12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Андрей Файрузов247
Учитель начальных классов и информатики.
Россия, Татарстан респ., Елабуга

Предмет:

Класс:

УМК:

Количество часов:

Литература

5

Москвина Г.В., Пуряева Н.Н., Ерохина Е.Л.

68

Раздел I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе:

    Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,

    Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф,2008.

Программа составлена на 68 часов, рассчитана на 1 год обучения и является программой базового уровня обучения.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всх филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

    освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

    овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;

    развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

    развитие устной и письменной речи учащихся;

    развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

    воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

Для достижения целей и выполнения поставленных задач программы использован компетентностный подход к процессу обучения, определяющий формирование, развитие и совершенствование двух основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.

Учебная стратегия пятого года обучения предполагает три ракурса:

    развитие и совершенствование знаний, умений и навыков, приобретенных в предыдущем классе;

    формирование новых, актуальных на данном этапе знаний, умений, навыков;

    учет в процессе преподавания зоны как ближайшего, так и перспективного развития.

Программа 5 класса строится не по хронологическому принципу, в основу ее положен деятельностный принцип.

Развитию и поддержанию познавательного интереса при изучение литературы в 5 классе способствует создание проблемных ситуаций, которые требуют от учащихся активного применения полученных знаний, сформированных умений, самостоятельный анализ явлений. Поэтому в названии каждого раздела содержится вопрос или познавательное противоречие.

В основу пятого класса заложены следующие теоретико-литературные и методические идеи:

    осознание природы художественного образа.

Цели и задачи формирования познавательной компетенции в 5 классе достигаются при осознании и усвоении актуального для данного класса понятийного аппарата. При этом понятия, вводимые в 5 классе, поддерживаются и углубляются на последующем.

Понятийный аппарат включает в себя:

    искусство, литература, слово, художественный образ; вымысел; устное народное творчество, виды фольклора; выразительно-изобразительные средства художественного языка (эпитет, метафора, сравнение, гипербола, аллегория).

Кроме этого, авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями.

Некоторые методические положения

Основной формой организации учебных занятий является урок. Можно проводить его в традиционной форме: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.

Авторская программа позволяет провести и уроки в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, урок-концерт, урок-размышление, инсценирование, урок-защита творческих работ, урок-конкурс, педагогическая мастерская.

С появлением компьютера, цифровых образовательных ресурсов появилась возможность проведения уроков с применением ИКТ: показ презентаций, виртуальных экскурсий, фрагментов фильмов, проверка знаний на компьютере и т.д. (слайд).

Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5 и 6 классов является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета. Цель и специфика этого метода заключается в следующем:

    в активизации художественного восприятия;

    в формировании художественных переживаний средствами искусства;

    в формировании художественных склонностей и способностей школьников.

Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.

Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.

Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.

Данный метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа. Характерные методические приёмы:

    выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;

    обучение выразительному чтению учащихся;

    чтение учителем художественного текста с комментарием;

    беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

    постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);

    творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:

    чтение художественных текстов дома и в классе;

    выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;

    заучивание наизусть;

    активное слушание текста;

    составление плана; образное воспроизведение эпизодов;

    близкие к тексту пересказы;

    художественное рассказывание;

    составление сценариев;

    иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

    устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;

    рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.

Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Раздел II. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

    использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

    определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

    самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

    поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

    умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

    выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

    умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

    владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

    определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

    умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

    осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

    наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

    основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

    основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

    работать с книгой;

    определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

    выявлять авторскую позицию;

    выражать свое отношение к прочитанному;

    выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

    владеть различными видами пересказа;

    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

    участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Особенности организации учебного процесса: в 5 классе происходит формирование представления о специфике литературы как искусства слова, умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров (в первую очередь лирики и эпоса). Сопоставительный анализ произведений, близких по теме, сюжету, образам, приучает школьников видеть своеобразие авторской позиции. Теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе, в основном охватывают внутреннюю структуру произведения от тропов до композиции. Творческие работы учащихся должны включать сочинения разных типов (характеристика литературного героя, сопоставление эпизодов, проблемой, отзыв о прочитанной книге), а также могут включать сочинение загадок, сказок, басен, киносценариев, рассказов, стихотворений, баллад и др.

Межпредметные связи: русский язык, история, музыка, изобразительное искусство, МХК.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений:

    Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

    Выразительное чтение.

    Различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием).

    Заучивание наизусть стихотворных текстов.

    Ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения.

    Анализ и интерпретация произведений.

    Составление планов и написание отзывов о произведениях.

    Написание изложений с элементами сочинения.

    Написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений.

    Целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

Литература для учителя:

1. Программа для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под редакцией Москвина Г.В.,

Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2008.

2. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москви Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,

2012

3. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 5 класс./ Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011

4. Практикум по литературе. 5 класс. / Сост. О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2011

Литература для учащихся:

1. Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,

2012

2. Литература. 5 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений/ сост. Москвина Г.В.,

Пуряевой Н.Н. – М.: Вентана- Граф, 2012

МУЛЬТИМИДИЙНЫЕ ПОСОБИЯ:

    ЦОР по всем темам - http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/df362777-59bf-4ecb-ae83-ecbb9b8a7673/116915/

Раздел III. Календарно-тематическое планирование

уро-ка

Тема

урока

Тип

урока

Элементы

содержания

Основные требования

к знаниям,

умениям, навыкам учащихся

Вид контроля/

самостоятель-ной

деятельности

Домаш-нее

задание

Дата

1.

Литература как искусство слова

беседа

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Ответы на вопросы

Фольклор – 5 часов+1 час р/р

2.

Малые жанры фольклора

Изучение нового материала

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Закрепить знание понятия фольклор, знакомых жанров устного народного творчества. Раскрыть мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок, сходство и различие между пословицами и поговорками. Показать художественные особенности этих жанров фольклора. Познакомиться с тематикой и художественными особенностями загадок.

Иметь представление о сказке как фольклорном жанре, художественных особенностях народной сказки. Вспомнить о делении сказок на три вида. События и персонажи волшебной сказки. Ужасное в сказке. Поэтичность народной сказки.

Текущий контроль

3.

Русские народные сказки.

«Хрустальная гора…». Волшебная сказка.

Изучение нового материала и закрепление изученного

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

Ответы на вопросы. Выразительное чтение.

Пересказ.

4.

«Как старик домовничал». Бытовая сказка.

закрепление изученного

Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

Рассмотреть особенности бытовых сказок и сказок о животных. Видеть соответствия в сказках о животных у разных народов.

Ответы на вопросы.Пересказ.

5.

«Лиса и тетерев». Сказка о животных.

закрепление изученного

Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

Ответы на вопросы.Пересказ.

6.

«Пойди туда, не знаю куда…»

внеклассное

чтение

События и персонажи волшебной сказки. Поэтичность народной сказки.

пересказ

7.

Сочиняем сказку.

Развитие речи

Авторская и литературная сказка – 13 часов + 1 час р/р

8 – 9.

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев.

Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина.

Дать представление об отличии литературной сказки от сказки народной. Закрепить знание сказок А. С. Пушкина.

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение наизусть.

10 – 11.

Е. Шварц. Сказка «Два клена»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Сказка-пьеса. Читатель и зритель. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Образы героев. Торжество добра и справедливости.

Дать представление о личности и творчестве Е. Шварца. Познакомить с особенностями сказки-пьесы.

Ответы на вопросы.

Чтение по ролям

12.

Гофман. Сказка «Щелкунчик»

Изучение нового материала

Слово о писателе. Реальное и чудесное в сказке. Значение мечты в реальной жизни. Характер героини.

Дать представление о личности и творчестве Гофмана.

Текущий контроль

13 – 15.

Н.В. Гоголь Повесть «Ночь перед Рождеством»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Фантастическая повесть. Волшебные и фольклорные основы повести. Изображение быта в повести. Художественные средства. Юмор.

Дать представление о личности и творчестве Н.В. Гоголя. Дать представление о фантастической повести. Иметь представление о художественных средствах. Знать, что такое юмор.

Ответы на вопросы. Выразительное чтение фрагмента. Пересказ. Тест.

16.

Сочинение по повести «Ночь перед Рождеством»

Развитие речи

Написание сочинения

Стчинение

17 – 18.

М.М. Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведении. Образы героев. Нравственная проблематика.

Дать представление о личности и творчестве М.М. Пришвина. Иметь представление о сказке-были.

Ответы на вопросы.

Пересказ.

19.

В.М. Гаршин. Сказка «То, чего не было»

Изучение нового материала

Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

Дать представление о личности и творчестве В.М. Гаршине. Иметь представление о сказке-притче. Уметь отличать все изученные виды сказок друг от друга.

Текущий контроль

20.

В. Гауф. «Холодное сердце»

Внеклассное

чтение

Сказка «Холодное сердце»

Дать представление о личности и творчестве В. Гауфа. Познакомить с его сказкой.

Пересказ

21.

Итоговый урок по теме «Сказки»

Обобщения и проверки знаний по теме

Тестирование по пройденному материалу за 1 полугодие

Тест

Легенда – 7 часов

22.

А.С. Пушкин. «Анчар»

Изучение нового материала

Специфика легенды. Её отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

Иметь представление о легенде. Уметь отличать ее от сказки.

Выразительное чтение

23.

М.Ю. Лермонтов.

«Три пальмы»

Изучение нового материала

Слово о писателе. Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

Вспомнить сведения о писателе. Иметь представление о поэтической легенде.

Выразительное чтение

24 – 25.

«Повесть временных лет»

Изучение и закрепление нового материала

Летопись как один из истоков древнерусской литературы. История и предания. Проблемы авторства. Фольклорные элементы.

Иметь представление о летописи как истоке древнерусской литературы. Видеть разницу между историческими фактами и преданиями.

Ответы на вопросы

26 – 27.

А.С. Пушкин. «Песнь о вещем Олеге»

Изучение и закрепление нового материала

Легендарное и художественное. Летописная основа произведения. Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

Уметь находить в произведении легендарное и художественное. Определять летописную основу.

Выразительное чтение фрагмента наизусть

28.

Письменный ответ на вопрос

Развития речи

Письменный развернутый ответ на вопрос

Уметь правильно и связно отвечать на поставленный вопрос.

Ответ на заданный вопрос

29.

«Легенда о Томасе Лермонте»

Внеклассное чтени

е

Легенда

Иметь представление о легендах других народов

Текущий контроль

Этот необычный мир…

Басни – 3 часа

30 – 31.

И.А. Крылов. «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Демьянова уха», «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська».

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Знать понятие басня. Отличать басню от сказок о животных. Уметь находить в басне аллегорические элементы и мораль.

Текущий контроль

Выразительное чтение басни

32.

Эзоп. Басни.

Внеклассное чтение

Басни

Знать: кто такой Эзоп.

Ответы на вопросы

Лирические стихотворения

Мир чувств – 3 часа

33.

А.С. Пушкин. «Няне», «И.И. Пущину»

Изучение и закрепление нового материала

Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир переживаний.

Уметь определять жизненные основы стихотворения. Уметь передавать поэтический мир поэта при чтении

выразительное чтение

34 – 35.

М.Ю. Лермонтов. «Листок», «Молитва»

Изучение и закрепление нового материала

Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

Уметь передавать поэтический мир поэта при чтении

Ответы на вопросы

Выразительное чтение наизусть

Мир природы – 9 часов + 1 час р/р

36 -

37.

А.А. Фет. «Я пришел к тебе с приветом…», «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек», «Мальчику».

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.

Знать понятие лирическое отступление. Уметь находить его в стихотворении.

Ответы на вопросы

Выразительное чтение наизусть

38 – 39.

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Весенние воды», «Есть в светлости осенних вечеров…», «Летний вечер»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Человек и природа. Поэтический мир стихотворения.

Знать понятие образ. Уметь определять его в стихотворении.

Ответы на вопросы

Выразительное чтение наизусть

40 – 41.

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике. Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

Знать понятие сюжет. Уметь определять его в стихотворении.

Ответы на вопросы

Выразительное чтение фрагмента.

42.

И.А. Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги»

Изучение нового материала

Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

Знать понятие образ, композиция. Уметь определять их в стихотворении.

Ответы на вопросы

43.

С.А. Есенин. «Береза»

Изучение нового материала

Слово о писателе. Композиция. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

Знать понятие образ, композиция. Уметь определять их в стихотворении.

Выразительное чтение фрагмента.

44.

Г. Гейне. Стихи.

Внеклассное чтение.

Слово о писателе. Поэтический мир стихотворений.

Выразительное чтение фрагмента.

45.

Сочиняем стихи.

Развитие речи

Рифма. Строфа.

Познакомиться со строением стихотворной строки

Текущий контроль

Роман, повесть, рассказ – 14 часов + 3 р/р

46 – 47.

Д. Дефо. Роман «Робинзон Крузо»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воля и труд. Образ главного героя.

Знать понятие образ. Уметь отвечать на поставленные вопросы

Текущий контроль

48 – 49.

А.С. Грин. Повесть «Зеленая лампа»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Человек в необычайной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Нравственная проблематика.

Уметь отвечать на поставленные вопросы

Ответы на вопросы

50 – 51.

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации. Проблема испытания силы духа.

Образ главного героя.

Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя

Ответы на вопросы

52 – 53.

И.С. Тургенев. Рассказ «Бежин луг»

Изучение и закрепление нового материала

Слово о писателе. Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Образы главных героев.

Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя

Текущий контроль

пересказ

54.

Сочинение по рассказу «Бежин луг»

Развитие речи

Написание сочинения

Сочинение

55.

Ю.П. Казаков. Рассказ «Олень рога»

Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя

Ответы на вопросы

56.

Дж Лондон. Повесть «Сказание о Кише»

Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

Знать понятие образ Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять основные темы произведения

Пересказ

57 – 60.

В.П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро»

Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Преодоление себя. Образ главного героя.

Знать понятие образ. Уметь отвечать на поставленные вопросы, определять главного героя

Текущий контроль

Пересказ

61.

Сочинение по рассказу «Васюткино озеро»

Развитие речи.

Написание сочинения

Сочинение

62.

О. Генри. Рассказ «Вождь краснокожих»

Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое.

Знать понятие комическое. Уметь определять его в произведении.

Текущий контроль

63 – 64.

М.М. Зощенко. Рассказы.

Слово о писателе. Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

Знать понятие комическое. Уметь определять его в произведении.

Ответы на вопросы

Пересказ

65.

«Мы помним» Рассказы о ВОВ.

Внеклассное чтение

Рассказы о ВОВ.

пересказ

66.

Контрольная работа по итогам года

Развитие речи

Тестирование по пройденному материалу за 2 полугодие

Проверить знания по пройденному материалу

Тест

67.

Итоговый урок

68.

Резервный урок

7


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.