Рабочая программа по литературе (11 класс, УМК: Маранцман В.Г.)
Предмет:
Класс: УМК: Количество часов: |
Литература 11 класс В.Г. Маранцман 102 |
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (2004), Примерной программы основного общего образования по литературе для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Маранцман В.Г. Литература. 10-11 классы. под редакцией члена-корреспондента РАО, профессора В. Г. Маранцмана, М., Просвещение, 3-е изд.) в соответствии с Федеральным базисным учебным планом МБОУ «Кудинцевская СОШ», предназначена для изучения литературы на профильном уровне.
Рабочая программа рассчитана на 2014 - 2015 учебный год (170 часов, 5 раз в неделю – профильный уровень).
Литература – дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.
Предлагаемый вариант программы обусловлен созданием Государственного образовательного стандарта, изменением учебного плана и переходом на профильное обучение в средней (полной) школе.
Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты,рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой» («Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень»).
Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения ученикомспецифики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике.
Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсах 10 и 11 классов. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа — вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.
Цели литературного образования в средней (полной) школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:
— воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
— развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
— освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, омножественности литературно-художественных стилей;
-совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявлениевзаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 г. предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
· приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
· овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
· учиться устному пересказу (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
· научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
· научиться отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способам свободного владения письменной речью;
· научиться анализу художественного произведения;
· освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
· Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.
· Выразительное чтение.
· Различные виды пересказа.
· Заучивание наизусть стихотворных текстов.
· Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.
· Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.
· Устные и письменные интерпретации художественного произведения.
· Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.
· Самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей.
· Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
· Подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
· Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей,
• сравнение, сопоставление, классификация,
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде,
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.),
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей,
• составление плана, тезисов, конспекта,
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности,
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных,
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Предполагаемые результаты обучения.
Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
В связи с особенностями преподавания литературы в старших классах и подготовкой к ЕГЭ основными формами обучения выбраны лекция, беседа, практикум, семинар. Основным видом контроля являются работа в форме ЕГЭ, сочинение, задание с развернутым ответом на вопрос.
Содержание изучаемого курса
Движение времен. Литература начала XX в.
Русский символизм
Новый способ постижения мира. Взлет русской философской мысли. Символизм в музыке (А. Н. Скрябин). Идея двойственности и двуединства мироздания: реальный и истинный миры. Базовые положения символизма (по определению Д. С. Мережковского): нечто неуловимое, но истинное находится за пределами реальности; передача мимолетного состояния, мгновенного впечатления, его значимость; выражение мыслей и чувств языком символов.
В. Брюсов — один из основоположников символизма в России, старший символист.
Футуризм.
В. Хлебников .
Создание своего языка, возвращение звуку смыслового значения и цветового образа. Поэтический путь В. Хлебникова от «Академии стиха» к футуристам. Концепция Времени и поиск его универсальных числовых законов. Единство времени и пространства в «сверхповести» «Дети Выдры» (1913) и бунт против современной цивилизации.
Новаторство художественного творчества В. Хлебникова: звукопись, «заумь», словотворчество, «сопряжение корней» (неологизмы) и др.
Теория литературы. Поэтическое новаторство В. Хлебникова.
Литературное творчество. Сочинение-эссе на тему: «Нарушает или гармонизирует законы словотворчества В. Хлебников в своих произведениях?»
Раздел I. Эволюция или революция?
Обзор. Литература 20—30-х гг.
Поиски новой эпохи (20-е гг.) Массовая жизнь, массовое сознание как феномен исторической и культурной жизни России 20-х гг. Статья А. Блока «Крушение гуманизма» (1919) о «бессознательных хранителях культуры», пришедших на смену личности, — предвестниках «новой человеческой породы» — «не этического, не политического, не гуманного человека, а человека-артиста», который только и будет способен жить в «открывшейся эпохе вихрей и бурь».
Поэзия 20-х гг.
Творчество В. Маяковского, С. Есенина, Н. Гумилева, Б. Пастернака, А. Ахматовой, М. Цветаевой, О. Мандельштама, Н. Клюева (рассматривается каждый отдельно).
Поэзия Д. Бедного. Блоковские традиции в поэме «Главная улица», образ человека-победителя. Комсомольские поэты (А. Безыменский, А. Жаров, М. Светлов и др.). Создание героико-романтического мифа о Гражданской войне в творчестве М. Светлова. Революционная героика и героический пафос Гражданской войны в «Думе про Опанаса» Э. Багрицкого. Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в балладах Н. Тихонова.
Исчерпанность революции как лирической темы к середине 20-х гг.: «стихи не заражают больше воздуха» (Б. Пастернак Проза 20-х гг.
Проблема «нового человека»
Интеллигенция и революция
Трагический эпос: М. Шолохов «Тихий Дон»
«Тихий Дон» — великая эпопея периода революции и Гражданской войны. Роман о распаде бытия и о способности его к самовосстановлению (В. В. Мусатов). Анализ произведения в контексте эпохи 20-х гг. (отдельная глава).
Драматургия и театр.
Теория литературы. Искусство авангарда.
Особая роль детской литературы в 30-х гг
Расправа с интеллигенцией. Обреченность «культурного социализма». Наступление большого террора
Тема коллективизации в «Поднятой целине» М. Шолохова.
Кризис литературы в конце 30-х гг., вызванный несоответствием действительности, которую требовалось воспевать, и идеи, которую необходимо было пропагандировать.
Развитие жанра исторического романа («Емельян Пугачев» В. Шишкова, «Разин Степан» А. Чапыгина, «Петр Первый» А. Толстого).
Поэзия 30-х гг.
Попытки продолжить традиции «политической лирики» В. Маяковского (И. Сельвинский, А. Безыменский, В. Луговской и др.). Социальный оптимизм, счастье труда в стихотворениях Я. Смелякова, Б. Корнилова. Воспевание новой колхозной деревни в поэзии М. Исаковского. Жанр массовой песни. «Песня о Родине» В. И. Лебедева-Кумача и И. Дунаевского как гимн Страны Советов.
Фольклорные мотивы и попытка найти оправдание происходящему через фольклорное сознание в поэме А. Твардовского «Страна Муравия». Поэма Д. Кедрина «Зодчие» как выражение отношения к миру, в котором плата за красоту — жизнь; проецирование кровавой эпохи Ивана Грозного на современную поэту действительность.
Литература Русского зарубежья. Творчество А. Ремизова, И. Шмелева, Б. Зайцева и др.
Теория литературы. Соцреализм в литературе и других видах искусства.
Литературное творчество. Эссе «Какой путь — революционный или эволюционный — я бы выбрал для России?».
А. Блок. Лирика, «Двенадцать»
Жизнь Блока, построенная по законам поэзии. Противоречия мечты и бытия. Блок — наследник русских романтиков, разорвавший круг индивидуализма. Легендарность Блока для современников
Поэма «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени? Хор голосов вокруг поэмы (монтаж, составленный учениками). Игра стихий в поэме и поединки страстей в душах людей. Презрение поэта к обломкам старого мира.
Сочинения: «Старое и новое в блоковском образе России», «Путь Блока от „Стихов о Прекрасной Даме“ к „Двенадцати“», «Женские лики в поэзии Блока», «Пушкин или Достоевский был литературным предтечей Блока?», «Мое любимое стихотворение Блока», «Судьба поэта в лирике Блока», «Трагедия любви в лирике Блока», «„Страшный мир“ — приговор Блока только своему времени?», «Насилие и возмездие в поэме Блока „Двенадцать“», «Христос и двенадцать апостолов в поэме Блока».
Теория литературы. Символизм и романтизм. Понятие о лирическом цикле. Усложнение картины мира в русской поэзии.
Самостоятельное чтение. А. Блок. «Соловьиный сад», статьи «Роза и крест», «Интеллигенция и революция», «Катилина».
Литературное творчество. Сочинение «Все музыка и свет» (Блок и искусство его времени: Врубель, Сомов, Рахманинов, Скрябин). Очерк «Чему „улыбнется презрительно Блок“ в нашем времени?», «Дыша духами и туманами» (экскурсия по Петербургу Блока).
И. А. Бунин
Природа и родина в поэзии И. А. Бунина. «Я жил затем, чтобы писать...» Портрет поэта: страницы биографии, рассматривание фотографий, воспоминания современников, обращение к дневниковым записям.
Обостренное восприятие природы и жизни в творчестве Бунина. Особенность гражданской позиции писателя и бережно хранимое им всю жизнь чувство родины.
Истинные и ложные ценности (рассказ «Господин из Сан-Франциско»
«Темные аллеи» — книга о Любви и Смерти, проникнутая «благодарностью к жизни, к миру, в котором при всех его несовершенствах счастье это бывает» (Г. В. Адамович). Трагизм обстоятельств жизни, сопутствующих созданию книги, — и поразительная свежесть чувств и первозданность ощущения мира, которыми пронизаны бунинские рассказы о любви.
Внеклассное чтение. Повесть «Деревня», рассказ «Антоновские яблоки», рассказы из цикла «Темные аллеи» (по выбору учащихся).
Теория литературы. Своеобразие художественного стиля И. А. Бунина.
Литературное творчество. Выразительное чтение стихотворений И. А. Бунина. Сочинение на тему: «„Вечные темы" в творчестве Бунина» или рецензия на один из прочитанных рассказов.
А. И. Куприн. «Суламифь», «Гранатовый браслет»
Бытописатель или русский философ? Реферативные сообщения учащихся о жизни и творческом пути А. И. Куприна. Истории великой любви.
«Суламифь». Человечество издавна хранило истории великой любви, как чудо. Что делает любовь великой и заставляет людей окружать ее легендами: неотступность чувств или преданность влюбленных друг другу? Способность забыть себя ради возлюбленного или дерзость преодоления препятствий, всегда стоящих на пути счастья?
«Гранатовый браслет» — рассказ о вечной любви. Дискуссия в классе: «Всегда ли настоящая любовь трагична?»
Теория литературы. Библейские мотивы в русской литературе.
Внеклассное чтение. «Песнь песней», другие рассказы А. И. Куприна.
Творческая работа. Сочинение «Трагедия и счастье любви в произведениях русской литературы».
Экспрессионизм Л. Андреева и его основные характеристики. Предельная эмоциональная напряженность образа, сгущенность чувств как стилистический прием.
Теория литературы. Экспрессионизм Л. Андреева.
Литературное творчество. Сочинение-рассуждение: «Оправдываю ли я идею единства добра и зла в этом мире?»
«Старуха Изергиль» — размышление о смысле жизни. Самоутверждение Лары, ведущее к жестокости. Жизнь Изергиль, отданная наслаждению и приведшая к опустошению. Любовь к людям Данко и трагедия человека, ведущего людей к истине. Фрагменты киносценария по эпизодам, представляющим героев в характерном действии.
«На дне». Горький и Художественный театр. Критика обездушенного, антигуманного мира. Трагедия раздавленных и униженных людей. Образы хозяев жизни и ночлежников. Привлечение сценария Горького «По пути на дно». Сообщения учащихся. Примирение и протест как полярные позиции героев. Портреты персонажей в устном словесном рисовании. Развитие действия в пьесе. Озаглавливание актов и поиски освещения сцены учениками. Гуманистический пафос пьесы. Равнодушие и сострадание как противоположные жизненные мироотношения. Своеобразие конфликта пьесы и ее диалогов. Спор о правде и назначении человека.
Выразительное чтение монологов и диалогов. Бытовой и философский план пьесы. Афористичность языка. Использование грамзаписи спектакля МХТ «На дне». Мизансценирование пьесы по эпизодам. Сценическая история пьесы. Сопоставление решений МХАТа, Театра драмы им. Пушкина, БДТ, «Современника», Театра на Таганке. «На дне» в экранном воплощении.
Традиции Горького в «Очарованной душе» Р. Роллана и творчестве Б. Брехта («Мать», «Мамаша Кураж и ее дети»). Проблематика «Несвоевременных мыслей» писателя и их современность в наши дни.
Сочинения: «Проблема деятельного добра и человечности в пьесе М. Горького „На дне“», «Социальный и философский конфликты в пьесе М. Горького „На дне“», «Гуманизм и гуманность в пьесе М. Горького „На дне“», «Спор о правде и назначении человека в пьесе М. Горького „На дне“», «Рецензия на спектакль по пьесе М. Горького „На дне“», «Философия Ницше и горьковская философия человека (по ранним рассказам и пьесе „На дне“)», «„Свинцовые мерзости русской жизни“ и „герой без удержа“ в произведениях М. Горького и Ф. М. Достоевского».
Теория литературы. Соотношение романтизма и реализма в социалистическом реализме. Социальная позиция писателя.
Самостоятельное чтение. Ф. Ницше. «Антихристианин»; М. Горький. «Мать», «Дело Артамоновых», «Егор Булычев и другие»; Р. Роллан. «Очарованная душа».
Литературное творчество. Рассказ «История жизни одного из героев пьесы „На дне“». Статья «Горький и Достоевский».
В. В. Маяковский. Лирика, поэма «Облако в штанах», пьеса «Клоп»
Загадка личности Владимира Маяковского. Всеобъемлющий бунт молодого поэта. Сатирическое изображение буржуазного мира. Неутолимая жажда любви и бездушие мира — источник бунта и боли поэта. Брань и рыдание, душевная беззащитность, жестокость и эпатаж в творчестве Маяковского. Трагическое одиночество поэта. Образ «адища города» и ощущение безлюдья мира. Маяковский и футуризм. Поэзия Маяковского и живопись начала века (составление альбома, проведение вернисажа или письменный сравнительный анализ). Любовная стихия в творчестве поэта. Буквальное прочтение метафоры как образное воплощение титанических содроганий души и тела. Масштаб чувства и масштаб личности поэта. Жажда «немыслимой любви», комизм мироощущения и реальность быта.
Попытки поэта выйти за предел человеческих возможностей, разорвать путы будней. Сплав личного и социального в произведениях о любви. Маяковский и революция. Надежда на выход за узкие рамки быта в космическое пространство.
Пьеса «Клоп» (1928).
Сочинения: «Человек в революции: рождение или гибель? (В. Маяковский, С. Есенин, М. Шолохов, А. Фадеев)», «Маяковский глазами человека моего поколения», «„Пожар сердца“ в поэзии В. Маяковского», «Я землю эту люблю...», «Судьба Маяковского», «Маяковский издевается... (сатира в творчестве поэта)», «Путешествие в будущее (по поэзии В. Маяковского)».
Теория литературы. Ритм и строфика стихотворения. Тоническое стихосложение. Лирика и сатира.
Самостоятельное чтение. А. Белый. «На рубеже двух столетий»; В. Маяковский в воспоминаниях современников; А. Мариенгоф. «Роман без вранья».
Литературное чтение. Композиции-диалоги: «Маяковский — Цветаева», «Маяковский — Пастернак».
С. А. Есенин. Лирика, «Анна Снегина»
С. А. Есенин. Биография Есенина как типичная для России первой четверти XX в.: путь из деревни в город, от природы к культуре. Трудности и обретения этого пути.
Портрет Есенина разных лет в воспоминаниях современников. Контрасты преображений: деревенский Лель, элегантный имажинист, московский хулиган, трагический поэт, принявший революцию и задохнувшийся в ее буднях Внеклассное чтение. С. Есенин. «Русь советская», «Москва кабацкая», «Черный человек», «Пугачев».
Творческая работа. Очерк «Есенинская Русь».
Теория литературы. Понятие об имажинизме.
Самостоятельное чтение. А. Мариенгоф. «Роман без вранья»; Н. Клюев. Стихотворения.
М. А. Шолохов. «Тихий Дон»
Конфликт идеологии и поэтической концепции жизни в творчестве и судьбе М. Шолохова. «Тихий Дон» — эпопея периода революции и Гражданской войны.
Цвета и запахи степи, меняющиеся в зависимости от внутреннего состояния человека и от всей «роевой» жизни, в которую он включен. Степь, становящаяся то огромным, плоским блюдом, где человеку негде спрятаться, то многомерным и родным пространством, в центре которого человек, а над головой — солнце. Состояние природы, неотрывное от внутреннего состояния героев: гармоничная природа, мягко владеющая человеком в мирные времена Тихого Дона, и «черное небо и ослепительно сияющий черный диск солнца», поглотившие Григория Мелехова в момент его разобщения с этой жизнью после гибели Аксиньи.
Природа, проверяющая пути человека. Природа, живая в героях и потому не терпящая посягательств социальных переворотов на свои вечные законы.
Главные и второстепенные герои романа, соединенные в нескончаемый хоровод жизни замкнутой цепочкой. Сравнение эпизодов жизни хутора в довоенное время, годы Первой мировой войны и затем Гражданской. От небольших бытовых семейных неурядиц через жизнь, затаившуюся в ожидании хуторянами своих ходоков, — до полного разобщения и непонимания как в одной семье, так и на всем Доне.
Выведение всех сюжетных линий из семьи Мелеховых и соединение их в той же семье, потерявшей устойчивую почву в финале романа. Определение сюжетных линий романа и точек их пересечений. Смена масштабов измерения жизни от первой до четвертой книги романа.
Поиски Шолоховым целостной личности как в среде казаков, так и в людях, пришедших «со стороны»: Штокман, Гаранжа, Баланда, Лагутин, Бунчук.
Сравнение примет времени в романе, когда новое сосуществует со старым на Дону и в хуторе, когда доходит до разрыва.
Композиция романа — сравнение структуры первой и второй книг с третьей и четвертой: Григорий Мелехов в первых книгах, активно идущий по жизни, вступающий в конфликты с судьбой и людьми, и Григорий в третьей и четвертой книгах, когда жизнь ставит его перед беспощадным выбором, всякий раз, кроме последнего, безжалостно показывая потом, что выбор неверен. Неощущение себя в истории или неправота истории, вдруг окрасившейся лишь в два контрастных цвета? Дает ли Шолохов ответ на этот вопрос?
Крупный план романа — Григорий и Аксинья, непрерывная сюжетная линия, ни разу не подвергнутая автором сомнению. Усиливающаяся с годами потребность их друг в друге. Черное солнце в глазах Григория после гибели Аксиньи; нелепость смерти, впервые потрясшая Григория, у которого смерть давно стоит за плечами, оттого что жизнь больше не может продолжаться.
Конец сомнений в душе Григория приходит почти одновременно с выбором единственного пути — жизни в природе с Аксиньей и детьми, вне политической смуты и неразберихи. Беспощадность времени, в один момент выбросившего Григория из жизни.
Одиночество всех героев романа, пытавшихся осмыслить положение своего поколения, семьи, детей в годы революции.
Жизнь хутора, яркая, шумная и традиционная, в первой книге — и она же, названная Григорием в последней книге бесхитростным словом «ненарядная».
Ломка старых традиций, не только отрицающая внешние законы жизни, но и переворачивающая человека, поднимающая со дна его души самые страшные животные инстинкты. Анализ сцен: убийство комиссара Лихачева (кн. 3, ч. VI, гл. XXXVII); отупелая гульба в станице Каргинской (гл. XLI).
Тема Бога, оставившего на произвол судьбы в руках темных сил своих подопечных (кн. 3, ч. VI, гл. XLIX; ч. VIII, гл. XIV).
Размышления учеников о том, как автор отвечает на вопрос, есть ли в этой жизни место человеку, если Бог отвернулся от него, если земля уходит из-под ног и над головой страшное черное солнце.
Сравнение представлений о роли личности в событиях, переворачивающих жизнь, у М. Шолохова, Л. Толстого («Война и мир») и А. Фадеева («Разгром»).
Сочинения: «Грядет ли мир над тихим Доном?», «Человек в революции и революция в человеке (по роману М. Шолохова „Тихий Дон“)», «Эпохи жизни казачества в романе М. Шолохова „Тихий Дон“», «Народная песня и пейзаж как символические мотивы романа М. Шолохова „Тихий Дон“».
Теория литературы. Роман и эпопея как жанры литературы.
Повторение. Л. Н. Толстой. «Война и мир»; В. Гюго. «Девяносто третий год».
Внеклассное чтение. А. Серафимович. «Железный поток»; Д. Фурманов. «Чапаев».
Литературное творчество. Сочинение писем Григория Мелехова.
Метаморфозы сценических воплощений пьесы. Мюзикл Ф. Лоу «Моя прекрасная леди» и телевизионный балет А. Белинского «Галатея».
Размышления учащихся над вопросом: «В чем вы видите источник популярности самой знаменитой пьесы Б. Шоу „Пигмалион“?»
Теория литературы. Понятие о парадоксе. Ирония и лиризм.
Внеклассное чтение. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца».
Литературное творчество. Сочинение «Чтение пьесы, драматический спектакль, мюзикл или балет доставил мне наибольшее удовольствие и почему?».
Раздел II. Время и вечность
Вступление. Время и вечность. Размышления учеников, связанные с темой раздела, формулирование вопросов, которые могли бы организовать дискуссию на уроке.
Представление двух философских эссе, которые могут стать поводом для ученических высказываний: С. Н. Булгаков «Две встречи (1898—1924) (Из записной книжки)» (1924); Хайдеггер М. «Проселок» (1949).
«Сикстинская мадонна» Рафаэля в восприятии С. Н. Булгакова как «изображение пути человеческого восхождения, который есть вместе с тем трагическая судьба». Человеческое и Божественное, временное и вечное в картине Рафаэля. Человек в его отношениях с временем и вечностью в эпоху Возрождения и в XX в. Объяснение учениками разницы отношения Булгакова к «Сикстинской мадонне» при первой и второй встречах. Рассуждения о том, почему трагична судьба человека и как может быть преодолен ее трагизм.
Философия проселка М. Хайдеггера. Мотив ухода и возвращения. Пространство жизни и жизнь пространства. Место человека в мире. «Диалог» башенных часов и колоколов, их «особое отношение к времени, к временному». Родной проселок — исток, ведущий к путям Истории.
Интерпретация учениками высказываний философа: «Простота несложного сберегает внутри себя в ее истине загадку всего великого и непреходящего» и «Радость вeдения — врата, ведущие к вечному».
Поиск ответа на вопросы: «Почему человек, не подчинившийся зову проселка, не способен наладить порядок на земном шаре? Почему кротость проселочной дороги мощнее и долговечнее „гигантских сил атомной энергии“? Как и почему современный человек „рассеивается и лишается путей“? Как мысль Хайдеггера совершает путь от воспоминаний о собственном детстве к осмыслению Истории и размышлению о Вечности?»
Литературное творчество. Эссе «Моя встреча с „Сикстинской мадонной“ на исходе XX в.» или «С последним ударом колокола еще тише тишина».
О. Э. Мандельштам. «Концерт на вокзале», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «С миром державным...», «Я вернулся в мой город...», «В Петрополе прозрачном мы умрем...»
О. Э. Мандельштам. Биография поэта и поединок времен и пластов культуры в его сознании. Теория литературы. Поэтическая ассоциация.
Внеклассное чтение. О. Мандельштам. «Шум времени». Воспоминания об О. Э. Мандельштаме А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, Н. Я. Мандельштам.
Литературное творчество. Композиция-диалог «Мандельштам — Ахматова», «Мандельштам — Цветаева».
М. И. Цветаева. Поле культуры в детстве и юности Цветаевой и страстная искренность ее стихов, всегда граничащих с потоком внутренней речи. Сборники дореволюционных стихов — яростное вторжение в жизнь. Счастье жизне- и словотворчества. Презрение к обыденности, усредненному. «Горные вершины» мира Цветаевой: Блок, Ахматова, Рильке, Пастернак, Пушкин. Ощущение исторической дали как соприсутствия. «Братание» с другими временами и проклятие своему веку.
Стих как послание самой себе. Непроговоренность обстоятельств и бездны чувств. Одиночество в семье и в мире. Революция во имя подлинности жизни — вечный призыв русских поэтов. Испепеляющее спутников напряжение чувств и обрывы строк, требующих всепонимания читателя. Цельность чувств, ведущая к воскрешению античных героев и трагедии. Внеклассное чтение. М. Цветаева. «Мой Пушкин», «Федра», «Поэма конца».
Творческая работа. Составление экскурсии «Москва Цветаевой».
Стихотворения-диалоги и монологи
Величие и призрачность Петербурга в лирике Ахматовой. Поток истории и мгновения любви.
Тайны ремесла в лирике Ахматовой. Стихотворения «Смуглый отрок...», «Царскосельская статуя», «Пушкин». Образ Пушкина как идеал гармонии и подлинности смысла жизни в поэзии и прозе Ахматовой. Данте — поэтический двойник Ахматовой и «брат родной по музе, по судьбе» («Данте»). Образ музы в лирике Ахматовой и меняющийся ее облик.
Поэзия как сопряжение с родиной и народом. «Реквием». Фрагменты поэмы Ахматовой и слушание частей «Реквиема» Моцарта. Идея преодоления смерти в поэме и лирике, посвященной Отечественной войне.
Сочинения: «Пушкин и Ахматова», «Петербург Ахматовой», «Мгновения и вечность в лирике Ахматовой», «Любимые мной стихотворения Ахматовой», «Ахматова и Блок».
Теория литературы. Диалог времен в поэзии.
Внеклассное чтение. Лирика Сафо, Б. Ахмадулиной.
Литературное творчество. Написание новеллы по одному из стихотворений А. Ахматовой. Литературно-краеведческий очерк «Ахматовские места».
М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
Булгаков в его письмах и воспоминаниях современников. Противоречия между внутренним самочувствием поэта и его оценкой окружающими. Соединение в таланте Булгакова лирика и сатирика. Роман «Белая гвардия» и повесть «Роковые яйца». Пьесы о гонимых гениях: «Кабала святош» (Мольер), «Последние дни» (Пушкин). Проводы уходящей России и оценка советской власти и царства мещан.
Спор о человеке и Боге в романе «Мастер и Маргарита». История создания романа, смена названий, смысл эпиграфа. Философский роман, оживляющий библейские сюжеты и сопоставляющий трагические коллизии прошлого с варьете современности.
Выяснение центров притяжения читателей: Москва или Ершалаим.
Скрещение времен в судьбе Мастера и Маргариты.
Подготовка к сочинению-диалогу: «Вера и скептицизм в романе Булгакова „Мастер и Маргарита“».
Теория литературы. Роман-миф.
Внеклассное чтение. «Белая гвардия», «Дни Турбиных», «Кабала святош», «Последние дни».
Творческая работа. Произведения М. А. Булгакова на сцене и в кино.
Самостоятельное чтение. А. Франс. «Понтий Пилат»; Т. Манн. «Доктор Фаустус».
Литературное творчество. Попытки истолкования афоризмов Булгакова. Пересказ от лица Иешуа и Афрания сцены суда Пилата. Сценарий кино- или театральной постановки одной из сцен романа.
Б. Л. Пастернак. «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти до самой сути...», «О, если б знал, что так бывает...», «Зимняя ночь», «Гамлет», роман «Доктор Живаго» (обзор)
Жизнь и судьба — «творчество и чудотворство». Вступительное слово учителя о поэте.
Определенность и новизна художественного образа (эпитетов, сравнений и особенно метафор) — характерные приметы творческой манеры. Движение поэта от ассоциативной метафоричности к простоте и прозрачности стиля. Живописность и музыкальность поэтических пейзажей Б. Пастернака.
Размышления поэта о творчестве и смысле поэзии. Поэт — свидетель судеб человеческих, судеб истории и мира. Внешняя простота и глубина веры поэта в человека и Россию в стихотворении «На ранних поездах». Сочинение-миниатюра «Поэт и мир».
Роман Б. Пастернака — летопись эпохи от «Блока до наших дней» (Б. Пастернак), свидетельство художника «о времени и о себе». История создания, публикации романа и несостоявшегося вручения автору Нобелевской премии.
Своеобразие «лирического романа» (Д. С. Лихачев), поэтический принцип мышления в прозе Б. Пастернака. Сквозные мотивы романа: метель, гроза, буря, капeль, движущийся поезд, создающие образ времени в романе. Толстовский фатализм и блоковская стихийность в изображении истории. Революция в романе.
Судьба Юрия Живаго как отражение времени. Искусство и творчество в жизни героя. Сопоставительный анализ двух пребываний Ю. Живаго в Варыкино. «Укорененность» героя в природе и культуре как альтернатива узаконенному насилию.
Тоня и Лара в судьбе Живаго. Сопоставительная характеристика образов. Судьба Лары как символ судьбы России. Спасительная и облагораживающая человека сила любви, противостоящая разрушительным началам эпохи: пошлости быта и бесчеловечности безбытности. Любовь и страдание как источники творчества в романе.
Итоги судьбы героя. «Доктор Живаго» — «Книга о бессмертии», в которой смерть пожинает свою страшную жатву. Торжество духа творчества и свободы над смертью.
Сочинения: «„Единственные дни“ Юрия Живаго и Лары», «Революция — стихия разрушения или созидания?», «Вечности заложник у времени в плену», «Два героя — две судьбы: Юрий Живаго и Антипов-Стрельников».
Теория литературы. Лирический роман.
Самостоятельное чтение. Б. Пильняк. «Голый год»; А. Веселый. «Россия, кровью умытая».
Литературное творчество. Заметки на полях стихотворений «Магдалина» Б. Пастернака и М. Цветаевой.
Р.-М. Рильке. «Дуинские элегии», «Орфей. Эвридика. Гермес»
Теория литературы. Диалог национальных культур.
Р.-М. Рильке. Р.-М. Рильке — «великий лирик века» (Б. Пастернак), противопоставивший войнам и подлости буржуазной цивилизации своего времени гуманистические ценности культуры, накопленные человечеством от Античности до начала XX века?
Детство и юность, проведенные в Праге, и родственность славянскому миру, не допускавшая немецкого национализма и проявившаяся в любви к России.
Г. Аполлинер. «Мост Мирабо»
Творчество Аполлинера — обновление поэзии на пороге XX в. Способность поэтизировать «прозу жизни», поэтический реализм, который Аполлинер называл «натурализмом высшего порядка». Глубина содержания и ассоциативная образность стихотворений Аполлинера.
Автобиографическая повесть «Убийство поэта»
«Мост Мирабо». В процессе художественного перевода поэзии рождаются многочисленные интерпретации подлинника. Множество переводов как отражение одной из сторон оригинала, многообразия смыслов. Русские переводы стихотворения «Мост Мирабо» французского поэта Гийома Аполлинера.
Теория литературы. Поэтический перевод и критерии его оценки.
Литературное творчество. Стихотворение Аполлинера «Мост Мирабо» в переводах П. Антокольского и И. Кузнецовой (сравнение переводов).
Теория литературы. Перевод как вид художественной интерпретации.
Внеклассное чтение. Стихотворения Г. Аполлинера.
Творческая работа. Сочинение «Мир Аполлинера во французской живописи (или музыке)».
Контрольная работа к разделу «Время и вечность»
Раздел III. Война и мир
В. П. Некрасов. «В окопах Сталинграда»
Литература военных лет как первый за годы идеологической цензуры росток правды. Возрождение в отечественном искусстве общечеловеческих идеалов, развитие традиций классической русской литературы в изображении человека на войне. Послевоенная «фронтовая проза» (1946—1951) как продолжение литературы военных лет.
Жизнь и литературная судьба В. П. Некрасова. История создания и появления в печати романа «В окопах Сталинграда». Перипетии в отношениях писателя и власти в 60—70 гг. Изгнание В. Некрасова из СССР в 1974 г. «Реабилитация» книг писателя на родине в конце 80-х гг.
Роман «В окопах Сталинграда» как честное, умное, суровое повествование о Великой Отечественной войне с точки зрения рядовых ее участников и как автобиографическое произведение, открывающее отношение В. Некрасова к миру, войне, людям, самому себе.
Анализ композиции произведения. Сталинградская битва в размышлениях персонажей романа. Стереоскопичность звука и изображения как художественная особенность романа
Проблемы войны и мира. Привычки мирной жизни человека на войне как спасение от жестокости, бесчеловечности. Образ ординарца Валеги как выразителя русского характера. «Окопная» правда как правда народная. Присоединение Керженцева к этой правде. Неприятие народом бессмысленных жертв, отрицание методов, которыми ведут войну люди, подобные Абросимову.
Теория литературы. Два поколения военной прозы. Война глазами ее участников и потомков.
Повторение. Л. Н. Толстой. «Севастопольские рассказы».
Внеклассное чтение. Э. Хемингуэй. «По ком звонит колокол»; Э.-М. Ремарк. «На западном фронте без перемен».
Литературное творчество. Рецензия на экранизацию романа — фильм А. Иванова «Солдаты» (1957).
А. Т. Твардовский
Творческий путь поэта. Становление самобытного художественного стиля. Некрасовские традиции. Поэтизация свободного крестьянского труда в «Стране Муравии». Трансформация светлой фантастики русской сказки. Диспут о поэме. Предостережение от грядущей беды — отлучения от земли.
Фронтовая хроника. Классическое совершенство стихотворений «Перед войной, как будто в знак беды...» и «Немые». Военная лирика Твардовского. Разработка жанра послания и баллады. Традиции лермонтовского «Бородина» в «Балладе о Москве».
Сатирический эксперимент поэта в «Теркине на том свете» (1963). Тема «дантова ада» в комедийном освещении. Условность формы и персонажа.
Деятельность А. Твардовского — редактора журнала «Новый мир». Привлечение воспоминаний А. Солженицына, В. Лакшина, А. Кондратовича. Лирика последних лет. Внутренний диалог с эпохой.
Теория литературы. Понятие о литературно-художественном журнале.
Повторение. Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»; А. Твардовский. «Василий Теркин».
Самостоятельное чтение.А. Твардовский. «Теркин на том свете», «Дом у дороги».
Литературное творчество.Обращение редактора современного журнала к читателям.
В. Быков. «Сотников»
Развитие военной темы в отечественной литературе 70—80-х гг. Нравственная оценка современного человека с высоты духовного прозрения, обретенного в годы Великой Отечественной войны.
Изображение «обочины» войны в произведениях В. Быкова. Сосредоточение внимания писателя не на внешней стороне войны (описание знаменитых битв, военных действий кадровой армии, деятельности крупных военачальников), а на внутреннем мире человека в экстремальных условиях.
Повесть «Сотников» как исследование природы героизма и предательства.
Готовность к смерти, невозможность компромисса с совестью как проявления высокого, героического в Сотникове и стремление выжить любой ценой, следование инстинкту жизни, цепь компромиссов как путь к предательству, нравственной гибели Рыбака.
Осознанное отношение к жизни, нравственная строгость к самому себе как опора духовности Сотникова; импульсивное, стихийное восприятие жизни, самодовольство как проявление духовного «изъяна», нравственной неполноценности Рыбака.
Анализ финала повести: «диалог» взглядов Сотникова и мальчика в буденовке как утверждение автором бессмертия духовного подвига человека.
Теория литературы. Психологизм и экстремальные ситуации в художественной прозе.
Внеклассное чтение. Б. Лавренев. «Сорок первый».
Литературное творчество. Внутренний монолог мальчика в буденовке.
В. П. Астафьев. «Пастух и пастушка»
Ю. Бондарев. «Берег»
Роман «Берег» (1970) — сопоставление двух эпох жизни человека — юности, зрелости как двух мироотношений. Редкое для литературы эпохи застоя отсутствие грубой односторонности в оценке писателем противоположных социальных укладов. Сообщения учащихся, подводящие итог размышлениям русских писателей о юности и зрелости, войне и мире, России и Европе от Пушкина и Чаадаева до Л. Толстого и Чехова. Роман Бондарева — попытка сохранить ценности русской литературы в искаженном войнами и тоталитарными режимами XX в.
Повторение. И. Тургенев, А. Фет, Л. Толстой.
Самостоятельное чтение. К. Федин. «Города и годы».
Литературное творчество. Сочинение «Встречи с юностью в русской поэзии и прозе».
Внеклассное чтение. А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая».
Э.-М. Ремарк. «Три товарища»
Лирический герой в послевоенные годы — тема, очень понятная советскому читателю, только что прошедшему, пережившему Великую Отечественную войну 1941—1945 гг. Поиски примет быта, создающие художественный образ в представлении читателя.
Почему героев романа Ремарка называют «потерянным поколением»? Что делает героев романа действительно товарищами?
Главный герой романа — лирический герой писателя. Обнажение сущности вынужденной эмиграции как состояния души. Проблема героя — в потере родины, исчерпавшей себя. Образ Германии, проходящий через весь роман, как образ неотвратимо надвигающегося будущего
Внеклассное чтение. Э.-М. Ремарк. «Триумфальная арка».
1. Общественно-литературная ситуация конца 40-х — начала 50-х гг.
Литература периода Великой Отечественной войны и литература о войне последующих десятилетий.
Партийные постановления 1946—1948 гг., требующие от литературы лакировки действительности, бесконфликтности, воспевающие советский строй и советского человека. Выступления А. Фадеева, М. Шолохова о «катастрофическом» падении качества литературы.
Книга «Золотая роза» К. Паустовского и философские миниатюры М. Пришвина «Глаза земли» как произведения высокой литературы, сохраняющие дух интеллигентности и побеждающие «текущее время». «Русский лес» Л. Леонова как роман идей, выходящих за пределы соцреалистических канонов. Героико-романтический пафос повести «Звезда» Э. Казакевича и психологический натурализм (Л. Аннинский) повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда».
Роман «Доктор Живаго» Б. Пастернака, отражающий «исторический образ России за последнее сорокапятилетие» и философские воззрения художника на «искусство, на Евангелие, на жизнь, на человека в истории».
2. Литература периода «оттепели» (1953—1968)
Общественно-политическая ситуация в стране: от доклада Н. С. Хрущева на XX съезде КПСС до ввода русских войск в Чехословакию. Перелом в сознании общества: от убежденности в незыблемости советской системы к утрате надежды на построение справедливого государства при тоталитарном режиме. «Первое» возвращение к читателям произведений Цветаевой, Булгакова, Олеши, Мандельштама и других «запрещенных» поэтов и писателей. «Приоткрытие» «железного занавеса»: знакомство с лучшими произведениями зарубежной литературы (Хемингуэя, Фолкнера, Камю, Сартра).
Творческий подъем в различных видах искусства: театре, кино, музыке, изобразительном искусстве. Театр «Современник» О. Ефремова. Спектакли А. Эфроса, Г. Товстоногова, Н. Любимова. Фильмы «Иваново детство» и «Андрей Рублев» А. Тарковского, «Летят журавли» М. Калатозова, «Гамлет» Г. Козинцева. Фильмы И. Таланкина и Г. Данелия, Л. Кулиджанова, Э. Рязанова. Музыка Д. Д. Шостаковича, А. Шнитке.
Противоречивость и неоднозначность явлений политической и общественной жизни страны. Деятельность А. Т. Твардовского как главного редактора журнала «Новый мир». Журнал «Юность» (главный редактор В. Катаев). Возникновение самиздата. «Возобновление» публицистического жанра. Лиризм прозы и драматургии периода «оттепели». Расцвет «неофициальной» литературы.
Соцреализм с человеческим лицом
Поэзия. Новое поэтическое поколение — поэзия шестидесятников (А. Вознесенского, Е. Евтушенко, Р. Рождественского): правдивость, экспрессивость, «оголенность» чувств, близость к традициям В. Маяковского, относительное понимание свободы поэтами. Поэзия шестидесятников как яркое выражение нового мироощущения человека периода «оттепели». Особость гражданской позиции и характер лирического творчества («песенок») Булата Окуджавы. Своеобразие лирической интонации Б. Ахмадулиной. Прослушивание записей стихотворений в исполнении авторов, песен Окуджавы.
Поэмы А. Твардовского «Василий Теркин», «Теркин на том свете», «Дом у дороги», «За далью даль», «По праву памяти». Трансформация концепции личности «простого советского человека» в произведениях Твардовского.
Проза. Поиски «правды жизни» в публицистических произведениях С. Смирнова («Брестская крепость»), В. Овечкина («Районные будни»), рассказы и повести В. Тендрякова («Падение Ивана Чупрова», «Кончина»).
Раскрытие национального характера, психологизм повествования, отсутствие тенденциозности, свойственной канонам соцреализма, в рассказе М. Шолохова «Судьба человека». Образ героя в произведении М. Шолохова, в фильме С. Бондарчука в контексте произведений искусства тех лет (рассказ Э. Казакевича «При свете дня», фильм Г. Чухрая «Баллада о солдате»). Произведение Шолохова как возвращение русской литературы к теме вечных человеческих ценностей. Жанр «монументального рассказа» в русской литературе последующих десятилетий.
Повести П. Нилина «Жестокость» и Ч. Айтматова «Джамиля»: противоречия между жизнью и установившимися догмами, которые обнаруживают герои произведений, специфика авторского повествования. «Рефлектирующий герой» в «исповедальной прозе» А. Гладилина, А. Кузнецова, В. Аксенова. «Производственные романы» Д. Гранина, В. Попова. Уклонение от канонов сложившегося советского жанра «производственного романа». Роман В. Дудинцева «Не хлебом единым» как «ревизия» соцреалистической идеологии. Конфликт в романе «Жизнь и судьба» как «спор между победившим народом и победившим государством», «соотношение тяжести хрупкого человеческого тела и колоссального государства» (В. Гроссман).
Фронтовая лирическая повесть (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, К. Воробьев). Трилогия К. Симонова «Живые и мертвые». Великая Отечественная война в русской литературе в контексте «становления темы» (40—80-е гг.).
Рассказы А. Солженицына «Матренин двор» и «Один день Ивана Денисовича». Лагерная проза В. Шаламова. Сопоставление авторских позиций Шаламова и Солженицына в раскрытии «лагерной темы». Роман А. Солженицына «В круге первом» как острая полемика с канонами соцреализма.
Лирические дневники В. Солоухина («Владимирские проселки»), О. Берггольц («Дневные звезды»), Ю. Смуула («Ледовая книга») как исповеди об открытии других истин, другой жизни.
Драматургия. Развитие жанра мелодрамы в советской драматургии. Драматизм повседневности, тонкий лиризм, раскрытие внутреннего мира героя, «спрятанного» за стандартными формулами жизни советского человека, выражение романтического мироощущения молодежи 60-х гг. в пьесах А. Володина «Пять вечеров», В. Розова «В добрый час», А. Арбузова «Иркутская история», Э. Радзинского «104 страницы про любовь». Просмотр отрывков из спектаклей, знакомство с театральными рецензиями тех лет.
3. Литература 70-х — первой половины 80-х гг.
Общественно-литературная ситуация
Отклонения государства от курса демократии. Введение советских войск в Чехословакию. Жизнь в атмосфере открытой лжи. «Двойная мораль» и «двойное сознание» в обществе. Дискредитация прежней веры. Очевидная несостоятельность существующей политической системы. Придумывание «лесенок» социализма (развитой социализм и т. д.). Суды над деятелями культуры. Диссидентское движение. Самиздатовский журнал «Хроника текущих событий». Деятельность А. Д. Сахарова и Солженицына как открытая оппозиция режиму.
Проза. «Народные эпопеи» Ф. Абрамова (тетралогия «Братья и сестры») и П. Проскурина («Судьбы») как «поиск гармонии между человеком и миром» (Н. Л. Лейдерман). Исторические романы В. Пикуля и Ю. Семенова как произведения массовой культуры, удовлетворяющие требованиям советской историософии. Неопубликованный роман В. Дудинцева «Белые одежды». Попытка воскресить подлинные идеалы революции в романе С. Залыгина «Соленая падь». Романы Ч. Айтматова «И дольше века длится день», «Плаха», отражающие острейшие социальные и нравственные конфликты современности, создающие образы людей «трудолюбивой души». Трагедийность судьбы человека «трудолюбивой души» как отражение острейших противоречий в устройстве системы советского государства.
«Деревенская проза» В. Белова, В. Распутина как «возрождение традиционной нравственности» (А. Солженицын). Стремление к осмысленности жизни, к истине, гармонии с миром героев рассказов В. Шукшина. Проблема «лада» и «разлада», тема войны в творчестве В. Астафьева.
Эпическая модель мира, «традиции карнавального юмора и волшебной сказки» в дилогии В. Войновича «Жизнь и необыкновенные приключения солдата Ивана Чонкина». Философская сказка «Кролики и удавы» Ф. Искандера как выражение разочарования автора в народной системе ценностей.
Интеллектуальная проза. Художественно-документальное расследование А. Адамовича «Каратели». Роман Ю. Домбровского «Факультет ненужных вещей» как осмысление пережитой личной трагедии. Повести В. Быкова «Сотников», «Карьер».
Фантастика братьев Стругацких как своеобразное исследование возможных утопических версий. Антиутопия Стругацких «Пикник на обочине» и фильм А. Тарковского «Сталкер». «Мовизм» В. Катаева («Алмазный мой венец», «Уже написан Вертер»).
Литература «эстетического андеграунда». Культурологический роман А. Битова «Пушкинский дом» как отражение нравственных конфликтов времени, рожденных сталинской эпохой. Поэма «Москва — Петушки» В. Ерофеева — парадоксальное сочетание «блатного» стиля и трагичности смысла изображенного, исповедь человека, находящегося «по ту сторону жизни», поэма о безысходности и тупике. Роман Саши Соколова «Школа для дураков» как диалог с хаосом и диалоги хаосов; «обаятельная, трагическая и трогательная книга» (В. Набоков).
Поэзия. «Тихая лирика» Н. Рубцова, В. Соколова, А. Жигулина как противопоставление темам, идеям, поэтике «громкой лирики» шестидесятников.
«Голос и совесть эпохи»: творчество В. Высоцкого и А. Галича. Прослушивание песен в исполнении авторов. Попытка прочувствовать время и личность поэтов.
Традиции акмеизма в творчестве А. Тарковского. Акмеистская поэтика и элегическая традиция в лирике Б. Ахмадулиной, А. Кушнера.
Драматургия. Трагикомедии А. Вампилова о «потерянном поколении». Зилов («Утиная охота») как герой своего времени. Пьесы А. Гельмана «Обратная связь», «Мы — нижеподписавшиеся», «Наедине со всеми», исследующие разные варианты поведения «деловых» советских людей.
Процесс возвращения литературы: произведений писателей первой половины века, запрещенных советским режимом; произведений периода «оттепели»; литературы русской эмиграции; литературы «эстетического подполья». Учреждение литературных премий (Букеровская, немецкая премия им. Пушкина, премия «Триумф», Антибукер, премия Солженицына и др.).
Стремительный рост публикаций «задержанных» произведений. Споры вокруг шестидесятников. Дискуссия о русском постмодернизме и его месте в современном литературном процессе. Условное разделение литературы на «традиционалистскую» и «экспериментальную».
Автобиографизм и «литературность» прозы С. Довлатова. «Драматическое противоборство индивидуального и роевого, хорового, начал в душе человека» (А. Агеев) как центральная тема произведений В. Маканина (роман «Андеграунд, или Герой нашего времени»). Роман В. Пелевина «Generation P» — роман о власти, вытесняющей поиск свободы. Язык, стиль и идея романа Т. Толстой «Кысь». «Сердечные» повести Токаревой. Грустные сатиры М. Жванецкого. «Литературный проект» Б. Акунина.
Поэзия. Творчество И. Бродского.
Постмодернистские тенденции в поэзии. Сообщения учащихся: «за» и «против» постмодернистского стиля в поэзии.
Драматургия. Парадоксальность и новизна драматургического языка Л. Петрушевской, сочетание в ее пьесах тонкого реалистического психологизма с поэтикой абсурда.
Постмодернистские тенденции в драматургии. Драматургия Коляды. Театр Нины Садур.
В. В. Набоков. «Дар»
Словесное рисование портрета писателя по впечатлениям от изученных в курсе основной школы произведений «Лестница», «Обида», «Пильграм». Сравнение получившегося портрета с описанием облика писателя в романе «Другие берега». Фотографии В. В. Набокова с детства до старости.
Изменение внутреннего мира писателя от безоблачного детского открытого лица к суровому и отстраненному лицу швейцарского периода — лицу знаменитого, но очень грустного писателя. Чтение учителем фрагментов романа «Другие берега», характеризующих «рай» набоковского детства и юности. Заочная или очная экскурсия в Рождествено — родовое имение матери писателя, где он провел годы детства. Чтение учениками стихов Сирина (псевдоним раннего Набокова).
Эмиграция и берлинский период творчества Набокова.
Внеклассное чтение. В. В. Набоков. «Машенька», «Защита Лужина», «Подвиг», «Приглашение на казнь», «Лолита».
Творческое задание. Сочинение «Сумел ли Годунов-Чердынцев сохранить свой дар?».
Теория литературы. Философский роман.
Внеклассное чтение. Т. Манн. «Волшебная гора»; В. В. Набоков. «Защита Лужина», «Приглашение на казнь».
Е. И. Замятин. «Мы»
Заманчивость и опасность практической реализации утопий.
Слово о писателе. Открытая оппозиционность Е. И. Замятина сталинскому режиму. Воспоминания художника Ю. Анненкова о писателе. Судьба романа «Мы» (1920).
В центре анализа — проблемный вопрос: «Почему „бездушная машина Единого Государства одолевает“ (В. Воздвиженский) своих противников?» В чем смысл финала произведения?
Теория литературы. Роман-антиутопия.
Самостоятельное чтение. В. Войнович. «Мы лучше всех» (можно предложить и другие антиутопии конца XX в. — Маканина, Петрушевской — или зарубежное: Дж. Оруэлл).
Литературное творчество. Сочинение-рассуждение на тему: «Почему все утопические теории обречены?» или «Чем актуален сегодня роман Е. Н. Замятина „Мы“?»
А Платонов. «Котлован»
Тернистый путь художника в XX столетии. Андрей Платонов: от утверждения необходимости революционного переустройства мира («Епифанские шлюзы», «Родина электричества» и др.) к трагическим прозрениям 30-х гг. («Ювенильное море», «Котлован», «Чевенгур»). Литературный монтаж по публицистическим, художественным произведениям, дневникам и письмам писателя с элементами лекции учителя и использованием произведений искусства 20—30-х гг. (например, картины Дейнеки, «Песня о встречном» Д. Шостаковича и музыка И. Дунаевского).
«Котлован» — повесть-миф о духовной и социальной катастрофе эпохи. Подавление личности во имя общественного плана, трудовая повинность и насаждение атеизма как пути, ведущие к социальной и нравственной нивелировке человека, превращению его в «ничто» (А. Платонов). Приметы времени в повести.
Система образов в повести: «живые» и «мертвые» души Андрея Платонова. «Человек и его судьба во времени и вечности» — групповая работа учащихся по характеристике образов произведения.
Сочинения: «Порыв жить и умирание души в „Котловане“ Платонова», «Утопия и реальность в „Котловане“ Платонова», «Высокопарность невежества и косноязычие душ в повести А. Платонова „Котлован“».
Теория литературы. Миф и притча как способы художественного осмысления жизни в литературе XX в.
Повторение. М. Е. Салтыков-Щедрин.
Внеклассное чтение. У. Фолкнер. «Шум и ярость», «Особняк».
Литературное творчество. Надгробная речь одному из умерших героев. Рецензия на один из фильмов по сюжету Платонова.
Ф. Абрамов
Жизнь деревни в произведениях Ф. Абрамова. Феномен деревенской прозы и ее особенности в произведениях Ф. Абрамова. Абрамов — писатель об исконных проблемах и стремлениях русского деревенского человека. Образ народа в произведениях Абрамова. Организация проблемного повторения по мотиву: «Образ народа в произведениях Тургенева, Некрасова, Л. Толстого и Абрамова».
Роман «Две зимы и три лета». Конфликт природной и социальной жизни в романе, поэтизация людей, близких земле, нравственная чистота и духовная сила народа.
Просмотр фрагментов и их обсуждение с учениками спектакля Малого драматического театра «Братья и сестры» как театральной интерпретации прозы (режиссер Л. Додин).
Теория литературы. Феномен «деревенской прозы» в советской литературе.
Литературное творчество. Сочинение-размышление: «Народ в произведениях Ф. Абрамова» или Рецензия на спектакль по произведениям Ф. Абрамова.
Итоговая дискуссия: «Лагерь — „слепок мира“, „лагерь мироподобен“ или это трагическое заблуждение человека, чья судьба была искалечена временем?»
Теория литературы. Документальность прозы.
Внеклассное чтение.
Литературное творчество. Сочинение-эссе по рассказам В. Т. Шаламова и лагерной прозе XX в.: «Никто не забыт и ничто не забыто».
А. И. Солженицын. «Один день Ивана Денисовича»
«Архипелаг ГУЛАГ» — «коллективный подвиг советской интеллигенции» (Л. К. Чуковская). Чтение воспоминаний Л. К. Чуковской, Е. Г. Эткинда о помощи Солженицыну в работе над «Архипелагом ГУЛаг». Задание ученикам: «История моей семьи во время сталинских репрессий». Обсуждение в классе семейных историй.
Диспут: «Кто виноват в репрессиях 30—50-х годов? Как отвечает на этот вопрос А. И. Солженицын? Согласны ли вы с его мнением?»
Дискуссия в классе: «Доносчик и его жертва: кто больше страдает?» Анализ рассказа «Случай на станции Кочетовка». Обсуждение вопросов: «Почему честный Зотов становится доносчиком? Что имел в виду Тверитинов, крича Зотову: „Ведь этого не исправишь!“?»
Подготовка к сочинению «Выживание или жизнь?» (сравнительный анализ рассказа Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и «Колымских рассказов» Шаламова)
Внеклассное чтение. А. И. Солженицын. «Бодался теленок с дубом», «Как нам обустроить Россию?», «Двести лет вместе».
Творческая работа. Сочинение «Выживание или жизнь».
В. В. Ерофеев
Жизненный путь В. В. Ерофеева — путь поэта и «бомжа», «асоциального элемента социалистического общества» (В. В. Ерофеев). Чтение фрагментов воспоминаний о писателе близких и друзей.
Поэма «Москва — Петушки». Память культуры в поэме Ерофеева. Нахождение контекстных цитат из классических произведений русских писателей XIX века в тексте поэмы Ерофеева. Примеры поп-арта 60—70-х гг. в музыке — советские песни тех лет, фрагменты фильмов об ударном труде, литературных опусов о производстве. Обсуждение в классе вопроса: «Мог ли герой Ерофеева найти иной путь в жизни и почему?» Дискуссия в классе: «Была ли поездка Венички в Петушки?»
Внеклассное чтение. А. Гельман. «Премия».
Творческая работа. Сочинение «Куда несется электричка „Москва — Петушки“?».
Б. Ш. Окуджава
Опережающее задание: составление альбома любимых песен Окуджавы или прослушивание любимых песен учителя.
Чтение стихотворений Окуджавы и прослушивание песен.
Военная тема в творчестве Окуджавы
Внеклассное чтение. Б. Ш. Окуджава. «Бедный Авросимов», «Путешествие дилетантов».
Обсуждение влияния В. Высоцкого на творчество Б. Гребенщикова, Ю. Шевчука, Д. Митяева.
Теория литературы. Бардовская песня как литературное творчество.
Литературное творчество. Сочинение на тему: «Я не люблю...»
Внеклассное чтение. Стихи и песни Высоцкого, мемуары.
«Утиная охота» — сочетание трагедии и водевиля. Окружение Зилова — в поступках героев и словесных портретах, созданных учениками. Заветное желание каждого из героев. Мещанское корыстолюбие, собственничество в чувствах как следствие подчинения человека «морали» времени.
Теория литературы. Время действия в пьесе.
Повторение. М. Ю. Лермонтов, А. П. Чехов.
Внеклассное чтение. А. Вампилов. «Прошлым летом в Чулимске».
Литература последнего десятилетия
Грустные сатиры М. Жванецкого
О природе комического. Комическое в жизни и в искусстве. Модификации смеха от Гоголя до Булгакова.
Образ автора в произведении. Смена тем, интонаций, ритма, движение авторской мысли в развитии творчества писателя. Временное и вечное в сатирах Жванецкого. Своеобразие стиля писателя, «работающего в мелком жанре, рассчитанном на хохот в конце».
Литературное творчество. Сочинение по афоризму М. Жванецкого («Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу»; «То, что умные сегодня не нужны нам, это факт. Хуже, если мы им не понадобимся»; «Наша страна — родина талантов, но наша родина — их кладбище»; «Что такое писательская жизнь? Ни одной мысли вслух. Что такое писательская смерть? Выход в свет» и др. по выбору учащихся).
Теория литературы. Жанр сатиры в современном искусстве.
Самостоятельное чтение. Сатиры М. Жванецкого (по выбору учащихся).
Литературное творчество. Сочинение сатирического рассказа на современную тему или придумывание афоризмов в стиле М. Жванецкого.
Сердечные повести В. Токаревой
Страницы творческой биографии: музыка и кинематограф в жизни писательницы. Верность «сердечной теме» в творчестве Токаревой, понимание автором бытия как жизни сердца, восприятие мира с «романтической надеждой» (В. Токарева).
Тема человеческих чувств в произведениях Токаревой, пространство любви, спасающее ее героев от пошлости, обыденности жизни, нравственная незамутненность авторской позиции, музыка на страницах произведений.
Детективные фантазии Б. Акунина («Азазель», «Чайка»)
Детектив, как жанр в мировой и русской литературе. Литературный проект Б. Акунина и разгадка авторства его столь популярных произведений. Своеобразие художественного мира: специфика художественного вымысла, привлечение исторического контекста эпохи XIX столетия, интертекстуальность, технологичность разработки сюжета, свободное, но не вольное обращение с классикой, ироничность повествования. Обсуждение учащимися романа «Азазель». Образ главного героя Фандорина. Традиции английского детектива, литературные реминисценции, юмор и ирония в романе, образ рассказчика.
«Чайка» Б. Акунина как современная интерпретация чеховского сюжета в жанре детектива. Кинематографичность повествования, напоминающая смену картин в немом кино, пародийность сюжета, смысл предлагаемых читателю разоблачительных версий, авторская позиция в произведении.
Традиции и новаторство в детективных фантазиях писателя.
Теория литературы. Детектив как литературный жанр.
Самостоятельное чтение. Детективы Б. Акунина (по выбору учащихся).
Литературное творчество. Придумывание сюжета для детектива в стиле Б. Акунина.
Обзор произведений хрестоматии «Русская проза конца XX столетия» Темы, язык и стиль произведений. Поиски нового героя в литературе. Современная поэзия. Традиции и новаторство. Сопоставление литературных ситуаций конца XIX — начала XX в. и нынешнего рубежа столетий.
Теория литературы. Модернизм в литературе.
Самостоятельное чтение. Произведения современных писателей (по выбору учащихся).
Литературное творчество. Рецензия на одно из произведений современной литературы.
Литература народов России.
Дж. Сэлинджер
Американская литература второй половины XX в. в поисках подлинных ценностей жизни
Глубокая психологичность прозы, обусловленная неустойчивым ощущением человека в потоке технократического века. Отличие от литературы предшествующего столетия в невозможности найти характерного героя времени. Чувство одиночества, преобладающее над всеми другими свойствами души героев произведений. Основные художественные приемы — внутренний монолог, диалог двух начал в человеке, поток сознания, диалог, в основе которого — непроизнесенные слова. Общая для разных писателей тоска по гармонии, выливающаяся в лирико-фатальный настрой литературы XX в. «Над пропастью во ржи»
Проблема самоопределения человека, границ его свободы, помолодевшая в XX в. по сравнению с XIX. Неприкаянность подростков. Поиски осуществления мечты в литературе о подростках. Поиск подростками точки опоры в непонятном им мире. Доминанта человечности как единственный для подростков критерий по отношению к миру взрослых
Размышления о смысле и символичности названий. Беззащитность детства в XX столетии. Тема любви, закрепившаяся с 50-х гг. на страницах произведений о школьниках, — символ отсутствия уверенности в себе.
Контрольная работа к разделу IV
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наука, религия, философия и искусство как пути к истине и гармонии
Религия и искусство. Нравственное влияние на личность как цель, объединяющая эти виды общественного сознания. Различные способы приобщения человека к нравственности: повеление и притяжение. Сообщения учеников: влияние религиозных идеалов на литературу (А. Пушкин. «Жил на свете рыцарь бедный...», «Мадона», «Отцы-пустынники и жены непорочны...» и др.; Л. Толстой. «Смерть Ивана Ильича»; Ф. Достоевский. «Идиот»; А. Чехов. «Студент»). Разрыв искусства XX в. с религией, отказ от нравственной проповеди и потеря катарсиса (В. Ерофеев. «Василий Розанов глазами эксцентрика»). Использование Церковью эстетической силы искусства
Философия и искусство как попытки понять и объяснить мир. Влияние философии на мироотношение художника Тяготение искусства к философичности и абстрактным формам отражения жизни (символизм, футуризм). Усиление личностного, субъективного начал философских трудов и сближение философии и литературы в стремлении дать индивидуальную картину мира (В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский и др.).
Наука и искусство в стремлении изменить мир. Рационализм и последовательные шаги научного познания и воздействия на жизнь и мечта искусства о мгновенном преображении человека и мира.
Соотношение образных и понятийных начал в литературе XIX—XX вв. Аналитичность сознания художников XX в. и дерзкая индивидуализация образов, разрыв последовательного, объяснительного диалога с читателем (А. Пушкин. «Я вас любил»; И. Бродский. Шестой сонет из «Двадцати сонетов к Марии Стюарт», «Развивая Крылова»). Влияние научной мысли на эстетические формы искусства. Теория относительности Эйнштейна и изменение хронотопа литературных произведений в XX в.
Размышления над тем, почему, по словам Эйнштейна, романы Достоевского дали ему больше, чем труды многих физиков. Дискуссия в классе: «Прозрения искусства, опередившие открытия науки».
Календарно – тематическое планирование
|
Требования к уровню подготовки
Ученик 10 -11-го класса должен уметь:
• определять творческий метод писателя и его принадлежность к тому или иному литературному направлению;
• выявлять приметы стиля и творчества писателя (литературного направления, литературной группировки, школы, литературной эпохи);
• определять конкретно-историческое, общечеловеческое содержание произведения, творчества писателя, периода в развитии национальной литературы;
• соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя;
• давать оценку произведению, творчеству писателя в контексте нашей современности;
• отличать преходящие и вечные художественные ценности;
• соотносить авторский замысел и его воплощение;
• устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство в творчестве писателя;
• сопоставлять концепции исторической эпохи в творчестве разных писателей;
• осуществлять в итоге анализа синтез, создавать художественную, критико-публицистическую или литературоведческую интерпретацию произведения и творчества писателя;
• составлять программу самообразования на короткий и длинный сроки.
Использование приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
• участия в диалоге или дискуссии;
• самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
• определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
Список литературы
1. И. В. Золотарёва, Т.И.Михайлова. Поурочные разработки по русской литературе 11 класс. В 2 частях. М.: ВАКО, 2010
2.С.А. Штильман учимся читать классику. М.:Школьная пресса, 2002
3.Н.В.Беляева, А.Е. Иллюминарская. Изучение литературы в 11классе. Базовый и профильный уровни. Поурочные разработки. М.:ВАКО, 2008
4. Журналы « Литература в школе»
5. Базовый учебник: В.Г. Маранцман, Е.К. Маранцман, О. Д. Полонская. Литература 11 класс. Учебник. Базовый и профильный уровни. В 2частях.
6. И.А. Фогельсон. Литература учит. М.: Просвещение, 1990.