Рабочая программа по курсу психологии в средней школе «Тропинка к своему Я» (8 класс, обучающиеся с ОВЗ)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №38
«Рассмотрено» Руководитель МО _____________________ Протокол №__ от________ |
«Согласовано» Зам. директора по УВР _______________________ «__»_________ 20__ г. |
«Утверждено» Директор МБОУ г. Иркутска СОШ №38 ___________________________ Приказ №____________________ от «___»_____________ 20__ г. |
Рабочая программа по курсу психология в средней школе «Тропинка к своему Я» для 8 Г класса (ОВЗ) Педагог – психолог Худолеева Альбина Андреевна I-я квалификационная категория
2018 - 2019 учебный год |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе требований к результатам освоения ООП и на основе методических рекомендаций по курсу психологии для средней школы «Тропинка к своему Я» 8 класс. Автор: О.В.Хухлаева. М.: Генезис, 2017.
Данный курс направлен на детей, имеющих трудности в усвоении программы в связи с задержкой психического развития. Она является частью системы по оказанию комплексной помощи обучающимся с ОВЗ (ЗПР) в освоении адаптированной основной образовательной программы на средней ступени обучения).
Цель программы: оказание содействия по созданию социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальным особенностям обучающихся с ЗПР и обеспечивающей психологические условия для успешного обучения, охраны здоровья и развития личности обучающихся в условиях образовательного процесса.
Планируемые результаты обучения по программе психологического курса «Тропинка к своему Я» в 8 классе
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траекторииобразования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формированияуважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
2) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
3) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
4) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
5) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессеобразовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
6) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
7) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
осознавать свои личные качества, способности и возможности;
осознавать свои эмоциональные состояния и учиться саморегуляции;
овладевать навыками саморегуляции в общении со сверстниками и учителями;
научиться контролировать собственное агрессивное поведение;
осознавать свою долю ответственности за чувства, мысли и поступки;
учиться прогнозировать последствия собственных поступков.
ПознавательныеУУД:
учиться осознавать и анализировать изменения в самом себе;
планировать свою учебную деятельность с учетом индивидуального стиля
учебной деятельности;
адекватно воспринимать оценки учителей;
уметь распознавать чувства других людей;
обогатить представления о собственных ценностях и их роли в жизни;
уметь формулировать собственные проблемы.
Коммуникативные УУД:
учиться строить взаимоотношения с окружающими;
учиться конструктивно разрешать конфликтные ситуации;
учиться правильно вести себя в ситуации проявления агрессии со стороны других;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении с друзьями;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться толерантному отношению к другому человеку.
Предметныерезультаты
осознавать собственную полезность и ценность, основные способы психологического взаимодействия между людьми, приемы повышения собственной самооценки, свое место в мире и обществе;
уметь работать в группе, в коллективе, получать удовольствие от процесса познания, преодолевать возникающие в школе трудности, психологически справляться с неудачами, осознавать и контролировать свое психологическое и эмоциональное состояние, взаимодействовать с учителем и сверстниками, адекватно анализировать собственные проблемы;
применять полученные знания для адекватного осознания причин возникающих у ребенка проблем и путей их решения, полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах деятельности.
Содержание занятия
Раздел 1. Мы меняемся.
Сфокусировать внимание на важнейших умениях, мотивировать подростка к позитивному самоизмениению.
Раздел 2. Я-концепция и ее ключевые компоненты.
Ввести понятие «внутренний мир человека» акцентировать его ценность и уникальность. Расширить самопознание подростка. Изучить личностные особенности мужчины и женщины.
Раздел 3. Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель.
Изучить личностные особенности в поведение человека их состояния и позиции. Научиться их различать и видеть в собственном поведение.
Раздел 4. Эмоциональный мир человека.
Рассмотреть особенности содержательного наполнения эмоций и помочь их осознанию. Способствовать снижению страхов, стрессов, эмоциональных перенапряжений.
Раздел 5. Мотивационная сфера личности.
Способствовать повышению учебной и социальной активности. Помочь в способствование и осознанию подростком своей мотивационной сферы.
Раздел 6. Обобщение.
Обобщение изученного материала на занятиях. Выделение и понимание самого необходимого в жизни человека. Составление коллажа.
Тематическое планирование
№ |
Раздел |
Количество часов |
Характеристика основных видов деятельности |
1. |
Мы меняемся |
4 |
Помочь подросткам осознать свои изменения; |
2. |
Я-концепция и ее ключевые компоненты |
6 |
Содействовать расширению самопознанию подростка. |
3. |
Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель |
5 |
Познакомить основными состояниями человека и их поведенческими проявлениями; Рефлексия собственного поведения. |
4. |
Эмоциональный мир человека |
12 |
Способствовать осознанию подростком своего эмоционального состояния. |
5. |
Мотивационная сфера личности |
3 |
Способствовать осознанию подростком своего мотивационной сферы. |
6. |
Обобщение |
4 |
Обобщение изученного материала на занятиях. |
Итого |
34 |
Приложение
Календарно-тематическое планирование по программе психологического курса «Тропинка к своему Я» для 8-ого класса ОВЗ
на 2018 -2019 учебный года
Количество часов: всего 34 часа; 1 час в неделю
Учебно – методическое пособие: уроки психологии для средней школы по авторской программе «тропинка к своему Я» (8 класс). Автор: О.В.Хухлаева,- М.: Генезис, 2015.
№ урока |
Тема |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
Мы меняемся. (4 часа) |
|||
1. |
Нужно ли человеку меняться? |
||
2. |
Нужно ли человеку меняться? |
||
3. |
Самое важное – захотеть меняться. |
||
4. |
Самое важное – захотеть меняться. |
||
Раздел Я –концепция и ее ключевые компоненты (6 часов) |
|||
5. |
Я -концепция |
||
6. |
Самоуважение |
||
7. |
Самоконтроль |
||
8. |
Самоэффективность |
||
9. |
Пол как ключевой аспект Я |
||
10. |
Личностные особенности мужчин и женщин |
||
Основные состояния человека: Ребенок, Взрослый, Родитель (5 часов) |
|||
11. |
Три состояния личности: Ребенок, Взрослый, Родитель |
||
12. |
Внутренний ребенок: какой он |
||
13. |
Внутренний ребенок бывает разный: естественный и приспособившийся |
||
14. |
Внутренний родитель может быть разным: заботливым и контролирующим |
||
15. |
Внутренний взрослый: истинный и мнимый |
||
Эмоциональный мир человека (12 часов) |
|||
16. |
Эмоции и чувства |
||
17. |
Психические состояния и их свойства |
||
18. |
Напряжение |
||
19. |
Настроение |
||
20. |
Настроение и активность человека |
||
21. |
Как управлять своим состоянием |
||
22. |
Как управлять своим состоянием |
||
23 |
Как изменить состояние |
||
24. |
Как изменить состояние |
||
25. |
Возрастной аспект состояний: состояния подростков |
||
26. |
Стресс |
||
27. |
Трудные ситуации и развитие |
||
Мотивационная сфера личности (3 часа) |
|||
28. |
Мотив и его функции. «Борьба мотивов» |
||
29. |
Привычки, интересы, мечты |
||
30. |
Мотивация помощи и альтруистического поведения |
||
Обобщение (4 часа) |
|||
31. |
Какой он Новый Я ? |
||
32. |
Самое необходимое |
||
33. |
Самое интересное |
||
34. |
Составление коллажа |
||
Итого: |
34 |