Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 классов по УМК Г.В. Москвина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для обучающихся 6 классов составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г.№ 287, зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г., рег. номер — 64101) (далее — ФГОС ООО), а также Примерной программы воспитания, с учётом Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Учебный предмет «Литература» в наибольшей степени способствует формированию духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения, так как занимает ведущее место в
эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии обучающихся, в становлении основ их миропонимания и национального самосознания. Особенности литературы как школьного предмета связаны с тем, что литературные произведения являются феноменом культуры: в них заключено эстетическое освоение мира, а богатство и многообразие человеческого бытия выражено в
художественных образах, которые содержат в себе потенциал воздействия на читателей и приобщают их к нравственно-эстетическим ценностям, как национальным, так и общечеловеческим.
Основу содержания литературного образования составляют чтение и изучение выдающихся художественных произведений русской и мировой литературы, что способствует постижению таких нравственных категорий, как добро, справедливость, честь, патриотизм, гуманизм, дом, семья.
Целостное восприятие и понимание художественного произведения, его анализ и интерпретация возможны лишь при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя, которая зависит от возрастных особенностей школьников, их психического и литературного развития, жизненного и читательского опыта.
Полноценное литературное образование в основной школе невозможно без учёта преемственности с курсом литературного чтения в начальной школе, межпредметных связей с курсом русского языка, истории и предметов художественного цикла, что способствует развитию речи, историзма мышления, художественного вкуса, формированию эстетического отношения к окружающему миру и его воплощения в творческих работах различных жанров.
В рабочей программе учтены все этапы российского историко-литературного процесса (от фольклора до новейшей русской литературы) и представлены разделы, касающиеся литератур народов России и зарубежной литературы.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой монографической или обзорной темы и направлены на достижение планируемых результатов обучения.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
Цели изучения предмета «Литература» в основной школе состоят в формировании у обучающихся потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия, понимания литературных текстов и создания собственных устных и письменных высказываний; в развитии чувства
причастности к отечественной культуре и уважения к другим культурам, аксиологической сферы личности на основе высоких духовно-нравственных идеалов, воплощённых в отечественной и зарубежной литературе. Достижение указанных целей возможно при решении учебных задач, которые постепенно усложняются от 5 к 9 классу.
Задачи, связанные с пониманием литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, с обеспечением культурной самоидентификации, осознанием коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, состоят в приобщении школьников к наследию отечественной и зарубежной классической литературы и лучшим образцам современной литературы; воспитании уважения к отечественной классике как высочайшему достижению национальной культуры, способствующей воспитанию патриотизма, формированию национально-культурной идентичности и способности к диалогу культур; освоению духовного опыта человечества, национальных и общечеловеческих культурных традиций и ценностей; формированию гуманистического мировоззрения.
Задачи, связанные с осознанием значимости чтения и изучения литературы для дальнейшего развития обучающихся, с формированием их потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, с гармонизацией отношений человека и общества, ориентированы на воспитание и развитие мотивации к чтению художественных произведений, как изучаемых на уроках, так и прочитанных самостоятельно, что способствует накоплению позитивного опыта освоения литературных произведений, в том числе в процессе участия в различных мероприятиях, посвящённых литературе, чтению, книжной культуре.
Задачи, связанные с воспитанием квалифицированного читателя, обладающего эстетическим вкусом, с формированием умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и
интерпретировать прочитанное, направлены на формирование у школьников системы знаний о литературе как искусстве слова, в том числе основных теоретико и историко-литературных знаний, необходимых для понимания, анализа и интерпретации художественных произведений, умения воспринимать их в историко-культурном контексте, сопоставлять с произведениями других видов искусства; развитие читательских умений, творческих способностей, эстетического вкуса. Эти задачи направлены на развитие умения выявлять проблематику произведений и их художественные особенности, комментировать авторскую позицию и выражать собственное отношение к прочитанному; воспринимать тексты художественных произведений в единстве формы и содержания, реализуя возможность их неоднозначного толкования в рамках достоверных интерпретаций; сопоставлять и сравнивать художественные произведения, их фрагменты, образы и проблемы как между собой, так и с произведениями других искусств; формировать представления о специфике литературы в ряду других искусств и об историко-литературном процессе; развивать умения поиска необходимой информации с использованием различных источников, владеть навыками их критической оценки.
Задачи, связанные с осознанием обучающимися коммуникативно-эстетических возможностей языка на основе изучения выдающихся произведений отечественной культуры, культуры своего народа, мировой культуры, направлены на совершенствование речи школьников на примере высоких образцов художественной литературы и умений создавать разные виды устных и письменных высказываний, редактировать их, а также выразительно читать произведения, в том числе наизусть, владеть различными видами пересказа, участвовать в учебном диалоге, адекватно воспринимая чужую точку зрения и аргументированно отстаивая свою.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Литература» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по отношению к предмету «Литературное чтение».
В 6 классе на изучение предмета отводится 3 часа в неделю, суммарно изучение литературы в 6 классе по программе основного общего образования рассчитано на 102 часа.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Литература как искусство слова
Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах.
Как появилась поэзия и проза.
Истоки и вершины
Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования. Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм.
Былина «Садко». Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя.
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои.
Внеклассное чтение. И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»
Классические образцы поэзии и прозы
Лирическое стихотворение. Рифма, ритм, размер, строфа.
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворение «Зимнее утро».
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Пapyc», «Утёс».
Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж.
А.С. Пушкин. Повесть «Дубровский».
Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика.
Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Юность» (глава XLV «Я проваливаюсь»).
О чём и о ком рассказывает литepaтypнoe произведение.
Герой литературного произведения
Понятие о теме, гepoe, сюжете в литературном произведении. А. С. Пушкин. Повесть «Выстрел». Характер и судьба, честь и жизненный выбор. Образы главных героев. Особенности композиции.
Н.С. Лесков. Слово о писателе. Повесть «Тупейный художник». Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Смысл финала.
Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник». Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества.
А.П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Человек в футляре». Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ.
Внеклассное чтение. Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня».
Тема литературного произведения
А.В. Кольцов. Слово о писателе. Стихотворение «Косарь». Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой...»). Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворение.
Н.А. Некрасов. Слово о писателе. Поэма «Саша». Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения.
С.А. Есенин. Слово о писателе. Стихотворения «Там, где капустные грядки», «Пороша». Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
Н.М. Рубцов. Слово о писателе. Стихотворение «Звезда полей» , «Листья осенние в горнице». Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений.
Внеклассное чтение. Габдулла Тукай. «Пapa лошадей».
Литература: мир вопросов и ответов.
Как человек пoнимaeт мир и себя. Лирический repoй
А.С. Пушкин. Слово о писателе. Стихотворения «Зимний вечер» , «3имняя дорога». Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
Дж.Г. Байрон. Слово о писателе. Стихотворение «Душа моя мрачна» (пер. М.Ю. Лермонтова), «Прометей». Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений.
М.Ю. Лермонтов. Слово о писателе. Стихотворение «Нет, я не Байрон...». Осознание себя и своего места в мире. Поэтический мир стихотворение. Стихотворение «Ангел». Лирическая история души. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворения.
Кaк oтpaжaeтcя таинственное в судьбе человека
Идея и проблематика литературного произведения
В.А. Жуковский. Слово о писателе. Баллада «Лесной царь». Понятие баллады. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения.
Народная баллада «Чёрный ворон».
А.С. Пушкин. «Ворон к ворону летит».
Э. По. Слово о писателе. «Ворон».
Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла. Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений.
А.С. Пушкин. Стихотворение «Бесы». Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворение.
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь. Повесть «Вий».
Как человек относится к людям и ко всему живому
«Вечные темы». Нравственная проблематика литературного произведения
Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. Рассказ «Мальчик у Христа на ёлке». Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей.
И.А. Бунин. Слово о писателе. Рассказы «Лапти», «Подснежник». Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев.
А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказы «Белый пудель», «Чудесный доктор». Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев.
В.В. Маяковский. Слово о писателе. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям». Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворение. Стихотворение «Послушайте!». Смысл жизни и творчества. Пафос и поэтический мир стихотворения.
А.П. Платонов. Слово о писателе. Рассказ «Цветок на земле». Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия.
Д. Дефо. Слово о писателе. Роман «Робинсон Крузо» (отдельные главы). Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.
Дж. Свифт. Слово о писателе. Роман «Путешествия Гулливера». Сатирическое и фантастическое в романе. Образ главного героя. Нравственная проблематика.
Внекпассное чтение. И.С. Тургенев. «Муму».
«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения
Отношение людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь.
Ф. Шиллер. Слово о писателе. Баллада «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского). Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады.
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога», «Размышление у парадного подъезда». Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест).
Р.Л. Стивепсон. Слово о писателе. Баллада «Вересковый мёд». Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады.
К.Г. Паустовский. Слово о писателе. Рассказ «Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»). Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия.
С.А. Есенин. Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3). Цивилизация и природа. Технический пpoгpeсс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения.
Внеклассное чтение. Мы помним...
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение литературы в 6 классе направлено на достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, отражёнными в произведениях русской литературы, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения рабочей программы по литературе для основного общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
— готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
— активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях;
— неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
— понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
— представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— представление о способах противодействия коррупции;
— готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, в том числе с опорой на примеры из литературы;
— активное участие в школьном самоуправлении;
— готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям, нуждающимся в ней).
Патриотического воспитания:
— осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной литературы, а также литератур народов РФ;
— ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях;
— уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в литературе.
Духовно-нравственного воспитания:
— ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей литературных произведений;
— готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
— активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
— восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, в том числе изучаемых литературных произведений;
— осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;
— понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
— стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
— осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;
— ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);
— осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в интернет-среде в процессе школьного литературного образования;
— способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
— умение принимать себя и других, не осуждая;
— умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных произведений;
— уметь управлять собственным эмоциональным состоянием;
— сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев.
Трудового воспитания:
— установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
— интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и знакомства с деятельностью героев на страницах литературных произведений;
— осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
— готовность адаптироваться в профессиональной среде;
— уважение к труду и результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений русского фольклора и литературы;
— осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей.
Экологического воспитания:
— ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;
— повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения;
— активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы;
— осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред;
— готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
— ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с опорой на изученные и самостоятельно прочитанные литературные произведения;
— овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
— овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования;
— установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
— освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
— изучение и оценка социальных ролей персонажей литературных произведений;
— потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;
— в действии в условиях неопределенности, повышение уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
— в выявлении и связывании образов, необходимость в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
— умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
— анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики;
— оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
— способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и читательский опыт;
— воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
— оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия;
— формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу обучения у обучающегося формируются следующие универсальные учебные действия.
Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия:
— выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (художественных и учебных текстов, литературных героев и др.) и явлений (литературных направлений, этапов историко-литературного процесса);
— устанавливать существенный признак классификации и классифицировать литературные объекты по существенному признаку, устанавливать основания для их обобщения и сравнения, определять критерии проводимого анализа;
— с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых литературных фактах и наблюдениях над текстом;
— предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий с учётом учебной задачи;
— выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;
— выявлять причинно-следственные связи при изучении литературных явлений и процессов;
— делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
— формулировать гипотезы об их взаимосвязях;
— самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
2) Базовые исследовательские действия:
— формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;
— использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в литературном образовании;
— формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение
— проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей литературного объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
— оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента);
— самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, опыта, исследования;
— владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
— прогнозировать возможное дальнейшее развитие событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах, в том числе в литературных произведениях.
3) Работа с информацией:
— применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе литературной и другой информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
— выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать литературную и другую информацию различных видов и форм представления;
— находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
— самостоятельно выбирать оптимальную форму представления литературной и другой информации и иллюстрировать решаемые учебные задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
— оценивать надёжность литературной и другой информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
— эффективно запоминать и систематизировать эту информацию.
Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение:
— воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения;
— распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций, находя аналогии в литературных произведениях, и смягчать конфликты, вести переговоры;
— выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
— понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
2) Совместная деятельность:
— использовать преимущества командной (парной, групповой, коллективной) и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы на уроках литературы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
— принимать цель совместной учебной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
— уметь обобщать мнения нескольких людей;
— проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы на уроке литературы и во внеурочной учебной деятельности, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные);
— выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению, и координировать свои действия с другими членами команды;
— оценивать качество своего вклада в общий результат по критериям, сформулированным понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и корректно формулировать свои возражения;
— в ходе учебного диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение учебной задачи и поддержание благожелательности общения;
— сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
— публично представлять результаты выполненного опыта (литературоведческого эксперимента, исследования, проекта);
— самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов;
— участниками взаимодействия на литературных занятиях;
— сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:
— выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях, анализируя ситуации, изображённые в художественной литературе;
— ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
— самостоятельно составлять алгоритм решения учебной задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения) и корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом литературном объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
2) Самоконтроль:
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии в школьном литературном образовании; давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств и изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям.
3) Эмоциональный интеллект:
— развивать способность различать и называть собственные эмоции, управлять ими и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого, анализируя примеры из художественной литературы;
— регулировать способ выражения своих эмоций;
4) Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению, размышляя над взаимоотношениями литературных героев;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая;
— проявлять открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Понимать общечеловеческую и духовно-нравственную ценность литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимать особенности литературы как вида словесного искусства, отличать художественный текст от текста научного, делового, публицистического;
3) осуществлять элементарный смысловой и эстетический анализ произведений фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное (с учётом литературного развития обучающихся);
— определять тему и главную мысль произведения, основные вопросы, поднятые автором; указывать родовую и жанровую принадлежность произведения; выявлять позицию героя и авторскую позицию; характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики; выявлять основные особенности языка художественного произведения, поэтической и прозаической речи;
— понимать сущность теоретико-литературных понятий и учиться использовать их в процессе анализа и интерпретации произведений, оформления собственных оценок и наблюдений: художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика, эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, басня, послание); форма и содержание литературного произведения; тема, идея, проблематика; сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический герой, речевая характеристика героя; портрет, пейзаж, художественная деталь; юмор, ирония; эпитет, метафора, сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный метр (хорей, ямб), ритм, рифма, строфа;
— выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;
— сопоставлять произведения, их фрагменты, образы персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы, жанры (с учётом возраста и литературного развития обучающихся);
— сопоставлять с помощью учителя изученные и самостоятельно прочитанные произведения
художественной литературы с произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее 7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития, индивидуальных особенностей обучающихся);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя подробный, сжатый, выборочный, творческий пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и с помощью учителя формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров (объёмом не менее 100 слов), писать сочинение-рассуждение по заданной теме с опорой на прочитанные произведения, аннотацию, отзыв;
8) владеть умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений фольклора, древнерусской, русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием методов смыслового чтения и эстетического анализа;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений устного народного творчества и
художественной литературы для познания мира, формирования эмоциональных и эстетических впечатлений, а также для собственного развития;
10) планировать собственное досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя, в том числе за счёт произведений современной литературы для детей и подростков;
11) развивать умения коллективной проектной или исследовательской деятельности под руководством учителя и учиться публично представлять полученные результаты;
12) развивать умение использовать словари и справочники, в том числе в электронной форме; пользоваться под руководством учителя электронными библиотеками и другими интернет-ресурсами, соблюдая правила информационной безопасности.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Дата | Виды деятельности | Виды, | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||||||
Раздел 1. Литература как искусство слова | ||||||||||
1.1 | Содержание художественного произведения. | 2 | 0 | 0,5 | Работать с информацией учебника. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
Итого по разделу | 2 | |||||||||
Раздел 2. Как появилась поэзия и проза. | ||||||||||
2.1 | Истоки и вершины | 6 | 0 | 0,25 | Выразительно читать произведение с учётом особенностей жанра; работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; выявлять характерные для произведений древнерусской литературы темы, образы и приёмы изображения человека; определять с помощью учителя роль и место Былин, песен, древнерусских повестей в истории русской литературы; характеризовать образ рассказчика и главных героев; работать со словом, с историко-культурным комментарием; отвечать на вопросы, составлять развёрнутый план, определять идейно-тематическое содержание произведений; определять особенности былины как эпического жанра, выявлять особенности композиции, художественные детали, определяя их роль в повествовании, ритмико-мелодическое своеобразие русской былины. | Устный опрос, тестирование, письменный контроль | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
2.2 | Классические образцы поэзии и прозы | 10 | 0 | 0,75 | Читать выразительно стихотворение; отличать поэтический текст от прозаического, аргументировать свой ответ; выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение); выполнять письменные работы по первоначальному анализу стихотворения; заучивать стихотворение наизусть. Читать, анализировать и интерпретировать художественный текст, сравнивать его с произведением древнерусской литературы; уметь работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; читать фрагменты прозаического произведения; анализировать текст, выявлять тему, композицию, круг главных героев и второстепенных персонажей; составлять развёрнутый план, пересказывать фрагменты текста; аргументированно высказывать своё отношение к событиям и героям произведения; писать сочинение на одну из тем. | Устный опрос, тестирование, письменный контроль | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
2.3 | Развитие речи | 2 | 0 | 2 | Письменная работа. | Сочинение | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
2.4 | Внеклассное чтение | 2 | 0 | 0 | Обзор произведения. | Устный опрос | ||||
Итого по разделу | 20 | |||||||||
Раздел 3. О чём и о ком рассказывает литературное произведение. | ||||||||||
3.1 | Герой литературного произведения | 15 | 0 | 1,25 | Читать текст, отвечать на вопросы; владеть различными видами пересказа художественного текста (подробный, сжатый, выборочный); характеризовать героя, его поступки; определять основную мысль произведения, жанровые особенности, художественные средства изобразительности; работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений; аргументированно высказывать своё отношение к герою произведения; создавать аннотацию на прочитанное произведение. Воспринимать и выразительно читать рассказ, уметь формулировать вопросы к тексту. | Устный | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
3.2 | Тема литературного произведения | 7 | 0 | 0,25 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение (в том числе наизусть); отвечать на вопросы, анализировать стихотворение; определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического произведения, особенности авторского языка; характеризовать лирического героя; устно или письменно отвечать на вопросы. | Устный | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
3.3 | Развитие речи | 6 | 0 | 6 | Письменная работа. | Сочинение | ||||
3.4 | Внеклассное чтение | 2 | 0 | 0 | Обзор произведения. | Устный опрос | ||||
Итого по разделу | 30 | |||||||||
Раздел 4. Литература: мир вопросов и ответов | ||||||||||
4.1 | Как человек понимает мир и себя | 7 | 0 | 0,5 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения (в том числе наизусть); выражать личное читательское отношение к прочитанному; определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического, произведения; характеризовать лирического героя; характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства их создания; выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях; | Устный | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
4.2 | Как отражается таинственное в судьбе человека | 4 | 0 | 0 | Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения (в том числе наизусть); выражать личное читательское отношение к прочитанному; определять тему, идею, художественные и композиционные особенности лирического, произведения; характеризовать лирического героя; характеризовать и сопоставлять основных героев повести, выявлять художественные средства их создания; выявлять средства художественной изобразительности в лирических произведениях; | Устный | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
4.3 | Развитие речи | 0 | 0 | 0 | Письменная работа. | Сочинение | ||||
4.4 | Внеклассное чтение | 1 | 0 | 0 | Обзор произведения. | Устный | ||||
Итого по разделу | 12 | |||||||||
Раздел 5. Как человек относится к людям и ко всему живому | ||||||||||
5.1 | «Вечные темы». Нравственная проблематика литературного произведений | 14 | 0 | 0,75 | Воспринимать и выразительно читать рассказ; отвечать на вопросы, уметь формулировать вопросы к тексту, пересказывать текст, используя авторские средства художественной выразительности; определять тему, идею произведения, своеобразие композиции; характеризовать главных героев, основные события; описывать портреты героев произведения, раскрывать их внутренний мир; выстраивать с помощью учителя траекторию самостоятельного чтения; писать отзыв на прочитанное произведение, аргументировать своё мнение. | Устный | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
5.2 | «Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения | 16 | 0 | 1,25 | Воспринимать и выразительно читать лирические произведения (в том числе наизусть); выражать личное читательское отношение к прочитанному; анализировать сюжет, тематику проблематику, идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности произведений; формулировать вопросы по тексту произведения; анализировать форму выражения авторской позиции; выявлять средства художественной изобразительности в стихотворениях; письменно отвечать на проблемный вопрос. | Устный | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
5.3 | Развитие речи | 2 | 0 | 2 | Письменная работа. | Сочинение | ||||
5.4 | Внеклассное чтение | 4 | 0 | 0 | Обзор произведений. | Устный опрос | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
Итого по разделу | 36 | |||||||||
Раздел 6. Итоговый контроль | ||||||||||
6.1 | Итоговые контрольные работы | 2 | 1 | 0 | Письменный контроль. | Контрольная работа | https://resh.edu.ru/subject/14/6/ | |||
Итого по разделу | 2 | |||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 6.5 | 26 | |||||||
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Виды, | |||||
всего | контрольные работы | практические работы | |||||||
1. | Литература как искусство слова | 1 | 0 | 0 | 01.09.2022 | Устный опрос | |||
2. | Книга, прочитанная летом. | 1 | 0 | 0,5 | 05.09.2022 | Устный опрос | |||
3. | Понятие о поэзии и прозе. | 1 | 0 | 0 | 07.09.2022 | Устный опрос | |||
4. | Песня как малый жанр фольклора. Песни обрядовые и лирические. | 1 | 0 | 0 | 09.09.2022 | Устный опрос, | |||
5. | Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. | 1 | 0 | 0 | 12.09.2022 | Устный опрос, тестирование | |||
6. | «Садко». Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя. | 1 | 0 | 0 | 14.09.2022 | Устный опрос | |||
7. | Повесть как жанр древнерусской литературы. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Сюжет и герои. | 1 | 0 | 0 | 15.09.2022 | Устный опрос, | |||
8. | «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Духовные ценности и нравственные идеалы. | 1 | 0 | 0 | 19.09.2022 | Устный опрос | |||
9. | Вн.чт.: Сравнительный анализ былины И.А. Бунина «Святогор и Илья» и народной былины. | 1 | 0 | 0,5 | 21.09.2022 | Устный опрос | |||
10. | Лирическое стихотворение. | 1 | 0 | 0,25 | 22.09.2022 | Устный опрос, | |||
11. | А.С. Пушкин. «Зимнее утро». Поэтический мир стихотво-рения. | 1 | 0 | 0 | 26.09.2022 | Устный опрос | |||
12. | М.Ю. Лермонтов. Чтение и анализ стихотворения «Парус». | 1 | 0 | 0 | 28.09.2022 | Устный опрос | |||
13. | М.Ю. Лермонтов. Чтение и анализ стихотворения «Утес» | 1 | 0 | 0 | 29.09.2022 | Устный опрос | |||
14. | А.С. Пушкин. История создания романа «Дубровский». | 1 | 0 | 0 | 03.10.2022 | Устный опрос | |||
15. | Картины жизни русского поместного дворянства. Образы Дубровского и Троекурова. | 1 | 0 | 0,25 | 05.10.2022 | Устный опрос, | |||
16. | Образ благородного разбойника Владимира Дубровского. Изображение крестьянского бунта. | 1 | 0 | 0,25 | 06.10.2022 | Устный опрос | |||
17. | Романтический характер истории любви Маши и Владимира. | 1 | 0 | 0,25 | 17.10.2022 | Устный опрос, | |||
18. | Смысл названия романа. Мастерство Пушкина-прозаика. | 1 | 0 | 0 | 19.10.2022 | Устный опрос, | |||
19. | Подготовка к сочинению-рассуждению по роману А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | 0 | 1 | 20.10.2022 | Письменный контроль | |||
20. | Обучающее сочинение-рассуждение по роману А.С. Пушкина «Дубровский». | 1 | 0 | 1 | 24.10.2022 | Сочинение | |||
21. | Вн.чт.: Л.Н. Толстой. «Юность» (глава «Я проваливаюсь») | 1 | 0 | 0 | 26.10.2022 | Устный опрос | |||
22. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | 0 | 1 | 27.10.2022 | Письменный контроль | |||
23. | Понятие о теме, герое, персонаже, сюжете в литературном произведении. | 1 | 0 | 0 | 31.10.2022 | Устный опрос, тестирование | |||
24. | Повесть А.С. Пушкина «Выстрел». Особенности композиции. Образы главных героев. | 1 | 0 | 0 | 02.11.2022 | Устный опрос, | |||
25. | Повесть «Выстрел». Характер и судьба, честь и жизненный выбор. | 1 | 0 | 0 | 03.11.2022 | Устный опрос, тестирование | |||
26. | Н.С. Лесков. Историческое время, отражённое в повести. Герои повести. | 1 | 0 | 0 | 07.11.2022 | Устный опрос | |||
27. | «Тупейный художник». Осо-бенности сюжета. Смысл фи-нала произведения. | 1 | 0 | 0 | 09.11.2022 | Устный опрос | |||
28. | Н.С. Лесков. Сказ. Особенности сказовой манеры повествования. Образ повествователя. | 1 | 0 | 0,25 | 10.11.2022 | Устный опрос | |||
29. | Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Историческая основа и сюжет рассказа. | 1 | 0 | 0 | 14.11.2022 | Устный опрос | |||
30. | Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы героев: обучение созданию сравнительной характеристики. | 1 | 0 | 0,25 | 16.11.2022 | Устный опрос, письменный контроль | |||
31. | Жилин и Костылин как два разных характера. Судьбы героев: обучение созданию сравнительной характеристики. | 1 | 0 | 0,25 | 17.11.2022 | Устный опрос, письменный контроль | |||
32. | Поэтичный образ Дины. Любовь как высшая нравственная сила в человеке. | 1 | 0 | 0,25 | 28.11.2022 | Устный опрос, письменный контроль | |||
33. | Нравственная проблематика произведения, его гуманистическое звучание. Смысл названия рассказа. | 1 | 0 | 0 | 30.11.2022 | Устный опрос, письменный контроль | |||
34. | Обучающее сочинение-рас-суждение на морально-эти-ческую тему по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | 1 | 0 | 1 | 01.12.2022 | Письменный контроль | |||
35. | Обучающее сочинение-рас-суждение на морально-эти-ческую тему по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». | 1 | 0 | 1 | 05.12.2022 | Сочинение | |||
36. | А.П. Чехов «Человек в футляре». Характер героя. Тема человека и мира. | 1 | 0 | 0 | 07.12.2022 | Устный опрос | |||
37. | «Человек в футляре». Характер героя и сюжетная ситуация. Роль детали. Аллегория. Символ. | 1 | 0 | 0,25 | 08.12.2022 | Устный опрос, письменный контроль | |||
38. | Обучающее сочинение-опи-сание «Характеристика главного героя» по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре». | 1 | 0 | 1 | 12.12.2022 | Письменный контроль | |||
39. | Обучающее сочинение-опи-сание «Характеристика главного героя» по рассказу А.П. Чехова «Человек в футляре». | 1 | 0 | 1 | 14.12.2022 | Сочинение | |||
40. | Вн.чт.: Ю.С. Рытхэу. «Хранитель огня». | 1 | 0 | 0 | 15.12.2022 | Устный опрос | |||
41. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | 0 | 1 | 19.12.2022 | Письменный контроль | |||
42. | А.В. Кольцов. «Косарь». Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. «Вечные» темы в литературе: тема поэта и поэзии, тема труда, тема родной природы. | 1 | 0 | 0 | 21.12.2022 | Устный опрос | |||
43. | М.Ю. Лермонтов. Понятие «темы в творчестве поэта «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»). | 1 | 0 | 0 | 22.12.2022 | Устный опрос | |||
44. | Н.А. Некрасов. Поэма «Саша». Поэтический мир произведения. Тема человека в социальном мире. | 1 | 0 | 0 | 26.12.2022 | Устный опрос | |||
45. | Поэма «Саша». Смысл сотрудничества. Сопоставления главных героев. Понятие о трёхсложных размерах (дак-тиль). | 1 | 0 | 0,25 | 28.12.2022 | Устный опрос, письменный контроль | |||
46. | С.А. Есенин. «Там, где капустные грядки», «Пороша». Тема родной природы. | 1 | 0 | 0 | 29.12.2022 | Устный опрос | |||
47. | Н.М. Рубцов. Поэтический мир стихотворений «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»: чтение и анализ. Картины природы и русского быта. | 1 | 0 | 0 | 09.01.2023 | Устный опрос | |||
48. | Вн.чт.: Г. Тукай. «Родная де-ревня», «Книга», «Пара лошадей», «Совет». Любовь к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. | 1 | 0 | 0 | 11.01.2023 | Устный опрос | |||
49. | Обучающее сочинение – анализ стихотворения о природе (по выбору обучающегося: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов). | 1 | 0 | 1 | 12.01.2023 | Письменный контроль | |||
50. | Обучающее сочинение – анализ стихотворения о природе (по выбору обучающегося: Рубцов, Есенин, Кольцов, Лермонтов). | 1 | 0 | 1 | 16.01.2023 | Сочинение | |||
51. | Обобщение материала. Подготовка к диагностической работе. | 1 | 0 | 1 | 18.01.2023 | Устный опрос, письменный контроль | |||
52. | Диагностическая работа. | 1 | 1 | 0 | 19.01.2023 | Контрольная работа | |||
53. | Анализ сочинений и диагностической работы. | 1 | 0 | 1 | 23.01.2023 | Письменный контроль | |||
54. | Понятие о лирическом герое. | 1 | 0 | 0 | 25.01.2023 | Устный опрос | |||
55. | А.С. Пушкин. «Зимний вечер». Образ природы в лирическом стихотворении. | 1 | 0 | 0 | 26.01.2023 | Устный опрос | |||
56. | Стихотворение «Зимняя дорога». Единение красоты природы, красоты человека, красоты жизни в пейзажной лирике. | 1 | 0 | 0,25 | 30.01.2023 | Устный опрос | |||
57. | Дж. Байрон. Стихотворение «Душа моя мрачна» Ощущение трагического разлада героя с жизнью и обществом. | 1 | 0 | 0 | 01.02.2023 | Устный опрос | |||
58. | Баллада Дж. Байрона «Прометей». Образ главного героя. | 1 | 0 | 0 | 02.02.2023 | Устный опрос | |||
59. | М.Ю. Лермонтов. «Нет, я не Байрон…». Осознание себя и своего места в мире. Трёхсложный размер (амфи-брахий). | 1 | 0 | 0,25 | 06.02.2023 | Устный опрос, письменный контроль | |||
60. | М.Ю. Лермонтов. «Ангел». Лирическая история души. | 1 | 0 | 0 | 08.02.2023 | Устный опрос | |||
61. | Идея и проблематика литературного произведения. Понятие баллады. История жанра баллады. Жанровые приз-наки. | 1 | 0 | 0 | 09.02.2023 | Устный опрос | |||
62. | В.А. Жуковский «Лесной царь» и баллада В.И. Гёте «Лесной царь». Таинствен-ное. Человек. Судьба. | 1 | 0 | 0,25 | 13.02.2023 | Устный опрос | |||
63. | Э. По. Баллада «Ворон», на-родная баллада «Чёрный ворон», А.С. Пушкин «Ворон к ворону летит…». Образ воро-на в балладе. | 1 | 0 | 0,25 | 15.02.2023 | Устный опрос, письменный контроль | |||
64. | А.С. Пушкин. «Бесы»: балладные мотивы в лирическом произведении. | 1 | 0 | 0 | 16.02.2023 | Устный опрос | |||
65. | Вн.чт.: Н.В. Гоголь. Повесть «Вий». Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного. Отра-жение таинственного в судь-бе человека. | 1 | 0 | 0 | 27.02.2023 | Устный опрос | |||
66. | Нравственная проблематика литературного произведения. | 1 | 0 | 0 | 01.03.2023 | Устный опрос; | |||
67. | Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке». Жанр святочного рассказа. Образы детей. Идея сострадания. | 1 | 0 | 0 | 02.03.2023 | Устный опрос | |||
68. | И.А. Бунин. «Лапти». Нравственная проблематика. Образы героев. Самоотвержен-ность героя. | 1 | 0 | 0 | 06.03.2023 | Устный опрос | |||
69. | Тема прошлого России в рассказе И. А. Бунина «Подснежник». Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа. | 1 | 0 | 0,25 | 09.03.2023 | Устный опрос | |||
70. | А.И. Куприн. Слово о писателе. Рассказ «Белый пудель». Образы героев. | 1 | 0 | 0,25 | 13.03.2023 | Устный опрос | |||
71. | Рассказ «Белый пудель». Жестокость и милосердие. | 1 | 0 | 0,25 | 15.03.2023 | Устный опрос, письменный контроль | |||
72. | Рассказ «Чудесный доктор». Смысл названия. Тема служения людям и добру. | 1 | 0 | 0 | 16.03.2023 | Устный опрос | |||
73. | В.В. Маяковский. Слово о поэте. "Послушайте". | 1 | 0 | 0 | 20.03.2023 | Устный опрос | |||
74. | В.В. Маяковский. «Хорошее отношение к лошадям». Гу-манистический пафос сти-хотворения. | 1 | 0 | 0 | 22.03.2023 | Устный опрос | |||
75. | Своеобразие писательской манеры А. Платонова. Рас-сказ «Цветок на земле». | 1 | 0 | 0 | 23.03.2023 | Устный опрос | |||
76. | Сказка А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Мечта об идеале. Проблема ответственности. | 1 | 0 | 0 | 27.03.2023 | Устный опрос | |||
77. | Мечта о разумно устроенном, красивом и справедливом мире в повести-сказке «Маленький принц». Непонятный мир взрослых, чуждый ре-бёнку. | 1 | 0 | 0 | 29.03.2023 | Устный опрос | |||
78. | Классное обучающее сочинение по философской повести-сказке «Маленький принц» (анализ эпизода, главки). | 1 | 0 | 1 | 30.03.2023 | Сочинение | |||
79. | Д. Дефо слово о писателе. Роман "Робинзон Крузо" (отдельные главы). | 1 | 0 | 0 | 10.04.2023 | Устный опрос | |||
80. | Джонатан Свифт. Слово о писателе. "Путешествие Гулливера". | 1 | 0 | 0 | 12.04.2023 | Устный опрос | |||
81. | Вн.чт.: И.С. Тургенев. Чтение и анализ рассказа «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостной России Образ Герасима. Смысл финала повести. | 1 | 0 | 0 | 13.04.2023 | Устный опрос | |||
82. | Образ Герасима. Смысл финала повести. | 1 | 0 | 0 | 17.04.2023 | Устный опрос | |||
83. | Анализ сочинений. Работа над ошибками. | 1 | 0 | 1 | 19.04.2023 | Письменный контроль | |||
84. | Социальная проблематика литературного произведения. Отношения людей в обществе. Нравственное и социа-льное, их взаимосвязь. | 1 | 0 | 0 | 20.04.2023 | Устный опрос | |||
85. | Ф. Шиллер. «Перчатка» (пер. В.А. Жуковского). Образ гла-вного героя. Поэтический мир баллады. Подготовка к домашнему сочинению. | 1 | 0 | 0,25 | 24.04.2023 | Устный опрос, письменный контроль | |||
86. | Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Проблема социальной несправедливости и жестокости. | 1 | 0 | 0 | 26.04.2023 | Устный опрос | |||
87. | Н.А. Некрасов. «Железная дорога». Проблема социальной несправедливости и жестокости. | 1 | 0 | 0,25 | 27.04.2023 | Устный опрос, письменный контроль | |||
88. | Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Надежда на лучший мир. Трёхсложный размер (анапест). | 1 | 0 | 0,25 | 03.05.2023 | Устный опрос, письменный контроль | |||
89. | Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». Надежда на лучший мир. | 1 | 0 | 0 | 04.05.2023 | Устный опрос | |||
90. | Р.-Л. Стивенсон. «Вересковый мёд». Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. | 1 | 0 | 0 | 08.05.2023 | Устный опрос | |||
91. | В.Г. Короленко. Выборочное чтение повести «Дети подземелья». Сюжет повести. Тема произведения. | 1 | 0 | 0,25 | 10.05.2023 | Устный опрос | |||
92. | Дружба и душевное участие. Нравственная проблематика повести. | 1 | 0 | 0 | 11.05.2023 | Устный опрос | |||
93. | К.Г. Паустовский. Драгоценная пыль» (из цикла «Золотая роза»). | 1 | 0 | 0 | 15.05.2023 | Устный опрос | |||
94. | Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия. | 1 | 0 | 0,25 | 17.05.2023 | Устный опрос, письменный контроль | |||
95. | С.А. Есенин. Комментированное чтение отрывка из поэмы «Сорокоуст» (часть 3). Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. | 1 | 0 | 0 | 18.05.2023 | Устный опрос | |||
96. | Вн.чт.: «Мы помним» (произведения о Великой отечественной войне). | 1 | 0 | 0 | 22.05.2023 | Устный опрос | |||
97. | Вн.чт.: «Мы помним» (произведения о Великой отечественной войне). | 1 | 0 | 0 | 24.05.2023 | Устный опрос | |||
98. | Диагностическая работа. | 1 | 1 | 0 | 25.05.2023 | Контрольная работа | |||
99. | Анализ работы. | 1 | 0 | 1 | 29.05.2023 | Устный опрос | |||
100. | Защита проектов по литера-туре. | 1 | 0 | 1 | 31.05.2023 | Устный опрос | |||
101. | Защита проектов по литературе. | 1 | 0 | 1 | 01.06.2023 | Устный опрос | |||
102. | Итоговый урок. | 1 | 0 | 0 | 05.06.2023 | Устный опрос | |||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 102 | 2 | 26 | ||||||
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Литература (в 2 частях), 6 класс /Москвин Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.; ООО «Издательский центр ВЕНТАНА-ГРАФ»; АО «Издательство Просвещение»;
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Литература. 6 класс. Методическое пособие Автор Москвин Г.В., Ерохина Е.Л. Серия УМК Г. В. Москвина и др. Литература (5-9) Класс 6 класс Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация "Российский учебник". Методическое пособие
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://www.gramma.ru/LIT/
https://resh.edu.ru/subject/14/6/
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
компьютер, мультимедийный проектор, банк презентаций для уроков литературы в 6 классе.
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
тексты художественных произведений