РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «Одарёнок»

1
0
Материал опубликован 15 April в группе



РАССМОТРЕНА

на заседании МО

учителей начальных классов

Протокол №___ от _____

ПРОВЕРЕНА

Зам. директора по УВР

________

(подпись)


УТВЕРЖДЕНА

Директор МБУ «Школа № 43»

___________

(подпись)

Приказ







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу внеурочной деятельности

«Одарёнок»

(указать учебный предмет, курс)







Количество часов по учебному плану 1 класс - 34 часа, 1 час в неделю. 2 класс - 34 часа, 1 час в неделю, 3 класс - 34 часа, 1 час в неделю, 4 класс - 34 часа, 1 час в неделю.





















Пояснительная записка

Программа по внеурочной деятельности «Одаренок» направлена на воспитание любознательного, творческого исследователя, расширению математического кругозора, эрудиции учащихся, формированию познавательных универсальных учебных действий. С помощью применения современных технологий будет развиваться математическая грамотность детей. На занятиях учащиеся в активном поиске будут делать первые шаги в науку, что позволит им реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. В результате воспитается интерес к предмету, разовьется наблюдательность, геометрическая зоркость, умения анализировать, догадываться, рассуждать, доказывать, находить творческое решение учебной задачи.

Цель данной программы: развивать математическую любознательность, учащихся, способствовать формированию познавательных универсальных учебных действий, воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

развитие математических способностей учащихся;

обучение решению математических задач творческого и поискового

характера;

воспитания любознательного, активно познающего мир младшего

школьника

Общая характеристика курса.

Программа «Одаренок» входит во внеурочную деятельность по направлению «Общеинтеллектуальное развитие личности». Данная программа предусматривает, что учащиеся, выполняя задания, окажутся в новой математической ситуации, что будет способствовать умению работать без шаблона. Все это направлено на развитие сообразительности, любознательности. Вместе с учителем дети будут учиться рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться самостоятельно находить ответ, двигаясь от вопроса к ответу. Курс внеурочной деятельности «Одаренок» учитывает возрастные особенности младших школьников и предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. Включены математические игры разной направленности, работая группами, парами дети перемещаются по классу, выполняя математические задания; игры – состязания, игры – соревнования.

Место курса в учебном плане.

Программа «Одаренок» рассчитана на ребят 7-11 лет, срок реализации 4 года (1-4 класс). 33 ч в год в 1 классе, 34 ч во 2—4 классах с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30—35 мин.

Содержание курса «Одаренок» отвечает требованиям к организации внеурочной деятельности: соответствует курсу «Математика» и не требует от учащихся дополнительных математических знаний.

Ценностными ориентирами содержания курса являются:

формирование логической грамотности, как умения рассуждать;

освоение приёмов рассуждений;

формирование интеллектуальных умений, выбор стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, высказывать и проверять простейшие гипотезы;

формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Планируемые результаты

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

Личностными результатами изучения курса «Одаренок» являются: развитие сообразительности, любознательности при выполнении разнообразных заданий проблемного характера; развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности; — воспитание чувства справедливости, ответственности; — развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

Метапредметные результаты представлены в содержании программы в разделе «Универсальные учебные действия».

Предметные результаты изучения курса отражены в содержании программы.

Критерии и показатели результативности

Результативность программы прослеживается через мониторинговую деятельность, включающую в себя педагогическую, психологическую диагностику, участие в интеллектуальных играх, викторинах, математических эстафетах

Содержание программы




1

Загадочные числа. Арифметические действия.

Названия и последовательность чисел от 1 до 20,от 1 до 100. Решение и составление ребусов, числовых кроссвордов. Сложение и вычитание чисел в пределах 100, 1000. Числовые головоломки. Отгадывание задуманных чисел.

2

Хитрые задачи.

Задачи на решение разными способами, имеющими разные решения. Выделение частей задач. Обратные задачи. Старинные, логические, нестандартные задачи. Задачи на доказательство

3

Геометрический калейдоскоп

Маршрут передвижения. Алгоритм путешествия по заданному маршруту. Построение собственного маршрута для одноклассников. Геометрические узоры. Закономерности в узорах. Симметрия. Сбор и разбор пазлов. Разрезание и составление фигур. Решение задач, формирующих геометрическую наблюдательность. Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.







Форма организации обучения  — математические игры, работа с конструкторами.

«Весёлый счёт» — игра-соревнование. Игры: «Русское лото», «Математическое домино», «День, ночь», «Задумай число», «Отгадай задуманное число», «Отгадай число и месяц рождения», «Крестики-нолики», «Морской бой» и др.; конструкторы.

Игры с набором «Карточки-считалочки»— двусторонние карточки: на одной стороне записано задание, на другой — ответ. Набор «Геометрические тела». Объёмные фигуры: цилиндр, конус, пирамида, шар, куб.

Математические треугольники: «Сложение в пределах 10; 20; 100», «Вычитание в пределах 10; 20; 100», «1000».

Создание объёмных фигур из развёрток: куб, прямоугольный параллелепипед, тетраэдр, четырёхугольная пирамида, икосаэдр, додекаэдр (по выбору учащихся).

Танграм: древняя китайская головоломка. «Сложи квадрат»1. «Спичечный» конструктор.

Конструкторы «Лего». Конструкторы «Танграм», «Спички», «Полимино», «Кубики», «Паркеты и мозаики», «Монтажник», «Строитель» и др. из электронного учебного пособия «Математика и конструирование».

Загадочные числа. Арифметические действия.

Универсальные учебные действия:

сравнивать разные приёмы действий, выбирая удобные способы для выполнения конкретного задания;

моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения числовых головоломок; используя его в ходе самостоятельной работы;

применять изученные способы учебной работы и приёмы вычислений для работы с числовыми головоломками;

анализировать правила игры, действовать в соответствии с ними; — включаться в групповую работу, участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его;

выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.

Хитрые задачи

Универсальные учебные действия:

анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделяя условие и вопрос, данные и искомые числа (величины);

искать и выбирать нужную информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы;

моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи, конструировать последовательность шагов (алгоритм) решения задачи;

объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия;

воспроизводить способ решения задачи;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

анализировать различные варианты решения задачи, выбирать из них верный, наиболее эффективный способ решения;

оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно); — участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи;

конструировать несложные задачи.

Геометрический калейдоскоп

Универсальные учебные действия:

ориентироваться в понятиях «влево», «вправо», «вверх», «вниз»;

ориентироваться на точку начала движения, на числа и стрелки, указывающие направление движения;

проводить линии по заданному маршруту (алгоритму);

выделять фигуру заданной формы на сложном чертеже;

анализировать расположение деталей (танов, треугольников, уголков, спичек) в исходной конструкции;

составлять фигуры из частей, определять место заданной детали в конструкции;

выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции;

сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием;

анализировать предложенные возможные варианты верного решения; — моделировать объёмные фигуры из развёрток;

осуществлять развёрнутые действия контроля и самоконтроля: сравнивать построенную конструкцию с образцом.











Тематическое планирование

1 класс

п.п.

Тема

Кол-во часов

«Да здравствует математика!»

1

Решение нестандартных задач. Дидактическая игра «Пчёлка»

1

Игра "Загадочный танграм"

1

Игра "Загадочный танграм"

1

Игра «Путешествие точки по лабиринту»

1

Игры с кубиками «Четыре в ряд», «Посчитай и забери»

1

Игры с кубиками «Четыре в ряд», «Посчитай и забери»


Магическая линейка

1

Праздник «У числа 10 День рождения!»

1

Конструирование из деталей танграма

1

Конструктор «Лего»

1

Конструктор «Лего»

1

Дидактическая игра «Весёлая геометрия»

1

Математические игры.

1

Математические игры.

1

«Спичечный» конструктор.

1

Задачи-смекалки «Математическая шкатулка»

1

Задачи-смекалки «Математическая шкатулка»

1

Игра «Прятки с фигурами»

1

Числовые головоломки «Изучаем числа»

1

Командная игра «Математическая карусель»

1

Уголки - шашки

1

Игра – путешествие «Идем в магазин».

1

Конструирование на тему "Дом"

1

Игра «Математический кубик».

1

Математические игры

1

Математические игры

1

Секретные задачи

1

Математическая карусель

1

Математическая карусель

1

Числовые головоломки.

1

Числовые головоломки.

1

Путешествие по стране Математики

1


Итого

33



2 класс

п.п.

Тема

Кол-во часов

Удивительный мир математики

1

Крестики-нолики. Таблица «Геометрические узоры. Симметрия»

1

Математические игры. Игра «Русское лото».

1

Прятки с фигурами

1

Секреты задач

1

«Спичечный» конструктор

1

«Спичечный» конструктор

1

Геометрический калейдоскоп

1

Числовые головоломки. Решение и составление ребусов, содержащих числа.

1

Шаг к успеху. Игра «Меняемся местами»

1

Геометрия вокруг нас

1

Путешествие точки

1

Шаг к успеху. Игра «Расставь цифры».

1

Тайны окружности

1

Математическое путешествие

1

Новогодний серпантин

1

Новогодний серпантин

1

Математические игры

1

«Часы нас будят по утрам...»

1

Геометрический калейдоскоп

1

Головоломки

1

Секреты задач

1

Что скрывает сорока?

1

Интеллектуальная разминка. Игры «Карусель «Математическое домино», «Карточки-считалочки»

1

Дважды два — четыре

1

Таблицу умножения учим с увлечением

1

Таблицу умножения учим с увлечением

1

В царстве смекалки

1

Интеллектуальная разминка

1

Составь квадрат

1

Мир занимательных задач

1

Мир занимательных задач

1

Математические фокусы

1

Математическая эстафета

1


Итого

34

3 класс

п.п.

Тема

Кол-во часов

Интеллектуальная разминка

1

«Числовой» конструктор

1

«Числовой» конструктор

1

Геометрия вокруг нас

1

Волшебные переливания

1

Шаг в будущее. Игры «Крестики-нолики»,

1

Шаг в будущее.

1

«Спичечный» конструктор

1

«Спичечный» конструктор

1

«Спичечный» конструктор

1

Интеллектуальная разминка

1

Интеллектуальная разминка

1

Математические фокусы

1

Математические игры

1

Секреты чисел Числовой палиндром

1

Математическая копилка

1

Математическое путешествие

1

Выбери маршрут

1

Числовые головоломки. Игра «Расставь цифры».

1

В царстве смекалки

1

В царстве смекалки

1

Мир занимательных задач

1

Интеллектуальная разминка

1

Интеллектуальная разминка

1

Разверни листок

1

От секунды до столетия

1

От секунды до столетия

1

Числовые головоломки. Заполнение числовых кроссвордов (судоку и какуро).

1

Конкурс смекалки

1

«Это было в старину» Старинные русские меры длины и массы

1

Математические фокусы

1

Энциклопедия математических развлечений

1

Энциклопедия математических развлечений

1

Математический лабиринт

1


Итого

34



4 класс

п.п.

Тема

Кол-во часов

Интеллектуальная разминка Задачи в стихах.

1

Числа-великаны

1

Мир занимательных задач

1

Кто что увидит

1

Занимательные задания с римскими цифрами

1

Числовые головоломки. Числа-палиндромы.

1

Секреты задач

1

В царстве смекалки

1

Математический марафон. Задачи на переливание.

1

«Спичечный» конструктор

1

«Спичечный» конструктор

1

Выбери маршрут. Составление маршрута путешествия по достопримечательностям города Тольятти

1

Интеллектуальная разминка

1

Математические фокусы

1

Занимательное моделирование

1

Занимательное моделирование

1

Занимательное моделирование

1

Математическая копилка

1

Математика — наш друг!

1

Математика — наш друг!

1

Решай, отгадывай, считай

1

В царстве смекалки

1

В царстве смекалки

1

Числовые головоломки

1

Мир занимательных задач

1

Мир занимательных задач

1

Математические фокусы

1

Интеллектуальная разминка

1

Интеллектуальная разминка

1

Блиц-турнир по решению задач

1

Математическая копилка

1

Геометрические фигуры вокруг нас

1

Математический лабиринт

1

КТД Математический праздник

1


Итого

34



Список литературы:

«Занимательная математика : программа внеурочной деятельности : 1—4 классы / Е. Э. Кочурова. — М : Вентана-Граф, 2019. — 28, [4] с. — (Российский учебник : Школа эрудита XXI века).



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.