РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Одарёнок»
РАССМОТРЕНА на заседании МО учителей начальных классов Протокол №___ от _____ | ПРОВЕРЕНА Зам. директора по УВР ________ (подпись) | УТВЕРЖДЕНА Директор МБУ «Школа № 43» ___________ (подпись) Приказ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Одарёнок»
(указать учебный предмет, курс)
Количество часов по учебному плану 1 класс - 34 часа, 1 час в неделю. 2 класс - 34 часа, 1 час в неделю, 3 класс - 34 часа, 1 час в неделю, 4 класс - 34 часа, 1 час в неделю.
Пояснительная записка
Программа по внеурочной деятельности «Одаренок» направлена на воспитание любознательного, творческого исследователя, расширению математического кругозора, эрудиции учащихся, формированию познавательных универсальных учебных действий. С помощью применения современных технологий будет развиваться математическая грамотность детей. На занятиях учащиеся в активном поиске будут делать первые шаги в науку, что позволит им реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В результате воспитается интерес к предмету, разовьется наблюдательность, геометрическая зоркость, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, находить творческое решение учебной задачи.
Цель данной программы: развивать математическую любознательность, учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, воспитывать интерес к предмету.
Задачи:
• развитие математических способностей учащихся;
• обучение решению математических задач творческого и поискового
характера;
• воспитания любознательного, активно познающего мир младшего
школьника
Общая характеристика курса.
Программа «Одаренок» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Данная программа предусматривает, что учащиеся, выполняя задания, окажутся в новой математической ситуации, что будет способствовать умению работать без шаблона. Все это направлено на развитие сообразительности, любознательности. Вместе с учителем дети будут учиться рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самостоятельно находить ответ, двигаясь от вопроса к ответу. Курс внеурочной деятельности «Одаренок» учитывает возрастные особенности младших школьников и предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. Включены математические игры разной направленности, работая группами, парами дети перемещаются по классу, выполняя математические задания; игры – состязания, игры – соревнования.
Место курса в учебном плане.
Программа «Одаренок» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). 33 ч в год в 1 классе, 34 ч во 2—4 классах с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30—35 мин.
Содержание курса «Одаренок» отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний.
Ценностными ориентирами содержания курса являются:
— формирование логической грамотности, как умения рассуждать;
— освоение приёмов рассуждений;
— формирование интеллектуальных умений, выбор стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;
— развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
— формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, высказывать и проверять простейшие гипотезы;
— формирование пространственных представлений и пространственного воображения;
— привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Планируемые результаты
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.
Личностными результатами изучения курса «Одаренок» являются: развитие сообразительности, любознательности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».
Предметные результаты изучения курса отражены в содержании программы.
Критерии и показатели результативности
Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую диагностику, участие в интеллектуальных играх, викторинах, математических эстафетах
Содержание программы
| | |
1 | Загадочные числа. Арифметические действия. | Названия и последовательность чисел от 1 до 20,от 1 до 100. Решение и составление ребусов, числовых кроссвордов. Сложение и вычитание чисел в пределах 100, 1000. Числовые головоломки. Отгадывание задуманных чисел. |
2 | Хитрые задачи. | Задачи на решение разными способами, имеющими разные решения. Выделение частей задач. Обратные задачи. Старинные, логические, нестандартные задачи. Задачи на доказательство |
3 | Геометрический калейдоскоп | Маршрут передвижения. Алгоритм путешествия по заданному маршруту. Построение собственного маршрута для одноклассников. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Сбор и разбор пазлов. Разрезание и составление фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб. |
Форма организации обучения — математические игры, работа с конструкторами.
«Весёлый счёт» — игра-соревнование. Игры: «Русское лото», «Математическое домино», «День, ночь», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения», «Крестики-нолики», «Морской бой» и др.; конструкторы.
Игры с набором «Карточки-считалочки»— двусторонние карточки: на одной стороне записано задание, на другой — ответ. Набор «Геометрические тела». Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.
Математические треугольники: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «1000».
Создание объёмных фигур из развёрток: куб, прямоугольный параллелепипед, тетраэдр, четырёхугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр (по выбору учащихся).
Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор.
Конструкторы «Лего». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».
Загадочные числа. Арифметические действия.
Универсальные учебные действия:
— сравнивать разные приёмы действий, выбирая удобные способы для выполнения конкретного задания;
— моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числовых головоломок; используя его в ходе самостоятельной работы;
— применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;
— анализировать правила игры, действовать в соответствии с ними; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;
— выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
— аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Хитрые задачи
Универсальные учебные действия:
— анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделяя условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);
— искать и выбирать нужную информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;
— моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;
— объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;
— воспроизводить способ решения задачи;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать различные варианты решения задачи, выбирать из них верный, наиболее эффективный способ решения;
— оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;
— конструировать несложные задачи.
Геометрический калейдоскоп
Универсальные учебные действия:
— ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;
— ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;
— проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);
— выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;
— анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;
— составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;
— выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;
— сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;
— анализировать предложенные возможные варианты верного решения; — моделировать объёмные фигуры из развёрток;
— осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.
Тематическое планирование
1 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
«Да здравствует математика!» | 1 | |
Решение нестандартных задач. Дидактическая игра «Пчёлка» | 1 | |
Игра "Загадочный танграм" | 1 | |
Игра "Загадочный танграм" | 1 | |
Игра «Путешествие точки по лабиринту» | 1 | |
Игры с кубиками «Четыре в ряд», «Посчитай и забери» | 1 | |
Игры с кубиками «Четыре в ряд», «Посчитай и забери» | | |
Магическая линейка | 1 | |
Праздник «У числа 10 День рождения!» | 1 | |
Конструирование из деталей танграма | 1 | |
Конструктор «Лего» | 1 | |
Конструктор «Лего» | 1 | |
Дидактическая игра «Весёлая геометрия» | 1 | |
Математические игры. | 1 | |
Математические игры. | 1 | |
«Спичечный» конструктор. | 1 | |
Задачи-смекалки «Математическая шкатулка» | 1 | |
Задачи-смекалки «Математическая шкатулка» | 1 | |
Игра «Прятки с фигурами» | 1 | |
Числовые головоломки «Изучаем числа» | 1 | |
Командная игра «Математическая карусель» | 1 | |
Уголки - шашки | 1 | |
Игра – путешествие «Идем в магазин». | 1 | |
Конструирование на тему "Дом" | 1 | |
Игра «Математический кубик». | 1 | |
Математические игры | 1 | |
Математические игры | 1 | |
Секретные задачи | 1 | |
Математическая карусель | 1 | |
Математическая карусель | 1 | |
Числовые головоломки. | 1 | |
Числовые головоломки. | 1 | |
Путешествие по стране Математики | 1 | |
| Итого | 33 |
2 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
Удивительный мир математики | 1 | |
Крестики-нолики. Таблица «Геометрические узоры. Симметрия» | 1 | |
Математические игры. Игра «Русское лото». | 1 | |
Прятки с фигурами | 1 | |
Секреты задач | 1 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | |
Геометрический калейдоскоп | 1 | |
Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа. | 1 | |
Шаг к успеху. Игра «Меняемся местами» | 1 | |
Геометрия вокруг нас | 1 | |
Путешествие точки | 1 | |
Шаг к успеху. Игра «Расставь цифры». | 1 | |
Тайны окружности | 1 | |
Математическое путешествие | 1 | |
Новогодний серпантин | 1 | |
Новогодний серпантин | 1 | |
Математические игры | 1 | |
«Часы нас будят по утрам...» | 1 | |
Геометрический калейдоскоп | 1 | |
Головоломки | 1 | |
Секреты задач | 1 | |
Что скрывает сорока? | 1 | |
Интеллектуальная разминка. Игры «Карусель «Математическое домино», «Карточки-считалочки» | 1 | |
Дважды два — четыре | 1 | |
Таблицу умножения учим с увлечением | 1 | |
Таблицу умножения учим с увлечением | 1 | |
В царстве смекалки | 1 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
Составь квадрат | 1 | |
Мир занимательных задач | 1 | |
Мир занимательных задач | 1 | |
Математические фокусы | 1 | |
Математическая эстафета | 1 | |
| Итого | 34 |
3 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
«Числовой» конструктор | 1 | |
«Числовой» конструктор | 1 | |
Геометрия вокруг нас | 1 | |
Волшебные переливания | 1 | |
Шаг в будущее. Игры «Крестики-нолики», | 1 | |
Шаг в будущее. | 1 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
Математические фокусы | 1 | |
Математические игры | 1 | |
Секреты чисел Числовой палиндром | 1 | |
Математическая копилка | 1 | |
Математическое путешествие | 1 | |
Выбери маршрут | 1 | |
Числовые головоломки. Игра «Расставь цифры». | 1 | |
В царстве смекалки | 1 | |
В царстве смекалки | 1 | |
Мир занимательных задач | 1 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
Разверни листок | 1 | |
От секунды до столетия | 1 | |
От секунды до столетия | 1 | |
Числовые головоломки. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и какуро). | 1 | |
Конкурс смекалки | 1 | |
«Это было в старину» Старинные русские меры длины и массы | 1 | |
Математические фокусы | 1 | |
Энциклопедия математических развлечений | 1 | |
Энциклопедия математических развлечений | 1 | |
Математический лабиринт | 1 | |
| Итого | 34 |
4 класс
№ п.п. | Тема | Кол-во часов |
Интеллектуальная разминка Задачи в стихах. | 1 | |
Числа-великаны | 1 | |
Мир занимательных задач | 1 | |
Кто что увидит | 1 | |
Занимательные задания с римскими цифрами | 1 | |
Числовые головоломки. Числа-палиндромы. | 1 | |
Секреты задач | 1 | |
В царстве смекалки | 1 | |
Математический марафон. Задачи на переливание. | 1 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | |
«Спичечный» конструктор | 1 | |
Выбери маршрут. Составление маршрута путешествия по достопримечательностям города Тольятти | 1 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
Математические фокусы | 1 | |
Занимательное моделирование | 1 | |
Занимательное моделирование | 1 | |
Занимательное моделирование | 1 | |
Математическая копилка | 1 | |
Математика — наш друг! | 1 | |
Математика — наш друг! | 1 | |
Решай, отгадывай, считай | 1 | |
В царстве смекалки | 1 | |
В царстве смекалки | 1 | |
Числовые головоломки | 1 | |
Мир занимательных задач | 1 | |
Мир занимательных задач | 1 | |
Математические фокусы | 1 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
Интеллектуальная разминка | 1 | |
Блиц-турнир по решению задач | 1 | |
Математическая копилка | 1 | |
Геометрические фигуры вокруг нас | 1 | |
Математический лабиринт | 1 | |
КТД Математический праздник | 1 | |
| Итого | 34 |
Список литературы:
«Занимательная математика : программа внеурочной деятельности : 1—4 классы / Е. Э. Кочурова. — М : Вентана-Граф, 2019. — 28, [4] с. — (Российский учебник : Школа эрудита XXI века).