Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Я и мир вокруг»
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Общая характеристика программы «Я и мир вокруг» | 4 |
Тематическое планирование | 8 |
Содержание программы | 10 |
Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Я и мир вокруг» | |
Список литературы | 20 |
Приложение | 22 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наше общество переживает период переоценки ценностей: напряженные социально-экономические отношения, противоречивый информационный пресс, повышенные культурные требования к человеку, при понижении уровня общей культуры в обществе - все это ставит ребенка в трудное положение.
Сегодня наиболее оправданным является такой подход к организации воспитательной работы, при котором совокупность воспитательных средств направлена на выработку у каждого конкретного ребенка собственного варианта жизни, достойного его как человека современного общества. Мало просто «воспитывать» традиционные ценностные отношения, ученик должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей.
Данная программа ориентирована на воспитание личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества. Особое внимание в программе уделено проблеме общения и усвоения нравственных норм и правил поведения, что обусловлено проблемами вхождения ребенка в новую социальную среду, усвоения социального опыта.
Педагогическая целесообразность программы внеурочной деятельности в сфере социально-личностного развития детей обусловлена необходимостью помочь ребенку раскрывать индивидуальные способности, творческие начала собственной личности, формирование устремлений ребенка в интеграции личностных позиций «Я - хочу» и «Я - могу» как основы взаимодействия ребенка с другими детьми, учителем и другими взрослыми. Партнерские отношения, сопричастность взрослого к делам и поступкам детей (позиция «мы вместе», а не «над»), разработка занятий, развивающих потребность в приобретении умений и навыков - это и многое другое учитывается в программе «Я и мир вокруг». Актуальность и социальная значимость данной рабочей программы состоит в том, что она призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Программа предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.
Практическая значимость данной программы состоит в том, что отношение к окружающей действительности формируется в совместной деятельности учителя и учащихся, а нормы нравственного поведения «выращиваются» с 1 класса.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа “Я и мир вокруг” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Формирование образа Родины в младшем школьном возрасте имеет ярко выраженную мировоззренческую направленность и выступает как активный познавательный процесс. Знания и представления о своей стране, ее истории, культуре и природе являются важнейшим условием формирования отношения учащихся к Родине и впоследствии, при определенных условиях воспитания и обучения, составляют основу убеждений и мировоззрения детей.
В основу программы «Я и мир вокруг» положены следующие принципы:
- принцип природосообразности, который ориентирует на воспитание личности с учетом имеющегося природного потенциала, на основе закономерностей внутреннего развития, поиска, обнаружения и укрепления внутренних сил, поддержке самоопределения воспитанника;
- принцип гуманистической ориентации воспитания, что требует рассмотрения ребенка как главной ценности в системе человеческих отношений, главной нормой которых является гуманность. Принцип требует уважительного отношения к каждому человеку, выделения в качестве приоритетных задач заботы о социальном и психическом здоровье ребенка;
- принцип социальной адекватности воспитания, что требует соответствия содержания и средств воспитания в социальной ситуации, в которой организуется воспитательный процесс. Задачи воспитания ориентированы на реальные социально-экономические условия и предполагают формирование у детей прогностической готовности к реализации разнообразных социальных задач;
- принцип индивидуализации воспитания учащихся предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его особенностям, включение детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, предоставление возможности каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия.
Программа «Я и мир вокруг» является неотъемлемой и необходимой частью целостного образовательного процесса гимназии, так как соответствует её стратегической цели: «Создание условий для достижения нового качества образования, всестороннего развития личности учащихся».
Цель - сформировать личностные качества учащихся как основу взаимоотношений с людьми, обществом и миром в целом в процессе социального становления через самопознание, общение, деятельность; создать условия для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствовать систему патриотического воспитания, формировать у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с основными моделями коммуникативного поведения и правилами, регулирующими поведение в обществе с позиции индивидуальности.
2. Развивать механизмы эмоционально-волевого регулирования поведения.
3. Развивать внутреннюю убежденность в востребовании ребенка обществом.
4. Развивать основы личностной адекватной самооценки, ответственности за свои поступки.
5. Воспитывать сочувствие, желание оказывать поддержку, принимать помощь других.
6. Утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края.
Методы:
эмоционально-символические;
релаксационные;
когнитивные;
совместных проектов;
игры.
Материальное обеспечение программы:
материалы и инструменты для самостоятельного творчества каждого ребенка;
все необходимое для создания совместных творческих проектов, а также выполнения некоторых упражнений;
аудио- и видеозаписи, необходимые для просмотра на занятиях.
В структуре изучаемой программы выделяются следующие основные разделы:
«Правила хорошего человека».
«Любимый край».
«Я – гражданин России».
«Что мы уже знаем и умеем».
Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр по заданиям игровых карточек.
Формы и виды деятельности:
игровая;
познавательная;
краеведческая;
сюжетно - ролевые игры;
просмотр мультфильмов;
посещение выставочных залов и музеев;
походы в театр;
конкурсы;
посещение библиотек;
праздники.
Данная образовательная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с учетом образовательного процесса гимназии. Программа ориентирована на детей младшего школьного возраста и может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей.
Данная программа адресована учащимся 1- 4 классов и рассчитана на 68 часов в год. Периодичность занятий – 2 часа в неделю.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
«Правила хорошего человека» | ||
1 | Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись! | 1 |
2 | Быть вежливым – значит быть воспитанным! | 1 |
3 | Дружим с добрыми словами | 1 |
4 | Как слушать собеседника и вести себя во время разговора | 2 |
5 | Правда и ложь | 1 |
6 | Добро и зло | 1 |
7 | Любим добрые поступки | 1 |
8 | Лень вредит любому делу! | 1 |
9 | Терпенье и труд все перетрут | 2 |
10 | Какими в жизни следует быть? | 2 |
11 | Я и мое настроение | 1 |
12 | Каждый может быть интересен окружающим | 1 |
13 | Эмоции и мое поведение | 1 |
14 | Узнай настроение человека | 2 |
15 | Умеем общаться | 2 |
16 | Ответственность и я | 1 |
17 | В дружбе - сила | 2 |
| Итого | 23 |
«Любимый край» | ||
1 | Что такое Родина? | 1 |
2 | Моя малая Родина — Ульяновская область. | 2 |
3 | Природа моего края. | 2 |
4 | Символика Ульяновска и Ульяновской области (гимн, герб, флаг) | 2 |
5 | Кодекс жителя Ульяновска. | 1 |
6 | Известные люди нашего родного края. | 2 |
7 | Мои любимые места. | 2 |
8 | Родной край в прошлом. Экскурсия в музей. | 1 |
9 | О чем шепчут названия улиц родного города. | 2 |
10 | Уважения достойны. Беседа о пожилых людях. | 1 |
| Итого | 16 |
«Я – гражданин России» | ||
1 | Наша страна – Россия. | 2 |
2 | В гости к предкам | 2 |
3 | Знакомство с символами Российского государства. | 2 |
4 | Природа нашей родины. | 3 |
5 | Они прославили Россию. | 3 |
6 | Государственные праздники. | 2 |
7 | Русские писатели и поэты. | 2 |
8 | День Победы. | 1 |
9 | Юные герои, которые сражались с врагом. | 2 |
10 | О боевой храбрости и мужестве. | 2 |
11 | Путешествие в страну прав. | 2 |
12 | Я – гражданин. Мои права и обязанности. | 2 |
| Итого | 25 |
«Что мы уже знаем и умеем» | ||
1 | Мои чувства по отношению к Родине | 2 |
2 | Обобщающий урок | 2 |
| Итого | 4 |
| Всего | 68 часов |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«Правила хорошего человека»
Давайте познакомимся, друг другу улыбнувшись!
Ввести детей в мир общения, познакомить с правилами речевого этикета. Для чего мы знакомимся? Разыгрывание ситуации «Знакомство». Правила знакомства. Ролевые ситуации. Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве. Вежливые слова при знакомстве.
2. Быть вежливым – значит быть воспитанным!
Доброе слово и кошке приятно. Кого бы ты назвал вежливым и почему? Какие вежливые слова вы знаете? Способы приветствия и прощания. Как можно обратиться к другому человеку с просьбой? Как можно поздороваться?
3. Дружим с добрыми словами.
Идет работа по «превращению» слов. Жадность заменяется щедростью, зависть – доброжелательностью., расположенностью, добродушием. Грубость – нежностью, лаской, снисходительностью. Жестокость – жалостью, сочувствием и т.д.
4. Как слушать собеседника и вести себя во время разговора.
Дать понятие о том, что слово человека могущественно, словом можно развеселить, приободрить, поддержать в трудную минуту, словом можно пожалеть, обидеть, огорчить. Разыгрывание ролевой ситуации, художественное слово.
5.Правда и ложь
Обсуждение понятий «правда» и «ложь». Как вы понимаете слово «ложь»? Какие близкие по значению слова можно подобрать? Когда человек прибегает ко лжи? Зачем? Обсуждение и анализ пословиц. Чтение и анализ басни Л. Н. Толстого «Лгун», рассказа Л. Н. Толстого «Правда всего дороже», стихотворения «Эх!».
6. Добро и зло
Что такое добро? Решение проблемных ситуаций. Упражнение-тренинг «Надуй воздушный шарик злостью». Какие поступки нравятся – добрые или злые? Почему? Чтение и обсуждение стихотворения Л. Николаенко «Доброта» Игра – сказка. Эмоциональная игра «Интервью». Практическое задание «Хорошо – плохо».
7. Любим добрые поступки
Чтение стихотворений, рассказов по теме. Обсуждение понятия «доброта». Стихотворение Л. Николаенко «Доброта», Н. Добронравова «Чтобы стало в этом мире завтра…», «Дарите радость людям», «Если добрый ты». Объяснение смысла пословиц, комментирование. Анализ произведения В. Сухомлинского «Рассказ». Практическое задание: «Письмо маме…».
8. Лень вредит любому делу!
Анализ сказки «Сказка про лентяя Ваню». Выставка рисунков по теме. Чтение стихотворения и коллективное обсуждение С.Я. Маршак «Кот и лодыри». Чтение памятки как выполнять домашнее задание.
9. «Терпенье и труд все перетрут»
Чтение стихотворения В. Брюсова «Единое счастье - работа…». Знакомство с пословицами о труде, их анализ. Чтение и анализ текстов из литературных произведений: Л.Н. Толстой «Хотела галка пить…», И. Токмакова «Букваринск».
10. Какими в жизни следует быть?
Дать представление о плохих и хороших поступках. Оцени поступок с точки зрения соблюдения моральных норм. Упражнение «Что я должен и чего не должен?», «Помири друзей», «За что меня любят», игра «Оцени поступок». Чтение и анализ художественных произведений.
11. Я и мое настроение
Как справиться с раздражением, плохим настроением. Наши чувства, настроения, желания: когда они помогают, когда мешают нам. Как они соотносятся между собой. Умение выражать свои чувства и умение управлять ими. Рисование « Я - веселый, я - хмурый».
12. Каждый может быть интересен окружающим.
Дети говорят стоящему (по очереди), чем он им интересен. Учитель добавляет, где необходимо свои суждения. Подчеркнуть, как интересно в классе, когда каждый имеет свою изюминку, и всем от этого хорошо.
13. Эмоции и мое поведение
Пояснить, что такое эмоции. Как связано поведение и эмоции? Какие бывают эмоции? Упражнения в эмоциональном реагировании (дикие и домашние животные). Назови животных, изобрази их. Упражнение в сознательном управлении своими эмоциями. Задание «Рассмотри картинки и скажи, что на этих картинках изображено неправильно». Как управлять своими эмоциями? (правила).
14. Узнай настроение человека
Всегда ли у вас бывает хорошее настроение? Рассматривание фотографий, чем они отличаются? Почему бывает так грустно? Если тебе грустно, плохо, как ты себя ведешь? Если у твоего друга плохое настроение, как ты это заметишь? Каким бывает лицо у этого человека? Как ты можешь поднять настроение? Как можно спросить о причине плохого настроения? Как ты узнаешь, что у человека хорошее настроение? От чего оно бывает?
15. Умеем общаться
Что такое чувства? Какие бывают чувства? Зачем они нужны человеку? Все ли чувства надо испытывать человеку? Как надо проявлять чувства? Упражнение «Ваза», «Мои чувства», «Моя поляна», «Мир чувств».
16. Ответственность и я.
Дать понятие «ответственность», «ответственный человек». Отвечаем на вопрос «Ответственный ли ты?».
17. В дружбе сила.
Что означает слово «дружба?» Игра на внимание «Это я, это я, это все мои друзья». Сюрпризный момент «Пожелания другу». Обсуждение ситуаций на мультимедийном проекторе. Релаксационное упражнение «Давайте жить дружно». Разыгрывание и обсуждение ситуаций. Выработка правил крепкой дружбы. Что ты знаешь о своем друге? Кого можно называть своим другом? Почему мы называем друзьями только некоторых людей? Каким бы ты хотел видеть своего друга? Как ты выбираешь друзей? Что тебя привлекает в них больше всего? Ты хорошо знаешь своих друзей?
«Любимый край»
Что такое Родина?
Дать понятие «Родина», «патриотизм», «патриот». Беседа о значении Родины в жизни человека.
Моя малая Родина — Ульяновская область.
Формирование ценностного отношения к своему краю, традициям и культурному достоянию края. Рисование: «Наш город».
Природа моего края.
Знакомство с природой Ульяновской области. Животные, обитающие в лесах Ульяновской области. Животные и растения Красной книги Ульяновской области. Рисование на тему «Природа родного края».
Символика Ульяновска и Ульяновской области (гимн, герб, флаг)
Знакомство с символами родного края (герб, гимн, флаг). Творческое задание: создай герб или флаг своей семьи, улицы, микрорайона.
Кодекс жителя Ульяновска.
Знакомство с Кодексом жителя Ульяновска. Нормы поведения в общественных местах и т.д.
Известные люди нашего родного края.
Знакомство с известными людьми нашего города, их творчество и достижения. Составление рассказа на тему: «Кем я хочу стать» или «Если бы я был … ».
Мои любимые места.
Знакомство учащихся с достопримечательностями нашего города, их историей. Составление рассказа на тему: «Красивые места нашего города». Рисование на тему: «Мой любимый уголок».
Родной край в прошлом. Экскурсия в музей.
Родной край в прошлом. Знакомство с традициями. Рассматривание картин, фотографий и т.д. Экскурсия в музеи города.
О чем шепчут названия улиц родного города.
Знакомство учащихся с улицами нашего города, с названиями. В честь кого названы самые большие улицы города. Беседа «А знаешь ли ты в честь кого названа твоя улица?»
Уважения достойны. Беседа о пожилых людях.
Уважение к старшему поколению. Наши бабушки и дедушки. Почему необходимо проявлять уважение к старшему поколению? Традиции отношения к старшим в русской культуре. Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. «Золотые слова» бабушки.
«Я – гражданин России»
Наша страна – Россия.
Беседа «Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь». Путешествие по стране. Конкурс стихов, посвященных России. Выставка рисунков о России. Наши «соседи».
В гости к предкам.
История земли русской в былинах. Богатыри земли Русской. Важные даты в истории России.
Знакомство с символами Российского государства.
Знакомство с символами Российского государства. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Природа нашей родины.
Знакомство с природой России. Животные, обитающие в природных зонах России. Животные и растения Красной книги России. Рисование на тему «Природа России».
Они прославили Россию.
Знаменитые люди России (спортсмены, деятели культуры и искусства, актеры театра и кино), их заслуги и достижения. Просмотр тематической презентации.
Государственные праздники.
Знакомство с главными государственными праздниками России. История праздников.
Русские писатели и поэты.
Знаменитые писатели и поэты России. Современные писатели и поэты и их творчество.
День Победы.
След Великой Отечественной войны в жизни родного края и России в целом. Города – Герои России. Открытка ветерану.
Юные герои, которые сражались с врагом.
Дети войны. Познакомить учащихся с юными героями ВОВ и их подвигами. Просмотр и обсуждение тематической презентации.
О боевой храбрости и мужестве.
Герои Советского союза – наши земляки. Рисование на тему: «Мирное небо над головой».
Путешествие в страну прав.
Что такое права человека. Конвенция прав человека. Права ребенка в России. Просмотр и обсуждение презентации. Упражнение: «Какие права нарушены?», «Что нужно делать, чтобы не нарушать прав другого человека.»
Я – гражданин. Мои права и обязанности.
Дать понятие «гражданин», «гражданство». Что значит быть гражданином государства? Права и обязанности гражданина России. Просмотр и обсуждение презентации.
«Что мы уже знаем и умеем»
Мои чувства по отношению к Родине.
Выставка рисунков по теме. Обсуждение изученного материала. Что нового узнали учащиеся на занятиях?
Обобщающий урок
Обобщающий урок по курсу внеурочной деятельности «Я и мир вокруг».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ПРОГРАММЫ «Я И МИР ВОКРУГ»
У обучающихся будут сформированы личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
Учиться работать по предложенному плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
Слушать и понимать речь других.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и с взрослыми).
В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:
Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе о нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.
Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.
Для достижения данного уровня результатов необходимо:
1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной атмосферы на занятиях, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.
2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.
Для его достижения необходимо: сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.
В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:
начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;
нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
знание государственной символики и символики родного края, любить родину, дорожить культурными ценностями и традициями родного края.
Формы учета оценки планируемых результатов
1. Опрос
2. Наблюдение
3. Диагностика
4. Анкетирование учащихся и родителей
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ю.Ю. Баранова,, А.В. Кислякова, М.И. Солодкова, Л.Н. Чипышева Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразовательных организаций. – М. Просвещение, 2013. – 96 с.
2. Диагностика и мониторинг в сфере воспитания [Текст]: сб. науч. тр. Всерос. науч.-практ. конф. – М.: Педагогическое общество России, 2006. – 384 с.
3. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. — М.: Просвещение, 2010. — 223 с.
4. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я [Текст]: серия «Воспитание в современной школе» / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов. - М: Просвещение, – 2006. – 208 с.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст]: метод. рекомендации /под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Сфера, 2003. – 128 с.
6. Звездина, Г. П. Классные часы в начальной школе (Программа факультатива « Я и Мир») / Г. П. Звездина, Т. П. Щербакова. – М : ТЦ Сфера, 2004.
7. Е.Л. Петренко Азбука эффективных форм внеурочной деятельности. – Ульяновск: Центр ОСИ, 2015. – 72с.
8. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / В.И. Загвязинский. – 3-е издание, исправленное – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 192 с.
9. Классные часы в 1-4 классах / авт.-сост. И. В. Персидская и др. –Волгоград : Учитель, 2007. – 204 с.
10. Кащенко, В. В. Школа оптимизма : Внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4 классы / В. В Кащенко. - М. : ВАКО, 2008. – 160 с.
11. Курочкина, И. Н. Как научить поступать нравственно / И. Н. Курочкина. -3-е изд. - М. : Флинта, 2003. -128 с.
12. Степанов, Е.Н. Методология моделирования воспитательной системы образовательного учреждения [Электронный ресурс] /Е.Н. Степанов.- Режим доступа: http://portalus.ru (c).
13. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы /сост. Козлова М. А.- М. : Издательство «Экзамен», 2009. - 317 с.
14. Никишина, В. Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов / В. Б. Никишина. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 128 с.
15. Николаева, С. О. Занятия по культуре поведения с дошкольниками и младшими школьниками: Литературный и музыкально-игровой материал: Учеб.- метод. пособие / С. О. Николаева. - М. :Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2003. – 80 с.
16. Обучение и воспитание во вспомогательной школе / под редакцией В. В. Воронковой. - М. : Просвещение, 1984.
17. Профилактика жадности, лжи, лени и хвастовства: Коррекционно-развивающая программа для 5-8 лет / авт. сост. Н. В. Макарычева. - М. : АРКТИ, 2010. – 80 с.
18. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка. - СПб. : Речь,2007. - 296с.
19. Практика сказкотерапии / под ред. Н. А. Сакович. - СПб. : 2007. – 224 с.
20. Шипицина, Л. М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. / Л. М. Шипицина. - СПб. : Издательство « Союз», 2004. – 336 с.
21. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. “Современный урок”. Часть 1. Научно-практ. пос. для учителей, методистов. Ростов-на-Дону: Изд-во “Учитель”, 2006
22. Косачёва И.П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. – М.: издательство «АРКТИ», 2005. – 62с.
23. Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.
24. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования - Челябинск : ЧИППКРО, 2014. – 416 с.
25. Максимова Т.Н. Классные часы 1 класс Москва «Вако», 2009г.
26. Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.
27. Русские народные сказки Афанасьева. – Л.: Лениздат, 1983.
Приложение
Диагностика нравственной воспитанности
Методика №1: диагностика нравственной самооценки.
Инструкция:
Учитель обращается к ученикам со следующими словами: "Сейчас я прочитаю вам 10-ть высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ними согласны (насколько они про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ваш ответ в 4-е бала; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3-й бала; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2-а бала; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 -н бал. Напротив номера вопроса поставьте тот бал, на который вы оценили прочитанное мной высказывание". Пример: 1. - 3; 2. - 4 и т.д.
Текст вопросов:
1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.
2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.
3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.
4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.
5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.
6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.
7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.
8. Мне приятно делать людям радость.
9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.
10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 бала, приписывается 1 единица, в 3 бала - 2 единицы,
в 2 бала - 3
единицы, в 1 бал - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с
балом.
Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика №2: Диагностика этики поведения.
Инструкция:
Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".
Текст:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я...
Интерпретация:
Первый вопрос: отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос: Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос: Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: Самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос: Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.
Пятый вопрос: Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям.
Инструкция:
"Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10-ти желаний, выбрать из которых можно только 5-ть" Список учитель заранее выписывает на доске.
Список желаний:
1. Быть человеком, которого любят.
2. Иметь много денег.
3. Иметь самый современный компьютер.
4. Иметь верного друга.
5. Мне важно здоровье родителей.
6. Иметь возможность многими командовать.
7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.
8. Иметь доброе сердце.
9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.
10. Иметь то, чего у других никогда не будет.
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: №№ 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов - высокий уровень.
4-е, 3-й - средний уровень.
2-а - ниже среднего уровня.
0-1 - низкий уровень.
Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.
Инструкция:
"Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я.
A) Пытаюсь ему помочь.
Б) Думаю о том, что могло произойти.
В) Не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит,
что у него нет такой игры.
A) Я скажу ему, чтобы он не приставал.
Б) Отвечу, что не могу ему помочь.
В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.
Г) Пообещаю, что он может придти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.
А) Я не обращу внимания.
Б) Скажу, что он размазня.
В) Объясню, что нет ничего страшного.
Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:
A) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.
Б) Обижусь в ответ.
В) Докажу ему, что он не прав.
Обработка результатов: Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее учитель подсчитывает сумму положительных ответов, данных учеником. 4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень, 1 бал - низкий уровень