12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сюзанна Набиева705
Работаю учителем английского языка в школе, педагогический стаж - 9 лет. Занимаюсь репетиторством.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

11 класс

В.Я. Коровина

102

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Литература 11 класс

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 11 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта общего образования (утверждён приказом Минобразования РФ № 1089 от 5 марта 2004 года) и Программы общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной,

7-е издание, М. «Просвещение», 2006, с учётом плана школы. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Программа: Литература. 11 класс // Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы. М.: «Просвещение»,- 2006 год. Под редакцией В. Я.Коровиной.

Авторы: В. Я.Коровина, В. П.Журавлев, В. И.Коровин, И. С.Збарский, В. П.Полухина.

Учебник: «Русская литература 20 века 11 класс» в 2 частях. М.: « Просвещение»,- 2011 год.

Авторы: 1ч – Л. А.Смирнова, О. Н.Михайлов и др., 2ч.- В. П. Чалмаев, О. Н.Михайлов и др.

Количество часов: 3 (в неделю), 102 (за год).

Структура документа

Программа включает три раздела: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки 11 - классников.

Место литературы в базисном плане

Федеральный учебный базисный план для образовательных учреждений РФ отводит в 11 классе 102 часа (из расчета 3 часа в неделю)  для обязательного изучения учебного предмета «Литература»  на этапе среднего (полного)  общего образования.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с Программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Цели:

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

                воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

                развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

                освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

                совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи литературного образования в 11 классе:

Формирование представлений о литературе как о литературном феномене, занимающем            специфическое место в жизни нации и человека

Осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции

Формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико – эстетический компонент искусства

Формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности

Формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству

Формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью

Формирование основных эстетических и теоретико – литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа, оценки литературно – художественных произведений.

В  11 классе изучается литературный процесс, а также художественный мир писателя в историко – культурном аспекте.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

                образную природу словесного искусства;

*               содержание изученных литературных произведений;

                основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

                основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

                основные теоретико-литературные понятия;

уметь

                воспроизводить содержание литературного произведения;

                анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

                соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

                определять род и жанр произведения;

                сопоставлять литературные произведения;

                выявлять авторскую позицию;

                выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

                аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

                писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Учебники и учебные пособия

Изучение «Литературы» в 11 классе осуществляется по учебникам, рекомендованным Министерством образования РФ. Учебник:  Журавлев В.П. Литература XX  века. 11 класс.  В 2ч. – М.: Просвещение, 2011

Завершенная линия. Соответствует федеральному компоненту стандарта 2004.

Базовый уровень.

Программа, методические рекомендации, хрестоматии под  ред.

 Журавлева В.П.

Дополнительная литература:

Всемирная литература 19-20 века, Аванта, М. 2006год

Литература 9-11 класс. Экзамен на «5». М., 2005год.

Произведения русских писателей и поэтов 20 века (согласно планированию).

Современная русская литература. Минск. 2003 год.

Русская литература, в2частях, Аванта, М., 2004 год

Тесты по литературе 5-11 классы. М., Издательство АСТ, 2005 год.

Энциклопедия литературных героев, М., 2007 год

Форма итоговой аттестации в 11 классе – ЕГЭ.

Основное содержание программы Литература первой половины XX века Обзор русской литературы первой половины XX века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. “Социалистический реализм”. Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема “художник и власть”.

И. А. Бунин (6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе “Антоновские яблоки”. Исследование национального характера. “Вечные” темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

А. И. Куприн (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет»

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения).

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.   

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. “На дне” как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Серебряный век русской поэзии

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея “творимой легенды”. Музыкальность стиха. "Старшие символисты" (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт, А. Белый (1 час)

 

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к “прекрасной ясности”, создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

 

Н. С. Гумилев (2час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»),  «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

А. А. Блок (5час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы “страшного мира”. Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле “На поле Куликовом” и стихотворении “Скифы”. Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».  

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция  и способы ее выражения в поэме.

 

Новокрестьянская поэзия (1 час)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

С. А. Есенин (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Литература 20-х годов  (4 часа)

Общая характеристика литературы 20-х годов

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения.

Поэзия 20-х годов. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом.

В. В. Маяковский (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в  творчестве Маяковского.

Литература 30-х годов (1 час)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы.

М. А. Булгаков (5 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов – по выбору).

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов (2 часа)

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в “Котловане”. Утопические идеи “общей жизни” как основа сюжета повести. “Непростые” простые герои Платонова.  Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

А. А. Ахматова (4 часа)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос “Реквиема”. Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

О. Э. Мандельштам (2часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама. 

 

М. И. Цветаева (3часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст» (возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

М. А. Шолохов (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. "Вечные" темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Литература второй половины XX века

Литература периода Великой Отечественной войны (1час)

Литература 50-90 годов (обзор) (3 часа)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского.  Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

 

Б. Л. Пастернак (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…» (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл “Стихотворения Юрия Живаго” и его связь с общей проблематикой романа.

А. И. Солженицын (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия “лагерной” темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. Т. Шаламов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги “Колымских рассказов”. Своеобразие раскрытия “лагерной” темы. Характер повествования.

Н. М. Рубцов (1 час)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние» Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

В.П.Астафьев (2часа)

Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба»

В. Г. Распутин (2 часа)

 

Повесть «Прощание с Матерой» Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

И. А. Бродский (1 час)

(возможен выбор другого поэта  второй половины XX века)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…») (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в “заселенном пространстве”.

Авторская песня. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Ю. Кима. (1 час)

Б. Ш. Окуджава (1 часа)

(возможен выбор другого поэта  второй половины XX века)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы» (возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

Ю. В. Трифонов (1 час)

Повесть «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта.

А. В. Вампилов (1часа)

(возможен выбор другого драматурга  второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

М.Карим (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Подует ветер – все больше листьев…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…» Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве М. Карима.

 

Литература конца 20 -  начала 21 века (2 часа)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

 

Из зарубежной литературы

Б. Шоу (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Т.С.Элиот (1час)

Жизнь и творчество (обзор).»Любовная песнь Дж.Альфреда Пруфрока». Многообразие  мыслей и настроений поэта. Средства создания комического.

Э.М.Ремарк (1час)

Жизнь и творчество (обзор)

 «Три товарища». Трагедия и гуманизм повествования. Художественное своеобразие стиля писателя

 

Э. Хемингуэй (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя. 

Проблемы и уроки литературы 20 века (1 час)

 

Консультации по подготовке к экзаменам (3часа)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема

Кол-во часов

Уроки контроля

1.

ВВЕДЕНИЕ

1

 

2

И.А.Бунин

6

 

3.

А.И.Куприн

3

Соч.

4.

М.Горький

6

Пров. раб.

5

Обзор русской поэзии конца 19 – начала 20 века

Русский символизм и его истоки

1

 

6

В.Брюсов

1

 

7

К.Д.Бальмонт. А.Белый и др. поэты-символисты

1

 

8

Акмеизм. Истоки акмеизма

1

 

9

Н. Гумилев

2

 

10

Футуризм как литературное направление

1

Соч.

11

А. А.Блок

5

 

12

Идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Клюев Н.А

1

 

13

С.А.Есенин

5

 

14

Литературный процесс 20-х годов 20 века

1

 

15

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-хгодов

2

 

16

Поэзия 20-х годов

1

 

17

В.В.Маяковский

4

Соч.

18

Обзор литературы 30-х годов

1

 

19

М.М.Булгаков

6

Зачёт

20

А.А.Платонов

2

 

21

Ахматова А.А.

4

 

22

О.Мандельштам

2

 

23

М.Цветаева

3

Соч.

24

М .Шолохов

7

Пров. раб.

25

Литература периода ВОВ

1

 

26

Литература второй половины 20 века (обзор) поэзия 60-х г.

2

 

27

Новое осмысление военной темы  в литературе 50-90-х г.

1

 

28

А.Т.Твардовский

2

 

29

Б.Пастернак

4

 

30

А.И.Солженицын

2

 

31

В.Шаламов

1

 

32

Н.М.Рубцов

1

 

33

В.П.Астафьев

2

 

34

В.Распутин

2

Пров. раб.

35

И.Бродский

1

 

36

Авторская песня

1

 

37

Б.Окуджава

1

 

38

Ю.Трифонов

1

 

39

А.Вампилов

1

 

40

М.Карим

1

 

41

Основные направления и тенденции развития современной литературы

2

 

42

Джордж Бернард Шоу

2

 

43

Томас Стернз Элиот

1

 

44

Э.М.Ремарк

1

 

45

Э.М.Хемингуэй

1

 

46

Проблемы и уроки литературы 20 века

1

 

47

Консультации по подготовке к экзаменам

3

 

Итого:

102

 

 

Литература 11 класс

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Виды контро-ля

Примеча-ние

1 полугодие 48 часов

 

Введение

1

Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в 20 веке. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

1

 

 

 

Писатели-реалисты начала 20 века

2

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность и лаконизм поэтической мысли.

1

 

Наизусть

 

3-4

«Господин из Сан-Франциско». Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям.

2

 

 

Психоло-гизм пейзажа

5-6

Тема любви в рассказах писателя. Своеобразие художественной манеры И.А.Бунина.

2

 

 

 

7

Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

1

 

 

Рассказ

8

А.И.Куприн. Жизнь и творчество. Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини.

1

 

 

Сюжет, фабула

9-10

Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И.А.Бунина, А.И.Куприна.

2

 

Сочине-ние

 

11-12

М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа.

2

 

 

 

13-14

«На дне». Социально-философская драма. Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы.

2

 

 

Социально-философ-ская драма

15-16

«Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение. Смысл названия произведения.

2

 

Письмен-ная работа

 

Серебряный век русской поэзии

Символизм

17

Истоки русского символизма.

1

 

 

Символизм

18

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии.

1

 

Наизусть

 

19

Вн.чт. К.Д.Бальмонт, А.Белый. Лирика поэтов-символистов.

1

 

 

 

Акмеизм

20

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

1

 

 

Акмеизм

21-22

Н.С.Гумилёв. Слово о поэте. Романтический герой лирики Гумилёва.

2

 

Наизусть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Футуризм

23

Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. Домашнее сочинение по поэзии.

1

 

Сочине-ние

Футуризм

24

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме».

1

 

Наизусть

 

25

Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта.

1

 

 

 

26

Тема Родины в поэзии Блока. Поэт и революция.

1

 

 

Лиричес-кий цикл

27-28

Поэма «Двенадцать». Многоплановость, сложность художественного мира поэмы.

2

 

 

Верлибр

Новокрестьянская поэзия (Обзор)

29

Вн.чт. Н.А. Клюев. Жизнь и творчество. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии.

1

 

 

 

30

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина.

1

 

 

 

31

Россия, Русь как главная тема всего его творчества.

1

 

 

 

32

Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым людям.

1

 

Наизусть

 

33

Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни.

1

 

 

Имажи-низм

34

Вн.чт. Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы».

1

 

Наизусть

 

Литература 20 годов

35

Общая характеристика литературного процесса 20  годов.

1

 

 

 

36-37

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения.

2

 

 

Орнамен-тальная проза

38

Поэзия 20 годов. Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом.

1

 

 

 

39

 В.В.Маяковский. Жизнь и творчество. Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа.

1

 

Наизусть

Футуризм

 

40

Поэтическое новаторство Маяковского.

1

 

 

Тоническое стихосло-жение

41

Своеобразие любовной лирики поэта.

1

 

Наизусть

 

42

Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Домашнее сочинение по лирике А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского.

1

 

Сочине-ние

 

Литература 30 годов

43

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30 годы

1

 

 

 

44-45

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество. Булгаков и театр. Судьбы людей и революции в романе «Белая гвардия», «Дни Турбиных»

2

 

 

 

46-47

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа.

2

 

 

 

48

Многоплановость, разноуровневость повествования в романе.

1

 

Развёрнутый ответ на вопрос

 

2 полугодие 54 часа

49-50

 Вн.чт. А.П.Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя.

2

 

 

Авторские неологиз-мы

51

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики.

1

 

Наизусть

 

52

Слияние темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой.

1

 

Наизусть

 

53

Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме.

1

 

 

 

54

Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

1

 

 

 

55

О.Э.Мандельштам. Жизнь и творчество. Культурологические истоки творчества поэта.

1

 

 

 

56

Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама.

1

 

Наизусть

 

57

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой.

1

 

Наизусть

 

58

Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи.

1

 

Наизусть

 

59

Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Домашнее сочинение по лирике А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, О.Э.Мандельштама.

1

 

Сочине-ние

 

60

М.А.Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность.  «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии.

1

 

 

Роман-эпопея

61

Герои эпопеи. Система образов романа.

1

 

 

 

62-63

Трагедия целого народа и судьба одного человека. Образ главного героя.

2

 

 

 

64

Женские судьбы в романе.

1

 

Сам. работа

 

65

Утверждение высоких нравственных ценностей в романе.»Тихий Дон»

1

 

 

 

66

Письменная работа по творчеству М.А.Шолохова.

1

 

Прове-рочная работа

 

Литература периода Великой Отечественной войны (обзор)

67-68

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии второй половины 20 века.

2

 

 

 

Литература 50- 90 годов (обзор)

69

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели». Р.К. Литература Кузбасса 50-80 годов.

1

 

 

 

70-71

Новое осмысление военной темы в литературе 50-90 годов. Р.К. Литература Кузбасса 50-80 годов.

2

 

 

 

72-73

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество. Личность. Размышления о настоящем и будущем Родины.

2

 

 

 

74

Б.Л.Пастернак. Жизнь и творчество.  Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака.

1

 

Наизусть

Сонет

75

Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий.

1

 

Наизусть

 

76-77

Вн.чт. Б.Л.Пастернак. Роман «Доктор Живаго». Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нём прозы и поэзии. Р.К. Литература Кузбасса 50-80 годов.

2

 

 

 

78-79

А.И.Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести «Один день Ивана Денисовича».

2

 

 

Прототип, житие

80

Вн.чт. В.Т.Шаламов. Жизнь и творчество. Жизненная достоверность, документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем.

1

 

 

Новелла

81

Н.М.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики Рубцова. Р.К. Литература Кузбасса 50-80 годов.

1

 

 

 

82-83

В.П.Астафьев. Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба». Утрата нравственных ориентиров в романе «Печальный детектив»

2

 

 

 

84-85

В.Г.Распутин. Нравственные проблемы произведений «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни»

2

 

 

 

86

И.А.Бродский. Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского. Р.К. Литература Кузбасса 50-80 годов.

1

 

 

Сонет

87

Вн.чт. Авторская песня. Песенное творчество А.Галича, Ю.Визбора, В.Высоцкого, Ю.Кима.

1

 

 

 

88

Б.Ш.Окуджава. Слово о поэте. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы.

1

 

 

Романс, бардовская песня

89

Ю.В.Трифонов. Повесть «Обмен». Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта.

1

 

 

Психоло-гизм

90

А.В.Вампилов. Пьеса «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.

1

 

 

 

Из литературы народов России

91

Вн.чт. М.Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга.

1

 

 

 

Литература конца 20 – начала 21 века

92-93

Основные направления и тенденции развития развития современной литературы.

2

 

 

 

Из зарубежной литературы

94-95

Вн.чт. Д.Б.Шоу.  «Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей.

2

 

 

Парадокс

96

Вн.чт. Т.С.Элиот. Слово о поэте. Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры.. Ирония автора.

1

 

 

 

 

97

Вн.чт. Э.М.Ремарк. «Три товарища». Трагическая концепция жизни в романе.

1

 

 

Внутрен-ний моно-лог

98

Вн.чт. Э.М.Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов. «И восходит солнце», «Прощай , оружие!»

1

 

 

 

99

Проблемы и уроки литературы 20 века.

1

 

 

 

  100- 102

Консультации по подготовке к экзаменам.

3

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.