Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Мой край»
Приложение № к
«Основной образовательной
программе ____________ общего
образования МБОУ СОШ №215»
утв. приказом №____ от ________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Мой край»
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Рабочая программа к курсу «Мой край» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Курс введен в часть учебного плана, формируемого образовательным учреждением в рамках духовно-нравственного направления.
Актуальность курса:
Цели краеведческого образования в школе значительны и разнообразны. Именно они позволяют расширить и углубить знания учащихся о природе, населении, хозяйстве, истории своего города и района. Пробудить любовь к своей малой родине, к естественным наукам. Как показывает практика, обучающиеся начальных классов не знакомы с историей своего города. Более того, зачастую они не различают сами понятия «город», «край», «страна». Между тем, ребятам интересно узнать, в честь кого назвали ту или иную улицу, кто жил в этом красивом доме много лет назад, и почему у города такое величественное имя?
Цель курса «Мой край» - расширение историко-географических представлений о своём крае, воспитание чувства любви и гордости за свой город.
Задачи курса:
- охарактеризовать природные богатства, климат, животный и растительный мир нашего края;
- познакомить обучающихся с историко-культурными памятниками города;
- охарактеризовать особенности населения, его промыслы, художественную деятельность и творчество;
- развивать творческие способности обучающихся, их познавательную активность;
- познакомить с творчеством выдающихся людей нашего края, с государственной символикой;
- воспитание любви к родному краю, патриотизма;
- развитие экологического мышления;
- приобретение знаний, умений и навыков в практической деятельности по охране растений и животных своего края;
Реализовать цели и задачи помогут различные формы и методы:
- лекции,
- творческие задания,
-практические работы,
-самостоятельный поиск,
-экскурсии,
- проекты,
- выставки,
- круглые столы и др.
Формы и методы должны быть такими, чтобы они давали возможность обучающимся самостоятельно искать пути решения возникающих проблем, повышать интерес к предмету, к своей родине.
Планируемые результаты.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
а) личностные универсальные учебные действия:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к окружающему миру, родному городу; понимания необходимости учения; личностная саморефлексия, способность к саморазвитию («что я хочу» (цели и мотивы), «что я могу» (результаты);
б) регулятивные универсальные учебные действия:
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи); учиться находить и формулировать учебную проблему совместно с учителем; составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера совместно с учителем/самостоятельно; работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ); умение соотнести результат своей деятельности с целью и оценить его; в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.
в) познавательные универсальные учебные действия: извлекать информацию; ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания; делать предварительный отбор источников информации для поиска нового знания; добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами; самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов; перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
г) коммуникативные универсальные учебные действия:
доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее; учиться подтверждать аргументы фактами; учиться критично относиться к собственному мнению; понять другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; организовывать учебное взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
В 3 классе курс «Мой край» предусматривает ряд основных направлений:
Что такое краеведение (4 часа).
Введение понятия «краеведение». Когда оно зародилось в России и на Урале.
Географическое положение Екатеринбурга. Введение основных географических понятий: материк, часть света, страна, край, город. Географическое положение Екатеринбурга на карте России, Урала и Свердловской области. Граница Европа - Азия.
История Екатеринбурга (8 часов).
Дети знакомятся с этапами становления родного города, с историческими событиями и достопримечательностями.
Зарождение Екатеринбурга. Происхождение названия города. День основания (18 ноября 1723г) и День рождения города (третья пятница августа). Экскурсия в Исторический сквер. Осмотр памятника В.Н. Татищеву и В.И. де Генину. Панорама сквера. Что такое плотина и зачем ее построили? Барельеф на стене справа и слева от плотины. Капсула времени. Образцы горных порд в Историческом сквере.
Здания: на левом берегу – Отдел природы Свердловского областного краеведческого музея и Музей истории архитектуры и промышленной техники Урала. На правой стороне, за мостиком, Музей изобразительного искусства.
Улицы и площади нашего города, их старые и новые названия. Рассказ обучающихся об улице в своем микрорайоне. Составление плана своего микрорайона, квартала с указанием своей улицы и номера дома. Нахождение своей улицы на карте города.
Наши знаменитые земляки (10 часов).
Почетные граждане нашего города (академики Большаков и Шварц С.С., изобретатель радио А.Попов, художники А.И. Корзухин и Решетников, президент Б.Н Ельцин и др.) Знакомство с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Аленушкины сказки». Экскурсия в Музей писателей Урала. Знакомство со сказами П.П. Бажова. Выставка рисунков. Экскурсия в Дом-музей Бажова, в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства. Обучающиеся знакомятся с творчеством выдающихся людей нашего края – поэтов, писателей, художников.
Природные условия Екатеринбурга (8 часов).
Водоемы нашего города. (5 часов) Река Исеть- главная водная артерия города. Понятия «исток», «устье», «протяженность». Пруды на реке Исеть: Городской, Парковый, Верх-Исетский и Нижне-Исетский пруды. Озеро Шарташ. Его история в XVIII – XiX вв. Судьба Шарташа в наши дни. Экскурсия на Каменные палатки.
Рельеф Екатеринбурга и его окрестностей. (3 часа) Наиболее высокие точки города: Московская, Ивановская, Уктусские горы и гора Татищева. Расположение этих гор на карте, происхождение названий. Экскурсия на Вознесенскую горку. Панорама центральной части города. Усадьба Харитоновых- Расторгуевых. Вознесенская церковь. Храм-на-крови (на месте дома Ипатьева, где была расстреляна семья последнего русского царя Николая II.
Удивительна и красива природа нашего края. Совместные походы детей и родителей на природу, поездки на наиболее известные скалы в окрестностях города с последующим запечатлением на фотоаппараты, видеокамеры и с отчетом об этих поездках. Гора Волчиха. Скалы Семь Братьев, Чертово Городище. Природный парк Оленьи ручьи. Тальков камень. Карьер Старая линза и др.
Погода и климат нашего края (2 часа)
Введение понятий «погода» и «климат». Уроки по фенологии. Наблюдения за сезонными изменениями в природе и за датами наступления тех или иных природных явлений в нашем регионе.
Чему мы научились (2 часа). Защита проектов
На изучение данной рограммы рекомендуется 1 час в неделю (34 часа в год)
2. Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Мой край»
Наименование раздела | Наименование темы | Количество часов |
Что такое краеведение | Введение понятия «краеведение» | 1 |
| Географическое положение Екатеринбурга. Введение основных географических понятий | 1 |
| Определение на карте координат указанных географических объектов | 1 |
| Площадь и численность населения Екатеринбурга | 1 |
История Екатеринбурга | Зарождение Екатеринбурга | 1 |
| Основатели нашего города: В.Н. Татищев и В.И. де Генин | 1 |
| Исторический сквер – место основания нашего города (экскурсия) | 2 |
| Екатеринбургу – 298 лет! | 1 |
| Улицы и площади нашего города | 1 |
| Храм- на-крови – место гибели семьи последнего русского царя | 2 |
Наши знаменитые земляки | Почетные граждане нашего города (академики Большаков и Шварц С.С., изобретатель радио А.Попов, художники А.И. Корзухин и Решетников, президент Б.Н Ельцин и др.) | 2 |
| Знакомство с творчеством Д.Н. Мамина - Сибиряка. «Аленушкины сказки» | 2 |
| Экскурсия в Музей писателей Урала | 2 |
| Знакомство со сказами П.П. Бажова | 2 |
| Экскурсия в Дом-музей Бажова, в Музей истории камнерезного и ювелирного искусства | 2 |
Природные условия Екатеринбурга | Водоемы нашего города. Река Исеть- главная водная артерия города | 1 |
| Пруды на реке Исеть: Городской, Парковый, Верх-Исетский и Нижне-Исетский пруды | 1 |
| Речки Уктус и Патрушиха. Животный и растительный мир в их районе | 1 |
| Озеро Шарташ. Его история в XVIII – XiX вв. Судьба Шарташа в наши дни | 1 |
| Шарташский лесопарк и Каменные палатки. Экскурсия | 1 |
| Рельеф Екатеринбурга и его окрестностей. Наиболее высокие точки города: Московская, Ивановская, Уктусские горы и гора Татищева | 1 |
| Гора Вознесенская. Экскурсия | 1 |
| Удивительна и красива природа нашего края! Гора Волчиха. Скалы Семь Братьев, Чертово Городище, Тальков Камень | 1 |
Погода и климат нашего края | Погода и климат нашего края. Введение понятий «погода» и «климат» | 1 |
| Уроки по фенологии | 1 |
Чему мы научились | Защита проектов | 2 |