Рабочая программа по курсу химии основного общего образования для 8–9 классов (УМК О.С. Габриеляна)

0
0
Материал опубликован 28 November 2017 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРУДКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА

Рассмотрено экспертной группой МС

Протокол №____от

«____»______2017 г.

ПРИНЯТО

решением педсовета

протокол № от «___»_____2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______

Приказ №

от «____»________2017 г.


 


 


 


 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

по химии

для 8- 9 классов

2017-2018


 

Составитель:

Марченкова Татьяна Валентиновна

учитель химии высшей категории


 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования составлена на основе: Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» с изменениями и дополнениями Приказом Минобрнауки России от 29 декабря 2014 г. № 1644); примерной программы по учебным предметам. Химия 7-9 классы; авторской  программы О. С. Габриелян, А.В. Купцова «Программа основного общего образования по химии 8-9 классы») в сборнике Химия. 7-9 классы: Рабочие программы/сост. Т.Д. Гамбурцева.-3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015

УМК:

Учебник: Химия 8 класс, М.: Дрофа, 2016.

Учебник: Химия 9 класс, М.: Дрофа, 2017.

Курс химии основного общего образования 8-9 класса рассчитан на 136 часов за два года изучения по 2 часа в неделю.

тематических контрольных работ 8 класс–4, практических работ –4; 9 класс –контрольных работ -4, практических работ – 4.

Изучение химии на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;

применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Принципиальным моментом является перепланирование тем «Химический практикум», а именно: практические работы проводятся не блоком, а при изучении соответствующих тематических вопросов. Практические работы служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения: в авторской программе О.С. Габриеляна отсутствует тема «Органические соединения», т.к. в ФГОС ООО в разделе «Химия» - ученик научится и получит возможность научиться понятия органической химии рассматриваются, поэтому целесообразно ввести изучение основных понятий органической химии, вопросы которой выносятся на итоговую аттестацию в форме ОГЭ и служат основой для последующего обучения. На изучение темы «Первоначальные представления об органических соединениях» программой отводится – 8 часов.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты:

Выпускник научится:

характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент;

описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки;

раскрывать смысл основных химических понятий «атом», «молекула», «химический элемент», «простое вещество», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии;

раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомноолекулярной теории;

различать химические и физические явления;

называть химические элементы;

определять состав веществ по их формулам;

определять валентность атома элемента в соединениях;

определять тип химических реакций;

называть признаки и условия протекания химических реакций;

выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта;

составлять формулы бинарных соединений;

составлять уравнения химических реакций;

соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов;

пользоваться лабораторным оборудованием и посудой;

вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ;

вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения;

вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции;

характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода;

получать, собирать кислород и водород;

распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород;

раскрывать смысл закона Авогадро;

раскрывать смысл понятий «тепловой эффект реакции», «молярный объем»;

характеризовать физические и химические свойства воды;

раскрывать смысл понятия «раствор»;

вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе;

приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества;

называть соединения изученных классов неорганических веществ;

характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей;

определять принадлежность веществ к определенному классу соединений;

составлять формулы неорганических соединений изученных классов;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ;

распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора;

характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений;

раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева;

объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева;

объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп;

характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов;

составлять схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

раскрывать смысл понятий: «химическая связь», «электроотрицательность»;

характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки;

определять вид химической связи в неорганических соединениях;

изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей;

раскрывать смысл понятий «ион», «катион», «анион», «электролиты», «неэлектролиты», «электролитическая диссоциация», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»;

определять степень окисления атома элемента в соединении;

раскрывать смысл теории электролитической диссоциации;

составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей;

объяснять сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена;

составлять полные и сокращенные ионные уравнения реакции обмена;

определять возможность протекания реакций ионного обмена;

проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ;

определять окислитель и восстановитель;

составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций;

называть факторы, влияющие на скорость химической реакции;

классифицировать химические реакции по различным признакам;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов;

проводить опыты по получению, собиранию и изучению химических свойств газообразных веществ: углекислого газа, аммиака;

распознавать опытным путем газообразные вещества: углекислый газ и аммиак;

характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов;

называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, аминоуксусная кислота, стеариновая кислота, олеиновая кислота, глюкоза;

оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека;

грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни

определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами.

Выпускник получит возможность научиться:

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций;

характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества;

составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям;

прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав;

составлять уравнения реакций, соответствующих последовательности превращений неорганических веществ различных классов;

выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции;

использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде;

использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ;

объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах;

критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека;

создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Наименование темы

Кол-во часов по программе

Кол-во часов

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение.

4ч.

4ч.

1. Правила безопасности при работе в химическом кабинете. Приёмы обращения с лабораторным оборудованием и нагревательными приборами.

-

2

Атомы химических элементов.

9ч.

9ч.

-

Контрольная работа №1. По темам: Введение. Атомы химических элементов.

3

Простые вещества.

6ч.

6ч.

-

-

4

Соединения химических элементов

14ч.

14ч.

2. Приготовление раствора сахара и определение массовой доли сахара в растворе.

Контрольная работа №2. Соединения химических элементов

5

Изменения, происходящие с веществами

12 ч.

12ч.

3. Признаки химических реакций.

Контрольная работа№3 по теме: Изменения, происходящие с веществами

6

Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

18ч.

18ч.

4.Решение экспериментальных задач

Промежуточная аттестация.

Итоговая контрольная работа №4 по теме: Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов.

7.

Повторение материала

8 класса.

5ч.

5ч.

 

-

ИТОГО:

68ч.

68ч.

4

4

9 класс

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

10

10

-

Контрольная работа №1 по теме: «Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и ПСХЭ».

Металлы

14

15

1. Решение экспериментальных задач на распознавание и получение соединений металлов.

Контрольная работа №2 по теме: «Металлы».

Неметаллы

25

25

2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа галогенов»

3. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода»

4. Получение, собирание и распознавание газов.

Контрольная работа №3 по теме: «Неметаллы».

Первоначальные представления об органических соединениях.

8

8

-

-

Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА)

11

7

-

Промежуточная аттестация.

Итоговая контрольная работа № 4.

Итого:

68

65

4

4

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8 класс (2 ч в неделю, всего 68 ч)

Введение (5ч.)

мии. Вещества. Превращения веществ. Роль химии в жизни человека. Крат­кие сведения по истории раз­вития химии. Основополож­ники отечест­венной химии. Знаки (симво­лы) химических элементов. Таблица Д. И. Менде­леева. Химические формулы. Отно­сительная атом­ная и молеку­лярная массы. Массовая доля элемента в со­единении

Демонстрации. 1. Модели (шаростержневые и Стюарта— Бриглеба) различных простых и сложных веществ. 2. Коллекция стеклянной химической посуды. 3. Коллекция материалов и из­делий из них на основе алюминия. 4. Взаимодействие мрамора с кислотой и помутнение известковой воды.

Лабораторные опыты.

1. Сравнение свойств твердых кристал­лических веществ и растворов.

2. Сравнение скорости испарения воды, одеколона и этилового спирта с фильтровальной бумаги.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике веществ понятия: «атом», «молекула», «химический элемент», «химический знак, или сим­вол», «вещество», «простое вещество», «сложное вещество», «свойства веществ», «химические явления», «физические явления», «коэффициенты», «индексы», «относительная атомная масса», «относительная молекулярная масса», «массовая доля элемента»;

знать: предмет изучения химии; химические символы: Al, Ag, С, Са, С1, Си, Fe, Н, К, N, Mg, Na, О, Р, S, Si, Zn, их названия и произношение; классифицировать вещества по составу на простые и сложные; различать: тела и вещества; химический элемент и простое вещество;

описывать: формы существования химических элементов (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества); таб­личную форму Периодической системы химических элементов; положение элемента в таблице Д. И. Менделеева, используя по­нятия «период», «группа», «главная подгруппа», «побочная под­группа»; свойства веществ (твердых, жидких, газообразных);

объяснять сущность химических явлений (с точки зрения атомно-молекулярного учения) и их принципиальное отличие от физических явлений;

характеризовать: основные методы изучения естественных дисциплин (наблюдение, эксперимент, моделирование); веще­ство по его химической формуле согласно плану: качественный состав, тип вещества (простое или сложное), количественный состав, относительная молекулярная масса, соотношение масс элементов в веществе, массовые доли элементов в веществе (для сложных веществ); роль химии (положительную и отрицатель­ную) в жизни человека, аргументировать свое отношение к этой проблеме;

вычислять относительную молекулярную массу вещества и массовую долю химического элемента в соединениях;

проводить наблюдения свойств веществ и явлений, происхо­дящих с веществами;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять проблемы, т. е. устанавливать несоответствие меж­ду желаемым и действительным;

составлять сложный план текста;

владеть таким видом изложения текста, как повествование; под руководством учителя проводить непосредственное на­блюдение;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере знаков химиче­ских элементов, химических формул);

использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как физическое моделирование (на примере модели­рования атомов и молекул);

получать химическую информацию из различных источников; определять объект и аспект анализа и синтеза; определять компоненты объекта в соответствии с аспектом анализа и синтеза;

осуществлять качественное и количественное описание ком­понентов объекта;

определять отношения объекта с другими объектами; определять существенные признаки объекта.

Тема 1. Атомы химических элементов (9 ч)

Основные све­дения о стро­ении атомов. Состав атом­ных ядер: про­тоны и нейтро­ны. Изотопы Электроны. Строение элек­тронных оболо­чек атомов элементов № 1 — 20 в таблице Д. И. Менделе­ева. Металлические и неметалличе­ские свойства элементов. Из­менение свойств химиче­ских элементов по группам и периодам. Ионная хими­ческая связь. Ковалентная неполярная хи­мическая связь. Электроотрица­тельность. Ковалентная поляр­ная химическая. Металлическая химическая связь. Контрольная работа №1 «Атомы хи­мических эле­ментов»

Демонстрации.

5.Модели атомов химических элементов.

6.Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (раз­личные формы).

Лабораторные опыты. 3. Моделирование принципа действия сканирующего микроскопа. 4. Изготовление моделей молекул бинарных соединений. 5. Изготовление модели, иллюстрирую­щей свойства металлической связи.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике атомов понятия: «протон», «нейтрон», «электрон», «химический элемент», «массовое чис­ло», «изотоп», «электронный слой», «энергетический уровень», «элементы-металлы», «элементы-неметаллы»; при характерис­тике веществ понятия «ионная связь», «ионы», «ковалентная неполярная связь», «ковалентная полярная связь», «электроот­рицательность», «валентность», «металлическая связь»;

описывать состав и строение атомов элементов с порядковы­ми номерами 1—20 в Периодической системе химических эле­ментов Д. И. Менделеева;

составлять схемы распределения электронов по электрон­ным слоям в электронной оболочке атомов; схемы образования разных типов химической связи (ионной, ковалентной, метал­лической);

объяснять закономерности изменения свойств химических элементов (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрицательность, металлические и неметалличе­ские свойства) в периодах и группах (главных подгруппах) Перио­дической системы химических элементов Д. И. Менделеева с точки зрения теории строения атома;

сравнивать свойства атомов химических элементов, находя­щихся в одном периоде или главной подгруппе Периодической системы химических элементов Д. И. Менделеева (зарядов ядер атомов, числа электронов на внешнем электронном слое, число заполняемых электронных слоев, радиус атома, электроотрица­тельность, металлические и неметаллические свойства);

давать характеристику химических элементов по их положе­нию в Периодической системе химических элементов Д. И. Мен­делеева (химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома — за­ряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям); определять тип химической связи по формуле вещества; приводить примеры веществ с разными типами химической связи;

характеризовать механизмы образования ковалентной связи (обменный), ионной связи, металлической связи;

устанавливать причинно-следственные связи: состав веще­ства — тип химической связи;

составлять формулы бинарных соединений по валентности;

находить валентность элементов по формуле бинарного со­единения.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметы.

формулировать гипотезу по решению проблем; составлять план выполнения учебной задачи, решения проб­лем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

составлять тезисы текста;

владеть таким видом изложения текста, как описание; использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере составления схем образования химической связи);

использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как аналоговое моделирование;

использовать такой вид материального (предметного) моде­лирования, как физическое моделирование (на примере моделей строения атомов);

определять объекты сравнения и аспект сравнения объектов; выполнять неполное однолинейное сравнение;

выполнять неполное комплексное сравнение; выполнять полное однолинейное сравнение.

Тема 2. Простые вещества (6 ч)

Простые веще­ства-металлы Простые вещества-неметаллы, их сравне­ние с металла­ми. Аллотропия. Количество ве­щества. Молярный объ­ем газообраз­ных вещест.в Решение задач с использовани­ем понятий «ко­личество вещества», «постоян­ная Авогадро», «молярная мас­са», «молярный объем газов»

Контрольная работа №2 «Простые вещества».

Демонстрации.

7.Получение озона.

8.Образцы белого и серого олова, белого и красного фосфора.

9.Некоторые металлы и неме­таллы с количеством вещества 1 моль. Молярный объем газооб­разных веществ.

Лабораторные опыты.

6. Ознакомление с коллекцией метал­лов.

7. Ознакомление с коллекцией неметаллов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике веществ понятия: «метал­лы», «пластичность», «теплопроводность», «электропровод­ность», «неметаллы», «аллотропия», «аллотропные видоизмене­ния, или модификации»;

описывать положение элементов-металлов и элементов- неметаллов в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

классифицировать простые вещества на металлы и неметал­лы, элементы;

определять принадлежность неорганических веществ к одно­му из изученных классов — металлы и неметаллы;

доказывать относительность деления простых веществ на металлы и неметаллы;

характеризовать общие физические свойства металлов; устанавливать причинно-следственные связи между строе­нием атома и химической связью в простых веществах — метал­лах и неметаллах;

объяснять многообразие простых веществ таким фактором, как аллотропия;

описывать свойства веществ (на примерах простых веществ —- металлов и неметаллов);

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и лабораторных опытов;

использовать при решении расчетных задач понятия: «коли­чество вещества», «моль», «постоянная Авогадро», «молярная масса», «молярный объем газов», «нормальные условия»;

проводить расчеты с использованием понятий: «количество вещества», «молярная масса», «молярный объем газов», «посто­янная Авогадро».

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

составлять конспект текста;

самостоятельно использовать непосредственное наблюдение; самостоятельно оформлять отчет, включающий описание наблюдения, его результатов, выводов;

выполнять полное комплексное сравнение; выполнять сравнение по аналогии.

Тема 3. Соединения химических элементов (14ч)

Степень окис­ления. Основы номенклатуры бинарных со­единений. Оксиды Основания. Кислоты. Соли как произ­водные кислот и оснований. . Аморфные и кристалличе­ские вещества. Чистые вещест­ва и смеси. Массовая и объемная доли компонентов в смеси. Расчеты, связан­ные с понятием «доля». Обобще­ние и система­тизация знаний по теме «Соеди­нения хими­ческих элемен­тов».

Контрольная работа №3 «Соединения химических элементов»

Демонстрации.

Образцы оксидов, кислот, оснований и солей.

Модели кристаллических решеток хлорида натрия, алмаза, окси­да углерода (IV).

Кислотно-щелочные индикаторы, изменение их окраски в различных средах.

Универсальный индикатор и из­менение его окраски в различных средах.

Шкала pH.

Лабораторные опыты.

8. Ознакомление с коллекцией окси­дов.

9. Ознакомление со свойствами аммиака.

10. Качественная реакция на углекислый газ.

11. Определение pH растворов кисло­ты, щелочи и воды.

12. Определение pH лимонного и яблочного соков на срезе плодов.

13. Ознакомление с коллекцией солей.

14. Ознакомление с коллекцией веществ с разным типом крис­таллической решетки. Изготовление моделей кристаллических решеток.

15. Ознакомление с образцом горной породы.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике веществ понятия: «степень окисления», «валентность», «оксиды», «основания», «щелочи», «качественная реакция», «индикатор», «кислоты», «кислородсо­держащие кислоты», «бескислородные кислоты», «кислотная сре­да», «щелочная среда», «нейтральная среда», «шкала pH», «соли», «аморфные вещества», «кристаллические вещества», «кристал­лическая решетка», «ионная кристаллическая решетка», «атом­ная кристаллическая решетка», «молекулярная кристаллическая решетка», «металлическая кристаллическая решетка», «смеси»;

классифицировать сложные неорганические вещества по со­ставу на оксиды, основания, кислоты и соли; основания, кислоты и соли по растворимости в воде; кислоты по основности и содер­жанию кислорода;

определять принадлежность неорганических веществ к одно­му из изученных классов (оксиды, летучие водородные соедине­ния, основания, кислоты, соли) по формуле;

описывать свойства отдельных представителей оксидов (на примере воды, углекислого газа, негашеной извести), летучих водородных соединений (на примере хлороводорода и аммиака), оснований (на примере гидроксидов натрия, калия и кальция), кислот (на примере серной кислоты) и солей (на примере хлорид натрия, карбоната кальция, фосфата кальция);

определять валентность и степень окисления элементов в ве­ществах;

составлять формулы оксидов, оснований, кислот и солей по иллентностям и степеням окисления элементов, а также зарядам ионов, указанным в таблице растворимости кислот, оснований и солей;

составлять названия оксидов, оснований, кислот и солей; сравнивать валентность и степень окисления; оксиды, основанияа, кислоты и соли по составу;

использовать таблицу растворимости для определения рас- пюримости веществ;

устанавливать генетическую связь между оксидом и гидро­ксидом и наоборот; причинно-следственные связи между строе­нием атома, химической связью и типом кристаллической решет­ки химических соединений;

характеризовать атомные, молекулярные, ионные металли­ческие кристаллические решетки; среду раствора с помощью шкалы pH;

приводить примеры веществ с разными типами кристалли­ческой решетки;

проводить наблюдения за свойствами веществ и явлениями, происходящими с веществами;

соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

исследовать среду раствора с помощью индикаторов; экспериментально различать кислоты и щелочи, пользуясь индикаторами;

использовать при решении расчетных задач понятия «массо- иая доля элемента в веществе», «массовая доля растворенного ве­щества», «объемная доля газообразного вещества»;

проводить расчеты с использованием понятий «массовая до­ля элемента в веществе», «массовая доля растворенного вещест­ва», «объемная доля газообразного вещества».

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

составлять на основе текста таблицы, в том числе с применением средств ИКТ;

под руководством учителя проводить опосредованное на­блюдение;

под руководством учителя оформлять отчет, включающий описание эксперимента, его результатов, выводов;

осуществлять индуктивное обобщение (от единичного до­стоверного к общему вероятностному), т. е. определять общие существенные признаки двух и более объектов и фиксировать их в форме понятия или суждения;

осуществлять дедуктивное обобщение (подведение единич- , ного достоверного под общее достоверное), т. е. актуализировать понятие или суждение, и отождествлять с ним соответствующие существенные признаки одного или более объектов; определять аспект классификации; осуществлять классификацию;

знать и использовать различные формы представления клас­сификации.

Тема 4. Изменения, происходящие с веществами (12 ч)

Физические явления. Разделение смесей. Химические явления. Усло­вия и признаки протекания хи­мических реакций. Закон сохране­ния массы ве­ществ. Хими­ческие уравне­ния. Расчеты по хи­мическим урав­нениям. Реакции разло­жения. Поня­тие о скорости химической ре­акции и катали­заторах.

Реакции соеди­нения. Цепоч­ки переходов. Реакции заме­щения. Ряд активности металлов.

Реакции обме­на. Правило Бертолле . Типы химиче­ских реакций на примере свойств воды. Понятие о гид­ролизе. Контрольная работа № 4 «Изменения, происходящие с веществами»

Демонстрации.

Примеры физических явлений: а) плавление парафина; б) возгонка йода или бензойной кислоты; в) растворе­ние окрашенных солей; г) диффузия душистых веществ с горя­щей лампочки накаливания.

Примеры химических явлений: II) горение магния, фосфора; б) взаимодействие соляной кислоты с мрамором или мелом; в) получение гидроксида меди (II);

I) растворение полученного гидроксида в кислотах; д) взаимодействие оксида меди (II) с серной кислотой при нагревании; с) разложение перманганата калия; ж) разложение пероксида водорода с помощью диоксида марганца и каталазы картофеля или моркови; з) взаимодействие разбавленных кислот с металлами.

Лабораторные опыты.

16. Прокаливание меди в пламени спиртовки.

17. Замещение меди в растворе хлорида меди (II) же­лезом.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике веществ понятия: «дистил­ляция», «перегонка», «кристаллизация», «выпаривание», «филь­трование», «возгонка, или сублимация», «отстаивание», «цент­рифугирование», «химическая реакция», «химическое уравне­ние», «реакции соединения», «реакции разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «эк- ютермические реакции», «эндотермические реакции», «реак­ции горения», «катализаторы», «ферменты», «обратимые реак­ции», «необратимые реакции», «каталитические реакции», •'пекаталитические реакции», «ряд активности металлов», «гид­ролиз»;

устанавливать причинно-следственные связи между физиче­скими свойствами веществ и способом разделения смесей;

объяснять закон сохранения массы веществ с точки зрения атомно-молекулярного учения;

составлять уравнения химических реакций на основе закона сохранения массы веществ;

описывать реакции с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

классифицировать химические реакции по числу и составу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; на­правлению протекания реакции; участию катализатора;

использовать таблицу растворимости для определения воз­можности протекания реакций обмена; электрохимический ряд напряжений (активности) металлов для определения возможно­сти протекания реакций между металлами и водными раствора-

ми кислот и солей;

наблюдать и описывать признаки и условия течения химиче­ских реакций, делать выводы на основании анализа наблюдений за экспериментом;

проводить расчеты по химическим уравнениям на нахожде­ние количества, массы или объема продукта реакции по количе­ству, массе или объему исходного вещества; с использованием понятия «доля», когда исходное вещество дано в виде раствора с заданной массовой долей растворенного вещества или содер­жит определенную долю примесей.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

составлять на основе текста схемы, в том числе с примене­нием средств ИКТ;

самостоятельно оформлять отчет, включающий описание экс­перимента, его результатов, выводов;

использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере уравнений хи­мических реакций);

различать объем и содержание понятий; различать родовое и видовое понятия; осуществлять родовидовое определение понятий.

Тема 5. Практикум 1. Простейшие операции с веществом (3 ч)

1. Правила техники безопасности при работе в химиче­ском кабинете. Приемы обращения с лабораторным оборудова­нием и нагревательными приборами

2. Признаки химических реакций.

3. Приготовле­ние раствора сахара и расчет его массовой доли в растворе.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

обращаться с лабораторным оборудованием и нагреватель­ными приборами в соответствии с правилами техники безопас­ности;

выполнять простейшие приемы работы с лабораторным обо­рудованием: лабораторным штативом; спиртовкой;

наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходя­щими с веществами;

описывать химический эксперимент с помощью естествен­ного (русского или родного) языка и языка химии;

делать выводы по результатам проведенного эксперимента;

готовить растворы с определенной массовой долей раство­ренного вещества;

приготовить раствор и рассчитать массовую долю растворен­ного в нем вещества.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

самостоятельно использовать опосредованное наблюдение.

Тема 6. Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (18 ч)

Растворение как физико-хи­мический про­цесс. Раствори­мость. Типы растворов . Электролитическая диссоци­ация. Основные по­ложения те­ории электро­литической диссоциации. Ионные уравне­ния реакций . Кислоты: клас­сификация и свойства в свете. Основания: классификация и свойства в свете ТЭД . Оксиды: клас­сификация и свойства. Соли: класси­фикация и свойства в свете ТЭД. Генетическая связь между классами не­органических веществ.

Контрольная работа №4 «Растворение. Растворы. Свойства рас­творов электро­литов»

Классифика­ция химических реакций. Окислитель­но-восстанови­тельные реак­ции. Свойства изу­ченных классов веществ в свете окислитель­но-восстановительных реак­ций.

Демонстрации.

Испытание веществ и их растворов на элект­ропроводность,

Зависимость электропроводности уксусной кис­лоты от концентрации.

Движение окрашенных ионов в электри­ческом поле.

Взаимодействие цинка с серой, соляной кислотой, хлоридом меди (II).

Горение магния.

Взаимодействие хлорной и сероводородной воды.

Лабораторные опыты.

18. Взаимодействие растворов хлорида натрия и нитрата серебра.

19. Получение нерастворимого гидро­ксида и взаимодействие его с кислотами.

20. Взаимодействие кислот с основаниями.

21. Взаимодействие кислот с оксидами металлов.

22. Взаимодействие кислот с металлами.

23. Взаимо­действие кислот с солями.

24. Взаимодействие щелочей,с кисло­тами.

25. Взаимодействие щелочей с оксидами неметаллов.Взаимодействие щелочей с солями.

27. Получение и свойства нерастворимых оснований.

28. Взаимодействие основных окси­дов с кислотами.

29. Взаимодействие основных оксидов с водой.

30. Взаимодействие кислотных оксидов с щелочами.

31. Взаимо­действие кислотных оксидов с водой.

32. Взаимодействие солей i кислотами.

33. Взаимодействие солей с щелочами.

34. Взаимо­действие солей с солями.

35. Взаимодействие растворов солей с металлами.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике превращений веществ по­ни шя: «раствор», «электролитическая диссоциация», «электролиты», «неэлектролиты», «степень диссоциации», «сильные элект­ролиты», «слабые электролиты», «катионы», «анионы», «кислоты», «основания», «соли», «ионные реакции», «несолеобразующие оксиды», «солеобразующие оксиды», «основные оксиды», «кис­лотные оксиды», «средние соли», «кислые соли», «основные соли», «генетический ряд», «окислительно-восстановительные ре­акции», «окислитель», «восстановитель», «окисление», «восста­новление»;

описывать растворение как физико-химический процесс; иллюстрировать примерами основные положения теории элек- IПолитической диссоциации; генетическую взаимосвязь между неществами (простое вещество — оксид — гидроксид — соль);

характеризовать общие химические свойства кислотных II основных оксидов, кислот, оснований и солей с позиций тео­рии электролитической диссоциации; сущность электролитиче­ской диссоциации веществ с ковалентной полярной и ионной химической связью; сущность окислительно-восстановительных реакций;

приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства кислотных и основных оксидов, кислот, оснований н солей; существование взаимосвязи между основными класса­ми неорганических веществ;

классифицировать химические реакции по «изменению степе­ней окисления элементов, образующих реагирующие вещества»;

составлять уравнения электролитической диссоциации кис­ло г, оснований и солей; молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов; уравнения окислительно-восстановительных реакций, используя метод элек­тронного баланса; уравнения реакций, соответствующих после­довательности («цепочке») превращений неорганических веществ различных классов;

определять окислитель и восстановитель, окисление и вос- с гановление в окислительно-восстановительных реакциях;

устанавливать причинно-следственные связи: класс вещест­ва — химические свойства вещества;

наблюдать и описывать реакции между электролитами с помо­щью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства основных классов неорганических веществ.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

делать пометки, выписки, цитирование текста;

составлять доклад;

составлять на основе текста графики, в том числе с примене­нием средств И КТ;

владеть таким видом изложения текста, как рассуждение; использовать такой вид мысленного (идеального) моделиро­вания, как знаковое моделирование (на примере уравнений реакций диссоциации, ионных уравнений реакций, полуреак- ций окисления-восстановления);

различать компоненты доказательства (тезис, аргументы и форму доказательства);

осуществлять прямое индуктивное доказательство.

Тема 7. Практикум 2. Свойства растворов электролитов (1ч)

4. Решение эксперимен­тальных задач.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

обращаться с лабораторным оборудованием и нагреватель­ными приборами в соответствии с правилами техники безопас­ности;

выполнять простейшие приемы обращения с лабораторным оборудованием: лабораторным штативом, спиртовкой;

наблюдать за свойствами веществ и явлениями, происходя­щими с веществами;

описывать химический эксперимент с помощью естествен­ного (русского или родного) языка и языка химии;

делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять, исходя из учебной задачи, необходимость непо­средственного или опосредованного наблюдения;

самостоятельно формировать программу эксперимента.

Резерв – 1ч

9 КЛАСС (2 ч в неделю, всего 68 ч)

Введение. Общая характеристика химических элементов и химических реакций. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева (10 ч)

Характеристика химического элемента на основа­нии его положе­ния в Периоди­ческой системе Д. И. Менделе­ева. Амфотерные оксиды и гидро­ксиды . Периодический закон и Перио­дическая систе­ма Д. И. Менде­леева в свете учения о строе­нии атома. Химическая организация живой и нежи­вой природы. Классифика­ция химиче­ских реакций по различным основаниям. Понятие о ско­рости химиче­ской реакции. Катализаторы

Контрольная №1 «Введение. Об­щая характерис­тика химиче­ских элементов и химических реакций. Пери­одический за­кон и Периоди­ческая система химических элементов Д. И. Менделе­ева»

Демонстрации.

      1. Различные формы таблицы Д. И. Менделеева.

        Модели атомов элементов 1—3-го периодов.

        Модель строения земного шара (поперечный разрез).

        Зависимость скорости хими­ческой реакции от природы реагирующих веществ.

        Зависимость скорости химической реакции от концентрации реагирующих веществ.

        Зависимость скорости химической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ («кипящий слой»).

        За­висимость скорости химической реакции от температуры реаги­рующих веществ.

        Гомогенный и гетерогенный катализы.

        Фер­ментативный катализ.

        Ингибирование.

Лабораторные опыты.

1. Получение гидроксида цинка и ис­следование его свойств.

2. Моделирование построения Периоди­ческой системы химических элементов Д. И. Менделеева.

3. За­мещение железом меди в растворе сульфата меди (II).

4. Зависи­мость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ на примере взаимодействия кислот с металлами.

5. Зави­симость скорости химической реакции от концентрации реаги­рующих веществ на примере взаимодействия цинка с соляной кислотой различной концентрации.

6. Зависимость скорости хи­мической реакции от площади соприкосновения реагирующих веществ.

7. Моделирование «кипящего слоя».

8. Зависимость скорости химической реакции от температуры реагирующих ве­ществ на примере взаимодействия оксида меди (II) с раствором серной кислоты различной температуры.

9. Разложение пероксида водорода с помощью оксида марганца (IV) и каталазы.

10. Обна­ружение каталазы в некоторых пищевых продуктах.

11. Ингиби­рование взаимодействия кислот с металлами уротропином.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике превращений веществ по­нятия: «химическая реакция», «реакции соединения», «реакции

разложения», «реакции обмена», «реакции замещения», «реакции нейтрализации», «экзотермические реакции», «эндотермические реакции», «обратимые реакции», «необратимые реакции», «окис­лительно-восстановительные реакции», «гомогенные реакции», «гетерогенные реакции», «каталитические реакции», «некатали­тические реакции», «тепловой эффект химической реакции», «скорость химической реакции», «катализатор»;

характеризовать химические элементы 1—3-го периодов по

их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева: химический знак, порядковый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение ато­ма (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям, простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, летучего водородного соединения (для неметал­лов));

характеризовать общие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

приводить примеры реакций, подтверждающих химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов;

давать характеристику химических реакций по числу и со­ставу исходных веществ и продуктов реакции; тепловому эффекту; направлению протекания реакции; изменению степеней окисле­ния элементов; агрегатному состоянию исходных веществ; учас­тию катализатора;

объяснять и приводить примеры влияния некоторых факто­ров (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, дав­ление, температура, катализатор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ) на скорость химических реакций;

наблюдать и описывать уравнения реакций между вещест­вами с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

проводить опыты, подтверждающие химические свойства амфотерных оксидов и гидроксидов; зависимость скорости хими­ческой реакции от различных факторов (природа реагирующих веществ, концентрация веществ, давление, температура, катали­затор, поверхность соприкосновения реагирующих веществ).

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости ис­правлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно; составлять аннотацию текста;

создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме;

определять виды классификации (естественную и искусст­венную);

осуществлять прямое дедуктивное доказательство.

Тема 1. Металлы (15 ч)

Век медный, бронзовый, же­лезный. Положение элементов- металлов в Пе­риодической системе Д. И. Менделе­ева и особен­ности строения их атомов. Физические свойства метал­лов. Сплавы. Химические свойства метал­лов. Металлы в при­роде. Общие способы их получения. Понятие о кор­розии металлов.

Общая характе­ристика эле­ментов IA груп­пы. Соединения щелочных ме­таллов. Щелочнозе­мельные метал­лы. Соедине­ния щелочно­земельных Алюминий и его соединения. Железо и его со­единения.

Контрольная работа№2«Металлы»

Демонстрации.

      1. Образцы щелочных и щелочноземельных ме­таллов.

        Образцы сплавов.

        Взаимодействие натрия, лития и каль­ция с водой.

        Взаимодействие натрия и магния с кислородом.

        Взаимодействие металлов с неметаллами.

        Получение гидрокси­дов железа (II) и (III).

Лабораторные опыты.

12. Взаимодействие растворов кислот и солей с металлами.

13. Ознакомление с рудами железа.

14. Окра­шивание пламени солями щелочных металлов.

15. Взаимодейст­вие кальция с водой.

16. Получение гидроксида кальция и иссле­дование его свойств.

17. Получение гидроксида алюминия и ис­следование его свойств.

18. Взаимодействие железа с соляной кислотой.

19. Получение гидроксидов железа (II) и (III) и изуче­ние их свойств.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «металлы», «ряд активности металлов», «щелочные ме­таллы», «щелочноземельные металлы», использовать их при ха­рактеристике металлов;

давать характеристику химических элементов-металлов (ще­лочных металлов, магния, кальция, алюминия, железа) по их положению в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядковый номер, пери­од, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида);

называть соединения металлов и составлять их формулы по названию;

характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-металлов;

объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойства) химических элементов-металлов (радиус, металлические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элемен­тов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойст­ва высших оксидов и гидроксидов, окислительно-восстанови­тельные свойства) от положения в Периодической системе хи­мических элементов Д. И. Менделеева;

описывать общие химические свойства металлов с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

составлять молекулярные уравнения реакций, характеризую­щих химические свойства металлов и их соединений, ^ также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации; молекулярные, пол­ные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;

устанавливать причинно-следственные связи между строе­нием атома, химической связью, типом кристаллической решет- км металлов и их соединений, их общими физическими и хими­ческими свойствами;

описывать химические свойства щелочных и щелочнозе­мельных металлов, а также алюминия и железа и их соединений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент по распознаванию важнейших катионов металлов, гидроксид- ионов;

экспериментально исследовать свойства металлов и их соеди­нений, решать экспериментальные задачи по теме «Металлы»;

описывать химический эксперимент с помощью естествен­ного (русского или родного) языка и языка химии;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием металлов и их соединений.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

работать по составленному плану, используя наряду с основ­ными и дополнительные средства (справочную литературу, слож­ные приборы, средства ИКТ);

с помощью учителя отбирать для решения учебных задач не­обходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски;

сопоставлять и отбирать информацию, полученную из раз­личных источников (словари, энциклопедии, справочники, элек­тронные диски, сеть Интернет);

представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

составлять рецензию на текст; осуществлять доказательство от противного.

Тема 2. Практикум 1. Свойства металлов и их соединений (2 ч)

1. Решение экс­периментальных задач на распознавание и получение соедине­ний металлов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательны­ми приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

наблюдать за свойствами металлов и их соединений и явле­ниями, происходящими с ними;

описывать химический эксперимент с помощью естествен- . ного (русского или родного) языка и языка химии;

делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять, исходя из учебной задачи, необходимость исполь­зования наблюдения или эксперимента.

Тема 3. Неметаллы (25 ч)

Общая характе­ристика неме­талов. Общие химиче­ские свойства неметаллов. Неметаллы в природе и спо­собы их по­лучения. Водород. Вода. Галогены . Соединения га­логенов. Кислород. Сера, ее физи­ческие и хими­ческие свойства. Соединения серы. Серная кислота как электролит и ее соли. Серная кислота как окислитель. Получение и применение серной кислоты. Азот и его свой­ств. Аммиак и его свойства. Соли аммония. Оксиды азота. Азотная кисло­та как электро­лит, ее приме­нение. Азотная кислота как окислитель, ее получение. Фосфор. Соеди­нения фосфора. Понятие о фос­форных удоб­рениях. Углерод

Оксиды углерода. Угольная кисло­та и ее соли. Жесткость воды и способы ее устранения. Кремний. Соединения кремния. Силикатная промышлен­ность.

Контрольная работа №3 «Неметаллы»

Демонстрации.

      1. Образцы галогенов — простых веществ.

        Взаи­модействие галогенов с натрием, с алюминием.

        Вытеснение хло­ром брома или иода из растворов их солей.

        Взаимодействие серы с металлами, водородом и кислородом.

        Взаимодействие концент­рированной азотной кислоты с медью.

        Поглощение углем рас­творенных веществ или газов.

        Восстановление меди из ее оксида углем.

        Образцы природных соединений хлора, серы, фосфора, углерода, кремния.

        Образцы важнейших для народного хозяйст­ва сульфатов, нитратов, карбонатов, фосфатов.

        Образцы стекла, керамики, цемента.

Лабораторные опыты.

20. Получение и распознавание водоро­да.

21. Исследование поверхностного натяжения воды.

22. Раство­рение перманганата калия или медного купороса в воде.

23. Гид­ратация обезвоженного сульфата меди (II).

24. Изготовление гипсового отпечатка.

25. Ознакомление с коллекцией бытовых фильтров.

26. Ознакомление с составом минеральной воды.

27.Качественная реакция на галогенид-ионы.

28. Получение и распознавание кислорода.

29. Горение серы на воздухе и в кис­лороде.

30. Свойства разбавленной серной кислоты.

31. Изучение свойств аммиака.

32. Распознавание солей аммония.

33. Свойст­ва разбавленной азотной кислоты.

34. Взаимодействие концент­рированной азотной кислоты с медью.

35. Горение фосфора на воздухе и в кислороде.

36. Распознавание фосфатов.

37. Горение угля в кислороде.

38. Получение угольной кислоты и изучение ее свойств.

39. Переход карбонатов в гидрокарбонаты.

40. Разложе­ние гидрокарбоната натрия.

41. Получение кремневой кислоты и изучение ее свойств.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

использовать при характеристике металлов и их соединений понятия: «неметаллы», «галогены», «аллотропные видоизмене­ния», «жесткость воды», «временная жесткость воды», «постоян­ная жесткость воды», «общая жесткость воды»;

давать характеристику химических элементов-неметаллов (водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углеро­да, кремния) по их положению в Периодической системе хими­ческих элементов Д. И. Менделеева (химический знак, порядко­вый номер, период, группа, подгруппа, относительная атомная масса, строение атома (заряд ядра, число протонов и нейтронов в ядре, общее число электронов, распределение электронов по электронным слоям), простое вещество, формула, название и тип высшего оксида и гидроксида, формула и характер летучего водородного соединения);

называть соединения неметаллов и составлять их формулы по названию;

характеризовать строение, общие физические и химические свойства простых веществ-неметаллов;

объяснять зависимость свойств (или предсказывать свойст­ва) химических элементов-неметаллов (радиус, неметаллические свойства элементов, окислительно-восстановительные свойства элементов) и образуемых ими соединений (кислотно-основные свойства высших оксидов и гидроксидов, летучих водородных соединений, окислительно-восстановительные свойства) от положения в Периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева;

описывать общие химические свойства неметаллов с по­мощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

составлять молекулярные уравнения реакций, характеризую­щих химические свойства неметаллов и их соединений, а также электронные уравнения процессов окисления-восстановления; уравнения электролитической диссоциации;

молекулярные, пол­ные и сокращенные ионные уравнения реакций с участием электролитов;

устанавливать причинно-следственные связи между строе­нием атома, химической связью, типом кристаллической решет­ки неметаллов и их соединений, их общими физическими и хи­мическими свойствами;

описывать химические свойства водорода, галогенов, кисло­рода, серы, азота, фосфора, графита, алмаза, кремния и их соеди- пений с помощью естественного (русского или родного) языка и языка химии;

описывать способы устранения жесткости воды и выполнять соответствующий им химический эксперимент;

выполнять, наблюдать и описывать химический эксперимент но распознаванию ионов водорода и аммония, сульфат-, карбо- нат-, силикат-, фосфат-, хлорид-, бромид-, иодид-ионов;

экспериментально исследовать свойства металлов и их со­единений, решать экспериментальные задачи по теме «Неме­таллы»;

описывать химический эксперимент с помощью естествен­ного (русского или родного) языка и языка химии;

проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций, протекающих с участием неметаллов и их соединений.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

организовывать учебное взаимодействие в группе (распреде­лять роли, договариваться друг с другом и т. д.);

предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных ре­шений;

понимать причины своего неуспеха и находить способы вы­хода из этой ситуации;

в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и ра­боты всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки; отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; подтверждать аргументы фактами; критично относиться к своему мнению;

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

составлять реферат по определенной форме;

осуществлять косвенное разделительное доказательство.

Тема 4. Практикум 2. Свойства соединений неметаллов (3 ч.)

1. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруп­па галогенов».

2. Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа кислорода».

3. Получение, собирание и рас­познавание газов.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

обращаться с лабораторным оборудованием и нагревательны­ми приборами в соответствии с правилами техники безопасности;

наблюдать за свойствами неметаллов и их соединений и яв­лениями, происходящими с ними;

описывать химический эксперимент с помощью естествен­ного (русского или родного) языка и языка химии;

делать выводы по результатам проведенного эксперимента.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

определять, исходя из учебной задачи, необходимость исполь­зования наблюдения или эксперимента.

Тема 5. Первоначальные понятия об органических соединениях (8 ч.)

Первоначальные сведения о строении органических веществ.

Углеводороды: метан, этан, этилен.

Спирты (метанол, этанол, глицерин).

Карбоновые кислоты (уксусная, стеариновая) как представители кислородсодержащих органических соединений.

Биологически важные вещества: жиры, углеводы, белки.

Представления о полимерах на примере полиэтилена.

Предметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- давать определения изученным понятиям;

- описывать и различать изученные классы органических соединений, химические реакции;

- моделировать строение простейших формул органических веществ;

- интерпретировать химическую информацию, полученную из различных источников;

- анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащийся должен уметь:

- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

- представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ;

- составлять реферат по определенной форме;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ.

Тема 6. Обобщение знаний по химии за курс основной школы. Подготовка к государственной итоговой аттестации (ГИА) (10ч)

Периодический закон и Перио­дическая систе­ма Д. И. Менде­леева в свете те­ории строения атома

Виды химиче­ских связей и типы кристалли­ческих решеток. Взаимосвязь строения и свойств веществ.

Классифика­ция химических реакций по различным при­знакам. Ско­рость химиче­ских реакций.

Диссоциация электролитов в водных раство­рах. Ионные уравнения реакции. Окислительно­восстановитель­ные реакции. Классификация и свойства неор­ганических ве­ществ. Тренинг-тести­рование по вари­антам ГИА про­шлых лет и демо­версии

Личностные результаты обучения

Учащийся должен:

знать и понимать:

основные исторические события, свя­занные с развитием химии и общества; достижения в области хи­мии и культурные традиции (в частности, научные традиции) своей страны;

общемировые достижения в области химии; основ­ные принципы и правила отношения к природе; основы здоро­вого образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

правила поведения в чрезвычайных ситуациях, связанных с воздействием различных веществ;

основные права и обязанности гражданина (в том числе учащегося), связанные с личностным, профессио­нальным и жизненным самоопределением; социальную значи­мость и содержание профессий, связанных с химией;

испытывать:

чувство гордости за российскую химическую науку и уважение к истории ее развития;

уважение и принятие достижений химии в мире;

любовь к природе;

уважение к окру­жающим (учащимся, учителям, родителям и др.) — уметь слу­шать и слышать партнера, признавать право каждого на собст­венное мнение, принимать решения с учетом позиций всех участников; чувство прекрасного и эстетических чувств на осно­ве знакомства с миром веществ и их превращений;

самоуваже­ние и эмоционально-положительное отношение к себе;

признавать:

ценность здоровья (своего и других людей);

не­обходимость самовыражения, самореализации, социального при­знания;

осознавать:

готовность (или неготовность) к самостоятель­ным поступкам и действиям, ответственность за их результаты;

готовность (или неготовность) открыто выражать и отстаивать свою позицию и критично относиться к своим поступкам;

проявлять:

экологическое сознание; доброжелательность, до­верие и внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

обобщен­ный, устойчивый и избирательный познавательный интерес, инициативу и любознательность в изучении мира веществ и ре­акций;

целеустремленность и настойчивость в достижении целей, готовность к преодолению трудностей; убежденность в возмож­ности познания природы, необходимости разумного использо­вания достижений науки и технологий для развития общества;

уметь:

устанавливать связь между целью изучения химии и тем, для чего она осуществляется (мотивами);

выполнять кор­ригирующую самооценку, заключающуюся в контроле за процессом изучения химии и внесении необходимых коррективов, соответствующих этапам и способам изучения курса химии;

вы­полнять ретроспективную самооценку, заключающуюся в оценке процесса и результата изучения курса химии основной школы, подведении итогов на основе соотнесения целей и результатов;

строить жизненные и профессиональные планы с учетом конк­ретных социально-исторических, политических и экономических условий;

осознавать собственные ценности и соответствие их принимаемым в жизни решениям;

вести диалог на основе равно­правных отношений и взаимного уважения;

выделять нравствен­ный аспект поведения и соотносить поступки (свои и других лю­дей) и события с принятыми этическими нормами; в пределах своих возможностей противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности лич­ности и общества.


 

Комментарии
Комментариев пока нет.