героев в иллюстрациях известных художников детской книги.; | Устный опрос; | |
Итого по модулю 5 | 4 |
| ||||||
Модуль 6. Восприятие произведений искусства | ||||||||
6.1. | Восприятие произведений детского творчества. Обсуждение сюжетного и эмоционального содержания детских работ. | 1 | 0 | 0.75 | | Рассматривать, анализировать детские рисунки с точки зрения содержания, сюжета, настроения, расположения на листе, цвета и других средств художественной выразительности и в соответствии с учебной задачей, поставленной учителем.; | Устный опрос; | |
6.2. | Художественное наблюдение окружающей природы и красивых природных деталей; анализ их конструкции и эмоционального воздействия. Сопоставление их с рукотворными произведениями. | 0,5 | 0 | 0.75 | | Развивать потребность и осваивать умения вести эстетические наблюдения явлений природы.; | Устный опрос; | |
6.3. | Восприятие орнаментальных произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба по дереву, чеканка и др.). | 0,5 | 0 | 0.75 | | Приобретать опыт эстетического наблюдения и художественного анализа произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба и роспись по дереву, роспись по ткани и др.), их орнаментальной организации.; | Устный опрос; | |
6.4. | Произведения живописи с активным выражением цветового состояния в погоде. | 0,5 | 0 | 0.5 | | Анализировать структуру, цветовое состояние, ритмическую организацию наблюдаемого природного явления.; | Устный опрос; | |
6.5. | Произведения пейзажистов И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Запоминать имена художников И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи; | Практическая работа; | |
6.6. | Произведения анималистического жанра в графике: В. В. Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин. Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций, характера движений, пластики. | 1 | 0 | 0.75 | | Приобретать опыт восприятия, эстетического анализа произведений отечественных художников-пейзажистов: И. И. Левитана, И. И. Шишкина, И. К. Айвазовского, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова (и других по выбору учителя); художников-анималистов: В. В. Ватагина, Е. И. Чарушина; художников В. Ван Гога, К. Моне, А. Матисса (и других по выбору учителя).; | Устный опрос; | |
Итого по модулю 6 | 4 |
| ||||||
Модуль 7. Азбука цифровой графики | ||||||||
7.1. | Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или в другом графическом редакторе). | 0.5 | 0 | 0.25 | | Осваивать возможности изображения с помощью разных видов линий в программе Paint (или в другом графическом редакторе).; | Устный опрос; | |
7.2. | Компьютерные средства изображения. Работа с геометрическими фигурами. Трансформация и копирование геометрических фигур в программе Paint. | 0.5 | 0 | 0.5 | | Осваивать приёмы трансформации, копирования геометрических фигур в программе Paint и построения из них простых рисунков или орнаментов.; | Практическая работа; | |
7.3. | Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, «Образ дерева»). | 0.5 | 0 | 0.25 | | Осваивать в компьютерном редакторе (например, Paint) художественные инструменты и создавать простые рисунки или композиции (например, «Образ дерева»).; | Устный опрос; | |
7.4. | Освоение инструментов традиционного рисования в программе Paint на основе темы «Тёплые и холодные цвета». | 0.5 | 0 | 0.5 | | Создавать в программе Paint цветные рисунки с наглядным контрастом тёплых и холодных цветов (например, «Костёр в синей ночи» или «Перо жар-птицы»).; | Практическая работа; | |
7.5. | Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Масштаб. Доминанта. Обсуждение в условиях урока ученических фотографий, соответствующих изучаемой теме. | 1 | 1 | 0 | | Участвовать в обсуждении композиционного построения кадра фотографии; | Контрольная работа; | |
Итого по модулю 7 | 3 |
| ||||||
РЕЗЕРВ | 1 | Промежуточная аттестация (творческая работа) | ||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 24 |
|
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ изобразительное искусство 2 класс
№ | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Ритм линий. Выразительность линии | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
2. | Пастель и мелки — особенности и выразительные свойства графических материалов | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
3. | Ритм пятен: знакомство с основами композиции. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
4. | Пропорции — соотношение частей и целого. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
5. | Расположение предмета на листе бумаги. Определение формы предмета. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
6. | Рисунок животного с активным выражением его характера. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
7. | Цвета основные и составные. Развитие навыков смешивания красок и получения нового цвета | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
8. | Приёмы работы гуашью. Пастозное, плотное и прозрачное нанесение краски | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
9. | Акварель и её свойства. Акварельные кисти. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
10. | Цвета тёплый и холодный (цветовой контраст). Цвета тёмный и светлый (тональные отношения) | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
11. | Затемнение цвета с помощью тёмной краски и разбеление цвета. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
12. | Цвет открытый — звонкий и цвет приглушённый — тихий. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
13. | Изображение природы (моря) в разных контрастных состояниях погоды и соответствующих цветовых состояниях (туман, нежное утро, гроза, буря, ветер; по выбору учителя). Произведения художника-мариниста И. К. Айвазовского | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
14. | Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером. Образ мужской или женский | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
15. | Лепка из пластилина или глины игрушки — сказочного животного по мотивам выбранного народного художественного промысла: филимоновская, дымковская, каргопольская игрушки | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
16. | Лепка из пластилина или глины животных с передачей характерной пластики движения. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
17. | Наблюдение узоров в природе (на основе фотографий в условиях урока): снежинки, паутинки, роса на листьях и др. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
18. | Рисунок геометрического орнамента кружева или вышивки | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
19. | Декоративная композиция. Ритм пятен в декоративной аппликации | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
20. | Декоративные изображения животных в игрушках народных промыслов: филимоновский олень, дымковский петух, каргопольский Полкан (по выбору учителя) | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
21. | Поделки из подручных нехудожественных материалов | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
22. | Декор одежды человека. Разнообразие украшений. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
23. | Конструирование из бумаги. Приёмы работы с полосой бумаги, разные варианты складывания, закручивания, надрезания. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
24. | Построение игрового сказочного города из бумаги на основе сворачивания геометрических тел | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
25. | Образ здания. Памятники отечественной и западно-европейской архитектуры с ярко выраженным характером здания | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
26. | Рисунок дома для доброго и злого сказочных персонажей | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
27. | Восприятие произведений детского творчества. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
28. | Художественное наблюдение окружающей природы и красивых природных деталей; восприятие орнаментальных произведений декоративно-прикладного искусства (кружево, шитьё, резьба по дереву, чеканка и др.) | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
29. | Произведения живописи с активным выражением цветового состояния в погоде. Произведения пейзажистов И. И. Левитана, И. И. Шишкина, А. И. Куинджи, Н. П. Крымова. | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
30. | Произведения анималистического жанра в графике: В. В. Ватагин, Е. И. Чарушин; в скульптуре: В. В. Ватагин. Наблюдение за животными с точки зрения их пропорций, характера движений, пластики | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
31. | Промежуточная аттестация | 1 | 1 | | | Контрольная работа (творческая работа) |
32. | Компьютерные средства изображения. Виды линий (в программе Paint или в другом графическом редакторе). | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
33. | Освоение инструментов традиционного рисования (карандаш, кисточка, ластик и др.) в программе Paint на основе простых сюжетов (например, «Образ дерева»). | 1 | | 0,75 | | Устный опрос, практическая работа |
34. | Художественная фотография. Расположение объекта в кадре. Обобщение изученного | 1 | | | | Самооценка с использованием оценочного листа |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | 1 | 24 |
|
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ мультимедийный компьютер, презентации, учебные фильмы, репродукции картин, иллюстрации ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
краски (акварельные и гуашь)
карандаши
бумага
пластилин и пластическая масса
глина
муляжи
гипсовые модели для натюрморта