Рабочая программа по литературе (7 класс, УМК: В.Ф. Чертов)
Предмет: Класс: УМК: Количество часов: | Литература 7 В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова 68 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе для основной школы составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5- 9 классы В.Ф.Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова Москва,: Просвещение, 2011г. Программа составлена для учащихся 7 -х классов и рассчитана на 68 часа. Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по литературе. Программа по литературе для 7 - х классов основной общеобразовательной школы является первым шагом реализации основных идей ФГОС основного общего образования нового поколения.
В программе предусмотрено развитие всех основных видов деятельности обучаемых, представленных в программах для начального общего образования. Однако содержание программы для основной школы имеет особенности, обусловленные, во-первых, предметным содержанием системы общего среднего образования, во-вторых, психологическими и возрастными особенностями обучаемых.
Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях - метапредметном, личностном и предметном. Предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентированной, трудовой, физической , эстетической.
Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения предмета «Литература» в основной общеобразовательной школе:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием , чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся , необходимых для успешной социализации и самореализации личности;
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова , опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;
- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.)
- использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом совершенствовании.
Литература как предмет обладает огромным воспитательным потенциалом. Приобщение к «вечным» ценностям, исповедуемым литературной классикой , является одним из важнейших направлений школьного литературного образования и способствует решению важнейших целей, как:
- воспитание духовно развитой личности, испытывающей потребность в самореализации и внутреннем обогащении, расширении культурного кругозора и реализации накопленного духовного опыта в общественной практике;
- формирование гуманистического мировоззрения, базирующегося на понимании ценности человеческой личности, признанию за ней права на свободное развитие и проявление ее творческих способностей;
- формирование основ гражданского самосознания, ответственности за происходящее в общественном мире, активной жизненной позиции;
- воспитание чувства патриотизма, любви к Отечеству и его великой истории и культуре, а также уважения к истории и традициям других народов;
- развитие нравственно- эстетического подхода к оценке явлений действительности, стремления к красоте человеческих взаимоотношений, высокие образцы которых представлены в произведениях отечественной классики;
- приобщение к творческому труду , направленному на приобретение умений и навыков, необходимых для полноценного усвоения литературы как учебной дисциплины и вида искусства.
Общая характеристика учебного предмета
В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в различных сферах коммуникации и ситуациях общения.
Курс литература в 5-8 классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.
В 7 классе в центре внимания –сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. В программе 7 класса большое место отводится произведениям с напряженным сюжетом, неожиданными сюжетными ходами, что соответствует возрастным особенностям учащихся- в частности их интересу к реальной основе произведения(историческому или биографическому протособытию), классике фантастической и детективной литературы.
Основные виды учебной деятельности- сочинения, связанные с анализом сюжета, конфликта и эпизода( кульминационного , финального) в литературном произведении, сочинения на нравственно- философские темы, предполагающие оценку события, а также рецензии на самостоятельно прочитанные литературное произведения или их художественные интерпретации (иллюстрации, театральные постановки , экранизации).
Место учебного предмета «Литература » в учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для образовательных учреждений РФ (вариант 1) предусматривает обязательное изучение литературы в 7 классе в объеме 68 часов.
Личностные , метапредметные и предметные результаты освоения предмета «Литература »
Личностные:
- совершенствование духовно- нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации(словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные:
- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу структурировать материал , подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно- следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
- овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать , использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные:
познавательная сфера:
- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, произведений древнерусской литературы 18 века, произведений русских писателей 19- 20 веков, произведений литературы народов России и зарубежной литературы;
- понимать связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, ,непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров ; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения , характеризовать его героев , сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении сюжета ,композиции , изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения;
- владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) ценностно-ориентационная сфера:
- приобщение к духовно- нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно- нравственным ценностям других народов;
- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
- собственная интерпретация изученных литературных произведений;
- понимание авторской позиции и своё отношение к ней;
3)коммуникативная сфера:
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров , осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста ; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог;
- написание изложение, сочинений на темы , связанные с тематикой , проблематикой изученных произведений , классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) эстетическая сфера:
- понимание образной природы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы ; формирование эстетического вкуса;
- понимание русского слова и его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств языка в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета «Литература»
Художественный образ в литературе
«Сюжет как метафора жизни»
(вводный урок)
Образ события в литературном произведении. Историческая и биографическая основа художественного изображения события. Протособытия и сюжет. Реальные и фантастические сюжеты. «Вечные» сюжеты и «бродячие» сюжеты. Эпизоды как фрагменты общей картины жизни. Сюжетная линия как цепь эпизодов. Основные элементы сюжета. Воссоздание в сюжете жизненных противоречий , устойчиво-конфликтного состояния мира.
«Древнерусская литература»
«Поучение»Владимира Мономаха.
Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучения».Особенности языка. События и размышления о жизни как отражение жизненной позиции правителя и человека. Конфликт Мономаха с братьями. Хроника дружинных походов. Письмо Мономаха к князю Олегу Святославовичу.
Теория литературы. Красноречие. Жанр поучения. Композиция. Исповедь. Проповедь. Автобиография. Публицистика.
Развитие речи. Составление комментария к отдельным фрагментам «Поучения» Владимира Мономаха . Обсуждение жизненной ситуации, определяющей мысли и настроения героя. Сочинение-стилизация в форме поучения, наставления.
Классические сюжеты в мировой литературе.
М.де Сервантес.
Роман «Дон Кихот»(фрагменты).Роман Сервантеса и рыцарские романы. «Вечный» сюжет о подвиге во имя прекрасной дамы. Дон Кихот как «вечный» образ. Социальная , философская, нравственная проблематика романа. Проблема выбора жизненного идеала. Конфликт иллюзии и реальной действительности .
Теория литературы. «Вечный» сюжет.«Вечный» образ. Эпизод. Антитеза. Проблематика произведения. Пародия.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни.
У.Шекспир
Трагедия «Ромео и Джульетта».»Вечная» тема любви в трагедии. Основной конфликт . Понятие о трагическом. Смысл начальных строк трагедии. Тема судьбы, трагической предопределенности. Судьба влюбленных в жестоком мире. Трагическая ошибка. Образы Ромео и Джульетта как «вечные» образы. Смысл финала трагедии.
Теория литературы. Трагическое. Трагедия. Конфликт. «Вечный»сюжет. Завязка. Кульминация. Развязка.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям. Устные ответы на вопросы об особенностях завязки, кульминации и развязки в трагедии. Выставка иллюстраций к трагедии, декорации к отдельным сценам.
Русская литература 18 века.
Д.И.Фонвизин.
Слово о писателе.
Комедия «Недоросль». История создания комедии. Понятие о комическом. Социальная и нравственная проблематика. Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и Скотининых .Основные стадии развития конфликта. Проблема воспитания , образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Смысл финала комедии.
Теория литературы. Комическое. Комедия. Сатира. Конфликт. Экспозиция. Завязка. Кульминация. Развязка. «Говорящие» фамилии. Речевая характеристика. Диалог. Монолог.
Развитие речи. Выразительное чтение по ролям . Речевая характеристика одного из действующих лиц комедии. Отзыв о театральной постановке. Сочинение об особенностях конфликта и его реализации в сюжете.
Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении ( практикум)
Русская литература 19 века
А.С.Пушкин
Слово о поэте.
Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар».
Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла. Влияние фольклорной традиции. Параллелизм в изображении мира природы и мира людей Роль антитезы в композиции . Символические образы . Особенности ритмики , метрики и строфики стихотворений.
Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. Обращение к библейской истории о «блудном сыне». Комическое и трагическое в произведении. Образ Самона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. Образ повествователя. Смысл финального эпизода. Гуманистическое звучание произведения.
Теория литературы. «Вечный»сюжет . Тема «маленького человека». Интерьер.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Краткая характеристика сюжета повести и выделение основных эпизодов. Письменный ответ на вопрос о нравственной проблематике произведения и о мотивах обращения писателя к библейской истории.
Вн.чт. А.С. Пушкин «Метель»
М.Ю.Лермонтов
Слово о поэте.
Стихотворения «Три пальмы», «Тучи».Своеобразие лирического сюжета. Пушкинские темы , мотивы и образы в стихотворении. Темы свободы и судьбы. Мотивы одиночества и смирения .событие в биографии поэта как основа создания художественной картины жизни. Образы- символы в стихотворении.
Поэма « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Особенности сюжета поэмы , его историческая основа. Картины русского быта. Нравственная проблематика произведения.
Особенности конфликта в «Песне…» . Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Проблема героического характера. Эпизод поединка как кульминации сюжета. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». Сопоставление зачина и концовки поэмы . Фольклорные источники и развития традиций устного народного творчество в поэме.
Теория литературы. Лирический сюжет. Параллелизм. Эпитет, метафора, сравнение, антитеза. Историческая основа литературного сюжета. Герой. Конфликт. Эпизод. Кульминация сюжета. Фольклорные традиции в литературном произведении. Белый стих.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения и фрагментов поэмы наизусть. Письменный ответ на вопрос о своеобразном завершении кульминационного эпизода в поэме.
«Характеристика сюжета литературного произведения»(практикум)
Н.В.Гоголь
Слово о писателе.
Повесть «Тарас Бульба».
Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни . Изображение героического характера, сильных , мужественных защитников Отечества. Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принципы контраста в изображении братьев. Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Конфликт долга и чувства в душах героев. Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести.
Теория литературы. Эпос . Герой. Повесть. Сюжет. Конфликт. Пейзаж.
Развитие речи. Выделение основных эпизодов в сюжетных линиях Остапа и Андрия. Письменный ответ на вопрос об основном конфликте повести. Устный пересказ одного из эпизодов повести и краткая его характеристика. Подбор цитат к устному рассказу о картине жизни , нарисованной в произведении.
Анализ эпизода эпического произведения.(практикум).
И.С. Тургенев
Слово о писателе.
Рассказы «живые мощи», «Лес и степь». Биографическая основа рассказов. История создания цикла «Записки охотника». Образ охотника. Картины русской жизни и русской природы в рассказах. Мастерство пейзажной живописи. Образ русской крестьянки. Сила характера. Широта души Лукерьи. Сочетание эпического и лирического начал в рассказах.
Теория литературы. Рассказ. Очерк. Лирическая проза. Пейзаж.
Развитие речи. Подготовка сообщения о писателе и об истории создания цикла «Записки охотника» с использованием справочной литературы. Отзыв о самостоятельно прочитанном рассказе из цикла «Записки охотника».
Вн.ч. И.С. Тургенев . «Бежин луг».
Ф. И. Тютчев
Слово о поэте.
Стихотворения «Фонтан», «Ещё земли печален вид…» , «Неохотно и несмело…».
Философская проблематика стихотворения. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Природные образы и средства их создания. Особенности сюжета в лирических произведениях.
Теория литературы. Параллелизм. Сюжет.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Подготовка вопросов для обсуждения философской проблематики стихотворений поэта о природе.
А.А.Фет
Слово о поэте.
Стихотворения « Кот поёт, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер».
Философская проблематика стихотворений. Параллелизм в описании жизни природы и жизни человека. Особенности сюжета в лирических произведениях. Традиции балладного сюжета в стихотворении «На дворе не слышно вьюги..».
Теория литературы. Параллелизм. Сюжет. Баллада.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения наизусть. Сочинение о взаимодействии жизни природы и жизни человека на основе личных наблюдений и с использованием примеров из художественной литературы.
«Пейзаж в эпических и лирических произведениях»
(практикум)
Н.А.Некрасов
Слово о поэте.
Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…»
Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости. Образ русской крестьянки. Тема нелегкой судьбы русской женщины. Эпическое начало в лирике Некрасова. Особенности языка. Развитие фольклорных традиций в стихотворениях.
Поэма «Русские женщины» ( «Княгиня Трубецкая»).
Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки и средства его создания. Художественная функция диалога в поэме. Социальная и нравственная проблематика произведения. Авторская позиция и способы её выражения. Особенности строфики и ритмики.
Теория литературы. Лирический сюжет. Эпический сюжет. Фольклорные традиции. Строфа. Стихотворный размер.
Развитие речи. Выразительное чтение наизусть фрагментов. Подготовка сообщений об исторической основе поэмы и о судьбах отдельных декабристов, сосланных в Сибирь, с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.
М.Е .Салтыков-Щедрин
Слово о писателе. Сказка «Повесть о том ,как один мужик двух генералов прокормил».
Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. Сочетание фольклорных традиций литературной сказки. Особенности сказочного сюжета. Социальная и нравственная проблематика сказок М.Е .Салтыкова-Щедрина. Сатирическое обличение общественных пророков. Проблема взаимоотношений народа и власти. Изображение народного характера. Авторская позиция и способы её выражения. Художественная функция гротеска и эзопова языка.
Теория литературы. Фантастика . гротеск. Эзопов язык. Сатира.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала одной из сказок. Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о его значении в сюжете произведения. Подготовка сообщений о гротеске в литературе и других видах искусства.
А.П.Чехов
Слово о писателе.
Рассказ «Смерть чиновника» , «Маска».
Смысл названия рассказов. Особенности сюжета и композиции. Приём повтора. Способы выражения авторской позиции. Приём повтора. Способы выражения авторской позиции. Роль художественной детали в рассказах. Смысл финал
Теория литературы. Художественная деталь.
Развитие речи. Письменный ответ на вопрос о смысле финала рассказа. Сообщения о комических ситуациях на основе жизненного и читательского опыта..
Вн.ч. А.П. Чехов . «Налим».
Русская литература 20 века.
Изображение исторического события в литературном произведении
И. С. Шмелев. «Страх»
Е.И. Замятин. «Дракон».
А.А. Фадеев «Разгром»(фрагменты)
Образ исторического события в литературном произведении. Герои и прототипы, образ исторического события и прототипическая ситуация. Соединение вымысла а правдоподобия , достоверности и художественной условности. История в восприятии и оценке автора и его героев.
Теория литературы. Образ события. Историческое произведение.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.
И.А. Бунин
Слово о писателе. Рассказ «Подснежник».
Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. Счастье и горе , праздники и будни в жизни главного героя. Приёмы антитезы и повтора в композиции рассказа . Символический смысл названия.
Теория литературы. Антитеза. Повтор. Символ.
Развитие речи. Подготовка устного сообщения о биографии писателя и его жизни в эмиграции. Письменный ответ на вопрос о смысле названия рассказа.
А.И. Куприн
Рассказ «Куст сирени».
Особенности сюжета рассказа.. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция.
Теория литературы. Конфликт. Ирония.
Развитие речи. Устный ответ на вопрос о формах проявления комического в рассказе.
Сочинение о событии, изображённом в художественном произведении.( по сюжету рассказа И.С. Шмелева «Страх») (практикум)
В.В.Маяковский.
Слово о поэте. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».
Своеобразное решение темы назначения поэта и поэзии в сюжете и образной системе стихотворения. Жизнеподобие и фантастика в произведении. Лирический герой и средства создания его образа. Смысл основной метафоры произведения. Особая функция необычайного диалога. Ритмическая организация. Особенности языка . Словотворчество.
Теория литературы. Реальное фантастическое в сюжете . Метафора. Гипербола. Ритм. Словотворчество .
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворений наизусть .Сопоставление фактов биографии поэта и художественной картины. Обсуждение вопроса о роли гиперболы в искусстве и в разных ситуациях общения.
А.А. Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком- я открою…».
Историческая и биографическая основы стихотворений.
События военного времени в восприятии поэта. Патриотическая тема в стихотворениях о войне. Фольклорные традиции. Особенности языка, строфики и ритмики.Теория литературы. Тема. Фольклорные традиции. Трёхсложные размеры стиха( дактиль, анапест, амфибрахий).
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Подготовка сообщения о военной теме в лирике поэта.
Н.А.Заболоцкий
Слово о поэте.
Стихотворения «Я не прошу гармонии в природе…», «В этой роще берёзовой…». «Гроза идёт».
Развитие традиций русской классической литературы в творчестве поэта. Параллелизм изображения жизни природы и жизни человека. Философская проблематика стихотворений. Трагические события в истории человечества и их отражение в произведениях поэта.
Теория литературы. Лирический сюжет. Проблематика.
Развитие речи. Выразительное чтение стихотворения. Письменной ответ на вопрос о философской проблематике стихотворения.
«Тропы и поэтические фигуры»
(практикум)
Обобщение сведений об изобразительно-выразительных средствах. Выявление в поэтическом тексте тропов (метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, повтор, анафора и др.) и объяснение их художественной функции. Анализ особенностей языка художественного произведения.
М.А.Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека»
Изображение трагедии в военные годы. Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. История Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени. Образ простого русского человека, труженика и воина. Андрей Соколов как цельный характер. События и биография героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. Особенности композиции произведения. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин военной природы.
Теория литературы . Характер. Тип. Герой- рассказчик. Повествователь. «Рассказ в рассказе.
Развитие речи. Подготовка устных сообщений об участниках великой Отечественной войны. Сочинение о биографии литературного героя. Выразительное чтение фрагментов рассказа.
В.М. Шукшин
Слово о писателе.
Рассказ «Срезал», «Чудик».
Своеобразие шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей.. Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. Сочетание смешного и серьёзного , бытового и возвышенного. Мастерство писателя в построении диалога.
Теория литературы. Жанр рассказа. Рассказчик. Внешний и внутренний конфликт.Развитие речи. Развернутые аргументированные ответы на вопросы о роли события в жизни героя. Выразительное чтение диалогов.
«Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение» (практикум)
Рецензия как жанр литературной критики и публицистики. Виды рецензий. Чтение фрагментов рецензий . Обсуждение примерного плана рецензии на одну из новинок художественной литературы. Подготовка к написанию рецензии.
Зарубежная литература.
«Жанр новеллы в зарубежной литературе»(обзор)
П.Мериме.
«Видение Карла ХI»
Э.А.По.
«Низвержение в Мальстрём».
О.Генри.
«Дары волхвов»
Становление новеллы как жанра в европейской литературе. Жанровые признаки новеллы. Жанровые признаки новеллы. Особая роль необычного сюжета, острого конфликта, драматизм действия. Строгость построения новеллы. Новелла и рассказ как малые эпические жанры.
Теория литературы. Новелла. Рассказ. Сюжет.
Развитие речи. Отзыв о самостоятельно прочитанной новелле с изложением и анализом кульминационного эпизода.
« Сюжет в детективных произведениях»
М.Леблан.
«Солнечный зайчик».
А.К.Дойл.
«Знак четырех».
Г.К.Честертон.
«Лиловый перик».
А.Кристи.
«Тайна египетской гробницы».
Ж.Сименон.
«Показания мальчика из церковного хора».
Особый тип построения сюжета в детективах. Конфликт добра и зла, разрешающийся торжеством добра. Преступник и сыщик как непосредственные участники конфликта. Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке. Галерея ярких типов сыщиков.
Теория литературы. Сюжет. Сюжетная линия. Детектив. Тип.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.
«Сюжет в фантастических произведениях»
(обзор)
Дж.Р.Р.Толкин.
«Хоббит, или туда и обратно».
А.Азимов.
«Поющий колокольчик».
Р.Шекли.
«Страж-птица».
Использование научного метода в создании гипотетических ситуаций, картин «вероятностного мира2. Возможностей действительности в произведениях научной фантастики. Фентези как особый вид фантастической литературы. Связь фентези с традицией мифологии, фольклора, рыцарского романа. Присутствие романтического принципа двоемирия, конфликта мечты и реальности . Сюжет как цепь испытаний.
Теория литературы. Сюжет. Фантастика. Эпос. Фентези .Романтизм.
Развитие речи. Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу.
Взаимные рекомендации книг для чтения.
Тематическое планирование
№П/П | Разделы ,темы. | Количество часов по примерной программе | Количество часов в авторской программе | Основные виды учебной деятельности |
I | Сюжет как метафора жизни. | 1 | 1 | |
II | Древнерусская литература. | 1 | 1 | |
III | Классические сюжеты в мировой литературе. | 4 | 4 | Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических произведений. Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений , отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений. Чтение по ролям фрагментов драматических произведений . Определение типа конфликта в произведении Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения. Сочинение –анализ эпизода литературного произведения с использованием цитат |
1 | М.де Сервантес. | 2 | 2 | |
2 | У Шекспир. | 2 | 2 | |
IV | Русская литература 18 века | 5 | 5 | |
1 | Д.И.Фонвизин | 4 | 4 | |
2 | ПР. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении. | 1 | 1 | |
V | Русская литература 19 века | 28 | 28 | |
1 | А.С. Пушкин. | 4 | 4 | |
2 | М.Ю.Лермонтов | 3 | 3 | |
3 | ПР. Характеристика сюжета литературного произведения. | 1 | 1 | |
4 | Н.В.Гоголь | 6 | 6 | |
5 | ПР. Анализ эпизода эпического произведения. | 1 | 1 | |
6 | И.С. Тургенев. | 3 | 3 | Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении. Выделение сюжетных линий в произведении. |
7 | Ф.И.Тютчев . | 1 | 1 | Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений |
8 | А.А.Фет. | 1 | 1 | |
9 | ПР. Пейзаж в эпических произведениях. | 1 | 1 | Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения. Устный и письменный ответы на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в произведении. |
10 | Н.А.Некрасов | 2 | 2 | Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений |
11 | М.Е.Салтыков-Щедрин. | 2 | 2 | Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении. Выделение сюжетных линий в произведении. |
12 | А.П.Чехов. | 3 | 3 | Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей. |
VI | Русская литература 20 века | 20 | 19 | |
VII | Изображение исторического события в литературном произведении | 3 | 3 | |
1 | И.С.Шмелев | 1 | 1 | Наблюдение над особенностями построения сюжета в эпических произведениях. Общая характеристика проблематики произведения, историческая , социальная, нравственная , философская |
2 | Е.И.Замятин | 1 | 1 | |
3 | А.А.Фадеев | 1 | 1 | |
4 | И.А. Бунин | 1 | 1 | |
5 | А.И.Куприн | 2 | 2 | |
6 | ПР. Сочинение о событии, изображенном в художественном произведении. | 1 | 1 | Устный и письменный ответы на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в произведении |
7 | В.В.Маяковский | 1 | 1 | Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении. Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений. |
8 | А.А. Ахматова. | 1 | 1 | |
9 | Н.А. Заболоцкий | 1 | 1 | |
10 | ПР. Тропы и и поэтические фигуры. | 1 | 1 | |
11 | М.А.Шолохов. | 5 | 5 | Общая характеристика проблематики произведения, историческая , социальная, нравственная , философская |
12 | В.М.Шукшин. | 2 | 2 | |
13 | ПР. Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение. | 2 | 1 | Отзыв о самостоятельно прочитанном остросюжетном произведении ( с использованием элементов выборочного изложения и цитирования) |
VIII | Зарубежная литература | 11 | 10 | |
1 | Жанр новеллы в зарубежной литературе. | 2 | 2 | Выявление признаков отдельных жанров (новеллы) в литературном произведении. |
2 | Сюжет в детективных произведениях. | 3 | 3 | |
2 | Сюжет в фантастических произведениях. | 5 | 5 | |
IX | Итоговый урок. | 1 | 1 | |
X | Резервный урок | 1 | - | |
Итого | 70 | 68 |
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса:
Печатные пособия
1.Литература. 7класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В.Ф.Чертова .Москва Просвещение 2013 год.
2.Поурочные разработки по литературе . 7 класс под редакцией В.Ф.Чертова .Москва «Просвещение», 2014 год.
3. Литература .Рабочие программы. 5-9 классы под редакцией В.Ф.Чертова .Москва «Просвещение» 2011
4. Мещерякова М.И. Литература в таблицах и схемах.- 2-е изд., испр.-М.:Рольф, 2001.
5. Качурин, М. Г. Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы. – М., 1988.
6. Маранцман, В. Г. Анализ художественного произведения и читательское восприятие школьников. – Л., 1977.
7. Обернихина, Т. А. и др. Литература и искусство Древней Руси на уроках в школе. – М. : Владос, 2001.
8. Современная русская литература. Элективный курс : учебное пособие для учащихся 10–11 классов общеобразовательных учреждений / под ред. проф. Б. А. Ланина. – М.,2006.
9. Богданова, О. В. Постмодернизм в контексте современной русской литературы. – Спб., 2004.
10. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 90-е годы ХХ века. – М. : Владос, 2002.
11. Нефагина, Г. Л. Русская проза конца ХХ века. – М. : Флинта, 2005.
Техническое и информационное оснащение
1. АРМ учителя, проектор
2. ЭОР:
1С: Репетитор. Литература. Адрес в интернете: http://obr.ru//product.isp?id=7;
www.gramota.ru Справочно-инормационный интернет- портал «Русский язык».
www.slovari.ru Электронные словари.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Виды деятельности:
чтение
- Выразительное чтение фрагментов эпических, лирических произведений.
- Выразительное чтение наизусть лирических стихотворений , отрывков из художественной прозы, монологов из драматических произведений.
- Чтение по ролям фрагментов драматических произведений .
2) анализ
- Сопоставление исторического (или биографического) протособытия и его художественного воплощения в литературном произведении.
- Выделение сюжетных линий в произведении.
- Различение сюжетных и бессюжетных лирических стихотворений.
- Определение типа конфликта в произведении.
- Общая характеристика сюжета и объяснение его связи с проблематикой произведения.
- Выявление признаков отдельных жанров ( трагедии, комедии, новеллы) в литературном произведении.
- Наблюдение над особенностями построения сюжета в эпических произведениях.
- Общая характеристика проблематики произведения 9историческая , социальная, нравственная , философская).
3) развитие устной и письменной речи
- Сжатое изложение эпизода и ответ на вопрос о значении данного эпизода в сюжете произведения.
- Устный и письменный ответы на вопрос об историческом (или биографическом) протособытии и его художественном воплощении в произведении.
- Составление плана характеристики образа персонажа и сопоставительной характеристики двух образов персонажей.
- Сочинение –анализ эпизода литературного произведения с использованием цитат.
- Сочинение о событии , изображенном в литературном произведении. –Отзыв о самостоятельно прочитанном остросюжетном произведении ( с использованием элементов выборочного изложения и цитирования)
- Отзыв о театральной постановке или кинематографической версии драматического произведения.
Термины: Сюжет, лирический сюжет, «вечные» сюжеты, художественный конфликт, элементы сюжета, сюжетная линия, эпизод, пейзаж, интерьер, образ события, протособытие, гротеск, драматические жанры, эпические жанры, тропы(метафора, олицетворение, символ, аллегория, гипербола, эпитет), фигуры( сравнение, антитеза, повтор, анафора, инверсия, риторический вопрос), композиция, повествователь, проблематика произведения, исповедь, стилизация, стихотворение в прозе белый стих.
Система оценки планируемых результатов
Техника чтения Класс | Вслух | Про себя |
5 6 7 8 9 | 120 140 140 – 150 150 150 | 140 – 170 170 – 210 210 – 250 250 – 260 260 – 280 |
КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Отметка «5»
Оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой; свободное владение монологической литературной речью.
Отметка «4»
Оценивается ответ, который показывает прочные знания и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается одна – две неточности в ответе.
Отметка «3»
Оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыком разбора и недостаточном умении привлекать текст произведений для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствии уровня чтения нормам, установленным для данного текста.
Отметка «2»
Оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной техникой чтения, бедность выразительность средств языка.
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директор по УВР
методического объединения _______/С.А. Кириченко/
учителей русского языка и литературы СОШ№2
от ___________2014 года№1 _________________2014года
_______________/Луканина О.М./
Календарно-тематическое планирование.( 7 класс на 2014-2015 уч. год)
№ урока | Содержание (разделы, темы) | Колич-во часов | Дата/ План 7г | Дата /факт 7в | неделя | Оборудование | Основные виды УУД |
1 | Сюжет как метафора жизни | 1 | 01 | Личностные :воспитание уважительного отношения к русской лит.; Метапредметные: уметь работать с разными источниками информации;(изобразительное искусство, литература и другие виды искусства) Предметные: размышлять о сюжете и особенностях его построения. | |||
Древне- русская литература | 1 | ||||||
2/1 | «Поучение» Владимира Мономаха. Художественный образ и личность Владимира Мономаха. Своеобразие сюжета и композиции «Поучение». | 1 | 01 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: воспитание уважительного отношения к культуре и традициям русского народа; М: составлять словарь устаревших слов.;познакомить с личностью и временем Владимира Мономаха; П: обсуждать в группах образ Мономаха; отвечать на вопросы по тексту и на основе иллюстраций к памятнику. | ||
Классические сюжеты в мировой литературе. | 4 | ||||||
3/1 | М. де Сервантес. Роман «Дон Кихот»(фрагменты). «Вечный» сюжет .Дон Кихот как «вечный» образ. | 1 | 02 | Выставка книг. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; | ||
4/2 | Социальная , философская, нравственная проблематика романа. Конфликт иллюзии и реальной действительности. | 1 | 02 | Иллюстрации, фрагменты к/ф). | М: называть основные события в жизни героя; подбирать иллюстративный материал к теме;(образ Дон Кихота , Санчо Пансо и Дульсинеи в изобразительном искусстве, музыке, кинематографии) П: письменный ответ на вопрос об отражении в «вечном» образе «вечных» противоречий жизни. | ||
5/3 | У. Шекспир. Трагедия «Ромео и Джульетта». Вечная тема любви и трагедии. Основной конфликт . Тема судьбы. | 1 | 03 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: развивать навыки самостоятельной деятельности; П: наблюдать над особенностями языка ;составлять план рассказа о главных героях с использованием цитат; | ||
6/4 | Образы Ромео и Джульетты как «вечные образы». Смысл финала трагедии. | 1 | 03 | Иллюстрации | |||
Русская литература 18 века. | 4+1 | ||||||
7/1 | Д.И. Фонвизин. Слово о писателе. Комедия «Недоросль». История создания комедии. Социальная и нравственная проблематика. | 1 | 04 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; П: формулировать выводы об особенностях конфликта в пьесе письменно рассказывать о персонаже ; составить план рассказа о персонаже; М: уметь работать с разными источниками информации; | |||
8/2 | Положительные герои комедии и их конфликт с миром Простаковых и Скотининых. | 1 | 04 | Иллюстрации (детей) | |||
9/3 | Проблема воспитания , образования будущего гражданина. «Говорящие» фамилии и имена. Смысл финала комедии. | 1 | 05 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | |||
10/4 | Р.Р. Практикум. Характеристика конфликта и способов его разрешения в литературном произведении . | 1 | 05 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, гражданина; П: оформлять план характеристики конфликта в литературном произведении; уметь создавать устную и письменную характеристику конфликта по плану; М: уметь работать с литературоведческими словарями; работать в группах. | |||
11/5 | Р.Р.Практикум. Сочинение (аудиторное№1). Особенности конфликта комедии и его реализация в сюжете. | 1 | 06 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности, гражданина; П: оформлять план характеристики конфликта в литературном произведении; уметь создавать устную и письменную характеристику конфликта по плану; М: уметь работать с литературоведческими словарями; работать в группах. | |||
Русская литература 19 века | 25+3 | ||||||
А.С. Пушкин. | 4 | ||||||
12/1 | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворения «Туча», «Узник», «Анчар».Своеобразие сюжета в стихотворениях. Темы свободы и плена, добра и зла.Символические образы . | 1 | 06 | Диск. | Л: использование различных источников информации; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; воспроизводить известный материал о сюжете ;выразительно читать стихотворения; задавать вопросы; пересказывать и инсценировать эпизоды повести; П: наблюдать за особенностями языка; выделять особенности притчи. | ||
13/2 | Повесть «Станционный смотритель». Традиционный сюжет и его оригинальное переосмысление в повести. | 1 | 07 | Выставка книг, просмотр к/ф. | |||
14/3 | Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека» в русской литературе. | 1 | 07 | Иллюстрации, презентации | |||
15/4 | Вн.ч. А.С. Пушкин «Метель» | 1 | 08 | ||||
М.Ю.Лермонтов | 3+1 | ||||||
16/1 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. Стихотворения»Три пальмы», «Тучи».Своеобразие лирического сюжета. Темы свободы и судьбы. | 1 | 08 | Презентация. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; ;М: анализ, синтез; устно и письменно рассказывать о героях поэмы; выразительно читать произведения; П: создавать письменную работу творческого характера ,выявлять жанровую природу , сюжет и композицию; выразительное чтение наизусть ; чтение в лицах; проводить сопоставительный анализ образов. | ||
17/2 | Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Нравственная проблематика произведения. | 1 | 09 | Диск. | |||
18/3 | Особенности конфликта в «Песне…» . Образы купца Калашникова и опричника Кирибеевича. Образ Ивана Грозного и тема «неправедной власти». | 1 | 09 | Выставка книг.Иллюстрации. | |||
19/4 | Р.Р.Практикум. Характеристика сюжета литературного произведения. | 1 | 10 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; ;М: анализ, синтез; создавать конспект (устно и письменно) ; П: создавать устную характеристику сюжета произведения. | |||
Н.В.Гоголь. | 6+1 | ||||||
20/1 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба» Историческая основа повести. Картины природы и картины народной жизни. | 1 | 10 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: приобщение к духовно-нравственным ценностям; М: овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность в группах; сопоставлять фрагменты повести и кинофильма; П: выписывать цитаты , характеризующие персонажей; анализировать авторскую позицию ; роль главных образов ; | ||
21/2 | Изображение героического характера, сильных , мужественных защитников Отечества. | 1 | 11 | Портрет. Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | |||
22/3 | Прославление товарищества. Патриотическая тема и тема предательства в повести. | 1 | 11 | Диск. | |||
23/4 | Образы Остапа и Андрия и средства их создания. Принципы контраста в изображении братьев. | 1 | 12 | Просмотр к/ф (фрагменты) | Л: приобщение к духовно-нравственным ценностям; М: овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность в группах; сопоставлять фрагменты повести и кинофильма; П: выписывать цитаты , характеризующие персонажей; анализировать авторскую позицию ; роль главных образов ; анализировать эпизоды; | ||
24/5 | Образ Тараса Бульбы. Трагизм конфликта отца и сына. Конфликт долга и чувства в душах героев. | 1 | 12 | ||||
25/6 | Роль детали в раскрытии характера. Смысл финала повести. | 1 | 13 | ||||
26/7 | Р.Р. (Сочинение) Практикум. Анализ эпизода эпического произведения. (домашнее№1) | 1 | 13 | Л: приобщение к духовно-нравственным ценностям; М: овладение умениями самостоятельно организовать собственную деятельность; П:письменный анализ одного из эпизодов; | |||
И.С. Тургенев. | 3 | ||||||
27/1 | И.С. Тургенев. Рассказы «Живые мощи»..Биографическая основа рассказа. Образ русской крестьянки. | 1 | 14 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности;М: анализ, синтез; (анализировать чувства героев); П: создавать устную характеристику героини произведения; объяснить роль деталей и символов; | ||
28/2 | И.С.Тургенев. «Лес и степь». История создания цикла «Записки охотника».Мастерство пейзажной живописи. | 1 | 14 | ||||
29/3 | Вн.ч. И.С.Тургенев. «Бежин луг». | 1 | 15 | ||||
Ф.И. Тютчев | 1 | ||||||
30/1 | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Стихотворения «Фонтан», «Еще земли печален вид…», «Неохотно и несмело…». Философская проблематика стихотворений. Природные образы и средства их создания. | 1 | 15 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; воспроизводить известный материал о сюжете ;выразительно читать стихотворения; задавать вопросы; пересказывать ; П: наблюдать за особенностями языка; выделять особенности сюжета ; | ||
А.А.Фет. | 1+1 | ||||||
31/1 | А.А.Фет. Слово о поэте. Стихотворения «Кто поёт, глаза прищуря…», «На дворе не слышно вьюги…», «Вечер». Философская проблематика стихотворений. Традиции балладного сюжета. | 1 | 16 | Портрет. Диск. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; обсуждать проблемные вопросы о назначении и роли поэзии;М: читать и анализировать стихотворения; читать наизусть; сопоставлять художественные тексты; П: письменно отвечать на вопрос о литературном персонаже. | ||
32/2 | Р.Р.Практикум. Пейзаж в эпических и лирических произведениях. | 1 | 16 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М ; читать и анализировать фрагменты произведений; составлять таблицу; умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; П: выявлять статичность и динамичность художественной картины в литературном произведении; объяснять значение терминов ;подготовка к сочинению; | |||
Н.А.Некрасов. | 2 | ||||||
33/1 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте .Стихотворение «В полном разгаре страда деревенская…». Изображение народных характеров. Проблема социальной несправедливости.Образ русской крестьянки. | 1 | 17 | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства любви к истории Отечества; М: уметь работать с различными источниками информации(словари); П: выразительно читать ст-я, выявлять звучащие в поэтическом тексте интонации; сравнивать образы в поэзии и в изобразительном искусстве; осуществлять сопоставительный анализ поэтических текстов. . | |||
34/2 | Поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»).Историческая основа сюжета поэмы. Образ русской дворянки. | 1 | 17 | Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком.Диск. | |||
М.Е.Салтыков-Щедрин. | 2 | ||||||
35/1 | М.Е.Салтыков-Щедрин. Слово о писателе. Сказка «Повесть о том , как один мужик двух генералов прокормил». Своеобразное художественное осмысление проблем российской действительности. | 1 | 18 | Портрет ,иллюстрации | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М ; читать и анализировать фрагменты произведений; составлять таблицу; умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; работать со справочной литературой и поисковыми системами в Интернете; П: выявлять статичность и динамичность художественной картины в литературном произведении; | ||
36/2 | Вн.ч. М.Е.Салтыков-Щедрин «Дикий помещик». | 1 | 18 | ||||
А.П.Чехов. | 3 | ||||||
37/1 | А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Смерть чиновника». Смысл названия рассказа .Особенности сюжета и композиции. | 1 | 19 | Портрет ,иллюстрации Реализация проекта в PowerPoint на основе литературного произведения с изображением и со звуком. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; инсценирование сказок; П: выделять особенности лексики; комментировать иллюстрации ;писать рецензию на экранизацию одного из рассказов; | ||
38/2 | Рассказ «Маска».Способы выражения авторской позиции. | 1 | 19 | ||||
39/3 | Вн. ч. А.П.Чехов . «Налим» | 1 | 20 | ||||
Русская литература 20 века | 16+3 | ||||||
Изображение исторического события в литературном произведении. | 3 | ||||||
40/1 | И.С. Шмелев. «Страх». Образ исторического события в литературном произведении. | 1 | 20 | Презентация | Л: использование различных источников информации; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; П: читать и анализировать фрагменты из биографии; создавать фрагменты текста биографического характера. | ||
41/2 | Е.И. Замятин. «Дракон». Герои и прототипы , образ исторического события и прототипическая ситуация. | 1 | 21 | Презентация | |||
42/3 | А.А.Фадеев. «Разгром».(фрагменты).Соединение вымысла и правдоподобия. История в восприятии и оценке автора и его героев. | 1 | 21 | Презентация,фрагменты к/ф. | |||
И.А.Бунин | 1 | ||||||
43/1 | И.А.Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Подснежник». Историческая основа произведения. Тема прошлого России в рассказе. | 1 | 22 | Портрет. Диск. Реализация проекта в PowerPoint «Творчество И.А. Бунина» | Л: использование различных источников информации; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; П: читать и анализировать фрагменты из биографии; создавать презентации; | ||
А.И.Куприн. | 2+1 | ||||||
44/1 | А.И.Куприн. Рассказ «Куст сирени».Особенности сюжета рассказа. Жизнерадостное настроение и жизнеутверждающее начало в рассказе. Авторская позиция. | 1 | 22 | Портрет. Диск. Реализация проекта в PowerPoint «Творчество А.И.Куприна» | Л: использование различных источников информации; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; П: читать и анализировать фрагменты из биографии; создавать письменную работу; | ||
45/2 | Вн.ч. А.И.Куприн. Рассказ «Храбрые беглецы». | 1 | 23 | Просмотр к/ф | |||
46/3 | Р.Р. Практикум. Сочинение о событии, изображённом в художественном произведении.(аудиторное№2);( по сюжету рассказа И.С. Шмелева «Страх») | 1 | 23 | Л: использование различных источников информации; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; П: читать и анализировать фрагменты из биографии; создавать письменную работу;( по сюжету рассказа И.С. Шмелева «Страх») | |||
В.В.Маяковский | 1 | ||||||
47/1 | В.В.Маяковский.Слово о поэте. Стихотворение «Необычайное приключение , бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Жизнеподобие и фантастика в произведении. Словотворчество Маяковского. | 1 | 24 | Портрет. Диск. Реализация проекта в PowerPoint «Творчество В.В.Маяковского» | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; составление таблицы;смысловое ,выразительное чтение; П: выделять особенности лексики; комментировать собственные иллюстрации ;писать творческую работу о роли поэзии. | ||
А.А. Ахматова. | 1 | ||||||
48/1 | А.А. Ахматова. Слово о поэте. Стихотворения «Мужество», «Постучись кулачком – я открою…». Историческая и биографическая основы стихотворений. | 1 | 24 | Портрет. Диск. Реализация проекта в PowerPoint «Творчество А.А. Ахматовой» | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть, оценивать ее; выразительно декламировать стихотворения описывать чувства , эмоциональное отношение к стихотворениям; П: выделять особенности лексики; комментировать иллюстрации ; | ||
Н.А.Заболоцкий | 1+1 | ||||||
49/1 | Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте. Стихотворения «Я не ищу гармонии в природе..», «В этой роще березовой…», «Гроза идёт..». Философская проблематика стихотворений. | 1 | 25 | Портрет. Диск. Реализация проекта в PowerPoint «Творчество Н.А. Заболоцкого» | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: овладение умениями самостоятельно организовывать собственную деят-ть; подбирать музыкальные и живописные иллюстрации к стихотворениям; П: выделять особенности лексики; работа со словарями синоним и антонимов. | ||
50/2 | РР. Практикум. Тропы и поэтические фигуры. | 1 | 25 | Л: использование различных источников информации; М: уметь понимать проблему, выдвигать гипотизу; П: повторить знания о тропах и поэтических фигурах; определять художественную функцию изобразительно-выразительных средств. | |||
М.А.Шолохов | 5 | ||||||
51/1 | М.А.Шолохов Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека».Изображение трагедии в военные годы. | 1 | 26 | Заочная экскурсия на основе фотоальбома и ресурсов Интернета. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельное создание способов решения; П: делать сопоставительную характеристику героев, выявлять художественные особенности текста; оформлять цитатный план. | ||
52/2 | Судьба народа и судьба отдельного человека. Смысл названия рассказа. | 1 | 26 | ||||
53/3 | История Андрея Соколова и Вани как типичные истории военного времени.Андрей Соколов как цельный характер. | 1 | 27 | Просмотр эпизодов к/ф. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: поиск и выделение необходимой информации ,самостоятельное создание способов решения; П: составлять план характеристики персонажа, выявлять художественные особенности текста; оформлять цитатный план. | ||
54/4 | События и биография героя. Проблема нравственного выбора в рассказе. | 1 | 27 | Просмотр эпизодов к/ф. | |||
55/5 | Особенности композиции. Образ рассказчика. Роль портретной детали и картин военной природы. | 1 | 28 | Просмотр эпизодов к/ф. | Л: совершенствовать духовно-нравственных качеств личности; М: поиск и выделение необходимой информации самостоятельное создание способов решения; П: комментировать композиционное построение рассказа; роль детали в тексте, роль картин военной природы, выявлять художественные особенности текста; | ||
В.М.Шукшин. | 2+1 | ||||||
56/1 | В.М.Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Изображение события в жизни героя как средство раскрытия характера. | 1 | 28 | Портрет. Диск. Реализация проекта в PowerPoint «Творчество В.М. Шукшина». Просмотр эпизодов к/ф. | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: уметь создавать отзыв о герое. | ||
57/2 | Рассказ «Чудики». Своеобразие шукшинских героев- «чудиков», правдоискателей. Мастерство писателя. | 1 | 29 | Просмотр эпизодов к/ф. | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: уметь создавать устный отзыв о герое. | ||
58/3 | Р.Р.Практикум. Рецензия на самостоятельно прочитанное литературное произведение.(домашнее№2) | 1 | 29 | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение письменного высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: уметь создавать рецензию на прочитанное произведение. | |||
Зарубежная литература | 10 | ||||||
Жанр новеллы в зарубежной литературе. | 2 | ||||||
59/1 | П.Мериме. «Видение Карла ХI».Жанровые признаки новеллы. | 1 | 30 | Портрет | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: выделять черты новеллы как жанра. | ||
60/2 | Э.А.По. «Низвержение в Мальстрём». О.Генри. «Дары волхвов».Особая роль необычного сюжета. | 1 | 30 | Портрет. | Л: формирование гуманистического мировоззрения М: анализ; синтез; осознанное построение речевого высказывания; построение логической цепи рассуждений; П: выделять черты новеллы как жанра. | ||
Сюжет в детективных произведениях. | 3 | ||||||
61/1 | М.Леблан. «Солнечный зайчик». А.К.Дойл. «Знак четырех». Особый тип построения сюжета в детективах. | 1 | 31 | Презентация. | Л: формирование гуманистического мировоззрения; М: устное словесное рисование (групповая работа)П: чтение фрагментов , анализировать жанровое своеобразие. ответы на вопросы. | ||
62/2 | А.К.Дойл. «Знак четырех». Конфликт добра и зла. | 1 | 31 | Презентация. | Л: формирование гуманистического мировоззрения; М: устное словесное рисование (групповая работа)П: чтение фрагментов , анализировать жанровое своеобразие. ответы на вопросы . | ||
63/3 | Г.К.Честертон. «Лиловый парик». Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке. | 1 | 32 | ||||
Сюжет в фантастических произведениях. | 4+1 | ||||||
64/1 | Дж.Р.Р.Толкин. «Хоббит, или Туда и обратно». Особый тип построения сюжета в детективах. | 1 | 32 | Презентация. | Л: формирование гуманистического мировоззрения; М: устное словесное рисование (групповая работа)П: чтение фрагментов , анализировать жанровое своеобразие. ответы на вопросы . | ||
65/2 | А.А. Азимов «Поющие колокольчик». Соединение двух сюжетных линий в благополучной развязке. | 1 | 33 | Л: формирование гуманистического мировоззрения; М: устное словесное рисование (групповая работа)П: чтение фрагментов , анализировать жанровое своеобразие. ответы на вопросы | |||
66/3 | Р.Шекли «Страж –птица» (обзор). Сюжет как цепь испытаний. | 1 | 33 | Л: формирование гуманистического мировоззрения; М: устное словесное рисование (групповая работа)П: чтение фрагментов , анализировать жанровое своеобразие. ответы на вопросы | |||
67/4 | Р.Р.Рецензия на самостоятельно прочитанную книгу. | 1 | 34 | ||||
68/5 | Рекомендации книг на лето. | 1 | 34 | ||||
Вн.чт: 5; РР: 9 ( в т.ч практикум 4) | Аудит..с 2 Д.с.2 |