ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе составлена на основе фундаментального ядра содержания общего среднего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения и Примерной программы по литературе для основной школы ( предметная линия учебников под редакцией В.Ф. Чертова) . В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.
В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — метапредметном, личностном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической.
Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершённость, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.
Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.
Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями совсем другой исторической эпохи). Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народов нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России.
Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление собственных оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Литература как учебный предмет обладает огромным воспитательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности, но и формировать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые позволят учащимся адекватно воспринимать проблематику произведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует решению таких его важнейших целей, как:
воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признании за нею права на свободное развитие и проявление её творческих способностей;
формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в обществе и мире, активной жизненной позиции;
воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
приобщение к творческому труду, направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.
В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения.
В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком, сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.
Особо важной задачей изучения литературы является формирование у учащихся устойчивого интереса не только к чтению и непосредственному восприятию литературных, но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа, а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретаций литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений, личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.
Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.
Для 6 класса формулируются ключевые теоретико- литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы:
класс — образ человека в литературном произведении.
В 6 классе представления учащихся об искусстве словесного образа обогащаются путём обращения к образу литературного персонажа и анализу средств его создания в произведениях разных жанров и эпох. Шестиклассники учатся, в частности, выявлять черты национального характера в персонажах фольклора (героический эпос) и древнерусской (житийной) литературы, определять функции персонажа в конфликте и сюжете произведения, сопоставлять идейно-нравственные позиции разных персонажей, позиции героя и автора, позицию героя и собственную позицию. Основные виды деятельности — устные и письменные характеристики персонажа (особое внимание уделяется анализу портрета и речевой характеристики) и сопоставительная характеристика героев, составление словаря героев античной и славянской мифологии, фольклора, обсуждение вопросов об использовании этих образов в литературных произведениях и об особой значимости в нашем повседневном общении «прецедентных имён», «вечных» образов, отразивших представления о добре и зле, мужестве, красоте и т. п. На примере работы над сочинением о персонаже литературного произведения учащиеся получают начальные представления о сочинении на литературную тему, учатся составлять его план, подбирать цитаты, работать с черновиком.
Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включённым в программу в системной последовательности и посвящённым освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения, построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения.
В рубрике «Теория литературы» указаны основные теоретические понятия, которые практически осваиваются (формируются, обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной темы. Рубрика «Развитие речи» представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и письменной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля. В рубрике «Связь с другими видами искусства» рекомендуются произведения живописи, графики, архитектуры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофильмы, которые могут быть использованы на уроках литературы и во внеурочной работе с учащимися. Показателем результативности проведённой на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков в самостоятельную читательскую практику. Специальная рубрика «Внеклассное чтение» поможет организовать работу по закреплению сформированных на уроке умений и навыков, подготовке учащихся к урокам-обзорам и урокам-практикумам, осуществлять индивидуальный подход в обучении.
МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования : в VI классе — 102 часа.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 6 КЛАССЕ
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;
умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
в познавательной сфере:
понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы, литературы XVIII века, произведений русских писателей XIX—XX веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения
в ценностно-ориентационной сфере:
приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
в коммуникативной сфере:
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
ШЕСТОЙ КЛАСС(102 час)
ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
а) чтение
- Чтение литературных произведений, включённых в программу.
- Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических зорений или фрагментов эпических произведений.
- Внеклассное чтение произведений одного автора.
б) анализ
- Разграничение главных и второстепенных (эпизодических ) персонажей.
» Общая характеристика системы персонажей в произведе- и отношений между ними.
» Характеристика отдельного персонажа и средств создания образа, в том числе портрета, поступков, речевой характе- 1ки, «говорящей» фамилии, художественной детали.
Сопоставительная характеристика персонажей и средств ания их образов.
Выявление нравственного содержания в образе персонажа. Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа автобиографического автора, лирического героя и поэта.
Анализ портрета персонажа и объяснение его художественной функции.
Определение черт национального характера в образе персонажа.
Выявление признаков отдельных жанров (баллады, повести) в литературном произведении.
Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической систем стихосложения.
Определение типа строфы (двустишие, катрен, октава).
в) развитие устной и письменной речи
Написание изложения с элементами сочинения — характеристики литературного персонажа.
Устный и письменный ответы на вопрос о главном герое прочитанного произведения.
Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
Сочинение — описание портрета литературного героя с использованием цитат.
Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.
Сочинение о литературном герое (на материале изученного или самостоятельно прочитанного прозаического произведения).
ТЕРМИНЫ:
Персонаж. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи.
Система персонажей.
Герой и антигерой.
Тип.
Характер.
Лирический герой. Лирический адресат.
Прототип.
Портрет.
Речевая характеристика.
«Говорящая» фамилия.
Художественная деталь.
Образ предмета.
«Вечные» образы.
Автор.
Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.
Идейное содержание литературного произведения.
Фольклорные жанры (сказка, песня, былина).
Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, сказ).
r * Художественные средства (метафора, олицетворение, эпи- гет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, рнтитеза).
Г * Строфа (двустишие, катрен, октава). F * Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложения. Дольник (в народной песне). Белый стих. Вольный стих.
[ «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ»
f (вводный урок)
[ Литература как художественная картина жизни человека. |Связь литературы с историей, философией, психологией. Художественная литература как «человековедение». Образ чело- ка в литературном произведении. Начальные представления > литературном герое и антигерое, характере и типе, персона- :е и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персо- важей. Образ автора в литературном произведении.
МИФОЛОГИЯ
«Яблоки Геснерид». «Прометей».
Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. >гражение в мифах народных представлений о героических ха- актерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, вос- одящие к сюжетам греческой мифологии.
Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой, ероический характер.
Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. )бъяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходя- цих к греческой мифологии, с помощью словарей и справоч- юй литературы. Составление словаря героев античной мифо- гии.
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
Внеклассное чтение. Ф. А: Искандер. «Тринадцатый под- :г Геракла».
АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ГОМЕР
Слово о поэте.
«Илиада» (эпизод «Поединок Ахилла и Гектора»). «Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»). Мифологическая основа античной литературы. Герои гре- юскои мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской йны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия ге- ического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История !диссея, его приключения. Средства создания образа. Обобщённое значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства создания образа. Метафорический смысл слова «одиссей».
Теория литературы. Главный герой. Начальное представление о «вечном» образе.
Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.
Связь с другими видами искусства. Мифы в изобразительном искусстве и кинематографе.
Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).
«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА»
(обзор)
«Калевала» (фрагменты).
«Песнь о Роланде» (фрагменты).
«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).
Изображение народной жизни, традиций. Обобщённое содержание образов героев народного эпоса и национальные черты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль гиперболы в создании образа героя.
Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.
Связь с другими видами искусства. Героический эпос народов мира в изобразительном искусстве и музыке.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса.
РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР
Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати, зелёная дубровушка...».
Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, национального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лирическое начало в народной песне.
Теория литературы. Народная песня.
Развитие речи. Коллективное составление сборника колыбельных песен.
Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Воплощение в образе богатыря национального характера, нравственных достоинств героя. Прославление силы, мужества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.
Теория литературы. Былина. Гипербола.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины
Связь с другими видами искусства. Русский героический ос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская фония» А. П. Бородина. Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья уромец».
ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
«Повесть о Петре и Февронии Муромских».
Герои произведений древнерусской литературы. Идеал че- ека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклор- е традиции в создании образов персонажей. Образ спра- ивого правителя и идеальный образ русской женщины, ной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, корыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвова- . Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье, бражение борьбы за власть, отражение исторических реа- в повести.
Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание, сальный образ.
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести, сьменный рассказ об одном из героев. Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского- сакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы омских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль вянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муром- Кремле XVII века. Китежская легенда в изобразительном сстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Гла- ов и др.).
Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Нев- го». «Повесть о Тверском Отроче монастыре».
«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)
И.В. Гёте.
«Лесной царь». Ф. Шиллер. «Перчатка». В. Скотт. «Клятва Мойны». P. JI. Стивенсон. «Вересковый мёд».
Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинст- ~ ого, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой иды.
Теория литературы. Баллада. Сюжет. Развитие речи. Выразительное чтение баллады.
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА В. А. ЖУКОВСКИЙ
Слово о поэте.
Баллада «Светлана».
Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, тёмного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклорные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как залога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.
Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента баллады. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.
Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».
«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ»
(практикум)
Основные задачи выразительного чтения. Исполнительская задача. Подготовка к выразительному чтению. Интерпретация как истолкование смысла литературного произведения на основе его творческого прочтения. Выразительное чтение произведений разных жанров (народной песни, былины, басни, баллады и др.).
А. С. ПУШКИН
Слово о поэте.
Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».
Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. Признаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «любимца богов». Символические образы в стихотворении.
Теория литературы. Баллада. Символический образ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...».
Роман «Дубровский».
История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблематика романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбой- са» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства, эмантическая история любви Дубровского и Маши. Традиции штюрно-приключенческого романа в произведении. Автор- позиция и способы её выражения в романе. Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция, навные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая харак- жстика. Тип.
Развитие речи. Восстановление хронологической после- эвательности в развитии событий. Краткое изложение эпизо- с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов пер- 1ажей.
Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьян- «Выстрел».
«ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»
(практикум)
Особенности словесного портрета. Портрет как одно из Ictb характеристики образа персонажа. Портретные детали, шерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление эетных описаний двух персонажей. Сопоставление словес - портрета героя литературного произведения и его живо- сной (или графической) интерпретации.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Слово о поэте.
'Стихотворения «Парус», «Листок».
' Картины природы как средство выражения эмоционального эяния лирического героя и его мировосприятия, жизнен- позиции. Своеобразие лирического героя. Поиски смысла зни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символиче- значение образов природы. Особенности ритмики и стро-
- Теория литературы. Лирический герой. Лирический сю- I1. Символические образы. Двусложные и трёхсложные сти-
эрные размеры. Строфа. ; Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наи- Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворе-
Чнеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец».
А. В. КОЛЬЦОВ
юво о поэте.
сотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...». 1оэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты той песни в стихотворениях. Образ лирического героя. ория литературы. Лирический герой. Фольклорные в литературном произведении. Белый стих.
Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использова нием художественных образов из его стихотворений.
Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чём шумиг сосновый лес?..»).
Ф.И.ТЮТЧЕВ
Слово о поэте.
Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны кор шун поднялся...».
Тема взаимоотношений человека и природы. Природньи образы как средство выражения внутреннего мира и эмоцио нального состояния человека. Символическое значение нари сованных в стихотворениях картин.
Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм Контраст. Символический образ.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наи зусть.
Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело..
А. А. ФЕТ
Слово о поэте.
Стихотворения «Ласточки», «Учись у них — у дуба, у бе рёзы...».
Нравственная проблематика стихотворения. Параллелиз картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирени и утверждение веры в преодоление жизненных трудносте! Прямое и образное выражение авторской позиции. Лирически герой и лирический адресат.
Теория литературы. Лирический герой. Лирический адре сат. Рифма.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наи зусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.
Внеклассное чтение. А. А.Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...)
Н. С. ЛЕСКОВ
Слово о писателе.
Рассказ «Левша».
Изображение особенностей русского национального ха рактера. Образы талантливых русских умельцев. Образ Левш и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказ< Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произ ведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манер] повествования у Лескова. Словотворчество.
Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмет;
Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказ; Устные ответы на вопросы о художественной функции отдел!
iix образов предметов в произведении. Составление плана рактеристики литературного героя. Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».
«СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ»
(практикум)
Биография как картина жизни человека. Смысловые части сказа о биографии и творчестве писателя. Этапы подштов- сообщения о жизни и творчестве писателя. Работа с учеб- сом и дополнительными Источниками.
А. П. ЧЕХОВ
Слово о писателе.
Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон».
Особенности образов персонажей в юмористических про- »едениях. Средства создания юмористических образов (пор- деталь, описание поведения, авторские комментарии, героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, демерия, угодничества. Использование приёма антитезы гостроении системы персонажей. Своеобразие чеховских :казов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл на-
Теория литературы. Юмористическое произведение. Ко- теская ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая геристика.
Развитие речи< Выразительное чтение по ролям. Устные гы на вопросы о роли художественной детали в произве-
Знеклассное чтение. А.П.Чехов. «Злоумышленник», «Унтер шбеев».
«ЛИТЕРАТУРА НОНСЕНСА И АБСУРДА» (обзор) IJI. Кэрролл.
1«Алиса в Стране чудес» (фрагменты). [«Верлиока» (фрагмент из «Алисы в Зазеркалье»). Лир. 1имерики. Г. К. Честертон. Стихотворения.
П. Чехов. «Задачи сумасшедшего математика». (. Хармс.
День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная
эбенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные зы. Авторская позиция. Языковые средства создания ко- ского. Приёмы языковой игры.
Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Коми ческое.
Развитие речи. Сочинение лимериков.
«АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»
(обзор)
JI. Н. Толстой.
«Детство» (избранные главы).
М. Горький.
«Детство» (избранные главы).
Особенности автобиографического повествования. Жизн в восприятии ребёнка. Темы детства и юности. Образ главног героя автобиографического произведения. Образы родителе" и родного дома. Прототипы главных и второстепенных персо нажей автобиографического произведения. Образцы русско" автобиографической прозы XIX—XX веков.
Теория литературы. Автобиография. Прототип. Повеет вование от первого лица.
Развитие речи. Написание автобиографии или автобиогра фических заметок на основе личных впечатлений или воспо минаний. Выявление черт автобиографического произведен в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.
Внеклассное чтение. JI. Н. Толстой. «Отрочество». М. Горь кий. «В людях».
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА А. И. КУПРИН
Слово о писателе.
Рассказ «Чудесный доктор».
Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного ге роя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблема тика произведения, его гуманистическая направленность. Раз витие традиции жанра святочного рассказа.
Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ
Развитие речи. Сочинение о герое литературного произ ведения с выражением собственного отношения к нему.
«СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»
(практикум)
Начальные представления о сочинении на литератур тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных про изведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ тем и составление развёрнутого плана сочинения. Подбор цита необходимых для характеристики персонажа (описаний пор трета, поступков героя и др.).
А. А. БЛОК
Стихотворения «Лениво и тяжко плывут облака...», я в утро туманное...».
5раз лирического героя. Средства передачи эмоциональ- состояния лирического героя. Символическое значение эв дороги, леса, ветра, утра и солнца. Своеобразие ритма ворений.
I'Теория литературы. Лирический герой. Символ. Повтор.
зитие речи. Выразительное чтение стихотворения, характеристика лирического героя стихотворения.
В. В. МАЯКОВСКИЙ
юво о поэте.
сотворение «Хорошее отношение к лошадям». 5раз лирического героя. Отношение героя к миру. Образ Особенности решения темы одиночества человека. I лошади. Использование развёрнутой метафоры в стихо- «и. Гуманистическое звучание произведения. Новатор- поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложе- \ ритмики и строфики. Художественная функция слово- ва и звукописи. ория литературы. Лирический герой. Метафора. Тони- система стихосложения. Словотворчество. Звукопись. зитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Бе- нравственном содержании центрального образа. Устная еристика лирического героя стихотворения.
«ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»
(практикум)
эщение сведений о знакомых учащимся системах сти- гния. Сопоставление тонического стиха народной поэ- лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей метрики и строфики ранее изученных и самостоя- прочитанных произведений.
М. М. ПРИШВИН
во о писателе.
Сказка-быль «Кладовая солнца».
шодействие мира человека и мира природы. Образы Митраши, средства их создания. Роль портретной де- описании характера. Проблема становления личности, венная проблематика произведения. Авторская позиция I. Вера писателя в человека, его природную доброту и s>. Художественная функция истории Травки и Антипыча,
рассказа о ели и сосне. Смысл названия и жанрового определения произведения.
Теория литературы. Сказка-быль. Символический образ Портретная деталь.
Развитие речи. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения. Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.
Внеклассное чтение. М. М. Пришвин. «Золотой луг».
«СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ»
(практикум)
Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, его отношение к окружающим и природе, отношение к нему других персоналией, авторское отношение и др.). Подготовка к сочинению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других ранее изученных произведений).
Н.М.РУБЦОВ
Слово о поэте.
Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».
Изображение родной природы в стихотворениях. Фольклорные традиции. Лирический герой, особенности его мировосприятия.
Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотво рения.
Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».
В. Г. РАСПУТИН
Слово о писателе.
Рассказ «Уроки французского».
Изображение в рассказе трудностей послевоенного време ни. Образ главного героя. Нравственная проблематика произ ведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Автор екая позиция и способы её выражения.
Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея про изведения.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравствен ном содержании образа персонажа.
«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (обзор)
А. Ф. Мерзляков.
«Среди долины ровныя...».
А. А. Дельвиг.
«Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).
П. А. Вяземский.
«Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»). Ф. Н. Глинка.
«Узник» («Не слышно шуму городского...»).
И. И. Козлов.
«Вечерний звон».
А. А. Григорьев.
«О, говори хоть ты со мной...».
Б. Ш. Окуджава.
«Арбатский романс».
. С. Высоцкий. «Кони привередливые».
Традиции народной поэзии в песенной лирике русских по- . Основные темы и образы. Романс как разновидность ли-
ких произведений. Теория литературы. Народная песня. Романс. Лазвитие речи. Подготовка устных сообщений о русском ice.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дж. ЛОНДОН
гово о писателе, сказ «Сказание о Кише».
стория незаурядной, героической личности. Особенно- рактера Киша и отношение героя к людям. Тема взаи- ошений героя и окружающих его людей. Картины быта .ов Севера. Национальные черты в характере главного
\рия литературы. Тема. Сказание. Герой. ~витие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанном Пронин зарубежного писателя.
'классное чтение. Дж. Лондон. «Любовь к жизни».
А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ
ово о писателе, гсть-сказка «Маленький принц», ановка «вечных» вопросов в философской сказке. Вос- е мира детских раздумий о жизни, об отношениях меж- ми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справед- мире. Духовное и материальное, красивое и полезйое ме жизненных ценностей ребёнка. Образы «взрослых» ведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответствен- •как основе человеческих отношений. Роль метафоры эрии в повести. Символическое значение образа ма- принца.
гия литературы. Философская сказка. Притча. Мета- тегория. Символ.
Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопросах в литературе. Устное описание портрета маленького принца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.
Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».
«ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
(обзор)
А. А. Бестужев-Марлинский.
«Испытание».
Н. В. Гоголь.
«Вий».
А.П. Чехов.
«Степь».
М. Шукшин.
«Живёт такой парень».
Жанровые признаки повести как среднего эпического жан ра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествовател и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновид ности повести по характеру тематики (социально-бытовые психологические, автобиографические, юмористические, на учно-фантастические, детективные и др.).
Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.
Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельн прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей раз ной тематики для самостоятельного чтения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 КЛАСС
Основное содержание по темам |
Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий) |
Образ человека в литературе (1 час) |
Читать вступительную статью учебника, повторять термины, связанные с образом человека в художественной литературе (герой, персонаж, заглавный образ, лирический герой, автор), сопоставлять описания в тексте произведений. Приводить конкретные примеры связи литературы и других видов искусства. |
Мифологии |
|
Мифология (2 часа) «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид» (мифы о подвигах Геракла), «Прометей», «Поединок Ахилла с Гектором» |
Рассказывать устно о герое греческой мифологии. Описывать портреты греческих героев. Составлять словарь героев мифологии Древней Греции. Объяснять значения мифологических выражений. Сопоставлять фрагменты мифов и иллюстрации к ним. Создавать письменные работы с использованием выражений из древнегреческих мифов. |
Античная литература |
|
Античная литература (3 часа) Гомер «Илиада» (эпизоды «Смерть Гектора», «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизоды «Одиссей у Циклопа», «Возвращение Одиссея на Итаку») |
Читать комментарии к тексту. Задавать вопросы по комментируемым учителем фрагментам читаемого текста. Наблюдать над особенностями языка. Составлять план рассказа о герое с использованием цитат. Называть основные события в жизни героя. Подбирать иллюстративный материал к теме. |
Героический эпос народов мира |
|
Героический эпос народов мира (3 часа) «Калевала» (фрагменты), «Песнь о Роланде» (фрагменты), «Песнь о нибелунгах» (фрагменты) |
Выступать с сообщениями о героях Средневековья. Объяснять связь героического эпоса с фольклором. Толковать непонятные слова, используя словарь. Описывать героев и происходящее с ними. Письменно рассказывать о герое средневекового эпоса по плану. Отвечать на вопросы письменной проверочной работы по героическому эпосу. |
Русский фольклор |
|
Русский фольклор (3 часа) Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати, зелёная дубровушка...» Былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Садко» |
Выделять особенности народных песен. Сравнивать черты обрядовой и необрядовой песен. Наблюдать особенности языка в народной песне. Анализировать песни по вопросам. Создавать иллюстрацию к народной песне. Воспроизводить известный материал о былине. Выразительно читать былину. Слушать комментарий, объяснение исторических реалий и непонятных слов. Задавать вопросы. Пересказывать и инсценировать фрагмент былины. Описывать героя былины. |
Древнерусская литература |
|
Древнерусская литература (2 часа) «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о житии Александра Невского»
Жанр баллады в мировой литературе (3 часа) И. -В. Feme «Лесной царь», Ф. Шиллер «Перчатка», В. Скотт «Клятва Мойны», P. Л. Стивенсон «Вересковый мёд» |
Обсуждать сюжет. Обсуждать образы главных героев на основе подбора фрагментов, связанных с каждым из героев. Выявлять жанровую природу, сюжет и композицию. Устно и письменно рассказывать о героях древнерусской литературы. Выразительно читать произведение. Создавать письменную работу творческого характера.
Выразительно читать балладу. Выделять балладные и сказочные образы в тексте. |
Русская литературе XIX века |
|
В. А. Жуковский (2 часа) Баллады «Светлана», «Людмила» Практикум. Выразительное чтение произведения как способ его интерпретации (2 часа) А. С. Пушкин (6 часов) «Песнь о вещем Олеге», «Ворон к ворону летит...», «Дубровский», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»
Практикум. Портрет в литературном произведении (2 часа)
М. Ю. Лермонтов (3 часа) «Парус», «Листок», «Беглец» А. В. Кольцов (2 часа) «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Лес» («О чём шумит сосновый лес?..») Ф. И. Ткотчев (I час) «Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...», «Неохотно и несмело...» А. А. Фет (2 часа) «Ласточки», «Учись у них — у дуба, у берёзы...», «Какая грусть! Конец аллеи...» Н. С. Лесков (4 часа) «Левша», «Человек на часах» Практикум. Сообщение о жизни и творчестве писателя (1 час) Нонсенс и абсурд в литературе (3 часа) Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес» (фрагменты), «Верлиока» (фрагмент . из «АЛисы в Зазеркалье»), Э. Лир «Лимерики», Г. К. Честертон «Единение философа с природой», А. П. Чете «Задачи сумасшедшего математика», Д.Хармс «День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка» А. П. Чехов (3 часа) «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Унтер Приши беев» ,
Автобиографические произведения русских писателей (8 часов) Л. Н. Толстой «Детство», М. Горький «Детство» |
Подбирать примеры из текста (описания народного быта, изображения народных обрядов, традиций, народных оборотов речи). Выписывать цитаты, характеризующие героиню. Анализировать авторскую позицию в балладе, роль заглавного образа. Описывать иллюстрации к тексту. Выразительно читать. Определять задачи выразительного чтения. Осмысливать чувства и переживания, которые будет вызывать выразительное чтение. Анализировать поэтический текст. Формулировать выводы. Готовить сообщения о поэте. Читать и анализировать стихотворения. Сопоставлять художественные тексты. Читать поэтический текст наизусть. Делиться первоначальным восприятием о прочитанном. Кратко пересказывать эпизоды. Выбирать названия к главам романа. Письменно отвечать на вопрос о литературном персонаже. Обсуждать кинофрагменты.
Находить в тексте средства характеристики образа персонажа. Говорить о них при анализе портрета героя. Сопоставлять портрет двух персонажей, а также словесный и живописный (графический) портреты. Объяснять роль портретной детали в авторском описании. Сравнивать деловое описание документального характера и описание портрета в художественном тексте. Описывать портрет персонажа письменно и устно. Выразительно читать стихотворения. Выявлять звучащие в поэтическом тексте интонации. Сравнивать образы в поэзии и в изобразительном искусстве. Осуществлять сопоставительный анализ поэтических текстов. Выступать с сообщением по биографии поэта. Выделять особенности лексики. Комментировать иллюстрации к тексту. Наблюдать над ритмом стихотворений. Читать стихотворения наизусть. Называть произведения, посвящённые России. Отмечать особенности поэтической манеры. Выявлять черты близости и сходства лирических произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Характеризовать лирического героя. Комментировать звучание изобразительно-выразительных средств в тексте. Учить стихотворение наизусть. Готовить сообщение о жизни и творчестве поэта. Повторять сведения о стихосложении. Обсуждать фрагменты художественного фильма. Наблюдать особенности сказовой манеры писателя. Объяснять значения, этимологию и художественную функцию слов в сказе. Читать и комментировать текст. Готовить исторические справки. Сопоставлять образы. Описывать портрет героя. Инсценировать фрагменты сказа. Выявлять и письменно формулировать особенности русского национального характера. Сравнивать позиции автора и повествователя. Отмечать жанровое своеобразие произведения и его идейное звучание. Описывать иллюстрации. Анализировать внутреннюю речь героя. Читать и анализировать фрагменты из биографий. Формулировать выводы. Создавать фрагменты текста биографического характера. Читать статью учебника. Сопоставлять переводы. Читать и анализировать фрагменты произведений. Писать лимерики на заданную тему.
Готовить сообщение о писателе. Читать статьи учебника. Читать и анализировать рассказ. Делать сопоставительную характеристику героев. Выявлять художественные особенности текста. Оформлять цитатный план. Читать по ролям. Кратко пересказывать. Читать фрагменты и главы повести. Составлять список произведений писателя для Детей. Читать статьи учебника и комментарии к повести. Пересказывать фрагменты повести. Характеризовать героя. Наблюдать за чувствами героя. Проводить сравнительный анализ глав повести. Объяснять слова и выражения. Подбирать цитаты д ля ответа. Проводить речевую характеристику персонажей. Писать творческую работу. |
Русская литература XX века |
|
А. И. Куприн (2 часа) «Чудесный доктор» . Практикум. Сочинение о персонаже литературного произведения (2 часа)
А.А. Блок (2 часа) «Лениво и тяжко плывут облака...», «Встану я в утро туманное...» В. Маяковский (2 часа) «Хорошее отношение к лошадям» Образ лирического героя у поэта. Идейное и художественное содержание стихотворения.
Практикум. Тоническая и силла- бо-тоническая системы стихосложения (3 часа)
М. М. Пришвин (4 часа) «Кладовая солнца», «Золотой луг» Практикум. Сопоставительная характеристика персонажей (3 часа)
Н. М. Рубцов (2 часа) «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице» В. Г. Распутин (6 часов) «Уроки французского» Жанр песни в русской литературе (3 часа) А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.А.Дельвцг «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), П. А. Вяземский «Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка ска чет.:.»), Ф. Н. Глинка «Узник» («Не слышно шуму городского...»), И.И.Козлов «Вечерний звон», А. А- Григорьев «О, говори хоть ты сомной...», Б, Ш. Окуджава «Арбатский романс», В. С. Высоцкий «Кони привередливые» |
Читать статью учебника. Отрабатывать технику выразительного чтения. Устно Отвечать на вопросы. Составлять план сочинения. Учиться формулировать мысль на заданную тему. Выражать отношение к событию или герою. Подбирать примеры для характеристики персонажа. Писать сочинение. Работать над ошибками. Готовить сообщение о поэте. Читать учебник. Наблюдать над ритмом стихотворений. Учить стихотворение наизусть. Читать и анализировать стихотворение. Выступать с сообщениями о жизни и творчестве поэта. Проводить сравнительную характеристику поэтического текста и фрагмента прозаического. Готовить выразительное чтение стихотворения. Отмечать особенности поэтической манеры. Читать учебник. Выполнять практические задания. Читать и анализировать особенности ритма. Писать вступительную статью к антологии по поэзии. Обсуждать написанные статьи. Отвечать на вопросы. Обсуждать комментарии к повести. Смотреть кинофрагменты. Читать статью учебника. Пояснять высказывания писателя. Выбирать заглавие для глав. Обсуждать возможные иллюстрации к фрагментам повести. Пересказывать эпизоды. Описывать портрет. Представлять иллюстрации к повести. Характеризовать героев. Трактовать символические образы. Письменно комментировать цитаты. Читать учебник. Выявлять сходства и различия в предлагаемых для сопоставления образах персонажей. Формулировать идею сочинения. Обсуждать алгоритм построения вступления. Создавать сравнительные таблицы. Подбирать цитаты. Предлагать последовательность расположения материала. Писать сочинение. Читать вступительную статью в учебнике. Отвечать на вопросы. Анализировать поэтический текст. Готовиться к выразительному чтению стихотворения. Читать наизусть. Представлять и комментировать музыкальные и живописные иллюстрации. Обсуждать фрагменты статей и выступлений писателя. Наблюдать за изображением внутреннего мира героев. Отвечать на вопросы. Анализировать фрагменты кинофильма. Готовить презентацию о писателе. Анализировать роль художественной детали. Пересказывать эпизоды. Участвовать в диспуте. Выполнять письменные работы. Объяснять авторскую позицию и способы её выражения. Слушать песни. Читать и анализировать текст песен. Сопоставлять текст песни и её вокального исполнения. Готовить сообщение о биографии одного из поэтов. Смотреть кинофрагменты. Объяснять контекстное значение слов. |
Зарубежная литература |
|
Дж. Лондон (3 часа) «Сказание о Кише»
А. де Сент-Экзюпери (6 часов) «Маленький принц» Жанр повести в русской литературе (9 часов) Н. В. Гоголь «Вий», В. М. Шукшин «Живёт такой парень»
Итоговый урок (1 час) Рекомендация книг для внеклассного чтения.
Резервный урок (1 час)
|
Читать статью о писателе. Участвовать в викторине. Анализировать фрагменты. Отвечать на вопросы. Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды. Выделять кадры для киносценария. Характеризовать персонажи. Сопоставлять описание природы. Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Описывать иллюстрации. Обсуждать Проблематику. Читать фрагменты. Выполнять исследовательскую работу и работу творческого характера. Представлять презентацию на компьютере. Давать отзыв о прочитанном произведении. Отвечать на вопросы. Обмениваться впечатлениями. Объяснять значения слов. Читать фрагменты. Составлять план сравнительной характеристики. Обсуждать кинофрагменты. Рассказывать о герое. Писать творческую работу. Выполнять работу над ошибками.
Отвечать на вопросы. Делать записи в тетрадях. Проводить взаимные рекомендации книг для внеклассного чтения. |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Программа по литературе под редакцией В.Ф. Чертова- М.: Просвещение,2011.
Учебник. Литература .6 класс( в двух частях) под ред. В.Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2012.
Уроки литературы. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Под редакцией В.Ф. Чертова.- М.: Просвещение, 2012.
Фонохрестоматия к учебнику « Литература. 6 класс» под редакцией В.Ф. Чертова.
Портреты писателей.
Иллюстрации к произведениям.
Раздаточный материал.
Презентации к урокам.
Компьютер .
Проектор.
Интерактивная доска.
Принтер.
Документ – камера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:
выделение характерных причинно-следственных связей;
сравнение и сопоставление;
умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;
самостоятельное выполнение различных творческих работ;
способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
составление плана, тезиса, конспекта;
подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе
за курс 6 класса:
В процессе обучения учащиеся должны знать понимать:
- место искусства в жизни человека и общества
начальное понятие об авторе текста и адресате художественного произведения
основные понятия о теме, герое сюжете и композиции художественного произведения
воспринимать и понимать художественный текст адекватно авторскому замыслу
познакомиться с элементарными вопросами стихосложения
Уметь:
составлять устные и письменные рассказы о тех или иных событиях
точно и выразительно высказывать свои мысли
выразительно читать произведения и их фрагменты
работать над созданием и редактированием собственных текстов
вести диалог, используя основные правила ведения диалога
пользоваться справочной и энциклопедической литературой