12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Катаева Светлана Викторовна779
Россия, Ульяновская обл., Димитровград

УТВЕРЖДЕНА

Приказом директора

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

«Лицей №25 города Димитровграда

Ульяновской области»

от «01» сентября 2016г. №____

______________ О.Г.Зотова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО____________ЛИТЕРАТУРЕ ____ ____

____________(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)_________

ДЛЯ________7 В КЛАССА __________________

 

КАТАЕВОЙ СВЕТЛАНЫ ВИКТОРОВНЫ

НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА

на заседании методического объединения (МО) Заместитель директор по НМР

учителей русского языка и литературы МБОУ Лицей №25 МБОУ Лицей № 25

__________ Никитина О.А. ________Э.Ш.Кортункова

Протокол от «29» августа 2016г. №_ « 31_» _ августа 2016г.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная рабочая программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897, с Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ Лицей № 25, а также в соответствии с авторской программой Курдюмова, Т. Ф. Литература: Программа для общеобразовательных учреждений. 5–11 классы / Т. Ф. Курдюмова [и др.]. – Москва, Дрофа, 2014.

Рабочая программа ориентирована на УМК: «Литература. 7 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Автор-составитель Курдюмова Т.Ф. На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, что составляет 70 часов в год.

 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучающиеся научатся:

воспринимать и анализировать художественный текст;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

видеть разнообразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, комических и драматических произведениях;

видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации, определять смену интонаций в речи героев пьесы;

передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героев пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения – от отдельного тропа до композиции – и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;

сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию с точки зрения выражения авторской позиции;

стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему.

Обучающиеся получат возможность научиться:

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, аргументировать собственную позицию;

- понимать основные причины коммуникативных неудач и объяснять их;

- понимать, анализировать, оценивать явную и скрытую (подтекстовую) информацию в прочитанных произведениях;

- извлекать информацию по заданной проблеме из различных источников (включая противоположные точки зрения на ее решение);

- создавать устные монологические и диалогические высказывания в сфере общения.

CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

раздела, темы

Темы

Общее кол-во часов

Количество часов

на развитие речи

Контрольная работа

уроки РР

сочинение

I

Роды и жанры художественной литературы

1

-

-

-

ІI

Фольклор

2

-

-

-

ІIІ

Литература эпохи Возрождения

3

-

1

1

IV

Литература ХІХ века

38

3

2

2

V

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике

26

2

1

2

 

Итого

70

5

4

5

Роды и жанры художественной литературы

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма. Род как исторически сложившаяся общность художественных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов. Богатство и разнообразие жанров всех трех родов литературы. Постоянное обновление жанров: появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое содержание и старые формы. Новое содержание и новые формы.

Теория. Роды и жанры литературы.

Методика. Использование материалов, изученных в начальной школе и в 5—6 классах.

Античная литература.

Фольклор.

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые молодые жанры. Живые жанры устного народного творчества. Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора. Драматические произведения фольклора.

Теория. Жанры современного фольклора. «Барин». Народный театр на ярмарках и гуляньях. Народные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и участники пьесы-игры — все присутствующие, которые именуются «фофанцы».

Методика. Ученики в роли «фофанцев». Их непосредственное участие в импровизации сцен пьесы.

Литература эпохи Возрождения

Великие имена эпохи и герои их произведений. У. Шекспир. «Ромео и Джульетта».

Сонеты. «Ромео и Джульетта». Трагедия как жанр драматического произведения. Отражение в трагедии «вечных» тем: любовь, преданность, вражда, месть. Основной конфликт трагедии. Судьба юных влюбленных в мире несправедливости и злобы. Смысл финала трагедии. Понятие о катарсисе. Сонеты (Сонет 130 — «Ее глаза на небо не похожи...» и др.).

Теория. Трагедия. Сонет.

Из истории сонета. Сонет как одна из популярных форм стиха в литературе разных стран на протяжении нескольких столетий: А. С. Пушкин. «Сонет» («Суровый Дант не презирал сонета...»). И. Ф. Анненский. «Перебой ритма»; К. Д. Бальмонт. «Хвала сонету»; В. Я. Брюсов. «Сонет к форме»; Н. С. Гумилев. «Сонет»; Игорь Северянин. «Бунин» и др. (по выбору учителя).

Методика. Обращаясь к истории сонета, учитель может использовать одно-два произведения. Остальные сонеты будут прочитаны теми, кто увлекается поэзией и хочет принять участие в конкурсе на лучшее исполнение сонета.

 

Литература XIX века

Популярные жанры литературы XIX в. Золотой век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX в.: роман, повесть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Теория. Жанры эпоса, лирики, драмы.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Басни Лессинга («Свинья и Дуб»). Русская басня XVIII в. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX в. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.

Теория. Басня и притча.

Методика. Возможен конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни.

Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и XX вв. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школьном фольклоре. В. А. Жуковский. «Перчатк а», «Светлана». Баллады Жуковского. Трагические сюжеты. Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жуковского и Лермонтова. Взыскательность нравственной позиции автора. Легкость стиля. «Светлана». Сюжет и народные поверья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы.

Теория. Баллада

Методика. Сюжеты баллад обычно интересуют читателя. Можно использовать этот интерес, проведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад. А. С. Пушкин. «Элегия», «К портрету Жуковского», «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще быть может...», «Туча», «Друзьям», «19 октября» (Роняет лес багряный свой убор...»), «Моя эпитафия»). Богатство тематики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лирических произведений поэта. Жанры прозы А. С. Пушкина. «Повести Белкина» («Барышня-крестьянка» и др.). Героиня повести — Лиза (Бетси). Автор и его решение вопросов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или повесть? «Дубровский». Незавершенный роман «Дубровский». Сюжетные особенности незавершенного произведения, в котором соединены признаки любовного и социального романа. Владимир Дубровский как романтический герой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Теория. Жанры лирики и эпоса.

Из истории романа. Расцвет жанра романа. Богатство вариантов этого жанра. Споры о его роли в современной литературе.

Методика. Сопоставление повести и романа. М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэт а»,

«Нет, я не Байрон, я другой...», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума»,

«Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «эпиграммы и мадригалы», «эпитафия». Различные жанры в творчестве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические произведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихотворения. Яркость стилистики, передающей силу чувств автора. «Мцыри». Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в поэме.

Теория. Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова.

Методика. Целесообразно познакомить учеников со словарем рифм Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому словарю ряд индивидуальных заданий. Н. В. Гоголь. «Р е в и з о р». История создания комедии. Отражение России XIX в. в сюжете и героях комедии. Сила обличения социального зла в комедии. Городничий и чиновники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаменитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастерство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сценическая история комедии (театр, кино).

Теория. Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структура драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа.

Методика. Традиционно в ходе изучения «Ревизора» — исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Возможно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядных материалов (иллюстрации, фотографии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведения. И. С. Тургенев. «Свидание», «Стихотворения в прозе» («Русский язык», «Собака», «Дурак» и др.). Поэтический образ героини рассказа «Свидание». Роль пейзажа в создании облика и характера героев. Последние годы творчества и последние произведения Тургенева — «Стихотворения в прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений в прозе». Нравственный пафос и художественные особенности этих произведений.

Теория. Стихотворение в прозе. Н. А. Некрасов. «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда». Гражданская лирика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпических произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция Автора. Стиль, отвечающий теме.

Теория. Стиль. Сюжет в лироэпических произведениях. М. Е. Салтыков-Щедрин.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Богатырь». Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная острота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение авторского названия «Повесть о том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его условность. Сюжет сказки-повести. Герои — два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок («Премудрый пискарь», «Карась — идеалист» и др.) и убедительность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

Теория. Гротеск. Сатира — форма комического в лирике и прозе. Н. С. Лесков. «Левша». Сюжет и герои сказа. Особенности стиля прозы Лескова «...тонко знающего русский язык и влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творческого труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, цари государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Теория. Сказ как жанр эпоса. А. П. Чехов. «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть

чиновника». Юмористические рассказы Чехова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забавный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалобной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествования. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Разнообразие ситуаций и сюжетов. Герои рассказов и их судьбы.

Теория. Юмореска. Описания на страницах художественных произведений Портрет героя в произведениях различных жанров Искусство портрета в творчестве писателей XIX в. Портрет в эпических произведениях: романе, повести, рассказе. Портрет в лирическом произведении. Портрет в поэме. Портрет в искусстве слова и в других видах искусства.

Теория. Портрет. Пейзаж в художественных произведениях различных жанров Искусство изображения картин природы в различных жанрах. Пейзаж и Автор. Пейзажная лирика. Пейзаж в большом эпическом произведении. Роль пейзажа в изученных произведениях: поэме «Мцыри», повести «Барышня-крестьянка» и других произведениях.

Теория. Пейзаж.

Методика. Обращая особое внимание на героя и сюжет, учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насыщено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Специфика жанра помогает уловить особенности описаний художественных текстов. Литература XX века Особенности русской литературы XX в. Нравственная проблематика в лирике XX в. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведения как основа читательских увлечений. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Связь различных искусств и их влияние на обогащение жанров произведений искусства слова.

Методика. Анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.

Отражение духовных поисков человека XX века в лирике.

В. Я. Брюсов. «Хвала человеку», «Труд»; И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; К. Д. Бальмонт. «Бог создал мир из ничего...»; Игорь Северянин. «Не завидуй другу...»; Р. Киплинг. «Если...» (перевод С. Маршака), «Заповедь» (перевод М. Лозинского); А. Т. Твардовский. «Как после мартовских метелей...», «Июль - макушка лета». Лирические раздумья поэт%

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.