12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ирина Васильевна736
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Новый Уренгой

 
Здесь будет файл: /data/edu/files/f1456935494.doc (Рабочая программа по литературе)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Общая характеристика программы.

В основу программы  положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета.

Настоящая программа по русскому языку адресована «Средней школе № 2» Наримановского района, 7 классу обучающихся.

 

Особенность по отношению к ФГОС  ООО.

Программа по литературе для 7 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями

            1. Примерной программы (Серия «Стандарты второго поколения». Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год).

            2. Литература: программа: 5-9 классы общеобразовательных учреждений./ Б.А. Ланин, Л.Ю. Устинова; под ред Б.А. Ланина. – М.: Вентана – Граф, 2013

В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

 

Концепция (основная идея  программы).

         Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков.

В программе реализуется важнейшая цель литературного образования: воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, приобщать учащихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы, развивать их способности воспринимать и оценивать явления художественной литературы и на этой основе формировать духовно-нравственные качества, эстетические вкусы современных читателей и потребность в творческом самовыражении. Особенностью программы является постоянное сопоставление на разных этапах обучения произведений русской и зарубежной литературы, классических и современных произведений, а также их трактовке в других искусствах, что позволяет проследить основные тенденции развития русской и мировой литературы, определить «вечные темы» и проблемы.

Реализация программы 7 класса предполагает максимальное погружение учащихся в самостоятельную творческую деятельность, разнообразную по форме и содержанию: от простейшего ученического исследования до создания собственных сайтов.

 

Обоснованность (актуальность, новизна, значимость).

Новизной программы является активное использование Интернета в процессе читательской деятельности: не только в качестве источника информации, но и как средство развития интереса к изучению литературы. Новизна и «плюс» в том, что в программу для 7 класса включены и те произведения, которые в последнее время не издавались или выпускались недостаточными тиражами. Новаторство данной программы в том, что в ней сформулированы темы творческих и проектных заданий. Например, «Историческая реальность и художественный вымысел в русской литературе». Тема для ученического исследования включает школьника в проектную деятельность.

В программу заложены компоненты литературного образования: образовательный, просветительский, воспитательный.

В какую образовательную область входит данный учебный предмет.

Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология».

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг  чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.

2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).

3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.

4. Содействовать  интеллектуально-  нравственному и   мировоззренческому   развитию личности.

5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.

6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

7. Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач.                                                                                        

 

Сроки реализации программы.

Программа реализуется в течение одного года.

Основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы.

Основные критерии отбора художественных произведений:

  • Художественная ценность
  • Гуманистическая направленность
  • Позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям
  • Культурно-исторические традиции 

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

Программа обогащена целым рядом новых произведений русской классики, современных писателей с целью воспитывать у учащихся любовь и привычку к чтению, а также расширять и углублять жизненный и художественный опыт учеников.

Содержание программы соответствует психологическим особенностям детей.

Разнообразие произведений, авторов, рубрик способствует развитию индивидуального читательского вкуса и тем самым – становлению личностного самосознания школьников. Произведения, рекомендуемые для чтения и изучения, постепенно становятся более сложными по охвату жизненного материала, по образной системе, нравственно-эстетической проблематике.

 

Общая характеристика учебного предмета, курса.

Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.

Учебники содержат методический аппарат, формирующий различные коммуникативные умения школьников; вопросы и задания на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов; организует проектную деятельность школьников.

Программа предполагает развивать у учащихся следующие составляющие современной учебной и читательской деятельности.

1. «Культурно-навигационные» навыки, позволяющие свободно ориентироваться в литературных текстах, представленных в печатном (книжном, газетно-журнальном) и электронном форматах.

2. Навыки поиска экспертных оценок: мнения учителей, критиков, родителей, новостной информации и т.д. – и опираться на них.

3. Умение публиковать в Интернете собственные заметки, рецензии, отзывы, сочинения, дневники.

4. Навыки в специфическом чтении и составлении Интернет-текстов (графическое выделение важных для автора слов и фраз, гипертекстовые контекстные ссылки, позволяющие найти нужную информацию).

Запланированы  вопросы и задания   на сопоставление словесного, графического и кинематографического образов.

Их содержание направлено на  деятельностный подход,  предполагающий включение школьников в самостоятельный поиск истины. Организуется проектная деятельность школьников. Характер вопросов и заданий позволяет развивать творческие и исследовательские навыки школьников; постепенно, не форсируя усилий, подготовиться к ГИА и ЕГЭ. Система проектной деятельности учащихся позволяет шаг за шагом формировать основные компетенции, приучать к самостоятельному литературному поиску, к различным приемам работы с информацией, с библиотеками – книжными и электронными. В самостоятельной работе формируются интерес к предмету, любовь к литературе, а также литературный вкус – основа шкалы эстетических ценностей.  Произведения зарубежной литературы даются во взаимосвязи с русской классикой. Русская литературная классика стала в предлагаемых учебниках основой для понимания современной литературы. Постоянно предлагают ученику вопросы на повторение и закрепление. Конечно, новое – основа учебы, но повторение и закрепление придают знаниям прочность, помогают подготовиться к будущим экзаменам.

Особая роль отводится пониманию социальной и культурной роли литературной критики, формированию умения работать с литературно-критическими статьями. Программа  расширяет литературную эрудицию учащихся; учит

воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать художественный текст; подводит школьников к пониманию литературы как феномена духовной культуры. 

Программа  полностью обеспечивает учебную деятельность школьников на уроке и дома. Произведения подобраны таким образом, что удовлетворяют разный читательский вкус.

 

Структурно-содержательные особенности программы по Литературе  для 7 класса (учебник под ред. Ланина Б.А.).

II этап (7 – 8 классы). Этап развития литературного вкуса.

В 7 классе программы  по литературе Б.А. Ланина предлагается  список литературы, рекомендованной

для внеклассного чтения, как из русской  литературы, так и из зарубежной, –  «Круг чтения».

Программа по литературе   Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю. построена на  сочетании концентрического (в основной школе),  историко-литературного (в старшей школе),  хронологического и  жанрового принципов, утвердившихся в отечественной методике литературного образования.

Ведущая тема.

7 кл.литература и действительность.

Специфика предмета:

Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Технологии, методики:

·        уровневая дифференциация;

·        проблемное обучение;

·        информационно-коммуникационные технологии;

·        здоровьесберегающие технологии;

·        коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

Содержание учебника 7 класса полностью соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта по литературе.   Курс литературы в УМК под ред. Б.А. Ланина направлен на включение обучающихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приёмов работы с ресурсами Интернета. Интернет используется не только как источник информации, но и как стимул к изучению литературы. Новые информационные технологии позволяют каждому желающему ученику увидеть свои тексты опубликованными. Стратегия программы также даёт возможность школьникам не только научиться выражать своё отношение к прочитанным литературным произведениям, но и сверять своё мнение с оценками других: сверстников, учителей, литературных критиков, писателей.

Методы обучения:

·        объяснительно-иллюстративный;

·        проблемное изложение;

·        частично-поисковый;

·        исследовательский

Реализация программы предполагает максимальное включение  учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Особое внимание общению в малых группах на уроках литературы и «медленному чтению».

 

Основные виды деятельности учащихся.

1.      Познавательная деятельность: чтение и анализ художественных произведений, понимание ключевых проблем, владение литературоведческими терминами.

2.      Творческая деятельность: создание различных творческих работ, в которых выражается собственная интерпретация и понимание произведения, понимание образности художественной литературы.

3.      Коммуникативная деятельность: умение пересказывать произведения, участвовать в дискуссиях, создавать письменные и устные высказывания, аргументировано отвечать на вопросы по изученному или самостоятельно прочитанному произведению.

4.      Исследовательская деятельность: создание самостоятельных проектов, связанных с отечественной и или мировой литературой

Согласно требованиям ФГОС к результатам освоения ООП самым важным предметным результатом, который достигается при изучении литературы как предмета, является «осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития, формирование потребности в систематическом чтении как средство познания мира и себя в этом мире». Поэтому чтение является ведущей деятельностью при освоении литературы.

Через систему тем для обсуждения, творческих работ и ученических проектов-исследований в программе реализуется системно - деятельностный подход. Изучение каждого произведения в 7 классе завершается темой для обсуждения. Например, тема «Русская литература в контексте мировой. Герои Гоголя и Мериме: национальные особенности и общечеловеческие черты характера».

Место курса «Литература» в базисном учебном  (образовательном) плане

Данная программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю). Обучение ведётся по учебнику Ланина Б.А., Устиновой Л.Ю., Шапчиковой В.М. и др. под ред. Ланина Б.А. Литература  7 класс. В двух частях. Москва «Вентана-Граф» 2014 г.

 

Место предмета «Литература» в базисном учебном плане МБОУ Наримановского района «Средняя школа № 2».

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 442 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.
Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в объеме 442 ч,  в том числе  в  7классе – 68 часов (2 часа в неделю)

 

Предполагаемые предметные результаты.

В результате изучения литературы 7 класса ученик должен знать:

·        главных героев изучаемых произведений, основные сюжетные линии, проблематику, смысл назаавния;

·        наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

·        основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

·        основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь в познавательной сфере:

·        воспроизводить содержание произведения, истолковывать проблему и систему образов-персонажей, выделять изобразительно-выразительные средства языка работать с книгой;

·        рассматривать изученное произведение в связи с литературными направлениями эпохи, раскрывать их основные черты, определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

·        использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

·        анализировать эпизод в связи с проблемой произведения, выражать свое отношение к прочитанному;

·        различать авторский замысел и особенности его воплощения

в коммуникативной сфере:

·        выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть,

·        владеть различными видами пересказа;

·        анализировать произведения:

·        работать с литературно-критическим материалом;

·        строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; писать сочинения рзных жанров на литературные и свободные темы;

·        участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

В эстетической сфере:

·        понимать образную природу литературы, роль изобразительно-выразительных средств; развивать художественный вкус.

Все перечисленные виды деятельности учащихся связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и художественного своеобразия текста, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

 

Результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты обучающихся 7 класса, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

·        осознавать значимость чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формировать потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире.

·        Понимать значение литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа; стремиться к саморазвитию, совершенствованию духовно-нравственных качеств, понимать особенности отечественной культуры в контексте мировой;

·        Использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации (словари, энциклопедии и т.д.);

·        Формулировать горизонт своих интересов;

·        Пользоваться справочным аппаратом книги, использовать ресурсы Интернета и понимать разницу между текстом и гипртектсом

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в 7 классе проявляются в:

·         умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

·        умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

·        умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

·        Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

·        Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

·        Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

·        Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения.

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся

 

Предметные результаты:
Устное народное творчество

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам, традиционным фольклорным приемам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять былину и ее интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);

• выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале своего и русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;

• видеть черты русского национального характера в героях русских былин, героических сказаний и народной песне, видеть черты национального характера своего народа в героях былин;

• учитывая жанрово-родовые признаки произведений устного народного творчества, выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;

• целенаправленно использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;

• выразительно читать былины, соблюдая соответствующий интонационный рисунок «устного рассказывания»;

• пересказывать былины, четко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приемы;

• выявлять в былинах характерные художественные приемы и на  этой основе определять жанровую разновидность былину, отличать её сказки;

 

Выпускник получит возможность научиться:

• сравнивая былины, героические сказания, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);

• рассказывать о самостоятельно прочитанной, былине, обосновывая свой выбор;

• сочинять былину и/или придумывать сюжетные линии;

• сравнивая произведения героического эпоса разных народов (былину и сагу, былину и сказание), определять черты национального характера;

• выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми

установками;

• устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия).

 

Древнерусская литература. Русская литература XVIII в. Русская литература XIX—XX вв. Литература народов России. Зарубежная литература

Выпускник научится:

• осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ; интерпретировать прочитанное, устанавливать поле «читательских ассоциаций», отбирать произведения для чтения;

• воспринимать художественный текст как произведение искусства, «послание» автора читателю, современнику и потомку;

• определять  актуальную и перспективную цели чтения художественной литературы; выбирать произведения для самостоятельного чтения;

• выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя свое к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;

• определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;

• анализировать и истолковывать произведения разной жанровой природы, аргументировано формулируя свое отношение к прочитанному;

• создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;

• сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;

• работать  с разными источниками информации и владеть основными

способами ее обработки и презентации.

Выпускник получит возможность научиться:

• выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой

природе художественного текста;

• дифференцировать элементы поэтики художественного текста, видеть их

художественную и смысловую функцию;

• сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера,

аргументировано оценивать их.

 

Диагностический, итоговый и текущий контроль уровня литературного образования

·        Групповая и индивидуальная диагностика уровня литературного развития учащихся в начале года и выявление его последующей динамики

·        Проверка усвоения навыков выразительного чтения, развития элементов исполнительской интерпретации литературного произведения в чтении наизусть, по ролям, инсценировании текста

·        Различные формы пересказа как средство выявления навыков разговорной монологической речи и понимания сюжета произведения, характеров героев

·        Письменное монологическое высказывание как форма диагностики уровня письменной речи и понимания основных аспектов содержания произведения

Уроки-консультации по руководству проектной деятельностью; зачеты, семинары и др. формы развивающего контроля качества литературного образования и развития учащихся

 

Полная версия рабочей программы в прикреплённом файле

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.