Рабочая программа по курсу «Информатика (информатика и ИКТ)» для 6–7 класса

2
0
Материал опубликован 8 February 2016

Рабочая программа по курсу «Информатика (информатика и ИКТ)» для 6-7 класса

Пояснительная записка

Информатика (информатика и ИКТ) ­– это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Данная наука способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности.

Цели курса:

Освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

Овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

Воспитание ответственного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения; избирательного отношения к полученной информации;

Выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Задачи курса:

Развитие умений работы с информацией: поиск, оценка, отбор и организация информации;

Развитие навыков самостоятельного изучения материала и оценки результатов своей деятельности, умений принимать решения в нестандартной ситуации;

Выработка навыков проектной деятельности и экспертной оценки полученных результатов;

Формирование навыков исследовательской деятельности, включающих проведение реальных и виртуальных экспериментов;

Формирование навыков работы в группе, умений соотносить и координировать свои действия с действиями других людей, проводить рефлексию и обсуждение.

Школа №20 ориентирована на обучение, развитие и воспитание каждого учащегося с учетом их индивидуальных (возрастных, интеллектуальных, физиологических и других) особенностей и возможностей, личностных склонностей путем создания в ней адаптивной педагогической системы и максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка.

Рабочая программа по курсу «Информатика (информатика и ИКТ)» для 6-7 класса составлена на основе региональной программы Бачуриной Л.А., Ярчиковой Н.В. «Преподавание информатики в 5-7 классах общеобразовательных учреждений Воронежской области» изданной - Воронеж: ВОИПКиПРО, 2012 г.

 

Общая характеристика учебного предмета

Для изучения информатики (информатика и ИКТ) используется УМК Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика: Учебник для 6,7 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным. Использование ресурсов сети Интернет предполагается и для поиска учащимися ответов на некоторые вопросы рубрики «Вопросы и задания», размещѐнной в конце каждого параграфа.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеобразовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы.

С учетом возрастных особенностей ученикам 6–7 классов предложен компьютерный практикум.

Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приѐмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.

Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками.

Электронные приложения к учебникам включают:

мультимедийные презентации ко всем параграфам каждого из учебников;

дополнительные материалы для чтения;

файлы-заготовки (тексты, изображения), необходимые для выполнения работ компьютерного практикума;

интерактивные тесты.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с учебным планом школы на 2015-2016 учебный год для изучения курса Информатика (информатика и ИКТ) в 6-7 классе выделено 1ч в неделю, что составляет 68 часов. Данные часы в 5 классе выделены в 6-7 классе в соответствии с региональной программой.

Результаты освоения «Информатика и ИКТ»

В результате освоения курса «Информатики (Информатики и ИКТ)» в 6 классе учащиеся должны знать/уметь/понимать:

​  уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

​  владение основными общеучебными умениями информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.,

​  владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата;

контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки);

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебно-познавательная задача;

​  владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы;

поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

​  владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель; умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

​ широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом, гипретекстом, звуком и графикой в среде соответствующих редакторов; создание и редактирование расчетных таблиц для автоматизации расчетов и визуализации числовой информации в среде табличных процессоров; хранение и обработка информации в базах данных; поиск, передача и размещение информации в компьютерных сетях), навыки создания личного информационного пространства;

​  опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ);

​ владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов; владение способами и методами освоения новых инструментальных средств;

​ владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме; умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ; использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

В результате освоения курса «Информатики (Информатики и ИКТ)» в 7 классе учащиеся должны знать/уметь/понимать:

уверенная ориентация учащихся в различных предметных областях за счет осознанного использования при изучении школьных дисциплин таких общепредметных понятий как «объект», «система», «модель», «алгоритм», «исполнитель» и др.;

владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов; умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы, самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования;

опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение базовыми навыками исследовательской деятельности, проведения виртуальных экспериментов;

владение способами и методами освоения новых инструментальных средств; владение основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умение правильно, четко и однозначно сформулировать мысль в понятной собеседнику форме;

умение осуществлять в коллективе совместную информационную деятельность, в частности при выполнении проекта; умение выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;

использование коммуникационных технологий в учебной деятельности и повседневной жизни.

 

Содержание учебного предмета

6 класс

1. Компьютер и информация (11 ч.)

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией. История вычислительной техники. Файлы и папки.

Как информация представляется в компьютере или Цифровые данные. Двоичное кодирование цифровой информации. Перевод целых десятичных чисел в двоичный код. Перевод целых чисел из двоичной системы счисления в десятичную. Тексты в памяти компьютера. Изображения в памяти компьютера. 

Единицы измерения информации.

2. Основы логики (8 ч.)

Что такое понятие.

Как образуются понятия.

Содержание и объем понятия.

Отношение между понятиями. «Создаем таблицы»

Отношение между понятиями.

Определение понятия. «Строим диаграммы»

Классификация понятий.

Суждение и умозаключение как форма мышления. Обобщающее повторение.

3. Алгоритмы и исполнители (8 ч.)

Что такое алгоритм.

Исполнители алгоритмов.

Формы записи алгоритмов (блок-схемы). «Рисунок на свободную тему».

Типы алгоритмов - линейные алгоритмы.

Типы алгоритмов - алгоритмы с ветвлением.

Типы алгоритмов - алгоритмы с ветвлением.

Типы алгоритмов - алгоритмы с ветвлением. «Создание презентации»

Обобщающее повторение " Алгоритмы и исполнители"

4. Основы работы в сети интернет (7 ч.)

Понятие компьютерной сети. Презентация.

Основные элементы окна браузера.

Поиск информации в сети. Поиск текстовой и графической информации в сети Интернет

Сохранение графической информации из Интернет - источников.

Сохранение текстовой информации из Интернет - источников.

Способы коммуникации в сети Интернет.Создание презентации на заданную тему

7 класс

1. Объекты и их имена (6 ч.)

Техника безопасности. Объекты и их имена.

Отношения объектов.

Разновидности объектов и их классификация. «Основные объекты операционной системы»

Состав объектов. Системы объектов.

Система и окружающая среда.

Персональный компьютер как система. Обобщающее повторение "Объекты и их имена"

2. Информационное моделирование (20 ч.)

Модели объектов и их назначение. Информационные модели.

Словесные информационные модели.

Словесные информационные модели.

Создание многоуровневых списков в текстовом редакторе.

Математические модели.

Табличные информационные модели.

Простые таблицы.

Сложные таблицы.

Табличное решение логических задач.

Вычислительные таблицы. Обобщающее повторение по теме

Электронные таблицы.

Организация вычислений в таблицах.

Организация вычислений в таблицах.

Графики и диаграммы.

Графики и диаграммы.

Графики и диаграммы.

Многообразие схем.

Информационные модели на графах.

Деревья.

Навигационная структура мультимедийной презентации.

3. Алгоритмика (8 ч.)

Алгоритм - модель деятельности алгоритма исполнителя.

Исполнитель Чертежник.

Исполнитель Робот.

Исполнитель Робот.

Обобщающее повторение "Алгоритмика"

Повторение темы "Отношения объектов"

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Название темы

Виды учебной деятельности

6 класс

1

Компьютер и информация

Слушание новых тем, объяснения учителя, разноуровневая практическая контрольная работа на тему " Создание текстовых документов ", контрольная работа на опросном листе " Компьютер и информация", разноуровневая практическая контрольная работа "Структурирование и визуализация информации"

2

Человек и информация

Слушание новых тем, объяснения учителя, интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу " Человек и информация ", разноуровневая практическая контрольная работа " Создание графических изображений"

3

Алгоритмы и исполнители

Слушание новых тем, объяснения учителя, интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу " Алгоритмы и исполнители",творческая работа " Рисунок, текстовый документ, слайд-шоу, презентация "

7 класс

1

Объекты и системы

Слушание новых тем, объяснения учителя, интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу " Объекты и системы "

2

Информационное моделирование

Слушание новых тем, объяснения учителя, интерактивное тестирование/ тестирование по опросному листу и контрольная работа на опросном листе " Информационное моделирование "

3

Алгоритмика

Слушание новых тем, объяснения учителя, контрольная работа на опросном листе " Алгоритмика"

Материально-технического обеспечения образовательного процесса

Аппаратные средства:

Персональный компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности.

Проектор, подсоединяемый к компьютеру (видеомагнитофону); технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

Интерактивная доска – повышает уровень наглядности в работе учителя и ученика; качественно изменяет методику ведения отдельных уроков.

Принтер – позволяет фиксировать информацию на бумаге.

Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – обеспечивает работу локальной сети, даёт доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести электронную переписку.

Устройства вывода звуковой информации – аудиоколонки и наушники для инди­видуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители для озвучи­вания всего класса.

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк­ранными объектами – клавиатура и мышь.

Программные средства:

Операционная система.

Файловый менеджер.

Антивирусная программа.

Программа-архиватор.

Текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы.

Программа разработки презентаций.

Браузер.

Учебно-методический комплекс.

УМК обучающихся

Л.Л. Босова «Информатика учебник для 6-7 класса» -БИНОМ, 2011г

УМК учителя

Л.Л. Босова «Информатика учебник для 6-7 класса» -БИНОМ, 2011г

Л.Л. Босова «Информатика рабочая тетрадь для 6-7 класса» -БИНОМ, 2011г

Л.Л. Босова «Информатика и ИКТ методическое пособие для 5-7 классов» - БИНОМ, 2008г

Н.Л. Югова «Поурочные разработки по информатике 6-7 класс» - ВАКО, 2009г

Л.Л. Босова Занимательные задачи по информатике: сборник задач по информатике для 5-7 классов. - БИНОМ, 2008г

Л.Л. Босова Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». —БИНОМ, 2007г

Л.А. Залагова «Информатика –задачник практикум в 2-х частях» -БИНОМ 2006г

С.В. Сидорова «Информатика 5-7 материалы к урокам» -Учитель, 2008г

Цифровые образовательные ресурсы

иллюстрации в электронном виде по темам

презентации к урокам

видеоуроки

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации