Муниципальное общеобразовательное учреждение «Овощновская школа»
Джанкойского района Республики Крым
«РАССМОТРЕНО» на заседании ШМО протокол от____ .08.2016 № ___________________ Руководитель ШМО ___________________ |
«СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР _________Т.И.Посмашная « ___»___________ 2016г. |
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МОУ «Овощновская школа» приказ от ____.09.2016 г. № ___________________ __________С.В.Борисова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Литература»
6 класс (базовый уровень)
Программа разработана
Дмитриевой О.Л.,
учителем русского языка
и литературы
2016 год
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 6 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, на основе примерной Программы основного общего образования по литературе, авторской Программы по литературе В.Я. Коровиной и др. (М.: Просвещение, 2012) к учебнику В.П. Полухиной и др. (М.: Просвещение, 2013).
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
• формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
• постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, освоенный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
• поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
• овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
• овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
• использование опыта обобщения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Достижение поставленных целей при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
• обеспечение соответствия основной образовательной программы требованиям ФГОС;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований: к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для ее самореализации;
• обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной про граммы с социальными партнерами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одаренных детей,
• организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
Цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы и воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
2.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
• воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
• формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
• осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
• развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценки;
• умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского языка, его эстетической функции, роли изобразительно - выразительных языковых средств в создании художественных литературных произведений.
3.Содержание учебного предмета
Введение. 1 час
Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.
УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ( 4 ч)
Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.
Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем.
Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.
Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки, загадки.
Развитие речи (далее — P.P.). Письменный ответ на проблемный вопрос. Устное рецензирование выразительного чтения. Устный монологический ответ по плану.
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч)
«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе». Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума, находчивости). Теория литературы. Летопись (развитие представления)
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА. (1 ч)
Русские басни. Иван Иванович Дмитриев. Краткий рассказ о жизни и творчестве баснописца. «Myxa». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством. Особенности литературного языка XVIII столетия. Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).
Р.Р. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (49 ч)
Иван Андреевич Крылов. (4 ч)
Краткий рассказ о писателе-баснописце.
Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства. Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).
P.P. Выразительное чтение басни. Устное рецензирование выразительного чтения. Характеристика героев басни. Участие в коллективном диалоге.
Александр Сергеевич Пушкин. (15 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Узник». вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И. И. Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.
«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.
«Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.
Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).
К.Р. Контрольная работа № 1 по повести А.С Пушкина «Барышня-крестьянка». Контрольная работа 4 по повести АС. Пушкина «Дубровский».
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Устные ответы на вопросы Участие в коллективном диалоге. Составление плана анализа стихотворения. Устный и письменный анализ стихотворений. Выразительное чтение фрагментов прозы. Составление письменного ответа на проблемный вопрос.
Внеклассное чтение.
Михаил Юрьевич Лермонтов. (4 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. Ученические годы. «Тучи». Чувство одиночества и тоски, любовь поэта-изгнанника к оставляемой им Родине. Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации. «Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы» Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация ( начальные представления).
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге. Устный и письменный анализ стихотворения.
Иван Сергеевич Тургенев (5 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе. Проект. Теория литературы. Пейзаж, портретная характеристика персонажей (развитие представлений).
Внеклассное чтение. Рассказы из "Записок охотника." Устная и письменная характеристика героя или групповой характеристики героев.
Федор Иванович Тютчев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни.
«С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.
Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.
Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.
Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).
Р. Р. Устный и письменный анализ текста.
Николай Алексеевич Некрасов (6 ч)
Краткий рассказ о жизни поэта. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении. Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).
Домашнее сочинение. Письменный ответ на вопрос проблемного характера. Устный и письменный анализ стихотворений.
Николай Семенович Лесков (6 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя.
«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.
Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).
Р. Р. Устный и письменный ответ на проблемные вопросы.
Внеклассное чтение "Человек на часах"
Антон Павлович Чехов (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали. Теория литературы. Комическое. Юмор. Комическая ситуация (развитие понятий).
Внеклассное чтение. Рассказы Чехова
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. (4 ч)
Я.П. Полонский «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла»..»; Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А.К. Толстой «Где гнутся над омутом лозы..». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике. Проект.
Теория литературы. Лирика как род литературы. Пейзажная лирика как жанр (развитие представлений).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26 часов)
Александр Иванович Куприн (2 ч)
«Чудесный доктор». Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям. Теория литературы. Рождественский рассказ (начальные представления).
Андрей Платонович Платонов (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова.
Теория литературы. Символическое содержание пейзажных образов (начальное представление).
Внеклассное чтение. Платонов .Рассказы "Корова","Цветок на земле".
Александр Степанович Грин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.
Теория литературы. Романтическое содержание повести. Черты романтического героя (развитие представший).
Произведения о Великой Отечественной войне (8 ч)
К.М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Д.С. Самойлов «Сороковые» (2 ч). Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.
Теория литературы. Средства выразительности, гражданский, патриотический пафос стихотворения (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа -честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи. Теория литературы. Речевая характеристика героев (развитие представлений). Герой-повествователь (начальные представления).
P. р. Выразительное чтение фрагментов рассказа. Различные виды пересказов. Участие в коллективном диалоге. Характеристика героев. Составление планов речевых характеристик.
Валентин Григорьевич Распутин. (3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).
Родная природа в русской поэзии XX века (3 ч)
А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»; А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...».
Чувство радости и печали, любви к родной природе родине в стихотворных произведениях поэтов XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием,
выраженным в стихотворении. Поэтизация родне природы.
Николай Михайлович Рубцов. (4 ч)
Краткий рассказ о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.
Теория литературы. Изобразительно-выразительные средства (развитие понятия)
P.P. Выразительное чтение стихотворений. Устное рецензирование выразительного чтения. Участие в коллективном диалоге.
Внеклассное чтение. Стихи о родной природе.
Писатели улыбаются (5 ч)
Василий Макарович Шукшин (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Рассказы «Чудик» и «Критик». Особенности шукшинских героев — «чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синовия незащищенности. Образ «странного» героя в литературе
Фазиль Искандер.(3 ч)
Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека..
Классное контрольное сочинение по произведениям.№2
Из литературы народов России (2 ч)
Габдулла Тукай (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве татарского поэта. «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человек. Книга- «Отрада из отрад, путеводная звезда, «бесстрашное сердце, радостная душа.
Кайсын Кулиев (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Когда на меня навалилась беда...», «Каким бы малым ни был мой народ..» Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт — вечный должник своего народа.
Теория литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (17 ч)
Мифы Древней Греции (3 ч)
«Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид». Подвиги Геракла (в переложении Н. Куна).
Геродот (1 ч)
«Легенда об Арионе». Теория литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.
Гомер (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве Гомера. «Илиада», «Одиссея» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Описание щита Ахиллеса: сцены войны и мирной жизни. Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.
Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные представления).
Внеклассное чтение. Гомер.
Мигель де Сервантес Сааведра (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя, роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нем. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды жизни. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы (для внеклассного чтения) Теория литературы. «Вечные» образы в искусстве (начальные представления).
Фридрих Шиллер (1 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь —герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.
Теория литературы. Рыцарская баллада (начальные представления).
Проспер Мериме (2 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.
Антуан де Сент-Экзюпери (3 ч)
Краткий рассказ о жизни и творчестве писателя. «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Чистота восприятия мира как величайшая ценность. Теория литературы. Притча (начальные представления).
Подведение итогов за год (1 ч)
Повторение и обобщение изученного материала (4ч)
4.Тематическое планирование предмета
№ п./п. |
Название темы |
Кол-во часов |
Развитие речи |
Внеклассное чтение |
Контроль ные работы |
1 |
Введение |
1 |
|||
2 |
Устное народное творчество |
4 |
1 |
1 |
|
3 |
Из древнерусской литературы |
1 |
|||
4 |
Из литературы 18 века |
1 |
|||
5 |
Из русской литературы 19 века |
49 |
6 |
5 |
2 |
6 |
Из русской литературы 20 века |
26 |
3 |
3 |
2 |
7 |
Из литературы народов России |
2 |
|||
8 |
Из зарубежной литературы |
17 |
2 |
3 |
1 |
9 |
Повторение |
4 |
2 |
||
Итого |
105 |
14 |
12 |
5 |
Календарно-тематическое планирование предмета
№п\п |
Тема урока |
Количество часов |
Дата проведения |
|
План |
Факт |
|||
1 |
Введение. Художественное произведение, автор, герои. |
1 |
||
Устное народное творчество |
4 |
|||
2 |
Обрядовый фольклор. |
1 |
||
3 |
Пословицы и поговорки . |
1 |
||
4 |
Загадки (урок внеклассного чтения 1) |
1 |
||
5 |
Урок - посиделки «Русский фольклор.» (урок развития речи 1) |
1 |
||
Из древнерусской литературы |
1 |
|||
6 |
Русская летопись. |
1 |
||
Из литературы XYIII века |
1 |
|||
7 |
Русские басни. И.И. Дмитриев. «Муха». |
1 |
||
Из русской литературы XIX века |
49 |
|||
8 |
И. А. Крылов. «Осел и Соловей » |
1 |
||
9 |
И. А. Крылов «Листы и Корни». |
1 |
||
10 |
И. А. Крылов. «Ларчик». |
1 |
||
11 |
Русские басни (урок развития речи 2) |
1 |
||
12 |
А.С. Пушкин. «И. И. Пущину». |
1 |
||
13 |
А.С. Пушкин. «Узник» |
1 |
||
14 |
А.С. Пушкин. «Зимнее утро». |
1 |
||
15 |
А.С. Пушкин. «Зимняя дорога» и другие стихотворения. Тема дороги в лирике Пушкина (урок внеклассного чтения 2) |
1 |
||
16 |
А.С. Пушкин. Двусложные размеры стиха (урок развития речи 3) |
1 |
||
17 |
А. С. Пушкин «Дубровский»: Дубровский - старший и Троекуров |
1 |
||
18 |
«Дубровский»: бунт крестьян. |
1 |
||
19 |
«Дубровский»: история любви. |
1 |
||
20 |
«Дубровский»: протест Владимира Дубровского. |
1 |
||
21 |
«Дубровский»: композиция романа. |
1 |
||
22 |
Классное контрольное сочинение №1.«Дубровский»: мое понимание романа Пушкина . |
1 |
||
23 |
Продолжение.«Дубровский»: мое понимание романа Пушкина (урок контроля) |
1 |
||
24 |
А.С. Пушкин. «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка»: сюжет и герои. |
1 |
||
25 |
«Барышня-крестьянка»: особенности композиции повести |
1 |
||
26 |
«Повести Белкина »: проблемы и герои (урок внеклассного чтения 3) |
1 |
||
27 |
М. Ю. Лермонтов. «Тучи» |
1 |
||
28 |
М.Ю. Лермонтов. «Три пальмы» . |
1 |
||
29 |
М. Ю. Лермонтов. «Листок». |
1 |
||
30 |
М.Ю.Лермонтов. «Утес» На севере диком стоит одиноко…». |
1 |
||
31 |
М.Ю. Лермонтов. Лирика (урок развития речи 5) |
1 |
||
32 |
М.Ю. Лермонтов. Лирика (продолжение урока развития речи) |
1 |
||
33 |
И.С. Тургенев. «Бежин луг»: образы автора и рассказчика. |
1 |
||
34 |
«Бежин луг»: образы крестьянских детей . |
1 |
||
35 |
«Бежин луг»: картины природы |
1 |
||
36 |
И.С.Тургенев «Хорь и Калиныч »и другие рассказы из« Записок охотника» (урок внеклассного чтения 4). |
1 |
||
37 |
Ф.И. Тютчев. «Неохотно и несмело». |
1 |
||
38 |
Ф.И.Тютчев. «С поляны коршун поднялся…». |
1 |
||
39 |
Ф.И.Тютчев «Листья». |
1 |
||
40 |
А.А.Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…». |
1 |
||
41 |
А.А. Фет «Еще майская ночь», |
1 |
||
42 |
А.А. Фет «Учись у них – у дуба, у березы…» |
1 |
||
43 |
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет Лирика (урок развития речи 6) |
1 |
||
44 |
Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: автор и народ. |
1 |
||
45 |
Н.А. Некрасов. «Железная дорога»: своеобразие композиции стихотворения. Домашнее сочинение№1 |
1 |
||
46 |
Н.С. Лесков. «Левша» |
1 |
||
47 |
Н.С. Лесков. «Левша»: народ и власть |
1 |
||
48 |
«Левша»: язык сказа. Понятие об иронии. |
1 |
||
49 |
«Левша» (урок развития речи 7) |
1 |
||
50 |
Н.С. Лесков. «Человек на часах» (урок внеклассного чтения 5) |
1 |
||
51 |
А. П.Чехов. «Толстый и тонкий»: герои рассказа |
1 |
||
52 |
А. П.Чехов. «Толстый и тонкий»: источники комического в рассказе |
1 |
||
53 |
А. П. Чехов. Рассказы (урок внеклассного чтения 6). |
1 |
||
54 |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я. П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри - какая мгла…» |
1 |
||
55 |
Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Е.А. Баратынский. «Весна, весна!...». «Чудный град…», А. К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…» |
1 |
||
56 |
Романсы на стихи русских поэтов А.С.Пушкин. «Зимний вечер»; М.Ю. Лермонтов. «Парус»; Ф.И.Тютчев. «Еще в полях белеет снег…» |
1 |
||
Из русской литературы XX века |
26 |
|||
57 |
А.И. Куприн «Чудесный доктор»: герой и прототип. |
1 |
||
58 |
«Чудесный доктор »как рождественский рассказ. |
1 |
||
59 |
А.С. Грин. «Алые паруса»: мечта и действительность |
1 |
||
60 |
«Алые паруса»: Ассоль и Грей. |
1 |
||
61 |
А.П. Платонов. «Неизвестный цветок»: образы - символы в сказке . |
1 |
||
62 |
А.П. Платонов. Рассказы «Цветок на земле », «Корова» и др. (урок внеклассного чтения 7) |
1 |
||
63 |
К. М. Симонов «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…» |
1 |
||
64 |
Д. С. Самойлов «Сороковые». |
1 |
||
65 |
В. П. Астафьев. «Конь с розовой гривой»: сюжет и герои . |
1 |
||
66 |
«Конь с розовой гривой».: проблематика рассказа, речь героев |
1 |
||
67 |
В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой», (урок развития речи 8) |
1 |
||
68 |
В. Г. Распутин. «Уроки французского»: трудности послевоенного времени. |
1 |
||
69 |
«Уроки французского»: стойкость главного героя. |
1 |
||
70 |
В. Г. Распутин «Уроки французского»: учительница Лидия Михайловна |
1 |
||
71 |
В. М. Шукшин «Критики»: образ «странного» героя |
1 |
||
72 |
В. М. Шукшин. « Чудик», «Срезал» (урок внеклассного чтения 8) |
1 |
||
73 |
Ф. Искандер. «Тринадцатый подвиг Геракла»: школа, учитель, ученики |
1 |
||
74 |
«Тринадцатый подвиг Геракла»: юмор в рассказе. |
1 |
||
75 |
Классное контрольное сочинение по произведениям№2 |
1 |
||
76 |
Родная природа в русской поэзии XX века А. Блок..«Летний вечер», «О, как безумно за окном…» |
1 |
||
77 |
С. Есенин. « «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». |
1 |
||
78 |
А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…» |
1 |
||
79 |
Н. М. Рубцов. «Звезда полей»: «родина, страна, Вселенная |
1 |
||
80 |
Н.М. Рубцов «Листья осенние », « В горнице »: человек и природа (урок внеклассного чтения 9) |
1 |
||
81 |
Урок - праздник (урок развития речи 9) Родная природа в лирике русских поэтов. Домашнее сочинение №2. |
1 |
||
82 |
Анализ сочинений. |
1 |
||
Из литературы народов России |
2 |
|||
83 |
Г. Тукай. «Родная деревня», «Книга». |
1 |
||
84 |
К. Кулиев. «Когда на меня навалилась беда», «Каким ни был малым мой народ…» |
1 |
||
Из зарубежной литературы |
17 |
|||
85 |
Мифы народов мира. Мифы Древней Греции. |
1 |
||
86 |
Подвиги Геракла: «воля богов - ум и отвага героя. |
1 |
||
87 |
Древнегреческие мифы (урок внеклассного чтения10) |
1 |
||
88 |
Геродот. «Легенда об Арионе». |
1 |
||
89 |
Гомер. «Илиада» как героическая эпическая поэма. |
1 |
||
90 |
Гомер. «Одиссея» как героическая эпическая поэма. |
1 |
||
91 |
Гомер. «Одиссея» (урок внеклассного чтения 11) |
1 |
||
92 |
М. Сервантес Сааведра. «Дон Кихот»: жизнь героя в воображаемом мире. |
1 |
||
93 |
«Дон Кихот»: пародия на рыцарские романы. «Дон Кихот »: нравственный смысл романа. |
1 |
||
94 |
«Дон Кихот »: «вечные образы в искусстве. |
1 |
||
95 |
Ф. Шиллер. «Перчатка»: проблемы благородства, достоинства и чести |
1 |
||
96 |
П. Мериме. «Маттео Фальконе»: природа и цивилизация |
1 |
||
97 |
«Маттео Фальконе»: отец и сын. Фальконе, проблемы чести и предательства. |
1 |
||
98 |
А. де Сент-Экзюпери. «Маленький принц»: дети и взрослые . |
1 |
||
99 |
«Маленький принц» как философская сказка-притча |
1 |
||
100 |
«Маленький принц»: вечные истины в сказке (урок внеклассного чтения 12) |
1 |
||
101 |
Контрольная работа №1 за год. |
1 |
||
Повторение и обобщение изученного материала |
4 |
|||
102 |
Выявление уровня литературного развития учащихся. |
1 |
||
103 |
Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 6 класс ». (урок развития речи 11) |
1 |
||
104 |
Продолжение. Задание для летнего чтения, (урок развития речи 12) |
1 |
||
105 |
Обобщение изученного материала. |
1 |