МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СТАРОМАЙНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 1
«Рассмотрено на заседании МО» Протокол № ____ от «____»__________ 2016г Руководитель МО ____________ |
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ М.Г. Зеленикина «01» сентября 2016 года |
«Утверждаю» Директор МОУ «Старомайнская средняя школа № 1» _______________ Н.Н. Рыжова Приказ № ___ от «01» сентября 2016 года |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование курса: Литература
Класс: 9
Уровень общего образования: основное общее образование
Учитель русского языка и литературы : Фомичева Людмила Александровна
Квалификационная категория : соответствие занимаемой должности
Срок реализации программы: 2016– 2017учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 102 часа в год; в неделю 3 часа.
Планирование составлено на основе примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2012 год) и предметной линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной 5-9 классы – М.: Просвещение, 2012.)
Учебник: Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2015 год
Рабочую программу составила ________________________ Л.А. Фомичева
(подпись) (расшифровка подписи)
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы,
протокол №_1__ от «____»августа 2016 года
2016– 2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе:
-Фундаментального ядра содержания общего образования
-Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения,
- рекомендаций Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы, М.: «Просвещение», 2011 год);
- авторской программы по литературе под ред. Коровиной В. Я.
-образовательной программы и учебного плана МОУ «Старомайнская средняя школа № 1»
Федеральный примерный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МОУ «Старомайнская средняя школа№1» предусматривает обязательное изучение литературы в 9 классе — 102 ч, 3 часа в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
-воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоя шее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;
-формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
-формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
-освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
-формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
-формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
-умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
-умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процесс е достижения результата, определять способы действий
в рамках предложенных условий и требований. корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
-умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач:
-смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
-умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
-формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.
Предметные результаты:
-понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX - XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
-понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
-умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
-определение в про изведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
собственная интерпретации (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные и домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;
-понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание учебного предмета.
Введение
Литература и ее роль в духовной жизни человека.
Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.
Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).
Из древнерусской литературы
Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.
«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.
Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.
Из литературы ХVIII века
Характеристика русской литературы XVIII века. Гражданский пафос русского классицизма.
Михаил Васильевич Ломоносов
Жизнь и творчество. (Обзор.) Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.
«Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.
Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.
Гавриил Романович Державин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.
«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.
Александр Николаевич Радищев
Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении.
Теория литературы. Жанр путешествия.
Николай Михайлович Карамзин
Слово о писателе.
Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.
Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия ХIХ века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе. – 1ч.
Василий Андреевич Жуковский
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Море». Романтический образ моря.
«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.
«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Александр Сергеевич Грибоедов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.
Александр Сергеевич Пушкин
Жизнь и творчество. (Обзор.)
Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».
Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...
Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.
«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.
Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).
«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.
Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).
Михаил Юрьевич Лермонтов
Жизнь и творчество. (Обзор.)
«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.
Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).
Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.
Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Есть речи – значенье…» (1824),»предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали…». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.
Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).
Николай Васильевич Гоголь
Жизнь и творчество. (Обзор)
«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.
Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.
Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).
Александр Николаевич Островский
. Слово о писателе.
«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и приказчик Митя — положительные герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.
Теория литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).
Федор Михайлович Достоевский
Слово о писателе.
«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
Теория литературы. Повесть (развитие понятия).
Лев Николаевич Толстой
Слово о писателе.
«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.
(Автобиографическая трилогия Л.Толстого предлагается для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя.)
Антон Павлович Чехов
Слово о писателе.
«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.
«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.
Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.
Из поэзии XIX века-1ч.
Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.
Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.
Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.
Иван Алексеевич Бунин
Слово о писателе.
Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.
Михаил Афанасьевич Булгаков
Слово о писателе.
Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.
Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).
Михаил Александрович Шолохов
Слово о писателе.
Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.
Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).
Александр Исаевич Солженицын
Слово о писателе.
Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.
Теория литературы. Притча (углубление понятия).
Из русской поэзии XX века
Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.
Штрихи к портретам
Александр Александрович Блок
Слово о поэте.
«Ветер принес издалека...», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.
Сергей Александрович Есенин
Слово о поэте.
«Вот уж вечер...»,»Письмо к женщине» «Не жалею, не зову, не плачу...», «Край ты мой заброшенный…»,«Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.
Владимир Владимирович Маяковский
Слово о поэте
«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок) и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.
Марина Ивановна Цветаева
Слово о поэте.
«Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?..», «Родина», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.
Николай Алексеевич Заболоцкий
Слово о поэте.
«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.
Анна Андреевна Ахматова
Слово о поэте.
Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Пушкин», «Подорожник», «АNNO DOMINI », «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.
Борис Леонидович Пастернак
Слово о поэте.
«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всем мне хочется дойти...», «Быть знаменитым некрасиво…». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.
Александр Трифонович Твардовский
Слово о поэте.
«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит под Ржевом». Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.
Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).
Песни и романсы на стихи поэтов XIX—XX веков
А.С.Пушкин. «Певец»; М.Ю.Лермонтов. «Отчего»; В.Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарою под рукою…»); Н.Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); Е.А.Баратынский. «Разуверение»; Ф.Тютчев. «К.Б.» («Я встретил вас- и все былое…»); А.Толстой. «Средь шумного бала, случайно…»; А.Фет. «Я тебе ничего не скажу…»; А.Сурков. «бьется в тесной печурке огонь…»; К.Симонов. «Жди меня, и я вернусь…»; Н.Заболоцкий. «Признание» и др. Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Античная лирика
Гай Валерий Катулл
Слово о поэте.
«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).
Гораций. Слово о поэте.
«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.
Данте Алигьери
Слово о поэте.
«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы Универсально-философский характер поэмы.
Уильям Шекспир
Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.
«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).
Иоганн Вольфганг Гете- Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.
«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).
Теория литературы. Философско-драматическая поэма.
Особое место при изучении произведений русской и зарубежной литературы уделено теме коррупции в мире.
Тематическое планирование по литературе в 9 классе |
|||||||
№ |
Дата проведения
|
Наименование разделов и тем уроков |
Кол-во часов |
||||
Плановая |
Скорректированная |
||||||
|
5.09 |
I четверть Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся. |
1 |
||||
|
6.09. |
Литература Древней. .«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. |
1 |
||||
|
7.09 |
Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка. |
1 |
||||
|
12.09 |
Классицизм в русском и мировом искусстве. Особенности русского классицизма |
1 |
||||
|
13.09 |
М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». |
1 |
||||
|
14.09 |
М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». |
1 |
||||
|
19.09 |
Г.Р. Державин. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Тема коррупции в поэзии Державина |
1 |
||||
|
20.09 |
Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». |
1 |
||||
|
21.09 |
А.Н.Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение русской действительности. |
1 |
||||
|
26.09. |
Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия. |
1 |
||||
|
27.09 |
Н.М.Карамзин. Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза» |
1 |
||||
|
28.09 |
«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. |
1 |
||||
|
03.10 |
Сочинение «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений) |
1 |
||||
|
04.10 |
Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. |
1 |
||||
|
05.10 |
Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». |
1 |
||||
|
10.10 |
В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. |
1 |
||||
|
11.10 |
А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга. |
1 |
||||
|
12.10 |
А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Особенности композиции комедии Тема коррупции в произведении |
1 |
||||
|
17.10\ 18.10 |
Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума». |
2 |
||||
|
19.10 24.10 |
Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей. |
2 |
||||
|
25.10 |
Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Обучение анализу эпизода драматического произведения . |
1 |
||||
|
26.10 |
Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума». |
1 |
||||
II четверть |
|||||||
|
07.11. |
А.С. Пушкин: жизнь и творчество Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина. |
1 |
||||
|
08.11 |
Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. |
1 |
||||
|
09.11 |
Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. |
1 |
||||
|
14.11 |
Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения. |
1 |
||||
|
15.11 |
Основные мотивы лирики А.С.Пушкина. Обобщающий урок |
1 |
||||
|
16.11 |
А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. |
1 |
||||
|
21.11 |
Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. |
1 |
||||
|
22.11 |
Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. |
1 |
||||
|
23.11 |
Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга |
1 |
||||
|
28.11 |
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем |
1 |
||||
|
29.11 |
Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. |
1 |
||||
|
30.11 |
Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. |
1 |
||||
|
05.12 |
Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин» |
1 |
||||
|
06.12 |
А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». |
1 |
||||
|
07.12 |
М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике |
1 |
||||
|
12.12 |
Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова |
1 |
||||
|
13.12 |
Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. |
1 |
||||
|
14.12 |
Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. Своеобразие темы России. |
1 |
||||
|
19.12 |
М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе. Особенности композиции. |
1 |
||||
|
20.12 |
Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч» |
1 |
||||
|
21.12 26.12 |
«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. 1.«Тамань», 2.«Княжна Мери», «Фаталист» |
2 |
||||
|
27.12 |
Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина |
1 |
||||
|
28.12 |
Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина |
1 |
||||
III четверть. |
|||||||
|
09.01 |
Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени». Подготовка к сочинению |
1 |
||||
50-51 |
10.01 11.01 |
Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтову |
2 |
||||
52 |
16.01 |
Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. «Мертвые души». Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. |
1 |
||||
53-54 |
17.01 18.01 |
Р.Р. Галерея человеческих типов «Мертвые души». Обучение анализу эпизода. |
2 |
||||
55 |
23.01 |
Образ города в поэме «Мертвые души» |
1 |
||||
56 |
24.01 |
Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Тема коррупции в произведении |
1 |
||||
57-58 |
25.01 30.01 |
Р.Р.1.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. 2«Мертвые души» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению |
2 |
||||
59 |
31.01 |
А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. |
1 |
||||
60 |
01.02 |
Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». |
1 |
||||
61 |
06.02 |
Ф.М. Достоевский. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . |
1 |
||||
62 |
07.02 |
Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Развитие понятия о повести |
1 |
||||
63 |
08.02 |
Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии |
1 |
||||
64 |
13.02 |
А.П. Чехов. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века Тема коррупции в произведении |
1 |
||||
65 |
14.02 |
А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире |
1 |
||||
66 |
15.02 |
Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». |
1 |
||||
67 |
20.02 |
Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. |
1 |
||||
68 |
21.02 |
Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений. |
1 |
||||
69 |
22.02 |
И.А. Бунин. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. |
1 |
||||
70 |
27.02 |
Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». |
1 |
||||
71 |
28.02 |
М.А. Булгаков. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. Тема коррупции в произведении |
1 |
||||
72 |
01.03. |
Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. |
1 |
||||
73 |
06.03 |
М.А. Шолохов. «Судьба человека».Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. |
1 |
||||
74 |
07.03 |
Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека» |
1 |
||||
75 |
13.03 |
ВОВ в творчестве русских писателей |
1 |
||||
76 |
14.03 |
А.И.Солженицын. «Матренин двор». Тема праведничества в рассказе |
1 |
||||
77 |
15.03 |
Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы |
1 |
||||
78 |
20.03 |
Контрольная работа ( тестирование) по произведениям второй половины XIX и ХХ века |
1 |
||||
79 |
21.03 |
Русская поэзия «серебряного века». |
1 |
||||
80 |
22.03 |
А.А. Блок. Страницы жизни. Высокие идеалы и предчувствие перемен. |
1 |
||||
IV четверть |
|||||||
81 |
03.04 |
С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина |
1 |
||||
82 |
04.04 |
Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. |
1 |
||||
83-84 |
05.04 -10.04 |
1.В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок).2. Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии. Маяковский о труде поэта |
2 |
||||
85 |
11.04 |
М.И. Цветаева. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. Особенности поэтики Цветаевой |
1 |
||||
86 |
12.04 |
«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». |
1 |
||||
87 |
17.04 |
Н.А. Заболоцкий. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. |
1 |
||||
88 |
18.04 |
А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике. |
1 |
||||
89 |
19.04 |
А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики.. |
1 |
||||
90 |
24.04 |
Б.Л.Пастернак. Вечность и современность в стихах о природе и любви. |
1 |
||||
91-92 |
25.04 26.04 |
А.Т. Твардовский: 1.Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. 2.«Я убит подо Ржевом…». Проблемы интонации стихов о войне |
2 |
||||
93 |
02.05 |
Внеклассное чтение Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков |
1 |
||||
94 |
03.05 |
Зачетное занятие по русской лирике ХХ века |
1 |
||||
95 |
08.05 |
Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Гораций.. Поэтические заслуги стихотворцев. |
1 |
||||
96 |
10.05 |
Данте Алигьери. «Божественная комедия» (фрагменты ) Тема коррупции в произведении |
1 |
||||
97 |
15.05 |
У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.) |
1 |
||||
98 |
16.05 |
Трагизм любви Гамлета и Офелии. Гамлет как вечный образ мировой литературы |
1 |
||||
99 |
22.05 |
И.-В.Гете. «Фауст» (Обзор.) Поиски справедливости и смысла человеческой жизни |
1 |
||||
100 |
23.05 |
Итоговое сочинение по курсу 9 класса |
1 |
||||
101102 |
24.05 |
Обобщение курса Л. 9 класса. Защита проектов. Итоги года и задания на лето |
1 |
Приложение
Учебно-тематический план.
Содержание |
Кол-во часов |
Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека. |
1 |
Из древнерусской литературы. |
2 |
Из литературы XVIII века. |
10 |
Из литературы XIX века. |
54 |
Из литературы XX века. |
27 |
Из зарубежной литературы. |
8 |
ИТОГО |
102 |
Информационно-методическое обеспечение
Учебники Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. Просвещение 2014.
Учебные пособия: Коровина В.Я., Коровин В.И., Забарский И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2008-2013
Н.В.Беляева, О.Е.Еремина.Уроки литературы в 9 классе. Книга для учителя. М.,Просвещение, 2009.
Русские писатели. Библиографический словарь. В 2 частях. П.А.Николаева. – Москва: «Просвещение», 1990.
«Первое сентября» http://festival.1 september.ru.
Критерии оценивания знаний, умений, навыков обучающихся по литературе
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учащихся по литературе и русскому языку.
Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать:
1) полноту и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Балл |
Степень выполнения учащимся общих требований к ответу |
«5» |
1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка. |
«4» |
ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого. |
«3» |
ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого |
Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка «1» не ставится.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Критерии и нормативы оценки СОЧИНЕНИЙ
Критериями оценки содержания и композиционного оформления сочинений являются:
соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность и логичность изложения;
правильное композиционное оформление работы.
Нормативы оценки содержания и композиции сочинений выражаются в количестве фактических (см. 1-3-й критерии) и логических (см. 4-й и 5-й критерии) ошибок и недочетов. Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.
Критерии и нормативы оценки языкового оформления
Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:
богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
правильность и уместность употребления языковых средств.
Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.
Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).
Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.
Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.
Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.
Сочинение оценивается двумя оценками: первая – за содержание работы и речь, вторая – за грамотность (в журнале ее рекомендуется ставить на странице «Русский язык» и учитывать при выставлении итоговой оценки по русскому языку)
При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).
При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.
Основные критерии оценки за изложение и сочинение
Оценка |
Содержание и речь |
Грамотность |
«5» |
1.Содержание работы полностью соответствует теме. 2.Фактические ошибки отсутствуют. 3.Содержание излагается последовательно. 4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета. |
Допускаются: I орфографическая, или I пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки |
«4» |
1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. |
Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки |
|
1.В работе допущены существенные отклонения 2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения 4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недо- четов в содержании и 5 речевых недочетов. |
Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орф. и 5 пунк.,или 7 пунк. при отсутствии орфографических (в 5 кл.- 5 орф. и 4 пунк., а также 4 грамматических ошибки |
«2» |
Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов |
Допускаются: 7 орф. и 7 пунк. ошибок, или 6 орф. и 8 пунк., или 5 орф. и 9 пунк., или 9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк., а также 7 грамматических ошибок |