Рабочая программа по литературе 10-11 класс (УМК Т.Ф. Курдюмовой)

8
5
Материал опубликован 23 August 2018 в группе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 10-11 классы

1. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы ОО МОУ «СОШ им. Г.И. Марчука р.п. Духовницкое», авторской программы Т.Ф.Курдюмовой («Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, С.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010).

2. Общая характеристика предмета

Литература как учебная дисциплина тесно связана с изучением русского языка и совершенствованием речевой культуры и коммуникационных навыков. Широко используя ряд гуманитарных наук, литература помогает формировать человека мыслящего и гуманного. Этот процесс учитывает логику развития подростка, его возрастные этапы.

В 5—9 классах проходят годы взросления учащихся. Учитывая особенности возраста, в этот период изучаются авторы и произведения разных жанров. При этом бо́льшую роль играет осознание литературного процесса.

Курс каждого класса содержит доступный и интересный юному читателю материал.

Построенный на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов, курс помогает ученику освоить несколько этапов литературного образования.

На уроке литературы мы имеем дело с художественной речью. Перед юным читателем стоит двойная задача: дать достойную оценку прочитанному произведению и активно использовать достоинства этого текста в своей речи.

Каждый класс соответствует конкретному этапу образования. На каждом из них реализуется своя задача. В 5 классе в центре наблюдений за текстом сюжет. В 6 классе это место занимает герой художественного произведения. В 7 классе охвачен весь круг родов и жанров художественной литературы. В 8 классе обращается внимание на связь искусства слова с историей. В 9 классе на основе обзора классики литературы воссоздается общая картина развития искусства слова.

В 10 и 11 классах завершается обзор классики литературы, учащиеся знакомятся с литературой последних десятилетий.

От класса к классу меняются акценты организации учебной деятельности, расширяется круг творческих работ.

В 10—11 классах основные темы и виды учебной деятельности на уроках литературы определяются содержанием курса и при этом активно используются сведения и умения, которыми ученики овладели в предшествующих классах. Курс старших классов организуют монографические и обзорные темы, которые создают систему изучения литературы.

Обзорные темы дают общее представление об эпохе и ее связи с искусством, о ведущих литературных направлениях и важнейших событиях времени. При этом возникает самое общее представление о творчестве названных писателей и их произведениях. Использование обзорных тем особенно важно при обращении к новым авторам и только что появившимся произведениям в курсе выпускного класса.

Монографические темы содержат достаточно полный обзор жизни и творчества писателя, которому посвящена данная тема, и анализ одного или нескольких его произведений.

Серьезное знакомство с классическими произведениями литературы — основа литературного образования.

Читая и изучая конкретное произведение, старшеклассники знакомятся с судьбой писателя и узнают о том, какую роль играет и какое место занимает его творчество в историко-литературном процессе. Каждый этап этого процесса важен.

В старших классах используется сочетание концентрированной информации лекции с различными формами самостоятельного освоения произведения искусства, в том числе проектной деятельностью.

Система литературного образования во многом связана с овладением теорией литературы.

В курсе последовательно обозначается обращение к каждому важному именно для

конкретной темы литературоведческому понятию. Накопление и использование теоретических сведений осуществляются постоянно. Важно понять, когда и зачем нужна теория, и суметь ею воспользоваться, чтобы сделать анализ конкретного произведения более содержательным.

Основные теоретические понятия, которые осваиваются в каждом классе, подчинены ведущей проблеме учебного года. В 10—11 классах главным понятием становится

историко-литературный процесс. Литературные направления и характеристики важнейших литературных направлений (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, футуризм) помогают уяснить как особенности процесса, так и специфику творчества конкретного писателя.

Cовременные условия предъявляют новые требования к личностным качествам выпускника. Он должен быть инициативным, самостоятельным, должен уметь не только решать поставленные перед ним задачи по образцу, но и проектировать

пути их решения без учителя. Проект как целенаправленная познавательная деятельность также позволяет учащемуся творчески проявить себя, повышает интерес к предмету, развивает коммуникабельность.

В процессе работы над проектами ученики совершенствуют навыки работы с интерактивными пособиями, отбора, классификации, систематизации литературной, историко-культурной информации с помощью ресурсов Интернета, учатся грамотно

представлять отобранный материал в форме презентаций, различных интерактивов, концептуальных схем, видеороликов.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение

следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий, формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

3. Место учебного предмета в учебном плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе среднего общего образования в объеме 210 ч, в том числе: в 10 классе — 105ч, в 11 классе — 105ч.

4. Содержание предмета «Литература»

10 КЛАСС

Введение

Русская литература и русская история XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. Классицизм, сентиментализм и романтизм в русской литературе. Становление реализма в русской и мировой литературе. Зарождение и развитие русской профессиональной литературной критики.

Литература первой половины XIX века

Россия в первой половине XIX в. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX в. Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков, А. А. Дельвиг, Д. В. Давыдов, А. В. Кольцов, Н. М. Языков.

А. С. Пушкин. «Деревня», «Вольность», «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный...», «Подражание Корану» («И путник усталый на Бога роптал...»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Вновь я посетил...», «Пора, мой друг, пора!..», «Поэт», «Из Пиндемонти».

«Борис Годунов», «Медный всадник».

М. Ю. Лермонтов. «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто пестрою толпою окружен...», «Валерик»,«Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...»), «Выхожу один я на дорогу...», «И скучно и грустно...», «Нищий», «Мой демон».

«Герой нашего времени» («Фаталист»).

Н. В. Гоголь. «Невский проспект», «Петербургские повести».

Литература второй половины XIX века

Роль русской классики в культурной жизни страны. Богатство проблематики и широта тематики. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. Развитие литературы критического реализма. Традиции и новаторство. Роль литературной критики в развитии и становлении критического реализма.

А. Н. Островский. «Гроза». «Бесприданница».

Н. А. Добролюбов «Луч света в темном царстве», Ап.А.Григорьев «После “Грозы”

Островского», «Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу».

И. А. Гончаров. Общая характеристика романов «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв».

«Обломов». Н.А.Добролюбов «Что такое обломовщина?», Д.И.Писарев «Обломов», А.В.Дружинин «“Обломов”, роман И. А. Гончарова».

И. С. Тургенев. «Отцы и дети». М. А. Антонович «Асмодей нашего времени», Д. И. Писарев «Базаров», Н. Н. Страхов “Отцы и дети” И.С.Тургенева».

Ф. И. Тютчев «Silentium», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять...», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать...», «К. Б.» («Я встретил вас — и все былое...»), «Эти бедные селенья...», «Последняя любовь», «День и ночь».

А. А. Фет. «Поэтам», «Это утро, радость эта...», «Шепот, робкое дыханье...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Еще весны душистой нега...», «Заря прощается с землею...», «Облаком волнистым...», «На железной дороге».

А. К. Толстой. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре...», «Против течения...», «Государь ты наш батюшка...».

Н. А. Некрасов. «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Я не люблю иронии твоей...», «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «Пророк», «Блажен незлобивый поэт...», «Внимая ужасам войны...», «Зине», «О Муза! Я у двери гроба...», «Умру я скоро...».

«Кому на Руси жить хорошо».

Н. Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор).

Н. С. Лесков. «Очарованный странник»

М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Л. Н. Толстой. «Война и мир».

А. П. Чехов. «Студент», «Дом с мезонином», «Ионыч», «Степь», «Дама с собачкой», «Палата No6», «Вишневый сад».

Зарубежная литература XIX века

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX в. Поздний романтизм. Ведущая роль реализма. Символизм. Обзор творчества характерных для эпохи писателей. Э. Т.А. Гофман. «Серапионовы братья». «Щелкунчик». Ч. Диккенс. «Записки Пиквикского клуба». О. де Бальзак. «Гобсек». В. Гюго. «Собор Парижской Богоматери». Э. А. По. «Золотой жук». Г. де Мопассан. «Ожерелье». Г. Ибсен. «Кукольный дом». А. Рембо. «Пьяный корабль».

11 КЛАСС

Введение

История XX в. и судьбы искусства. Русская литература XX в. в контексте мировой культуры. Острота постановки вопросов о роли искусства в начале века. Сложности

периодизации русской литературы XX в.

Литература рубежа XIX—XX веков

Зарубежная литература первой половины XX века (обзор). Общий обзор европейской литературы первой половины XX в. Основные направления. Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве писателей. Реализм и модернизм.

Дж. Лондон. «Любовь к жизни». Б. Шоу. «Пигмалион». Г.Аполлинер. Лирика («Мост Мирабо» и др.).

Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века

Развитие гуманистических традиций русской классической литературы в конце XIX — начале XX в. Богатство и разнообразие литературных направлений. Дальнейшее развитие реализма. Модернизм как одно из новых направлений. Символизм, акмеизм и футуризм.

М. Горький. «На дне», литературные портреты («Лев Толстой», «А. Чехов»), публицистика («Мои интервью», «Заметки о мещанстве», «Разрушение личности», «Несвоевременные мысли», «О том, как я учился писать».

И. А. Бунин. «Вечер», «Крещенская ночь», «Ночь» («Ищу я в этом мире сочетанья...»), «Не устану воспевать вас, звезды!», «Последний шмель», «Одиночество», «Песня».

«Господин из Сан- Франциско». «Темные аллеи» (рассказы из сборника по выбору).

«Чистый понедельник».

А. И. Куприн. «Гранатовый браслет».

В. Г. Короленко. «Без языка», «Река играет», «Парадокс» и другие рассказы.

Поэзия конца XIX — начала XX века

Серебряный век. Модернизм. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Сущность модернизма, декаданса. Символизм, акмеизм и футуризм как основные направления модернизма. Старшие символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. «Младосимволисты»: Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок, С. Соловьев. Кризис символизма.

В. Я. Брюсов. «Юному поэту», «Творчество», «Грядущие гунны» и др.

К. Д. Бальмонт. «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...».

А. Белый. «Раздумье», «Русь», «Родине».

А. А. Блок. «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Скифы». «Стихи о Прекрасной Даме». «Двенадцать».

Акмеизм

Поэты-акмеисты Н. С. Гумилев, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, Г. И. Иванов, В. Н. Нарбут и др.

Н. С. Гумилев. «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай», «Капитаны», «Андрей Рублев» и др.

Футуризм

Русский футуризм. И. Северянин (эгофутурист), В. В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. В. Хлебников, В. Каменский (кубофутуристы), Б. Л. Пастернак («Центрифуга»).

И. Северянин. «Интродукция», «Эпилог», «Я гений Игорь Северянин...», «Двусмысленная слава» и др.

В. В. Хлебников. «Заклятие смехом», «Бобоэби пелись губы...», «Еще раз...» и др.

В. В. Маяковский. «А вы могли бы...», «Нате!», «Вам!», «Послушайте !..», «Скрипка и немножко нервно», «Юбилейное», «Владимир Маяковский», «Письмо Татьяне Яковлевой». «Облако в штанах».

Драматургия поэта: «Клоп», «Баня».

Крестьянская поэзия

Н. А. Клюев. «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

С. А. Есенин. «Гой, ты Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу», «Письмо матери», «Спит ковыль...», «Шаганэ ты моя, Шаганэ...», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь Советская».

«Анна Снегина»

Литература 20—30-х годов XX

Судьба русской литературы в годы исторических потрясений (обзор)

А. А. Фадеев. «Разгром».

А. А. Ахматова. «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля». «Реквием».

Б. Л. Пастернак. «Про эти стихи», «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути», «Гамлет», «Зимняя ночь», «Любить иных — тяжелый крест...», «Никого не будет в доме...», «Сосны», «Иней», «Снег идет». «Доктор Живаго» (обзор).

О. Э. Мандельштам. «Notre Dаmе», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город...» и др.

М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое птица в руке...»), «Кто создан из камня...», «Тоска по родине...», «Москве», «Мне нравится, что вы больны не мной...» и др.

М. А. Булгаков. «Белая гвардия» (или «Дни Турбиных»). «Мастер и Маргарита».

(по выбору).

А. П. Платонов. «Котлован», «Сокровенный человек», «Шарманка», «Впрок» (по выбору).

А. Н. Толстой. «Петр Первый».

М. А. Шолохов. «Тихий Дон».

Литература русского зарубежья

Творческие искания писателей русского зарубежья. Русская литература в изгнании. «Золотое десятилетие» русской литературы за рубежом (1925—1935). Поэзия русской эмиграции (М. И. Цветаева, В. Ф. Ходасевич, Г. В. Иванов). Проза русской эмиграции (И. С. Шмелев, А. М. Ремизов, Б. К. Зайцев, В. В. Набоков, Г. Газданов, М. Алданов и др.).

В. В. Набоков. «Другие берега», «Дар», «Защита Лужина» (по выбору).

М. Алданов. «Чертов мост».

Великая Отечественная война в литературе (обзор).

Патриотические мотивы и сила народного чувства в лирике военных лет

(Н. Тихонов, М. Исаковский, А. Сурков, К. Симонов, А. Тарковский, Е. Винокуров, С. Гудзенко, Ю. Друнина, Н. Старшинов, П. Антокольский, О. Берггольц, К. Ваншенкин и др.). Романтика и реализм в прозе о войне. Рассказы Л. Соболева, К. Паустовского, повести и романы Б. Горбатова («Непокоренные»), К. Симонова («Живые и мертвые»), А. Фадеева («Молодая гвардия»), Э. Казакевича («Звезда»), А. Бека («Волоколамское шоссе»), В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), Ю. Бондарева («Горячий снег»), В. Кондратьева («Сашка»), С. Баруздина («Ее зовут Елкой»), Г. Бакланова («Навеки девятнадцатилетние»), Б. Васильева («Встречный бой»), Г. Владимова («Генерал и его армия»), К. Воробьева («Убиты под Москвой») и др.

Драматургия: Л. Леонов («Нашествие»), Е. Шварц («Дракон») и др.

Литература второй половины XX — начала XXI века

Литература второй половины XX в.

Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев: А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича», П. Нилин «Жестокость», В. Дудинцев «Не хлебом единым», В. Шаламов «Колымские рассказы» и др.

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Быкова, Б. Васильева, С. Гроссмана, В. Кондратьева, В. Носова и др.

Поэзия: В. Боков, В. Федоров, Н. Рубцов, А. Прасолов, Н. Глазков, С. Наровчатов, Д. Самойлов, Л. Мартынов, Е. Винокуров, Н. Старшинов, Ю. Друнина, Б. Слуцкий, С. Орлов, В. Солоухин, А. Тарковский и др.

Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели»: Б. Окуджава, Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов, А. Битов, В. Маканин и др.

«Деревенская» проза. Повести С. Залыгина, В. Белова, В. Астафьева, Б. Можаева, Ф. Абрамова, В. Шукшина, В. Крупина и др.

Драматургия. А. Володин «Пять вечеров», М. Рощин «Валентин и Валентина», А. Арбузов «Иркутская история», «Жестокие игры», В. Розов «В добрый час!», «Гнездо глухаря», «Кабанчик», А. Вампилов «Прошлым летом в Чулимске», «Старший

сын» и др.

Литература народов России. Г. Айги, Р. Гамзатов, М. Джалиль, М. Карим, Д. Кугультинов, К. Кулиев, Ю. Рытхэу, Г. Тукай, К. Хетагуров, Ю. Шесталов,Ч. Айтматов.

Литература русского зарубежья.

«Вторая волна» русской литературной эмиграции: И. Бродский, А. Солженицын.

«Третья волна» литературной эмиграции: Г. Владимов, С. Довлатов, А. Гладилин, Ю. Мамлеев, В. Аксенов, И. Ратушинская, Саша Соколов, Ф. Горенштейн, Вл. Марамзин и др.

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, В. Высоцкого, Б. Окуджавы, Ю. Визбора, Ю. Кима, А. Дольского, В. Цоя и др.

Литературные журналы «Новый мир», «Октябрь» и др.

А. Т. Твардовский. «Вся суть в одном единственном завете...», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины...», «К обидам горьким собственной персоны...» и др.

«За далью — даль»

А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича», «Архипелаг ГУЛАГ» (главы), «Как нам обустроить Россию» и др. (по выбору).

Ф. А. Абрамов. «Поездка в прошлое».

В. П. Астафьев. «Последний поклон», «Печальный детектив» (по выбору)

В. Г. Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Живи и помни» (по выбору).

Зарубежная литература второй половины XX — начала XXI века (обзор)

Литература постмодернизма. Э. Хемингуэй. «Старик и море». У. С. Моэм. «Театр», «Луна и грош». Дж. Оруэлл. 1984

Русская литература 90-х годов XX — начала XXI века (обзор)

Литература 1990-х гг.

Постмодернизм. Эклектика, смешение и взаимопроникновение жанров. Интертекстуальность, построение художественного текста из цитат и

реминисценций, когда «чужое слово проступает». В. Сорокин. «Роман». В. Пелевин. «Чапаев и Пустота». Т. Толстая. «Кысь» .

В. С. Маканин. «Лаз», «Стол, покрытый сукном и с графином посередине», «Кавказский пленный».

«Женский почерк» в прозе конца века. Тема семьи, проблема отцов и детей в произведениях Л. Петрушевской («Время ночь», «По дороге бога Эроса», «Тайна дома», «Маленькая Грозная»), В. Токаревой («Я есть. Ты есть. Он есть»).

Идея общности людей в семейном романе Л. Улицкой «Медея и ее дети».

Поэзия 1990-х гг. Неизменность торжества добра и любви в поэзии Б. Чичибабина («82 сонета и 28 стихотворений о любви»). Тема государства и государственности в поэзии С. Куняева «Мать сыра земля». Диалог с русской классической литературой в поэзии Л. Лосева («Стихотворения из четырех книг»). Проблема нравственного выбора в стихотворениях О. Чухонцева («Пробегающий пейзаж»). Поиски смысла творчества и существования в поэтических произведениях С. Гандлевского («Конспект»).

Осмысление итогов постмодернизма в русской поэзии. Использование цитат из произведений других поэтов. Д. Пригов («Написанное с 1990 по 1994», «Подобранный Пригов»), Т. Кибиров («Нотации»), В. Некрасов («Дойче Бух»).

Поэты-песенники М. К. Щербаков («Другая жизнь»), Ю. С. Энтин («Ничего на свете лучше нету...»).

Литература начала XXI века.

«Новый реализм» (постреализм) как литературное течение «нулевых» годов. Пере-

смотр постмодернистских критериев. Картина современной России в повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана». Изображение 1990-х гг. в романе А.Рубанова «Сажайте, и вырастет». Роман А. Терехова «Каменный мост». Книга рассказов и повестей М. Тарковского «Енисей, отпусти!» Роман Ю. Полякова «Грибной царь».

Роман С. Шаргунова «Книга без фотографий». Роман Д. Быкова «Икс».

Жанр политического романа. А. Проханов «Господин Гексоген», Ю. Бондарев «Без милосердия».

Женская проза. Произведения Д. Рубиной «Любка», «На Верхней Масловке». Гуманистический пафос рассказов и повестей А. Андроновой, М. Кучерской, К. Букши, М. Степновой, И. Мамаевой, Н. Ключаревой и др.

Публицистика. Д. Быков «Календарь». Дневники. С. Есин («Дневник. 2009»).

Поэзия начала XXI в. Новизна и гармония поэзии В. Алейникова («Вызванное из боли»), тема России, семьи, женщины в поэзии Ю. Кузнецова («До последнего края»), элегичность поэзии Е. Рейна («Избранные стихотворения и поэмы»), «нагота сердечной боли» в поэзии Г. Русакова («Стихи Татьяне»).

Тенденции «нового реализма» в драматургии. Образец «новой драмы» в пьесе-монологе автора и исполнителя Е. Гришковца «Как я съел собаку». Драма И. Вырыпаева «Кислород». Тенденция создания «вторичных» произведений-продолжений, заимствующих названия и стиль классических образцов (М. Угаров «Облом оff», Б. Акунин* «Чайка», А. Слаповский «Вишневый садик», Н. Садур «Памяти Печорина», О. Богаев «Русская народная почта» и др.).

Итоги

Связи и зависимости литератур и культур народов мира в XX в. Многообразие направлений, обилие форм и неожиданность эстетических и этических решений. Литература века как форма отражения сложности окружающего нас мира.

.5. Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

 

10 класс

 
     

1

Литература XIX века. Введение

1

2

Литература первой половины XIX века

2

3

А.С. Пушкин

10

4

М.Ю. Лермонтов

6

5

Н.В. Гоголь

4

6

Русская литература второй половины XIX века

2

7

А.Н. Островский

4

8

И.А. Гончаров

6

9

И.С. Тургенев

6

10

Ф.И. Тютчев

2

11

А.А. Фет

2

12

А.К.Толстой

3

13

Н.А. Некрасов

6

14

Н. Г. Чернышевский

2

15

Н.С. Лесков

3

16

М.Е. Салтыков-Щедрин

5

17

Ф.М. Достоевский

13

18

Л.Н. Толстой

17

19

А.П. Чехов

6

20

Зарубежная литература XIX века

2

   

102

 

11 класс

 

1

Литература ХХ века. Введение

1

2

Зарубежная литература первой половины XX века

3

3

Русская литература 90-х годов XIX — начала XX века

30

4

Литература 20—30 годов XX века

28

5

Литература русского зарубежья

5

6

Великая Отечественная война в литературе

6

7

Литература второй половины XX — начала XXI века

20

8

Зарубежная литература второй половины XX — начала XXI века

1

9

Русская литература 90-х годов ХХ — начала XXI века

3

10

Литература начала XXI века

3

11

Итоги

2

   

102

 

Итого:

204

6. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Программа по литературе для общеобразовательных учреждений.

2. Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

3. СD - ROM /Русская литература.

Русская литература от Нестора до Маяковского

Русская поэзия 17-20 вв.

Пушкин в зеркале двух столетий.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия.

Презентации уроков.

Список литературы

Для обучающихся

1. Русский язык и литература. Литература. 10 кл. Базовый уровень: учебник/Т.Ф. Курдюмова, Е.Н.Колокольцев, О.Б.Марьина и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 6-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2018. – 447 с.

2. Русский язык и литература. Литература. 11 кл. Базовый уровень: комплект в 2-х частях/Т.Ф. Курдюмова, О.Б.Марьина, Н.А.Демидова, Е.Н.Колокольцев, И.В.Сосновская; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 6-е изд.,стереотип. - М.: Дрофа, 2018.

Для учителя

Обязательная

Государственный стандарт среднего (полного) образования по литературе;

Литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5-11 кл. / Т.Ф. Курдюмова, Н.А. Демидова, Е.Н. Колокольцев и др.; под ред. Т.Ф. Курдюмовой. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010

Дополнительная.

1. Рабочие программы к линии УМК под редакцией Т.Ф.Курдюмовой . Литература 10 – 11 классы - «Дрофа», М.: 2016, 77с.

2. Курдюмова Т.Ф. Литература. 10 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2016.

3. Курдюмова Т.Ф. Литература. 11 класс: методические рекомендации /Т.Ф.Курдюмова. - М.:Дрофа, 2016.

4. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 11 класс. В 2 частях.- М.: ВАКО, 2010

5. Силинская Л.Н. Поурочное планирование по литературе. – М.: Экзамен,2006.

6. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах. – М.: Айрис-Пресс,2016

7. Тесты на уроках литературы. 10-11 класс: методическое пособие / И. В. Щербина. - Москва : Дрофа, 2010. - 186 с.;

Материальная база

мультимедиа проектор;

компьютер;

экран;

Интернет-ресурсы

http://matyuhin-songs.narod.ru - песни на стихи русских и зарубежных поэтов (А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Цветаевой, А. Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бродского, С. Есенина, Н. Рубцова, Г. Лорки и др.) в исполнении Александра Матюхина
http://gold.stihophone.ru - архив образцов искусства художественного чтения. Голоса великих русских поэтов в mp3: Мандельштама, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Бунина, Блока, Бродского. Профессиональное актёрское исполнение известных артистов театра и кино
http://public-library.narod.ru - Публичная электронная библиотека. Произведения А.Блока, М.Булгакова, Н.В.Гоголя, А.Гриневского (Грина), И.А.Гончарова, Ф.М.Достоевского, С.Есенина, М.Ю.Лермонтова А.С.Пушкина, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Л.Н.Толстого, И.С.Тургенева, А.А.Фета, А.П.Чехова

Стихи России - Сайт для тех, кто любит стихи от классики до современности.
http://www.feb-web.ru - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» - полнотекстовая информационная система по произведениям русской словесности, библиографии, научным исследованиям и историко-биографическим работам. Произведения А.С.Пушкина, К.Н.Батюшкова, А.С.Грибоедова, Е.А.Боратынского, Ф.И.Тютчева, И.А.Гончарова, Н.В.Гоголя, С.А.Есенина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, М.А.Шолохова, А.П.Чехова. Фонотека (романсы, песни)

Русская живопись - обширнейший материал о русской живописи. Информацию о русских художниках начиная с древности и до наших дней. Приведены биографии художников и их наиболее значительные работы.

Я иду на урок литературы - материалы к урокам литературы

В мире мудрых мыслей - высказывания великих людей от древности до современности.

www.wikipedia.ru — универсальная энциклопедия «Википедия».

www.krugosvet.ru — энциклопедия «Кругосвет».

www.rubricon.ru — энциклопедия «Рубрикон».

www.slovari.ru — электронные словари.

www.feb-web.ru — фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

Планируемые предметные результаты освоения предмета «Литература»

Личностные результаты освоения выпускниками средней школы курса литературы:

- формирование общей культуры и мировоззрения, соответствующего практике сегодняшнего дня;

- осознание себя представителями своего народа и гражданами многонационального Российского государства;

- формирование чувства любви к Родине и патриотизма;

- выработка четкого представления о нравственных категориях и нормах поведения, определяющих характер общения человека с окружающими его людьми;

- формирование основ коммуникативной компетентности в общении;

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности.

Метапредметные результаты освоения выпускниками средней школы курса литературы:

- использование понятийного аппарата и научных методов познания;

- умение формулировать и аргументировать свои мысли;

- умение привлекать новый и изученный материал;

- совершенствование устной и письменной речи;

- самостоятельное анализирование и планирование учебной деятельности;

- владение некоторыми навыками научной деятельности и представления ее результатов;

- формирование и развитие компетентности в области использования Интернет-ресурсов.

Предметные результаты изучения литературы.

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования выпускник получит возможность научиться:

- понимать ключевые проблемы изученных произведений;

- понимать связь произведения с эпохой его написания;

- владеть навыками анализа художественного произведения: определение его темы, идеи, композиции, умение характеризовать героев, находить и определять роль изобразительно-выразительных средств, художественного своеобразия произведений; навыками сопоставления произведений;

- создавать самостоятельные творческие работы;

- понимать образную природу литературы как одного из видов искусств;

- понимать слово в художественном произведении в его эстетической функции;

- создавать сочинения и изложения на темы, связанные с содержанием уже изученных произведений, а также на свободные темы, которые отражают творческие интересы учащихся;

- создавать рефераты на литературные и общекультурные темы.

 

Физическое лицо, выполняющее функции иноагента

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за ресурс, Надежда Владимировна! У вас программа гораздо проще ! С нас сложнее требуют!

23 August 2018

Спасибо, Марина Юрьевна, за комментарий! А что там у вас? В чём сложность?

23 August 2018

Самое главное-КИМЫ ! А что такое -всё расписать???

25 August 2018

Какие КИМы? А что вы расписываете в РП?

25 August 2018

Спасибо за полезные материалы, Надежда Владимировна!

24 February 2019