Рабочая программа по литературе (9 класс)
Разработана:
Воропаевой Любовью Петровной,
учителем высшей
квалификационной категории
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе:ф
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»)
2. Примерной программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Литература. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по литературе. - М.: Просвещение, 2009)
3. Программы по литературе для 5-11 классов обшеобразовательной школы. Авторы-составители: Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово», 2011
4. Учебного плана школы.
Изучение литературы в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
2. Развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
3. Освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
4. Овладение умениями и навыками чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно- исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Основной целью уроков литературы является формирование личности, способной успешно функционировать в условиях неоднородной этнической среды, обладающей высоким уровнем этнокультурной компетентности.
Учебно-методический комплект.
С.А. Зинин, В.И. Сахаров, В.А. Чалмаев. «Литература. 9 класс». В 2-х частях – М.: «Русское слово», 2012.
Количество учебных часов
Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса литературы выделено 102 часа, при 3 часах в неделю.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Наименование раздела и тем |
Количество часов |
Количество работ контрольного характера |
Внеклассное чтение |
Развитие речи |
|
Классное сочинение |
Домашнее сочинение |
|||||
1 |
Введение |
1 |
||||
2 |
Из древнерусской литературы |
4 |
1 |
|||
3 |
Из литературы XVIII века |
7 |
1 |
1 |
||
4 |
Литература первой половины XIX века |
5 |
1 |
|||
5 |
А.С. Грибоедов |
8 |
2 |
1 |
3 |
|
6 |
А.С. Пушкин |
20 |
1 |
3 |
3 |
|
7 |
М.Ю. Лермонтов |
15 |
1 |
1 |
1 |
1 |
8 |
Н.В. Гоголь |
8 |
1 |
1 |
1 |
|
9 |
Литература второй половины XIX века |
6 |
||||
10 |
Из литературы XX века |
8 |
2 |
|||
Итого |
82 |
5 |
1 |
10 |
10 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение
Цели и задачи изучения историко-литературного курса в 9 классе. История отечественной литературы как отражение особенностей культурно-исторического развития нации. Своеобразие литературных эпох, связь русской литературы с мировой культурой. Ведущие темы и мотивы русской классики (с обобщением изученного в основной школе). Основные литературные направления XVIII—XIX и XX веков.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, «сквозные » темы и мотивы.
Развитие речи: оформление тезисов, обобщение читательского опыта.
Из древнерусской литературы
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». Патриотическое звучание основной идеи поэмы, ее связь с проблематикой эпохи. Человек и природа в художественном мире поэмы, ее стилистические особенности. Проблема авторства «Слова...». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме.
Опорные понятия: слово как жанр древнерусской литературы, рефрен, психологический параллелизм.
Развитие речи: устное сообщение, сочинение.
Внутрипредметные связи: «Слово...» и традиции былинного эпоса.
Межпредметные связи: художественные и музыкальные интерпретации «Слова...».
Из литературы XVIII века
Основные тенденции развития русской литературы в XVIII столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. Вклад А.Д. Кантемира и В.К. Тредиаковского в формирование новой поэзии. Значение творчества М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина для последующего развития русского поэтического слова.
Расцвет отечественной драматургии (А.П. Сумароков, Д.И. Фонвизин, Я.Б. Княжнин).
Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия...». Своеобразие художественного метода А.Н. Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями).
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М. Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка.
Опорные понятия: теория «трех штилей», классицизм и сентиментализм как литературные направления.
Развитие речи: чтение наизусть, доклады и рефераты.
Внутрипредметные связи: традиции западноевропейского классицизма в русской литературе XVIII века.
Межпредметные связи: классицизм в живописи и архитектуре.
Литература первой половины XIX века
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти XIX века.
Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, К.Ф. Рылеева, Е.А. Баратынского. Гражданское и психологическое течения в русском романтизме.
Опорные понятия: романтизм как литературное направление, романтическая элегия, баллада.
Развитие речи: различные виды чтения, конкурсное чтение наизусть, самостоятельный комментарий к поэтическому тексту.
Внутрипредметные связи: романтизм в русской и западноевропейской поэзии.
Межпредметные связи: романтизм в живописи и музыке.
А.С. ГРИБОЕДОВ
Жизненный путь и литературная судьба А.С. Грибоедова. Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии. Идеалы и антиидеалы Чацкого. Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала XIX столетия. Чацкий и Молчалин. Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет. Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У. Шекспира и Ж.Б. Мольера). Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. И.А. Гончаров о «Горе от ума» (статья «Мильон терзаний»).
Опорные понятия: трагикомедия, вольный стих, двуединый конфликт, монолог.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на спектакль.
Внутрипредметные связи: черты классицизма и романтизма в «Горе от ума».
Межпредметные связи: музыкальные произведения А.С. Грибоедова, сценическая история комедии «Горе от ума».
А.С. ПУШКИН
Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Темы, мотивы и жанровое многообразие его лирики (тема поэта и поэзии, лирика любви и дружбы, тема природы, вольнолюбивая лирика и др.): «К Чаадаеву», «К морю», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Арион», «Пророк», «Анчар», «Поэт», «Во глубине сибирских руд...», «Осень», «Стансы», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «Я вас любил...», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Романтическая поэма «Кавказский пленник», ее художественное своеобразие и проблематика. Реализм «Повестей Белкина» и «Маленьких трагедий» (общая характеристика). Нравственно-философское звучание пушкинской прозы и драматургии, мастерство писателя в создании характеров. Важнейшие этапы эволюции Пушкина-художника; христианские мотивы в творчестве писателя. «Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений.
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. Автор и его герой в образной системе романа. Тема онегинской хандры и ее преломление в «собранье пестрых глав». Онегин и Ленский. Образ Татьяны Лариной как «милый идеал» автора. Картины жизни русского дворянства в романе. Нравственно-философская проблематика «Евгения Онегина». В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: романтическая поэма, реализм, пародия, роман в стихах, онегинская строфа, лирическое отступление.
Развитие речи: чтение наизусть, различные виды пересказа и комментария, цитатный план, письменный анализ стихотворения, сочинения различных жанров.
Внутрипредметные связи: творчество А.С. Пушкина и поэзия Дж.Г. Байрона; образы В.А. Жуковского в пушкинской лирике; литературные реминисценции в «Евгении Онегине».
Межпредметные связи: графические и музыкальные интерпретации произведений А.С. Пушкина.
М.Ю. ЛЕРМОНТОВ
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова. Темы и мотивы лермонтовской лирики (назначение художника, свобода и одиночество, судьба поэта и его поколения, патриотическая тема и др.): «Нет, я не Байрон...», «Я жить хочу...», «Смерть Поэта», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»), «И скучно и грустно», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Дума», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Родина».
«Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой. Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. Печорин в ряду других персонажей романа. Черты романтизма и реализма в поэтике романа. Мастерство психологической обрисовки характеров. «История души человеческой » как главный объект повествования в романе. В.Г. Белинский о романе.
Опорные понятия: байронический герой, философский роман, психологический портрет, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, письменный сопоставительный анализ стихотворений, сочинение в жанре эссе и литературно-критической статьи.
Внутрипредметные связи: Пушкин и Лермонтов: два «Пророка»; «байронизм» в лермонтовской лирике; Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей.
Межпредметные связи: живописные, графические и музыкальные интерпретации произведений М.Ю. Лермонтова. «Герой нашего времени» в театре и кино.
Н.В. ГОГОЛЬ
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. Сю-жетно-композиционное своеобразие «Мертвых душ» («городские» и «помещичьи» главы, «Повесть о капитане Копейкине»). Народная тема в поэме. Образ Чичикова и тема «живой» и «мертвой» души в поэме. Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя-прозаика, особенности его творческого метода.
Опорные понятия: поэма в прозе, образ-символ, вставная повесть.
Развитие речи: пересказ с элементами цитирования, сочинение сопоставительного характера.
Внутрипредметные связи: Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин: история сюжета «Мертвых душ»; образ скупца в поэме Н.В. Гоголя и мировой литературе.
Межпредметные связи: поэма «Мертвые души» в иллюстрациях художников (А. Агин, П. Боклевский, Кукрыниксы).
Литература второй половины XIX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840—1890-х годов. Расцвет социально-психологической прозы (произведения И.А. Гончарова и И.С. Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е. Салтыкова-Щедрина («История одного города»).
Лирическая ситуация 50—80-х годов XIX века (поэзия Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета).
Творчество А.Н. Островского как новый этап развития русского национального театра.
Л.Н. Толстой и Ф.М. Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание»).
Проза и драматургия А.П. Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики XIX столетия.
Из литературы XX века (Обзор с обобщением ранее изученного)
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М. Горький, И. Бунин, Л. Куприн). Драма М. Горького «На дне» как «пьеса-буревестник»).
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А. Блока, С. Есенина, В. Маяковского, А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака).
Своеобразие отечественного романа первой половины XX века (проза М. Шолохова, А. Толстого, М. Булгакова).
Литературный процесс 50—80-х годов (проза В. Распутина, В. Астафьева, В. Шукшина, А. Солженицына, поэзия
Е. Евтушенко, Н. Рубцова, Б. Окуджавы, В. Высоцкого). Новейшая русская проза и поэзия 80—90-х годов (произведения В. Астафьева, В. Распутина, Л. Петрушевской, В. Пелевина и др., лирика И. Бродского, О. Седаковой и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации.
Опорные понятия: историко-литературный процесс, литературное направление, поэтическое течение, традиции и новаторство.
Межпредметные связи: музыка, живопись, кино в контексте литературной эпохи.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. Одно из стихотворений (по выбору). Г.Р. Державин. Одно из стихотворений (по выбору). К.Н. Батюшков. Одно из стихотворений (по выбору). В.А. Жуковский. Одно из стихотворений (по выбору). А.С. Грибоедов. «Горе от ума » (отрывок по выбору). А.С. Пушкин. 3—5 стихотворений (по выбору). М.Ю. Лермонтов. 3—5 стихотворений (по выбору).
Для домашнего чтения
Из литературы первой половины XIX века А.С. Пушкин. «К портрету Жуковского», «Вольность», «Сожженное письмо», «Если жизнь тебя обманет...», «Ты и вы», «Цветок», «Поэт», «Бахчисарайский фонтан». М.Ю. Лермонтов. «Поцелуями прежде считал...», «Нищий», «Я не хочу, чтоб свет узнал...», «Расстались мы...», «Естьречи...», «Предсказание», «Молитва». Н.В. Гоголь. «Женитьба», «Портрет».
Из литературы второй половины XIX—XX века
См. обзорные темы.
Календарно – тематическое планирование по литературе 9 класс
2014 -2015 учебный год
Дата |
№ п/п |
Тема урока |
Теория литературы |
Развитие речи |
Диагностика (итоговый и текущий контроль) |
1 |
Цели и задачи изучения историко– литературного курса в 9 классе; история отечественной литературы как отражение особенностей культурно – исторического развития нации. |
Историко – литературный процесс, литературное направление, «сквозные» темы и мотивы |
Оформление тезисов, обобщение читательского опыта, составление плана статьи учебника |
||
2/1 |
Жанровое и тематическое своеобразие древнерусской литературы. Историческая и художественная ценность «Слова о полку Игореве». |
Слово как жанр древнерусской литературы, героическая поэма историческая песнь |
Комментированное чтение «Слова…» |
||
3/2 |
Патриотическое звучание основной идеи поэмы «Слово о полку Игореве», её связь с проблематикой эпохи. |
||||
4/3 |
Человек и природа в художественном мире поэмы, её стилистические особенности. |
Понятие о рефрене. Психологический параллелизм |
Устное сообщение учащихся по предложенным темам |
||
5/4 |
Проблема авторства «Слова…». Фольклорные, языческие и христианские мотивы и символы в поэме. |
Закрепление понятия об олицетворении |
Работа над языковыми средствами речи |
||
6 РР 1 |
Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве». |
Домашнее сочинение по «Слову о полку Игореве». №1 |
|||
7/1 |
Основные тенденции развития русской литературы в 18 столетии. Самобытный характер русского классицизма, его важнейшие эстетические принципы и установки. |
Классицизм как литературное направление |
Запись выводов, тезисы, конспект статьи учебника |
|
|
8/2 |
Расцвет отечественной драматургии (А.П.Сумароков, Д.И.Фонвизин, Я.Б.Княжнин) |
||||
9/3 |
Значение творчества М.В.Ломоносова для последующего развития русского поэтического слова. |
Теория «трёх штилей» |
Защита рефератов по творчеству М.В.Ломоносова |
Чтение наизусть стихотворений М.В.Ломоносова |
|
10/4 |
Г.Р.Державин. Значение творчества Г.Р.Державина для последующего развития русского поэтического слова. |
Элементы анализа поэтического текста |
|||
11 РР2 |
Средства художественной выразительности в поэзии XVIII в. |
||||
12 Вн.чт.1 |
Вс.Иванов «Ночь царя Петра»: основные темы повести. Образ царя Петра I |
Историческое повествование |
Составление характеристики царя Петра |
||
13/5 |
А.Н.Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву» как явление литературной и общественной жизни. Жанровые особенности и идейное звучание «Путешествия…» |
Жанр путешествий |
Комментированное чтение |
||
14/6 |
«Путешествие из Петербурга в Москву». Своеобразие художественного метода А.Н.Радищева (соединение черт классицизма и сентиментализма с реалистическими тенденциями) |
Анализ отдельных эпизодов, сообщения учащихся |
|||
15/7 |
Поэтика «сердцеведения» в творчестве Н.М.Карамзина. Черты сентиментализма и предромантизма в произведениях Н.М.Карамзина; роль писателя в совершенствовании русского литературного языка. |
Сентиментализм как литературное направление |
|||
16/1 |
Становление и развитие русского романтизма в первой четверти 19 века. Исторические предпосылки русского романтизма, его национальные особенности. |
Романтизм как литературное направление. |
Сообщение по теме «Романтизм в русской и западноевропейской поэзии» |
||
17/2 |
Важнейшие черты эстетики романтизма и их воплощение в творчестве поэтов первой половины 19 века: К.Н.Батюшкова и Е.А.Баратынского |
Анализ поэтического текста |
Выразительное чтение стихотворений |
||
18/3 |
Гражданское течение в русском романтизме, его воплощение в творчестве К.Ф.Рылеева |
Анализ поэтического текста |
|||
19/4 |
Важнейшие черты эстетики романтизма в творчестве В.А.Жуковского. |
Романтическая элегия, баллада |
Самостоятельный комментарий к поэтическому тексту |
||
20/5 |
Психологическое течение в русском романтизме, его воплощение в творчестве В.А.Жуковского |
||||
21 Вн.чт.2 |
Романтическая лирика начала 19 века. Поэты-элегики. |
||||
22/1 |
А.С.Грибоедов. Жизненный путь и литературная судьба писателя. |
Трагикомедия в стихах. |
|||
23/2 |
Творческая история комедии «Горе от ума». Своеобразие конфликта и тема ума в комедии |
||||
24/3 |
Идеалы и антиидеалы Чацкого. |
Двуединый конфликт |
Комментированное чтение комедии |
||
25/4 |
Фамусовская Москва как «срез» русской жизни начала 19 века. |
Чтение по ролям комедии Работа с иллюстрациями к комедии |
|||
26 РР 3 |
Контрольное сочинение – анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» №1 |
Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» |
Контрольное сочинение – анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» |
||
27/5 |
Сравнительная характеристика Чацкого и Молчалина |
Монолог |
Цитатный план |
||
28/6 |
Образ Софьи в трактовке современников и критике разных лет |
Цитатная характеристика героев |
|||
29/7 |
Особенности создания характеров и специфика языка грибоедовской комедии. |
Вольный стих |
Сообщение учащихся по теме «Черты классицизма и романтизма в «Горе от ума» |
||
30/8 |
Проблематика «Горя от ума» и литература предшествующих эпох (драматургия У.Шекспира и Ж.Б.Мольера) |
Чтение наизусть монологов из комедии |
|||
31 РР 4 |
И.А.Гончаров о «Горе от ума»; статья «Мильон терзаний». |
Повторение понятия о тезисе и конспекте |
Конспект статьи. Составление тезисов по статье |
И.А.Гончаров о «Горе от ума»; статья «Мильон терзаний» ( работа над составлением тезисов статьи) |
|
32 РР 5 |
Контрольное сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» № 2 |
Контрольное сочинение по комедии |
|||
33 Вн.чт.3 |
И.А.Гончаров «Фрегат «Паллада»: Отношение русских моряков к гостеприимству японских чиновников. Авторская позиция в очерке |
||||
34/1 |
Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина. |
Сообщение учащихся по биографии А.С.Пушкина |
|
||
35/2 |
Темы, мотивы и жанровое своеобразие его лирики. |
||||
36/3 |
Тема природы в лирике А.С.Пушкина «Осень», «К морю», «Бесы» |
||||
37/4 |
Вольнолюбивая лирика поэта: стихотворения «Во глубине сибирских руд…», «К Чаадаеву» |
Художественные средства языка |
Выразительное чтение стихотворений, элементы анализа |
||
38/5 |
Тема любви в лирике А.С.Пушкина. Стихотворения «На холмах Грузии…», «Я вас любил…», «К***» |
||||
39/6 |
Тема дружбы в лирике А.С.Пушкина. Стихотворения «И.Пущину» и др. |
Философская лирика |
Средства выразительности языка |
||
40/7 |
«Чувства добрые» как центральный лейтмотив пушкинской поэтики, критерий оценки литературных и жизненных явлений. |
Образ, символ |
Чтение наизусть, сопоставительный анализ стихотворений |
||
41 Вн.чт.4 |
«Пушкин есть явление чрезвычайное» (Н.В.Гоголь). Современные поэты об А.С.Пушкине и его творчестве. |
||||
42/8 |
Тема поэта и поэзии в произведениях А.С.Пушкина. Стихотворения «Поэт», «Пророк», «Арион», «Анчар». |
||||
43 РР 6 |
Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С.Пушкина. |
Письменный анализ стихотворения |
Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» А.С.Пушкина |
||
44/9 |
Романтическая поэма «Кавказский пленник». Художественные своеобразие и проблематика поэмы. |
Романтическая поэма |
Цитатный план поэмы |
||
45/10 |
Реализм «Повестей Белкина». Мастерство писателя в создании образов и характеров «Повестей…». |
Понятие о реализме |
Пересказ текста с элементами комментария |
||
46/11 |
Нравственно – философское звучание прозы. Христианские мотивы в творчестве писателя («Повести Белкина») |
||||
47/12 |
«Маленькие трагедии». Художественное своеобразие и проблематика произведений. Важнейшие этапы эволюции Пушкина – художника; |
Понятие о трагедии |
Анализ отдельных эпизодов |
||
48 Вн.чт.5 |
Образы природы и человека в поэзии. Творчество поэтов Дальнего Востока: П.Комарова, С.Смолякова, В.Еращенко. |
Выразительное чтение стихотворений Работа с иллюстрациями |
|||
49/13 |
«Евгений Онегин» как «свободный» роман и роман в стихах. |
Роман в стихах, |
Составление цитатного плана |
||
50/14 |
Автор и его герой в образной системе романа. |
Онегинская строфа |
Составление комментария к прочитанному |
|
|
51/15 |
Тема онегинской хандры и её преломление в «собранье пёстрых глав». |
||||
52/16 |
Онегин и Ленский |
Работа над эпиграфами |
|||
53/17 |
Образ Татьяны Лариной как « милый идеал автора |
Составление цитатного плана к характеристике героев |
|||
54/18 |
Картина жизни русского дворянства в романе |
Лирическое отступление |
Анализ эпизодов Чтение наизусть, характеристика героини |
||
55/19 |
Нравственно - философская проблематика романа. |
Трагический конфликт Контраст |
Просмотр и анализ эпизодов худ.фильма «Евгений Онегин» |
||
56/20 |
В.Г.Белинский о романе. |
Составление тезисов статьи В.Г.Белинского |
|||
57-58 РР 7-8 |
Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» №3 |
Классное контрольное сочинение |
Контрольное сочинение по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
||
59 Вн.чт.6 |
В. Г. Распутин «Живи и помни». Противоречивость и драматизм семьи Гуськовых. |
||||
60/1 |
Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова |
Сообщение учащихся по биографии М.Ю.Лермонтова |
|||
61/2 |
Темы и мотивы лермонтовской лирики. |
||||
62/3 |
Судьба поэта в представлении М.Ю.Лермонтова: стихотворения «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк» |
Чтение наизусть, анализ стихотворений. |
|||
63/4 |
Судьба М.Ю.Лермонтова и судьба поколения. «Дума» (1838) |
Работа над поэтическим синтаксисом |
|||
64/5 |
Тема Родины в лирике М.Ю.Лермонтова: «Родина», «Прощай, немытая Россия…» |
||||
65/6 |
Тема природы в лирике М.Ю.Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Я жить хочу…», «Три пальмы» |
Анализ поэтического текста |
|||
66/7 |
Тема любви в лирике М.Ю.Лермонтова: «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «И скучно и грустно», «Молитва» (1837) |
Сравнительный анализ стихотворения |
|||
67/8 |
Тема свободы и одиночества: «Выхожу один я на дорогу…», «Молитва» («В минуту жизни трудную…») |
Байронический герой |
Чтение наизусть, средства художественной выразительности |
||
68 РР.9 |
Контрольная работа - анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина «Пророк». № 4 |
Письменный сопоставительный анализ стихотворений |
Контр.работа - анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина «Пророк». |
||
69/9 |
Роман «Герой нашего времени» как первый русский философский роман в прозе. |
Философский роман |
Чтение выборочных глав романа |
||
70/10 |
Своеобразие композиции и образной системы романа. Автор и его герой |
||||
71/11 |
Индивидуализм Печорина, его личностные и социальные истоки. |
Образ рассказчика |
Комментированное чтение глав |
||
72/12 |
Печорин в ряду других персонажей романа (анализ главы «Тамань») |
Сжатый пересказ главы |
|||
73/13 |
Черты романтизма и реализма в поэтике романа. |
Комментированное чтение, образы героев, сообщения учащихся |
|||
74/14 |
Мастерство психологической обрисовки характеров. |
Психологический портрет |
План характеристики героя |
||
75/15 |
«История души человеческой» как главный объект повествования в романе. В.Г.Белинский о романе. |
Сообщение на тему «Онегин и Печорин как два представителя «лишних» людей Работа над планом статьи В.Г.Белинского. Сочинение в жанре эссе. |
Контрольное домашнее сочинение по роману «Герой нашего времени» |
||
76 Вн.чт.7 |
А.Г.Алексин «А тем временем где-то…». Тема воспитания и взаимоотношение отцов и детей. |
Сообщение учащихся, пересказ отдельных глав |
|||
77/1 |
Жизнь и творчество Н.В.Гоголя: |
Сообщение учащихся. Пересказ отдельных повестей. |
|||
78/2 |
Поэма «Мертвые души» как вершинное произведение художника. Влияние «Божественной комедии» Данте на замысел гоголевской поэмы. |
Поэма в прозе |
|||
79/3 |
Сюжетно – композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («городские» главы) |
Анализ глав в поэме |
|||
80/4 |
Сюжетно – композиционное своеобразие «Мёртвых душ» («помещичьи» главы) |
Анализ глав в поэме |
|||
81/5 |
Народная тема в поэме «Мертвые души» («Повесть о капитане Копейкине») |
Вставная повесть |
|||
82/6 |
Образ Чичикова |
образ - символ |
Пересказ с элементами цитирования |
||
83/7 |
Тема «живой» и «мертвой» души в поэме |
||||
84/8 |
Фигура автора и роль лирических отступлений. Художественное мастерство Гоголя – прозаика, особенности его творческого метода. |
Лирическое отступление Художественная деталь |
Запись лирических отступлений |
||
85 РР.10 |
Контрольное сочинение сопоставительного характера по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» №5 |
Контрольное сочинение сопоставительного характера |
Контрольное сочинение сопоставительного характера по поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» |
||
86 Вн.чт.8 |
Рассказ А.И.Солженицына «Матренин двор»: праведнический образ русской крестьянки. |
Характеристика героини |
|||
87/1 |
Развитие традиций отечественного реализма в русской литературе 1840 – 1890-х годов. |
Историко-литературный процесс |
Тезисы лекции |
||
88/2 |
Расцвет социально – психологической прозы (произведения И.А.Гончарова и И.С.Тургенева). Своеобразие сатирического дара М.Е.Салтыкова – Щедрина («История одного города») |
Конспект статьи учебника |
|||
89/3 |
Лирическая ситуация 50 – 80-х годов 19 века. Поэзия Н.А.Некрасова, Ф.Тютчева, А.А.Фета. |
Выборочное чтение глав |
|||
90/4 |
Творчество А.Н.Островского как новый этап развития русского национального театра. |
Выразительное чтение стихотворений |
|||
91/5 |
Л.Н.Толстой и Ф.М.Достоевский как два типа художественного сознания (романы «Война и мир» и «Преступление и наказание») |
Выразительное чтение наизусть стихотворений |
|||
92/6 |
Проза и драматургия А.П.Чехова в контексте рубежа веков. Нравственные и философские уроки русской классики 19 столетия |
Выразительное чтение Чтение по ролям фрагментов пьес |
|||
93/1 |
Своеобразие русской прозы рубежа веков (М.Горький, И.Бунин, А.Куприн. Драма М.Горького «На дне» как « пьеса – буревестник») |
Литературное направление |
Просмотр эпизодов кинофильма по данным произв. |
||
94/2 |
Серебряный век русской поэзии (символизм, акмеизм, футуризм). Многообразие поэтических голосов эпохи (лирика А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского, А.Ахматовой, М.Цветаевой, Б.Пастернака). |
Авангардизм, модернизм |
Чтение наизусть стихотворений |
||
95/3 |
Своеобразие отечественной прозы первой половины ХХ века (творчество А.Н.Толстого, М.А.Булгакова, М.А.Шолохова, А.П.Платонова). |
Традиции и новаторство |
Запись лекции |
||
96/4 |
Повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце»: предупреждение об опасности социальных экспериментов |
Просмотр эпизодов из к/ф «Собачье сердце» М.Булгакова |
|||
97/5 |
Рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека»: повествование о трагедии и подвиге народа в годы Великой Отечественной войны. |
Историческая хроника |
Анализ эпизода |
||
98 Вн.чт.9 |
Тема войны в современной прозе. Военная проза. К.Воробьёв «Убиты под Москвой», В.Кондратьев «Сашка» |
Характеристика героев |
|||
99/6 |
Литературный процесс 50 -80-х годов. Проза В.Распутина, В.Астафьева, В.М.Шукшина, А.И.Солженицына. |
Историко-литературный процесс |
Составление плана лекции учителя |
||
100/7 |
Литературный процесс 50 -80-х годов. Поэзия Е.А.Евтушенко, Н.М.Рубцова, Б.Ш.Окуджавы, В.С.Высоцкого. |
Поэтическое течение |
Защита рефератов учащимися по теме урока |
||
101/8 |
Новейшая русская проза 80 – 90-х годов (произведения В.Астафьева, В.Распутина, Л.Петрушевской, В.Пелевина и др.). Противоречивость и драматизм современной литературной ситуации. |
Чтение наизусть стихотворений |
|||
102 Вн.чт. 10 |
Мир моего чтения. Отзыв учащихся «Мой любимый герой современной литературы» |
|
Календарно-тематическое планирование составила ________________ Л.П.Воропаева
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения литературы ученик должен:
знать/понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творческого пути А.С. Грибоедова, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя;
- изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характериз овать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторс кую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою;
- писать отзывы о самосто ятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения — только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОСВОЕНИЮ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
Выразительное чтение.
Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).
Заучивание наизусть стихотворных текстов.
Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.
Анализ и интерпретация произведений.
Составление планов и написание отзывов о произведениях.
Написание изложений с элементами сочинения.
Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.
Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.
Основные виды устных и письменных работ по литературе в 5—9 классах
Устно
Правильное, беглое и выразительное чтение художественных, учебных и научно-популярных текстов, в том числе и выученных наизусть.
Пересказ художественных произведений (подробный, краткий, выборочный, от другого лица, художественный — с максимальным использованием особенностей текста). Устное словесное рисование. Устное сочинение-рассуждение, сочинение-описание по изучаемому произведению. Характеристика героев (индивидуальная, сравнительная, групповая). Рассказ о писателе, о художнике-иллюстраторе на основе рассказа учителя, статьи учебника, самостоятельного чтения дополнительной литературы.
Отзыв о прочитанном самостоятельно литературном произведении, просмотренном кинофильме, спектакле, телепередаче, прослушанной звукозаписи, об актерском или авторском чтении. Сочинение-рассказ о посещении выставки, экскурсии, музея; индивидуальное творческое задание — создание стихотворения, спектакля, прозаического или стихотворного произведения (басни, былины, сказки, рассказа, инсценировки и пр.).
Письменно
Пересказ художественного произведения или отзыв о нем (изложение). Сочинение-рассуждение по изучаемому произведению. Развернутый ответ на вопрос, написание тезисов. Проблемная характеристика героя (индивидуальная, сравнительная, групповая). Составление плана (простого, сложного, цитатного) прочитанного произведения или собственного высказывания. Отзыв о самостоятельно прочитанной книге, просмотренном спектакле, кинофильме, телепостановке. Сочинение на основе личных наблюдений. Доклад или реферат на литературную тему. Конспект, план исторической статьи. Работы творческого характера (рассказы, очерки, стихотворения и пр.).
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2001 г. №1756-р.
О преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования: Методическое письмо // Настольная книга учителя литературы / Сост. Е.А. Зинина, И.В. Корнута. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. – С. 198 ‑ 202.
Меркин Г.С. Программа по литературе для 5‑9 классов общеобразовательной школы. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.
Литература. 5 кл.: Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Автор‑сост. Г.С. Меркин. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
Зинин С.А., Чалмаев В.А. Русская литература XIX – XX веков. 10 – 11 классы: Программа курсов. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Зинин С.А. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин «Русская литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. Профильное обучение. – 2‑е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2005.
Литература. 9 класс. Тематическое планирование. // Ахбарова Г.Х., Скиргайло Т.О. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Литература. 9 класс. Учебник в 2 ч. Часть 1. // Зинин С.А., Сахаров В.И., Чалмаев В.А. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009.
Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.: Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2011. – 200с.
http://www.feb-web.ru/ Русская литература и фольклор. Фундаментальная электронная библиотека “Русская литература и фольклор” (ФЭБ) — это сетевая многофункциональная информационная система, аккумулирующая информацию различных видов (текстовую, звуковую, изобразительную и т. п.) в области русской литературы XI-XX вв. и русского фольклора, а также истории русской филологии и фольклористики. Библиотека находится в стадии разработки и пополнения.
http://writerstob.narod.ru/ Биографии великих русских писателей и поэтов. На сайте можно найти не только биографии писателей, но и различные материалы, связанные и не связанные с творчеством писателей и поэтов, также анализы стихотворений, стихи некоторых поэтов, основные темы их лирики, а также материалы по русскому классицизму, романтизму и сентиментализму.
http://mlis.ru/ Урок литературы. Методико-литературный интернет-сервер. Цель проекта - создать виртуальное пространство, аккумулирующее научный, методический, педагогический потенциал, актуальный для современного учителя литературы. Сайт состоит из двух основных разделов: Наука о литературе (методология литературы, культурный контекст в изучении литературы, работа с текстом) и Методика преподавания (теория преподавания, содержание обучения, литературное развитие читателя-школьника).
http://lit.1september.ru/index.php Газета "Литература". Сетевая версия газеты предлагает публикации по проблемам преподавания литературы в школе. Разделы сайта: Новое в школьных программах, Я иду на урок, Книжная полка, Литературный календарь и многое другое.
http://www.pisatel.org/old/ Древнерусская литература. На сайте представлены основные памятники русской словесности вплоть до XVIII века. Тексты представлены либо в переводах, либо без переводов, но в современной орфографии. Также предполагается разместить краткий словарь старославянских, церковно-славянских и древнерусских слов, не понятных современному читателю.
http://litera.edu.ru ˗ Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала. Коллекция содержит более 1500 текстовых ресурсов, рекомендованных для изучения в школе как на уроках, так и факультативно: биографические сведения об авторах и тексты произведений русской и зарубежной литературы, снабженные литературоведческими комментариями. Статьи, биографии поэтов и писателей. Рубрикаторы по автору, времени, географической принадлежности. Поисковая система по жанру, типу сюжета и пр. Сведения о дате создания и публикации произведений. Новости на тему литературы и образования. Связь с другими коллекциями на school.edu.ru по периоду времени. Возможность добавления ссылок на ресурсы по литературе в рамках программы средней школы. Ссылки на электронные библиотеки.
http://rifma.com.ru/ - Рифма. Теория и словари рифм. Словарь разновидностей рифмы. Всё по стихосложению. Поэтический словарь в примерах. Сотни терминов, цитат и пояснений.
http://www.foxdesign.ru/legend/ ˗ Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия. Комментарии к именам и названиям, встречающимся в мифах и легендах народов Греции, Египта, Индии и Рима. В качестве дополнения приводятся тексты некоторых мифов и изображения мифологических существ.