Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 4 класса по УМК «Школа России»
МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
«Рассмотрено» Руководитель МО _______________ /Анофрикова В.А ./ Протокол № от « » августа 2017г. |
«Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «Ерышовская СОШ» /______________/ Анфиногенова И.А « » августа 2017 г. |
«Утверждаю» Руководитель МОУ «Ерышовская СОШ » /______________/ Березкина Л.А. Приказ № _____ от «___»___________2017г. |
Рабочая программа
по курсу «Русский язык» для 4 класса
Учитель: Тараканчикова О.Г.
2017 - 2018 учебный год
2.Пояснительная записка
Рабочая программа по Русскому языку разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной программы по русскому языку, планируемых результатов начального общего образования, авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого, Бойкина М.В. «Русский язык: (из сборника рабочих программ «Школа России») М.: «Просвещение»,2011г., к учебнику Канакина В.П. Русский язык. Учебник. 4 класс . М.: «Просвещение»,2015г. для УМК «Школа России»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей, основным каналом социализации личности. «Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нём своей духовной стороной только через посредство той же среды — отечественного языка» (К. Д. Ушинский).
Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Место курса «Русский язык» в учебном плане:
Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МОУ «Ерышовская СОШ».
Данная программа рассчитана на 1 год – 4 класс. Общее число учебных часов в 4 классе – 170часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели).
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» в 4 классе являются формирование следующих знаний и умений:
К концу изучения блока «Русский язык» обучающиеся научатся:
*различать однокоренные слова и формы слова;
*распознавать имена существительные, имена прилагательные, личные местоимения, глаголы;
*выполнять морфологический разбор изученных частей речи;
*образовывать имена существительные, имена прилагательные с помощью суффиксов; глаголы – с помощью приставок;
*подбирать синонимы и антонимы к доступным словам;
*определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
*выделять в предложении подлежащее и сказуемое, отличать главные члены от второстепенных;
*выделять из предложения словосочетания;
*видеть в предложении однородные члены;
*различать простое и сложное предложение;
*выполнять синтаксический разбор доступных простых и сложных предложений; *находить в словах изученные орфограммы по определённым признакам; *обозначать на письме проверяемые и непроизносимые согласные звуки; *графически объяснять выбор написания.
К концу изучения блока «Русский язык» обучающиеся получат возможность научиться:
*читать и произносить предложения, различные по цели высказывания и интонации; *составлять предложения с однородными членами; сложные предложения (в рамках изученного); *читать тексты правил и определений изучающим чтением (определять количество частей, задавать вопрос к каждой части, составлять план, пересказывать по плану);
*писать подробное изложение доступного текста; определять тему и тип текста;
*читать и составлять схемы слов, орфограмм, предложений; * распознавать части речи и их грамматические признаки; производить морфемный разбор ясных по составу слов, подбирать однокоренные слова разных частей речи; *писать слова с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением; безошибочно писать слова с непроверяемыми написаниями; *писать слова с удвоенной буквой согласного в корне, на стыке приставки и корня (изученные случаи);
*писать слова с ъ и ь разделительными знаками, с ь для обозначения мягкости согласных;
*писать сложные слова с соединительной буквой о и е;
*писать раздельно частицу не с глаголом;
*писать ь после ч в неопределённой форме глагола;
*писать буквы безударных гласных в окончаниях имён прилагательных;
*самостоятельно подбирать слова с изученными орфограммами;
*находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила;
*правильно переносить слова с ь, с удвоенными буквами согласных в корне, на стыке приставки и корня;
*пунктуационно оформлять предложения с однородными членами (без союзов, с одиночным союзом и), графически объяснять выбор знака;
*ставить запятую между двумя частями сложного предложения без союзов, графически объяснять выбор; *писать изложение и сочинение (95-100 слов) по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя. *находить в слове окончание и основу; выделять в основе её части (корень, приставку, суффикс); *выделять два корня в сложных словах; *орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать слова, предложения, текст; писать под диктовку текст (75-80 слов), включающий изученные орфограммы за 1-4 класс; *проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы; проводить самопроверкувыполнять звуко-буквенный анализ доступных слов; видеть несоответствия произношения и написания в слове.
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 4 кл. (170час)
Название темы |
К-во часов |
Изучаемые в теме вопросы |
Практикум: к/р., пров./р., диктанты, сочинения, изложения, практ./р., л/.р., экскурсии. |
Повторение |
11часов |
Язык и речь. Формулы вежливости. Текст и его план. Типы текстов. Предложение. Основа предложения. Виды предложений по цели высказывания. Диалог. Обращение. Словосочетание. |
Р.р. Обучающее изложение. Контрольный диктант по теме «Повторение» |
Предложение. |
9часов |
Предложение. Главные члены предложения (подлежащее и сказуемое) и второстепенные (обстоятельство, определение, дополнение). Грамматическая основа предложения. Части речи как главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами. Однородные подлежащие; однородные сказуемые; однородные второстепенные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях без союзов и с союзами и, а, но. Предложения сложные и предложения с однородными подлежащими, однородными сказуемыми. |
Р/р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень». Р/р Обучающее изложение. Контрольный диктант по теме «Предложение» |
Слово в языке и речи. |
19часов |
Слово и его лексическое значение. Тематические группы слов. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Фразеологизмы. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах. Правописание приставок и суффиксов. Разделительные твёрдый и мягкий знаки. Части речи. Морфологические признаки частей речи. Склонение имён существительных и имён прилагательных. Имя числительное, местоимение, глагол, наречие. |
Р.р.Письменное изложение повествовательного деформированного текста. Р/р Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». Контрольный диктант по теме «Части речи» |
Имя существительное |
41час |
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Род имен существительных, изменение по числам и вопросам. Имена существительные собственные и нарицательные. Имена существительные 1, 2 и 3-го склонения. Склонения имен существительных 1, 2 и 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний существительных с твердой и мягкой основами, кроме существительных на -мя, -ий, -ие, -ия. Склонение существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний существительных во множественном числе. Предлоги, употребляемые с косвенными падежами имен существительных. Существительное как член предложения. Употребление имен существительных в речи. |
Р/р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» Р/р Обучающее изложение Р/р Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» Р/р Обучающее изложение повествовательного текста с опорой на план Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
Имя прилагательное |
31 час |
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Сочетание прилагательных с существительными. Изменение прилагательных по родам, числам и вопросам. Склонение имен прилагательных. Склонение прилагательных единственного числа мужского и среднего рода с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода. Способы проверки. Склонение прилагательных единственного числа женского рода с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных женского рода. Способы проверки. Склонение прилагательных множественного числа с твердой и мягкой основами. Правописание безударных падежных окончаний прилагательных множественного числа. Способы проверки. Прилагательное как член предложения. Употребление имен прилагательных в речи. |
Р/р Описание игрушки. Р/р Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». Р/р. Выборочное изложение описательного текста по рассказу Ю. Коваля «Капитан Клюквин» Р/р. Подробное изложение описательного текста Р/р Сочинение-отзыв по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Р/р Сочинение-отзыв по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». Проверочная работа (тест) Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
Местоимение |
9 часов |
Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Личные местоимения и имя существительное. Личные местоимения я, ты, он, она, оно, мы, вы, они. Личные местоимения единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений единственного и множественного числа. Правописание личных местоимений с предлогами. Личные местоимения как члены предложения. Употребление личных местоимений в речи. |
Р/р Изложение повествовательного текста с элементами описания Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
Глагол |
32часа |
Лексическое значение. Основные грамматические признаки. Неопределенная форма глагола. Вопросы что делать? что сделать? Время глагола. Лицо глагола. Число глагола. Изменение глагола по временам, лицам и числам. Спряжение глаголов. I и II спряжение глаголов. Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения. Мягкий знак в глаголах 2-го лица единственного числа и в глаголах неопределенной формы — стеречь, беречь и др. Различие правописания глаголов на -тся, -ться. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глагол как член предложения. Употребление глагола в речи. |
Р/р Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Р/р Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». Р/р Составление рассказа по серии картинок Р/р. Подробное изложение повествовательного текста по вопросам Контрольный диктант по теме «Глагол» Р/р Изложение повествовательного текста Проверка знаний по теме «Глагол» (тест) |
Повторение |
18 часов |
Язык. Речь. Текст. Слово. Предложение и словосочетание. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи. Звуки и буквы. |
Р/р Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь»». Р/р Изложение повествовательного текста по цитатному плану. Итоговый контрольный диктант. |
Итого: |
170 час |
5. Календарно- тематическое планирование по русскому языку. 4 класс (170 ч)
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Материаль но- техническое обеспечение |
Дата проведе ния |
Количество часов |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|||||
Повторение (11ч) |
|||||||
1 |
Знакомство с учебником «Русский язык» (4 класс). Наша речь и наш язык. |
Различать монолог и диалог; составлять (совместно со сверстниками) текст по рисунку с включением в него диалога. Определять тему и главную мысль текста. Подбирать заголовок к тексту. Соотносить заголовок и текст. Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения. Составлять план текста. Подробно излагать содержание повествовательного текста. Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение. Сопоставлять тексты разного стиля. |
Регулятивные: принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации; выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами. Коммуникативные: умение вести диалог; строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст. вопросы в тексте, иллюстрациях; результате совместной работы класса и учителя. |
Положительное отношение к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
|
Учебник. Р.т. |
1 |
|
2 |
Язык и речь. Формулы вежливости |
1 |
|||||
3 |
Текст и его план. |
таблица |
1 |
||||
4 |
Р.р. Обучающее изложение. Типы текстов. |
Текст работы |
1 |
||||
5 |
Анализ изложения. Типы текстов. |
ПК.Пр |
1 |
||||
6 |
Предложение как единица речи |
ПК.Пр |
1 |
||||
7 |
Виды предложений по цели высказывания и по интонации |
таблица |
1 |
||||
8 |
Диалог. Обращение |
тексты |
1 |
||||
9 |
Словосочетание. |
ПК.Пр |
1 |
||||
10 |
Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения. |
Текст работы |
1 |
||||
11 |
Входной контрольный диктант. |
таблица |
1 |
||||
Предложение (9ч) |
|||||||
12 |
Однородные члены предложения (общее понятие) |
Различать предложения в тексте; составлять предложения из данных слов и определять тему составленных предложений; составлять продолжение текста. Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации. Различать и выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Разбирать предложение по членам предложения. Определять в словосочетании главное и зависимое слова при помощи вопроса. Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании, ставить вопросы к зависимому слову. Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Записывать предложения с однородными членами, разделяя однородные члены запятыми. Находить в предложении однородные члены, соединённые союзами. Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами. Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но). Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами. Составлять небольшой текст по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень». Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях. Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану, оценивать записанный текст с точки зрения орфографической и пунктуационной грамотности |
Регулятивные: определять наиболее эффективные способы достижения результата; выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации; учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; Коммуникативные: умение вести диалог; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; учитывать позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
|
Таблица |
1 |
|
13 |
Связь однородных членов предложения. Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
карточки |
1 |
||||
14 |
Знаки препинания в предложениях с однородными членами |
ПК.Пр |
1 |
||||
15 |
Р/р. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Золотая осень» |
ПК Текст работы |
1 |
||||
16 |
Наши проекты «Знаки препинания» |
ПК.Пр |
1 |
||||
17 |
Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями в составе сложного. |
карточки |
1 |
||||
18 |
Сложное предложение и предложение с однородными членами.. |
ПК.Пр |
1 |
||||
19 |
Р/р Обучающее изложение |
Текст работы |
1 |
||||
20 |
Контрольный диктант по теме «Предложение» |
Текст работы |
1 |
||||
Слово в языке и речи (19ч) |
|||||||
21 |
Работа над ошибками. Слово и его лексическое значение |
Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря. Сравнивать прямое и переносное значения слов, выбирать из текста предложение, в котором слово употреблено в прямом или переносном значении. Распознавать синонимы, антонимы, омонимы среди слов других лексических групп. Подбирать к слову синонимы, антонимы. находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним. Работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове. Выделять в слове значимые части. Наблюдать за способами образования нового слова. Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Распознавать значимые части слова. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Нахождить в тексте однокоренные слова. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание. Писать слова с удвоенными согласными, пользоваться орфографическим словарём при проверке написания слов. Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Различать значение разделительного твёрдого (ь) и разделительного мягкого (ь) знаков в слове, определять их место в слове, приводить примеры слов с данной орфограммой. Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста. |
Регулятивные: Осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, признавать возможность существования различных точек зрения; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий. |
развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних). Положительное отношение к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности. |
ПК.Пр |
1 |
|
22 |
Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова |
ПК.Пр |
1 |
||||
23 |
Синонимы, антонимы, омонимы |
Словари |
1 |
||||
24 |
Фразеологизмы. Обобщение знаний о лексических группах слов |
карточки |
1 |
||||
25 |
Состав слова. |
схема |
1 |
||||
26 |
Состав слова. Распознавание значимых частей слова |
ПК.Пр |
1 |
||||
27 |
Распознавание значимых частей слова |
перфокарты |
1 |
||||
28 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов |
ПК.Пр |
1 |
||||
29 |
Правописание гласных и согласных в корнях слов, удвоенных согласных в словах |
перфокарты |
1 |
||||
30 |
Правописание приставок и суффиксов |
схема |
1 |
||||
31 |
Разделительные твёрдый и мягкий знаки |
таблица |
1 |
||||
32 |
Р.р.Письменное изложение повествовательного деформированного текста.
|
ПК.Пр Текст работы |
1 |
||||
33 |
Анализ изложения. Части речи. Морфологические признаки частей речи. |
ПК Пр. |
1 |
||||
34 |
Склонение имён существительных и имён прилагательных |
карточки |
1 |
||||
35 |
Имя числительное, местоимение, глагол. |
таблица |
1 |
||||
36 |
Наречие как часть речи. |
ПК |
1 |
||||
37 |
Правописание наречий |
карточки |
1 |
||||
38 |
Р/р Сочинение-отзыв по репродукции картины В. М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке». |
Репродукция картины |
1 |
||||
39 |
Контрольный диктант по теме «Части речи» |
Текст работы |
1 |
||||
Имя существительное (41ч) |
|||||||
40 |
Работа над ошибками. Распознавание падежей имен существительных. |
Различать имена существительные, определять их признаки. Изменять имена существительные по падежам. Различать имена существительные в начальной и косвенных формах. Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы, предлоги, употребляемые с каждым из падежей. Находить имена существительные 1 -го склонения в предложениях. Подбират Склонять имена существительные 1-го склонения, проверять написание безударных окончаний по таблице ь примеры существительных 1 -го склонения. принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать. Находить имена существительные 2-го склонения в предложениях. Подбирать примеры существительных 2-го склонения. Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению Подбирать примеры имён существительных 3-го склонения. Склонять имена существительные 3-го склонения, проверять написание безударных окончаний по таблице. Составлять описательный текст по репродукции картины. Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различия. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова. Распознавать именительный и винительный падежи имён существительных Составлять предложение с именами существительными, употреблёнными в данных падежных формах. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в родительном падеже. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание. Различать имена существительные в именительном, родительном и винительном падежах. Различать имена существительные в родительном и дательном падежах. Распознавать имена существительные в творительном падеже. Писать слова в данной падежной форме и обосновывать написание безударного падежного окончания. Определять способы проверки написания безударного падежного окончания в предложном падеже. Писать слова в данной падежной форме. Сопоставлять формы имён существительных в предложном падеже, имеющих окончания -е и -и. Писать слова в данной падежной форме. Определять падеж имён существительных и обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму. Определять форму мн.ч. им. сущ. и склонение им. сущ. в форме мн. ч. Распределять им. сущ. по склонениям. Изменять им. сущ. в форме мн.ч. по падежам. Определять падеж им. сущ. во мн. ч. Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе. Распознавать одушевлённые имена существительные в винительном и родительном падежах во множественном числе, правильно писать окончания в данных падежах. Составлять по рисунку текст-диалог, используя в нём имена существительные в форме родительного падежа множественного числа. Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа. Составлять предложения из деформированных слов с изменением форм имён существительных. Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных. |
Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; выполнять действия по намеченному плану, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению; активно использовать речевые средства и средства ИКТ; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; строить монологическое высказывание; строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности. Познавательные : |
Понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека; способность к самооценке на основе наблюдения над собственной речью. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Восприятие значения русского языка в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка; этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. |
таблица |
1 |
|
41 |
Упражнение в распознании именительного, родительного, винительного падежей неодушевленных имен существительных |
ПК.Пр |
1 |
||||
42 |
Упражнение в распознании одушевленных имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падеже |
ПК |
1 |
||||
43 |
Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах |
карточки |
1 |
||||
44 |
Повторение сведений о падежах и приемах их распознавания. Несклоняемые имена существительные |
перфокарты |
1 |
||||
45 |
Три типа склонения имен существительных (общее представление). 1-е склонение имен существительных |
ПК.Пр |
1 |
||||
46 |
Упражнение в распознании имен существительных 1-го склонения |
схема |
1 |
||||
47 |
Р/р. Сочинение по репродукции картины А.А. Пластова «Первый снег» |
Текст работы |
1 |
||||
48 |
Анализ сочинения. 2-е склонение имен существительных |
таблица |
1 |
||||
49 |
Упражнение в распознании имен существительных 2-го склонения |
ПК.Пр |
1 |
||||
50 |
3-е склонение мен существительных |
перфокарты |
1 |
||||
51 |
Упражнение в распознании имен существительных 3-го склонения |
тест |
1 |
||||
52 |
Типы склонения. Алгоритм определения склонения имени существительного |
карточка |
1 |
||||
53 |
Р/р Обучающее изложение |
Текст работы |
1 |
||||
54 |
Анализ изложения. Падежные окончания имен существительных единственного числа 1,2 и 3-го склонения. Способы проверки безударных падежных окончаний имен существительных |
таблица ПК.Пр |
1 |
||||
55 |
Именительный и винительный падежи |
ПК |
1 |
||||
56 |
Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже |
ПК |
1 |
||||
57 |
Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных |
ПК.Пр |
1 |
||||
58 |
Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже |
карточки |
1 |
||||
59 |
Упражнение в правописании имен существительных в дательном и родительном падежах |
схемы |
1 |
||||
60 |
Упражнение в правописании имен существительных в дательном, винительном и родительном падежах |
ПК.Пр перфокарты |
1 |
||||
61 |
Правописание окончаний имен существительных в творительном падеже. |
схема |
1 |
||||
62 |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен существительных в творительном падеже |
ПК |
1 |
||||
63 |
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. |
ПК |
1 |
||||
64 |
Правописание окончаний имен существительных в предложном падеже. |
ПК.Пр |
1 |
||||
65 |
Правописание безударных окончаний имен существительных во всех падежах. |
перфокарты |
1 |
||||
66 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных |
карточки |
1 |
||||
67 |
Упражнение в правописании безударных падежных окончаний имен существительных. Закрепление |
тест |
1 |
||||
68 |
Р/р Сочинение-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». |
ПК Текст работы |
1 |
||||
69 |
Контрольный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных» |
Текст работы |
1 |
||||
70 |
Анализ работ. Правописание безударных падежных окончаний имён существительных |
схемы |
1 |
||||
71 |
Склонение имен существительных во множественном числе |
таблица |
1 |
||||
72 |
Именительный падеж имен существительных множественного числа |
таблица |
1 |
||||
73 |
Родительный падежи имен существительных множественного числа |
таблица |
1 |
||||
74 |
Правописание окончаний имен существительных множественного числа в родительныом падеже. Родительный и винительный падеж имен существительных множественного числа |
ПК |
1 |
||||
75 |
Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных множественного числа |
таблица |
1 |
||||
76 |
Р/р Обучающее изложение повествовательного текста с опорой на план |
Текст работы, план |
1 |
||||
77 |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе |
карточки |
1 |
||||
78 |
Контрольный диктант по теме «Имя существительное» |
Текст работы |
|||||
79 |
Анализ диктанта. Проверочная работа |
Текст работы |
1 |
||||
80 |
Наши проекты «Говорите правильно!» |
ПК Пр. |
1 |
||||
Имя прилагательное (31ч) |
|||||||
81 |
Имя прилагательное как часть речи |
Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Определять роль имён прилагательных в описательном тексте. Определять число имён прилагательных, изменять имена прилагательные по числам. Выделять словосочетания, образованные из имён прилагательных и имён существительных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам Правильно писать родовые окончания имён прилагательных. Изменять по падежам имена прилагательные мужского и среднего рода. Определять способ проверки и написания безударного падежного окончания имени прилагательного. Составлять предложения, употребляя в них имена прилагательные в именительном падеже. Согласовывать имена прилагательные в форме родительного падежа с именами существительными. Правильно произносить в именах прилагательных окончания -ого, -его в форме родительного падежа. Согласовывать имена прилагательные в форме дательного падежа с именами существительными. Составлять предложения из словосочетаний, из деформированных слов с последующим определением падежа имён прилагательных. Разбирать предложение по членам предложения. Сравнивать падежные окончания имён прилагательных, согласуемых с одушевлёнными и неодушевлёнными именами существительными в формах родительного и винительного падежей. Определять имена прилагательные в творительном и предложном падежах, правильно ставить вопросы к именам прилагательным в данных формах, различать их падежные окончания. Согласовывать имена прилагательные в форме творительного или предложного падежа с именами существительными. Различать оттенки значений имён прилагательных-синонимов и употребление их в речи. Изменять по падежам имена прилагательные женского рода. Правильно ставить вопросы к именам прилагательным, различать их падежные окончания, обосновывать написание безударных падежных окончаний. Сопоставлять падежные формы имён прилагательных, отвечающих на вопрос какой? и имеющих окончания -ой, -ей. Определять имена прилагательные в винительном и творительном падежах с вариантными окончаниями, правильно ставить вопросы к именам прилагательным в данных формах, различать их падежные окончания, обосновывать написание безударных падежных окончаний. Изменять по падежам имена прилагательные множественного числа. Определять падеж имён прилагательных в форме множественного числа. Различать именительный и винительный падежи имён прилагательных в форме множественного числа Сопоставлять содержание художественного и научного текстов и употребление в них языковых средств. Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных. |
Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками); планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться работать по предложенному учителем плану: Коммуникативные умение вести диалог; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения; учитывать позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения слушать и понимать речь других; текст
|
Развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних). Восприятие значения русского языка в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка; этические чувства — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей. |
ПК Пр. |
1 |
|
82 |
Род и число имён прилагательных. |
ПК.Пр |
1 |
||||
83 |
Р/р Описание игрушки. |
1 |
|||||
84 |
Склонение имён прилагательных |
ПК.Пр |
1 |
||||
85 |
Р/р Сочинение на тему «Чем мне запомнилась картина В. А. Серова «Мика Морозов»». |
Текст работы |
1 |
||||
86 |
Анализ сочинения. Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе |
карточки |
1 |
||||
87 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в именительном падеже |
ПК.Пр |
1 |
||||
88 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже |
ПК |
1 |
||||
89 |
Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже |
таблица |
1 |
||||
90 |
Именительный , родительный, винительный падежи |
таблица |
1 |
||||
91 |
Правописание окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах |
ПК.Пр |
1 |
||||
92 |
Упражнение в правописании имен прилагательных мужского и среднего рода |
карточки |
1 |
||||
93 |
Р/р. Выборочное изложение описательного текста по рассказу Ю. Коваля «Капитан Клюквин» |
ПК |
1 |
||||
94 |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода |
таблица |
1 |
||||
95 |
Склонение имен прилагательных женского рода |
Текст работы |
1 |
||||
96 |
Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода |
Текст работы |
1 |
||||
97 |
Родительный , дательный, творительный и предложный падежи имен прилагательных женского рода |
таблица |
1 |
||||
98 |
Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода |
ПК.Пр |
1 |
||||
99 |
Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных |
карточки |
1 |
||||
100 |
Р/р. Подробное изложение описательного текста |
Текст работы |
1 |
||||
101 |
Анализ изложения. Правописание падежных окончаний имен прилагательных |
ПК |
1 |
||||
102 |
Склонение имён прилагательных во множественном числе. |
ПК |
1 |
||||
103 |
Р/Р Сочинение-отзыв по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». |
ПК Репродукция картины |
1 |
||||
104 |
Анализ сочинения. Именительный и винительный падеж имён прилагательных множественного числа. |
ПК |
1 |
||||
105 |
Родительный и предложный падежи имён прилагательных множественного числа. |
ПК |
1 |
||||
106 |
Дательный и творительный падежи имён прилагательных множественного числа. |
ПК |
1 |
||||
107 |
Обобщение по теме «Имя прилагательное» |
перфокарты |
1 |
||||
108 |
Р/р Сочинение-отзыв по репродукции картины И. Э. Грабаря «Февральская лазурь». |
ПК.Пр Репродукция картины |
1 |
||||
109 |
Обобщение по теме «Имя прилагательное». Проверочная работа (тест) |
тест |
1 |
||||
110 |
Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное» |
Текст работы |
1 |
||||
111 |
Анализ сочинения и диктанта. Повторение по теме «Имя прилагательное» |
карточки |
1 |
||||
Местоимение (9) |
|||||||
112 |
Местоимение как часть речи |
Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять роль местоимений в речи. Определять лицо, число личных местоимений, род у личных местоимений 3-го лица. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Составлять словосочетания с косвенными формами личных местоимений. Составлять диалог по рисунку и определять уместность использования в нём личных местоимений. Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме. Составлять словосочетания, правильно выбирая косвенную форму местоимений. Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте им. сущ. соответствующими местоимениями. Раздельно писать предлоги с местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений. Письменно излагать содержание повествовательного текста. |
Регулятивные: учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; Коммуникативные: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
Развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); |
ПК |
1 |
|
113 |
Личные местоимения 1,2,и 3-го лица |
таблица |
1 |
||||
114 |
Изменение личных местоимений 1-го и 2-го лица по падежам |
ПК.Пр |
1 |
||||
115 |
Изменение личных местоимений 3-го лица по падежам |
ПК |
1 |
||||
116 |
Изменение личных местоимений по падежам |
ПК |
1 |
||||
117 |
Р/р Изложение повествовательного текста с элементами описания |
Текст работы |
1 |
||||
118 |
Анализ изложения. Обобщение по теме «Местоимение» |
карточки |
1 |
||||
119 |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
Текст работы |
1 |
||||
120 |
Анализ диктанта. Повторение по теме «Местоимение» |
ПК.Пр |
1 |
||||
Глагол (32ч) |
|||||||
121 |
Роль глаголов в языке. |
Различать глаголы среди слов других частей речи, а также среди омонимичных слов. Определять изученные грамматические признаки глаголов. Различать неопределённую форму глагола среди других форм глагола и отличать её от омонимичных имён существительных. Образовывать от глаголов в неопределённой форме однокоренные глаголы неопределённой формы, но другого вида. Наблюдать за глагольными приставками и суффиксами и узнавать их в глаголе неопределённой формы. Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Выделять личные окончания глаголов. Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов. Соотносить формы глаголов с вопросами, на которые они отвечают в определённом лице и числе Определять лицо и число глаголов. Выделять личные окончания глаголов. Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Наблюдать за различием в написании личных окончаний в глаголах I и II спряжения. Определять спряжение глаголов по личным окончаниям. Находить в тексте глаголы по заданным признакам. Записывать глаголы с ударными личными окончаниями в заданной форме. Различать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме. Различать глаголы-исключения среди других глаголов. Различать спряжение глаголов с безударными личными окончаниями по неопределённой форме. Различать глаголы-исключения среди других глаголов. Группировать глаголы по их спряжению с опорой на неопределённую форму. Сопоставлять разновидовые глаголы по их спряжению. Писать личные окончания глаголов, используя алгоритм определения спряжения глаголов. Образовывать от неопределённой формы временные формы глаголов. Писать личные окончания глаголов, используя алгоритм определения спряжения глаголов. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола с опорой на памятку. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Различать возвратные глаголы в неопределённой форме и возвратные глаголы 3-го лица единственного и множественного числа и правильно их записывать. Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать прави Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов.льность написания родовых окончаний глаголов. Обосновывать правильность написания буквы перед суффиксом -л- в прошедшем времени глагола. Классифицировать глаголы по заданным признакам. Воспроизводить по заданной модели признаки глагола. Проводить морфологический разбор глагола как части речи. Писать глаголы с частицей не. Определять орфограммы в глаголах. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола и орфограммы в корне |
Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия; принимать и сохранять в памяти цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; признавать возможность существования различных точек зрения; умение вести диалог; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности Познавательные: делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; |
Развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно-познавательных и внешних); |
ПК |
1 |
|
122 |
Изменение глаголов по временам |
ПК Пр. |
1 |
||||
123 |
Неопределённая форма глагола. |
ПК |
1 |
||||
124 |
Неопределённая форма глагола. Закрепление |
ПК карточки |
1 |
||||
125 |
Изменение глаголов по временам. |
таблица |
1 |
||||
126 |
Р/р Изложение повествовательного текста по цитатному плану. |
Текст работы |
1 |
||||
127 |
Анализ изложения. Спряжение глаголов |
таблица |
1 |
||||
128 |
Спряжение глаголов |
таблица |
1 |
||||
129 |
2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе |
схема |
1 |
||||
130 |
Р/р Сочинение по репродукции картины И. И. Левитана «Весна. Большая вода». |
Репродукция картины |
1 |
||||
131 |
Анализ сочинения. I и II спряжение глаголов настоящего времени |
Таблица ПК.Пр |
1 |
||||
132 |
I и II спряжение глаголов будущего времени. |
ПК |
1 |
||||
133 |
Наши проекты «Пословицы и поговорки». |
ПК.Пр |
1 |
||||
134 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени |
ПК.Пр |
1 |
||||
135 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Закрепление |
перфокарты |
1 |
||||
136 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Обобщение. |
карточки |
1 |
||||
137 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Повторение |
схема |
1 |
||||
138 |
Возвратные глаголы |
таблица |
1 |
||||
139 |
Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. |
ПК.Пр |
1 |
||||
140 |
Правописание -тся и –ться в возвратных глаголах. Закрепление |
ПК |
1 |
||||
141 |
Закрепление по теме «Глагол». Р/р Составление рассказа по серии картинок |
ПК.Пр |
1 |
||||
142 |
Правописание глаголов в прошедшем времени |
ПК |
1 |
||||
143 |
Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени. |
таблица |
1 |
||||
144 |
Правописание безударного суффикса глаголов в прошедшем времени. |
таблица |
1 |
||||
145 |
Р/р. Подробное изложение повествовательного текста по вопросам |
Текст работы |
1 |
||||
146 |
Контрольный диктант по теме «Глагол» |
Текст работы |
1 |
||||
147 |
Анализ работ. Повторение по теме «Глагол» |
карточки |
1 |
||||
148 |
Обобщение по теме «Глагол» |
ПК.Пр |
1 |
||||
149 |
Обобщение по теме «Глагол». Словарный диктант. |
Текст работы |
1 |
||||
150 |
Р/р Изложение повествовательного текста |
Текст работы |
1 |
||||
151 |
Анализ изложения. Проверка знаний по теме «Глагол» (тест) |
Тест |
1 |
||||
152 |
Анализ изложения, проверочной работы. Повторение по теме «Глагол» |
ПК.Пр |
1 |
||||
Повторение (18ч) |
|||||||
153 |
Язык. Речь. Текст. |
Воспроизводить знания о языке и речи, о формах речи. Определять тему и главную мысль текста, подбирать заголовок к тексту, определять структуру текста, составлять план, различать типы текстов. Различать предложение и словосочетание, выделять основу предложения и словосочетания. Определять роль главных и второстепенных членов предложения. Разбирать предложение по членам предложения. Различать распространённые и нераспространённые предложения. Составлять предложения по заданной модели. Различать предложения по цели высказывания и интонации и составлять такие предложения. Отличать предложения сложные от простых, сложные от простых с однородными членами. Ставить знаки препинания в конце предложения и внутри. Пользоваться словарями учебника. Определять различие в употреблении слов в разных стилях речи, находить изобразительно-выразительные средства языка в пейзажной зарисовке, анализировать языковые средства текста. части в слове с обоснованием своего ответа. Определять последовательность действий при нахождении в слове значимых частей (корня, приставки, суффикса и окончания). Различать однокоренные слова от форм слова, слов с омонимичными корнями, слов-синонимов. Находить орфограммы в слове, определять их тип, определять способ проверки орфограмм в корне и окончании, в приставке и суффиксе Различать слова с приставками и предлогами. Подбирать слова на изучаемое правило, писать слова с изученными орфограммами и обосновывать правильность написания. Распознавать изученные части речи и их признаки с обоснованием своего ответа. Находить сходство и различия в признаках частей речи Разбирать заданное слово как часть речи с помощью памятки и без неё. Правильно употреблять изученные части речи и их формы. Воспроизводить знания о звуках и буквах русского языка, о гласных и согласных звуках и их обозначении на письме. Различать звуки и давать им характеристику. |
Регулятивные: планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей определять наиболее эффективные способы достижения результата; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами; Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. умение вести диалог; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, активно использовать речевые средства и средства ИКТ |
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности; |
ПК.Пр |
1 |
|
154 |
Предложение и словосочетание |
таблица |
1 |
||||
155 |
Предложение и словосочетание. Закрепление |
таблица |
1 |
||||
156 |
Предложение и словосочетание. Обобщение |
таблица карточки |
1 |
||||
157 |
Лексическое значение слова. |
ПК.Пр |
1 |
||||
158 |
Р/р Сочинение на тему «Мои впечатления от картины И. И. Шишкина «Рожь»». |
Репродукция картины |
1 |
||||
159 |
Состав слова. |
перфокарты |
1 |
||||
160 |
Состав слова. Правописание орфограмм в значимых частях слова. |
ПК |
1 |
||||
161 |
Состав слова. Обобщение |
Таблица |
1 |
||||
162 |
Состав слова. Тест |
тест |
1 |
||||
163 |
Части речи. Признаки частей речи. |
схема |
1 |
||||
164 |
Части речи. |
ПК.Пр |
1 |
||||
165 |
Р/р Изложение повествовательного текста по цитатному плану. |
Текст работы |
1 |
||||
166 |
Анализ изложения. Части речи. |
ПК.Пр |
1 |
||||
167 |
Итоговый контрольный диктант |
Текст работы |
1 |
||||
168 |
Анализ контрольного диктанта. Повторение по теме «Части речи. Состав слова» |
карточки |
1 |
||||
169 |
Звуки и буквы. |
Лента букв |
1 |
||||
170 |
Игра «По галактике Частей Речи» |
плакат |
1 |
6.ЛИТЕРАТУРА
Учебные пособия: (для УМК «Школа России».)
Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 4кл. Учебник. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016г.
Канакина В.П. Русский язык: Рабочая тетрадь. 4кл. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2016г.
Тихомирова Е.М. Тесты по русскому языку. 4кл. в 2-х частях. - М.: Экзамен, 2015г.
Крылова О.Н. Контрольные работы по русскому языку. 4кл. в 2-х частях - М.: Экзамен, 2016г
Агапова И.А. Развивающие игры со словами для детей. М: ДОМ.21век, 2008
Ушакова О.Д. Пословицы, стихи и загадки о русском языке . Справочник школьника. С.-П:Литера, 2008
Ушакова О.Д. Синонимы и антонимы. Словарик для школьника. С.-П:Литера, 2008
Ушакова О.Д. Толковый словарик школьника. С.-П:Литера, 2005
Учебно-методическая литература:
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по русскому языку. 4 класс.- М.: ВАКО, 2016г.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе./Демидова М.Ю., Иванов С.В./ –М.:Просвещение, 2010
Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли: пособие для учителя. –М.:Просвещение, 2010
Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя./ Воронцов А.Б./. –М.:Просвещение, 2011
Развитие исследовательских умений младших школьников./ Шумакова А.Б./. –М.:Просвещение, 2011
Планируемые результаты начального общего образования. / Алексеева Л.Л./.–М.:Просвещение, 2010
ИКТ-средства
-Компьютер
-Презентации с интернета
-Личные презентации
-Наглядные пособия
*таблицы *перфокарты *карточки *картинки *рисунки
ПРИЛОЖЕНИЯ
Пр Проверка и оценка усвоения программы.
Основные виды письменных работ по русскому языку: списывание, диктанты
(объяснительные, предупредительные, зрительные, творческие, контрольные, словарные и т. д.), обучающие изложения и сочинения.
Примерное количество слов для словарных диктантов:
II класс — 8—10;
III класс — 10—12;
IV класс — 12—15.
Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:
I класс, конец года — 15—17;
II класс, первое полугодие — 25—30, конец года — 35—45;
III класс, конец первого полугодия — 45—55, конец года — 55—65;
IV класс, конец полугодия — 65—70, конец года — 75—80.
Количество слов в текстах для изложений:
I II класс, первое полугодие – примерно 40-50 слов, конец года – 50-65 слов;
I III класс, конец первого полугодия – 60-70 слов, конец года – 70-85 слов;
IV класс, конец первого полугодия – 80-90 слов, конец года – 95-100 слов.
В текстах, предназначенных для изложения,
Количество слов для каждого класса соответственно увеличивается на 15—20слов. Содержание текстов оказывает познавательное, воспитательное воздействие на учащихся.
Слова с непроверяемым написанием для изучения в 4 классе:
Автомобиль, агроном, адрес, аллея, аппетит, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, ботинки, вагон, везде, вокзал, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, ещё, железо, завтра, здесь, издалека, инженер, календарь, каникулы, кастрюля, километр, командир, комбайн, корабль, космонавт, костёр, костюм, лучше, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, пассажир, пейзаж, победа, портрет, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, салют, самолёт, сверкатъ, сверху, свитер, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, тарелка, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяин, хозяйство, человек, шестнадцать, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.