12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дулахаева Елена Борисовна18
Я, учитель начальных классов. Опыт работы - 26 лет. Образование высшее. Учитель начальных классов – профессия особая. Большая ответственность и большая любовь. Любовь – определяющее качество этой специальности: прежде всего любовь к детям .
Россия, Калмыкия респ., п.Харба,Юстинский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-Пандиты»


«Рассмотрено»

руководитель МО

_________/____________/

Протокол № ____ от

«___»___________20___г.


«Согласовано»

заместитель директора по УВР МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-Пандиты»

____________/___________/

«___»____________20___г.


«Утверждено»

директор МБОУ «Калмыцкая этнокультурная гимназия имени Зая-Пандиты»

__Ареев М.Т._/____________/

Приказ № _____ от

«___»___________20___г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

начального общего образования

по внеурочной деятельности

«Литература народов России»



2- Б класс


Учитель

Дулахаева Елена Борисовна
















2019-2020 учебный год




Аннотация

Программа по внеурочной деятельности «Литература народов России» составлена на основе дополнительного модуля «Литература народов России» под редакцией Е.А.Найденовой, который входит в состав УМК «Диалог» , разработан в соответствии с ФГОС начального общего образования , согласован учебным планом МБОУ «КЭГ имени Зая-Пандита» на 2019-2020 уч.г.

Цель курса:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

4) дать возможность ученикам начальных классов интересно учиться и познавать мир во всем его многообразии.

Задачи:

содействовать в воспитании грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов России;

создать условия для овладения основами самостоятельной читательской деятельности;

создать условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения и применения их в самостоятельной читательской деятельности.



В линии учебников сохранены лучшие традиции российского образования и представлен качественно новый материал, организующий деятельность и ребенка, и взрослого.

Содержание курса:

Знакомство с учебником.

В.Орлов «В единстве сила России» - 1 час

Раздел «На севере Дальневосточного края» - 3 часа

Раздел «Приамурье и Сахалин- край, где встречаются север и юг» - 4 часа

Раздел «На Севере и в центре Сибири» - 5 часов

Раздел «На юге Сибири» - 4 часа

Раздел «Между Уралом и Волгой»- 4 часа

Раздел «Кавказ – горы между морями» -4 часа

Раздел «В центре Русской равнины» - 3 часа

Раздел «И снова Север» - 4 часа

Итоговое занятие – 1 час

Планируемые результаты.

Личностные.

Осознавать значимость чтения для личного развития.

Формировать потребность в систематическом чтении.

На основе художественных произведений определять основные ценности взаимоотношений в семье (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);



МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Познавательные :

Использовать разные виды чтения: ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое)

Пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Прогнозировать содержание произведения до чтения.

Составлять краткие аннотации к прочитанным произведениям.

Пользоваться словарями, энциклопедиями.

Понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;

Сравнивать лирические и прозаические произведения, басню и стихотворение, народную и литературную сказку;



Регулятивные :

Уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий.

Уметь самостоятельно работать с учебным произведением.

Уметь работать в парах, в группе, в литературных играх.

Уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Коммуникативные:

Участвовать в обсуждении прочитанного произведения, выражать свое мнение о прочитанном и аргументировать свою точку зрения.

Оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию.

Участвовать в конкурсе чтецов и рассказчиков.

Соблюдать правила общения .

Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 5-6 предложений, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы. Строить диалог в паре или группе, задавать вопросы на уточнение. Строить связное высказывание из 5-6 предложений по предложенной теме.

Оформлять 1-2 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания.

Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.).

Принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в выработке путей её достижения, участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Требования к уровню подготовки обучающихся



п/п

Содержательные линии

Планируемые результаты

Базовый уровень

Повышенный уровень

1

Виды речевой и читательской деятельности

читать целыми словами вслух и про себя в удобном для ребенка темпе;

читать наизусть стихотворения разных авторов;

читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);

эмоционально воспринимать

произведения разных жанров и видов;

называть заглавия и рассказывать содержание нескольких произведений любимого автора;

выделять главную мысль прочитанного произведения; отвечать на вопросы по содержанию текста; пересказывать текст, формулировать несложные выводы;

строить высказывание по образцу; рассказывать о событиях произведения от 1 и 3 лица;

соотносить иллюстративный материал и основное содержание литературного произведения;

отвечать на вопросы по содержанию картины художника, соотносить его с содержанием текста;

находить в тексте по подсказке учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

понимать средства авторской

оценки героя (имя, портрет, речь героя);

оценивать литературного героя произведения по его поступкам;

составлять описание природы, предметов

отличать искусство от науки;

представлять сходство и

различие литературы и других

видов искусства (музыка, живопись);

определять тему произведения;

пересказывать текст подробно и выборочно;

сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;

осознавать особенности интерпретации литературных

произведений в театре и кино;

воспринимать поэзию как

особый взгляд на мир;

осознавать наличие художественного вымысла в произведении;

узнавать традиционные вы

разительные средства фольклора;

понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения

к изображаемому;

определять тональность

и характер произведения (героический, юмористический).


















2

Круг детского чтения

ориентироваться в книге по

оглавлению, находить форзац,

главы учебника; выделять основную тему произведения, для краткого описания литературного произведения и книги грамотно использовать понятия: «сюжет», «герои», «персонажи», «образ»,

«эпизод», «репродукция», «эпи

граф» и др.;

пользоваться словарем учебника и справочной литературой.

представлять тематическое

многообразие литературы разных времен и народов.

различать тематику книг,

понимать назначение различных книг;

рассказывать (в том числе

по плану) о прочитанных самостоятельно произведениях,

книгах;


3

Литературоведческая пропедевтика

различать диалогический и

монологический характер произведения;

различать особенности построения малых фольклорных жанров (колыбельной, пословицы, загадки, считалки, скороговорки и др.);

узнавать особенности народной сказки;

понимать особенности жанра рассказа;

различать жанры авторской прозы: рассказ, сказку, сказочную повесть;

пересказывать сюжет, находить элементы сюжета;

узнавать изобразительно выразительные средства литературного языка (сравнение, звукопись);

различать виды рифмовки,

придумывать точную рифму

воспринимать и оценивать

эмоциональный тон художественного текста, следить за его

изменением в тексте;

понимать юмор, насмешку,

иронию;

различать точку зрения героя и автора на событие;

анализировать систему героев и событий произведения;

пользоваться выразительными средствами произведения

при рассказе о героях и событиях;

находить неточные и составные рифмы;

воспринимать изобразительные возможности ритма.

4

Творческая деятельность учащихся

воспринимать эмоциональное содержание художественных текстов;

выразительно читать по ролям, передавая основное настроение произведения;

придумывать точную рифму;

сочинять устное рассуждение

на свободную тему;

подбирать и (или) создавать

иллюстрации к литературному

произведению;

озаглавливать произведение

и его части.

осознанно использовать при

выразительном чтении паузы,

логические ударения, выбирать

темп речи;

подбирать точное и вырази

тельное слово в соответствии

с задачей высказывания;

пересказывать небольшие

тексты с творческой задачей;

сочинять устные рассказы

и небольшие тексты на заданную тему и по плану, передавая

собственное отношение к изображаемому;

сочинять устно и письменно

произведения разных жанров

по образцу



Формы и методы контроля учебной деятельности по курсу «Литература народов России» определены:

Текущие формы:

- устный опрос

  - самостоятельная работа

-  тестовые задания

- графическая работа

- рабочие листы по теме

- доклад

- творческая работа

 Итоговая аттестация:

- диагностическая  тестовая работа

- контроль техники чтения


Объекты контроля и анализа во внеурочной деятельности могут быть:

 • познавательная активность, интерес к учению, школе;

сформированность нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностных ориентаций и отношений к учению, себе, миру;

 • применение правил и способов поведения в реальных жизненных ситуациях;

 •  участие в различной социально значимой деятельности, в том числе творческого характера;

•  выполнение учащимися различных социальных ролей, в том числе связанных со школьной системой взаимоотношений.


Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС предлагают следующие формы контроля:

творческая работа,

выставка, конкурс,

фестиваль художественно-прикладного творчества,

отчетные выставки,

отчетные концерты,

открытые занятия,

театр ( сценки по прочитанным произведениям)

вернисажи и т. д.





















Календарно- тематическое планирование

Тема занятия

словарь

Формы работы,

Приемы и методы

Дата

1.

Знакомство с учебником.

В.Орлов «В единстве сила России»

Этнолог

Этнос


Работа с пословицами

Презентация «В единстве сила России»

07.09

Раздел «На севере Дальневосточного края»

2

Песня «Горд мой, Анадырь» А.Носков

Чукотка

Камчатка

Лиман, ярар


14.09

3

Из эскимосской литературы:

«Как построить ярангу» А. Кымытваль.

«Письмо от Тункая» Г.Юрмин

Байдар

Яранга

Нарты

Эвичуне

Творческая работа «Письмо Тункаю» (Где я живу)

21.09

4.

Из эвенской литературы:

«Почему птицы плачут» М.Амамич.

«Дедушкина школа» М.Вальгиргин

Юрта, торбасы



лахтак


Чтение по ролям

28.09

Раздел «Приамурье и Сахалин- край, где встречаются север и юг»

5.

Ульчская народная сказка

«Тигр и мальчик»

Нанайцы

Орочи, ороки,удэгейцы,

Негидальцы,

ульчи

Пересказ сказки по опорным картинкам

04.10

6-7

«Някса Донкан» Г.Ходжер

«Узел» В.Заксор

Фразеологические обороты «Гордиев узел», «Разрубить узел», «Клевать носом», «Прицеливаться ушами»

Чтение по ролям

11.10

18.10

8

«Дедушка и внук» А.Гонтарь

«Лемеле хозяйничает» Л.Квитко

Биробиджан

Выразительное чтение


25.10


Раздел «На Севере и в центре Сибири»

9

«Секрет» Е.Найденова

«Как построить воздушный дом»

М.Аджиев

Якуты, эвенки, ненцы

Ханты…

Молот,

мерзлота

Рисование жилищ человека: юрта, яранга, дом

08.11

10-11

Из юкагирской литературы:

«Гонка» Н.Курилов

«Ездовые собаки» Н.Курилов

«Каюры» С.Данилов

Юкагиры

Наст

Каюры

заполярье

Чтение цепочкой,

Конкурс чтецов

15.11

22.11

12

«Наш аргиш» Н.Курилов

Аргиш

Кибитка

Кукули

ровдуга

Работа с энциклопедией

( Олени и другие животные Севера)

06.12

13

Хомани. Книга о жизни лесных ненцев.

«Обязанности и игры», «Поселок», «Хомани мечтает»

М.Приходько, О.Приходько

Река Пур, полуостров Ямал

Лесные ненцы

Игры калмыцкого народа

13.12

Раздел «На юге Сибири»

14

Из бурятской литературы:

«Мужчина» Ц-Б.Бадмаев

Озеро Байкал,

Буряты, тувинцы, алтайцы, хакасы.

Войлок,баргузин

Презентация

« Красота Байкала»

20.12

15

Из алтайской литературы:

«Моему старому айлу» Л.Кокышев

Из бурятской литературы:

«Сказка» Б.Сыренов

Хакасская народная сказка «Волшебный петух»

Айл, казан, зайсан, курут

Составление картинной галереи «Жилища народов России»

27.12

16

Из тувинской литературы:

Сказка «Оскюс –оол, постигший три науки»

тувинцы

Работа с хакасскими пословицами.

Чтение по ролям 2 –ой сказки

17.01

17

Из алтайской литературы:

«Ларуш и ягненок» С.Суразаков

стайка

Составление и зарисовка картинного плана к стихотворению

24.01

Раздел «Между Уралом и Волгой»

18

Из удмуртской литературы:

«Соринка» Г.Ходырев

Из башкирской литературы:

«В гости к бабушке» М.Гали

Чак-чак

Работа со скороговоркой.

Рассказы о своих бабушках и дедушках

31.01

19

Из марийской литературы:

«Пуговица» М.Майн

Из татарской литературы :

Роняет варежку…» Ш.Галиев

Хаят

Хаммат ,Рахмат


Чтение по ролям


07.02

20-21

Из мордовской литературы:

«Русский мальчик Гриша» Я.Пинясов

Из чувашской литературы:

«Первый снег» Е.Афанасьев

Из калмыцкой литературы:

«Кибитка моя» К.Эрендженов

Обычай

Джангар

Творческая работа: придумать продолжение рассказа

14.02

21.02

Раздел «Кавказ – горы между морями»

22

Из адыгейской литературы:

«Моя Адыгея» Ж.Киримизе

«Чабан» Ж.Киримизе

Из абазинской литературы:

«Ослик» Л.Шебзухова

Из чеченской литературы:

«Маленькая учительница» Т.Ахмадова

Андийцы, адыгейцы, ингуши…

Картинная галерея транспортных средств народов России

28.02

23

Из аварской литературы:

«Выходящему в путь» Р.Гамзатов

хурджин

Работа с пословицами народов Кавказа

06.03

24-25

Из кумыкской литературы:

«Случай с новым другом» М-С, Яхъяев

кумыки

Чтение диалога мальчиков по ролям.

Составление плана рассказа

13.03

20.03

Раздел «В центре Русской равнины»

26

«Мои старики» А.Кулябин

Изба

Хата

Мазанка

палисад

Работа над выразительностью чтения,

Работа с загадками по теме

03.04

27-28

«Птица Сирин и всадник на белом коне» Г.Юдин


«Матвей Сухарик» , «Рисунок»

П.Синявский

Купец, купчиха

Икона


хибара

Работа с пластилином – игрушки, которые сделал мастер Егорий

10.04

17.04

Раздел «И снова Север»

29-30

Из карельской литературы:

«Загадка» Е.Пиетиляйнен

Карелы, коми, саамы, ненцы…

Составление рассказа о том, где мы живем

24.04

08.05

31-32

Из саамской литературы:

«В саамском нашем поселении» А.Бажанов

«Рыбьи головы» Н.Большакова

лопарка

Работа со словами-омонимами

15.05

22.05

33

Итоговое занятие.

«Российская семья» В.Степанов

кумыс

Викторина « Моя Россия»

29.05

















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.