12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бурченкова Надежда Ивановна493
Россия, Калужская обл., Жуков
Материал размещён в группе «Рабочие программы»

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе составлена на основе фундаментального ядра содержа­ния общего среднего образования, требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования второго поколения и Примерной программы по литературе для основной школы ( предметная линия учебников под редакцией В.Ф. Чертова) . В ней также учитываются главные идеи и положения Программы развития и формиро­вания универсальных учебных действий для основного обще­го образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание програм­мы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего средне­го образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.

Цели и образовательные результаты представлены на не­скольких уровнях — метапредметном, личностном и предмет­ном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в со­ответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физи­ческой, эстетической.

Литература как искусство словесного образа — особый спо­соб познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, ме­тафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершён­ность, предполагающие активное сотворчество воспринимаю­щего.

Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим цен­ностям культуры и развитие творческих способностей — необ­ходимое условие становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необ­ходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками и представителями совсем другой исторической эпохи). Это приобщение к обще­человеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, впи­санном в историю мировой культуры и обладающем несомнен­ной национальной самобытностью. Знакомство с произведе­ниями словесного искусства народов нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художест­венной культуры, духовного и нравственного потенциала мно­гонациональной России.

Художественная картина жизни, нарисованная в литератур­ном произведении при помощи слов, языковых знаков, осва­ивается нами не только в чувственном восприятии (эмоцио­нально), но и в интеллектуальном понимании (рационально). Литературу не случайно сопоставляют с философией, истори­ей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни».

Главными целями изучения предмета «Литература» явля­ются:

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосозна­нием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и само­реализации личности;

постижение учащимися вершинных произведений оте­чественной и мировой литературы, их чтение и анализ, осно­ванный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

поэтапное, последовательное формирование умений чи­тать, комментировать, анализировать и интерпретировать ху­дожественный текст;

овладение возможными алгоритмами постижения смыс­лов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, пред­ставление собственных оценок и суждений по поводу прочи­танного;

овладение важнейшими общеучебными умениями и уни­версальными учебными действиями (формулировать цели дея­тельности, планировать её, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет, и др.);

использование опыта общения с произведениями худо­жественной литературы в повседневной жизни и учебной дея­тельности, речевом самосовершенствовании.

Литература как учебный предмет обладает огромным вос­питательным потенциалом, дающим учителю возможность не только развивать интеллектуальные способности, но и форми­ровать ценностно-мировоззренческие ориентиры, которые по­зволят учащимся адекватно воспринимать проблематику про­изведений отечественной классики, т. е. включаться в диалог с писателем. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуе­мым литературной классикой, является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способ­ствует решению таких его важнейших целей, как:

воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в саморазвитии и внутреннем обогащении, рас­ширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;

формирование гуманистического мировоззрения, базиру­ющегося на понимании ценности человеческой личности, при­знании за нею права на свободное развитие и проявление её творческих способностей;

формирование основ гражданского самосознания, ответ­ственности за происходящее в обществе и мире, активной жиз­ненной позиции;

воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;

развитие нравственно-эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;

приобщение к творческому труду, направленному на при­обретение умений и навыков, необходимых для полноцен­ного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это ис­кусство.

В программе реализуется деятельностный подход, предполага­ющий овладение конкретными умениями и навыками, связан­ными с чтением, анализом и интерпретацией художественно­го текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых выска­зываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения.

В центре внимания при этом ока­зывается не столько овладение учащимися современным фило­логическим метаязыком, сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их ис­пользование в разных сферах деятельности.

Особо важной задачей изучения литературы является фор­мирование у учащихся устойчивого интереса не только к чте­нию и непосредственному восприятию литературных, но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа, а также к высказыванию собственных оценок и суж­дений по поводу прочитанного, представлению интерпретаций литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учеб­ной деятельности является осознание учащимися осваивае­мых ими на уроках литературы знаний и умений, личностно и общественно значимых и практически применимых в повсе­дневной жизни.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного матери­ала и последовательностью формирования читательских уме­ний и навыков анализа литературного произведения.

Для 6 класса формулируются ключевые теоретико- литературные проблемы, задающие основные направления ра­боты с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных про­изведений и сведений по теории и истории литературы:

класс — образ человека в литературном произведении.

В 6 классе представления учащихся об искусстве словесно­го образа обогащаются путём обращения к образу литературно­го персонажа и анализу средств его создания в произведениях разных жанров и эпох. Шестиклассники учатся, в частности, выявлять черты национального характера в персонажах фоль­клора (героический эпос) и древнерусской (житийной) лите­ратуры, определять функции персонажа в конфликте и сюже­те произведения, сопоставлять идейно-нравственные позиции разных персонажей, позиции героя и автора, позицию героя и собственную позицию. Основные виды деятельности — устные и письменные характеристики персонажа (особое вни­мание уделяется анализу портрета и речевой характеристики) и сопоставительная характеристика героев, составление сло­варя героев античной и славянской мифологии, фольклора, обсуждение вопросов об использовании этих образов в лите­ратурных произведениях и об особой значимости в нашем по­вседневном общении «прецедентных имён», «вечных» образов, отразивших представления о добре и зле, мужестве, красоте и т. п. На примере работы над сочинением о персонаже лите­ратурного произведения учащиеся получают начальные пред­ставления о сочинении на литературную тему, учатся состав­лять его план, подбирать цитаты, работать с черновиком.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включённым в программу в системной последователь­ности и посвящённым освоению и закреплению наиболее важ­ных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филоло­гического анализа литературного произведения, построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и крити­ческой литературой, применения полученных знаний и уме­ний в различных сферах деятельности и ситуациях общения.

В рубрике «Теория литературы» указаны основные теоре­тические понятия, которые практически осваиваются (форми­руются, обогащаются, обобщаются) при изучении конкретной темы. Рубрика «Развитие речи» представляет примерный перечень основных видов работы по развитию устной и пись­менной речи, а также возможных форм текущего и итогового контроля. В рубрике «Связь с другими видами искусства» рекомендуются произведения живописи, графики, архитекту­ры, скульптуры, музыки, театральные спектакли и кинофиль­мы, которые могут быть использованы на уроках литературы и во внеурочной работе с учащимися. Показателем результа­тивности проведённой на уроках литературы работы является перенос полученных знаний, а также аналитических умений и навыков в самостоятельную читательскую практику. Специ­альная рубрика «Внеклассное чтение» поможет орга­низовать работу по закреплению сформированных на уроке умений и навыков, подготовке учащихся к урокам-обзорам и урокам-практикумам, осуществлять индивидуальный подход в обучении.

МЕСТО КУРСА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусма­тривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования : в VI клас­се — 102 часа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В 6 КЛАССЕ

Личностными результатами выпускников основной шко­лы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

совершенствование духовно-нравственных качеств лич­ности, воспитание чувства любви к многонациональному Оте­честву, уважительного отношения к русской литературе, к куль­турам других народов;

использование для решения познавательных и коммуни­кативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Лите­ратура» в основной школе проявляются в:

умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, струк­турировать материал, подбирать аргументы для подтвержде­ния собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

овладении умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать её, определять сферу своих интересов;

умении работать с разными источниками информации, находить её, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

в познавательной сфере:

понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведе­ний древнерусской литературы, литературы XVIII века, произ­ведений русских писателей XIX—XX веков, произведений ли­тературы народов России и зарубежной литературы;

понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, не­преходящих нравственных ценностей и их современного зву­чания;

умение анализировать литературное произведение: опре­делять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравствен­ный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произве­дений;

определение в произведении элементов сюжета, компо­зиции, изобразительно-выразительных средств языка, понима­ние их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

владение элементарной литературоведческой термино­логией при анализе литературного произведения

в ценностно-ориентационной сфере:

приобщение к духовно-нравственным ценностям рус­ской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственными ценностями других народов;

формулирование собственного отношения к произведе­ниям русской литературы, их оценка;

собственная интерпретация (в отдельных случаях) изу­ченных литературных произведений;

понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

в коммуникативной сфере:

восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского язы­ка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;

написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, класс­ные и домашние творческие работы, рефераты на литератур­ные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

понимание русского слова в его эстетической функ­ции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произве­дений.

 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

ШЕСТОЙ КЛАСС(102 час)

ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

а) чтение

- Чтение литературных произведений, включённых в программу.

- Выразительное чтение (в том числе наизусть) лирических зорений или фрагментов эпических произведений.

- Внеклассное чтение произведений одного автора.

б) анализ

- Разграничение главных и второстепенных (эпизодических ) персонажей.

» Общая характеристика системы персонажей в произведе- и отношений между ними.

» Характеристика отдельного персонажа и средств создания образа, в том числе портрета, поступков, речевой характе- 1ки, «говорящей» фамилии, художественной детали.

Сопоставительная характеристика персонажей и средств ания их образов.

Выявление нравственного содержания в образе персонажа. Соотнесение образа персонажа и прототипа, образа авто­биографического автора, лирического героя и поэта.

Анализ портрета персонажа и объяснение его худо­жественной функции.

Определение черт национального характера в образе пер­сонажа.

Выявление признаков отдельных жанров (баллады, по­вести) в литературном произведении.

Наблюдения над особенностями ритма в стихотворном произведении, различение тонической и силлабо-тонической систем стихосложения.

Определение типа строфы (двустишие, катрен, октава).

в) развитие устной и письменной речи

Написание изложения с элементами сочинения — харак­теристики литературного персонажа.

Устный и письменный ответы на вопрос о главном герое прочитанного произведения.

Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.

Сочинение — описание портрета литературного героя с использованием цитат.

Диалог о литературном герое, нравственном содержании образа персонажа с выражением собственного отношения к нему.

Сочинение о литературном герое (на материале изучен­ного или самостоятельно прочитанного прозаического произ­ведения).

ТЕРМИНЫ:

Персонаж. Главные и второстепенные (эпизодические) персонажи.

Система персонажей.

Герой и антигерой.

Тип.

Характер.

Лирический герой. Лирический адресат.

Прототип.

Портрет.

Речевая характеристика.

«Говорящая» фамилия.

Художественная деталь.

Образ предмета.

«Вечные» образы.

Автор.

Сюжет. Композиция. Лирический сюжет.

Идейное содержание литературного произведения.

Фольклорные жанры (сказка, песня, былина).

Литературные жанры (рассказ, повесть, роман, баллада, сказ).

r * Художественные средства (метафора, олицетворение, эпи- гет, постоянный эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, рнтитеза).

Г * Строфа (двустишие, катрен, октава). F * Тоническая и силлабо-тоническая системы стихосложе­ния. Дольник (в народной песне). Белый стих. Вольный стих.

[ «ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ЛИТЕРАТУРЕ»

f (вводный урок)

[ Литература как художественная картина жизни человека. |Связь литературы с историей, философией, психологией. Ху­дожественная литература как «человековедение». Образ чело- ка в литературном произведении. Начальные представления > литературном герое и антигерое, характере и типе, персона- :е и отдельных средствах создания образа персонажа. Главные второстепенные (эпизодические) персонажи. Система персо- важей. Образ автора в литературном произведении.

МИФОЛОГИЯ

 «Яблоки Геснерид». «Прометей».

Мифы и история. Герои древнегреческой мифологии. >гражение в мифах народных представлений о героических ха- актерах. Троянский цикл. Крылатые слова и выражения, вос- одящие к сюжетам греческой мифологии.

Теория литературы. Мифы. Античная мифология. Герой, ероический характер.

Развитие речи. Устный рассказ об одном из героев мифов. )бъяснение отдельных крылатых слов и выражений, восходя- цих к греческой мифологии, с помощью словарей и справоч- юй литературы. Составление словаря героев античной мифо- гии.

Связь с другими видами искусства. Мифы в изобрази­тельном искусстве и кинематографе.

Внеклассное чтение. Ф. А: Искандер. «Тринадцатый под- :г Геракла».

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА ГОМЕР

Слово о поэте.

«Илиада» (эпизод «Поединок Ахилла и Гектора»). «Одиссея» (эпизод «Одиссей у Циклопа»). Мифологическая основа античной литературы. Герои гре- юскои мифологии. Образы Гектора и Ахилла, героев Троянской йны. Воссоздание картины боя как средство раскрытия ге- ического характера. Образ «хитроумного» Одиссея. История !диссея, его приключения. Средства создания образа. Обоб­щённое значение образа и индивидуальные свойства характера Одиссея. Образ Циклопа. Роль гиперболы как средства созда­ния образа. Метафорический смысл слова «одиссей».

Теория литературы. Главный герой. Начальное представ­ление о «вечном» образе.

Развитие речи. Составление плана рассказа об Одиссее или о другом герое Троянского цикла с использованием цитат из поэм Гомера.

Связь с другими видами искусства. Мифы в изобрази­тельном искусстве и кинематографе.

Внеклассное чтение. Гомер. «Илиада» (эпизод «Троянский конь»), «Одиссея» (эпизод «Возвращение Одиссея на Итаку»).

«ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС НАРОДОВ МИРА»

(обзор)

«Калевала» (фрагменты).

«Песнь о Роланде» (фрагменты).

«Песнь о нибелунгах» (фрагменты).

Изображение народной жизни, традиций. Обобщённое со­держание образов героев народного эпоса и национальные чер­ты. Волшебные предметы как атрибуты героя эпоса. Роль ги­перболы в создании образа героя.

Теория литературы. Героический эпос. Гипербола.

Связь с другими видами искусства. Героический эпос на­родов мира в изобразительном искусстве и музыке.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов. Рассказ об одном из героев народного эпоса.

РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР

 Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шуми, мати, зелёная дубровушка...».

Отражение в народных песнях быта, традиций, обрядов, на­ционального характера. Виды народных песен (колыбельные, хороводные, свадебные, солдатские, разбойничьи и др.), их бытование и распространение. Повествовательное и лириче­ское начало в народной песне.

Теория литературы. Народная песня.

Развитие речи. Коллективное составление сборника колы­бельных песен.

Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

Воплощение в образе богатыря национального характе­ра, нравственных достоинств героя. Прославление силы, му­жества, справедливости, бескорыстного служения Отечеству.

Теория литературы. Былина. Гипербола.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов былины

Связь с другими видами искусства. Русский героический ос в изобразительном искусстве и музыке. «Богатырская фония» А. П. Бородина. Внеклассное чтение. Былина «Садко». А. К. Толстой. «Илья уромец».

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».

Герои произведений древнерусской литературы. Идеал че- ека и человеческих отношений в «Повести...». Фольклор- е традиции в создании образов персонажей. Образ спра- ивого правителя и идеальный образ русской женщины, ной и любящей, мудрой и доброжелательной, скромной, корыстно преданной, готовой на подвиг самопожертвова- . Понимание любви к Богу и к человеку в Средневековье, бражение борьбы за власть, отражение исторических реа- в повести.

Теория литературы. Житие. Легенда. Предание. Сказание, сальный образ.

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов повести, сьменный рассказ об одном из героев. Связь с другими видами искусства. Опера Н. А. Римского- сакова «Сказание о невидимом граде Китеже». Образы омских чудотворцев в иконописи. Архитектурный ансамбль вянных церквей Петра и Февронии и Михаила в Муром- Кремле XVII века. Китежская легенда в изобразительном сстве (Н. К. Рерих, А. М. Васнецов, М. В. Нестеров, И. С. Гла- ов и др.).

Внеклассное чтение. «Повесть о житии Александра Нев- го». «Повесть о Тверском Отроче монастыре».

«ЖАНР БАЛЛАДЫ В ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

(обзор)

И.В. Гёте.

«Лесной царь». Ф. Шиллер. «Перчатка». В. Скотт. «Клятва Мойны». P. JI. Стивенсон. «Вересковый мёд».

Жанровые признаки баллады. Особая атмосфера таинст- ~ ого, страшного, сверхъестественного в балладе. Народная литературная баллада. Своеобразие балладного сюжета. Герой иды.

Теория литературы. Баллада. Сюжет. Развитие речи. Выразительное чтение баллады.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА В. А. ЖУКОВСКИЙ

Слово о поэте.

Баллада «Светлана».

Источники сюжета баллады. Сочетание таинственного, тём­ного и лирического, светлого. Образ Светланы и средства его создания («говорящее» имя, описание светлицы, фольклор­ные и христианские образы, особенности речи). Национальные черты в образе героини. Мотив смирения и тема веры как за­лога торжества света над тьмой. Своеобразие финала баллады. Средства выражения авторской позиции.

Теория литературы. Баллада. Авторская позиция.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагмента баллады. Составление плана характеристики образа Светланы. Подбор цитат из текста баллады, характеризующих Светлану как национальный тип русской девушки.

Внеклассное чтение. В. А. Жуковский. «Людмила».

«ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК СПОСОБ ЕГО ИНТЕРПРЕТАЦИИ»

(практикум)

Основные задачи выразительного чтения. Исполнитель­ская задача. Подготовка к выразительному чтению. Интер­претация как истолкование смысла литературного произве­дения на основе его творческого прочтения. Выразительное чтение произведений разных жанров (народной песни, были­ны, басни, баллады и др.).

А. С. ПУШКИН

Слово о поэте.

Стихотворение «Песнь о вещем Олеге».

Источники сюжета стихотворения. Смысл названия. При­знаки баллады в произведении. Нравственно-философская проблематика стихотворения. Тема неотвратимости судьбы. Образ Олега и средства его создания. Образ кудесника, «лю­бимца богов». Символические образы в стихотворении.

Теория литературы. Баллада. Символический образ.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наи­зусть. Сопоставление стихотворения с фрагментом «Повести временных лет».

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Ворон к ворону летит...».

Роман «Дубровский».

История создания романа. Изображение жизни русского поместного дворянства. Образы помещиков Дубровского и Троекурова и средства их создания. Нравственная проблемати­ка романа. Осуждение беззакония и несправедливости. Образы крестьян. Тема бунта в романе. Образ «благородного разбой- са» Владимира Дубровского. Защита чести и достоинства, эмантическая история любви Дубровского и Маши. Традиции штюрно-приключенческого романа в произведении. Автор- позиция и способы её выражения в романе. Теория литературы. Роман. Эпизод. Сюжет. Композиция, навные и второстепенные персонажи. Портрет. Речевая харак- жстика. Тип.

Развитие речи. Восстановление хронологической после- эвательности в развитии событий. Краткое изложение эпизо- с ответом на вопрос о его роли в раскрытии образов пер- 1ажей.

Внеклассное чтение. А. С. Пушкин. «Барышня-крестьян- «Выстрел».

«ПОРТРЕТ В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ»

(практикум)

Особенности словесного портрета. Портрет как одно из Ictb характеристики образа персонажа. Портретные детали, шерный план анализа портрета персонажа. Сопоставление эетных описаний двух персонажей. Сопоставление словес - портрета героя литературного произведения и его живо- сной (или графической) интерпретации.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Слово о поэте.

'Стихотворения «Парус», «Листок».

' Картины природы как средство выражения эмоционального эяния лирического героя и его мировосприятия, жизнен- позиции. Своеобразие лирического героя. Поиски смысла зни и душевной гармонии. Тема одиночества. Символиче- значение образов природы. Особенности ритмики и стро-

- Теория литературы. Лирический герой. Лирический сю- I1. Символические образы. Двусложные и трёхсложные сти-

эрные размеры. Строфа. ; Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наи- Подбор или подготовка иллюстраций к стихотворе-

Чнеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Беглец».

А. В. КОЛЬЦОВ

юво о поэте.

сотворения «Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...». 1оэтизация народной жизни и крестьянского труда. Черты той песни в стихотворениях. Образ лирического героя. ория литературы. Лирический герой. Фольклорные в литературном произведении. Белый стих.

Развитие речи. Рассказ о биографии поэта с использова нием художественных образов из его стихотворений.

Внеклассное чтение. А. В. Кольцов. «Лес» («О чём шумиг сосновый лес?..»).

Ф.И.ТЮТЧЕВ

Слово о поэте.

Стихотворения «Какое дикое ущелье!..», «С поляны кор шун поднялся...».

Тема взаимоотношений человека и природы. Природньи образы как средство выражения внутреннего мира и эмоцио нального состояния человека. Символическое значение нари сованных в стихотворениях картин.

Теория литературы. Лирический герой. Параллелизм Контраст. Символический образ.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наи зусть.

Внеклассное чтение. Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело..

А. А. ФЕТ

Слово о поэте.

Стихотворения «Ласточки», «Учись у них — у дуба, у бе рёзы...».

Нравственная проблематика стихотворения. Параллелиз картин суровой зимы и человеческой жизни. Тема смирени и утверждение веры в преодоление жизненных трудносте! Прямое и образное выражение авторской позиции. Лирически герой и лирический адресат.

Теория литературы. Лирический герой. Лирический адре сат. Рифма.

Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наи зусть. Характеристика способа рифмовки в стихотворении.

Внеклассное чтение. А. А.Фет. «Какая грусть! Конец аллеи...)

Н. С. ЛЕСКОВ

Слово о писателе.

Рассказ «Левша».

Изображение особенностей русского национального ха рактера. Образы талантливых русских умельцев. Образ Левш и средства его создания. Фольклорные традиции в рассказ< Смысл названия. Проблема народа и власти. Комическое трагическое в рассказе. Своеобразие предметного мира произ ведения. Образ повествователя. Особенности сказовой манер] повествования у Лескова. Словотворчество.

Теория литературы. Сказ. Рассказчик. Образ предмет;

Развитие речи. Выразительное чтение фрагментов сказ; Устные ответы на вопросы о художественной функции отдел!

iix образов предметов в произведении. Составление плана рактеристики литературного героя. Внеклассное чтение. Н. С. Лесков. «Человек на часах».

«СООБЩЕНИЕ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ»

(практикум)

Биография как картина жизни человека. Смысловые части сказа о биографии и творчестве писателя. Этапы подштов- сообщения о жизни и творчестве писателя. Работа с учеб- сом и дополнительными Источниками.

А. П. ЧЕХОВ

Слово о писателе.

Рассказы «Толстый и тонкий», «Хамелеон».

Особенности образов персонажей в юмористических про- »едениях. Средства создания юмористических образов (пор- деталь, описание поведения, авторские комментарии, героев, «говорящие» фамилии). Разоблачение трусости, демерия, угодничества. Использование приёма антитезы гостроении системы персонажей. Своеобразие чеховских :казов-«сценок». Роль художественной детали. Смысл на-

Теория литературы. Юмористическое произведение. Ко- теская ситуация. Антитеза. Художественная деталь. Речевая геристика.

Развитие речи< Выразительное чтение по ролям. Устные гы на вопросы о роли художественной детали в произве-

Знеклассное чтение. А.П.Чехов. «Злоумышленник», «Унтер шбеев».

«ЛИТЕРАТУРА НОНСЕНСА И АБСУРДА» (обзор) IJI. Кэрролл.

1«Алиса в Стране чудес» (фрагменты). [«Верлиока» (фрагмент из «Алисы в Зазеркалье»). Лир. 1имерики. Г. К. Честертон. Стихотворения.

П. Чехов. «Задачи сумасшедшего математика». (. Хармс.

День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная

эбенности литературы нонсенса и абсурда. Необычные зы. Авторская позиция. Языковые средства создания ко- ского. Приёмы языковой игры.

Теория литературы. Нонсенс. Абсурд. Алогизм. Коми ческое.

Развитие речи. Сочинение лимериков.

«АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ»

(обзор)

JI. Н. Толстой.

«Детство» (избранные главы).

М. Горький.

«Детство» (избранные главы).

Особенности автобиографического повествования. Жизн в восприятии ребёнка. Темы детства и юности. Образ главног героя автобиографического произведения. Образы родителе" и родного дома. Прототипы главных и второстепенных персо нажей автобиографического произведения. Образцы русско" автобиографической прозы XIX—XX веков.

Теория литературы. Автобиография. Прототип. Повеет вование от первого лица.

Развитие речи. Написание автобиографии или автобиогра фических заметок на основе личных впечатлений или воспо минаний. Выявление черт автобиографического произведен в ранее изученном и самостоятельно прочитанном.

Внеклассное чтение. JI. Н. Толстой. «Отрочество». М. Горь кий. «В людях».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА А. И. КУПРИН

Слово о писателе.

Рассказ «Чудесный доктор».

Реальная основа и содержание рассказа. Образ главного ге роя. Смысл названия. Социальная и нравственная проблема тика произведения, его гуманистическая направленность. Раз витие традиции жанра святочного рассказа.

Теория литературы. Герой и прототип. Святочный рассказ

Развитие речи. Сочинение о герое литературного произ ведения с выражением собственного отношения к нему.

«СОЧИНЕНИЕ О ПЕРСОНАЖЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ»

(практикум)

Начальные представления о сочинении на литератур тему. Сочинение о персонаже (на материале изученных про изведений Н. С. Лескова, Л. Н. Толстого или др.). Анализ тем и составление развёрнутого плана сочинения. Подбор цита необходимых для характеристики персонажа (описаний пор трета, поступков героя и др.).

А. А. БЛОК

Стихотворения «Лениво и тяжко плывут облака...», я в утро туманное...».

5раз лирического героя. Средства передачи эмоциональ- состояния лирического героя. Символическое значение эв дороги, леса, ветра, утра и солнца. Своеобразие ритма ворений.

I'Теория литературы. Лирический герой. Символ. Повтор.

зитие речи. Выразительное чтение стихотворения, характеристика лирического героя стихотворения.

В. В. МАЯКОВСКИЙ

юво о поэте.

сотворение «Хорошее отношение к лошадям». 5раз лирического героя. Отношение героя к миру. Образ Особенности решения темы одиночества человека. I лошади. Использование развёрнутой метафоры в стихо- «и. Гуманистическое звучание произведения. Новатор- поэзии Маяковского. Своеобразие системы стихосложе- \ ритмики и строфики. Художественная функция слово- ва и звукописи. ория литературы. Лирический герой. Метафора. Тони- система стихосложения. Словотворчество. Звукопись. зитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Бе- нравственном содержании центрального образа. Устная еристика лирического героя стихотворения.

«ТОНИЧЕСКАЯ И СИЛЛАБО-ТОНИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ СТИХОСЛОЖЕНИЯ»

(практикум)

эщение сведений о знакомых учащимся системах сти- гния. Сопоставление тонического стиха народной поэ- лирики В. В. Маяковского. Определение особенностей метрики и строфики ранее изученных и самостоя- прочитанных произведений.

М. М. ПРИШВИН

во о писателе.

Сказка-быль «Кладовая солнца».

шодействие мира человека и мира природы. Образы Митраши, средства их создания. Роль портретной де- описании характера. Проблема становления личности, венная проблематика произведения. Авторская позиция I. Вера писателя в человека, его природную доброту и s>. Художественная функция истории Травки и Антипыча,

рассказа о ели и сосне. Смысл названия и жанрового опреде­ления произведения.

Теория литературы. Сказка-быль. Символический образ Портретная деталь.

Развитие речи. Выбор заглавий для основных частей (глав) произведения. Письменная сопоставительная характеристика портретов Насти и Митраши.

Внеклассное чтение. М. М. Пришвин. «Золотой луг».

 «СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ»

(практикум)

Примерный план сопоставительной характеристики двух персонажей (портрет, поступки, характер, привычки, его отно­шение к окружающим и природе, отношение к нему других персоналией, авторское отношение и др.). Подготовка к сочи­нению, посвященному сопоставительной характеристике Насти и Митраши (или персонажей других ранее изученных произ­ведений).

Н.М.РУБЦОВ

Слово о поэте.

Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние».

Изображение родной природы в стихотворениях. Фольк­лорные традиции. Лирический герой, особенности его миро­восприятия.

Теория литературы. Лирический герой. Тема. Идея.

Развитие речи. Выразительное чтение наизусть стихотво рения.

Внеклассное чтение. Н. М. Рубцов. «В горнице».

В. Г. РАСПУТИН

Слово о писателе.

Рассказ «Уроки французского».

Изображение в рассказе трудностей послевоенного време ни. Образ главного героя. Нравственная проблематика произ ведения. Образ учительницы. Смысл названия рассказа. Автор екая позиция и способы её выражения.

Теория литературы. Герой-рассказчик. Рассказ. Идея про изведения.

Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о нравствен ном содержании образа персонажа.

«ЖАНР ПЕСНИ В РУССКОЙ ПОЭЗИИ» (обзор)

А. Ф. Мерзляков.

«Среди долины ровныя...».

А. А. Дельвиг.

«Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).

П. А. Вяземский.

«Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка скачет...»). Ф. Н. Глинка.

«Узник» («Не слышно шуму городского...»).

И. И. Козлов.

«Вечерний звон».

А. А. Григорьев.

«О, говори хоть ты со мной...».

Б. Ш. Окуджава.

«Арбатский романс».

. С. Высоцкий. «Кони привередливые».

Традиции народной поэзии в песенной лирике русских по- . Основные темы и образы. Романс как разновидность ли-

ких произведений. Теория литературы. Народная песня. Романс. Лазвитие речи. Подготовка устных сообщений о русском ice.

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА Дж. ЛОНДОН

гово о писателе, сказ «Сказание о Кише».

стория незаурядной, героической личности. Особенно- рактера Киша и отношение героя к людям. Тема взаи- ошений героя и окружающих его людей. Картины быта .ов Севера. Национальные черты в характере главного

\рия литературы. Тема. Сказание. Герой. ~витие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанном Про­нин зарубежного писателя.

'классное чтение. Дж. Лондон. «Любовь к жизни».

А. де СЕНТ-ЭКЗЮПЕРИ

ово о писателе, гсть-сказка «Маленький принц», ановка «вечных» вопросов в философской сказке. Вос- е мира детских раздумий о жизни, об отношениях меж- ми. Мечта о разумно устроенном, красивом и справед- мире. Духовное и материальное, красивое и полезйое ме жизненных ценностей ребёнка. Образы «взрослых» ведении. Темы дружбы и любви. Мысль об ответствен- •как основе человеческих отношений. Роль метафоры эрии в повести. Символическое значение образа ма- принца.

гия литературы. Философская сказка. Притча. Мета- тегория. Символ.

Развитие речи. Диалог о главном герое и «вечных» вопро­сах в литературе. Устное описание портрета маленького прин­ца. Сочинение-миниатюра, раскрывающее содержание цитаты из повести.

Внеклассное чтение. А. де Сент-Экзюпери. «Планета людей».

«ЖАНР ПОВЕСТИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

(обзор)

А. А. Бестужев-Марлинский.

«Испытание».

Н. В. Гоголь.

«Вий».

А.П. Чехов.

«Степь».

М. Шукшин.

«Живёт такой парень».

Жанровые признаки повести как среднего эпического жан ра. Отличие повести от рассказа. Особая роль повествовател и его точки зрения в повести. Отдельные жанровые разновид ности повести по характеру тематики (социально-бытовые психологические, автобиографические, юмористические, на учно-фантастические, детективные и др.).

Теория литературы. Эпос. Повесть. Повествователь.

Развитие речи. Письменные отзывы о самостоятельн прочитанных повестях. Взаимные рекомендации повестей раз ной тематики для самостоятельного чтения.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 КЛАСС

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне учебных действий)

Образ человека в литературе (1 час)

Читать вступительную статью учебника, повторять термины, свя­занные с образом человека в художественной литературе (герой, персонаж, заглавный образ, лирический герой, автор), сопостав­лять описания в тексте произведений. Приводить конкретные при­меры связи литературы и других видов искусства.

Мифологии

Мифология (2 часа)

«Скотный двор царя Авгия», «Ябло­ки

Гесперид» (мифы о подвигах Геракла), «Прометей», «Поединок Ахилла с Гектором»

Рассказывать устно о герое греческой мифологии. Описывать портре­ты греческих героев. Составлять словарь героев мифологии Древней Греции. Объяснять значения мифологических выражений. Сопостав­лять фрагменты мифов и иллюстрации к ним. Создавать письменные работы с использованием выражений из древнегреческих мифов.

Античная литература

Античная литература (3 часа)

Гомер «Илиада» (эпизоды «Смерть

Гектора», «Троянский конь»), «Одис­сея» (эпизоды «Одиссей у Циклопа», «Возвращение Одиссея на Итаку»)

Читать комментарии к тексту. Задавать вопросы по комментируе­мым учителем фрагментам читаемого текста. Наблюдать над осо­бенностями языка. Составлять план рассказа о герое с исполь­зованием цитат. Называть основные события в жизни героя. Подбирать иллюстративный материал к теме.

Героический эпос народов мира

Героический эпос народов мира (3 часа)

«Калевала» (фрагменты),

«Песнь о Роланде» (фрагменты),

«Песнь о нибелунгах» (фрагменты)

Выступать с сообщениями о героях Средневековья. Объяснять связь героического эпоса с фольклором. Толковать непонятные сло­ва, используя словарь. Описывать героев и происходящее с ними.

Письменно рассказывать о герое средневекового эпоса по плану. Отвечать на вопросы письменной проверочной работы по герои­ческому эпосу.

Русский фольклор

Русский фольклор (3 часа)

Песни «Ах, кабы на цветы да не морозы...», «Ах вы, ветры, ветры буйные...», «Чёрный ворон», «Не шу­ми, мати, зелёная дубровушка...» Былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник», «Садко»

Выделять особенности народных песен. Сравнивать черты обрядовой и необрядовой песен. Наблюдать особенности языка в народной пес­не. Анализировать песни по вопросам. Создавать иллюстрацию к на­родной песне. Воспроизводить известный материал о былине. Выра­зительно читать былину. Слушать комментарий, объяснение истори­ческих реалий и непонятных слов. Задавать вопросы. Пересказывать и инсценировать фрагмент былины. Описывать героя былины.

Древнерусская литература

Древнерусская литература (2 часа)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Повесть о житии Александра Невского»


 

Жанр баллады в мировой литера­туре (3 часа)

И. -В. Feme «Лесной царь», Ф. Шил­лер «Перчатка», В. Скотт «Клятва Мойны», P. Л. Стивенсон «Вереско­вый мёд»

Обсуждать сюжет. Обсуждать образы главных героев на основе под­бора фрагментов, связанных с каждым из героев. Выявлять жанро­вую природу, сюжет и композицию. Устно и письменно рассказывать о героях древнерусской литературы. Выразительно читать произ­ведение. Создавать письменную работу творческого характера.


 

Выразительно читать балладу. Выделять балладные и сказочные образы в тексте.

Русская литературе XIX века

В. А. Жуковский (2 часа)

Баллады «Светлана», «Людмила»

Практикум. Выразительное чте­ние произведения как способ его интерпретации (2 часа)

А. С. Пушкин (6 часов)

«Песнь о вещем Олеге», «Ворон к ворону летит...», «Дубровский», «Выстрел», «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель»


 

Практикум. Портрет в литера­турном произведении (2 часа)


 

М. Ю. Лермонтов (3 часа)

«Парус», «Листок», «Беглец»

А. В. Кольцов (2 часа)

«Песня пахаря», «Не шуми ты, рожь...», «Лес» («О чём шумит со­сновый лес?..»)

Ф. И. Ткотчев (I час)

«Какое дикое ущелье!..», «С поляны коршун поднялся...», «Неохотно и несмело...»

А. А. Фет (2 часа)

«Ласточки», «Учись у них — у ду­ба, у берёзы...», «Какая грусть! Ко­нец аллеи...»

Н. С. Лесков (4 часа)

«Левша», «Человек на часах»

Практикум. Сообщение о жизни и творчестве писателя (1 час)

Нонсенс и абсурд в литературе (3 часа)

Л. Кэрролл «Алиса в Стране чудес» (фрагменты), «Верлиока» (фраг­мент . из «АЛисы в Зазеркалье»), Э. Лир «Лимерики», Г. К. Честертон «Единение философа с природой», А. П. Чете «Задачи сумасшедше­го математика», Д.Хармс «День (Амфибрахий)», «Столяр Кушаков», «Удивительная кошка»

А. П. Чехов (3 часа)

«Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Злоумышленник», «Унтер Приши беев» ,


 


 

Автобиографические произведе­ния русских писателей (8 часов) Л. Н. Толстой «Детство», М. Горь­кий «Детство»

Подбирать примеры из текста (описания народного быта, изобра­жения народных обрядов, традиций, народных оборотов речи). Выписывать цитаты, характеризующие героиню. Анализировать авторскую позицию в балладе, роль заглавного образа. Описывать иллюстрации к тексту.

Выразительно читать. Определять задачи выразительного чтения. Осмысливать чувства и переживания, которые будет вызывать вы­разительное чтение. Анализировать поэтический текст. Формули­ровать выводы.

Готовить сообщения о поэте. Читать и анализировать стихотворе­ния. Сопоставлять художественные тексты. Читать поэтический текст наизусть. Делиться первоначальным восприятием о прочи­танном. Кратко пересказывать эпизоды. Выбирать названия к гла­вам романа. Письменно отвечать на вопрос о литературном персо­наже. Обсуждать кинофрагменты.


 


 


 

Находить в тексте средства характеристики образа персонажа. Говорить о них при анализе портрета героя. Сопоставлять портрет двух персонажей, а также словесный и живописный (графический) портреты. Объяснять роль портретной детали в авторском описа­нии. Сравнивать деловое описание документального характера и описание портрета в художественном тексте. Описывать портрет персонажа письменно и устно.

Выразительно читать стихотворения. Выявлять звучащие в поэти­ческом тексте интонации. Сравнивать образы в поэзии и в изо­бразительном искусстве. Осуществлять сопоставительный анализ поэтических текстов.

Выступать с сообщением по биографии поэта. Выделять особен­ности лексики. Комментировать иллюстрации к тексту. Наблю­дать над ритмом стихотворений. Читать стихотворения наизусть. Называть произведения, посвящённые России. Отмечать особен­ности поэтической манеры.

Выявлять черты близости и сходства лирических произведений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета. Характеризовать лирического героя. Комментировать звучание изобразительно-выразительных средств в тексте. Учить стихотворение наизусть. Готовить сообщение о жиз­ни и творчестве поэта. Повторять сведения о стихосложении.

Обсуждать фрагменты художественного фильма. Наблюдать осо­бенности сказовой манеры писателя. Объяснять значения, этимо­логию и художественную функцию слов в сказе. Читать и коммен­тировать текст. Готовить исторические справки. Сопоставлять образы. Описывать портрет героя. Инсценировать фрагменты ска­за. Выявлять и письменно формулировать особенности русского национального характера. Сравнивать позиции автора и повество­вателя. Отмечать жанровое своеобразие произведения и его идей­ное звучание. Описывать иллюстрации. Анализировать внутрен­нюю речь героя.

Читать и анализировать фрагменты из биографий. Формули­ровать выводы. Создавать фрагменты текста биографического ха­рактера.

Читать статью учебника. Сопоставлять переводы. Читать и анализировать фрагменты произведений. Писать лимерики на заданную тему.


 


 

Готовить сообщение о писателе. Читать статьи учебника. Читать и анализировать рассказ. Делать сопоставительную характеристику героев. Выявлять художественные особенности текста. Оформлять цитатный план. Читать по ролям. Кратко пересказывать.

Читать фрагменты и главы повести. Составлять список произведе­ний писателя для Детей. Читать статьи учебника и комментарии к повести. Пересказывать фрагменты повести. Характеризовать ге­роя. Наблюдать за чувствами героя. Проводить сравнительный ана­лиз глав повести. Объяснять слова и выражения. Подбирать цитаты д ля ответа. Проводить речевую характеристику персонажей. Писать творческую работу.

Русская литература XX века

А. И. Куприн (2 часа)

«Чудесный доктор» .

Практикум. Сочинение о персо­наже литературного произведения (2 часа)

 


 


 

А.А. Блок (2 часа)

«Лениво и тяжко плывут обла­ка...», «Встану я в утро туман­ное...»

В. Маяковский (2 часа)

«Хорошее отношение к лошадям» Образ лирического героя у поэта. Идейное и художественное содержа­ние стихотворения.


 

Практикум. Тоническая и силла- бо-тоническая системы стихосло­жения (3 часа)


 

М. М. Пришвин (4 часа)

«Кладовая солнца», «Золотой луг»

Практикум. Сопоставительная ха­рактеристика персонажей (3 часа)


 

Н. М. Рубцов (2 часа)

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

В. Г. Распутин (6 часов)

«Уроки французского»

Жанр песни в русской литературе (3 часа)

А. Ф. Мерзляков «Среди долины ровныя...», А.А.Дельвцг «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), П. А. Вяземский «Ещё тройка» («Тройка мчится, тройка ска чет.:.»), Ф. Н. Глинка «Узник» («Не слышно шуму городского...»), И.И.Козлов «Вечерний звон», А. А- Григорьев «О, говори хоть ты сомной...», Б, Ш. Окуджава «Арбат­ский романс», В. С. Высоцкий «Кони привередливые»

­

Читать статью учебника. Отрабатывать технику выразительного чтения. Устно Отвечать на вопросы.

Составлять план сочинения. Учиться формулировать мысль на за­данную тему. Выражать отношение к событию или герою. Подбирать примеры для характеристики персонажа. Писать сочинение. Работать над ошибками.

Готовить сообщение о поэте. Читать учебник. Наблюдать над рит­мом стихотворений. Учить стихотворение наизусть.

Читать и анализировать стихотворение. Выступать с сообщениями о жизни и творчестве поэта. Проводить сравнительную характери­стику поэтического текста и фрагмента прозаического. Готовить выразительное чтение стихотворения. Отмечать особенности поэ­тической манеры.

Читать учебник. Выполнять практические задания. Читать и ана­лизировать особенности ритма. Писать вступительную статью к антологии по поэзии. Обсуждать написанные статьи.

Отвечать на вопросы. Обсуждать комментарии к повести. Смотреть кинофрагменты. Читать статью учебника. Пояснять высказывания писателя. Выбирать заглавие для глав. Обсуждать возможные иллю­страции к фрагментам повести. Пересказывать эпизоды. Описывать портрет. Представлять иллюстрации к повести. Характеризовать ге­роев. Трактовать символические образы. Письменно комментиро­вать цитаты.

Читать учебник. Выявлять сходства и различия в предлагаемых для сопоставления образах персонажей. Формулировать идею сочине­ния. Обсуждать алгоритм построения вступления. Создавать срав­нительные таблицы. Подбирать цитаты. Предлагать последователь­ность расположения материала. Писать сочинение.

Читать вступительную статью в учебнике. Отвечать на вопросы. Анализировать поэтический текст. Готовиться к выразительному чтению стихотворения. Читать наизусть. Представлять и коммен­тировать музыкальные и живописные иллюстрации.

Обсуждать фрагменты статей и выступлений писателя. Наблюдать за изображением внутреннего мира героев. Отвечать на вопро­сы. Анализировать фрагменты кинофильма. Готовить презентацию о писателе. Анализировать роль художественной детали. Пере­сказывать эпизоды. Участвовать в диспуте. Выполнять письменные работы. Объяснять авторскую позицию и способы её выражения.

Слушать песни. Читать и анализировать текст песен. Сопоставлять текст песни и её вокального исполнения. Готовить сообщение о биографии одного из поэтов. Смотреть кинофрагменты. Объяснять контекстное значение слов.

Зарубежная литература

Дж. Лондон (3 часа)

«Сказание о Кише»


 


 


 

А. де Сент-Экзюпери (6 часов)

«Маленький принц»

Жанр повести в русской литера­туре (9 часов)

Н. В. Гоголь «Вий», В. М. Шукшин «Живёт такой парень»


 


 


 

Итоговый урок (1 час)

Рекомендация книг для внеклассно­го чтения.


 

Резервный урок (1 час)


 

Читать статью о писателе. Участвовать в викторине. Анализировать фрагменты. Отвечать на вопросы. Подбирать тезисы и цитаты на заданную тему. Читать по ролям. Кратко пересказывать эпизоды. Выделять кадры для киносценария. Характеризовать персонажи. Сопоставлять описание природы.

Читать статью учебника. Отвечать на вопросы. Описывать иллю­страции. Обсуждать Проблематику. Читать фрагменты. Выполнять исследовательскую работу и работу творческого характера. Представлять презентацию на компьютере. Давать отзыв о прочи­танном произведении.

Отвечать на вопросы. Обмениваться впечатлениями. Объяснять значения слов. Читать фрагменты. Составлять план сравнительной характеристики. Обсуждать кинофрагменты. Рассказывать о герое. Писать творческую работу. Выполнять работу над ошибками.


 

Отвечать на вопросы. Делать записи в тетрадях. Проводить взаим­ные рекомендации книг для внеклассного чтения.

   

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Программа по литературе под редакцией В.Ф. Чертова- М.: Просвещение,2011.

Учебник. Литература .6 класс( в двух частях) под ред. В.Ф. Чертова – М.: Просвещение, 2012.

Уроки литературы. 6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. Под редакцией В.Ф. Чертова.- М.: Просвещение, 2012.

Фонохрестоматия к учебнику « Литература. 6 класс» под редакцией В.Ф. Чертова.

Портреты писателей.

Иллюстрации к произведениям.

Раздаточный материал.

Презентации к урокам.

Компьютер .

Проектор.

Интерактивная доска.

Принтер.

Документ – камера.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» являются:

выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение и сопоставление;

умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиолвизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезиса, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по литературе

за курс 6 класса:

В процессе обучения учащиеся должны знать понимать:

- место искусства в жизни человека и общества

начальное понятие об авторе текста и адресате художественного произведения

основные понятия о теме, герое сюжете и композиции художественного произведения

воспринимать и понимать художественный текст адекватно авторскому замыслу

познакомиться с элементарными вопросами стихосложения

Уметь:

составлять устные и письменные рассказы о тех или иных событиях

точно и выразительно высказывать свои мысли

выразительно читать произведения и их фрагменты

работать над созданием и редактированием собственных текстов

вести диалог, используя основные правила ведения диалога

пользоваться справочной и энциклопедической литературой

Опубликовано в группе «Рабочие программы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.