Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по русскому языку для 10-11 классов "От простого к сложному"
к основной образовательной программе
среднего общего образования
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза М.С. Чернова
(МОУ Новомалыклинская СОШ)
СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора по УВР:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса внеурочной деятельности | Русский язык: от простого к сложному |
Направление развития личности школьника, в рамках которого будет реализовываться программа внеурочной деятельности | Общеинтеллектуальное |
Возраст школьников: указание параллели, класса | 10 - 11 классы |
Количество часов – недельных и годовых | 10 класс: 1 раз в неделю, 34 часа в год; 11 класс: 1 раз в неделю, 34 часа в год |
Сведения об учителях- разработчиках рабочей программы (одного или нескольких) | Евдокимова Татьяна Николаевна, учитель высшей квалификационной категории |
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Русский язык: от простого к сложному» должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Русский язык: от простого к сложному» должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные результаты изучения курса внеурочной деятельности «Русский язык: от простого к сложному» должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нём явной и скрытой, основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка;
6) освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
8) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.
Выпускник научится:
использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;
использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;
создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);
выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;
подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;
правильно использовать лексические и грамматические средства связи предложений при построении текста;
создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;
сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;
использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);
анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;
извлекать необходимую информацию из различных источников и переводить ее в текстовый формат;
преобразовывать текст в другие виды передачи информации;
выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;
соблюдать культуру публичной речи;
соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;
оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;
использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.
Выпускник получит возможность научиться:
распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;
анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
комментировать авторские высказывания на различные темы (в том числе о богатстве и выразительности русского языка);
отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;
использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;
иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;
выражать согласие или несогласие с мнением собеседника в соответствии с правилами ведения диалогической речи;
дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;
проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;
сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;
владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;
создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;
соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;
соблюдать культуру научного и делового общения в устной и письменной форме, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;
осуществлять речевой самоконтроль;
совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;
использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;
оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов (в том числе художественной литературы).
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов:
в качестве текущего контроля используются опросы учащихся во время занятий, проверка их исследовательских работ и проектов, в качестве промежуточной аттестации применяется защита обучающимися своих творческих и исследовательских работ с последующим обсуждением в группе.
Результаты реализации рабочей программы: выставка творческих и исследовательских работ.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности
10 класс
Тема 1. Особенности письменного общения
Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности. Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки.
Формы организации деятельности: лекция, беседа, конкурс.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Тема 2. Орфография как система правил правописания
Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них.
Формы организации деятельности: лекция, рассказ, дискуссия, деловая игра.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Тема 3. Правописание морфем
Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Орфографические правила, требующие различения морфем, в составе которых находится орфограмма.
Формы организации деятельности: викторина, беседа, лекция, развлекательная игра, поход в детскую модельную библиотеку.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.
Тема 4. Слитные, дефисные и раздельные написания
Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы. Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного написания не с различными частями речи Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях. Особенности написания производных предлогов. Образование и написание сложных слов Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи.
Формы организации деятельности: лекция, беседа, рассказ, дискуссия, конкурс, поход в детскую модельную библиотеку.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.
Тема 5. Написание строчных и прописных букв
Употребление прописных букв. Работа со словарём.
Формы организации деятельности: лекция, беседа, рассказ.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
11 класс
Тема 1. Речевой этикет в письменном общении
Речевой этикет как правила речевого поведения. Речевой этикет в частной и деловой переписке. Основные правила письменного общения.
Формы организации деятельности: лекция, беседа, конкурс, викторина.
Виды деятельности: игровая, познавательная.
Тема 2. Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания
Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный. Основные функции пунктуационных знаков. Разделы русской пунктуации.
Формы организации деятельности: лекция, викторина, беседа, игра, поход в детскую модельную библиотеку.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Тема 3. Знаки препинания в конце предложения
Предложение и его основные признаки. Границы предложения, отражение её на письме. Знаки препинания в начале предложения.
Формы организации деятельности:
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Тема 4. Знаки препинания внутри простого предложения
Знаки препинания между членами предложения. Знаки препинания между однородными членами предложения Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами. Обособленные определения. Обособленные приложения. Обособленные дополнения. Знаки препинания в предложениях с сравнительным оборотом. Знаки препинания при словах, грамматически не связанных с членами предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обращениями. Пунктуационное выделение междометий.
Формы организации деятельности: лекция, рассказ, дискуссия, деловая игра, поход в детскую модельную библиотеку.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.
Тема 5. Знаки препинания между частями сложного предложения
Виды сложных предложений Знаки препинания между частями ССП. Употребление знаков препинания между частями СПП. Знаки препинания при сочетании союзов. Сочетание знаков препинания.
Формы организации деятельности: лекция, беседа, деловая игра, поход в детскую модельную библиотеку.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
Тема 6. Знаки препинания при передаче чужой речи
Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога Разные способы оформление на письме цитат.
Формы организации деятельности: лекция, беседа, рассказ, деловая игра.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная, игровая.
Тема 7. Знаки препинания в связном тексте
Связный текст как совокупность предложений, объединённых одной мыслью, общей стилистической направленностью и единым эмоциональным настроем. Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста.
Формы организации деятельности: лекция, беседа, поход в детскую модельную библиотеку.
Виды деятельности: проблемно-ценностное общение, познавательная.
3. Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Общее количество часов | Из них | |
Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных занятий | |||
10 класс | ||||
1 | Особенности письменного общения | 2 | 2 | - |
2 | Орфография как система правил правописания | 2 | 2 | - |
3 | Правописание морфем | 18 | 15 | 3 |
4 | Слитные, дефисные и раздельные написания | 11 | 9 | 2 |
5 | Написание строчных и прописных букв | 1 | 1 | - |
Итого: | 34 | 29 | 5 | |
11 класс | ||||
1 | Речевой этикет в письменном общении | 2 | 2 | - |
2 | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания | 3 | 2 | 1 |
3 | Знаки препинания в конце предложения | 1 | 1 | - |
4 | Знаки препинания внутри простого предложения | 13 | 10 | 3 |
5 | Знаки препинания между частями сложного предложения | 9 | 7 | 2 |
6 | Знаки препинания при передаче чужой речи | 3 | 2 | - |
7 | Знаки препинания в связном тексте | 3 | 2 | 1 |
Итого: | 34 | 27 | 7 |
Приложение к рабочей программе
по курсу внеурочной деятельности «Русский язык: от простого к сложному» для 10 – 11 классов
(календарно- тематическое планирование)
Учитель: Евдокимова Т.Н.
Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Русский язык: от простого к сложному» в 10 классе
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Корректировка программы | |||
по плану | фактически | |||||
1 триместр | ||||||
---------- | -------------- | Особенности письменного общения (2ч.) | ||||
1 | Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка | |||||
2 | Особенности письменной речи | |||||
------------ | ------------- | Орфография как система правил правописания (2ч.) | ||||
3 | Русское правописание. Орфография и пунктуация как разделы русского правописания | |||||
4 | Разделы русской орфографии | |||||
---------- | -------------- | Правописание морфем (18ч.) | ||||
5 | Правописание корней | |||||
6 | Правописание гласных корня | |||||
7 | Фонетический принцип написания | |||||
8 | Группы корней с чередованием гласных | |||||
9 | Обозначение на письме согласных корня | |||||
10 | Правописание иноязычных словообразовательных элементов | |||||
---------- | ------------ | 2 триместр | ||||
11 | Правописание приставок | |||||
12 | Приставки пре- и при- | |||||
13 | Правописание суффиксов | |||||
14 | Типичные суффиксы прилагательных и их написание | |||||
15 | Типичные суффиксы глагола и их написание | |||||
16 | Образование причастий с помощью специальных суффиксов | |||||
17 | Правописание н и нн в полных и кратких формах причастий | |||||
18 | Правописание окончаний | |||||
19 | Различения морфем, в составе которых находится орфограмма | |||||
20 | Правописание согласных на стыке морфем | |||||
21 | Орфографический анализ морфемно- словообразовательных моделей слов | |||||
------------ | ------------- | 3 триместр | ||||
22 | Правописание ь после шипящих в словах разных частей речи | |||||
--------- | ------------ | Слитные, дефисные и раздельные написания (11ч.) | ||||
23 | Написания не с различными частями речи | |||||
24 | Написания не с различными частями речи | |||||
25 | Различение приставки ни- и слова ни (частицы, союза) | |||||
26 | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях | |||||
27 | Слитное, дефисное и раздельное написание приставок в наречиях | |||||
28 | Грамматико- орфографические отличия приставки и предлога | |||||
29 | Особенности написания производных предлогов | |||||
30 | Особенности написания производных предлогов | |||||
31 | Особенности написания производных предлого | |||||
32 | Образование и написание сложных слов | |||||
33 | Употребление дефиса при написании знаменательных и служебных частей речи | |||||
----------- | -------------- | Написание строчных и прописных букв (1ч.) | ||||
34 | Употребление прописных букв |
Календарно- тематическое планирование по курсу внеурочной деятельности «Русский язык: от простого к сложному» в 11 классе
№ п/п | Дата урока | Тема урока | Корректировка программы | |
по плану | фактически | |||
--------- | ------------ | Речевой этикет в письменном общении (2ч.) | ||
1 | Речевой этикет как правило речевого поведения | |||
2 | Особенности речевого этикета | |||
----------- | ------------- | Пунктуация как система правил расстановки знаков препинания (3ч.) | ||
3 | Принципы русской пунктуации: грамматический, смысловой, интонационный | |||
4 | Разделы русской пунктуации | |||
5 | Основные функции пунктуационных знаков | |||
----------- | -------------- | Знаки препинания в конце предложения (1ч.) | ||
6 | Предложение и его основные признаки; интонация конца предложения | |||
---------- | ------------- | Знаки препинания внутри простого предложения (13ч.) | ||
7 | Знаки препинания между членами предложения | |||
8 | Знаки препинания между однородными членами предложения | |||
9 | Интонационные и пунктуационные особенности предложений с обобщающими словами при однородных членах | |||
10 | Однородные и неоднородные определения | |||
2 триместр | ||||
11 | Обособленные члены предложения | |||
12 | Обособленные определения | |||
13 | Обособленные приложения | |||
14 | Обособление обстоятельств | |||
15 | Обособление дополнений | |||
16 | Уточняющие, пояснительные и присоединительные члены предложения | |||
17 | Сравнительный оборот | |||
18 | Вводные слова | |||
19 | Предложения с обращениями | |||
------------ | ------------- | Знаки препинания между частями сложного предложения (9ч.) | ||
20 | Грамматические и пунктуационные особенности сложных предложений. Виды сложных предложений | |||
21 | Знаки препинания между частями ССП | |||
----------- | ------------- | 3 триместр | ||
22 | Употребление знаков препинания между частями СПП | |||
23 | Семантико-интонационный анализ как основа выбора знака препинания в БСП | |||
24 | Грамматико-интонационный анализ сложных предложений | |||
25 | Грамматический анализ сложных предложений | |||
26 | Предложения с сочетанием союзов | |||
27 | Знаки препинания при сочетании союзов | |||
28 | Сочетание знаков препинания | |||
------------ | ------------ | Знаки препинания при передаче чужой речи (2ч.) | ||
29 | Прямая и косвенная речь. Оформление на письме прямой речи и диалога | |||
30 | Разные способы оформление на письме цитат | |||
----------- | ------------ | Знаки препинания в связном тексте (3ч.) | ||
31 | Связный текст | |||
32 | Поиски оптимального пунктуационного варианта с учётом контекста. | |||
33 | Абзац как пунктуационный знак, передающий структурно-смысловое членение текста |