Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Литература народов России» (2 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-Пандиты»
«Рассмотрено» руководитель МО _________/____________/ Протокол № ____ от «___»___________20___г. | «Согласовано» заместитель директора по УВР МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-Пандиты» ____________/___________/ «___»____________20___г. | «Утверждено» директор МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-Пандиты» __Ареев М.Т._/____________/ Приказ № _____ от «___»___________20___г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Литература народов России»
2- Б класс
Учитель
Дулахаева Елена Борисовна
2019-2020 учебный год
Аннотация
Программа по внеурочной деятельности «Литература народов России» составлена на основе дополнительного модуля «Литература народов России» под редакцией Е.А.Найденовой, который входит в состав УМК «Диалог» , разработан в соответствии с ФГОС начального общего образования , согласован учебным планом МБОУ «КЭГ имени Зая-Пандита» на 2019-2020 уч.г.
Цель курса:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
4) дать возможность ученикам начальных классов интересно учиться и познавать мир во всем его многообразии.
Задачи:
содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов России;
создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности;
создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности.
В линии учебников сохранены лучшие традиции российского образования и представлен качественно новый материал, организующий деятельность и ребенка, и взрослого.
Содержание курса:
Знакомство с учебником.
В.Орлов «В единстве сила России» - 1 час
Раздел «На севере Дальневосточного края» - 3 часа
Раздел «Приамурье и Сахалин- край, где встречаются север и юг» - 4 часа
Раздел «На Севере и в центре Сибири» - 5 часов
Раздел «На юге Сибири» - 4 часа
Раздел «Между Уралом и Волгой»- 4 часа
Раздел «Кавказ – горы между морями» -4 часа
Раздел «В центре Русской равнины» - 3 часа
Раздел «И снова Север» - 4 часа
Итоговое занятие – 1 час
Планируемые результаты.
Личностные.
Осознавать значимость чтения для личного развития.
Формировать потребность в систематическом чтении.
На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные :
Использовать разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)
Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Прогнозировать содержание произведения до чтения.
Составлять краткие аннотации к прочитанным произведениям.
Пользоваться словарями, энциклопедиями.
Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
Сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;
Регулятивные :
Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.
Уметь самостоятельно работать с учебным произведением.
Уметь работать в парах, в группе, в литературных играх.
Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Коммуникативные:
Участвовать в обсуждении прочитанного произведения, выражать свое мнение о прочитанном и аргументировать свою точку зрения.
Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию.
Участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков.
Соблюдать правила общения .
Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.
Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.
Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).
Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Требования к уровню подготовки обучающихся
№ п/п | Содержательные линии | Планируемые результаты | |
Базовый уровень | Повышенный уровень | ||
1 | Виды речевой и читательской деятельности | – читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе; – читать наизусть стихотворения разных авторов; – читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение); – эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов; – называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора; – выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы; – строить высказывание по образцу; рассказывать о событиях произведения от 1 и 3 лица; – соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения; – отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста; – находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя; – понимать средства авторской оценки героя (имя, портрет, речь героя); – оценивать литературного героя произведения по его поступкам; – составлять описание природы, предметов | – отличать искусство от науки; – представлять сходство и различие литературы и других видов искусства (музыка, живопись); – определять тему произведения; – пересказывать текст подробно и выборочно; – сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану; – осознавать особенности интерпретации литературных произведений в театре и кино; – воспринимать поэзию как особый взгляд на мир; – осознавать наличие художественного вымысла в произведении; – узнавать традиционные вы разительные средства фольклора; – понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому; – определять тональность и характер произведения (героический, юмористический). |
2 | Круг детского чтения | – ориентироваться в книге по оглавлению, находить форзац, главы учебника; выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ», «эпизод», «репродукция», «эпи граф» и др.; – пользоваться словарем учебника и справочной литературой. – представлять тематическое многообразие литературы разных времен и народов. | – различать тематику книг, понимать назначение различных книг; – рассказывать (в том числе по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях, книгах; |
3 | Литературоведческая пропедевтика | – различать диалогический и монологический характер произведения; – различать особенности построения малых фольклорных жанров (колыбельной, пословицы, загадки, считалки, скороговорки и др.); – узнавать особенности народной сказки; – понимать особенности жанра рассказа; – различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть; – пересказывать сюжет, находить элементы сюжета; – узнавать изобразительно выразительные средства литературного языка (сравнение, звукопись); – различать виды рифмовки, придумывать точную рифму | – воспринимать и оценивать эмоциональный тон художественного текста, следить за его изменением в тексте; – понимать юмор, насмешку, иронию; – различать точку зрения героя и автора на событие; – анализировать систему героев и событий произведения; – пользоваться выразительными средствами произведения при рассказе о героях и событиях; – находить неточные и составные рифмы; – воспринимать изобразительные возможности ритма. |
4 | Творческая деятельность учащихся | – воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов; – выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения; – придумывать точную рифму; – сочинять устное рассуждение на свободную тему; – подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению; – озаглавливать произведение и его части. | – осознанно использовать при выразительном чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи; подбирать точное и вырази тельное слово в соответствии с задачей высказывания; – пересказывать небольшие тексты с творческой задачей; – сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану, передавая собственное отношение к изображаемому; – сочинять устно и письменно произведения разных жанров по образцу |
Формы и методы контроля учебной деятельности по курсу «Литература народов России» определены:
Текущие формы:
- устный опрос
- самостоятельная работа
- тестовые задания
- графическая работа
- рабочие листы по теме
- доклад
- творческая работа
Итоговая аттестация:
- диагностическая тестовая работа
- контроль техники чтения
Объекты контроля и анализа во внеурочной деятельности могут быть:
• познавательная активность, интерес к учению, школе;
• сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;
• применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;
• участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;
• выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.
Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС предлагают следующие формы контроля:
творческая работа,
выставка, конкурс,
фестиваль художественно-прикладного творчества,
отчетные выставки,
отчетные концерты,
открытые занятия,
театр ( сценки по прочитанным произведениям)
вернисажи и т. д.
Календарно- тематическое планирование
№ | Тема занятия | словарь | Формы работы, Приемы и методы | Дата |
1. | Знакомство с учебником. В.Орлов «В единстве сила России» | Этнолог Этнос | Работа с пословицами Презентация «В единстве сила России» | 07.09 |
Раздел «На севере Дальневосточного края» | ||||
2 | Песня «Горд мой, Анадырь» А.Носков | Чукотка Камчатка Лиман, ярар | | 14.09 |
3 | Из эскимосской литературы: «Как построить ярангу» А. Кымытваль. «Письмо от Тункая» Г.Юрмин | Байдар Яранга Нарты Эвичуне | Творческая работа «Письмо Тункаю» (Где я живу) | 21.09 |
4. | Из эвенской литературы: «Почему птицы плачут» М.Амамич. «Дедушкина школа» М.Вальгиргин | Юрта, торбасы лахтак | Чтение по ролям | 28.09 |
Раздел «Приамурье и Сахалин- край, где встречаются север и юг» | ||||
5. | Ульчская народная сказка «Тигр и мальчик» | Нанайцы Орочи, ороки,удэгейцы, Негидальцы, ульчи | Пересказ сказки по опорным картинкам | 04.10 |
6-7 | «Някса Донкан» Г.Ходжер «Узел» В.Заксор | Фразеологические обороты «Гордиев узел», «Разрубить узел», «Клевать носом», «Прицеливаться ушами» | Чтение по ролям | 11.10 18.10 |
8 | «Дедушка и внук» А.Гонтарь «Лемеле хозяйничает» Л.Квитко | Биробиджан | Выразительное чтение | 25.10 |
Раздел «На Севере и в центре Сибири» | ||||
9 | «Секрет» Е.Найденова «Как построить воздушный дом» М.Аджиев | Якуты, эвенки, ненцы Ханты… Молот, мерзлота | Рисование жилищ человека: юрта, яранга, дом | 08.11 |
10-11 | Из юкагирской литературы: «Гонка» Н.Курилов «Ездовые собаки» Н.Курилов «Каюры» С.Данилов | Юкагиры Наст Каюры заполярье | Чтение цепочкой, Конкурс чтецов | 15.11 22.11 |
12 | «Наш аргиш» Н.Курилов | Аргиш Кибитка Кукули ровдуга | Работа с энциклопедией ( Олени и другие животные Севера) | 06.12 |
13 | Хомани. Книга о жизни лесных ненцев. «Обязанности и игры», «Поселок», «Хомани мечтает» М.Приходько, О.Приходько | Река Пур, полуостров Ямал Лесные ненцы | Игры калмыцкого народа | 13.12 |
Раздел «На юге Сибири» | ||||
14 | Из бурятской литературы: «Мужчина» Ц-Б.Бадмаев | Озеро Байкал, Буряты, тувинцы, алтайцы, хакасы. Войлок,баргузин | Презентация « Красота Байкала» | 20.12 |
15 | Из алтайской литературы: «Моему старому айлу» Л.Кокышев Из бурятской литературы: «Сказка» Б.Сыренов Хакасская народная сказка «Волшебный петух» | Айл, казан, зайсан, курут | Составление картинной галереи «Жилища народов России» | 27.12 |
16 | Из тувинской литературы: Сказка «Оскюс –оол, постигший три науки» | тувинцы | Работа с хакасскими пословицами. Чтение по ролям 2 –ой сказки | 17.01 |
17 | Из алтайской литературы: «Ларуш и ягненок» С.Суразаков | стайка | Составление и зарисовка картинного плана к стихотворению | 24.01 |
Раздел «Между Уралом и Волгой» | ||||
18 | Из удмуртской литературы: «Соринка» Г.Ходырев Из башкирской литературы: «В гости к бабушке» М.Гали | Чак-чак | Работа со скороговоркой. Рассказы о своих бабушках и дедушках | 31.01 |
19 | Из марийской литературы: «Пуговица» М.Майн Из татарской литературы : Роняет варежку…» Ш.Галиев | Хаят Хаммат ,Рахмат | Чтение по ролям | 07.02 |
20-21 | Из мордовской литературы: «Русский мальчик Гриша» Я.Пинясов Из чувашской литературы: «Первый снег» Е.Афанасьев Из калмыцкой литературы: «Кибитка моя» К.Эрендженов | Обычай Джангар | Творческая работа: придумать продолжение рассказа | 14.02 21.02 |
Раздел «Кавказ – горы между морями» | ||||
22 | Из адыгейской литературы: «Моя Адыгея» Ж.Киримизе «Чабан» Ж.Киримизе Из абазинской литературы: «Ослик» Л.Шебзухова Из чеченской литературы: «Маленькая учительница» Т.Ахмадова | Андийцы, адыгейцы, ингуши… | Картинная галерея транспортных средств народов России | 28.02 |
23 | Из аварской литературы: «Выходящему в путь» Р.Гамзатов | хурджин | Работа с пословицами народов Кавказа | 06.03 |
24-25 | Из кумыкской литературы: «Случай с новым другом» М-С, Яхъяев | кумыки | Чтение диалога мальчиков по ролям. Составление плана рассказа | 13.03 20.03 |
Раздел «В центре Русской равнины» | ||||
26 | «Мои старики» А.Кулябин | Изба Хата Мазанка палисад | Работа над выразительностью чтения, Работа с загадками по теме | 03.04 |
27-28 | «Птица Сирин и всадник на белом коне» Г.Юдин «Матвей Сухарик» , «Рисунок» П.Синявский | Купец, купчиха Икона хибара | Работа с пластилином – игрушки, которые сделал мастер Егорий | 10.04 17.04 |
Раздел «И снова Север» | ||||
29-30 | Из карельской литературы: «Загадка» Е.Пиетиляйнен | Карелы, коми, саамы, ненцы… | Составление рассказа о том, где мы живем | 24.04 08.05 |
31-32 | Из саамской литературы: «В саамском нашем поселении» А.Бажанов «Рыбьи головы» Н.Большакова | лопарка | Работа со словами-омонимами | 15.05 22.05 |
33 | Итоговое занятие. «Российская семья» В.Степанов | кумыс | Викторина « Моя Россия» | 29.05 |