12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Владимировна Нестерова1403
Кто однажды обрел самого себя, тот уже ничего на этом свете утратить не может. И кто однажды понял человека в себе, тот понимает всех людей. Стефан Цвейг, "Фантастическая ночь"
Россия, Московская обл., Дубна
Материал размещён в группе «Кабинет русского языка и литературы. »

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.

Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.

Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.

Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.

В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.

  Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»

Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.

Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.

Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.

Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других  искусств;  формировать  представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.

Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».

В 6 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 6 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.

​​​​​​​СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Литература как искусство слова

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.

Как появилась поэзия и проза.

Истоки и вершины

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования. Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.

Былина «Садко». Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.

Внеклассное чтение. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»

Классические образцы поэзии и прозы

Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа.

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение                                           «Зимнее утро».

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Пapyc», «Утёс».

Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.

А.С. Пушкин. Повесть «Дубровский».

Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.

Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь»).

О чём и о ком рассказывает литepaтypнoe произведение.

Герой литературного произведения

Понятие о теме, гepoe, сюжете в литературном произведении. А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.

Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник». Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.

А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре». Тема человека и мира.  Характер  героя и сюжетная  ситуация.    Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.

Внеклассное  чтение.  Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня».

Тема литературного произведения

А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь». Тема труда. Национальный характер.  Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой...»). Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворение.

Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша». Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.

С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша». Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Стихотворение «Звезда полей» , «Листья осенние в горнице». Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.

Внеклассное чтение. Габдулла Тукай. «Пapa лошадей».

Литература: мир вопросов и ответов.

Как человек пoнимaeт мир и себя. Лирический repoй

А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Зимний вечер» , «3имняя дорога». Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

Дж.Г. Байрон. Слово о писателе. Стихотворение «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Прометей». Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.

М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Нет, я не Байрон...». Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворение. Стихотворение «Ангел». Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.

Кaк oтpaжaeтcя таинственное в судьбе человека

Идея и проблематика литературного произведения

В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь». Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.

Народная баллада «Чёрный ворон».

А.С. Пушкин. «Ворон к ворону летит».

Э. По. Слово о писателе. «Ворон».

Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.

А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы». Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворение.

Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. Повесть «Вий».

Как человек относится к людям и ко всему живому

«Вечные темы». Нравственная проблематика литературного произведения

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.

И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник».  Нравственная  проблематика.  Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор». Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.

В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворение. Стихотворение «Послушайте!». Смысл жизни и творчества. Пафос и поэтический мир стихотворения.

А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле». Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия.

Д. Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинсон Крузо» (отдельные главы). Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

Дж. Свифт. Слово о писателе. Роман «Путешествия Гулливера». Сатирическое и фантастическое в романе. Образ главного героя. Нравственная проблематика.

Внекпассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму».

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

Отношение людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь.

Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского). Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда». Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест).

Р.Л. Стивепсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мёд». Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.

К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»). Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3). Цивилизация и природа. Технический пpoгpeсс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.

Внеклассное чтение. Мы помним...


ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Гражданского воспитания:

—  готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

—  активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;

—   неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

—   понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

—   представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;

—   представление о способах противодействия коррупции;

—   готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;

—   активное участие в школьном самоуправлении;

—   готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).

Патриотического воспитания:

— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;

—  ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;

—  уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.

Духовно-нравственного воспитания:

—  ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;

—  готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;

—  активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.

Эстетического воспитания:

—  восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;

—  осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

—  понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;

—  стремление к самовыражению в разных видах искусства.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

—  осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

—  ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

—  осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;

—  способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

—  умение принимать себя и других, не осуждая;

—  умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;

—  уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;

—  сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.

Трудового воспитания:

—  установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

—  интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;

—  осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;

—  готовность адаптироваться в профессиональной среде;

—  уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;

—  осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания:

—  ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;

—  повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;

—  активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;

—  осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;

—  готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

Ценности научного познания:

—  ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;

—  овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;

—  овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;

—  установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

   Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

—  освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

—  изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;

—  потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

—  в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

—  в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;

—  умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;

—  анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;

—  оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

—  способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;

—  воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

—  оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;

—  формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

—  быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.

Универсальные учебные познавательные действия:

1) Базовые логические действия:

—  выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);

—  устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;

—  с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;

—  предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;



—  выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

—  выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;

—  делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;

—  формулировать гипотезы об их взаимосвязях;

—  самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

2) Базовые исследовательские действия:

—  формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

—  использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;

—  формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение

—  проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

—  оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);

—  самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;

—  владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

—  прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.

3) Работа с информацией:

—  применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

—  выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;

—  находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

—  самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;

—  оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

—  эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.

Универсальные учебные коммуникативные действия:

1) Общение:

—  воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;

—  распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;

—  выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;

—  понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.

2) Совместная деятельность:

—  использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

—  принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

—  уметь обобщать мнения нескольких людей;

—  проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);

—  выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;

—  оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;

—  в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;

—  сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

—  публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);

—  самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;

—  участниками взаимодействия на литературных занятиях;

—  сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.

Универсальные учебные регулятивные действия:

1) Самоорганизация:

—  выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;

—  ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);

—  самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

—  составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;

—  делать выбор и брать ответственность за решение.

2) Самоконтроль:

—  владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

—  учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

—  объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;

—  вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.

3) Эмоциональный интеллект:

—  развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;

—  выявлять и анализировать причины эмоций;

—  ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;

—  регулировать способ выражения своих эмоций;

4) Принятие себя и других:

—  осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;

—  признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;

—  проявлять открытость себе и другим;

—  осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

   1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
   2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;

   3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);

—  определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;

—  понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;

—  выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

—  сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);

—  сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения



художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);

   4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);

   5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;

   6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
   7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
   8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;

   9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;

   10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;

11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;

12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Наименование разделов и тем программы

Количество часов

Дата
изучения

Виды деятельности

Виды,
формы
контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

контрольные работы

практические работы

Раздел 1. Литература как искусство слова

1.1

Содержание художественного произведения.

2

0

0,5


Работать с информацией учебника.

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

Итого по разделу

2


Раздел 2. Как появилась поэзия и проза.

2.1

 Истоки и вершины

6

0

0,25


Выразительно читать произведение с учётом особенностей жанра; работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; выявлять характерные для произведений древнерусской  литературы темы, образы и приёмы изображения человека; определять с помощью учителя роль и место Былин, песен, древнерусских повестей в истории русской литературы; характеризовать образ рассказчика и главных героев; работать со словом, с историко-культурным комментарием; отвечать на вопросы, составлять развёрнутый план, определять идейно-тематическое содержание произведений; определять особенности былины как эпического жанра, выявлять особенности композиции, художественные детали, определяя их роль в повествовании, ритмико-мелодическое своеобразие русской былины.

Устный опрос, тестирование, письменный контроль

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

2.2

Классические образцы поэзии и прозы

10

0

0,75


Читать выразительно стихотворение; отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение); выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; заучивать стихотворение наизусть. Читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, сравнивать его с произведением древнерусской литературы; уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; читать фрагменты прозаического произведения; анализировать текст, выявлять тему, композицию, круг главных героев и второстепенных персонажей; составлять развёрнутый план, пересказывать фрагменты текста; аргументированно высказывать своё отношение к событиям и героям произведения; писать сочинение на одну из тем.

Устный опрос, тестирование, письменный контроль

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

2.3

Развитие речи

2

0

2


Письменная работа.

Сочинение

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

2.4

Внеклассное чтение

2

0

0


Обзор произведения.

Устный опрос


Итого по разделу

20


Раздел 3. О чём и о ком рассказывает литературное  произведение.

3.1

 Герой литературного произведения

15

0

1,25


Читать текст, отвечать на вопросы; владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный); характеризовать героя, его поступки; определять основную мысль произведения, жанровые особенности, художественные средства изобразительности; работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; аргументированно высказывать своё отношение к герою произведения; создавать аннотацию на прочитанное произведение. Воспринимать и выразительно читать рассказ, уметь формулировать вопросы к тексту.

Устный
опрос; тестирование;
письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

3.2

Тема литературного произведения

7

0

0,25


Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть); отвечать на вопросы, анализировать стихотворение; определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения, особенности авторского языка; характеризовать лирического героя; устно или письменно отвечать на вопросы.

Устный
опрос; тестирование;
письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

3.3

Развитие речи

6

0

6


Письменная работа.

Сочинение


3.4

Внеклассное чтение

2

0

0


Обзор произведения.

Устный опрос


Итого по разделу

30


Раздел 4. Литература: мир вопросов и ответов

4.1

Как человек понимает мир и себя

7

0

0,5


Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения (в том числе наизусть); выражать личное читательское отношение к прочитанному; определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического, произведения; характеризовать лирического героя; характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства их создания; выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях;
устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования); работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений. Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета.

Устный
опрос; тестирование;
письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

4.2

Как отражается таинственное в судьбе человека

4

0

0


Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения (в том числе наизусть); выражать личное читательское отношение к прочитанному; определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического, произведения; характеризовать лирического героя; характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства их создания; выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях;
устно или письменно отвечать на вопросы (с использованием цитирования); работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений.

Устный
опрос, тестирование;
письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

4.3

Развитие речи

0

0

0


Письменная работа.

Сочинение


4.4

Внеклассное чтение

1

0

0


Обзор произведения.

Устный
опрос


Итого по разделу

12


Раздел 5. Как человек относится к людям и ко всему живому

5.1

«Вечные темы». Нравственная проблематика литературного произведений

14

0

0,75


Воспринимать и выразительно читать рассказ; отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; определять тему, идею произведения, своеобразие композиции; характеризовать главных героев, основные события; описывать портреты героев произведения, раскрывать их внутренний мир; выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение.

Устный
опрос; тестирование;
письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

5.2

«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения

16

0

1,25


Воспринимать и выразительно читать лирические произведения (в том числе наизусть); выражать личное читательское отношение к прочитанному; анализировать сюжет, тематику проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности произведений; формулировать вопросы по тексту произведения; анализировать форму выражения авторской позиции; выявлять средства художественной изобразительности в стихотворениях; письменно отвечать на проблемный вопрос.

Устный
опрос; тестирование;
письменный контроль.

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

5.3

Развитие речи

2

0

2


Письменная работа.

Сочинение


5.4

Внеклассное чтение

4

0

0


Обзор произведений.

Устный опрос

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

Итого по разделу

36


Раздел 6. Итоговый контроль

6.1

Итоговые контрольные работы

2

1

0


Письменный контроль.

Контрольная работа

https://resh.edu.ru/subject/14/6/

Итого по разделу

2


ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

6.5

26
















ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Тема урока

Количество часов

Дата
изучения

Виды,
формы
контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Литература как искусство слова

1

0

0

01.09.2022

Устный опрос

2.

Книга, прочитанная летом.

1

0

0,5

05.09.2022

Устный опрос

3.

Понятие о поэзии и прозе.

1

0

0

07.09.2022

Устный опрос

4.

Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые и лирические.

1

0

0

09.09.2022

Устный опрос,
письменный контроль

5.

Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин.

1

0

0

12.09.2022

Устный опрос, тестирование

6.

«Садко». Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.

1

0

0

14.09.2022

Устный опрос

7.

Повесть как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Сюжет и герои.

1

0

0

15.09.2022

Устный опрос,
письменный контроль

8.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских».  Духовные ценности и нравственные идеалы.

1

0

0

19.09.2022

Устный опрос

9.

Вн.чт.: Сравнительный анализ былины И.А. Бунина «Святогор и Илья» и народной былины.

1

0

0,5

21.09.2022

Устный опрос

10.

Лирическое стихотворение.

1

0

0,25

22.09.2022

Устный опрос,
письменный контроль

11.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Поэтический мир стихотво-рения.

1

0

0

26.09.2022

Устный опрос

12.

М.Ю. Лермонтов. Чтение и анализ стихотворения «Парус».

1

0

0

28.09.2022

Устный опрос

13.

М.Ю. Лермонтов. Чтение и анализ стихотворения «Утес»

1

0

0

29.09.2022

Устный опрос

14.

А.С. Пушкин. История создания романа «Дубровский».

1

0

0

03.10.2022

Устный опрос

15.

Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова.

1

0

0,25

05.10.2022

Устный опрос,
письменный контроль

16.

Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Изображение крестьянского бунта.

1

0

0,25

06.10.2022

Устный опрос

17.

Романтический характер истории любви Маши и Владимира.

1

0

0,25

17.10.2022

Устный опрос,
письменный контроль

18.

Смысл названия романа. Мастерство Пушкина-прозаика.

1

0

0

19.10.2022

Устный опрос,
письменный контроль

19.

Подготовка к сочинению-рассуждению по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

0

1

20.10.2022

Письменный контроль

20.

Обучающее сочинение-рассуждение по роману А.С. Пушкина «Дубровский».

1

0

1

24.10.2022

Сочинение

21.

Вн.чт.: Л.Н. Толстой. «Юность» (глава «Я проваливаюсь»)

1

0

0

26.10.2022

Устный опрос

22.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

0

1

27.10.2022

Письменный контроль

23.

Понятие о теме, герое, персонаже, сюжете в литературном произведении.

1

0

0

31.10.2022

Устный опрос, тестирование

24.

Повесть А.С. Пушкина «Выстрел». Особенности композиции. Образы главных героев.

1

0

0

02.11.2022

Устный опрос,
письменный контроль

25.

Повесть «Выстрел». Характер и судьба, честь и жизненный выбор.

1

0

0

03.11.2022

Устный опрос, тестирование

26.

Н.С. Лесков. Историческое время, отражённое в повести.  Герои повести.

1

0

0

07.11.2022

Устный опрос

27.

 «Тупейный художник». Осо-бенности сюжета. Смысл фи-нала произведения.

1

0

0

09.11.2022

Устный опрос

28.

Н.С. Лесков. Сказ. Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя.

1

0

0,25

10.11.2022

Устный опрос

29.

Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. 

1

0

0

14.11.2022

Устный опрос

30.

Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы героев: обучение созданию сравнительной характеристики.

1

0

0,25

16.11.2022

Устный опрос,

письменный контроль

31.

Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы героев: обучение созданию сравнительной характеристики.

1

0

0,25

17.11.2022

Устный опрос,

письменный контроль

32.

Поэтичный образ Дины. Любовь как высшая нравственная сила в человеке.

1

0

0,25

28.11.2022

Устный опрос,

письменный контроль

33.

Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия рассказа.

1

0

0

30.11.2022

Устный опрос,

письменный контроль

34.

Обучающее сочинение-рас-суждение на морально-эти-ческую тему по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». 

1

0

1

01.12.2022

Письменный контроль

35.

Обучающее сочинение-рас-суждение на морально-эти-ческую тему по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

1

0

1

05.12.2022

Сочинение

36.

А.П. Чехов «Человек в футляре». Характер героя. Тема человека и мира.

1

0

0

07.12.2022

Устный опрос

37.

«Человек в футляре». Характер героя и сюжетная ситуация. Роль детали. Аллегория. Символ.

1

0

0,25

08.12.2022

Устный опрос,

письменный контроль

38.

Обучающее сочинение-опи-сание «Характеристика главного героя» по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре».

1

0

1

12.12.2022

Письменный контроль

39.

Обучающее сочинение-опи-сание «Характеристика главного героя» по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре».

1

0

1

14.12.2022

Сочинение

40.

Вн.чт.: Ю.С. Рытхэу«Хранитель огня».

1

0

0

15.12.2022

Устный опрос

41.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

0

1

19.12.2022

Письменный контроль

42.

А.В. Кольцов. «Косарь». Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. «Вечные» темы в литературе: тема поэта и поэзии, тема труда, тема родной природы.

1

0

0

21.12.2022

Устный опрос

43.

М.Ю. Лермонтов. Понятие «темы в творчестве поэта «Поэт»  («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»).

1

0

0

22.12.2022

Устный опрос

44.

Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». Поэтический мир произведения. Тема человека в социальном мире.

1

0

0

26.12.2022

Устный опрос

45.

Поэма «Саша». Смысл сотрудничества. Сопоставления главных героев. Понятие о трёхсложных размерах (дак-тиль).

1

0

0,25

28.12.2022

Устный опрос,

письменный контроль

46.

 С.А. Есенин.  «Там, где капустные грядки», «Пороша». Тема родной природы.

1

0

0

29.12.2022

Устный опрос

47.

Н.М. Рубцов. Поэтический мир стихотворений «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»: чтение и анализ. Картины природы и русского быта.

1

0

0

09.01.2023

Устный опрос

48.

Вн.чт.: Г. Тукай. «Родная де-ревня», «Книга», «Пара лошадей», «Совет». Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа.

1

0

0

11.01.2023

Устный опрос

49.

Обучающее сочинение – анализ стихотворения о природе (по выбору обучающегося: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов).

1

0

1

12.01.2023

Письменный контроль

50.

Обучающее сочинение – анализ стихотворения о природе (по выбору обучающегося: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов).

1

0

1

16.01.2023

Сочинение

51.

Обобщение материала. Подготовка к диагностической работе.

1

0

1

18.01.2023

Устный опрос,

письменный контроль

52.

Диагностическая работа.

1

1

0

19.01.2023

Контрольная работа

53.

Анализ сочинений и диагностической работы.

1

0

1

23.01.2023

Письменный контроль

54.

Понятие о лирическом герое.

1

0

0

25.01.2023

Устный опрос

55.

А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Образ природы в лирическом стихотворении.

1

0

0

26.01.2023

Устный опрос

56.

Стихотворение «Зимняя дорога». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике.

1

0

0,25

30.01.2023

Устный опрос

57.

Дж. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна» Ощущение трагического разлада героя с жизнью и обществом.

1

0

0

01.02.2023

Устный опрос

58.

Баллада Дж. Байрона «Прометей». Образ главного героя.

1

0

0

02.02.2023

Устный опрос

59.

М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон…». Осознание себя и своего места в мире. Трёхсложный размер (амфи-брахий).

1

0

0,25

06.02.2023

Устный опрос,

письменный контроль

60.

М.Ю. Лермонтов. «Ангел». Лирическая история души. 

1

0

0

08.02.2023

Устный опрос

61.

Идея и проблематика литературного произведения. Понятие баллады.  История жанра баллады. Жанровые приз-наки.

1

0

0

09.02.2023

Устный опрос

62.

В.А. Жуковский  «Лесной царь» и баллада В.И. Гёте «Лесной царь». Таинствен-ное. Человек. Судьба.

1

0

0,25

13.02.2023

Устный опрос

63.

Э. По. Баллада «Ворон», на-родная баллада «Чёрный ворон», А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит…». Образ воро-на в балладе.

1

0

0,25

15.02.2023

Устный опрос,

письменный контроль

64.

А.С. Пушкин. «Бесы»: балладные мотивы в лирическом произведении.

1

0

0

16.02.2023

Устный опрос

65.

Вн.чт.: Н.В. Гоголь. Повесть «Вий». Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного. Отра-жение таинственного в судь-бе человека.

1

0

0

27.02.2023

Устный опрос

66.

Нравственная проблематика литературного произведения.

1

0

0

01.03.2023

Устный опрос;

67.

Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке». Жанр святочного рассказа. Образы детей. Идея сострадания.

1

0

0

02.03.2023

Устный опрос

68.

И.А. Бунин. «Лапти». Нравственная проблематика. Образы героев. Самоотвержен-ность героя.

1

0

0

06.03.2023

Устный опрос

69.

Тема прошлого России в рассказе И. А. Бунина «Подснежник». Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа.

1

0

0,25

09.03.2023

Устный опрос

70.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Белый пудель». Образы героев.

1

0

0,25

13.03.2023

Устный опрос

71.

Рассказ «Белый пудель». Жестокость и милосердие.

1

0

0,25

15.03.2023

Устный опрос, письменный контроль

72.

Рассказ «Чудесный доктор». Смысл названия. Тема служения людям и добру.

1

0

0

16.03.2023

Устный опрос

73.

В.В. Маяковский. Слово о поэте. "Послушайте".

1

0

0

20.03.2023

Устный опрос

74.

В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Гу-манистический пафос сти-хотворения.

1

0

0

22.03.2023

Устный опрос

75.

Своеобразие писательской манеры А. Платонова. Рас-сказ «Цветок на земле».

1

0

0

23.03.2023

Устный опрос

76.

Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мечта об идеале. Проблема ответственности.

1

0

0

27.03.2023

Устный опрос

77.

Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире в повести-сказке «Маленький принц». Непонятный мир взрослых, чуждый ре-бёнку.

1

0

0

29.03.2023

Устный опрос

78.

Классное обучающее сочинение по философской повести-сказке «Маленький принц» (анализ эпизода, главки).

1

0

1

30.03.2023

Сочинение

79.

Д. Дефо слово о писателе. Роман "Робинзон Крузо" (отдельные главы).

1

0

0

10.04.2023

Устный опрос

80.

Джонатан Свифт. Слово о писателе. "Путешествие Гулливера".

1

0

0

12.04.2023

Устный опрос

81.

Вн.чт.: И.С. Тургенев. Чтение и анализ рассказа «Муму».  Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России  Образ Герасима.  Смысл финала повести.

1

0

0

13.04.2023

Устный опрос

82.

Образ Герасима. Смысл финала повести.

1

0

0

17.04.2023

Устный опрос

83.

Анализ сочинений. Работа над ошибками.

1

0

1

19.04.2023

Письменный контроль

84.

Социальная проблематика литературного произведения. Отношения людей в обществе. Нравственное и социа-льное, их взаимосвязь.

1

0

0

20.04.2023

Устный опрос

85.

Ф. Шиллер. «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского). Образ гла-вного героя. Поэтический мир баллады.  Подготовка к домашнему сочинению.

1

0

0,25

24.04.2023

Устный опрос, письменный контроль

86.

Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Проблема социальной несправедливости и жестокости.

1

0

0

26.04.2023

Устный опрос

87.

Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Проблема социальной несправедливости и жестокости.

1

0

0,25

27.04.2023

Устный опрос, письменный контроль

88.

Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Надежда на лучший мир. Трёхсложный размер (анапест).

1

0

0,25

03.05.2023

Устный опрос, письменный контроль

89.

Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Надежда на лучший мир.

1

0

0

04.05.2023

Устный опрос

90.

Р.-Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка.

1

0

0

08.05.2023

Устный опрос

91.

В.Г. Короленко. Выборочное чтение повести «Дети подземелья». Сюжет повести. Тема произведения.

1

0

0,25

10.05.2023

Устный опрос

92.

Дружба и душевное участие. Нравственная проблематика повести.

1

0

0

11.05.2023

Устный опрос

93.

К.Г. Паустовский. Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»).

1

0

0

15.05.2023

Устный опрос

94.

 Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.

1

0

0,25

17.05.2023

Устный опрос, письменный контроль

95.

С.А. Есенин. Комментированное чтение отрывка из поэмы «Сорокоуст» (часть 3). Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь.

1

0

0

18.05.2023

Устный опрос

96.

Вн.чт.:  «Мы помним» (произведения о Великой отечественной войне).

1

0

0

22.05.2023

Устный опрос

97.

Вн.чт.:  «Мы помним» (произведения о Великой отечественной войне).

1

0

0

24.05.2023

Устный опрос

98.

Диагностическая работа.

1

1

0

25.05.2023

Контрольная

работа

99.

Анализ работы.

1

0

1

29.05.2023

Устный опрос
опрос;

100.

Защита проектов по литера-туре.

1

0

1

31.05.2023

Устный опрос

101.

Защита проектов по литературе.

1

0

1

01.06.2023

Устный опрос

102.

Итоговый урок.

1

0

0

05.06.2023

Устный опрос

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

102

2

26














УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Литература (в 2 частях), 6 класс /Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.; ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; АО «Издательство Просвещение»;

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Литература. 6 класс. Методическое пособие Автор Москвин Г.В., Ерохина Е.Л. Серия УМК Г. В. Москвина и др. Литература (5-9) Класс 6 класс Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник". Методическое пособие


ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

http://www.gramma.ru/LIT/
https://resh.edu.ru/subject/14/6/


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
компьютер, мультимедийный проектор, банк презентаций для уроков литературы в 6 классе.


ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

тексты художественных произведений




Опубликовано в группе «Кабинет русского языка и литературы. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.