Рабочая программа по литературе, 11 класс, УМК: Журавлев В.П.

0
0
Материал опубликован 19 February 2016
Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

11 класс

В.П. Журавлева

102

Пояснительная записка к рабочей программе

Статус документа

Предлагаемая программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) образования (2004 г.) и «Примерной программой среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень)», а также Программой по литературе для 10-11 классов для общеобразовательных учреждений базового и профильного уровней (авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, Ю.В.Лебедев, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина) по учебнику Литература 11 класс.  Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Журавлева/. В 2-х частях. М., Просвещение, 2009.

Структура документа

Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 204 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования.

В 11 классе выделяется по 102 часа (из расчета 3 учебных часа в неделю).

Учитывая рекомендации, изложенные в письме о преподавании учебного предмета «Литература» в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта среднего образования, в рабочей программе выделены часы на развитие речи и внеклассное чтение.

Данная рабочая программа ориентирована на содержание авторской программы, на учебник, хрестоматию, обеспечивающие процесс обучения.

Особенности организации учебного процесса

Содержание программы носит практико - и личностно ориентированный подход. При проведении уроков используются различные формы организации учебного процесса: лекции, беседы, семинары, практикумы, работа в парах и группах, деловые игры.

Описываются методические особенности тем.

Итоговый контроль проводится в форме зачетов, контрольных сочинений, изложений, комплексного анализа текстов, тестирования.

Цели изучения литературы в 11 классе:

    воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

    развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Задачи курса

Литература стоит в основании нравственного воспитания личности, испытывающей массу негативных воздействий различного характера, является советчиком подростку, способствует, помогает обрести ориентиры в жизненном лабиринте своевременных насущных проблем. Однако она не решит комплекса личностных проблем без аналитического слова учителя, без его знаний и жизненного опыта, без мудрой поддержки ученика, основанной на прямых и косвенных советах писателя.

Осваивая программу, ученик накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим. Образование на уроках литературы идет рука об руку с воспитанием; они в равной мере реализуются под сильнейшим воздействием эмоциональной силы художественного слова.

Литературное образование в старших классах дает возможность диалога с большими мастерами слова, предусмотревшими большую часть затруднений, встающих перед нашими современниками. Литература XX века несет в себе комплекс нравственных установок и ценностей, которые должны стать мерилом истинного развития человека. В этой связи одним из основных используемых при изучении литературы подходов является аксиологический (ценностный подход), реализующий воспитательный, нравственно ориентированный потенциал произведений.

Другой особенностью литературы является взаимозависимость и взаимообусловленность текстов разных эпох и периодов, что также должно найти отражение в уроке. Выявление интертекстуальных связей не только дает возможность глубокого проникновения в проблему, волновавшую разных писателей, но и определить их эстетические предпочтения, а значит, сформировать разностороннего читателя.

Программа ориентирует учителя на комплексное изучение произведений, реализующее интегрированный подход в преподавании предмета. Предлагается при этом учитывать интересы старшеклассников, выбирать те параллели, которые являются жизненно важными для этого возраста. В то же время интегрирование не должно затемнять смысл произведения, не может смещать акценты при анализе текста.

Перечисленные подходы становятся в современном литературном образовании приоритетными, т.к. ориентированы на воспитание нравственно и эстетически развивающуюся личность.

Главнейшая цель школы — подготовка каждого ученика к жизни в обществе, к практической деятельности, которая может быть плодотворной лишь тогда, когда ее реализует человек, осознающий свою роль в окружающем мире.

Структура курса

Структура курса старших классов отличается от структуры всех предшествующих классов. Эта структура дает возможность освоить историю литературы, поскольку сочетание обзорных и монографических тем рисует панорамную картину литературного процесса.

В 11 классе представлена русская литература XX века. Это яркие страницы модернизма, расцвета социалистического реализма, развитие просоветской литературной критики.

Монографическое изучение великих классиков XX века предполагает обращение к различным приемам освоения объемных произведений: это различные формы комментариев, в том числе и комментированное чтение, обращение к пересказам и исполнению фрагментов произведений, выразительному чтению и др.

Программа последовательно обращает внимание учителя к вопросам теории литературы. Накопление теоретических сведений должно осуществляться постоянно. Важно не заучить определение, а понять, когда и зачем нужна теория, и уметь их использовать, что сделает анализ конкретного произведения более содержательным.

В 11 классе формируется общее представление об историко-литературном процессе и литературном процессе в XX века в их связи с процессом историческим, о стиле писателя, литературной школе, роли и месте литературоведения и критики в литературном процессе, осуществляется интенсивное овладение разнообразными справочными материалами из области гуманитарных наук. При этом учитывается, что «культуру эпохи нельзя замыкать в себе как нечто готовое, вполне завершенное и безвозвратно ушедшее».

В центре анализа — литературный процесс в XX века. Автор и художественное произведение в этом процессе. Теоретическое оснащение: овладение комплексом теоретических понятий, связанных с историко-литературным процессом: литературные направления, литературные школы, традиции и новаторство в литературе и др.

В 11 классе это реализуется при параллельном изучении литературы, искусства и истории. Более глубокому и адекватному восприятию произведений способствует также определение мировоззренческих установок, нашедших отражение в изучаемых произведениях, и философского фундамента авторской концепции. Курс литературы в старших классах включает обзорные и монографические темы, сочетание которых помогает представить логику развития родной литературы, знакомят с особенностями конкретного времени, с литературными направлениями, литературными группами и их борьбой, поисками и свершениями, которые определили лицо эпохи.

Монографические темы дают достаточно полную картину жизни и творчества писателя. Но главная их составная часть — текст художественного произведения. Эмоциональное восприятие текста, раздумье над ним — основа литературного образования

Предпочтительными формами контроля являются творческие и контрольные работы.

Межпредметные связи

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления.

Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой и изобразительным искусством): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Особенностью старшей школы является и расширение диалога русской и зарубежной литературы, и  постоянное внимание к диалогу разных видов искусства: литературы, музыки, изобразительных искусств, театра, кино. Как любой вид искусства, литература входит в содружество муз, питается идеями, пользуется сюжетными алгоритмами других искусств и сама в свою очередь становится основой новых шедевров.

Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются:

    в умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

    умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

    умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

ЕЖ0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен знать/понимать

    образную природу словесного искусства;

    содержание изученных литературных произведений;

    основные факты жизни и творчества писателей-классиков ХХ в

    основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

    основные теоретико-литературные понятия;

уметь

    воспроизводить содержание литературного произведения;

    анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

    участия в диалоге или дискуссии;

    самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

    определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

    соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

    определять род и жанр произведения;

    сопоставлять литературные произведения;

    выявлять авторскую позицию;

    выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

    аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

    писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для

    создания связного текста (устного или письменного) на выбранную тему с учетом норм русского литературного языка;

    определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Виды контроля:

Промежуточный:

    пересказ

    выразительное чтение (в том числе наизусть)

    развёрнутый ответ на вопрос

    викторины, тесты

    анализ эпизода

    анализ стихотворения

    комментирование художественного текста

    характеристика героя

    конспектирование (лекции учителя, статьи учебника)

    подбор необходимой информации для сообщений на литературную или историко-культурную темы

    презентация проектов

Итоговый:

    анализ стихотворения

    письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос

    написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений

Список рекомендуемой литературы:

    «Русская литература ХХ века. 11 класс» (ч.1,2) Учебник для общеобразовательных учебных заведений (под ред. Журавлёва В.П., автор-составитель Коровина В.Я. –  М.: «Просвещение», 2008 г.

    Литература в 11 классе: Методические советы. Под ред. Журавлева. В.П. –М.: Просвещение, 2010 г.

    «Русская литература ХХ века. 11 класс» Практикум (под ред. Журавлёва В.П. –   М.: «Просвещение», 2008 г.)

    Егорова Н.В., Золотарева И.В.. Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. 1-2–е полугодие. – М.: ВАКО, 2013.

    Секачева Е.В. Литература. Тематические тесты: от текста к смыслу, 11 класс. Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: «Легион», 2013

    Ерохина Е.Л. ЕГЭ. Литература. Выполнение задания С5. – М.: «Экзамен», 2011 г.

    Трунцева Т.Н. Тренажер для подготовки к ЕГЭ. Русский язык и литература для 10-11 классов. – М.: ВАКО, 2013

Интернет ресурсы:

    lib.ru

    http://refrus.narod.ru

    http://www.fplib.ru

    http://litcatalog.al.ru

    http://www.slovesnik.ru

    Яндекс, Рамблер, Гугл.

    http;//www.poiskknig.ru

    http://flibusta.ru

    http://book.ru

    http://bibliotekar.ru

    http://www.internet-biblioteka.ru

    hyttp://www.azlib.ru

    http://waplib.net

    http://www.flibusta.net

    http://www.litra.ru

    Телеканал Школьник ТВ

Содержание программы 11 класс.

Введение Судьбы русской литературы на новом историческом этапе. Модернизм: путь к новой гармонии.

И.А.Бунин Жизнь и творчество писателя. Традиции русской классики в поэзии и лирической прозе Бунина. «Господин из Сан-Франциско». Тема любви («Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Солнечный удар», «Грамматика любви»).

А.И.Куприн Жизнь и творчество писателя. «Олеся», «Гранатовый браслет» Вн. чт «Поединок».

Литература Русского зарубежья Л.Н.Андреев, И.С.Шмелев, В.В.Набоков, Т.Аверченко, ТЭФФИ (обзор)

Судьбы и голоса русских поэтов в годы новой смуты (обзор)

Л.Н. Андреев: русский экспрессионист. «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы.

Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии Серебряного века.

М.Горький. Творческий путь писателя. Ранние романтические произведения М.Горького.

Пьеса «На дне» (Ночлежка и ее обитатели). Жизненная философия Луки, суть его правды. Авторская позиция, её неоднозначность. В поисках нравственной ценности революции. Роман «Мать» (обзор). Горький в эмиграции.

А.А.Блок. Жизнь и творчество поэта. А.Блок и символизм. Лирика. Романтический мир «Стихов о Прекрасной Даме»: «Вхожу я в темные храмы….», «Я, отрок, зажигаю свечи….», «Мне страшно с тобой встречаться…», «Предчувствую тебя, Года проходят мимо…», «Незнакомка», «В ресторане». «Страшный мир» в лирике А.Блока. Чтение и осмысление стихотворений «Фабрика», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «О доблестях, о подвиге, о славе…», « О, весна без конца и без краю…» и др. Россия А.Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»). Цикл стихов «На поле Куликовом» и др.

А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие. Образ Христа в поэме.

С.А.Есенин. Личность поэта. Ранняя лирика. Тема родины в лирике поэта («Там, где капустные грядки…», «Край любимый! Сердцу снятся…», «Гой ты, Русь моя родная…», «Русь» и др.). Революция в судьбе С.Есенина («Русь Советская», «Сорокоуст», «Я последний поэт деревни…», «О Русь, взмахни крылами…», «Разбуди меня завтра рано…», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…», «Спит ковыль. Равнина дорогая» и др.). Художественно-философские основы лирики С.Есенина.

С.Есенин о любви: «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Пушкину», «Гори, звезда моя, не падай…», «Синий туман. Снеговое раздолье…», «Отговорила роща золотая…»,

«В этом мире я только прохожий…», «Запели тесаные дроги…», «Песнь о собаке», «Цветы мне говорят-прощай…», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Письмо матери», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Заметался пожар голубой…» и др.).

Поэма «Анна Снегина» (обзор)

В.В.Маяковский. Очерк жизни и творчества В.В.Маяковского. Маяковский и футуризм. Образ лирического героя в ранних произведениях поэта («Нате!», « Скрипка и немножко нервно», «Дешевая распродажа», «Послушайте!», «А вы могли бы?» и др. Идейно-художественное своеобразие поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах».

Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского. Тема любви в поэзии Маяковского. Сатирические произведения Маяковского.

Литературный процесс 20-х годов (обзор).

И.Э.Бабель. Своеобразие цикла «Конармия». Тема Гражданской войны в цикле.

Е.И.Замятин. Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - роман-антиутопия. Судьба человека в бесчеловечном мире.

Литературный процесс 30-х годов (обзор).

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Вн. чт. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек».

Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован».

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. История создания, жанровое и композиционное своеобразие романа «Мастер и Маргарита». Образ Дома и его роль в образной системе произведения. Драматические переплетения человеческих судеб в романе. Судьба творческой личности в романе Булгакова «Мастер и Маргарита». Тема любви в романе. Мастер и Маргарита. Сатирические страницы в романе. Библейские мотивы и образы в романе.

М.И.Цветаева. Жизнь и творчество поэта, яркая индивидуальность поэтического мира Цветаевой. Бесприютность поэта в мире, тоска по надежному пристанищу, душевному теплу, родной земле в стихотворениях разных лет. Особенности любовной лирики.

О.Э.Мандельштам. Лирика. Судьба и личность поэта. Хрупкая красота жизни в изображении О.Мандельштама. Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Трагический опыт современного поэта.

Б.Л.Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество Пастернака. Лирика поэта. Вн. чт. Б.Л.Пастернак. «Доктор Живаго».

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэтессы. Тема творчества и любви. Ахматова и революция. Образ родины. «Реквием». История создания и публикация поэмы. Образ лирической героини в поэме.

М.А.Шолохов. «Тихий Дон». Жизнь и творчество писателя. Судьба романа «Тихий Дон». «Чудовищная нелепица войны» в изображении автора. Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни. Роль любовной коллизии, женские образы в романе.

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Исповедальный характер. Поэма «По праву памяти».

Лагерная тема в прозе 50-60-х годов 20 века

В.Т.Шаламов. Биография писателя. История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах» («Последний замер», «Шоковая терапия»).

Жизнь и творчество А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» (изображение русского национального характера). Судьба праведницы. А.И.Солженицын «Матренин двор». «Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий.

Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе 20 века.

Эволюция темы от созданных в годы войны произведений к «лейтенантской прозе» 60-70-х годов. Анализ произведений «лейтенантской прозы» (В.Кондратьев «Сашка», В.П.Некрасов « В окопах Сталинграда», К.Воробьев «Убиты под Москвой»). Повести В.Быкова и Б.Л.Васильева о Великой Отечественной войне. Отражение времени в повести Б.Васильева «А завтра была война». Тема чести и бесчестия в повести В.Быкова «Сотников».

Русская проза в 50-90-е годы.

Жизнь и творчество Василия Шукшина. Вн.чт. Герои рассказов Шукшина («Как помирал старик», «Чудик», «Микроскоп»). Художественное своеобразие прозы Шукшина.

В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Матера как символический образ России. Судьбы материнских старух и их детей-коллективный образ трех поколений русских людей. Смысл финала повести и её названия.

Полвека русской поэзии (обзор). Время «поэтического бума».

Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Николай Рубцов, И.А.Бродский. Личность и судьба поэтов «поэтического бума». Обращение к вечным темам и образам в лирике поэтов «поэтического бума».

Драматургия второй половины 20 века.

Розов-драматург. Драма «Вечно живые». Вампилов. «Утиная охота».

Литература последнего десятилетия. Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм как кризисный феномен искусства второй половины 20 века.

Тематическое планирование

Тема

часы

Р/р

Соч.

Вн. чт.

Темы

часы

Р/р

Соч.

Вн. чт.

Введение.

2

16.

М.И.Цветаева.

3

1

1 д.

И.А.Бунин.

5

1

1 кл.

17.

О.Э.Мандельштам.

2

А.И.Куприн

4

1

1

18.

Б.Л.Пастернак.

3

1

Литература рус. зарубежья

1

19.

А.А.Ахматова.

5

1

Л.Андреев

3

20.

М.А.Шолохов.

6

1 кл.

М.Горький

5

1

1 д.

21.

А.Т.Твардовский.

3

Поэзия Серебряного века.

6

1

1 д.

22.

В.Т.Шаламов

2

1

А.А.Блок

6

1 кл.

23.

А.И.Солженицын.

3

С.А.Есенин.

6

1

1 кл.

24.

Тема ВОв в прозе 20 века

3

1

В.В.Маяковский.

5

1

25.

В.М.Шукшин.

3

Литература 20-х годов

2

26.

В.Г.Распутин.

3

1

И.Э.Бабель.

2

27.

«Поэтический бум».

2

Е.И.Замятин

2

28.

Драматургия 2 пол. 20 века.

2

А.П.Платонов.

3

1

29.

Современная литература

Постмодернизм

2

15.

М.А.Булгаков

8

1

1 кл.

Всего -

102

11

8

1

Календарно-тематическое планирование Оксененко Н.Б.

п\п

Тема занятия

Тип занятия

Уч. нед.

дата

КЭС

КПУ

ЕГЭ - 11 По демоверсии ФИПИ 2015 года

Введение. Русская литература конца XIX - начала ХХ века. Реализм и модернизм как литературные направления.

Лекция, беседы

1.3

1.6

1.4

1.5.

Развитие реалистической литературы на рубеже веков. Основные темы, проблемы, идеи.

Лекция, работа с учебником

И.А.Бунин. Жизнь и творчество. Философичность, лиризм, изысканность лирики. Видеоурок «Проза Ивана Бунина»

Доклады, сообщения

7.1

1.3 1.4 2.1

2.2 2.3 2.4

2.8 2.9

Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Тв\практикум

Сатирическая притча «Господин из Сан-Франциско»: абсурдность жизни или нелепость смерти?

семинар

Рассказы «Чистый понедельник», «Легкое дыхание». Любовная тема, ее философское осмысление Буниным

Семинар

Рр. Анализ одного из рассказов И.А. Бунина «Солнечный удар», «Грамматика любви»

Письменная работа

А.И.Куприн. Жизнь и творчество.

Доклады, сообщения

1.8

1.3 1.4 2.1

2.2 2.3 2.4 2.8 2.9 2.10

Поэтизация природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини.

проекты

«Гранатовый браслет» Споры об истинной, бескорыстной любви.

Семинар

Вн/чт. «Поединок».

Доклады, сообщения

Рр. Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

Урок контроля

Сочинение по творчеству И. А. Бунина и А. И. Куприна.

Урок контроля

Литература Русского зарубежья. И.С.Шмелев В.В.Набоков, А.Т.Аверченко, ТЭФФИ (обзор)

Доклады, проекты, ИКТ сообщения

1.8

1.3 2.1 2.2

2.3 2.4 2.8 2.9

Л.Н. Андреев: русский экспрессионист.

Лекция, беседа

Л.Н. Андреев: «Иуда Искариот» – парадоксальность решения вечной темы.

семинар

Три судьбы Максима Горького: писатель, культурный организатор, общественный деятель. В\урок «Максим Горький: романтик или реалист?»

Лекция, беседа

1.8

7.2

7.3

1.3 2.1 2.2

2.3 2.4 2.8

2.9

Ранний Горький в поисках «гордого человека». Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш».

Тв\практикум

“На дне” как социально-философская драма. Смысл названия,

система образов пьесы.

Работа с учебником

Три правды в пьесе «На дне». Неоднозначность авторской позиция.

Семинар

В поисках нравственной ценности революции. Роман «Мать» (обзор).

Работа с учебником

Домашнее сочинение по творчеству А.М.Горького. 1. Проблема истинного и ложного гуманизма (по пьесе Горького "На дне"). 2. Что лучше — истина или сострадание, правда или ложь?

2.10

Серебряный век: ренессанс или упадок? Литературные течения поэзии русского модернизма

Лекция ИКТ, беседа

Символизм: основные темы и мотивы поэзии Брюсова и Бальмонта

Доклады,

Поэтические индивидуальности в лирике к. XIX – н. XX в. Анненский, А. Белый.

сообщения

Истоки акмеизма. Проблематика и поэтика лирики Н. С. Гумилева.

Проекты, работа с учебником

Русский футуризм. Поиски новых форм лирики И.Северянина.

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Домашнее сочинение по творчеству поэтов конца XIX – начала ХХ в. (анализ стихотворения)

2.10

А. Блок: судьба и творчество. А.Блок и символизм. «Лирический герой Александра Блока»

Лекция ИКТ, беседа

1.6

1.4 1.5 2.2

2.10

А.Блок. Темы и образы ранней лирики.

Тв\практикум

Тема «страшного мира», вечного бессмысленного

круговорота жизни. Соотношение идеала и действительности.

Тема родины в цикле «На поле Куликовом». Россия А.Блока («На железной дороге», «Русь», «Россия»).

Тв\практикум

А.Блок и революция. Поэма «Двенадцать». Сюжет, образы и мотивы, художественное своеобразие.«Загадки поэмы Александра Блока «Двенадцать»

Лекция ИКТ, беседа

Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская

позиция и способы ее выражения в поэме.

семинар

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

п/работа

С.А.Есенин. Отражение в лирике особой связи природы и человека. «Поэтическая мифология Сергея Есенина»

Лекция ИКТ, беседа

20.12 24.12

27.12

1.5 1.6 1.8

1.9 1.11 7.7

1.12 1.14

Основополагающе значение темы Родины в лирике Есенина.

Семинар

Революция в судьбе С.Есенина

Тв\практикум

Художественно-философские основы лирики С.Есенина.

Доклады, сообщения,

С.Есенин о любви

Поэма «Анна Снегина» (обзор)

работа с учебником

В.В. Маяковский и футуризм. Художественный мир ранней лирики. «Поэт Владимир Маяковский»

Лекция ИКТ

1.8 7.5

7.8

2.10

Поэт и революция. Образ Родины в поэзии В.В.Маяковского.

Проекты доклады

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени

Идейно-художественное своеобразие поэмы В.В.Маяковского «Облако в штанах».

тв\практикум

Темы любви, искусства, религии в бунтарской поэме Маяковского.

Проекты

Сатирические произведения Маяковского.

работа с учебником

Рр. Сочинение по восприятию, анализу и оценке стихотворения В.Маяковского или С.А.Есенина.

Письменная работа

2.10

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество. Основные темы творчества Цветаевой. Открытое мероприятие Поэтический дневник Марины Цветаевой»

ИКТ, доклады

1.5 1.6

1.12 7.9

1.2 1.3 1.4

1.5 2.1 2.2

2.3 2.4 2.5

2.8 2.9 3.1

3.2

Поэзия как напряженный монолог - исповедь. Мотив одиночества в лирике Цветаевой

Проекты, сообщения

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Семинар

О.Э.Мандельштам. Судьба и личность поэта. Лирика. «Поэтическое мышление Осипа Мандельштама»

ИКТ, доклады

1.5 1.6

1.12 7.10

1.2 - 1.5 2.1 -2.5 2.8 2.9 3.1 3.2

Попытка увидеть свое время сквозь призму иных эпох. Трагический опыт современного поэта.

Проекты, сообщения

И.Э.Бабель. Своеобразие цикла «Конармия» Тема Гражданской войны в цикле.

ИКТ, доклады

1.3 1.5

1.2 1.4 2.1

2.2 2.3

Е.И.Замятин. Личность и своеобразие его художественного мира. «Мы» - роман-антиутопия.

Работа с учебником

1.5 1.8

1.2 1.3 2.1 2.2 2.9 2.10

Рр. Судьба человека в бесчеловечном мире (по роману Е.И.Замятина «Мы»).

Урок контроля

Литературный процесс 30-х годов (обзор).

Лекция ИКТ, доклады, сообщения

1.3

1.4

1.8

7.20

1.2 1.3 1.4 2.1 2.2 2.3

2.4 2.8 2.9

А.П.Платонов. Очерк жизни и творчества. Своеобразие рассказа «Сокровенный человек». «Творчество Андрея Платонова»

Идейно-художественное своеобразие повести А.П.Платонова «Котлован» (обзор)

Вн.чт. Рассказ «Песчаная учительница». Самобытность языка и стиля писателя.

М.А.Булгаков. Жизнь и творчество писателя. Судьбы людей в революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных» «Два романа Михаила Булгакова»

ИКТ, доклады

1.3

1.5

2.2

7.15.А 7.15.Б

1.2 1.3 2.1

2.2 - 2.4 2.8

2.9 3.1 3.2

2.10

Тема вечного и преходящего. Объективное изображение белогвардейского движения

семинар

История создания и публикации, проблемы и герои романа М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”.

Лекция ИКТ

Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата. Проблема вечных ценностей. Тема внутренней свободы и несвободы.

Творческий практикум

Тема любви в романе. Мастер и Маргарита.

Творческая мастерская

Сатирические страницы в романе. Развитие умений анализа эпизода.

Рр. Сочинение по одной из проблем романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» / Анализ эпизода

Письменная работа

Сочинение по одной из проблем романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» / Анализ эпизода

Б.Л.Пастернак. «Давай ронять слова»: жизнь и творчество. Лирика поэта. «Единство мира в лирике Бориса Пастернака»

ИКТ, доклады

1.5

1.6

1.7

1.8

7.18

1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2

2.3 2.4 2.5 2.8 2.9 3.1

3.2

История создания и идейно-художественное своеобразие романа Пастернака «Доктор Живаго».

сообщение

Рр. Анализ стихотворений из романа Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Письменная работа

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Художественный мир поэта. «Трагический мир поэзии Анны Ахматовой»

ИКТ, доклады

1.6

1.8

1.10

7.11

7.12

1.2 1.3 1.4 1.5 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.8 2.9 3.1 2.10 3.2

Тема творчества и любви в лирике А.А.Ахматовой.

проекты

Ахматова и революция. Образ родины в лирике Ахматовой.

сообщения

История создания и публикация поэмы «Реквием».

проекты

Рр. Образ лирической героини в поэме.

Письменная работа

Домашнее сочинение по творчеству А.Ахматовой.1.Трагичный след сталинского времени в творчестве Ахматовой. 2. Мотив исторической памяти в поэзии

М.А.Шолохов. Жизнь и творчество писателя. История создания и судьба романа «Тихий Дон». «Эпос Михаила Шолохова»

ИКТ, доклады

1.6

1.8

7.13

1.3 1.4 2.2 2.3 2.4 2.8

2.9 2.10 3.1

«Тихий Дон» – эпопея жизни донского казачества в период революции, гражданской войны

семинар

Судьба Григория Мелихова как путь поиска правды жизни.

Творческий практикум

Роль любовной коллизии, женские образы в романе.

проекты

Сложность и неоднозначность авторской позиции. Смысл названия

и финала романа.

Сочинение - анализ эпизода из романа М. А.Шолохова.

Урок контроля

А.Т.Твардовский. Жизнь и творчество поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. «Поэт и журналист Александр Твардовский»

ИКТ, доклады

1.8

7.17

1.3 1.4 1.6 2.1 2.2 2.8

2.9 3.1

Исповедальный характер поэмы «По праву памяти».

семинар

В.Т.Шаламов. Биография писателя. В. Т. Шаламов Жизнь и творчество (обзор). «Последний замер», «Шоковая терапия»

ИКТ, доклады

1.3

1.5

1.8

1.2 1.3 2.2

2.9 3.2

История создания книги «Колымские рассказы». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в «Колымских рассказах»

семинар

Жизнь и творчество А.И.Солженицына. «Один день Ивана Денисовича» (изображение русского национального характера). «Александр Солженицын — художник»

ИКТ, доклады

1.8

7.21

7.22

1.2 1.3 2.2

2.8 2.10 3.2

«Матренин двор». Человек-праведник, носитель народной нравственности, доброты, бескорыстия, трудолюбия.

Творческий практикум

«Архипелаг ГУЛАГ» - летопись страданий (фрагменты). Развенчание тоталитарной власти сталинской эпохи.

Обзор. Тема Великой Отечественной войны в прозе 20 века.

Эволюция темы войны в русской литературе и литературах других народов России.

ИКТ, доклады, проекты

1.8

8.1

1.2 1.3 2.2

2.8 3.1 3.2

В.Кондратьев «Сашка», В.Некрасов « В окопах Сталинграда»

К.Воробьев «Убиты под Москвой».

Повести В.Быкова и Б. Васильева о Великой Отечественной войне.

Анализ рассказа, повести о войне. Тема чести и бесчестия в повести В.Быкова «Сотников»

Урок контроля

Русская проза в 50-90-е годы. Жизнь и творчество Василия Шукшина.

ИКТ, доклады

1.8

8.1

1.2 1.3 2.2

2.8 3.1 3.2

«Микроскоп», «Алеша Бесконвойный» Образы обаятельных простаков-«чудиков», бескорыстных правдоискателей в рассказах Шукшина.

семинар

В.Г.Распутин. «Прощание с Матерой». Символика названия повести и ее нравственная проблематика. Тема памяти и преемственности поколений.

ИКТ, доклады

1.8

8.1

1.2 1.3 2.2

2.8 2.10 3.1 3.2

Рр. Смысл финала повести и её названия.

Урок контроля

Домашнее сочинение 1. Проблема экологии в современной литературе по повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой». 2. Нравственные проблемы современной деревни. 3. Проблема преемственности поколений.

Полвека русской поэзии (обзор). Время «поэтического бума».

Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, И.А.Бродский, Б. Окуджава

ИКТ, доклады

1.8 8.2

1.3 2.1 2.2

2.9 3.2

Урок-концерт по лирике советского периода

Творчество Н. М. Рубцов, Расула Гамзатов. Тема родины в лирике

ИКТ, доклады

1.7 1.8 8.3

1.3 2.1 2.2

2.9 3.2

Драматургия второй половины 20 века. Розов, драма «Вечно живые». «Утиная охота» Вампилова (обзор)

ИКТ, доклады

1.6

2.3 2.4 2.5

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм как кризисный феномен искусства второй половины 20 века.

13


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.