Рабочая программа по курсу «Решение молекулярных и генетических задач по биологии»

6
0
Материал опубликован 6 April 2021

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

среднего общего образования

(10-11 класс)

по курсу «Решение молекулярных и генетических задач по биологии»





Разработчик:

Лукина П. Ю.

Учитель биологии


















2020-2021 учебный год

пгт Рефтинский





Содержание программы (34 часа)

Тема 1. Белки: структуры белковой молекулы, функции белков в клетке.

Пептиды и белки, структуры белковой молекулы. Протеиногенные и непротеиногенные аминокислоты. Функции белков в клетке, белки-ферменты. Фермент и субстрат. Ингибиторы: виды и значение. Избирательная деградация белков. Убиквитин и его участие в модификации белков и в процессе деградации. Протеасомы. Решение задач.

Тема 2. Структура и функции ДНК.

История открытия модели ДНК. Нуклеотид, нуклеозид, пиримидины, пурины. Принцип комплементарности. Типы связей в молекуле ДНК. Полярность цепи, антипараллельность ориентации нитей. Сверхспирализация ДНК. Отличия ДНК и РНК, их функции. Генетический код и его свойства.

Тема 3. Биосинтез белка, код ДНК

Репликация ДНК: суть процесса и его значение; основные принципы; точность воспроизведения. Основные ферменты и белки репликации. Лидирующая и отстающая нить. Основные параметры репликации. Репликация у E. coli. Теория старения.

Мутационный процесс и репарация ДНК. Классификация мутаций. Молекулярный механизм мутагенеза. Взаимосвязь мутагенеза и репарации. Болезни, обусловленные дефектами репарации.

Транскрипция ДНК. Определение транскрипции. Структура РНК. Полимеразная реакция. Отличия транскрипции от репликации ДНК. Инициация, элонгация, терминация траснкрипции.

Процессинг первичных транскриптов. Определение процессинга. Экзоны, интроны, сплайсинг. Процессинг у бактерий. Процессинг у эукариот.

Регуляция транскрипции ДНК. Позитивная и негативная регуляция транскрипции. Оператор и промотор. Репрессоры, индукторы. Трансляция.

Тема 4. Структура и функции РНК.

Основные типы и основные функции клеточных и вирусных РНК. Общие принципы структуры РНК. Гипотеза о роли РНК в происхождении жизни. Расшифровка генетического кода.

Тема 5. Структура рибосом.

Локализация рибосом в клетке. Морфология и состав эукариотических и прокариотических рибосом. Принципы структуры рибосомных РНК. Функции рибосомальных РНК.

Тема 6. Методы молекулярно-генетических исследований. Микроскопия. Центрифугирование. Хроматография. Методы выделения и очистки нуклеиновых кислот. Секвенирование ДНК, полимеразная цепная реакция (ПЦР). Технология рекомбинантных ДНК.

Тема 7. Генная и клеточная инженерия.

Клонирование ДНК. Рестриктазы. Лигирование. Плюсы и минусы генной инженерии. Мифы о ГМО. Методы гибридизации соматических клеток.

Тема 8. Биомедицинские технологии. Наномедицина. Молекулярно-генетические методы диагностики заболеваний. Молекулярные инструменты доставки лекарств. Клеточная терапия. Стволовые клетки. Создание и применение моноклональных антител (МАТ).

Тема 9. Энергетический обмен и пластический обмен. Анаболизм и катаболизм. Ассимиляция и диссимиляция. Фотосинтез, биосинтез. Клеточное дыхание: гликолиз и его аналоги, цикл Кребса, окислительное фосфорилирование. Брожение. Виды брожения.



Календарно-тематическое планирование



п/п

Дата

Название темы (раздела)

Планируемые результаты

Основные виды деятельности обучающихся

Формы и методы контроля

ЭОР (МТБ)

Предметные

Метапредмет-ные

Личностные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научится

Раздел 1. Введение

1


Молекулярная биология как раздел науки

Охарактеризовать молекулярную генетику как важную часть молекулярной биологии

Объяснять значение молекулярной генетики в развитии знаний в биологии в целом

Развитие познавательных умений, умений практического характера

Формирование представлений о молекулярной биологии как сфере профессиональной деятельности

Лекционносеминарская форма работы

Фронтальная беседа


2


Объекты и методы молекулярной биологии

Раздел 2. Белки: структуры белковой молекулы, функции белков в клетке.

3


Структура белковой молекулы

Называть и характеризовать пространственные формы белков, механизмы их формирования, Приводить доказательства единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава.

Классифицировать органические соединения, объяснять их значение в жизнедеятельности клетки,


Решать расчётные биологические задачи с применение знаний по химии и математике

Умение работать с разными источниками биологической информации, умение использовать речевые средства для дискуссии

Устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, пополнять и систематизировать полученные знания

Работа с учебником и дополнительной литературой,

Фронтальная беседа, выполнение индивидуальных заданий


4


Функции белковых молекул

5


Белки-ферменты

6


Деградация белков

7


Решение задач на тему «Строение белков»

Решение биологических задач разных уровней сложности

Решение задач

Раздел 3. Структура и функции ДНК.

8


Модель ДНК Уотсона и Крика

Устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке. Приводить доказательства единства живой и неживой природы на примере сходства их химического состава. Сравнивать химический состав тел живой и неживой природы и делать выводы на основе сравнения.

Решать нестандартные биологические задачи, используя различные алгоритмы решения

Применять знания в новых и измененных ситуациях, работать с разными источниками биологической информации, умение использовать речевые средства для дискуссии

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий

Лекционносеминарская форма работы

Фронтальная беседа




выполнение индивидуальных заданий


9


Решение задач по теме «Строение молекулы ДНК»

10


Свойства генетического кода. Полярность и антипараллельность нити ДНК

11


Решение задач по теме «Строение молекулы ДНК»

Решение биологических задач разных уровней сложности

Раздел 4. Биосинтез белка, код ДНК

12


Репликация ДНК

Объяснять механизм и значение процессов матричного синтеза для клетки и всего организма;

Понимать процесс и этапы реакций матричного синтеза в клетке

Называть и классифицировать ферменты, необходимые для реакций.

Называть условия протекания реакций биосинтеза и объяснять их значение



Составлять схему процессов матричного синтеза, объяснять суть каждого из этапов, называть отличия и сходства.

Объяснять суть различных этапов процесса биосинтеза белка, характеризовать каждый из этапов, называть его особенности

Решать задачи по молекулярной биологии различных типов

Решать задачи, не входящие в обязательный минимум образования

Оформлять задачи на Едином Государственном экзамене по биологии.


Приводить примеры: использования достижений современной биологии для решения проблем; положительного и отрицательного влияния человека на живую природу;

Участвовать в дискуссиях по обсуждению проблем, связанных с биологией, экологией и медициной, формулировать и аргументированно отстаивать собственную позицию по этим проблемам;


Сравнивать: разные биологические концепции и теории; взгляды на взаимоотношения человека и природы на разных исторических этапах развития общества

Планирование самостоятельной деятельности в соответствии с целями, прогнозирование результатов, коррекция и самооценка




Фронтальная беседа


13


Решение задач на тему «Репликация ДНК»

Выполнение индивидуальных заданий

14


Мутации и их классификация. Мутагены.

15


Мутационный процесс и репарация ДНК

Фронтальная беседа

Выполнение индивидуальных заданий

Работа в паре






Самостоятельное решение задач по теме, консультация

16


Транскрипция ДНК: Инициация и элонгация

17


Транскрипция ДНК: терминация

18


Процессинг первичных транскриптов и сплайсинг

19


Регуляция транскрипции

20


Трансляция

21


Обобщение

22


Решение задач по теме «Биосинтез белка»

23


24


25


Процесс биосинтеза белка у прокариот и эукариот

Раздел 5. Структура и функции РНК.

26


Структура РНК

Называть основные мономеры, входящие в состав РНК;

Объяснять отличия нуклеиновых кислот, их значение;

Называть и аргументировать различные теории происхождения жизни на Земле

Решать задачи на тему «Строение РНК»

Обобщать и систематизировать полученные ранее знания, использовать их для аргументации собственной точки зрения

Сравнивать: разные биологические концепции и теории на разных исторических этапах развития общества

Беседа

Фронтальная беседа, записи в тетради


27


Решение задач на тему «Отличия ДНК и РНК»

Решение задач на соответствие

28


Гипотеза происхождения жизни и РНК

Работа с доп. литературой

Раздел 6. Структура рибосом

29


Локализация рибосом. Принципы структуры

Называть органоиды клетки, необходимые для её жизнедеятельности;

Называть существующие виды РНК

Объяснять отличия различных видов РНК, их роль в работе клетки

Решать задачи на тему «Строение РНК»

Систематизировать и анализировать информацию из учебника и доп. литературы; использовать её в дискуссиях


Сфрмировать познавательный интересе к изучению природы

Решение задач на соответствие из кимов ЕГЭ




30


Функции рибосомальных РНК



Раздел 7. Методы молекулярно-генетических исследований

31


Микроскопия, Центрифугирование, Хроматография








32


Секвенирование ДНК, Полимеразная цепная реакция








33


Обобщение








34


Итоговый зачёт















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации