Рабочая программа по технологии «Картонажно-переплетное дело» (7 класс)
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области «Специальная (коррекционная) школа №2 г. Ангарска»
Рассмотрено на педсовете Протокол № 19 от 26.08.2021 г. | Согласовано: ПМПк ГОКУ «СКШ №2 г.Ангарска» Председатель__________ Н.Г.Михалева | Утверждено: Приказ № 70-П от 01.09.2021 г. Директор____________ И.В.Черепанова |
Рабочая программа
"Картонажно-переплетное дело"
на 2021/2022 учебный год
7 класс
учитель: Стелла Валерьевна Халбадаева
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Общая характеристика учебного предмета. Место учебного предмета в учебном плане
3. Личностные и предметные результаты
4.Содержание учебного предмета
5. Планируемый результат
6. Контрольно – измерительный материал
7. Список литературы
1.Пояснительная записка
Настоящая программа по профессионально-трудовому обучению
" Картонажно-переплетное дело ":
Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "Об образовании в Российской Федерации"ст.28
Приказа Министерства Образования и науки РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Адаптированной основной общеобразовательной программы ГОКУ «СКШ №2 г.Ангарска»
Положения о «Разработке адаптированной образовательной программы » № 4 от 29.08.2016г.
Учебного плана ГОКУ «СКШ №2 г. Ангарска»
2. Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Настоящий курс «Картонажно-переплетное дело» предназначен для учащихся, изучающих профессионально-трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях. На изучение предмета в учебном плане ГОКУ «СКШ №2 г. Ангарска» выделено 8 часов в неделю. Настоящая программа рассчитана на учащихся 7 классов. Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). Программа включает в себя все темы, предусмотренные примерной программой.
Данная программа отражает основные положения учебника для учащихся 5-7 классов «Азбука переплетчика» для специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Г.В.Васенкова. - М: Просвещение, 2006.
Целью программы является формирование и освоение профессиональных навыков по трудовому профилю «Переплётно-картонажное дело».
Изучение учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья.
Учебный предмет по профилю «Переплётно - картонажное дело» должен способствовать решению следующих задач:
1.Обучать школьников выполнять ручные и машинные технологические операции, сначала простые, затем более сложные.
2.Вырабатывать у обучающихся четкое понимание профессиональной терминологии.
3.Развивать речь обучающихся на основе их практической деятельности.
4.Учить обучающихся планировать свою деятельность, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним).
5.Учить школьников элементарному расчету при расходе материалов, приемом самоконтроля.
6.Развивать общие трудовые умения и навыки.
Содержание учебного предмета по профилю «Переплётно-картонажное дело»
В содержании программы «переплётно-картонажное дело» включены первоначальные сведения об элементах организации уроков трудового профильного обучения. Урок включает в себя два этапа-теоретическую и практические части. Большая часть учебного времени отводится практической деятельности. Теоретическая подача материала подкрепляется четким комментированием учителя и показом операций.
Контроль за усвоением программы осуществляется на специальных уроках после окончания основных тем 1 раз в четверть по 2 часа и составляет 8 часов на учебный год.
Изменения, внесенные в программу
В рамках Национального проекта «Современны школа» осуществлено обновление материально-технической базы в мастерской по профилю: «Переплётно-картонажное дело» для формирования у обучающихся современных технологических навыков, а именно создание условий для получения школьниками доступного и качественного образования. В соответствии с реализацией проекта в календарно-тематическое планирование внесены темы по модулю трудового обучения с 7 класса «Конструирование и моделирование изделий из картона и бумаги», что способствует освоению обучающимися базовых навыков и умений в профессии «переплетчик». А также повысит мотивацию к обучению и вовлеченности в образовательный процесс. Работа по программе предполагает связь обучения с конкретными условиями школы и возможностями базового предприятия.
Материалы, используемые в трудовой деятельности: Бумага офисная, мелованная, газетная, писчая, картон переплётный, картон, бумвинил, обложки для переплета пластиковые, обложки картонные, обложки для термопереплёта, термопапки, клей ПВА, пленка для ламинирования А3, А4, А5, А6, А7, плёнка для ламинирования, пленка ПВХ для горячего стола, нитки для переплётных работ, полиэфирная нить, иглы-крючки для станка архивного, переплётные иглы, металлические и пластиковые пружины, металлопластиковый сшиватель, скобы для степлера.
Инструменты и оборудование: простейшие инструменты ручного труда (линейка, угольник, карандаш, гладилка, рицовка, шило, игла). Оборудование: многофункциональный принтер (А3,5цв), многофункциональный принтер (А4, ч/б), биговщик-перфоратор, фальцовщик-фолдер, гильотинный резак для бумаги (электрический), сабельный резак для бумаги (ручной), ламинатор А3, А4, брошюровщик на металлическую пружину, брошюровщик на пластиковую пружину, термоброшюратор, степлер, термопресс (пресс для тиснения), станок для подшивки документов архивный переплётный, сборочный стол).
Технологии изготовления предмета труда: предметы профильного труда; основные профессиональные операции и действия; технологические карты, инструкционные карты, пооперационные карты. Выполнение отдельных трудовых операций и изготовление стандартных изделий под руководством педагога (конверт, бумажный пакет, футляр для библиотечных книг, блокнот, записная книжка, папка на завязках, коробка, общая тетрадь, письменный набор в папке-портфеле, дневник наблюдений, конторская книга, переплет для потрепанной книги, альбом для фотографий, альбом для черчения и рисования, футляр и коробка для хранения дидактического материала и документов, открытки.
Для модуля «Конструирование и моделирование изделий из картона и бумаги»: моделирование 3Д открыток, конструирование макетов и моделей технических объектов изделий. Применение элементарных фактических знаний и (или) ограниченного круга специальных знаний.
Курс "Картонажно-переплетное дело" относится к общеобразовательным курсам в содержании основных компонентов Базисного плана. Относится к Федеральному компоненту.
3. Личностные и предметные результаты
Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса по данной программе
Учащиеся должны знать:
Правила поведения и правила безопасной работы на уроках картонажно-переплётного дела;
Историю книжного дела;
Основы картонажно-переплётного дела;
Инструменты и приспособления для картонажно-переплётных работ;
Материалы для выполнения картонажно-переплётных работ;
Оборудование, применяемое для картонажно-переплётных работ;
Назначение и конструкции папки, виды и назначения записных книжек, тетрадей, блокнотов.
Название деталей и операций при изготовлении футляров, папок, тетрадей, блокнотов, устройство и применение измерительной линейки, фальцлинейки и угольника, виды и свойства картона и бумаги, применяемых для изготовления картонажно-переплетных изделий.
Учащиеся должны уметь:
Выполнить ремонт в однотетрадном переплете,
Выполнить Прокольный переплет,
Изготовить блок с разными видами форзацев,
Изготовить адресную книгу,
Изготовить альбом для черчения и рисования,
Изготовить альбом для фотографий.
Планировать предстоящую работу в групповой беседе (с опорой на образец и чертеж).
Планируемые результаты
Критерии оценки знаний и умений по предмету «Картонажно-переплетное дело»
Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать индивидуальные особенности школьников, содержание и характер работы на уроке.
Учащиеся коррекционной школы представляют собой весьма разнородную группу детей по сложности дефекта. Лишь 15-20% от общего числа детей составляют воспитанники, которые наиболее успешно овладевают учебным материалом и трудовыми навыками; 30-35% учащихся испытывают некоторые трудности в обучении; 35-40% детей нуждаются в разнообразных видах помощи (для таких детей часто не достаточно одного урока, чтобы понять, изготовить и запомнить изучаемый материал); 10-15% воспитанников овладевают материалом на самом низком уровне. Поэтому оценка результативности ведется по уровням:
I уровень - (оценка «2»)
Практически не усвоил учебный материал;
Не может изложить его своими словами;
Не может подтвердить ответ конкретными примерами;
Не отвечает на большинство дополнительных вопросов учителя;
Допущены существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Неправильно выполнялись многие приемы труда;
Самостоятельность в работе практически не проявлена;
Норма времени не выполнена свыше 25%;
Изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;
Не соблюдались многие правила техники безопасности.
II уровень - (оценка «3»)
Не совсем усвоил существенную часть учебного материала;
Допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;
Затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;
Не всегда и (или) неполно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Выполняет практическое задание с пооперационными подсказками учителя;
Допущены недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
Отдельные приемы труда выполнялись неправильно;
Была продемонстрирована низкая самостоятельность в работе;
Норма времени не выполнена не более чем на 25%;
Изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;
Не полностью соблюдались правила техники безопасности
III уровень - (оценка « 4»)
В основном усвоил учебный материал;
Допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;
Подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
С небольшими подсказками выполняет практическое задание;
Допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;
В основном правильно выполняются приемы труда;
Работа выполнялась самостоятельно;
Норма времени выполнена или не выполнена не более чем на 10%
Изделие изготовлено с незначительными отклонениями;
Полностью соблюдались правила техники безопасности.
IV уровень - (оценка « 5)
Полностью усвоил учебный материал;
Умеет изложить его своими словами;
Самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;
Правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя;
Самостоятельно выполняет практическое задание;
Тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;
Правильно выполнялись приемы труда, работа выполнялась самостоятельно и творчески;
Изделие изготовлено с учетом установленных требований;
Полностью соблюдались правила техники безопасности;
Учитывая степень личностного, деятельного, дифференцированного, компетентного и культурно-ориентированного подходов в обучении и воспитании детей с ОВЗ и направлен на формирование функционально грамотной личности на основе полной реализации возрастных возможностей и резервов (реабилитационного потенциала) ребенка, владеющей доступной системой знаний и умений и трудовых навыков позволяющих применять эти знания и умения для решения практических жизненных задач. Процесс обучения «Картонажно-переплетному делу» неразрывно связан с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпимости, настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение картонажно-переплетному делу носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит использованию этих знаний в нестандартных ситуациях.
4. Содержание учебного предмета
Всего: 7 «Б» 267 часов, 7 «В» 264часа в год.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов |
I четверть 7 «Б», «В» (64 ч) | ||
1 | Вводное занятие | 2 |
2 | История книжного дела | 8 |
3 | Практическое повторение | 27 |
4 | Ремонт книги в однотетрадном переплете | 9 |
5 | Прокольный переплет | 12 |
6 | Самостоятельная работа | 6 |
II четверть 7 «Б» 64часа, 7 «В» 61 час | ||
7 | Вводное занятие | 1 |
8 | Виды форзаца и их назначение в разных переплетах | 5 |
9 | Изготовление блоков с разными видами форзацев | 21 |
10 | Соединение в книжном или брошюрном переплете | 22 |
11 | Практическое повторение | 16, 13 |
III четверть 7 «Б», 7«В» 78 часов | ||
12 | Вводное занятие | 1 |
13 | Конструирование и моделирование изделий из картона и бумаги» | 22 |
14 | Адресная папка | 13 |
15 | Практическое повторение | 36 |
16 | Самостоятельная работа | 6 |
IV четверть 7 «Б», «В» 61 час | ||
17 | Вводное занятие | 1 |
18 | Изготовление альбома для черчения и рисования | 23 |
19 | Изготовление альбома для фотографий | 20 |
20 | Практическое повторение | 11 |
21 | Контрольная работа | 6 |
ИТОГО 267 и 264 часа |
Картонажно-переплетное дело.
Тематическое планирование 7 класс
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол-во час. | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид контроля | Элемен. доп. содер-я | Дата проведения | |
7 класс | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Б | В |
I четверть (64ч) | ||||||||||
1-2 | Вводное занятие (2ч) | Вводный инструктаж по охране труда | 2 | Урок-беседа | Задачи обучения в 7 классе. Проверка состояния оборудования в мастерской. Обязанность школьников бережно относиться к оборудованию. Закрепление за каждым учащимся рабочего места. Распределение обязанностей. первичный инструктаж по охране труда | Знать: правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | 1.09 1.09 | 1.09 1.09 | |
3-4 | История книжного дела (8ч) | История книжного дела | 2 | Объяснение нового материала | Назначение книги. Изменение внешнего вида книги (рукопись, печатное издание, микрофильм, компьютерная дискета или диск, флешка). Изобретение и распространение книгопечатания. Устройство первых книгопечатных машин. | Знать: назначение книги, историю книгопечатания. Иметь представление об изменении внешнего вида книги, первых книгопечатных станках. | Ответы на вопросы. | 1.09 2.09 | 3.09 3.09 | |
5-6 | Знакомство с образцами книг разных исторических эпох | 2 | Объяснение нового материала | Ознакомление с книгами разных исторических эпох (папирусные, пергаментный свиток, глиняная книга, книга пенал и др.) зарисовать эскизы изделий | Иметь преставление о книгах разных эпох. Уметь: выполнить зарисовку изделий (эскизы) | Оформление итогов урока в форме эскиза | 2.09 2.09 | 3.09 7.09 | ||
7 | Современная полиграфическая промышленность | 1 | Объяснение нового материала | Современная полиграфическая промышленность. Ассортимент изделий, выпускаемых на предприятиях полиграфической промышленности | Иметь представление о предприятиях современной полиграфической промышленности, ассортименте выпускаемой ими продукции | 7.09 | 7.09 | |||
8-9 | Современная книга (экскурсия в библиотеку) | 2 | Урок-экскурсия | Конструкция современной книги. Знакомство с образцами современной книги в библиотеке. Зарисовать книги (эскизы) | Иметь представление о видах современной книги | Контроль за действиями. Контроль качества | Оформление итогов урока в форме эскиза | 7.09 8.09 | 7.09 8.09 | |
10 | Переплётное дело как прикладное искусство. | 1 | Объяснение нового материала | Элементы украшения книги. Переплётное дело как прикладное искусство | Иметь представление об элементах украшения книги | Ответы на вопросы | 8.09 | 8.09 | ||
11-37 | Практическое повторение (27ч) | Изготовление изделий (по программе 5-6 классов): открытой коробки, футляра для хранения документов, записной книжки в гибком обрезном переплете и записной книжки в цельнокроенном твердом переплете | 27 | Практическая работа | Последовательность изготовления выбранного изделия | Знать: последовательность изготовления изделия. Уметь: изготовить изделие | Контроль за действиями. Контроль качества. | 8.09(1) 9.09(3) 14.09(2) 15.09(3) 16.09(3) 21.09(2) 22.09.(3) 23.09(3) 28.09(2) 29.09(3) 30.09(2) | 10.09 (3) 14.09(3) 15.09(2) 17.09(3) 21.09(3) 22.09(2) 24.09(3) 28.09(3) 29.09(2) 1.10(3) | |
38 | Ремонт книги в одно-тетрадном переплете (9ч) | Книги брошюрного типа: конструкция , детали | 1 | Объяснение нового материала | Понятие «брошюра». Достоинства и недостатки однеотетрадного переплета как одного из видов переплета книжно-брошюрной продукции. Детали однотетраденого переплета (тетрадь, обложка и скоба) | Знать: отличия брошюр от других видов книжной продукции, детали однотетрадного переплета | Ответы на вопросы | 30.09(1) | 5.10 | |
39 | Виды ремонта книг. Последовательность выполнения ремонта. | 1 | Объяснение нового материала | Виды повреждения книг, брошюр (разрывы обложки, отрыв обложки, обтрепанность, разрыв форзаца, порваны листы, разрушен блок и т.п.). виды ремонта в однотетрадном переплете. Последовательность проведения ремонта книг. | Знать: виды повреждений книг брошюрного типа, виды ремонта в однототетрадном переплете. Последовательность проведения ремонта книг | Ответы на вопросы | 5.10 | 5.10 | ||
40 | Подготовка книги или журнала к ремонту. Ремонт листов | 1 | Комбинированный | Подготовка книги или журнала к ремонту (разборка блока, очистка корешков от клея, удаление скоб). Ремонт листов, удаление заминов, ремрнт разрывов | Знать: порядоку подготовки книги брошюрного типа к ремонту. Способы ремонта поврежденных страниц в книге, журнале. Уметь: выполнить ремонт поврежденных листов. | Контроль за действиями. Контроль качества | 5.10 | 5.10 | ||
41 | Технология уплотнения переплетных крышек | 1 | Объяснение нового материала | Технология уплотнения переплетных крышек в однотетрадном переплёте с использованием накидных форзацев. Понятие гибкий- твердый, составной- цельный обрезной с кантами. Виды материала на корешок и обложку | Знать: суть понятий гибкий-твердый, составной-цельный обрезной переплеты, технологию уплотнения переплетных крышек с использованием накилных форзацев, виды материалов на корешок и обложку | Ответы на вопросы | 6.10 | 6.10 | ||
42 | Разметка и раскрой обложки. Выклеивание обложки | 1 | Комбинированный | Разметка и раскрой деталей переплетной крышки. Раскрой заготовки для уплотнения переплетной крышки. Выклеивание обложки. Требование к качеству выполняемой операции | Знать: детали изделия, правила разметки и раскроя. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей обложки, ее выклеивание | Контроль за действиями. Контроль качества. | 6.10 | 6.10 | ||
43 | Шитье в накидку в две скобы. | 1 | Комбинированный | Шитье в накидку в две скобы. правила безопасной работе на степлере. | Знать: приемы шитья внакидку в две скобы, правила безопасной работы на проволокошвейной машине. Уметь: выполнить сшив однотетрадного блока внакидку в две скобы. | Контроль за действиями Контроль качества. | 6.10 | 8.10 | ||
44 | Обрезка изделия и наклеивание обложки книги (журнала) на переплет. | 1 | Комбинированный | Обрезка изделия с трех сторон. Наклеивание обложки книги на переплет. Оценка качества выполняемой работы | Уметь: выполнить обрезку изделия с трех сторон на бумагорезательной машине, наклеить обложку книги на переплет, оценить качество выполняемой работы. | Контроль за действиями. Контроль качества. | 7.10 | 8.10 | ||
45-46 | Изготовление форзаца с фальчиком. | 2 | Комбинированный | Форзац с фальчиком. Определение прямого угла у листа бумаги: по угольнику, путем наколки, на глаз. Изготовление накидных форзацев с фальчиком | Знать: назначение форзаца, отличительные особенности форзаца с фальчиком. Уметь: изготовить накидной форзац с фальчиком. | Контроль за действиями. Контроль качества. | 7.10 7.10 | 8.10 12.10 | ||
47 | Проколь-ный переплет (12ч) | Прокольный и брошюрный переплет | 1 | Объяснение нового материала | Прокольный и брошюрный переплет, их применение. Особенности прокольного переплета. Детали прокольного переплета. Переплеты для конторской книги, классного журнала, журнальной подборки, бухгалтерских документов. | Знать: отличительные особенности прокольного и брошюровочного переплета, сферу их использования, детали прокольного переплета. Уметь: определять прокольный и брошюровочный переплеты по образцу и техническому рисунку | Ответы на вопросы | 12.10 | 12.10 | |
48 | Последовательность операций при выполнении прокольного переплета | 1 | Комбинированный | Названия операций при выполнении прокольного переплета. Скрепление деталей прокольного переплета. Применение прошивного форзаца с фальчиком. | Знать: детали и название операций при выполнении прокольного переплета Уметь: составлять последовательность операций по образцу, техническому рисунку, предметно-технологической карте. | Ответы на вопросы | 12.10 | 12.10 | ||
49 | Заготовка материала на блок | 1 | Комбинированный | Материалы для блока. Разметка и раскрой деталей блока или их подборка. Сталкивание листового материала на корешок и головку. | Знать: материалы для изготовления блока, правила разметки и раскроя. Уметь: выполнить заготовку материалов на блок | Контроль за действиями. Контроль качества. | 13.10 | 13.10 | ||
5051 | Изготовление форзаца с прошивным тканевым фальчиком | 2 | Комбинированный | Изготовление форзаца с прошивным тканевым фальчиком. Материалы для прошивного форзаца. Роспуск листов с учетом ширины шарнира переплетной крышки. Спуск и приклейка тканевого фальчика | Знать: материалы для изготовления прошивного форзаца с фальчиком Уметь: выполнить заготовку деталей для форзаца с прошивным тканевым фальчиком, роспуск листа с учетом ширины шарнира переплетной крышки, приклейку форзаца | Контроль за действиями. Контроль качества. | 13.10 13.10 | 13.10 15.10 | ||
52 | Скрепление блока. Обрезка блока. | 1 | Комбинированный | Заклейка корешка перед скреплением блока. Шитье проволокой втачку стопы блока(при выполнении прокольного переплета толщиной не менее 15-20мм). Сверление или прокол отверстий шилом в переплете толщиной 15-20 мм. Соединение блока суровыми нитями или тесьмой Обрезка блока с трех сторон. Правила безопасной работы на бумагорезательной машине | Знать: технологию сшивания блока. Правила безопасности на бумагорезательной машине. Уметь: выполнить заклейку корешка и скрепление блока. Выполнить обрезку блока с трех сторон. | Контроль за действиями. Контроль качества. | 14.10 | 15.10 | ||
53 | Конструктивные особенности переплетной крышки прокольного переплета | 1 | Объяснение нового материала | Особенности конструкции переплетной крышки прокольного переплета. Назначение шарниров. Порядок сборки переплетной крышки при составной и цельнотканевой конструкциях прокольного переплета на шарнирах. | Иметь представление об особенностях конструкции переплетной крышки прокольного переплета. Знать: назначение шарниров, порядок сборки переплетной крышки | Ответы на вопросы | 14.10 | 15.10 | ||
54 55 56 | Изготовление деталей переплетной крышки в целом или составном переплете | 3 | Комбинированный | Изготовление деталей переплетной крышки в целом или составном переплете. Прирезка картонного отстава, равного толщине блока. Отделка переплетной крышки штриховкой. Опрессовка переплетной крышки в прессе | Знать: детали переплетной крышки Уметь: выполнить заготовку деталей переплетной крышки | Контроль за действиями. Контроль качества. | . | 14.10 19.10 19.10 | 19.10 19.10 19.10 | |
57 | Вставка блока в переплетную крышку | 1 | Комбинированный | Примерка переплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку. Окатка рубчика. Опрессовка изделия в прессах. Технические требования к качеству выполненной работы | Знать: выполнить примерку и вставить блок в переплетную крышку, оценить качество выполняемой работы. | Контроль за действиями. Контроль качества. | 20.10 | 20.10 | ||
58 | Сборка переплетной крышки | 1 | Комбинированный | Сборка переплетной крышки на глаз с учетом расположения картонных сторонок шарниров и остова | Уметь: выполнять сборку переплетной крышки | Контроль за действиями. Контроль качества. | 20.10 | 20.10 | ||
59-64 | Самостоятельная работа (6ч) | Изготовление книги в прокольном переплете. Ориентировка по чертежу. Анализ качества работы. | 6 | Самостоятельная работа. | Последовательность изготовления книги в прокольном переплете форзац выполняется с прошивным фальчиком при шитье блока втачку) | Уметь: изготовить книгу в прокольном переплете | Контроль за действиями. Контроль качества. | 20.10 21.10 21.10 21.10 26.10 26.10 | 22.10 22.10 22.10 26.10 26.10 26.10 |
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид контроля | Элементы доп. содержания | Дата проведения | ||
7 класс | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Б | В | |
II четверть 7б (64ч), 7в (61ч) | |||||||||||
1 | Вводное занятие (1ч) | Вводное занятие | 1 | Урок-беседа | План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской | Знать: правила безопасной работы на уроке. Уметь: организовать рабочее место. | Ответы на вопросы | 9.11 | 9.11 | ||
2 | Виды форзаца и их назначение в разных переплетах (5) | Виды форзаца | 1 | Объяснение нового материала | Понятие «форзац». Назначение форзаца в переплете. Виды форзаца по конструкции .9приклейной, пришивной, прошивной с фальчиком, накидной, составной, выклейной с фальчиком) и по оформлению (простой, цветной, декоративный и тематический). Назначение фальчика. | Знать: назначение форзаца, фальчика, виды форзаца. Уметь: определить на образцах переплетного изделия виды форзацев | Ответы на вопросы | 9.11 | 9.11 | ||
3 | Подборка бумаги и ткани на разные виды форзаца | 1 | Практическая работа | Подборка бумаги и ткани на разные виды форзаца | Уметь: подбирать бумагу и ткань на разные виды форзаца | Контроль за действиями. | 10.11 | 9.11 | |||
4 | Выполнение прошивного форзаца с фальчиком | 1 | Практическая работа | Выполнение прошивного форзаца с фальчиком | Знать: назначение прошивного форзаца с фальчиком. Уметь: выполнить прошивной форзац с фальчиком | Контроль за действиями. Контроль качества. | 10.11 | 10.11 | |||
5 | Выполнение пришивного форзаца с фальчиком | 1 | Практическая работа | Выполнение пришивного форзаца с фальчиком | Знать: назначение пришивного форзаца с фальчиком. Уметь: выполнить пришивной форзац с фальчиком | Контроль за действиями. Контроль качества. | 10.11 | 10.11 | |||
6 | Выполнение составного выклейного форзаца с фальчиком | 1 | Практическая работа | Выполнение составного выклейного форзаца с фальчиком | Знать: назначение составного выклейного форзаца с фальчиком. Уметь: выполнить составной выклейной форзац с фальчиком | Контроль за действиями. Контроль качества. | 11.11 | 12.11 | |||
7 | Изготовление блоков с разными видами форзацев (21) | Конструкции блоков и форзац в них | 1 | Объяснение нового материала | Ознакомление с разными конструкциями блока и применением в них форзаца | Знать: конструкции блоков, назначение форзацев. Уметь: определять разные конструкции блоков по образцу или техническому рисунку | Ответы на вопросы. | 11.11 | 12.11 | ||
8 | Технологический процесс изготовления форзаца разных видов | 1 | Объяснение нового материала | Подборка бумаги на форзацы. Технологический процесс изготовления форзаца разных видов. | Знать: материалы для изготовления форзаца, технологический процесс изготовления форзаца. Уметь: выбрать из предлагаемых образцов форзацную бумагу | Ответы на вопросы. | 11.11 | 12.11 | |||
9 | Однотетрадное и многотетрадным соединение блока | 1 | Объяснение нового материала | Разница между однотетрадным и многотетрадным соединениями блока | Иметь представление о разнице между однотетрадным и многотетрадным соединениями блока | Ответы на вопросы. | 16.11 | 16.11 | |||
10 | Сравнение способов шитья блоков с использованием разных видов форзаца | 1 | Лабораторная работа | Сравнение способов шитья блоков с использованием пришивного и прошивного форзацев | Знать: способы шитья блоков. Уметь: сравнивать способы шитья блоков с использованием разных видов форзаца | Оформление результатов лабораторной работы | 16.11 | 16.11 | |||
11-12 | Определение прочности форзацев и соединения блока с переплетными крышками | 2 | Лабораторная работа | Определение прочности форзацев с тканевым фальчиком и без него. Определение прочности соединения блока с переплётными крышками при использовании форзацев разных конструкций. | Уметь сравнивать прочность форзацев и соединения блока | Оформление результатов лабораторной работы | 17.11 17.11 | 16.11 17.11 | |||
13 | Определение направления волокон | 1 | Лабораторная работа | Определение направления волокон у фальчиков и форзацной бумаги при составлении роспуска | Уметь: определять направление волокон у фальчиков и форзацной бумаги | Оформление результатов лабораторной работы | 17.11 | 17.11 | |||
14 | Особенности брошюрной и книжно-журнальной продукции | 1 | Объяснение нового материала | Принципиальная разница между брошюрной и книжно-журнальной продукцией. Технические требования к качеству книжно-журнальной продукции. Использование новых материалов в полиграфической промышленности | Иметь представление о разнице между брошюрной и книжно-журнальной продукцией | Ответы на вопросы | 18.11 | 19.11 | |||
15 | Подвижные детали и участки переплета | 1 | Объяснение нового материала | Подвижные детали и участки переплета. Технические условия на выполнение разных соединений блока и книжного переплета. Роль росставов в переплетной крышке. Понятие «роспуск» | Знать: технические условия на выполнение разных соединений блока и книжного переплета, роль росставов | Ответы на вопросы | 18.11 | 19.11 | |||
16 | Знакомство с изделием (записная книжка) | 1 | Объяснение нового материала | Записная книжка, назначение и детали. Материалы для изготовления изделия | Знать: назначение изделия, его детали, материалы используемые для изготовления записной книжки. Уметь: выполнить технический рисунок записной книжки | Ответы на вопросы | 18.11 | 19.11 | |||
17 | Последовательность изготовления записной книжки | 1 | Урок-беседа | Последовательность изготовления записной книжки | Знать: название операций по изготовлению записной книжки. Уметь: составлять последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку, предметно-технологической карте | Ответы на вопросы | 23.11 | 23.11 | |||
18 | Фальцовка листов в тетрадь | 1 | Комбинированный | Фальцовка листов писчей бумаги в тетради. Требования к качеству работы | Знать: приемы выполнения фальцовки. Уметь: выполнять фальцовку листов бумаги | Контроль за действиями. Контроль качества. | 23.11 | 23.11 | |||
19 | Комплектовка тетрадей в блок | 1 | Комбинированный | Комплектовка тетрадей в блок | Уметь: выполнить комплектовку тетрадей в многотетрадный блок | Контроль за действиями. Контроль качества. | 24.11 | 23.11 | |||
20-21 | Изготовление составного выклейного форзаца с фальчиком | 2 | Комбинированный | Составной выклейной форзац с фальчиком: разметка, раскрой, изготовление. Роспуск. Промазка клеем определенных частей форзацных листов. Приклеивание форзаца к тетрадям многотетрадного блока. Требования к качеству работы. | Уметь: выполнить составной выклейной форзац с фальчиком, приклеить форзац к тетрадям | Контроль за действиями. Контроль качества. | 24.11 24.11 | 24.11 24.11 | |||
22-23 | Шитье многотетрадного блока | 2 | Комбинированный | Заклеивание корешка. шитье взахват нитками многотетрадного блока. Правила безопасной работы с иглой и колющими инструментами. Требования к качеству работы. | Знать: правила безопасной работы с иглой и колющими инструментами. Уметь: выполнять соединение многотетрадного блока | Контроль за действиями. Контроль качества. | 25.11 25.11 | 26.11 26.11 | |||
24 | Обрезка блока | 1 | Комбинированный | Разметка и обрезка блока. Соблюдение технических требований при обрезке блока и изделия на бумагорезательной машине. Требования к качеству выполняемой работы. | Уметь: выполнить обрезку блока. | Контроль за действиями. Контроль качества | 25.11 | 26.11 | |||
25 | Разметка и раскрой деталей переплетной крышки | 1 | Комбинированный | Типы переплетных крышек и их детали. Разметка и раскрой деталей переплетной крышки. Требования к качеству работы | Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей переплетной крышки. | Контроль за действиями. Контроль качества | 30.11 | 30.11 | |||
26 | Сборка переплетной крышки | 1 | Комбинированный | Сборка переплетной крышки. Требования к качеству работы | Знать: технологию сборки переплетной книжки | Контроль за действиями. Контроль качества | 30.11 | 30.11 | |||
27 | Вставка блока в переплетную крышку | 1 | Комбинированный | Вставка блока в переплетную крышку. Опрессовка и присушка изделия в прессе. Оценка качества готового изделия. | Уметь: выполнить подгонку и вставку блока в переплетную крышку, оценка качества готового изделия. | Контроль за действиями. Контроль качества | 1.12 | 30.11 | |||
28 | Соединение в книжном или брошюрном переплете (21ч) | Конструкции книжных и брошюрных соединений | 1 | Объяснение нового материала | Обложка и переплетная крышка. Конструкции книжных и брошюрных соединений | Различать понятия «обложка и переплетная крышка. Знать: конструкцию книжных и брошюрных соединений | Ответы на вопросы | 1.12 | 1.12 | ||
29 | Знакомство с изделием (детская книга, дневник наблюдений или записная книжка) | 1 | Объяснение нового материала | Знакомство с изделием (детская книга, дневник наблюдений или записная книжка). Детали изделия. Типы переплетных крышек для него (гибкий или твердый переплет) | Знать: детали изделия Уметь: выполнить технический рисунок изделия | Ответы на вопросы. Контроль за действиями. | 1.12 | 1.12 | |||
30 | Последовательность изготовления изделия | 1 | Урок-беседа | Последовательность изготовления изделия (в гибком или твердом переплете) | Уметь: составлять технологическую последовательность изготовления изделия по образцу, техническому рисунку | Контроль за действиями. Контроль качества | 2.12 | 3.12 | |||
31 32 | Изготовление однотетрадного блока | 2 | Практическая работа | Подбор материалом для блока. Фальцовка листов. Комплектовка листов в тетрадь. | Уметь: выполнять фальцовку листов бумаги, комплектовку их в тетрадь (по 2-3 на каждого учащегося) | Контроль за действиями. Контроль качества | 2.12 2.12 | 3.12 3.12 | |||
33 34 | Изготовление форзаца | 2 | Практическая работа | Виды форзацев. Выбор форзаца для конкретного изделия. Раскрой форзаца. Соединение форзаца с блоком. Требования к качеству работы | Знать: виды форзацев. Уметь: выбирать вид форзаца для конкретного изделия, выполнить раскрой форзаца, соединить форзац с блоком. | Контроль за действиями. Контроль качества | 7.12 7.12 | 7.12 7.12 | |||
35 | Переплетные крышки разных конструкций в гибком и твердом переплетах | 1 | Практическая работа | Разница между понятиями «сброшюровать» и «соединить блок переплетной крышкой». Технология изготовления обложки и переплетных крышек разной конструкции. | Знать: технологию изготовления переплетных крышек разной конструкции | Ответы на вопросы | 8.12 | 7.12 | |||
36 37 | Разметка и раскрой деталей переплетной крышки | 2 | Комбинированный | Типы переплетных крышек и их детали. Разметка и раскрой деталей переплетной крышки (2-3 вида: обложка, цельнокрытая, составная). Требования к качеству работы. | Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнять разметку и раскрой деталей переплетной крышки. | Контроль за действиями. Контроль качества | 8.12 8.12 | 8.12 8.12 | |||
38 | Соединение блока с обложкой машине. Оценка качества готового изделия. | 1 | Комбинированный | Фальцовка детали обложки. Накидка обложки на блок. Сшив блока вместе с обложкой внакидку на проволокошвейной машине или степлере. Технические требования к качеству соединения. | Знать: правила безопасной работы на машине или степлере. Уметь: выполнить шитье обложки с блоком | Контроль за действиями. Контроль качества | 9.12 | 10.12 | |||
39 | Обрезка блока (брошюры) | 1 | Практическая работа | Обрезка блока с трех сторон на бумагорезательной машине. Оценка качества готового изделия | Знать: правила безопасной работы на бумагорезательной машине. Уметь: выполнить обрезку блока | Контроль за действиями. Контроль качества | 9.12 | 10.12 | |||
40 41 | Шитье блока нитками | 2 | Практическая работа | Шитье блока нитками вручную. Технические требования к качеству соединения | Уметь: выполнить сшив блока нитками | Контроль за действиями. Контроль качества | 9.12 14.12 | 10.12 14.12 | |||
42 | Обрезка блока | 1 | Практическая работа | Обрезка блока с трех сторон на бумагорезательной машине. | Знать: правила безопасной работы на бумагорезательной машине. Уметь: выполнить обрезку блока | Контроль за действиями. Контроль качества | 14.12 | 14.12 | |||
43 44 | Сборка переплетной крышки | 2 | Практическая работа | Сборка переплетной крышки | Уметь: выполнить сборку выбранного типа переплетной крышки | Контроль за действиями. Контроль качества | 15.12 15.12 | 14.12 15.12 | |||
45 46 | Вставка блока в переплетную крышку | 2 | Практическая работа | Порядок и технология вставки вручную книжного блока в переплетную крышку. Технические требования к качеству вставки блока в переплетную крышку | Уметь: выполнить вставку блока в переплетную крышку | Контроль за действиями. Контроль качества | 15.12 16.12 | 15.12 17.12 | |||
47 48 | Отделка переплетной крышки | 2 | Практическая работа | Виды отделки переплетной крышки оценка качества готового изделия | Уметь: выполнить отделку переплетной крышки, оценить качество готового изделия | Контроль за действиями. Контроль качества | 16.12 16.12 | 17.12 17.12 | |||
496164 | Практическое повторение (16) (13ч) | Изготовление записной книжки в мягком переплете с подушечками | 16 13 | Практическая работа | Выполнение подушечек для переплета. Заготовка патронок. Сборка переплетной крышки с заправкой скругленных углов. Соединение блока с переплетной крышкой. | Уметь: изготовить изделие | Контроль за действиями. Контроль качества | 21.12(2) 22.12(3) 23.12(3) 28.12(2) 29.12(3) 30.12(3) | 21.12(3) 22.12(2) 24.12(3) 28.12(3) 29.12(2) | ||
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид контроля | Элемен-ты доп. содержания | Дата проведения | ||
7 класс | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Б | В | |
III четверть 7 «Б», 7 «В»(78 ч) | |||||||||||
1 | Вводное занятие (1ч) | Вводное занятие. Повторный инструктаж по охране труда | 1 | Урок-беседа | План работы на четверть. Повторный инструктаж по охране труда | Знать: правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | ||||
2 3 4 5 | Конструирование и моделирование изделий из картона и бумаги» (22ч) | Основы конструирования и моделирования | 4 | Объяснение нового материала | Что такое объемное моделирование, отличать плоскостное изображение от объемного. | Знать: Что такое конструирование, моделирование Уметь: видеть, представить готовое изделие | Ответы на вопросы. | ||||
6 7 | Виды и свойства картона и бумаги | 2 | Объяснение нового материала | Виды и классы бумаги и картона по назначению. Различать по толщине, гладкости, сопротивлению разрыву, излому. | Знать: виды картона и бумаги по назначению. Иметь представления о свойствах и видах материала. | Ответы на вопросы | |||||
8 9 | Графические знания и умения. чертежные линии | 2 | Комбинированный | Геометрические (пространственные) особенности изображения предметов. Элементы чертежа, способ построения чертежа, чертежные инструменты. Виды чертежных линий | Знать: элементы чертежа и виды чертежных линий. | Ответы на вопросы. | |||||
10-23 | Конструирование макетов и моделей Дома и игрушек из плоских деталей | 14 | Практическая работа | Развертка- это плоский чертеж модели. Поэтапный план изготовления изделия. - технология работы изготовления модели из плоских деталей | Знать: технологию работы изготовления модели. Уметь: работать по шаблону и выполнить развертку изделия. | Контроль за действиями. Контроль качества | |||||
24 | Адресная папка (13 часов) | Знакомство с изделием (адресная папка) | 1 | Объяснение нового материала | Адресная папка: назначение и детали | Знать: назначение и детали адресной папки Уметь: выполнить технический рисунок изделия | Ответы на вопросы | ||||
25 | Технология изготовления адресной папки | 1 | Объяснение нового материала | Технология изготовления адресной папки | Знать: название операций по изготовлению адресной папки. Уметь: составить последовательность изготовления адресной папки. | Ответы на вопросы | |||||
26 27 | Раскрой картонных сторонок | 2 | Комбинированный | Разметка и раскрой картонных сторонок из плотного (3-5 мм) картона. Назначение фаски. Снятие фасок. Раскрой шаблона для шпации. | Знать: правила разметки и раскроя, безопасной работы на станке, назначение фаски. Уметь: выполнить разметку и раскрой картонных сторонок и шаблона для шпации. | Контроль за действиями. Контроль качества | |||||
28 29 | Раскрой ткани или заменителей для крытья папки | 2 | Комбинированный | Раскрой ткани или заменителей для крытья папки. Технические требования к качеству кроя. | Знать: правила разметки и раскроя. Уметь: выполнить разметку и раскрой деталей для крытья папки. | Контроль за действиями. Контроль качества | |||||
30 31 32 | Сборка папки | 3 | Комбинированный | Сборка папки с прямыми или с кругленными уголками. Роспуск бросовой бумаги для изготовления «мягкости» переплета. Натяжка краёв при крытье материала и заправки уголков. Технические требования к качеству сборки. | Уметь: выполнить сборку папки с прямыми или скругленными уголками. | Контроль за действиями. Контроль качества | |||||
33 34 | Выклейка папки | 2 | Комбинированный | Разметка и раскрой деталей для выклейки. Назначение ленточки- ляссе в адресной папке. Выклейка папки с подклейкой ленточки –ляссе. Технические требования к качеству выполненной работы. | Знать: правила разметки и раскроя деталей, назначение ленточки- ляссе. Уметь: выполнить раскрой деталей для выклейки, выклейку папки с подклейкой ленточки-ляссе. | Контроль за действиями. Контроль качества | |||||
35 36 | Отделка папки. Оценка качества готового изделия. | 2 | Комбинированный | Виды отделки адресной папки и требования, предъявляемые к материалам для изготовления. Внешняя и внутренняя отделка папки. Обжимка в прессах и просушка. Технические требования к уровню качеству выполнения адресной папки. | Знать: виды отделки адресной папки. Уметь: выполнить отделку папки, оценить качество готового изделия. | Контроль за действиями. Контроль качества | Образцы вариантов оформления адресной папки | ||||
37-72 | Практич. повторение (36 ч) | Конструирование и моделирование макетов из картона. Изготовление детских книжек раскрасок. Расчет размеров переплетной крышки с учетом размера книжного блока. | 36 | Практическое повторение | Последовательность изготовления книжек. | Уметь: определить степень сложности изготовления книжки. | Контроль за действиями. Контроль качества | ||||
73-78 | Самостоятельная работа (6ч) | Изготовление адресной папки | 6 | Самостоятельная работа | Последовательность изготовления папки | Уметь: изготовить адресную папку. | Контроль за действиями. Контроль качества |
№ п/п | Раздел программы | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся (результат) | Вид контроля | Элемен- ты доп. содержания | Дата проведения | |
7 класс | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | Б | В |
IV четверть 7 «Б», 7 «В» (61ч) | ||||||||||
1 | Вводное занятие (1ч) | Вводное занятие. | 1 | Урок-беседа | План работы на четверть. Правила безопасной работы в мастерской | Знать: правила безопасной работы в мастерской | Ответы на вопросы | |||
2-3 | Изготовлениеальбома для черчения и рисования (23 ч) | Знакомство с изделием (альбом для черчения и рисования в обрезном переплете) | 2 | Объяснение нового материала | Виды и детали альбома для черчения и рисования. Материалы применяемые для изготовления альбома. Способ соединения блока (бесшовное клеевое соединение, на шнурках, на винтах). Назначение винта. Последовательность изготовления альбома. | Знать: виды и детали альбома для черчения и рисования. Материалы для изготовления, способы соединения блока. Уметь: различать способы соединения блока в альбоме по образцу и техническому рисунку, составить последовательность изготовления альбома. | Контроль за действиями, контроль качества | |||
4-5 | Нарезка бумаги на блок | 2 | Комбинированный | Разметка и нарезка листов ватманской бумаги на блок с припуском на обрезку с трех сторон. Сталкивание листов. | Знать: правила разметки и раскроя деталей, безопасной работы с режущим инструментом. Уметь: выполнить нарезку листов для блока | Контроль за действиями, контроль качества | ||||
6-7 | Заготовка деталей на переплетную крышку | 2 | Комбинированный | Разметка и раскрой деталей на переплетную крышку (обрезной переплет). Технические требования к качеству выполненной работы. | Знать: правила разметки и раскроя. Уметь: выполнить заготовку деталей на переплетную ткрышку. | Контроль за действиями, контроль качества | ||||
8-9 | Бесшвейное соединение блока | 2 | Комбинированный | Виды клея, используемые для выполнения бесшвейного клеевого соединения блока. Соединение блока вместе с картонными сторонками бесшвейным клеевым способом. Просушка блока. | Знать: виды клея, используемые для выполнения бесшвейного клеевого соединения блока. Уметь: выполнить бесшвейное соединение блока бесшвейным способом. | Контроль за действиями, контроль качества | ||||
10-11 | Обрезка блока | 2 | Комбинированный | Обрезка блока с трех сторон. Технические требования к качеству выполненной работы. | Знать: правила безопасной работы на бумагорезательной машине. Уметь: выполнить обрезку с трех сторон | Контроль за действиями, контроль качества | ||||
12-13 | Раскрой детали для окантовки корешка блока. Окантовка корешка блока | 2 | Комбинированный | Раскрой детали для окантовки корешка блока. Окантовка корешка блока. Обжим в прессах и просушка изделия. Оценка качества готового изделия | Уметь: выполнить окантовку корешка альбома тканью, оценить качество готового изделия. | Контроль за действиями, контроль качества | ||||
14 | Знакомство с изделием (альбом на шнурах) | 1 | Объяснение нового материала | Детали альбома на шнурах. Материалы для его изготовления. Назначение шнура. Последовательность изготовления альбома на шнурах. | Знать: детали альбома на шнурах; назначение шнура. Уметь: составить последовательность изготовления альбома на шнурах. | Ответы на вопросы. | ||||
15-16 | Нарезка стопы бумаги на блок | 2 | Комбинированный | Разметка и нарезка бумаги для блока. Технические требования к качеству кроя. Сталкивание стопы на корешок. | Знать: правила разметки и раскроя деталей. Уметь: выполнить нарезку стопы бумаги для блока. | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
17 | Пробивка отверстий в блоке | 1 | Комбинированный | Инструменты для пробивки отверстий. Пробивка отверстий в блоке. Обрезка блока с трех сторон. | Знать: правила безопасной работы с инструментами. Уметь: выполнять разметку мест для отверстий и их пробивку, обрезку блока с трех сторон. | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
18 19 | Заготовка деталей для переплетной крышки | 2 | Комбинированный | Расчет, разметка и раскрой деталей переплетной крышки на шарнирах. Технические требования к качеству выполненной работы. | Знать: правила расчета размеров переплетной крышки по заданным размерам стопы бумаги. | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
20 21 | Сборка переплетной крышки | 2 | Комбинированный | Изготовление переплетной крышки на шарнирах по заданным размерам стопы бумаги | Уметь: выполнить сборку переплетной крышки на шарнирах | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
22 | Пробивка отверстий в шарнирах переплетной крышки | 1 | Комбинированный | Инструменты для пробивания отверстий. Пробивка отверстий в шарнирах переплетной крышки. | Знать: правила безопасной работы с инструментами. Уметь: выполнить разметку мест для отверстий и их пробивку | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
23 24 | Соединение блока с переплетной крышкой | 2 | Комбинированный | Соединение блока с переплетной крышкой с помощью шнура. Отделка переплетной крышки. Оценка качества готового изделия | Уметь: выполнить соединение блока с переплетной крышкой, ее отделку, оценить качество готового изделия. | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
25 26 | Изготовление альбома для фотографий (20ч) | Знакомство с изделием (альбом на стержне для фотографий) | 2 | Объяснение нового материала | Виды фотоальбомов. Материалы для их изготовления. Детали фотоальбома на стержне. Последовательность изготовления фотоальбома на стержне. | Знать: название деталей фотоальбома. Уметь: составить последовательность изготовления альбома на стержне по образцу и техническому рисунку. | Ответы на вопросы | |||
27 28 | Фальцовка бумажных листов | 2 | Комбинированный | Фальцовка альбомных листов в один сгиб | Уметь: выполнить фальцовку альбомных листов | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
29 30 | Заготовка стержня (гребешка) | 2 | Комбинированный | Назначение стержня. Раскрой детали стержня. Разметка, рицовка, фальцовка стержня (гребешка) | Знать: назначение стержня. Уметь: выполнить разметку, рицовку, фальцовку детали стержня. | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
31 32 | Изготовление составных выклейных форзацев | 2 | Комбинированный | Разметка, раскрой деталей одинарного форзаца с коленкоровым фальчиком. Технические требования к качеству выполненной работы. | Уметь: изготовить составной выклейной форзац. | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
33 34 | Шитье блока альбома | 2 | Комбинированный | Вкладывание сфальцованных листов в складки стержня. Шитье блока на тесьме. Технические требования к качеству выполненной работы. | Знать: правила безопасной работы с иглой. Уметь: выполнить сшив блока. | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
35 | Заклейка корешка | 1 | Практическая работа | Заклейка корешка. Просушка блока | Уметь: выполнить заклейку корешка сшитого блока. | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
36 | Обрезка блока | 1 | Практическая работа | Прокладывание между листами блока листов макулатуры. Обрезка блока с трех сторон. | Знать: правила безопасной работы на бумагорезальной машине. Уметь: выполнить обрезку блока с трех сторон | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
37 | Обработка корешка блока | 1 | Комбинированный | Кругление корешка, оклеивание его полоской марли. Технические требования к качеству выполненной работы. | Знать: операции по обработке корешка блока. Уметь: выполнить обработку корешка блока альбома | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
38 39 | Заготовка деталей переплетной крышки | 2 | Комбинированный | Разметка и раскрой деталей переплетной крышки. Проверка качества кроя | Уметь: выполнить заготовку деталей переплетной крышки | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
40 41 | Сборка переплетной крышки | 2 | Комбинированный | Сборка переплетной крышки | Знать: последовательность сборки переплетной крышки. Уметь: выполнить сборку переплетной крышки | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
42 43 | Вставка блока в переплетную книжку | 2 | Комбинированный | Вставка блока в переплетную книжку. Опрессовка и просушка изделия в прессе | Уметь: выполнить вставку блока в переплетную крышку | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
44 | Отделка переплетной крышки | 1 | Комбинированный | Отделка переплетной крышки. Оценка качества готового изделия. | Уметь: выполнить отделку переплетной крышки, оценить качество готового изделия | Контроль за действиями. Контроль качества. | ||||
45-55 | Практическое повторение (11ч) | Изготовление переплетных крышек. Вставка блока в переплетную крышку | 11 | Практическая работа | Технология изготовления переплетной крышки | Уметь: изготовить переплетную крышку, вставить блок в переплетную крышку | Контроль за действиями. Контроль качества. | |||
56-61 | Контрольная работа (6) | Альбом для рисования | 6 | Самостоятельная работа | Технология изготовления изделия | Уметь: выполнить изделие. | Контроль за действиями. Контроль качества. |
5. Планируемые результаты обучения
По завершению всего курса обучения обучающиеся должны самостоятельно выполнять виды работ:
Минимальный уровень:
-знание и соблюдение правил поведения в мастерской переплётно-картонажного дела;
-знание правил безопасности при работе с ручным инструментом;
-знание правил техники безопасности при работе на оборудовании;
-знание названия материалов: бумага (писчая, печатная, обложечная), картон (переплётный), технические ткани (бумвинил);
-знание названия оборудования: картонорубильный станок, малый и большой дисковой резак, брошюратор, весы;
-знание свойств материалов: прочность, плотность бумаги, марка;
-знание правил хранения материалов: особенности хранения бумаги и картона в мастерской;
-умение выбрать материалы и инструменты с помощью учителя для изготовления изделия: переплет конторской книги, альбом для черчения, для упаковки продукции (ленту, плёнку;)
- выполнение базовых действий при работе с инструментами: малый резак, брошюратор, весы механические;
- чтение технологических карт при помощи учителя:
-наличие представлений о разных видах профессии в изучаемом профиле: переплётчик, картонажник;
-понимание значения и ценности труда;
-умение правильно оценить свое отношение к результатам своей деятельности (нравится/ не нравится);
-уметь правильно оценить свое отношение к результатам чужой деятельности; (нравиться/ не нравиться);
-понимание значимости организации школьного рабочего места;
Достаточный уровень:
-знание и соблюдение правил поведения в мастерской переплётно-картонажного дела;
-знание правил безопасности при работе с ручным инструментом;
-знание правил техники безопасности при работе на оборудовании;
-знание названия материалов: бумага (писчая, печатная, обложечная, форзацная), картон (переплётный), технические ткани (бумвинил);
-знание названия и назначения оборудования: картонорубильный станок, малый и большой дисковой резак, брошюратор, бумагорезальная машина;
-знание свойства материалов: прочность, намокание, мягкость, осыпаемость;
-умение выбрать материалы и инструменты для изготовления изделия «фотоальбом на шарнирах», упаковка книг;
-умение бережно и экономно относиться к расходованию материалов;
-планирование предстоящей практической работы;
-выполнение базовых и альтернативных действий (приёмов) при работе с инструментами (фальц линейка – разметка и резка бумаги, ручная упаковка;
-умение выполнять базовые и альтернативные действия при работе с оборудованием пружины- брошюратор;
-умение читать технологические карты;
-умение сохранять самоконтроль и находить свои ошибки при выполнении практических действий;
-наличие представлений о разных видах профессии в изучаемом профиле: переплётчик, картонажник, упаковщик;
-умение адекватно включаться в трудовую деятельность других детей.
6. Контрольно – измерительный материал
Для определения степени достижения целей обучения, уровня знаний, умений, навыков, а также выявления уровня развития обучающихся с целью корректировки методики обучения используется текущий, промежуточный и итоговый контроль. Контроль знаний и умений осуществляется индивидуально, для каждого учащегося, с учетом его психофизических возможностей, с помощью тестов, карточек-заданий, контрольных и самостоятельных работ.
7. Список литература
1.Закон Российской Федерации «Об образовании»(по состоянию на 5 июня 2007 года). – Новосибирск:Сиб.унив.изд-во,2007. – 64с.
2.Примерные программы по учебным предметам.Технология.5-9 классы:проект.-М.:Просвещение,2010 – 96 с. – (Стандарты второго поколения).
3.Программа специальных(коррекционных)образовательных учреждений VIII вида,5-9 классы, под редакцией В.В.Воронковой. М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС,2010 г.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утв.приказом Мин.обр. и науки РФ от 17.12.2010 №1897
5. Г.В. Васенков. Азбука переплётчика. 5-7 класс. М., Просвещение, 2007
6. Г.В. Васенков, Е.А. Воробьёв. Рабочая тетрадь по картонажно-переплётному делу для учащихся 5-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М., Просвещение, 2007
7.Г.В. Васенков, Е.А. Воробьёв, Л.Д. Степанова. Технологический альбом картонажно- переплётных работ. М., Владос, 2006, программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.